ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАПЕЛЛАНОВ (ВОЙСКОВЫХ СВЯЩЕННИКОВ)
ВО ФРАНЦИИ
ЧЕЛПАНОВА Татьяна Михайловна,
советник-юрист
Межрегиональной общественной организации «Ветераны военной контрразведки». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию особенностей правового положения капелланов (войсковых священников) во Французской Республике. Исследовано законодательство Франции о капелланах.
Abstract: This article is devoted to the study of the peculiarities of the legal status of chaplains (military priests) in the French Republic. The French chaplains' legislation has been studied.
Ключевые слова: свобода вероисповедания, отношения между государством и религиозными организациями, капеллан, религиозные права, конституционное право, Франция.
Keywords: religious freedom, relations between the state and religious organizations, chaplain, religious rights, constitutional law, France.
Вопрос о правовом положении капелланов (войсковых священников) является одним из наиболее сложных в научном направлении, исследующем правовое регулирование отношений между государством и религиозными объединениями1.
В настоящей статье рассмотрен опыт Франции в регулировании правового статуса и организации деятельности капелланов (войсковых священников).
Первый акт, касающийся военного ка-пелланства во Франции, датируется 742 годом: тогда был издан указ Карломана (Карломан -майордом или, иначе, палатный мэр Австразии, северо-восточной части Франкского государства Меровингов, в 741-747 гг., из династии Пи-пинидов, позже - Каролинги), согласно которому священнослужителям запрещалось носить доспехи и принимать участие в сражениях, кроме как в целях проведения богослужений. Таким образом, именно тогда появились священники-капелланы (обладавшие официальным статусом), под руководством епископов образовавшие первое военное капелланство2.
Следующим ключевым нормативно-
правовым актом в данной сфере стал Закон Франции от 8 июля 1880 г. «Об отмене Закона от 20 мая - 3 июня 1874 года о военных капел-
3 -
ланах» , который продолжает действовать и в настоящее время.
При принятии данного акта в 1880 году во Франции было юридически закреплено правовое положение военного капелланства, деятельность которого, впрочем, была существенно ограничена. Военные капелланы могли исполнять свои функции, по сути, лишь во время ведения войны. В мирное же время деятельность военных капелланов ограничивалась во-
4
енными госпиталями или лагерями .
Постепенно, однако, были созданы постоянные капелланские службы на основании нормативно-правовых актов, принятых в первые годы Четвертой Республики.
Деятельность военных капелланов трёх видов Вооруженных сил (армия, авиация, флот) была урегулирована подробно Декретом от 1 июня 1964 г. № 64-498 «О регулировании государственного управления в отношении служи-
1 Понкин И.В. Светскость: конституционно-правовое исследование / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. - М.: Общественные объединения, 2002. - 308 с.
2 Historique / Diocèse aux armées françaises // <https://dioceseauxarmees.fr/historique.html>.
3 Закон Франции от 8 июля 1880 г. «Об отмене Закона от 20 мая -
3 июня 1874 г. о военных капелланах» [Loi du 8 juillet 1880 relative à l'abrogation de la loi des 20 mai - 3 juin 1874 sur l'aumônerie militaire] // <https://www.legifrance.gouv.fr>.
4 Traité de droit français des religions / Sous la direction de F. Messner, P.-H. Prélot, J.-M. Woehrling. - Paris: Éditions du Juris-Classeur, 2003. - xvii; 1317 p. - P. 459.
телей культа, аффилированных к Вооруженным
1 2
силам» .
Следующая ключевая реформа законодательства о капелланах в Вооруженных силах Франции и их правового статуса состоялась в 2005 году.
До этой реформы существовали три основные категории капелланов в Вооруженных силах Франции:
- военные капелланы, принимавшиеся на службу на добровольной основе и получавшие вознаграждение (денежное довольствие) как офицеры;
- гражданские капелланы, работавшие по контракту полный или неполный рабочий день, получавшие зарплату, а также возмещение расходов на проживание и путевых расходов;
- капелланы-волонтеры, назначавшиеся Министерством обороны, но не получавшие заработную плату за свою деятельность3.
