Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
765
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
иностранные инвестиции / инвестиционная деятельность / правовое регулирование иностранных инвестиций / правовой режим иностранных инвестиций / foreign investment / investment activity / legal regulation of foreign investment / legal regime of foreign investment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батчиманджи Ноэ Грэтьен

Исследование становления и развития правового регулирования иностранные инвестиции в Российской Федерации. В ходе исследования проанализировать правовые механизмы для привлечения иностранных инвестиций в России, систематизации российское законодательство в области иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CONSOLIDATION OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF FOREIGN INVESTMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Study of the formation and development of legal regulation of foreign investment in the Russian Federation. During the study, analyze the legal mechanisms for attracting foreign investment in Russia, systematizing Russian legislation in the field of foreign investment.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-204-208 БАТЧИМАНДЖИ Ноэ Грэтьен,

аспирант 3 курса кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов,

e-mail: vzak95@mail.ru

ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Исследование становления и развития правового регулирования иностранные инвестиции в Российской Федерации. В ходе исследования проанализировать правовые механизмы для привлечения иностранных инвестиций в России, систематизации российское законодательство в области иностранных инвестиций.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционная деятельность, правовое регулирование иностранных инвестиций, правовой режим иностранных инвестиций.

BATCHIMANJI Noe Graetien,

3-year postgraduate student, Department of Administrative and Financial Law Peoples Friendship University of Russia

LEGAL CONSOLIDATION OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF FOREIGN INVESTMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. Study of the formation and development of legal regulation of foreign investment in the Russian Federation. During the study, analyze the legal mechanisms for attracting foreign investment in Russia, systematizing Russian legislation in the field of foreign investment.

Key words: foreign investment, investment activity, legal regulation of foreign investment, legal regime of foreign investment.

Для социально-экономического развития любой страны важены меры, принятые государством, будь то принятые принятие законов, динамика роста производства и т. п. ооднако это всё требует максимально эффективного использования национальных ресурсов, и привлечениие иностранные инвести-цийй. На современном этапе развития мировой экономики иностранные инвестициии играют очень важную роль для любого государство они дают толчок экономическому росту. Вот почему это так важно создавать эффективную норматив-

Рисунок 1. Иностранные инвестиции в Россию в 2010-2015 гг. (Млрд долларов)

1МХЮ

«оооо ыкш лххю

I5COO ЮСОО Vita»

.WOO

I II III IV I |] III IV I II III IV I II III IV I || III IV I II

2010201020102010201 i ли 1 201 i 2011 joi 2201 22012 2012 201 л 201 »мигом 201 1 201 inn 12011201« 201«

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

ную базу в сфере правового регулирования иностранных инвестиций.

Тем не менее приток иностранных инвестиций в Российскую экономику значительно снизился по данным ЦБ РФ данные [3]. Отток иностранных инвестиций в экономику России начался в 2014 г., после введение санкций и ухода крупных иностранных компаний из внутреннего рынка России. В 2015 году это повлекло за собой низкий обменный курс и дальнейшее ухудшение международных отношений (Рисунок 1).

Однако мировые инвестиции в 2015 году, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [7], выросли. на 36% до 1,7 трлн долларов, самого высокого уровня с 2007 года. Развитые страны были основными получателями этих иностранных инвестиций решающую роль в этом сыграла активная внешняя политика, а также растущий рост доллар по отношению к другим валютам на фоне цен на нефть. В настоящее время 55% общий объем мировых инвестиций приходится на развитые страны, исходя из этого Россия занимает не лидирующую позицию на мировом инвестиционном рынке. Общий объем инвестиций России в 2015 году около 1,7 млрд долларов против 20,95 млрд долларов в 2014 г., по оценке ЮНКТАД [6].

Актуальность данного исследования обусловлена важностью иностранных инвестиций для развития экономики России, а также создание привлекательного иинвестиционного климата, и увеличения объёма иностранных инвесторов в российскую экономику. В основе даного исследования лежит гипотеза о необходимости создания эффективного регулирующего органа, который послужит основой привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов.

Традиционно иностранные инвестиции рассматриваются как инвестиции, сделанные лицами одного государство на территории другого (принимающего) государства, иностранный прямой Инвестиции (ПИИ) считаются надежным индикатором экономической глобализации в целом и глобализация отдельных национальных экономик в частности [8].

