минимальных средства для своего функционирования. Такое экономическое бессилие не добавляет веры в возможности структур гражданского общества, а иногда порождает даже отторжение, способствует переходу граждан к противоправным действиям для защиты собственных гражданским прав.
Конечно, само по себе обладание финансовыми ресурсами, или достижение высокого уровня экономического благополучия не означает создания гражданского общества. И все же финансовая независимость местной общины дает гораздо больше шансов на формирование развитых структур гражданского общества. Не случайно пример эффективной деятельности гражданских общественных институтов представляют собой городские и сельские общины швейцарских кантонов. Однако в концепции гражданского общества в правовом государстве заложена внутренняя напряженность, она пролегает по линии между отстаиванием защиты своих прав отдельными общественными группами различного уровня структурирования (крупными общественными объединениями, частными ассоциациями, сходами граждан), с одной стороны, и властью государственных органов действовать в соответствии со своим мандатом для достижения общего благополучия (на национальном, региональном и местном уровне) - с другой. Радикально отличающиеся взгляды не только на политические, но и на духовные или ментальные идеалы могут взорвать социум. Неспособность гражданского общества сбалансировать преследование различных частных интересов с общественным благосостоянием снижает возможности общества к социальной устойчивости и может стать путем к общественному хаосу. Поэтому в правовом государстве организации гражданского общества могут предлагать, но только государство может распоряжаться.
В общем, можно сказать, что в связке правовое государство - гражданское общество, формирование последнего приводит к предельно широким социальным отношениям, которые включают в себя добровольное объединение в группы отдельных лиц, действующих в своем личном гражданском качестве для отстаивания собственной точки зрения на общественно важные проблемы и участие в защите самого широкого круга прав. В самой упрощенной форме гражданское общество равнозначно среде частных договорных некоммерческих отношений. Причем эволюция гражданского общества и формирования его именно на здоровой не политизированной или коммерциализированной базе, имеют огромное значение для развития государств мира, в том числе и Российской Федерации, в XXI веке.
Литература и источники
1. Калашников С.В. К вопросу о формировании гражданского общества в современной России // Юридическая наука. 2013. № 3. С.45-50.
2. Bellin, Eva. "Civil Society in Formation: Tunisia." [Электронный ресурс] // Сайт Brandeis. University. // URL: https://www.brandeis.edu/politics/people/faculty/pdfs/bellin-civil-society-in-formation.pdf (дата обращения 17.05.19)
3. Colas Dominique. Civil Society and Fanaticism: Conjoined Histories. Stanford: Stanford University Press [Электронный ресурс] // Article in Comparative Studies in Society and History 41(2):409-410 April 1999 with 52 Reads // URL: DOI: 10.1017/S0010417599252139 (дата обращения 17.05.19)
4. Gang Guo. Civil Society: Definitions, Causes, and Functions [Электронный ресурс] // Сайт University of Mississippi // URL: http://home.olemiss.edu/~gg/paperhtm/civlsoct.htm (дата обращения 17.05.19)
5. Meiksins Wood Ellen The Uses and Abuses of 'Civil Society' [Электронный ресурс] // Сайт The Bullet. - URL: https://socialistproject.ca/2016/01/b1208/ (дата обращения 17.05.19)
6. Seligman, Adam. The Idea of Civil Society. // Free Press. 1992. 241 р.
КАГЕРМАНОВ АБУ-САЛИХ САЙДАЛИЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Чеченского государственного университета.
KAGERMANOV, ABU-SALIH S. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of the theory and history of state and law, Chechen State University.
УДК 346.13
КУЗНЕЦОВА Н.В., МАТВЕЕВА Т.П., КУЗНЕЦОВА Н.А., РЯБОВА О.А. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РОССИИ
Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранные инвесторы, протекционизм, защита капиталов.
