Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО ФИНАНСОВО-ПРАВОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО ФИНАНСОВО-ПРАВОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ФИНАНСОВАЯ СФЕРА / КОНТРОЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / BUDGETARY RIGHT / RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE BUDGETARY LEGISLATION / FINANCIAL SPHERE / CONTROL / ADMINISTRATIVE OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цховребов В.С.

В статье рассмотрены этапы формирования финансовой системы, определяющей правовую ответственность в бюджетной сфере. Выявлены противоречия и сложность применения норм об ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В результате ретроспективного анализа выявленные просчеты, ошибки и прогрессивные аспекты в формировании законодательной базы, регулирующей исследуемую сферу, позволят определить пути ее дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION ESTABLISHING FINANCIAL AND LEGAL RESPONSIBILITY IN THE BUDGETARY SPHERE

In article stages of formation of the financial system defining legal responsibility in the budgetary sphere are considered. Contradictions and complexity of use of norms on responsibility for violation of the budgetary legislation are revealed. As a result of the retrospective analysis the revealed miscalculations, mistakes and progressive aspects in formation of the legislative base regulating the explored sphere will allow to define ways of its further improvement.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО ФИНАНСОВО-ПРАВОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ»

УДК 342

Цховребов В.С. студент 3 курса магистратуры научный руководитель: Караев Р.Ш., к.юр.н.

доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО ФИНАНСОВО-ПРАВОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ Аннотация. В статье рассмотрены этапы формирования финансовой системы, определяющей правовую ответственность в бюджетной сфере. Выявлены противоречия и сложность применения норм об ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В результате ретроспективного анализа выявленные просчеты, ошибки и прогрессивные аспекты в формировании законодательной базы, регулирующей исследуемую сферу, позволят определить пути ее дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: бюджетное право, ответственность за нарушение бюджетного законодательства, финансовая сфера, контроль, административные правонарушения.

Tskhovrebov V.S.

3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Karaev R.Sh.

Candidate of Juridical Sciences, assistant professor The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION ESTABLISHING FINANCIAL AND LEGAL RESPONSIBILITY IN THE

BUDGETARY SPHERE Abstract. In article stages of formation of the financial system defining legal responsibility in the budgetary sphere are considered. Contradictions and complexity of use of norms on responsibility for violation of the budgetary legislation are revealed. As a result of the retrospective analysis the revealed miscalculations, mistakes and progressive aspects in formation of the legislative base regulating the explored sphere will allow to define ways of its further improvement.

Keywords: budgetary right, responsibility for violation of the budgetary legislation, financial sphere, control, administrative offenses.

Вопросы, связанные с нарушением правовых предписаний в финансовой сфере, а также установление мер должной ответственности оставались в центре внимания законодателя на протяжении всего периода существования государства. В период образования Русского централизованного государства управленческая система была достаточно проблематичной, поскольку сам процесс осложнялся множеством обычаев, которые царили в племенах, вошедших в его состав. Поэтому основной целью того времени было объединение законов и их унификация на всей территории Российского государства.

Иллюстрацией развития российского законодательства в финансовой сфере является его периодизация с IX века по настоящее время.

В период с IX по XIV вв. государственное управление велось на основе обычаев и традиций, нашедших отражение в положениях «Русской Правды», определяющих денежные отношения, денежные единицы - куне и отношения о кредитах и займах. В данном документе предусматривалась ответственность за нарушения в финансовой сфере: «Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны» 154.

Налоговая политика XVI по XVIII вв. служила важнейшим средством первоначального накопления капитала в России. Главным сводом законов Российского государства этого периода, регулирующим податные отношения (отношения по налогообложению), стало «Соборное уложение» 1649 г., в котором нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, собственности, суда и др., а также устанавливалась для владельцев крестьян ответственность, которую, на наш взгляд, можно отнести к финансовой (налоговой). «... за сокрытие беглых назначает взыскание с приемщика как за государевы подати, так и за помещичье и доход по десяти рублев на год» 155.

Эпоха Петра I отмечалась колоссальными преобразованиями в финансовой системе 156. Данное время отмечено увеличением количества налогов (рекрутских, корабельных, драгунских, седельных, подворных и др.) и расширением круга налогоплательщиков, также широким развитием различных оброчных сборов, казенных монополий на вино, меха, икру, смолу, расширением доходов, особенно от монетного дела, введением подушной подати. В тоже время рост обложения сопровождался и ростом

154 Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды М.: Издательство Московского Университета, 1953. С. 77.

