Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ВЕЛИКОМ ГЕРЦОГСТВЕ ЛЮКСЕМБУРГ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ВЕЛИКОМ ГЕРЦОГСТВЕ ЛЮКСЕМБУРГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРУППЫ КОМПАНИЙ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / МОДЕЛЬ ДИД / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ / ВЕЛИКОЕ ГЕРЦОГСТВО ЛЮКСЕМБУРГ / GROUPS OF COMPANIES / FOREIGN INVESTMENT / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / BIT MODEL / NATIONAL TREATMENT / MOST FAVORED NATION TREATMENT / GRAND DUCHY OF LUXEMBOURG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пакерман Галина Александровна

Цель: Исследование правового регулирования прямых иностранных инвестиций в Великом Герцогстве Люксембург с целью определения действующего режима инвестиций, благоприятного для иностранных лиц. Методология: Использовались сравнительно-правовой, историко-правовой и формально-юридический методы. Результаты: Один из крупнейших и стабильных центров управления международными финансовыми активами сосредоточен на территории Великого Герцогства Люксембург. В настоящее время здесь зарегистрировано порядка 4000 инвестиционных фондов, представленных юридическими лицами и трастами, управляющими активами на сумму, превышающую 3,6 трлн евро. Географическое положение Великого Герцогства Люксембург, его политическая, социальная и репутационная стабильность, развитая инфраструктура, благоприятный налоговый режим и инвестиционный климат и иные факторы являются привлекательными для групп компаний, регистрирующих свои административные центры и обособленные подразделения (филиалы и представительства) на его территории. Регистрация компании и / или осуществление деятельности на территории Люксембурга даёт им возможность выйти на общий рынок Европейского Союза. Основная мысль данной статьи сфокусирована на анализе последних изменений в национальном законодательстве Великого Герцогства Люксембург, в частности в корпоративной сфере, и включает исследование также утративших силу законодательных актов. Статья завершается оценкой того, что действующий в Люксембурге режим инвестирования может быть различным для разных форм осуществления инвестиций. Это разнообразие как раз и привлекает иностранных инвесторов, поскольку, в частности, прямые иностранные инвестиции, являющиеся по своей природе средством, способствующим укреплению производительной деятельности государства - реципиента инвестиций, одновременно являются ещё одним инструментом трансграничных инвестиций между группами компаний. В свою очередь, группам компаний, имеющим цель минимизировать налоговые расходы, интересны предлагаемые законодательством Великого Герцогства Люксембург «схемы финансовой инженерии». Новизна/оригинальность/ценность: Научная ценность статьи состоит в том, что это одна из первых попыток детально рассмотреть правовое регулирование прямых иностранных инвестиций в Люксембурге в комплексе, а не отдельные направления, которые изучены, а именно: налогообложение, регистрация компании в офшорной зоне. В статье кратко рассмотрены изменения в корпоративной сфере, а также приведено действующее валютное и налоговое законодательство, некоторые акты Евросоюза и Модель ДИД 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN THE GRAND DUCHY OF LUXEMBOURG

Purpose: Study of the legal regulation of foreign direct investment in the Grand Duchy of Luxembourg in order to determine the current investment regime favorable to foreign persons. Methodology: Comparative legal, historical legal and formal legal methods were used. Results: Today the Grand Duchy of Luxembourg is one of the largest and most stable centers for managing international financial assets - there are about 4,000 registered funds with assets under management in the amount of more than 3.6 trillion euros. The geographical location of the Grand Duchy of Luxembourg, its political, social and reputation stability, developed infrastructure, favorable tax regime and investment climate, these and other factors are attractive for groups of companies that register their administrative centers and structural divisions (branches and representative offices) on its territory. Registration of a company and/or implementation of activities in Luxembourg gives them the opportunity to enter the common market of the European Union. The main idea of this article is focused on the analysis of recent changes in the national legislation of the Grand Duchy of Luxembourg, in particular in the corporate sphere, and includes the study of legislative acts that have also expired. The article concludes with an assessment that the current investment regime in Luxembourg may be different for different forms of investment. This diversity just attracts foreign investors, since, in particular, foreign direct investment, which by its nature is a means of strengthening the productive activity of the recipient state, is at the same time another tool for cross-border investment between groups of companies. In return, groups of companies with the goal of minimizing tax costs are interested in «financial engineering schemes» proposed by the legislation of the Grand Duchy of Luxembourg. Novelty/originality/value: The scientific value of this article is an it is attempt to unveil the legal regulation of foreign direct investment in Luxembourg in a complex, rather than the individual areas that are studied, namely: taxation, registration of a company in the offshore zone. The article briefly reviews the changes in the corporate sphere, as well as the current currency and tax laws, and some acts of the European Union and the Model BIT 2019.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ВЕЛИКОМ ГЕРЦОГСТВЕ ЛЮКСЕМБУРГ»