Статья посвящена истории становления правового регулирования инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов в России. Анализируются положения, принятых в имперский и советский период основных нормативно-правовых актов в указанной сфере. Показано, что соответствующая правовая база в имперский период со временем приобрела комплексный характер, были введены правила, направленные как на привлечение иностранного капитала, так и на обеспечение национальной экономической безопасности. В СССР регулирование иностранных вложений основывалось
на положениях специального союзного законодательства при наличии достаточно сильного административного воздействия. После эпохи нэпа непосредственное осуществление экономической деятельности на территории советского государства иностранным инвесторам было фактически запрещено. Лишь с конца 1980-х гг. вопрос о регулировании иностранных инвестиций вновь приобрел существенное значение.
KUZNETSOVA, N.V., MATVEEVA, TP., KUZNETSOVA, N.A., RYABOVA, O.A HISTORY OF FORMATION OF LEGAL REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY WITH PARTICIPATION OF
FOREIGN INVESTORS IN RUSSIA
Keywords: foreign investments, foreign investors, protectionism, capital protection.
The article is devoted to the history of the formation of legal regulation of investment activity with the participation of foreign investors in Russia. It analyzed the provisions adopted in the imperial and soviet period, the main regulatory acts in this area. It is shown that the relevant legal framework in the imperial period with time acquired a complex character, rules were introduced, aimed both at attracting foreign capital and at ensuring national economic security. In the USSR, the regulation of foreign investment was based on the provisions of special union legislation with a sufficiently strong administrative impact. After the era of NEP, the direct implementation of economic activity in the territory of the Soviet state to foreign investors was virtually prohibited. Only since the late 1980-ies the issue of regulation of foreign investment has regained significant importance.
Коммерческая деятельность иностранных субъектов на протяжении всей истории Российского государства являлась особым предметом правового регулирования. Еще во времена Киевской Руси для иностранных предпринимателей устанавливались специальные правила торговой деятельности, но деления по национальному и (или) конфессиональному признаку не осуществлялось. Ввиду возможности получения дохода от взимания таможенных пошлин, феодалы обычно покровительствовали иноземным торговцам, к числу которых преимущественно относились индивидуальные иностранные предприниматели, а не их корпоративные образования. В первой половине XIX века государством, с целью предотвращения распространения революционных идей из Западной Европы, вводился ряд ограничений в отношении представителей иностранных государств. Однако уже с середины XIX в., с процессом обшей либерализации в России, правовое положение иностранных предпринимателей отличалось от национальных только ограничениями земельных прав и правами на занятие определенными видами деятельности.
1861 г. ознаменовался принятием нормативно-правового акта, явившегося началом в сфере регулирования инвестиционных правоотношений, участники которых именовались как иностранные акционерные общества. Однако данный акт являлся по своей правовой природе международным соглашением (договором) между Российской империей и Французской республикой о формировании необходимого режима для обеспечения взаимных инвестиций, уравнявшим гражданские права иностранных хозяйствующих субъектов.
1863 г. ознаменовался опубликованием указа «О предоставлении Французским акционерным (анонимным) обществам и другим, учрежденным во Франции, товариществам права пользоваться в России всеми правами, сообразуясь с Русскими законами», согласно которому иностранные инвесторы, преимущественно учреждаемые в форме акционерных обществ, получили гражданскую и административную правоспособность [16]. Проводя аналогию с действующим в настоящий момент Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [1], для государственной регистрации (учреждения) на территории Российской империи иностранного хозяйственного общества заявителю необходимо было представить устав общества, а также утвержденные общим собранием участников (акционеров) отчеты о деятельности общества и т.н. «балансы оборотов» (бухгалтерскую отчетность) за предшествующие финансовые периоды.