155 Законодательные памятники русского централизованного государства XV-XVII вв. Соборное уложение 1649. Текст, комментарии. Ленинград: Изд-во Наука. Ленинградское отд. 1987. С 314.

156 Хромов П.А. Экономическая история СССР: Первобытнообщинный и феодальный способы производства в России. М.: Высшая школа. 1988. С. 216.

недоимок, неплательщиков податей ставили «на правеж». 157. В 1719 г. Ревизио-контора и составляла часть канцелярии Сената, основной задачей которой являлась проверка счетов по государственным доходам и расходам, как в денежном, так и в натуральном выражении 158.

Новыми веяниями ознаменован период с XIX по XX вв., в котором происходят изменения не только в законодательстве, но и в научной сфере. Отмечаются научные идеи М.М. Сперанского, изложенные в 1810 г. в труде «План финансов», содержащий конкретный план преобразования финансовой системы России, но по замечанию Д.Н. Маслова, , данная система российского бюджетного права, не имела четкой организации бюджетного управления, поскольку отсутствовал действенный контроль в бюджетной сфере 159. Также Бюджетные акты того времени послужили толчком в развитии финансового, а именно бюджетного законодательства в России, из которых был образован Свод законов Российской империи 1832 г., ставший официальным собранием действующих законов.

После Октябрьской революции 1917 г. развитие советского финансового, в том числе и бюджетного права шло поэтапно:

До середины 1918 г. осуществлялось уничтожение частной собственности на землю, национализация большей части хозяйства, монополизация банков, но существовала децентрализация государственной власти, что сказывалось на управлении финансами в стране.

В эпоху военного коммунизма, главные промышленные отрасли экономики сосредотачивались в руках государства, а остальные развивались на условиях частной инициативы. Экономическая политика основывалась на новых принципах организации управления, продекларированных на X съезде РКП (б). В указанный период осуществлялись попытки проведения кодификации административного права, регулирующего в том числе и сферу финансов, но данный процесс не увенчался успехом.

С середины 60-х гг. финансовый контроль в бюджетной сфере осуществлялся Министерством финансов СССР в соответствии с «Положением о министерстве финансов СССР». За незаконное расходование бюджетных средств осуществлялось ограничение или приостановление финансирования из госбюджета, а также взыскивал с плательщиков своевременно не перечисленные налоговые и неналоговые платежи в бюджет 160.

В 80-е гг. XX в. формируются Основы законодательства СССР об административных правонарушениях, нормы которой не содержали составов правонарушений в области финансов. Последующее принятие Кодекса

157 Захаров В.В. Реформирование личных способов принудительного исполнения судебных решений по гражданским делам в России в XVIII в.// Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2010. № 2. URL: http//scientific- notes.ru/pdf/014-19.

158 Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2014. С. 157.

159 Маслов Д.Н. Развитие бюджетного законодательства и финансовая деятельность Российской империи в конце XIX - начале XX вв.: дисс. ... канд. юрид. наук. СПб. 2010. С. 208.

160 Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2014. С. 161.

РСФСР об административных правонарушениях закрепило в главе 12 составы административных правонарушений в области торговли и финансов. В 2002 г. в Кодексе РФ об административных правонарушениях была выделена самостоятельная глава (гл. 15), посвященная правонарушениям в области финансов.

Важную роль в регулировании бюджетных отношений в XX столетии сыграл Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1, устанавливающего самоограничение государства в сфере имущественного изъятия средств предприятий в бюджет, а по мнению многих ученых161, следующий этап становления и развития института бюджетно-правовой ответственности начинается с момента принятия Федерального закона «О Счетной Палате РФ» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ и образованием данного постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), подотчетного Федеральному Собранию. К основным задачам Счетной палаты РФ следует отнести организацию и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а при выявлении нарушений в бюджетной сфере, направлять информационные письма, содержащие предписания о применении бюджетных мер принуждения, а также передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Полноценное законодательное закрепление ответственности за нарушение бюджетного законодательства осуществляется в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995 г. № 39-ФЗ. Однако эти нормы имели ограничение временное, т.е. действовали в течении текущего года. Практический опыт применения норм об ответственности за нарушение бюджетного законодательства показал хроническое неисполнение законов о бюджетах вплоть до 1998 гг., что указывало на неэффективность механизмов законодательного регулирования привлечения к ответственности.