При этом предусматривалось, что все военные капелланы должны были соблюдать воинскую дисциплину, даже если они выходили за пределы классической военной иерархии. Так, они могли быть отстранены Министром от своей деятельности по соображениям, связанным с состоянием здоровья, либо за несоблю-
4
дение дисциплины .
В 2005 году была проведена реорганизация военного капелланства, в ходе которой, в частности, все новые военные капелланы могли приниматься лишь на военную службу.
В рамках письменного Парламентского вопроса № 37530 от 13 апреля 2004 года Жан-Поль Гарро, член Национального собрания Франции, обратил внимание Министра обороны на то, что из-за профессионализации армии католическая капелланская служба претерпела
1 Декрет № 64-498 от 1 июня 1964 г. «О регулировании государственного управления в отношении служителей культа, аффилированных к Вооруженным силам» [Décret № 64-498 du 1 juin 1964 portant règlement d'administration publique relatif aux ministres du culte attachés aux forces armées] // <https://www.legifrance. gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000692359>.
Traité de droit français des religions / Sous la direction de F. Messner, P.-H. Prélot, J.-M. Woehrling. - Paris: Éditions du Juris-Classeur, 2003. - xvii; 1317 p. - P. 459.
3 Traité de droit français des religions / Sous la direction de F. Messner, P.-H. Prélot, J.-M. Woehrling. - Paris: Éditions du Juris-Classeur, 2003. - xvii; 1317 p. - P. 459.
4 Traité de droit français des religions / Sous la direction de F. Messner, P.-H. Prélot, J.-M. Woehrling. - Paris: Éditions du Juris-Classeur, 2003. - xvii; 1317 p. - P. 459.
серьезную реорганизацию своего персонала, что привело, соответственно, к сокращению числа должностей военных капелланов, которое составило 87 позиций. Для адаптации к этой новой ситуации военное католическое капел-ланство собиралось доверить выполнение некоторых задач священникам, принимаемым на гражданскую службу. Однако потери в заработной плате таких священнослужителей таким образом составляли порядка 500 евро в месяц. В этой связи Жан-Поль Гарро запросил информировать его мерах, которые предполагалось предпринять для компенсации разницы в заработных платах5.
В ответе на данный вопрос отмечалось, что на тот момент уже готовились поправки в законодательство о статусе и функциях капелланов в Вооруженных силах, предусматривавшие, что капелланы в Вооруженных силах, с которыми заключаются контракты, должны быть исключительно военными капелланами, состоящими на военной службе. При этом те капелланы, которые состояли на гражданской службе в вооруженных силах, также могли продолжать свою деятельность6.
До недавнего времени французским законодательством также не предусматривалось существование мусульманского капелланства7. В настоящее время существует несколько служб военного капелланства: католическая, протестантская, иудаистская и мусульманская.
Исследователи отмечают, что предоставление военного статуса капелланам Вооруженных сил оправдывается требованиями дисциплины и постоянной перспективы, даже в мирное время, их присутствия на полях будущих сражений8.
5 Liberté religieuse et régimes des cultes en droit français. Textes, pratique administrative, jurisprudence. Nouvelle édition / Ed. par J. Dufaux, P. Dupuy, J.-P. Durand, C. Dutheil de la Rochère, F. Gasztowtt, M. Guillaume, A.-V. Hardel, B. Jeuffroy. - Paris: Les Éditions du Cerf, 2005. - XVIII; 1853 p. - P. 1160.
6 Liberté religieuse et régimes des cultes en droit français. Textes, pratique administrative, jurisprudence. Nouvelle édition / Ed. par J. Dufaux, P. Dupuy, J.-P. Durand, C. Dutheil de la Rochère, F. Gasztowtt, M. Guillaume, A.-V. Hardel, B. Jeuffroy. - Paris: Les Éditions du Cerf, 2005. - XVIII; 1853 p. - P. 1160.