В последующие годы правовая база, регулирующая иностранную инвестиционную деятельность, стала намного более комплексной, были введены правила, направленные на обеспечение национальной экономической безопасности. Так, иностранное общество было обязанным представлять залог (обеспечительный платеж) в Государственный банк Российской империи для обеспечения исполнения обязательств контрагента перед российским партнерами. Вводился специальный разрешительный порядок, регулирующий приобретение недвижимого имущества со специального разрешения местного губернского начальства. Иностранным обществам вменялась обязанность создания т.н. «ответственного агентства» для осуществления
управления его делами в Российской империи. Они должны были публиковать отчеты о деятельности, балансы по операциям и сведения о принятых собраниями акционеров решениях, что определенным образом историческим коррелирует с обязанностями современных акционерных обществ по раскрытию информации, установленными федеральным законом «Об акционерных обществах» [2]. При этом у лицензиара имелась возможность на введение односторонних инвестиционных ограничений, а именно: право на односторонний немотивированный отзыв представленного ранее допуска к осуществлению инвестиционной деятельности на российской территории, а также возможность для определения конкретной территории, где возможно было осуществление деятельности хозяйственным обществом.
Ближе к концу XIX века С.А. Смирнов отмечает определенные тенденции по либерализации регулирования участия иностранных инвесторов, что было обусловлено снижением размера капиталовложений в российскую экономику [16]. Однако для данного периода можно отметить также и обратную позицию государства, связанную с обеспечением экономической безопасности в сфере отечественного природоресурсного комплекса, о запрете иностранным инвесторам осуществлять разведку и добычу полезных ископаемых на территории Дальнего Востока.
В течение всего периода существования СССР нормативное регулирование иностранных капиталовложений основывалось на положениях специального союзного законодательства или законодательства союзных республик при наличии достаточно сильного административного воздействия. Непосредственное осуществление экономической деятельности на территории советского государства иностранными инвесторами было фактически запрещено. Лишь в годы нэпа велась активная совместная деятельность с иностранными инвесторами для привлечения иностранных капиталовложений. Причем нормативно-правовые акты союзных республик, регулирующие гражданско-правовые отношения, в частности Гражданский кодекс РСФСР от 1922 г., не содержали в себе положений по регламентации иностранных капиталовложений. Только в постановлении ВЦИК от 11.11.1922, введшего в действие ГК, устанавливалось положение о том, что организации, учрежденные за рубежом, имели возможность приобретения правоспособности на территории республики исключительно на основании специального акта правительства [9]. Вместе с тем, мы можем установить наличие иных правовых актов, предметом правового регулирования которых являлись иностранные капиталовложения посредством заключения договоров концессии в промышленной сфере. Так, Декретом ВЦИК от 12.04.1923 «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций в пределах РСФСР» определялись обязанности иностранных инвесторов по получению допуска к осуществлению хозяйственной деятельности на территории союзной республики и на создание своих представительств в соответствии со специальным порядком [8].
Считаем необходимым привести следующую количественную информацию: до начала Первой мировой войны на территории Российской империи осуществляли свою деятельность порядка трехсот организаций, учрежденных за рубежом, а количество заключенных концессионных соглашений в конце нэпа составляло порядка семидесяти и в последующем снижалось, что, в целом, коррелирует с периодом охлаждения международных отношений советского государства с рядом западноевропейских стран. Отметим, что каких-либо детализированных требований к иностранным инвесторам для обеспечения их экономической деятельности на территории республики не определялось, а возможность предоставления либо отказа в предоставлении им разрешения находилась исключительно в правительственной дискреции, что имело значительное отличие от рассмотренного в предыдущем параграфе порядка допуска деятельности, имевшегося в Российской Империи. Это имело влияние на уменьшение количества иностранных инвесторов, действующих в пределах территории союзных республик, поскольку не обеспечивало одинаковые условия для любой иностранной организации, имевшей намерение осуществлять экономическую деятельность на советской территории.
В последующем порядок допуска иностранных инвесторов к экономической деятельности на территории союзных республик получил более детальное регулирование, которое было установлено в принятом в 1931 году постановлении СНК СССР «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций на территории Союза ССР». Данное
постановление устанавливало конкретный состав документов для допуска иностранной организации к хозяйственной деятельности на территории союзных республик, порядок его получения, а также меры юридической ответственности инвестора по его обязательствам, возникшим ввиду осуществления хозяйственной деятельности в пределах союза и порядок отзыва указанного допуска [10]. Инвесторам предоставлялась возможность не получать специального допуска в случае осуществления деятельности по ведению переговоров и в случае совершения только отдельных сделок со всесоюзными объединениями и автономными конторами по внешней торговле без ведения деятельности на постоянной основе. Однако в указанном постановлении все равно имелась возможность по произвольному прекращению хозяйственной деятельности иностранного инвестора на основании актов исполнительных органов власти ввиду признания её несоответствующей интересам союзного государства.