Пакерман Г.А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ВЕЛИКОМ ГЕРЦОГСТВЕ ЛЮКСЕМБУРГ

Цель: Исследование правового регулирования прямых иностранных инвестиций в Великом Герцогстве Люксембург с целью определения действующего режима инвестиций, благоприятного для иностранных лиц.

Методология: Использовались сравнительно-правовой, историко-правовой и формально-юридический методы.

Результаты: Один из крупнейших и стабильных центров управления международными финансовыми активами сосредоточен на территории Великого Герцогства Люксембург. В настоящее время здесь зарегистрировано порядка 4000 инвестиционных фондов, представленных юридическими лицами и трастами, управляющими активами на сумму, превышающую 3,6 трлн евро.

Географическое положение Великого Герцогства Люксембург, его политическая, социальная и репутаци-онная стабильность, развитая инфраструктура, благоприятный налоговый режим и инвестиционный климат и иные факторы являются привлекательными для групп компаний, регистрирующих свои административные центры и обособленные подразделения (филиалы и представительства) на его территории. Регистрация компании и / или осуществление деятельности на территории Люксембурга даёт им возможность выйти на общий рынок Европейского Союза.

Основная мысль данной статьи сфокусирована на анализе последних изменений в национальном законодательстве Великого Герцогства Люксембург, в частности в корпоративной сфере, и включает исследование также утративших силу законодательных актов. Статья завершается оценкой того, что действующий в Люксембурге режим инвестирования может быть различным для разных форм осуществления инвестиций. Это разнообразие как раз и привлекает иностранных инвесторов, поскольку, в частности, прямые иностранные инвестиции, являющиеся по своей природе средством, способствующим укреплению производительной деятельности государства - реципиента инвестиций, одновременно являются ещё одним инструментом трансграничных инвестиций между группами компаний. В свою очередь, группам компаний, имеющим цель минимизировать налоговые расходы, интересны предлагаемые законодательством Великого Герцогства Люксембург «схемы финансовой инженерии».

Новизна/оригинальность/ценность: Научная ценность статьи состоит в том, что это одна из первых попыток детально рассмотреть правовое регулирование прямых иностранных инвестиций в Люксембурге в комплексе, а не отдельные направления, которые изучены, а именно: налогообложение, регистрация компании в офшорной зоне. В статье кратко рассмотрены изменения в корпоративной сфере, а также приведено действующее валютное и налоговое законодательство, некоторые акты Евросоюза и Модель ДИД 2019 г.

Ключевые слова: группы компаний, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, модель ДИД, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, Великое Герцогство Люксембург.

Pakerman G.A.

LEGAL REGULATION OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN THE GRAND DUCHY OF LUXEMBOURG

Purpose: Study of the legal regulation of foreign direct investment in the Grand Duchy of Luxembourg in order to determine the current investment regime favorable to foreign persons.

Methodology: Comparative legal, historical legal and formal legal methods were used.

Results: Today the Grand Duchy of Luxembourg is one of the largest and most stable centers for managing international financial assets - there are about 4,000 registered funds with assets under management in the amount of more than 3.6 trillion euros.

The geographical location of the Grand Duchy of Luxembourg, its political, social and reputation stability, developed infrastructure, favorable tax regime and investment climate, these and other factors are attractive for groups of companies that register their administrative centers and structural divisions (branches and representative offices) on its territory. Registration of a company and/or implementation of activities in Luxembourg gives them the opportunity to enter the common market of the European Union. The main idea of this article is focused on the analysis of recent changes in the national legislation of the Grand Duchy of Luxembourg, in particular in the corporate sphere, and includes the study of legislative acts that have also expired. The article concludes with an assessment that the current investment regime in Luxembourg may be different for different forms of investment. This diversity just attracts foreign investors, since, in particular, foreign direct investment, which by its nature is a means of strengthening the productive activity of the recipient state, is at the same time another tool for cross-border investment between groups of companies. In return, groups of companies with the goal of minimizing tax costs are interested in «financial engineering schemes» proposed by the legislation of the Grand Duchy of Luxembourg.