7 Traité de droit français des religions / Sous la direction de F. Messner, P.-H. Prélot, J.-M. Woehrling. - Paris: Éditions du Juris-Classeur, 2003. - xvii; 1317 p. - P. 459.
8 Traité de droit français des religions / Sous la direction de F. Messner, P.-H. Prélot, J.-M. Woehrling. - Paris: Éditions du Juris-Classeur, 2003. - xvii; 1317 p. - P. 460.
В соответствии со статьей 1 Приказа Министра внутренних дел и Министра обороны от 15 июня 2012 года «Об организации военного капелланства», в Вооруженных силах учреждается военное капелланство для католического, иудаистского, протестантского и мусульманского культов.
Военное капелланство управляется военными капелланами, имеющими следующие наименования:
- главный военный капеллан католического культа;
- главный военный капеллан иудаист-ского культа;
- главный военный капеллан протестантского культа;
- главный военный капеллан мусульманского культа (в соответствии со статьей 2 данного нормативно-правового акта).
В соответствии со статьей 5 Приказа Министра внутренних дел и Министра обороны от 15 июня 2012 года «Об организации военного капелланства», капелланы подотчетны начальнику Генерального штаба Вооруженных сил Франции в отношении их службы, а также Центральному управлению Службы армейского комиссариата в отношении управления капел-ланством.
В соответствии со статьей 6 данного акта, функционирует координационный совет военного капелланства, который обеспечивает взаимодействие между военными капелланами и вооруженными силами.
Председательство в данном совете осуществляется начальником Генерального штаба Вооруженных сил, а в члены этого совета входят начальники штабов видов Вооруженных сил, генеральный директор Национальной жандармерии, директор Службы армейского комиссариата и главные военные капелланы.
Координационный совет военного ка-пелланства собирается не реже одного раза в год по инициативе начальника Генерального штаба Вооруженных сил или по инициативе, по меньшей мере, двух членов данного совета.
Организация и материальное обеспечение военного капелланства предусматриваются по поручению начальника Генерального штаба Вооруженных сил Франции (в соответствии со
статьей 7 Приказа Министра внутренних дел и Министра обороны от 15 июня 2012 года «Об организации военного капелланства»).
Требования к деятельности и выполнению функций военных капелланов, их обмундированию и организации военного капелланства в целом устанавливаются и детализируются инструкциями Генерального штаба Вооруженных сил Франции.
Прежде всего, деятельность военных капелланов во Франции регламентируется Инструкцией Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 6798/DEF/EMA/ESMG от
10 июля 2012 года «Об организации и под-
1
держке военных капелланов» .
Данным документом достаточно детально устанавливаются функции капелланов различных уровней иерархии, а также в нем содержатся положения относительно управления военным капелланством и его материальной поддержки.
В целом можно сказать, что положения данного документа главным образом детализируют нормы уже рассмотренных ранее нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение капелланов в Вооруженных силах Франции.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 6798ЮЕР/ЕМА/Е8МС от 10 июля 2012 года «Об организации и поддержке военных капелланов», военные капелланы обеспечивают в рамках видов вооруженных сил и их подразделений религиозную и моральную поддержку военнослужащих и жандармов Национальной жандармерии.
Организация капелланов осуществляется по признаку соответствующего культа, при этом иерархическая и географическая организация капелланства является одинаковой для всех культов. Однако данной инструкцией предусматривается также, что в разрешенных пре-
1 Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 6798/DEF/EMA/ESMG от 10 июля 2012 года «Об организации и поддержке военных капелланов» [Instruction
№ 6798/DEF/EMA/ESMG du 10 juillet 2012 relative à l'organisation et au soutien des aumôneries militaires (État-Major des Armées)] // <https://www.bo.sga.defense.gouv.fr/boreale_internet/frame_index.ph p?txt_id=72761&app_mode=2&url=parent.window.close%28%29%3B
делах бюджета численность капелланов может варьироваться в зависимости от культа.