Действие положений указанного постановления осуществлялось до принятия в 1977 году Советом Министров постановления «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в Союзе ССР представительств иностранных фирм, банков и организаций». Принятием указанного постановления представительства иностранных организаций в пределах союзных республик официально наделялись правосубъектностью, определялся и увеличивался состав государственных органов, определяемых по отраслевому признаку, уполномоченных допускать иностранных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории союза.
Кабалкиной Е.Е. приводится довод о преобладании с конца двадцатых годов прошлого века и вплоть до начала перестройки негативного отношения к деятельности иностранных инвесторов и иностранным инвестициям вообще при наличии, однако, у самого союзного государства значительного количества вложенных инвестиций в развитие проектов за рубежом [17].
Иностранные организации, учредившие представительства на территории СССР, получали правомочия осуществлять через них исполнение принятых межгосударственных соглашений о сотрудничестве по различным сферам, вести обмен экономической информацией, обеспечивать выполнение заключенных хозяйственных договоров. В постановлении более детально было определено содержание заявления по предоставлению допуска к осуществлению деятельности, а также обязанности руководителя главы представительства в отношениях с государственными союзными органами. Изменениями были затронуты основания, ввиду которых возможно было прекращение деятельности иностранного представительства, а именно: в связи с истечением сроков действия выданного разрешения и в связи с нарушением представительством условий деятельности, что исключило действие прежней нормы о праве государственных органов в произвольном порядке прекращать действие ранее выданных разрешений. А в 1986 году на XXV съезде КПСС впервые была провозглашена новая инвестиционная политика, положившая начало активному развитию правового регулирования иностранных инвестиций. Большое значение имело принятие Советом Министров СССР в 1988 году постановления «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» [13]. В 1989 году Совмимин СССР принял постановление «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций» [14]. В конце 1990 года иностранным инвесторам предоставили право на создание юридических лиц при наличии в них исключительно иностранного капитала.
В 1991 году на территории РСФСР был принят Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», действие которого осуществлялось до его отмены в 1999 году, установивший значительный состав по организационно-правовым формам осуществления инвестиций на территории России. Была предусмотрена возможность учреждения филиалов иностранных юридических лиц на отечественной территории, в законодательстве был закреплен статус организаций, участие в уставном капитале которых полностью осуществлялось иностранными инвесторами, и законодательно установлены гарантии по обеспечению защиты их прав [3].
Справедливым было бы отметить, что к моменту вступления данного закона в силу, отдельные его положения практически устарели. Это, в свою очередь, повлияло на роль этого нормативного акта в регулировании круга рассматриваемых нами правоотношений.
Эффективность действия Закона 1991 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР» могла быть достигнута только в пакете с другими законами.
За восемь лет существования Закона, он претерпел небольшие изменения. За период с 1991 по 1999 гг. в свет вышло более шестидесяти нормативных актов, в большей или меньшей степени, касающихся вопросов деятельности иностранных инвесторов. Стоит отметить, что в 1994 году была изменена Конституция РФ и закреплены равные права и обязанности иностранных граждан и граждан России (за некоторыми исключениями). А в 1994 и 1996 годах, соответственно, были приняты долгожданные части первая и вторая Гражданского Кодекса РФ. Указанные законодательные акты не регулируют иностранные инвестиции, но являются важной вехой в определении правового положения иностранного инвестора в Российской Федерации. Все имеющееся законодательство дополнялось подзаконными нормативными актами органов государственной власти. Результатом этой нормотворческой деятельности стала запутанность и наличие противоречий в имеющемся законодательстве. Срочно требовалось приведение положений Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в соответствие с положениями Гражданского Кодекса РФ, международными соглашениями.