Novelty/originality/value: The scientific value of this article is an it is attempt to unveil the legal regulation of foreign direct investment in Luxembourg in a complex, rather than the individual areas that are studied, namely: taxation,

registration of a company in the offshore zone. The article briefly reviews the changes in the corporate sphere, as well as the current currency and tax laws, and some acts of the European Union and the Model BIT 2019.

Keywords: groups of companies, foreign investment, foreign direct investment, BIT model, national treatment, most favored nation treatment, the Grand Duchy of Luxembourg.

В настоящий момент Великое Герцогство Люксембург - один из самых крупных и стабильных международных финансовых центров (international financial centers), чьи услуги, по мнению Е.А. Звоновой, «сгруппированы вокруг четырёх основных сфер деятельности:

1) банкинг (розничный, коммерческий и корпоративный);

2) управление активами богатых клиентов;

3) операции на рынке капитала;

4) управление активами инвестиционных фондов» [1].

Герцогство занимает первое место в Европе и второе в мире по числу находящихся в стране инвестиционных фондов, в управлении которых, по данным Люксембургской ассоциации инвестиционных фондов (ALFI), на конец 2017 г. находились активы на сумму 3,7 трлн. евро [2, с. 5]. Проводимая данным государством инвестиционная политика располагает развитыми программами для поддержки инвестиционной деятельности физических и юридических лиц.

В конце 2015 г. банковский сектор Люксембурга был представлен 143 кредитными учреждениями из 28 стран, в том числе 26 - из Германии; 15 - из Франции; по 12 - из Италии и Швейцарии; 10 - из Китая. Активы банковского сектора Люксембурга составили 757 млрд евро (в 2007 г. -915 млрд евро). Люксембург занимает 7-е место в рейтинге юрисдикций по управлению частными банковскими активами (private banking), причем 40 % клиентов этой индустрии в Люксембурге имеют неевропейское происхождение. Люксембург является одним из основных центров управления международными финансовыми активами, здесь зарегистрировано около 4000 фондов с активами под управлением в размере более 3,6 трлн евро [1].

Следует отметить, что до 1970-х гг. ведущим сектором экономики Герцогства была металлургия, которая обеспечивала сталью промышленность Европы. После нефтяного кризиса 1970-х гг., который значительно ударил и по металлургии, правительство Люксембурга пришло к необходимости значительной диверсификации экономики страны, направив усилия на развитие сектора финансовых услуг, продолжив развитие транспортных услуг, а также высокотехнологичных услуг.

Географическое положение Великого Герцогства Люксембург, его политическая, социальная и репутационная стабильность, развитая инфраструктура, благоприятный налоговый режим и инвестиционный климат - эти и иные факторы являются привлекательными для групп компаний, регистрирующих свои административные центры и обособленные подразделения (филиалы и представительства) на его территории. С точки зрения географического расположения и исторического происхождения Н. Шэксон выделяет несколько групп офшорных юрисдикций, и Люксембург наряду с Лихтенштейном, Нидерландами и Швейцарией относит к первой группе [5, с. 24-33]. Регистрация компании и / или осуществление деятельности на территории Люксембурга даёт им возможность выйти на общий рынок Европейского Союза (ЕС, или Евросоюз).

Например, такие компании, как «AOL», «Amazon», «eBay», «Skype», «PayPal», «Digital River», «Napster», «Microsoft» и «iTunes», оказывающие услуги в сфере аудиовизуальной продукции, разместили свои административные центры именно на территории Великого Герцогства, поскольку предоставляемый инвестиционный режим позволяет данным группам компаний, в частности, минимизировать их налоговые расходы.

Компании, осуществляющие деятельность в промышленном секторе («ArcelorMittal» (сталь), «Guardian» (листовое стекло), «Goodyear» (резиновая продукция), «Dupont de Nemours» (синтетические ткани)), поставляют товары внутри Европейского Союза и за его пределы.

Крупнейшая авиационная грузовая компания «Cargolux» зарегистрирована на территории Великого Герцогства и оказывает услуги авиационного перевозчика на базе международного аэропорта Люксембурга.

