-возможность адаптации к меняющимся требованиям рынка; -хороший уровень автоматизированных средств, которые используются для получения требуемых результатов.
На инновационную экономику оказывают влияние две основных групп факторов:
-те, которые формируют условия для внедрения инноваций; -влияющих на мотивацию субъектов, которые имеют возможности влияния на создание и продвижение инноваций.
В первой группе речь идет о создании предприятий, связанных с инновационной деятельностью, и использующих актуальные научные разработки.
Во второй группе можно отметить элемент предпринимательства, который связан с заинтересованностью использования нововведений для совершенствования производства и технологических процессов.
Использованные источники:
1. Самойлова У.А. О некоторых характеристиках управления предприятием / Вестник Воронежского института высоких технологий. 2014. № 12. С. 176179.
2. Жидко Е.А., Лелецкий Д.Н. Сбалансированная система показателей эффективности проектного управления / Вестник Воронежского института высоких технологий. 2016. № 2(17). С. 101-104.
3. Москальчук Ю.И., Наумова Е.Г., Киселева Е.В. Проблемы оптимизации инновационных процессов в организациях / Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2013. № 2. С. 10.
6. Исакова М.В., Горбенко О.Н. Об особенностях систем управления персоналом // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2014. № 12. С. 168-171.
7. Ряжских А.М., Преображенский Ю.П. Построение стохастических моделей оптимизации бизнес-процессов // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2008. № 3. С. 079-081.
УДК 347.195
Мкртчан Г.А. магистрант 3-го курса юридический факультет Караев Р.Ш. научный руководитель «РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАЗЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Аннотация. В статье рассмотрено правовое положение казенных предприятий как субъектов финансовых правоотношений.
Проанализированы характерные особенности данных отношений, возникающих при создании, распределении и использовании децентрализованных фондов денежных средств. Выявлено, что рыночная экономика не может существовать без государственного сектора и обосновано необходимость совершенствования управления государственным и муниципальным имуществом.
Ключевые слова: имущество; финансовые правоотношения; казенные предприятия; государственный сектор.
Mkrtchan G.A., master of the 3rd course of law department, The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of
Economics, Russia, Pyatigorsk Scientific adviser: Karaev R.Sh., The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of
Economics, Russia, Pyatigorsk FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF THE STATE ENTITIES AT THE PRESENT STAGE
Аbstrаct. In article the legal status of the state entities as subjects offinancial legal relationship is considered. Characteristics of these relations arising during creation, distribution and use of the decentralized funds of a money are analysed. It is revealed that the market economy can't exist without a public sector and it is proved need of enhancement of management of the state-owned and municipal property.
Keywords: property; financial legal relationship; state entities; public sector.
В современной России прослеживается фактически второе рождение казенных предприятий и определение их гражданско-правового статуса требует новых глубоких научных разработок с целью выявления теоретических и практических проблем, связанных с деятельностью казенных предприятий.
Казенные предприятия являются специфическими субъектами финансового права, сформированные на праве оперативного управления и реализующие публичные и национальные интересы76.
Юридические факты или события, представляют собой законодательно закрепленные за отдельными физическими или юридическими лицами возникновения, изменения и прекращения финансовых прав и обязанностей.
В частности, возникновение финансовых правоотношений как правило осуществляется на основании индивидуального или нормативно-правового акта. Изменение финансовых правоотношений также происходит на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и
76 Тихомиров Ю.А. Публичное право: падение и взлеты // Государство и право. 1996. № 1. С. 5.
событий77. К примеру, факт уменьшения или приумножения объема бюджетных ассигнований порождает изменение возникшего правоотношения.
Результатом прекращения финансовых правоотношений может быть: использование отпущенных бюджетных ассигнований; взыскание просроченного платежа (недоимки) или своевременное погашение финансового обязательства и т.д. 78
Для финансовых правоотношений характерно следующее: 1) их возникновение и функционирование осуществляется в процессе планового аккумулирования, распределения и использования государственных или муниципальных денежных фондов; 2) они носят публичный характер, поскольку являются разновидностью имущественных отношений; 3) в лице компетентных органов или должностных лиц требуется обязательное участие государства или муниципального образования; 4) субординационный характер финансовых правоотношений построен по схеме «власть -подчинение»; 5) недобросовестный участник финансового правоотношения несет ответственность непосредственно перед государством79.
Полагаем, что все эти аспекты уместны и в отношении казенных предприятий как субъектов финансовых правоотношений, а именно отношений, возникающих при создании, распределении и использовании их децентрализованных фондов денежных средств.
Переходя к рассмотрению непосредственного правового положения казенных предприятий как субъектов финансовых правоотношений, отметим, что совершенствование управления государственным и муниципальным имуществом является стратегически важным и экономически целесообразным приоритетом для РФ на современном этапе развития, поскольку казенные предприятия являются одной из немногих структур, обеспечивающих реализацию первоочередных экономических задач государства.
Исходя из существующей в РФ практики, государство создает казенные предприятия в отраслях хозяйства наиболее экономически ценных, в которых может создаваться повышенная норма прибыли (например, почта, связь) или, наоборот, в которых требуются дотации из бюджета (например, оборонные отрасли промышленности)80.
Таким образом, проведя анализ правового положения казенных предприятий как субъектов финансовых правоотношений, мы пришли к следующим выводам.
77 Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Выпуск 27. Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27). С. 30-33.
78 Финансовое право / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толсто пятенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2014. С. 49.
79 Крохина Ю.А. Финансовое право России. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 104.
80 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2011. С. 238.
Казенные предприятия являются субъектами финансовых правоотношений, под которыми представляется возможным понимать общественные отношения, возникающие при создании, распределении и использовании децентрализованных фондов денежных средств. Данные отношения урегулированы нормами финансового права. Как субъекты финансовых правоотношений казенные предприятия обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями, участвуют в правоотношениях по финансированию, управлению публичными доходами и контролю за их формированием, распределением и использованием.
В результате можно утверждать, что рыночная экономика не может существовать без государственного сектора, в котором казенные предприятия выполняют поставленные перед ними задачи по наиболее продуктивному удовлетворению публичных и национальных интересов. В настоящее время казенные предприятия переживают свое перерождение и их правовой статус заметно отличается от дореволюционного и советского периода. Несмотря на невысокую рентабельность, их существование обусловлено непосредственной связью с государством или отдельно взятым муниципальным образованием.
Совершенствование управления государственным и муниципальным имуществом на современном этапе развития является стратегически важным и экономически целесообразным приоритетом для финансовой системы страны в целом.
Использованные источники:
1. Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Выпуск 27. Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27).
2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2011.
3. Крохина Ю.А. Финансовое право России. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
4. Тихомиров Ю.А. Публичное право: падение и взлеты // Государство и право. 1996. № 1.
5. Финансовое право / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2014.