Новой точкой отсчета стало принятие Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., что ознаменовало начало нового этапа формирования законодательства в сфере иностранных инвестиций. Вышеуказанный Закон закрепил государственные гарантии прав иностранных инвесторов. Были определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории нашей страны. Создавая данный нормативный акт, законодатель преследовал цели эффективного использования в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов.
Принятие следующих нормативных актов расширило и дополнило взаимоотношения Российской Федерации и иностранных инвесторов. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. №39-Ф3 был призван регулировать инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений. Принятый 08.12.2003 г. Федеральный Закон № 164 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определил общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т.д. Начиная с 2008 года, с принятием Федерального Закона №57-ФЗ от 29.04.2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» принципиально изменилась система допуска иностранных инвесторов на территорию страны. Указанный нормативный акт регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами инвестиций в форме приобретения акций, составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ. Данный Закон ограничил участие иностранных инвесторов или групп лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства [4]. Российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций [15]. Это очень точное замечание было сделано М.Ю. Маковецким.
Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства. Учитывая это, правовое регулирование иностранных инвестиций в России приобретает важнейшее значение для нашей страны, так как отсутствие иностранных финансовых и материальных ресурсов в виде инвестиций негативно отражается на экономике. Соответственно, в последнее время на законодательном уровне проделана огромная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы с привлечением иностранного капитала. Однако, как показывает практика, ряд направлений привлечения иностранных инвестиций не регулируется законодательными актами, что создает
потребность в принятии соответствующих актов.
Литература и источники
1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 10.08.2001. № 153-154.
2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. ст. 1.
3. Федеральный Закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета. 14.07.1999. № 134.
4. Федеральный Закон от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Российская газета. 07.05.2008. № 96.
5. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета. 04.03.1999. № 41-42.
6. Закон РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР»// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008.
7. Декрет ВЦИК Совета народных комиссаров РСФСР от 12.04.1923 «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций в пределах РСФСР» // Известия ВЦИК. 12.04.1923. № 283.
8. Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 11.11.1922 «О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.» // Известия ВЦИК. 12.11.1922. № 256.
9. Постановление Совета народных комиссаров СССР «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций на территории Союза ССР» // Собрание законодательства СССР. 1931. №24. ст. 197.
10. Постановление СНК СССР от 11.03.1931 «О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых операций на территории Союза ССР» // Собрание законов СССР. 1931. № 24. Ст. 197.
11. Постановление Совета Министров СССР от 23.05.1977 № 427 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций» // Собрание Постановлений СССР. 1977. № 16. Ст. 95.
12. Постановление Совмина СССР от 02.12.1988 № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» // Свод законов СССР. т. 9. 1990. с. 50-35.
13. Постановление Совета Министров СССР от 30.11.1989 № 1074 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций» (с изм. и доп.) // Собрание постановлений СССР. 1989. № 1. Ст. 8.
14. Указ Президента СССР от 26.10.1990 № УП-942 «Об иностранных инвестициях СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 27. Ст. 132.
15. Маковецкий М.Ю. Международное движение капитала в условиях финансовой глобализации // Омский научный вестник. 2015. №1(135). С.179-183.
16. Смирнов С.А. Правовое регулирование иностранного предпринимательства в России в XIX - начале XX вв. // Власть. 2010. № 4. С.111.
17. Кабалкина Е.Е. Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях: основные исторические этапы // Юрист. 2005. № 5. С.21-23.
References and Sources
1. Federal'nyj zakon ot 08.08.2001 № 129-FZ «O gosudarstvennoj registracii yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej» // Rossijskaya gazeta. 10.08.2001. № 153-154.
2. Federal'nyj zakon ot 26.12.1995 № 208-FZ «Ob akcionernyh obshchestvah» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 01.01.1996. № 1. st. 1.
3. Federal'nyj Zakon ot 09.07.1999 №160-FZ «Ob inostrannyh investiciyah v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 14.07.1999. № 134.