На территории Великого Герцогства имеют свои офисы такие группы компаний, осуществляющие деятельность в продуктовой розничной торговле, как Ашан (Auchan) (французская корпорация), Делэз (Delhaize) (бельгийско-нидерландская группа компаний), Кактус (Cactus) (люксембургская компания), Карфур (Carrefour) (французская компания).

Краткая история развития законодательства Великого Герцогства Люксембург в сфере регулирования прямых иностранных инве-

стиций. Великое Герцогство Люксембург придерживается традиций романо-германской правовой семьи, которая сложилась в данном государстве в 1815 г. после отделения от Франции, законодательство которой оказало существенное влияние на развитие права и судебную систему Люксембурга (в период с 1794 по 1814 г. на территории страны действовали французские законы), а также участие Герцогства в таможенных и других союзах с Бельгией, Нидерландами (1815-1890 гг.) и другими государствами [5]. Несмотря на получение статуса суверенного образования, в Герцогстве продолжали действовать Гражданский кодекс от 5 декабря 1803 г. [8] и другие кодексы, принятые в период французской оккупации [9]. Лишь со временем некоторые из них были заменены новыми нормативными актами, которые, тем не менее, отражали и продолжают отражать общие тенденции, заложенные французским законодателем. Нормотворческая деятельность в данной юрисдикции осуществляется Парламентом, который принимает законодательные акты, и Великим Герцогом, издающим постановления (ст. 33, 34, 36 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г.) [10].

Интересно, что в настоящее время в Люксембурге продолжает действовать Гражданский кодекс 1803 г., текст которого в данном государстве не подвергся каким-либо значительным исправлениям и дополнениям по сравнению с Французской Республикой, где претерпели изменения, в частности, положения о браке, семье, наследовании и др. В Великом Герцогстве изменения и дополнения положений Гражданского кодекса 1803 г. коснулись, в частности, вопросов движимого имущества и кредита. Практически в первоначальной редакции продолжает действовать в Люксембурге Коммерческий кодекс Франции 1807 г. [11]. Исключение составляют вопросы регулирования деятельности акционерных обществ, в отношении которых в 1915 г. был принят ряд законов, которые составлялись под явным воздействием бельгийского законодательства. В 1900, 1915 и 1945 гг. в Великом Герцогстве были приняты законы, регулирующие деятельность сельскохозяйственных кооперативов, которые признаны совершенно самостоятельными и оказавшими влияние на право других государств в этой области [12].

Первое значительное реформирование законодательства о компаниях в Люксембурге было проведено в 1973 г. [13], затем - в 2016 г., о чём более подробно будет рассказано ниже.

Существенное влияние на проводимую политику и законодательство Великого Герцогства

Люксембург оказывает его участие в различных международных организациях.

Союзы Великого Герцогства Люксембург в

XX и XXI вв. В последнее столетие приоритетной политикой Великого Герцогства стало создание имиджа инвестиционно-привлекательной для иностранных инвесторов страны. С этой целью в 1921 г. Люксембург создаёт совместно с Бельгией экономический союз, известный как Бельгийско-Люксембургский Экономический Союз (БЛЭС), с введением единой валюты - бельгийского франка и сохранением ограниченного выпуска Люксембургского франка. Во время Второй мировой войны данный союз распался, но после освобождения страны от нацистской оккупации был восстановлен.

С целью интеграции в мировое, в том числе экономическое, сообщество Великое Герцогство отказалось от своего нейтралитета и в 1945 г. стало одним из государств - основателей Организации Объединённых Наций (ООН), в 1949 г. - членом Организации Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organization, или NATO), в 1951 г. - членом Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в 1957 г. - членом Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС).

Поскольку сталелитейная промышленность Люксембурга составляла 75 % его промышленного производства, то участие Герцогства в ЕОУС и ЕЭС стало отправной точкой для дальнейшего экономического роста этой маленькой по размерам страны. Следует отметить, что город Люксембург, наряду со Страсбургом и Брюсселем, был первым местом расположения штаб-квартиры ЕОУС и одной из штаб-квартир Европейского Союза. Активная позиция Герцогства в региональных интеграционных процессах способствовала созданию на его территории крупного финансового центра и преодолению промышленных и финансовых кризисов, например 1974-1975 гг. и 2008 г. соответственно.

