Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ:СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ:СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР / ЦАР / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ХАРТИЯ / РФ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батчиманджи Ноэ Грэтьен

Особенности правового положения иностранного инвестора в Российской Федерации и в Центральноафриканской Республике: сравнительно-правовой анализ законодательства Цель: Анализ основных положений законодательства Центральноафриканской Республики и Российской Федерации в вопросе регулирования правового положения иностранного инвестора. Методология: Использовались методы структурно-функционального анализа, системный метод, формально-юридический метод. Результаты: В ЦАР много нерешённых вопросов, это не может не осложнять и без того плачевное положение экономики страны. В России также имеют место быть проблемы, которые осложняют какие-либо перспективы повышения объёма иностранных инвестиций. Неполнота правового статуса иностранного инвестора порождает необходимость построения иной, более инновационной структуры иностранного инвестирования. Существует необходимость изменения системы государственного регулирования иностранных инвестиций, ее механизмов и инструментов. Новизна/оригинальность/ценность: Статья представляет высокую научную и практическую ценность, поскольку является исследованием актуальной для ЦАР и РФ проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF A FOREIGN INVESTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION AND IN THE CENTRAL AFRICAN REPUBLIC:COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF LEGISLATION

Purpose: To analyze the main provisions of the legislation of the Central African Republic and the Russian Federation in the issue of regulating the legal status of a foreign investor. Methodology: The methods of structural and functional analysis, the system method, and the formal legal method were used. Results: In the CAR, there are many unresolved issues, this can not but complicate the already deplorable situation of the country’s economy. There are also problems in Russia, which in turn complicate any prospects for increasing the volume of foreign investment. The lack of the legal status of a foreign investor creates the need to build a different, more innovative structure of foreign investment. Government need to change the system of state regulation of foreign investment, its mechanisms, tools, components. Novelty/originality/value: The article is of high scientific and practical value, since it is a study of an actual problem for the CAR and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ:СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

DOI 10.52068/2304-9839_2021_51_2_93 Батчиманджи Н.Г.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Цель: Анализ основных положений законодательства Центральноафриканской Республики и Российской Федерации в вопросе регулирования правового положения иностранного инвестора.

Методология: Использовались методы структурно-функционального анализа, системный метод, формально-юридический метод.

Результаты: В ЦАР много нерешённых вопросов, это не может не осложнять и без того плачевное положение экономики страны. В России также имеют место быть проблемы, которые осложняют какие-либо перспективы повышения объёма иностранных инвестиций. Неполнота правового статуса иностранного инвестора порождает необходимость построения иной, более инновационной структуры иностранного инвестирования. Существует необходимость изменения системы государственного регулирования иностранных инвестиций, ее механизмов и инструментов.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья представляет высокую научную и практическую ценность, поскольку является исследованием актуальной для ЦАР и РФ проблемы.

Ключевые слова: иностранный инвестор, ЦАР, инвестиции, экономика, Инвестиционная хартия, РФ, правовое регулирование.

Batchimandji N.G.

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF A FOREIGN INVESTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION AND IN THE CENTRAL AFRICAN REPUBLIC: COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF LEGISLATION

Purpose: To analyze the main provisions of the legislation of the Central African Republic and the Russian Federation in the issue of regulating the legal status of a foreign investor.

Methodology: The methods of structural and functional analysis, the system method, and the formal legal method were used.

Results: In the CAR, there are many unresolved issues, this can not but complicate the already deplorable situation of the country's economy. There are also problems in Russia, which in turn complicate any prospects for increasing the volume of foreign investment. The lack of the legal status of a foreign investor creates the need to build a different, more innovative structure of foreign investment. Government need to change the system of state regulation of foreign investment, its mechanisms, tools, components.

Novelty/originality/value: The article is of high scientific and practical value, since it is a study of an actual problem for the CAR and the Russian Federation.

Keywords: foreign investor, CAR, investments, economy, Investment charter, Russian Federation, legal regulation.

Не последнюю роль в становлении, развитии и упрочнении экономики любой страны играют иностранные инвестиции. Они, как социально-экономическое явление, пробуждают совокупность, связь, которая отражается в законодательстве страны, а также в международных нормах права. В Российской Федерации основным источником права является законодательство, в нашем вопросе оно комплексное, так как затрагивает трудовые, гражданские, международные и ряд других норм права [5]. Основным в исследуемом нами вопросе является Федеральный закон 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [3]. Он также устанавливает льготы и гарантии для реализации иностранными инвесторами своей предпринимательской деятельности на территории РФ [5].