4. Federal'nyj Zakon ot 29.04.2008 №57-FZ «O poryadke osushchestvleniya inostrannyh investicij v hozyajstvennyh obshchestvah, imeyushchih strategicheskoe znachenie dlya obespecheniya oborony strany i bezopasnosti gosudarstva» // Rossijskaya gazeta. 07.05.2008. № 96.
5. Federal'nyj zakon ot 25.02.1999 №39-FZ «Ob investicionnoj deyatel'nosti, osushchestvlyaemoj v forme kapital'nyh vlozhenij» // Rossijskaya gazeta. 04.03.1999. № 41-42.
6. Zakon RSFSR ot 04.07.1991 № 1545-1 «Ob inostrannyh investiciyah v RSFSR»// Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov RSFSR i Verhovnogo Soveta RSFSR. 1991. № 29. St. 1008.
7. Dekret VCIK Soveta narodnyh komissarov RSFSR ot 12.04.1923 «O poryadke dopushcheniya inostrannyh firm k proizvodstvu torgovyh operacij v predelah RSFSR» // Izvestiya VCIK. 12.04.1923. № 283.
8. Postanovlenie Vserossijskogo central'nogo ispolnitel'nogo komiteta ot 11.11.1922 «O vvedenii v dejstvie Grazhdanskogo kodeksa R.S.F.S.R.» // Izvestiya VCIK. 12.11.1922. № 256.
9. Postanovlenie Soveta narodnyh komissarov SSSR «O poryadke dopushcheniya inostrannyh firm k proizvodstvu torgovyh operacij na territorii Soyuza SSR» // Sobranie zakonodatel'stva SSSR. 1931. №24. st. 197.
10. Postanovlenie SNK SSSR ot 11.03.1931 «O poryadke dopushcheniya inostrannyh firm k proizvodstvu torgovyh operacij na territorii Soyuza SSR» // Sobranie zakonov SSSR. 1931. № 24. St. 197.
11. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 23.05.1977 № 427 «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke otkrytiya i deyatel'nosti v SSSR predstavitel'stv inostrannyh firm, bankov i organizacij» // Sobranie Postanovlenij SSSR. 1977. № 16. St. 95.
12. Postanovlenie Sovmina SSSR ot 02.12.1988 № 1405 «O dal'nejshem razvitii vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti gosudarstvennyh, kooperativnyh i inyh obshchestvennyh predpriyatij, ob"edinenij i organizacij» // Svod zakonov SSSR. t. 9. 1990. s. 50-35.
13. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 30.11.1989 № 1074 «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke otkrytiya i deyatel'nosti v SSSR predstavitel'stv inostrannyh firm, bankov i organizacij» (s izm. i dop.) // Sobranie postanovlenij SSSR. 1989. № 1. St. 8.
14. Ukaz Prezidenta SSSR ot 26.10.1990 № UP-942 «Ob inostrannyh investiciyah SSSR»// Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1990. № 27. St. 132.
15. Makoveckij M.YU. Mezhdunarodnoe dvizhenie kapitala v usloviyah finansovoj globalizacii// Omskij nauchnyj vestnik. 2015. №1(135). S.179-183.
16. Smirnov S.A. Pravovoe regulirovanie inostrannogo predprinimatel'stva v Rossii v XIX - nachale XX vv. // Vlast'. 2010. № 4. S.111.
17. Kabalkina E.E. Razvitie rossijskogo zakonodatel'stva ob inostrannyh investiciyah: osnovnye istoricheskie etapy // Yurist. 2005. № 5. S.21-23.
КУЗНЕЦОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний ВЮИ ФСИН России (к1кпе70Уа-1963@mail.ru).
МАТВЕЕВА ТАМАРА ПАВЛОВНА - старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин ВЮИ ФСИН России (та1уееуа3 3 @таП.ги).
КУЗНЕЦОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин ВЮИ ФСИН России (kuz1503@yandex.ru).
РЯБОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - преподаватель кафедры частноправовых дисциплин ВЮИ ФСИН России (frau. lelya2012@yandex. ru).