В 1958 г. Люксембург, Бельгия и Нидерланды подписали Договор о создании Экономического союза Бенилюкс сроком на пятьдесят лет. Следует отметить, что изначально Союз Бенилюкс появился в 1943 г., когда три страны в изгнании в Лондоне подписали денежное соглашение, целью которого ставилось регулирование платёжной системы и укрепление экономических отношений. В 1944 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Таможенное соглашение с целью создания единого тарифного сообщества, в 1948 г. указанные страны образовали Таможенный союз, где были отменены импортные пошлины на тор-

говлю внутри стран Бенилюкса, и ввели один общий внешний тариф в отношении третьих стран. В 1953 г. страны Бенилюкса подписали Протокол по коммерческой политике, согласно которому страны-участницы обязуются проводить общую политику в отношении импорта и экспорта в и из третьих стран, а 1954 г. ознаменован подписанием данными странами Соглашения о свободном перемещении капитала.

17 июня 2008 г. премьер-министры и министры иностранных дел Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, а также премьер-министры Фландрии, Валлонии, французского сообщества и немецкоязычного сообщества в Бельгии подписали обновлённый Договор о Бенилюксе [14], а также Декларацию и Протокол о привилегиях и иммунитетах Союза Бенилюкс, которые вступили в силу в 2012 г. Основными целями данного Союза являются продолжение сотрудничества стран Бенилюкса в качестве «полигона для Европы» и расширение трансграничного сотрудничества, в том числе в направлении регулирования внутреннего рынка и экономического союза. По сути, страны Бенилюкса остались верны тем целям, которые они определили ещё в 1960 г. при осуществлении Договора Бенилюкс:

1) свободное перемещение людей, товаров, капитала и услуг;

2) координация экономической, финансовой и социальной политики;

3) общая коммерческая политика с третьими странами.

Поскольку Люксембург является членом Европейского Союза, то его нормативно-правовая база приведена в соответствие с правом данного Союза. В соответствии с положениями ст. 207 Договора «О функционировании Европейского Союза» в международных экономических отношениях страны - члены ЕС руководствуются Общей торговой политикой ЕС [15]. Так, в пределах таможенной территории Европейского Союза осуществляется свободное движение товаров без уплаты таможенных пошлин и платежей, странами - членами Евросоюза применяются единые тарифные и нетарифные меры в отношении экспорта и импорта товаров из третьих стран.

Исключительная компетенция в отношении инвестиционной политики перешла к органам ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора 2009 г. Вместе с тем в рамках БЛЭС с целью создания благоприятного инвестиционного климата 28 марта 2019 г. была утверждена новая Модель двустороннего инвестиционного договора (Модель ДИД 2019) (Belgium-Luxembourg Economic

Union Model BIT 2019), на основе которого Союз будет заключать двусторонние инвестиционные договоры с третьими странами [16]. Статья 2 Модели ДИД 2019 содержит определения таких понятий, как «предприятия», «инвестор», «инвестиции», «покрытые инвестиции»:

- предприятие - «любое образование, учреждённое или организованное в соответствии с законодательством Договаривающейся стороны, находящееся в частной или государственной собственности, или контролируемое, включая корпорацию, партнёрство, единоличное предприятие, ассоциацию, совместное предприятие или аналогичную организацию; и филиал или представительство любого такого лица»;

- инвестор означает:

«а) физическое лицо, которое в соответствии с законодательством Королевства Бельгия, законодательством Великого Герцогства Люксембург или законодательством Договаривающегося государства считается гражданином Королевства Бельгии, гражданином Великого Герцогства Люксембург или гражданином Договаривающегося государства соответственно;

б) юридические лица любой из Договаривающихся Сторон, учреждённые в соответствии с законодательством Договаривающейся стороны, если штаб-квартира юридического лица находится или его реальная экономическая деятельность осуществляется на территории этой Договаривающейся стороны.

Кроме того, предприятие, учреждённое или осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством одной из Договаривающихся сторон, но эффективно контролируемое, прямо или косвенно, гражданами или предприятиями другой Договаривающейся стороны, рассматривается как предприятие последней Договаривающейся стороны»;

- инвестиции - каждый вид актива, которым инвестор владеет или контролирует напрямую или косвенно. Характеристиками инвестиций являются реальное вложение, их определённая продолжительность, ожидание прибыли, принятие риска.