Нормативная составляющая данного института -это регламентация федеральными законами, защищающими права и гарантии иностранных инвесторов при осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности [3] в форме хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обороноспособности страны [2]; и, конечно, национальное законодательство регулирует отношения по разделу продукции как результата инвестиционной деятельности, что в большей степени касается топливо-энергетической и добывающих отраслей экономики [1]. В целях продуктивного пользования хозяйства, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и улучшения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям за счет вовлечения

инвестиций, законодательством приняты нормы, регулирующие отношения в указанной сфере на основе концессионных соглашений [5].

Что касается Центральноафриканской Республики, то привлечение иностранных инвестиций является новым явлением не только для ЦАР, но и для всех бывших колоний. Освободительное движение, логическим завершением которого стало приобретение независимости от бывшей метрополии - Франции, послужило отправной точкой для развития международного сотрудничества в сфере экономики, политики, культуры как на африканском континенте, так и со странами других регионов.

Инвестиционная привлекательность ЦАР обусловлена следующими причинами: хороший экономический климат для инвесторов; меньше конкурентов и больше возможностей; государство заинтересовано в иностранном инвестировании и предоставляет дополнительные гарантии для инвестора. В этой связи регулирование и защита прав иностранных инвесторов становятся предметом нормативного закрепления в ЦАР.

Прежде всего, следует перечислить основные нормативные правовые акты, которые направлены на регламентацию прав иностранных инвесторов. Среди таких актов можно выделить:

1. Закон № 01-010 от 16 июля 2001 года об учреждении Инвестиционной хартии в Централь-ноафриканской Республике;

2. Указ № 05.396 от 26 декабря 2005 года, закрепляющий методы применения Закона № 01-01, устанавливающего Национальную хартию инвестиций в Центральноафриканской Республике;

3. Приказ № 06/007/МС1РМЕ^Ж-САВТССМ, устанавливающий порядок утверждения Инвестиционного устава.

Закон принят в соответствии с положениями Устава Сообщества Инвестиции в зоне СЕМАС (экономическое сообщество стран Центральной Африки) и составляет общие правовые рамки для улучшения окружающей среды, а также экономических и институциональных возможностей для национальных и иностранных инвестиций на территории Центральноафриканской Республики.

Что до Российской Федерации и её организационно-правовых форм осуществления инвесторами своей деятельности, то в нормах российского законодательства достаточно хорошо проработан данный вопрос. Это, в свою очередь, не создаст непреодолимых юридических препятствий на территории юрисдикции Российской Федерации для регистрации иностранных инвесторов. По-

следние существуют в форме некоммерческих организаций (потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнёрства и другие), а также в форме коммерческих организаций (хозяйственные общества, публичные акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью).

В российской действительности имеет место быть следующее разделение существующих организационно-правовых форм: иностранные инвестиции, принадлежащие государственным, частным или смешанным организациям; по типу применения инвестиционных инструментов и типам инвестиционных договоров и контрактов [5].

В Центральноафриканской Республике, напротив, вопрос организационно-правовых форм по осуществлению инвесторами своей деятельности не так подробно проработан, так как в законодательстве описываются в основном преимущества инвестирования, а также возможности инвесторам получить гарантии, со ссылкой в основном на международное законодательство в области инвестирования. Однако рассмотрим Закон № 01-010 от 16 июля 2001 года об учреждении Инвестиционной хартии в Центральноафриканской Республике, который является основным нормативным правовым актом, устанавливающим основы инвестиционной деятельности в ЦАР. Указанный акт был принят в 2001 году и стал результатом пятилетней деятельности Парламента. Он содержит 8 глав и 28 статей.

Перейдём к анализу отдельных положений указанных актов.

Цели Хартии можно определить следующим образом поощрение производительных инвестиций в Центральноафриканской Республике; поощрение мероприятий, направленных на содействие обучению, адаптированному к потребностям развития, чтобы справиться с новыми технологиями; производство конкурентоспособной продукции для внутреннего рынка и экспорта; передача соответствующих технологий, исследований и разработок; мобилизация национальных сбережений, а также вклад внешнего капитала; создание бизнеса в рамках политики децентрализации и регионализации; расширение бизнеса; защита окружающей среды и улучшение качества жизни в городских и сельских районах; увеличение экспорта готовой продукции.