Также, с правовой точки зрения иностранные инвестиции - это иностранная (частная или государственная) собственность, имеющая соответствующий статус как в международном, так и в национальном праве [9, 10].

По мнению ряда авторов, сумма денежных переводов между государством границы связано с инвестиционными проектами не ниже, чем с внешнеторговыми операциями. В связи с этим обеспечение благоприятного инвестиционного климата в стране особенно важно для развития национальной экономики, создание благоприятных условия для инновационного развития, в том числе при коммерциализации интеллектуальные продукты и других.

Государство всегда заинтересовано в привлечении инвестиций, как внутренних, так и иностранных, в связи с этим перед ним стоит задача создания благоприятного инвестиционного климата, предоставление инвесторам некоторой защиты и гарантий, а также правительство иногда поддерживают на прямую, в то же время государство стремится защитить национальные инте-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

ресы, что также требует использования запретов и ограничений в определенных областях инвестиционная деятельность. Создание системы юридических регулирования иностранных инвестиций в России должно основываться на эффективной государственной политике, на основе соотношения частных и общественных интересов. Понятие «правовой режим иностранных инвестиций» можно определить как сочетание правовых средств и методов правового регулирования инвестиционной правовой деятельности, включая правовые принципы и правовые положения, определяющие особые правила для иностранных инвесторов.

Правовое регулирование иностранных инвестиций существует как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Принимая во внимание положения Конституции РФ, приоритет в правовом регулировании следует отдавать международным нормам.

Международно-правовая защита инвестиций является более действенной для их привлечения, чем закрепление аналогичных гарантий в национальном законодательстве. Но важно и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций

В последнее время появились новые формы правового регулирования в сфере иностранного притока инвестиций в Россию, в том числе внедрение таких механизмов, как специальные инвестиционные контракты. Как показывает практика, этот инструмент нашел свое признание среди крупных автопроизводителей и реально заработал. Важную роль играет унификация правового регулирования иностранных инвестиций на международном уровне. Отдельные проблемы регулирования инвестиций регламентированы на основе принципов ГАТТ/ВТО1, где унификация правового регулирования иностранных инвестиций проводится посредством принятия государством на себя обязательства следовать предусмотренным в международном договоре нормам правового регулирования [1, 2].

Соглашение по торговым правам интеллектуальной собственности (ТРИПС) и Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)) и созданная Мировым банком международная система защиты инвестиций, которая включает в себя

1 ГАТТ/ВТО - Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. // https://base.garant.ru/

Вашингтонскую конвенцию 1965 г., Сеульскую конвенцию 1985 г. и двусторонние соглашения о защите и взаимном поощрении капиталовложений. Основным положением двусторонних соглашений государства, являются обязательства по разрешению инвестиционных споров и осуществлению страхования инвестиций в соответствии [9].

Международно-правовое регулирование вопросов привлечения иностранных инвестиций осуществляется путём заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений и путём участия в международных многосторонних конвенциях.

Заключение Соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с иностранными государствами в России началось ещё в СССР, и после распада Советского Союза Россия стала его правопреемником по 13 ратифицированным соглашениям (с Австрией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, КНР, Республикой Кореей, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швейцарией). Сама Российская Федерация заключила свыше 30 соглашений уже как независимое государство; некоторые из них ратифицированы и вступили в силу.

Заключение этих международных договоров обусловлено тем, что иностранные инвесторы, осуществляющие в России капиталовложения, считают недостаточными гарантии, предоставленные им российским законодательством, и настаивают на закреплении в международных договорах основных условий осуществления инвестиций и деятельности в связи с ними. Основными положениями по указанным соглашениям являются: предоставление справедливого и равноправного режима для иностранных инвестиций, обеспечение надлежащей защиты иностранной частной собственности, обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций, согласие на передачу споров с иностранным инвестором в международный арбитраж.

На уровне СНГ помимо двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены также две многосторонние Конвенции - Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. (временно применяется договаривающимися государствами, в том числе Россией, до его ратификации) и Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. (не вступила в силу для России).

Главным правовым средством урегулирования межгосударственных интересов в области трансграничного перемещения капиталовложе-

ний с середины XX в. стали двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций (далее - СПЗИ) в основном промышленно развитых стран с развивающимися, а также с социалистическими и бывшими социалистическими странами.