Данный подпункт предусматривает также, что Центральное управление Службы армейского комиссариата является центральным органом, ответственным за управление военными капелланами, как находящимися на активной военной службе, так и в запасе.
Подпункт 1.2 пункта 1 указанной инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции посвящен иерархической структуре военного капелланства и функциям капелланов различных категорий.
Согласно подпункту 1.2.1 пункта 1, главные военные капелланы ответственны за организацию и осуществление контроля за деятельностью капелланов соответствующего культа. Для выполнения этих функций они полагаются на своих заместителей и капелланов оборонных зон. Главные капелланы также консультируют начальника Генерального штаба Вооруженных сил Франции и контролируют деятельность нижестоящих капелланов соответствующего культа. Также главные капелланы участвуют в исследованиях или обсуждениях роли, организации и функционирования военного капелланства.
Заместители главных капелланов координируют деятельность, связанную с отправлением культов, в видах Вооруженных сил или Национальной жандармерии, а также консультируют начальника Генерального штаба Вооруженных сил Франции и генерального директора Национальной жандармерии. Заместители главных капелланов также заслушивают нижестоящих капелланов по всем вопросам, связанным с организацией и отправления культа в виде Вооруженных силах или в Национальной жандармерии. Кроме того, заместители главных капелланов могут назначаться главными военными капелланами для целей, связанных с проведением исследований и подготовки документации, для обучения или представительства (подпункт 1.2.2 пункта 1 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 6798/DEF/EMA/ESMG от 10 июля 2012 года «Об организации и поддержке военных капелланов»).
В функции и полномочия военных ка-
пелланов оборонных зон, согласно подпункту 1.2.3 пункта 1 рассматриваемой инструкции, входит следующее:
- консультирование высших офицеров соответствующих оборонных зон и зон безопасности;
- координация в соответствующих территориальных пределах деятельности военных капелланов своего культа в рамках подразделений видов вооруженных сил.
Ниже военных капелланов оборонных зон по иерархической лестнице располагаются остальные военные капелланы, которые подчиняются командирам оборонных баз либо командирам административных подразделений. Они также осуществляют консультирование указанных лиц.
Остальные военные капелланы могут выполнять следующие функции:
- обслуживать подразделения оперативной или вспомогательной подготовки, школы и госпитали;
- оказывать религиозную поддержку для различных подразделений в соответствии с условиями, установленными главным военным капелланом того же культа (подпункт 1.2.4 пункта 1).
Согласно подпункту 1.2.5 пункта 1, один и тот же капеллан, будучи военным капелланом или гражданским капелланом, может выполнять многие из указанных выше функций, однако только военный капеллан может быть главным военным капелланом.
В соответствии с подпунктом 1.3.2 пункта 1 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 6798/DEF/EMA/ESMG от 10 июля 2012 года «Об организации и поддержке военных капелланов», между капелланами разных культов не предусматривается какого-либо приоритета.
Звания главных военных капелланов соответствуют высшим офицерским званиям. Другие военные капелланы на военных церемониях рассматриваются как соответствующие по статусу офицерам. Однако в контексте представительства на международном уровне старшинство среди военных капелланов и их коллег определяется отдельно.
В отношении экипировки капелланов
Центральное управление Службы армейского комиссариата издает специальные инструкции (согласно подпункту 1.3.3 пункта 1).
Согласно подпункту 4.1 пункта 4 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 6798/ОЕР/ЕМА/ЕБМС от 10 июля 2012 года «Об организации и поддержке военных капелланов», Генеральный штаб Вооруженных сил Франции координирует материальное обеспечение отправления культов в Вооруженных силах.
Административное подразделение, к которому принадлежит военный капеллан, обеспечивает его в соответствии с выполняемыми им функциями необходимыми средствами для выполнения его миссии, а также средствами, которые покрывают транспортные расходы капеллана и расходы на его текущую деятельность.
Материальное обеспечение главных военных капелланов осуществляется непосредственно Генеральным штабом Вооруженных сил Франции.