Как следует из указанных положений, основной целью принятия актов является поощрение иностранных инвестиций для продвижения экономики, расширения бизнеса.

EURASIAN ADVOCACY 2 (51) 2021

Национальное собрание обсудило и приняло Хартию общественных инвестиций в зоне СЕМАС, в которой говорится, что Президент Республики, глава государства, обнародует закон, содержащий общие рамки, направленные на улучшение правовой, экономической и институциональной среды для национальных и иностранных инвестиций на территории Центральноафриканской Республики.

Финансирование основных и оборотных средств как начального периода, так и в течение продлённого периода в рамках проекта развития, рассматривается как производительные инвестиции.

Что мы видим, исследуя законодательство по данному вопросу? Существующие принципы нормативно-правового регулирования иностранных инвестиций подкреплены принципами международного инвестиционного права. Первая и основная составляющая регулирования иностранных инвестиций - это международные конвенции и многосторонние договоры. В Российской Федерации получило наибольшее использование «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений» [4]. Россия принимает участие в деятельности Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеульская конвенция). Вашингтонская конвенция 1965 г. о создании Международного центра по урегулированию инвестиционных споров была подписана, но не ратифицирована Россией [5]. На сегодняшний день Россией подписаны и ратифицированы свыше 60 таких соглашений. Соглашения, подписанные СССР, обязательны для России как правопреемника Советского Союза [6]. Соглашение об избежании двойного налогообложения нельзя обойти. Существующие сегодня взаимоотношения по вопросу налогообложения, а в нашем случае избегания этого налогообложения в двойном объёме при реализации отношений с иностранными инвестициями, регулируются нормами, введёнными Постановлением Правительства «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество». Важность постановления определяется наличием в нем точной терминологии и типового соглашения о составлении налоговых условий.

Так как ЦАР входит в экономическое сообщество стран Центральной Африки, то действует законодательный механизм надзора сообщества за прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) в зоне СЕМАС. Хартия СЕМАС об иностранных

инвестициях не является единственной законодательной базой, регулирующей иностранные инвестиции в субрегионе CEMAC. Государства-члены также входят в другие международные организации или подписали определенные международные договоры или конвенции. Согласно принципу иерархии норм, после Конституции, которая является высшим законом в государствах-членах, другими правовыми инструментами [7] в порядке убывания приоритета и важности являются законы, постановления, указы, приказы и постановления. В большинстве конституций государств-членов имеется заявление: «Договоры, конвенции или соглашения, которые были ратифицированы или одобрены, после их публикации не имеют власти выше национальных законов, с учетом каждого договора или согласия другой стороны на его применение» (Article 217 de la constitution du Tchad; Titre VI-article 45 de la constitution du Cameroun; Article 215 de la Constitution du Congo; le Gabon n'en fait pas mention dans sa constitution (10ème partie: traités et accords Internationaux); Article 8 de la constitution Equato-guinéenne stipule: «L'État Equato-guinéen s'attache aux principes du droit international et réaffirme son adhésion aux droits et obligations qui émanent des chartes désorganisations et organismes internationaux auxquels il adhère». Article 97 charte constitutionnelle du gouvernement de transition de la République Centrafricaine de 2013. On parle ici de clause de réciprocité). Итак, стандарты международных законов остаются подчинёнными конституциям стран-участниц, поскольку не могут иметь юридических последствий, если противоречат конституции.

Для более конкретного изучения вопроса о регулировании иностранных инвестиций в Российской Федерации важно рассмотреть механизм налогового регулирования деятельности иностранных инвесторов. Это необходимо при налоговом планировании деятельности иностранного юридического лица, перед началом его деятельности и при возникновении разного рода претензий со стороны налоговых органов. Следовательно, аспект налогового регулирования предпринимательской деятельности в принимающей стране является одним из важнейших для иностранного инвестора. Налогообложение иностранных инвесторов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации. Налоговая база иностранного инвестора будет рассчитываться в соответствии с организационно-правовой формой осуществления его деятельности. Чаще всего это могут быть организации как с постоянным представительством, так и без него. К ино-