В этой связи в принятом в 1998 г. БК РФ, по вопросу об ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ была выделена часть IV, устанавливающая общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ; правовое положение субъектов бюджетных правоотношений; основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ; порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Принятие названного нормативного

161 Власова Г.К. Некоторые вопросы изучения финансово-правового института бюджетной ответственности. // Труды филиала МГЮА в г. Вологде. Вып. 2. Вологда: МГЮА. 2004. С. 39.

правового акта по мнению ученых 162, стало важной вехой в развитии законодательства в бюджетной сфере. Однако содержащиеся в ней стати об ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ были весьма противоречивы, а наличие пробелов и концептуальная непроработанность категориального аппарата позволяла нарушителям бюджетной сферы уходить от ответственности. В следствии указанных проблем Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 июля 2013 № 252-ФЗ часть IV БК РФ была существенно изменена.

Проведенный исторический анализ зарождение и развитие института финансовой ответственности показал наличие его взаимосвязи с развитием российской системы государственного управления и в частности бюджетного права. Бюджетное законодательство РФ развиваясь сначала в контексте административного права, затем переросло в самостоятельную отрасль, содержащую на современном этапе правовое регулирование с установлением составов бюджетных нарушений, оснований и порядка привлечения к ответственности и применения к виновным бюджетных мер принуждения.

Противоречивый характер развития норм, устанавливающих ответственность за нарушения финансового законодательства на различных исторических этапах, ограничивал качество их правоприменения. Обращение к ретроспективному анализу становления и развития института финансово-правовой ответственности в бюджетной сфере позволит выявить просчеты, ошибки и прогрессивные аспекты в формировании законодательной базы, регулирующей данную сферу, что даст почву для научного осмысления положений, определяющих нынешнее состояние отрасли и перспективы ее дальнейшего совершенствования.

Использованные источники:

1. Власова Г.К. Некоторые вопросы изучения финансово-правового института бюджетной ответственности. // Труды филиала МГЮА в г. Вологде. Вып. 2. Вологда: МГЮА. 2004. С. 39.

2. Законодательные памятники русского централизованного государства XV-XVII вв. Соборное уложение 1649. Текст, комментарии. Ленинград: Изд-во Наука. Ленинградское отд. 1987. С 314.

3. Захаров В.В. Реформирование личных способов принудительного исполнения судебных решений по гражданским делам в России в XVIII в. // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2010. № 2. URL: http//scientific- notes.ru/pdf/014-19.

4. Маслов Д.Н. Развитие бюджетного законодательства и финансовая деятельность Российской империи в конце XIX - начале XX вв.: дисс. ...

162 Шеховцева Е.В. Ответственность за нарушение законодательства в бюджетной сфере: дисс. ... канд. юрид. наук / Е.В. Шеховцева. СПб. 2006. С. 3.

канд. юрид. наук. СПб. 2010. С. 208.

5. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды М.: Издательство Московского Университета, 1953. С. 77.

6. Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2014. С. 157.

7. Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2014. С. 161.

8. Хромов П.А. Экономическая история СССР: Первобытнообщинный и феодальный способы производства в России. М.: Высшая школа. 1988. С. 216.

9. Шеховцева Е.В. Ответственность за нарушение законодательства в бюджетной сфере: дисс. ... канд. юрид. наук / Е.В. Шеховцева. СПб. 2006. С. 3.

УДК 342

Цховребов В.С. студент 3 курса магистратуры научный руководитель: Караев Р.Ш., к.юр.н.

доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ СОСТАВА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В

БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ Аннотация. В статье рассматривается понятие «бюджетное правонарушение», устанавливаются его признаки и определяется состав бюджетного правонарушения. На основе анализа научных положений устанавливается необходимость дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства.

Ключевые слова: рыночные механизмы, финансово-правовой институт, бюджетное правонарушение, бюджетная система, бюджетные меры принуждения.

Tskhovrebov V.S. 3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Karaev R.Sh. Candidate of Juridical Sciences, assistant professor The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics PROBLEMS OF IDENTIFICATION OF STRUCTURE OF OFFENCES IN THE BUDGETARY SPHERE Abstract. In article the concept "budgetary offence" is considered, its signs are established and the structure of the budgetary offense is defined. On the basis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.