Согласно подпункту 4.6 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 6798/ОЕР/ЕМА/ЕБМС от 10 июля 2012 года «Об организации и поддержке военных капелланов», в распоряжение военных капелланов в соответствии с их потребностями предоставляются необходимые помещения и места отправления культа. Финансовое обеспечение эксплуатационных и иных расходов на такие помещения и места является отдельной статьей соответствующего бюджета.
Приложение к Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 6798/ОЕР/ЕМА/ЕБМС от 10 июля 2012 года «Об организации и поддержке военных капелланов» также содержит перечень ресурсов, материальных и нематериальных, доступных для военных капелланов различных уровней.
Например, в распоряжении военного капеллана должно находиться следующее оборудование:
- компьютерная техника;
- доступ в интернет;
- мобильный телефон;
- копировальные средства;
- сопутствующие товары.
Требования к униформе и отличительным знакам военных капелланов устанавливаются Инструкцией Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 21/DEF/EMA/ESMG от 8 января 2008 года «О форме одежды военных капелланов» 1.
Как это устанавливается пунктом 1 данной инструкции, она посвящена требованиям к униформе и атрибутике на мундирах и головных уборах военных капелланов профессиональной армии и запаса. Военные капелланы носят служебную и выходную униформу того же кроя и цвета, что и остальные офицеры вооруженных сил. При этом военные капелланы могут носить общевоинскую униформу при определенных обстоятельствах.
Знаки различия, касающиеся статуса и функций военных капелланов, определяются независимо от общей военной иерархии. В том случае, когда его миссия является частью внешней операции, военный капеллан, в соответствии с положениями Женевской конвенции, должен носить специальный отличительный знак.
Согласно пункту 3 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 21/DEF/EMA/ESMG от 8 января 2008 года «О форме одежды военных капелланов», независимо от того, одета ли на военном капеллане униформа вида Вооруженных сил или общевоинская униформа, военный капеллан носит отличительное изображение своего культа, а также атрибутику своего ранга и функций. Принадлежность капеллана к Вооруженным силам обозначается оливковыми ветвями, объединенными с отличительным изображением соответствующего культа.
Отличительное изображение культа состоит из двух пересекающихся оливковых ветвей, объединенных с:
- стилизованным крестом для католического культа;
- крестом с хризмой для протестантско-
1 Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 21/DEF/EMA/ESMG от 8 января 2008 года «Об обмундировании военных капелланов» [Instruction № 21/DEF/EMA/ESMG du 8 janvier 2008 relative à la tenue des aumôniers militaires (État-Major des Armées)] //
<https://www.bo.sga.defense.gouv.fr/boreale_internet/frame_index.ph p?txt_id=37081&app_mode=2&url=parent.window.close%28%29%3B
го культа;
- изображением Скрижалей Завета для иудаистского культа;
- горизонтально расположенным полумесяцем рожками вверх для мусульманского культа (подпункт 3.1 пункта 3 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 21/DEF/EMA/ESMG от 8 января 2008 года «О форме одежды военных капелланов»).
Подпункт 3.2 пункта 3 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 21/DEF/EMA/ESMG от 8 января 2008 года «О форме одежды военных капелланов» предусматривает также различия для рангов военных капелланов, устанавливая, что оливковые ветви вышиваются золотым цветом на прямоугольнике черного фетра, обрамленном:
- двойной вышитой золотым цветом каймой - для главных военных капелланов;
- вышитой золотым цветом каймой - для заместителей главных военных капелланов;
- вышитой серебряной цветом каймой -для военных капелланов оборонных зон.
Отличительный знак военных капелланов других рангов включает в себя только оливковые ветви, вышитые золотым цветом.