странным инвесторам могут применяться все виды налогов. В отношении иностранных инвесторов применяется льготный режим налогообложения в соответствии с нормами международных договоров и национального законодательства. Также иностранные инвестиции регулируются нормами Таможенного закона и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Для изучения правового регулирования иностранных инвестиций важно проанализировать проблемы, возникающие в этой сфере (например, имеющаяся судебная практика разрешения споров, связанных с защитой деятельности иностранных инвесторов, «оголила» неправомерные действия со стороны органов исполнительной власти, а именно отказ в регистрации иностранных инвесторов, отказ в льготном налогообложении и ненадлежащее начисление им дополнительных штрафов по налоговым платежам) [8]. Такая практика связана в основном с разным толкованием норм национального законодательства и норм международного права и международных договоров [8].

Инвестиции являются неотъемлемой частью глобальных экономических отношений и имеют жизненно важное значение для роста частного сектора и преобразования Африки в целом. За последние два десятилетия государства Африки становятся все чаще вовлечены в вопросы, связанные с инвестициями. С одной стороны, африканские лидеры признают, что инвестиции необходимы для роста континента, и если они являются полноценным фактором экономической деятельности, это может увеличить мощность производства, поможет создать рабочие места и увеличить доходы. Тогда инвестиции, как иностранные, так и граждан этих стран, будут иметь решающее значение для развития в Африке.

Пристатейный библиографический список

1. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ (от 08.12.2020 № 429-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/.

2. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (с изм. и доп. от 9 марта 2021 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12160212/.

3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-Ф3 (в ред. от 08.12.2020 № 429-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/.

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Ре-

спублики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (заключено в г. Москве 23.11.1998) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_125736/.

5. Дружинин Д.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации // Молодой учёный. 2019. № 43 (281). С. 71-73 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ archive/281/63321.

6. Веселкова Е.Е. Международные договоры Российской Федерации в области иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. 2015. № 11.

7. Toute ordonnance nécessite en principe une ratification par l'Assemblée nationale au cours de sa prochaine session, en l'absence de quoi elle est caduque [Электронный ресурс]. URL: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-01591770/ document#1/.

8. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71617298.

References (transliterated)

1. Federally1] zakon «O soglasheniyax o razdele produkcii» ot 30.12.1995 № 225-FZ (ot 08.12.2020 № 429-FZ) [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8816/.

2. Federal"ny"j zakon ot29.04.2008 № 57-FZ «O poryadke osushhestvleniya inostranny"x investicij v xozyajstvenny"e obshhestva, imeyushhie strategicheskoe znachenie dlya obespecheniya oborony" strany" i bezopasnosti gosudarst-va» (s izm. i dop. ot 9 marta 2021 g.) [E4ektronny"j resurs]. URL: https://base.garant.ru/12160212/.

3. Federal"ny"j zakon «Ob investicionnoj deyatel"nosti v Rossijskoj Federacii, osushhestvlyaemoj v forme kapital"ny"x vlozhenij» ot 25.02.1999 № 39-FZ (v red. ot 08.12.2020 № 429-FZ) [E4ektronny"j resurs]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/.

4. Soglashenie mezhdu Pravitel"stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel"stvom Yuzhno-Afrikanskoj Respubliki o pooshhrenii i vzaimnoj zashhite kapitalovlozhenij (zaklyuche-no v g. Moskve 23.11.1998) [E4ektronny"j resurs]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125736/.

5. Druzhinin D.V. Osobennosti pravovogo regu-lirovaniya inostranny"x investicij v Rossijskoj Federacii // Molodoj uchyony"j. 2019. № 43 (281). S. 71-73 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://moluch.ru/archive/281/63321.

6. Veselkova E.E. Mezhdunarodny"e dogovory" Rossijskoj Federacii v oblasti inostranny"x investicij // Zakonodatel"stvo i e"konomika. 2015. № 11.

7. Toute ordonnance nécessite en principe une ratification par l'Assemblée nationale au cours de sa prochaine session, en l'absence de quoi elle est caduque [E"lektronny"j resurs]. URL: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-01591770/ document#1/.

8. Obzor praktiki razresheniya sudami sporov, svyazanny"x s zashhitoj inostranny"x investorov» (utv. Pre-zidiumom Verxovnogo Suda RF 12.07.2017) [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71617298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.