Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ БЮДЖЕТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ БЮДЖЕТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ НАРУШЕНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА / BUDGETARY VIOLATION / BUDGETARY LEGISLATION / OFFENSE / RESPONSIBILITY / BUDGETARY SYSTEM / FINANCIAL CONTROL / BUDGETARY SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степашкина Е.Н., Чекушкина Д.О.

В статье рассматривается законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в бюджетной сфере, развивающееся исключительно в контексте исторических событий и изменений, связанных с государственным устройством. Бюджетные нарушения нашли свое отражение в различных нормативных правовых актах, которые послужили основой для развития и совершенствования юридической науки и законодательной инициативы в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ASPECT OF BUDGETARY RESPONSIBILITY

In article the legislation establishing responsibility for violations in the budgetary sphere, developing only in the context of the historical events and changes connected with state system is considered. The budgetary violations have found the reflection in various regulations, which have formed a basis for development and improvement of jurisprudence and a legislative initiative further.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ БЮДЖЕТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

УДК 342.951:330.53

Степашкина Е.Н., к.э.н.

доцент

кафедра государственного и административного права

Чекушкина Д. О. студент магистратуры 2 курса направление «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Россия, г. Саранск РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ БЮДЖЕТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в бюджетной сфере, развивающееся исключительно в контексте исторических событий и изменений, связанных с государственным устройством. Бюджетные нарушения нашли свое отражение в различных нормативных правовых актах, которые послужили основой для развития и совершенствования юридической науки и законодательной инициативы в дальнейшем.

Ключевые слова: бюджетное нарушение, бюджетное законодательство, правонарушение, ответственность, бюджетная система, финансовый контроль, бюджетная сфера.

Stepashkina E.N., candidate of economic Sciences, associate Professor of

the Department of State and Administrative Law Ogarev Mordovia State University Russia, Saransk Chekyshkina D. O. undergraduate course 2 direction "jurisprudence" Ogarev Mordovia State University Russia, Saransk

RETROSPECTIVE ASPECT OF BUDGETARY RESPONSIBILITY

Abstract. In article the legislation establishing responsibility for violations in the budgetary sphere, developing only in the context of the historical events and changes connected with state system is considered. The budgetary violations have found the reflection in various regulations, which have formed a basis for development and improvement of jurisprudence and a legislative initiative further.

Keywords: budgetary violation, budgetary legislation, offense, responsibility, budgetary system, financial control, budgetary sphere.

Развитие финансовых отношений обуславливает изменение бюджетного законодательства и совершенствование института бюджетной ответственности как составной части правового регулирования отношений в области бюджета [1]. Законодательство о бюджетных нарушениях имеет свою

непростую историю.

В период действия строгой плановой экономики советским законодателем не выделялся специальный состав преступления, предусматривающего ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств [2, с.87]. К уголовной ответственности привлекались за совершение должностных преступлений. Соответствующие составы определял УК РСФСР 1922 года [3]: злоупотребление властью (ст. 105), превышение власти (ст. 106). Помимо этих общих должностных преступлений УК РСФСР 1922 года включал в себя состав, который также мог быть квалифицирован в случае нарушения бюджетной дисциплины: злоупотребление властью, превышение или бездействие власти и халатное отношение к службе, если в результате таковых последовало расстройство центральных или местных хозяйственных аппаратов производства, распределения или снабжения, или расстройство транспорта, заключение явно невыгодных для государства договоров или сделок, или всякий иной подрыв и расточение государственного достояния в ущерб интересам трудящихся (ст. 110), присвоение должностным лицом денег или иных ценностей (ст. 113).

Предельная санкция, показывающая важность для государства охраны государственной собственности от преступного посягательства, - расстрел (также и в УК РСФСР 1926 года [4]). В УК РСФСР 1960 года [5] законодателем была упрощена конструкция составов должностных преступлений. Оставлены нормы: злоупотребление властью или служебным положением (ст. 170), превышение власти или служебного положения (ст. 171), халатность (ст. 172).

С середины 60-х годов финансовый контроль в области бюджета осуществляли органы общей компетенции [6, с.1956]. Министерство финансов СССР в соответствии с «Положением о министерстве финансов СССР» осуществляло контроль за точным исполнением государственного бюджета всеми министерствами и ведомствами СССР, бюджетными учреждениями и организациями, за соблюдением установленных правил кассового исполнения бюджета. При наличии фактов незаконного расходования бюджетных средств Минфин СССР имел право ограничивать, а также приостанавливать финансирование из госбюджета, а также взыскивать с плательщиков своевременно не перечисленные налоговые и неналоговые платежи в бюджет [7].

Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик об административных правонарушениях (принятые 23 октября 1980 года) [8], не содержали составов правонарушений в области финансов. Они закрепляли «установление» административной ответственности за нарушение правил в различных сферах, в том числе за нарушение правил обращения валюты.

В начале 1990-х гг. был принят целый пакет законодательных актов о бюджетах разных видов и уровней [9]. Однако в этих законах не было упоминания ни о бюджетных правонарушениях, ни о соответствующих

санкциях за их совершение.

Впервые ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в российском бюджетном законодательстве появилась в Указе Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О федеральном казначействе» [10]. В нем достаточно жестко прозвучало требование соблюдать бюджетную дисциплину. Более развернутое закрепление было установлено Положением о федеральном казначействе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. Органам казначейства предоставлялось право по результатам проверок требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения республиканского бюджета РФ, контролировать их устранение.

С 1995 г. начинается стремительное развитие института бюджетно-правовой ответственности, с принятием ФЗ «О Счетной Палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ и образованием постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), подотчетного Федеральному Собранию.

Таким образом, законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в бюджетной сфере развивалось исключительно в контексте исторических событий и изменений, связанных с государственным устройством, сначала в рамках только административного права, а затем и самостоятельно.

Использованные источники:

1. Долгинина Д.О., Степашкина Е.Н. О применении бюджетных мер ответственности // Огарев-online. - 2017. - № 3. - Режим доступа: http://journaLmrsu.ru/arts/primenenie-byudzhetnyx-mer-prinuzhdeniya-za-byudzhetnye-pravonarusheniya.

2. Имяреков, С. М. История управленческой мысли:учеб. пособие / С.М. Имяреков. - Саранск: Принт-Издат, 2017. - 200 с.

3. УК РСФСР 1922 г. // СУ РСФСР. - 1922. - № 15.

4. УК РСФСР 1926 года // СУ РСФСР. - 1926. - № 80.

5. УК РСФСР 1960 года. - М., 1961.

6. Самыгин, Д.Ю. Модель управления рабочим капиталом в аграрном бизнесе / Д.Ю. Самыгин, С.М. Имяреков, Е. Н. Степашкина // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т.17. № 10 (481). С.1951-1961. http://fin-izdat.ru/j ournal/analiz/

7. Степашкина, Е.Н. Финансовое право [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Степашкина. - Электрон. дан. - Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2015. // Систем. требования: Windows 2000/XP ; привод CD-ROM ; Internet Explorer 6.0 SP1 и выше. - Загл. с домашней страницы Интернета. - Режим доступа: http ://194.54.66.14/Me gaPro/Web.

8. Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик об административных правонарушениях (приняты ВС СССР 23.10.1980 №3145 -X) (ред. от 28.07.1988) // Свод законов СССР, т. 10, 1990. - 375 с.

9. Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991 г. // Экономика и жизнь. - 1991. - № 48.

10.Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» от 08.12.1992 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 14.12.1992, № 24, ст. 2101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.