Согласно подпункту 3.3 пункта 3 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 21/DEF/EMA/ESMG от 8 января 2008 года «О форме одежды военных капелланов», военные капелланы также носят нагрудные знаки, которые состоят из, в зависимости от культа, стилизованного креста, креста с хризмой, изображения Скрижалей Завета или горизонтально расположенного полумесяца рожками вверх. Такие знаки носятся в соответствии с правилами, определяемыми главными капелланами, в виде подвесок и только с одеждой для церемоний или вечерних приемов и без нагрудных металлических значков. Главный капеллан носит такой знак на золотом шнурке, заместитель главного капеллана - на черном с оранжевой каймой. Все остальные военные капелланы носят такие знаки на черных шнурках.
Нагрудные металлические значки также состоят из изображения двух пересекающихся оливковых ветвей, увенчанных отличительным изображением соответствующего культа. Главные военные капелланы носят золотые значки,
все остальные военные капелланы - серебряные (подпункт 3.4 пункта 3 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 21/DEF/EMA/ESMG от 8 января 2008 года «О форме одежды военных капелланов»).
Согласно подпункту 3.5 пункта 3 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 21/DEF/EMA/ESMG от 8 января 2008 года «О форме одежды военных капелланов», на головном уборе военный капеллан также носит вышитый или металлический значок с оливковыми ветвями и соответствующим отличительным изображением культа.
Также отметим Инструкцию Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 398/DEF/EMA/SC-SOUT от 10 декабря 2010 года «Об организации и функционировании оборонных баз» 1, которая предусматривает требования к организации деятельности капелланов на таких базах.
В соответствии с пунктом 7 данной инструкции, в вооруженных силах служат военные капелланы или капелланы с гражданским статусом. Роль таких капелланов выходит за рамки простой религиозной практики, включая в себя духовную и моральную поддержку, предоставляемую без исключения военнослужащим и гражданским служащим Вооруженных сил, а также их семьям.
В соответствии с подпунктом 7.1 пункта 7 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 398/DEF/EMA/SC-SOUT от 10 декабря 2010 года «Об организации и функционировании оборонных баз», капелланы отчитываются перед Генеральным штабом Вооруженных сил Франции по вопросам, связанным с их работой и организацией их деятельности. Также капелланы подотчетны главному военному капеллану их культа в отношении вопросов, связанных отправлением культа.
Центральное управление Службы здравоохранения Вооруженных сил является цен-
1 Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 398/DEF/EMA/SC-SOUT от 10 декабря 2010 года «Об организации и функционировании оборонных баз» [Instruction № 398/DEF/EMA/SC-SOUT du 17 décembre 2010 relative à l'organisation et au fonctionnement des bases de défense (État-Major des Armées)] //
<https://www.bo.sga.defense.gouv.fr/boreale_internet/popup.php?app _open=1&mode=1&txt_id=194001&format=html&>.
тральным органом управления капелланами.
Данный подпункт также предусматривает, что один и тот же капеллан может обеспечивать религиозную поддержку для нескольких подразделений. Кроме того, устанавливается также, что разрешение любых споров, возникающих между капелланами различных культов, осуществляется либо капелланами оборонных зон, либо главными военными капелланами.
В соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 Инструкции Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 398/DEF/EMA/SC-SOUT от 10 декабря 2010 года «Об организации и функционировании оборонных баз», в основные направления деятельности, связанной с функционированием капелланства, входит:
- обеспечение религиозной поддержки в рамках внешних и внутренних операций (которая включает в себя, в том числе, необходимую адаптацию капелланов к режимам функционирования подразделений, в рамках которых капелланы оказывают поддержку, а также оказание религиозной поддержки для семей, в особенности, во время выполнения сложных операций);
- обеспечение религиозной поддержки в школах подготовки кадров, а также повышение информированности будущего командного соста-
ва относительно роли капелланов и способствование их этическому и культурному образованию;
- обеспечение религиозной поддержки в местах с ограниченным доступом (например, в военных госпиталях и военных лицеях).