KUZNETSOVA, NATALYA V. - Senior Lecturer of Private and Law Studies Department of VLI of the FPS of Russia. MATVEEVA, TAMARA P. - Senior Lecturer of Private and Law Studies Department of VLI of the FPS of Russia. KUZNETSOVA, NATALYA A. - Senior Lecturer of Private and Law Studies Department of VLI of the FPS of Russia. RYABOVA, OLGA A. - teacher of the Department of private law disciplines VUI of the Federal penitentiary service of Russia.
УДК 342.56.335
ГРИГОРЬЕВ О.В.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛКОВЫХ СУДОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В АРМИИ И НА ФЛОТЕ В РОССИИ (ФЕВРАЛЬ - ОКТЯБРЬ 1917 Г.)
Ключевые слова: Российская империя, военная администрация, военные суды полков, военное правосудие.
Статья посвящена исследованию проблемных вопросов реформирования и функционирования полковых судов в Российской империи в период Временного правительства. Автором сделана попытка проанализировать степень воздействия произошедших в указанный период преобразований на деятельность полковых судов. Осуществлена попытка проанализировать имевшийся порядок рассмотрения дел в полковых судах, охарактеризовать всех участников процесса, их права и обязанности. В результате проведенного исследования автор приходит к важному выводу о том, что в военных судах повысилось значение принципов гласности, состязательности и независимости правосудия. Но слабо организованный контроль над деятельностью военных судов полков не позволил им стать подлинным проводниками военного правосудия.
GRIGORIEV, O.V.
FEATURES OF ACTIVITY OF REGIMENTAL COURTS TO MAINTAINING NOMOCRACY IN THE ARMY AND NAVY IN RUSSIA (FEBRUARY - OCTOBER 1917)
Keywords: Russian Empire, military administration, military courts of regiments, military justice.
The article is devoted to the research of problematic issues of reformation and functioning of regimental courts in the Russian Empire during the period of Provisional Government. The author of the article makes an attempt to analyze the degree of impact of the transformations that occurred during this period on the activity of regimental courts. It makes an attempt to analyze the existing procedure for the consideration of cases in the regimental courts, to characterize all participants in the process, its rights and obligations. As a result of the study, the author comes to the important conclusion that the military has increased the level of transparency, competitiveness and independence of justice. But poorly organized control over the activity of the military courts of the regiments did not allow them to become true conductors of military justice.
Современное состояние дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации требует более внимательного отношения к отечественному историческому наследию, к использованию успешного опыта прошлых периодов по профилактике и пресечению правонарушений в армии и на флоте. В связи с этим, актуальным представляется изучение и анализ деятельности военно-судебной системы в период Временного правительства России. Деятельность этой системы в период с февраля по октябрь 1917 г. сыграла, по нашему мнению, неоднозначную роль и может послужить уроком для реформаторов современной военной юстиции.
Вопросы истории формирования и функционирования военных судов России, рассматривались в научных и публицистических работах целого ряда авторов [1-5]. Тем не менее, полагаем, что по-настоящему всестороннего военно-исторического исследования на эту тему до сего времени в отечественной науке не создано. Между тем, изучение данной проблематики, безусловно, является интересным и поучительным для современной России, что делает тему исследования «Особенности деятельности военно-судебной системы по поддержанию правопорядка в армии и на флоте в России (февраль - октябрь 1917 г.)» весьма актуальной. Актуальность обозначенной научно-исследовательской темы обусловливается как существенным возрастанием роли судебной власти, в том числе и военных судов, так и отсутствием полномасштабного военно-исторического анализа роли и места полковых судов в поддержании дисциплины и правопорядка в армии и на флоте.
Актуальность темы исследования предопределила научную задачу: на основе достоверных источников (научные монографии, архивные материалы, публицистические очерки и дневниковые записи) провести комплексный военно-исторический анализ деятельности полковых судов по поддержанию дисциплины и правопорядка в армии и на флоте в рассматриваемый период.