Формы, которые могут принять инвестиции, «включают:

а) предприятие;

б) акции, доли и другие формы долевого участия в предприятии;

в) облигации, долговые обязательства и другие долговые инструменты предприятия;

г) кредит предприятию;

д) любой другой вид заинтересованности в предприятии;

е) интерес, возникающий из:

1) концессии, предоставленной в соответствии с законодательством Договаривающейся стороны или по контракту, в том числе для поиска, культивирования, добычи или эксплуатации природных ресурсов,

2) контракта под ключ, строительство, производство или разделение доходов; или

3) других подобных контрактов;

ж) права промышленной и интеллектуальной собственности;

з) другое движимое имущество, материальное или нематериальное, или недвижимое имущество и связанные с ним права;

и) претензии к деньгам или претензии к исполнению по контракту, исключение составляют:

1) претензии по денежным обязательствам, возникающим исключительно из договоров купли-продажи товаров или оказания услуг физическим лицом или предприятием на территории Договаривающейся стороны физическому или юридическому лицу на территории другой Договаривающейся стороны;

2) внутреннее финансирование таких контрактов;

3) любой приказ, решение или арбитражное решение, связанные с подпунктом 1 или 2».

Покрытые инвестиции означают инвестиции:

«а) на своей территории;

б) в соответствии с действующим законодательством на момент осуществления инвестиций;

c) прямо или косвенно принадлежат или контролируются инвестором другой Договаривающейся Стороны;

d) существуют на дату вступления в силу настоящего Соглашения или созданы или приобретены впоследствии».

Согласно Модели ДИД 2019 инвесторам предоставляется национальный режим (ст. 5) и режим наибольшего благоприятствования (ст. 6). Модель ДИД 2019 предоставляет гарантии от национализации и экспроприации (ст. 7-8), свободный перевод доходов (ст. 10). Глава 4 Модели ДИД 2019 достаточно подробно регулирует вопросы разрешения инвестиционных споров.

В настоящее время в Европейском Союзе действует Регламент (ЕС) Европейского парламента и Совета от 12 декабря 2012 г. № 1219/2012 «Формирование переходных механизмов для двусторонних инвестиционных соглашений между государствами-членами и третьими странами» [17]. Указанный акт был принят в соответствии с

Процедурой 2010/0197 «Двусторонние инвестиционные соглашения государств - членов ЕС с третьими государствами: переходное регулирование» [18], которая заложила основу для передачи полномочий по защите иностранных инвестиций от стран - членов ЕС к институтам самого Евросоюза. По замыслу европейских законодателей, существующие ДИД стран - членов следует заменить на новые, составленные с учетом требований Лиссабонского договора 2009 г., где стороной в новых соглашениях будет выступать ЕС, а не отдельная страна, что выведет ЕС на новый уровень наднациональных полномочий [4].

Следует отметить, что до принятия данных актов был разработан и действовал Регламент, регулирующий вопросы исполнения уже действующих ДИД до момента, пока не будет разработана единая политика ЕС по данному вопросу [19]. Данный Регламент предусматривает осуществление контроля Комиссии за всеми ДИД в виде специальных разрешений, которые выдаются Комиссией государствам, являющимся членами ЕС, после проведения углубленного анализа на соответствие его нормам Евросоюза [4].

Несмотря на то, что до сих пор нет единой модели ДИД ЕС, Евросоюз сформулировал для стран-членов следующие ключевые договорные стандарты защиты инвестиций: гарантия справедливого и равноправного режима, полная защита и безопасность, выплата компенсации при экспроприации, а также гарантия свободного перевода денежных средств. Индивидуальные ДИД стран-членов не должны противоречить законодательству ЕС в сфере защиты окружающей среды, здоровья и безопасности на работе, защиты прав потребителей, культурного разнообразия, требованиям стратегии развития и конкурентной политики [4]. Модель ДИД 2019 г. соответствует разработанным в рамках ЕС договорным стандартам защиты инвестиций.

Источники правового регулирования прямых иностранных инвестиций в Великом Герцогстве Люксембург. Инвестиционная политика Люксембурга своей основной целью ставит привлечение иностранного капитала посредством предоставления различных льгот и преференций, создания специальных промышленных зон, где на льготных условиях, например, предоставляется в аренду земля. При этом такие зоны имеют всю необходимую инфраструктуру: доступ к транспортным (автомагистрали, железные дороги и авиасообщение) и телекоммуникационным сетям, снабжение водой, газом и электричеством.