Практика заключения подобных соглашений между развитыми странами не получила какого-либо развития в связи с тем, что достаточно благоприятные условия для взаимных и весьма крупных капиталовложений обеспечиваются общей стабильной и надёжной политической, правовой и экономической структуральной ситуацией в них. Наиболее передовые из развивающихся стран, включая крупнейшие латиноамериканские (Аргентина, Бразилия), привлекающие наибольшую часть иностранных прямых капиталовложений, как правило, не проявляют интереса к заключению соглашений с промышленно развитыми странами. Незначительное число двусторонних СПЗИ заключено также развивающимися странами между собой [4].

Законодательную основу инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации составляют сегодня: Конституция РФ1, Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»2, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности на территории РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений)3 и Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»4, действующий в части, не противоречащей законодательству РФ.

Конституция Российской Федерации, выступая Основным законом страны, создаёт правовые гарантии инвестиционной деятельности в России. Сформулированные в Конституции права граждан являются неотъемлемой предпосылкой и гарантией осуществления ими деятельности в

1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//http://www.consultant.ru/

2 Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (редакция от 31.05.2018 № 122^3)//http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16283/

3 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (редакция от 08.12.2020 № 429-ФЗ)//

4 Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изменениями от 25.02.1999 № 39-ФЗ)//1"1Йр:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

качестве субъектов инвестиционных отношений [10]. К источникам регулирования иностранных инвестиций можно отнести в широком смысле слова все общие нормативные акты федерального уровня, так или иначе регулирующие экономическую деятельность вообще и инвестиционную - в частности.1

В литературе, посвящённой вопросам правового регулирования иностранных инвестиций, часто упоминается, что наличие специального законодательства об иностранных инвестициях -прерогатива исключительно развивающихся стран. Индустриально развитым государствам не требуется особых условий и режима для иностранных инвестиций, поскольку их регулирование обеспечивается общим законодательством.2

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в большинстве развитых западных стран нет специальных законов об иностранных инвестициях; они регулируются так же, как и национальные инвестиции, на основе норм общего законодательства, а в развивающихся странах зависят не только от общего направления развития государства, но и от его правовых традиций [4, 5].

Механизм правового регулирования международных инвестиций в широком смысле этого слова составляет совокупность принципов, норм и правил международного и внутреннего права, которая определяет правовой статус иностранных инвестиций, как уже говорилось, с момента их учреждения до момента их ликвидации. Принципы и нормы международного инвестиционного права происходят либо из недоговорных источни-

1 В связи с этим к кругу источников следует отнести ГК РФ, который в силу уже упомянутых положений национального режима применим к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан, а также юридических лиц; иные законы и нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность, в том числе и негражданскоправовыми методами (например, части первая и вторая Налогового кодекса РФ, Закон «О недрах»). Все прочие федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях исключительно в силу наличия небольшого числа правовых норм, устанавливающих специфическое материально-правовое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К таковым, в частности, относятся: Закон РФ от 27 ноября 1992 г «Об организации страхового дела в РФ», Федеральные законы от 2 декабря 1990 г № 395-Ф3 «О банках и банковской деятельности №, от 8 января 1998 г № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», от 19 июля 1998 г. № «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», Воздушный кодекс РФ и др.

2 Дораев М.Г. Специфика государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в Канаде (правовые вопросы) // Предпринимательское право. 2012. № 1. С. 33.

ков, особенно из общих принципов международного права, либо из конвенционных источников; как многосторонних, так и двусторонних договоров и соглашений

Нет единого мнения относительно необходимости создания консолидированного закона инвестиционного права в юридической науке нет. Также открыт вопрос о необходимости существования в рамках национального законодательства отдельного свода НПА, регулирующих все вопросы имеющиеся и возникающие в рамках участия иностранных инвесторов и инвестиционный процесс в целом.

Так, в юридической науке на данный счет существуют две точки зрения: первая - исходит из того, что национальный режим предполагает наличие общего для иностранных и национальных инвесторов законодательства. Вторая - допускает возможность закрепления льгот и гарантий иностранным инвесторам в рамках отдельного закона или иного нормативного правового акта. Тем не менее, выражение «система инвестиционного законодательства» употребляется практически во всех исследованиях, характеризующих нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций в России.

И как итог, инвестиции и инвестирование — это важная составляющая любой экономики страны, а отсутствие кодифицированного законодательства, в данном случае инвестиционного в РФ и не только, даёт почву для размышления, а столь-ли привлекательна и надёжна экономика данной страны, для каких-либо вложений.