Также был принят Приказ Министра Вооруженных сил Франции от 8 июня 1964 года «Об исполнении Декрета от 1 июня 1964 г. № 64-498 в части отчетов о служителях культа, аффилированных к Вооруженным силам» (Приказ Министерства обороны Франции от 8 июня 1964 года «Об исполнении Декрета от 1 июня 1964 г. № 64-498 в части отчетов о служителях культа, аффилированных к Вооруженным силам» [Arrêté du Ministère des Armées du 8 juin 1964 «Application du Decret № 64-498 du 01.06.1964 portant rap relatif aux ministres du culte attaches aux forces armees] // Journal officiel de la République française. - 12.06.1964. <https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do7cidTe xte=JORFTEXT000000621493&categorieLien=id>).
Такая сложная топология организации и функционирования капелланов во Франции отражает действительную сложность общественных отношений и, конкретно, правоотношений в этой сфере, их высокое конституционно-правовое значение.
Библиография:
1. Понкин И.В. Светскость: конституционно-правовое исследование / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. - М.: Общественные объединения, 2002. - 308 с.
2. Historique / Diocèse aux armées françaises // <https://dioceseauxarmees.fr/historique.html>.
3. Закон Франции от 8 июля 1880 г. «Об отмене Закона от 20 мая - 3 июня 1874 г. о военных капелланах» [Loi du 8 juillet 1880 relative à l'abrogation de la loi des 20 mai - 3 juin 1874 sur l'aumônerie militaire] // <https://www.legifrance.gouv.fr>.
4. Traité de droit français des religions / Sous la direction de F. Messner, P.-H. Prélot, J.-M. Woehrling. - Paris: Éditions du Juris-Classeur, 2003. - xvii; 1317 p.
5. Декрет № 64-498 от 1 июня 1964 г. «О регулировании государственного управления в отношении служителей культа, аффилированных к Вооруженным силам» [Décret № 64-498 du 1 juin 1964 portant règlement d'administration publique relatif aux ministres du culte attachés aux forces armées] // <https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000692359>.
6. Liberté religieuse et régimes des cultes en droit français. Textes, pratique administrative, jurisprudence. Nouvelle édition / Ed. par J. Dufaux, P. Dupuy, J.-P. Durand, C. Dutheil de la Rochère, F. Gasztowtt, M. Guillaume, A.-V. Hardel, B. Jeuffroy. - Paris: Les Éditions du Cerf, 2005. - XVIII; 1853 p.
7. Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 6798/DEF/EMA/ESMG от 10 июля 2012 года «Об организации и поддержке военных капелланов» [Instruction № 6798/DEF/EMA/ESMG du 10 juillet 2012 relative à l'organisation et au soutien des aumôneries militaires (État-Major des Armées)] // <https://www.bo.sga. defense.gouv.fr/boreale_internet/frame_index.php?txt_id=72761&app_mode=2&url=parent.window.close%28%29%3B&>.
8. Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 21/DEF/EMA/ESMG от 8 января 2008 года «Об обмундировании военных капелланов» [Instruction № 21/DEF/EMA/ESMg du 8 janvier 2008 relative à la tenue des aumôniers militaires (État-Major des Armées)] // <https://www.bo.sga. defense.gouv.fr/boreale_internet/frame_index.php?txt_id=37081&app_mode=2&url=parent.window.close%28%29%3B&>.
9. Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Франции № 398/DEF/EMA/SC-SOUT от 10 декабря 2010 года «Об организации и функционировании оборонных баз» [Instruction № 398/DEF/EMA/SC-SOUT du 17 décembre 2010 relative à l'organisation et au fonctionnement des bases de défense (État-Major des Armées)] // <https://www.bo.sga.defense.gouv.fr/boreale_internet/popup.php?app_open=1&mode=1&txt_id=194001&format=html&>.
10. Приказ Министерства обороны Франции от 8 июня 1964 года «Об исполнении Декрета от 1 июня 1964 г. № 64-498 в части отчетов о служителях культа, аффилированных к Вооруженным силам» [Arrêté du Ministère des Armées du 8 juin 1964 «Application du Decret № 64-498 du 01.06.1964 portant rap relatif aux ministres du culte attaches aux forces armees] // Journal officiel de la République française. - 12.06.1964. <https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000621493&categorieLien=id>.