Для компаний, осуществляющих деятельность на территории Герцогства в сфере инноваций, с целью оказания помощи в успешной реализации проектов предлагается консультирование специалистов специальных инновационных деловых центров, так называемых «бизнес-инкубаторов».

С целью привлечения иностранных инвесторов на территории Великого Герцогства предприятиям малого и среднего бизнеса, осуществляющим деятельность, в частности, в инвестиционных проектах, направленных на защиту окружающей среды и развитие технологий в области энергоснабжения, в научно-исследовательской сфере, в области создания новых видов товаров и услуг, предоставляется финансовая помощь со стороны государства в виде, например, прямых инвестиций, льготных кредитов и субсидированных кредитных ставок. Государственные органы исполнительной власти и Национальное общество кредита и инвестиций полномочны предоставить организациям, занимающимся подобными проектами, по их запросу предусмотренные меры поддержки, в том числе долгосрочный заём.

В Люксембурге инвесторам предоставляется благоприятный налоговый режим, который выражается в существовании самой низкой в Европейском Союзе ставки налога на добавленную стоимость (НДС) и одной из самых низких ставок налога на предприятия. Кроме того, допускается предоставление инвесторам налоговых кредитов.

В сфере валютного регулирования в Великом Герцогстве Люксембург действуют следующие нормативно-правовые акты:

- Закон от 5 апреля 1993 г. «О финансовом секторе Люксембурга» [20];

- Закон от 23 декабря 1998 г. «О Центральном банке Люксембурга» [21];

- Закон от 12 ноября 2004 г. «О борьбе против отмывания денег и финансирования терроризма» [22];

- Закон от 30 мая 2018 г. «О финансовых рынках» [23];

- Закон от 5 августа 2005 г. «О контрактах в отношении финансовой гарантии» [24];

- Закон от 23 июля 2016 г. «О резервных фондах альтернативных инвестиций» [25];

- Закон от 24 октября 2008 г. «О совершенствовании законодательной базы финансового центра Люксембурга» [26];

- Закон от 17 декабря 2010 г. «О предприятиях для коллективного инвестирования» [27];

- Закон от 12 июля 2013 г. «Об управляющих альтернативными инвестиционными фондами» [28];

- Регламент Центрального банка Люксембург от 15 января 2016 г. 2016/№ 21 о надзоре за платежными системами, системами расчетов по ценным бумагам и платежными инструментами в Люксембурге [29].

В Великом Герцогстве Люксембург нет единого закона об иностранных инвестициях. Иностранным инвесторам предоставляется национальный режим. Иностранные юридические лица в своей деятельности руководствуются Законом от 10 августа 2016 г. «О коммерческих компаниях» (законопроект 5730) [30], который вступил в силу 23 августа 2016 г. и изменяет следующие нормативные акты:

- Закон от 10 августа 1915 г. «О коммерческих компаниях» [31];

- Закон от 19 декабря 2002 г. «О Регистре торговли и компаний», а также бухгалтерской и годовой отчетности предприятий [32];

- Закон от 20 апреля 2009 года «Об электронной подаче изменений в Регистр торговли и компаний» [33];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- раздел IX (ст. 1832-1873) «Компании» Гражданского кодекса 1803 г. [34];

- Закон от 24 мая 2011 г. «Об осуществлении определенных прав акционеров на общих собраниях компаний, зарегистрированных на бирже» [35].

Правосубъектность и «национальность» юридических лиц. Согласно законодательству Люксембурга о компаниях юридическое лицо обладает правосубъектностью с момента его государственной регистрации. Иными словами, юридическое лицо может осуществлять деятельность, в том числе заключать договоры, с первого дня регистрации. При этом обязательства по отношению к третьим лицам у юридического лица возникают с момента публикации акта о регистрации юридического лица в официальной газете Люксембурга.

В соответствии со ст. 158 Закона о компаниях любое юридическое лицо, имеющее своё основное учреждение (т. е. место, где фактически принимаются управленческие, деловые и финансовые решения, являющиеся фактическим вопросом), расположенное на территории Великого Герцогства Люксембург, будет считаться имеющим люксембургскую «национальность» и подпадать под законодательство Люксембурга. Если не доказано обратное, основное учреждение юридического лица считается совпадающим с местом, где находится его зарегистрированный офис. Таким образом, для люксембургского юридического лица важно поддерживать в Великом Герцогстве

Люксембург соответствующую «управленческую субстанцию». Это должно гарантировать, что оно сохраняет свое «люксембургское гражданство» и может пользоваться положениями законов Люксембурга.