Список литературы:

[1] David R. The Methods of Unification // American Journal of Comparative Law. 1968. Vol. 16. № 1/2. P. 13—27.

[2] Diedrich F. A Law of the Internet? Attempts to Regulate Electronic Commerce // The Journal of Information, Law and Technology (JILT). 2000 (3) // http:// elj.warwick.ac.uk/jilt/00&3/diedrich.html// Matteucci M. Introduction a l'etude systematique du droit uniforme // RCADI. Leiden. 1957&1. № 91.

[3] European Research Studies Volume XXI, Special Issue 1, 2018r433p.

[4] Веселкова Е.Е. Двусторонние соглашения по защите инвестиций как основной способ защиты иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. 2012. № 1. С. 64.

[5] Дораев М.Г. Специфика государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в Канаде (правовые вопросы) // Предпринимательское право. 2012. № 1. С. 33.

[6] Конференция ООН по торговле и разви-тию//https://www.un.org/ru/ga/unctad/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

[7] Конференция ЮНКТАД, ее высший директивный орган, проводится раз в четыре года. Исполнительный орган — Совет по торговле и развитию — ежегодно проводит регулярные сессии, на которых рассматриваются результаты работы секретариата.

[8] Лисица В.Н. Инвестиционное право. М-во образования и науки РФ; Новосибирский нац. исслед. гос. ун-т. Новосибирск, 2015.

[9] Практическое руководство по Уругвайскому Раунду / Междунар. торг. центр ЮНКТАД/ ВТО (МТЦ) и Секретариат Содружества (CS) 1995. Женева, реп. изд. 1995.

[10] Сёмочкина М.А. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации / Бизнес в законе (Экономико-юридический журнал). ООО Фирма «Веста - 2» 2013. № 1. С. 247 // https://cyberleninka.ru/article/n/ istochniki-pravovogo-regulirovaniya-inostrannyh-investitsiy-v-rf

Spisok literatury:

[1] David R. The Methods of Unification // American Journal of Comparative Law. 1968. Vol. 16. № 1/2. P. 13—27.

[2] Diedrich F. A Law of the Internet? Attempts to Regulate Electronic Commerce // The Journal of Information, Law and Technology (JILT). 2000 (3) // http:// elj.warwick.ac.uk/jilt/00&3/diedrich.html// Mat-teucci M. Introduction a l'etude systematique du droit uniforme // RCADI. Leiden. 1957&1. № 91.

[3] European Research Studies Volume XXI, Special Issue 1, 2018g.433p.

[4] Veselkova E.E. Dvustoronnie soglasheniya po zashchite investicij kak osnovnoj sposob zashch-ity inostrannyh investicij // Zakonodatel'stvo i ekono-mika. 2012. № 1. S. 64.

[5] Doraev M.G. Specifika gosudarstvennogo regulirovaniya pryamyh inostrannyh investicij v Kanade (pravovye voprosy) // Predprinimatel'skoe pravo. 2012. № 1. S. 33.

[6] Konferenciya OON po torgovle i razvitiyu// https://www.un.org/ru/ga/unctad/

[7] Konferenciya YUNKTAD, ee vysshij direk-tivnyj organ, provoditsya raz v chetyre goda. Ispolni-tel'nyj organ — Sovet po torgovle i razvitiyu — ezhe-godno provodit regulyarnye sessii, na kotoryh rass-matrivayutsya rezul'taty raboty sekretariata.

[8] Lisica V.N. Investicionnoe pravo. M-vo obra-zovaniya i nauki RF; Novosibirskij nac. issled. gos. un-t. Novosibirsk, 2015.

[9] Prakticheskoe rukovodstvo po Urugva-jskomu Raundu / Mezhdunar. torg. centr YUNKTAD/ VTO (MTC) i Sekretariat Sodruzhestva (CS) 1995. ZHeneva, rep. izd. 1995.

[10] Syomochkina M.A. Istochniki pravovogo regulirovaniya inostrannyh investicij v Rossijskoj Fed-eracii / Biznes v zakone (Ekonomiko-yuridicheskij zhurnal). OOO Firma «Vesta - 2» 2013. № 1. S. 247 // https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-pravovo-go-regulirovaniya-inostrannyh-investitsiy-v-rf

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.