Если организация имеет местонахождение в другом государстве, а в Великом Герцогстве расположен один или несколько операционных офисов, наиболее важный по своему значению офис будет считаться вторым местонахождением организации (ст. 159 Закона о компаниях). Данный адрес юридическое лицо должно будет указывать во всех официальных актах, которые подлежат публикации в соответствии с люксембургским законодательством. Отсутствие у юридического лица офиса на территории Герцогства является серьёзным нарушением закона и может повлечь за собой прекращение его деятельности в судебном порядке. Согласно ст. 160 Закона о компаниях его положения о публикации актов общества и отчётов об их деятельности, закрепленные в ст. 76, 105, 130, применяются и к юридическим лицам, учреждённым в другом государстве, которые имеют в Великом Герцогстве свои филиалы либо операционные офисы. Лица, осуществляющие руководство филиалом юридического лица в Люксембурге, будут нести ответственность перед третьими лицами в том же объёме, что и руководители люксембургского юридического лица.

Организационно-правовые формы юридических лиц в Великом Герцогстве Люксембург. Действующим законодательством Великого Герцогства Люксембург предусмотрены следующие организационно-правовые формы юридических лиц (Закон о компаниях 2016 г.):

a) Открытая компания с ограниченной ответственностью (Société Anonyme или SA);

b) Закрытая компания с ограниченной ответственностью (Société a Responsabilité Limitée или SARL);

c) Частная компания с ограниченной ответственностью (Société à Responsabilité Limitée Unipersonnelle или SRLU);

d) Партнёрство с неограниченной ответственностью (Société en Nom Collectif или SENC);

e) Партнёрство с ограниченной ответственностью (Société en Commandite Simple) с выпуском акций (SCS) или без выпуска акций (SCA);

f) Упрощённое акционерное общество (Société par actions simplifées or SAS);

g) Европейская компания (European Company).

Минимальный капитал для учреждения открытой компании с ограниченной ответственно-

стью (SA) составляет 31000 евро. При этом 25 % суммы капитала оплачивается на момент регистрации юридического лица.

Акционерами компании могут быть физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты Люксембурга. Законом о компаниях предусмотрено ведение реестра акционеров, который хранится в офисе на территории Великого Герцогства.

Законом предусмотрено минимальное число акционеров - два акционера.

Открытая компания с ограниченной ответственностью вправе выпускать именные акции и акции на предъявителя. Акционеры свободны в передаче своих акций третьим лицам при условии, что данное положение закреплено в тексте Учредительного договора компании.

Законом о компаниях 2016 г. установлено, что компанией управляет Совет директоров, состоящий не менее чем из трёх человек, при этом директорами могут быть иностранные лица, также разрешены номинальные директора, информация о которых вносится в открытый реестр Люксембурга. Компания обязана назначить аудитора для составления ежегодных отчётов перед акционерами. Такой обязанности нет у закрытой компании с ограниченной ответственностью (SARL), минимальный капитал для учреждения которой составляет 12500 евро. При этом на момент регистрации полностью оплачивается 100 % сумма капитала.

Законом о компаниях 2016 г. предусмотрено, что акционерами компании данной организационно-правовой формы могут быть физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты Люксембурга. При этом законодатель закрепил минимум - один акционер и максимум - 40 акционеров. Реестр акционеров хранится в зарегистрированном офисе на территории Великого Герцогства.

Кроме того, законом разрешён выпуск только именных акций, и акционеры вправе передать свои акции третьим лицам, если это предусмотрено текстом Учредительного договора компании. Управление в SARL может осуществляться единственным директором, который может быть и иностранцем. Разрешены номинальные директора. Информация о директорах вносится в открытый реестр Люксембурга.

Партнёрство с неограниченной ответственностью (SENC) и партнёрство с ограниченной ответственностью с выпуском акций (SCS) или без выпуска акций (SCA) не требуют минимально необходимого капитала для их учреждения, ко-

торый распределяется в виде долей или в виде акций между партнёрами.

В предприятии с неограниченной ответственностью (SENC) руководство его деятельностью осуществляют генеральные партнёры, их должно быть минимум двое, и они несут неограниченную равноправную ответственность по долгам и обязательствам партнёрства.

В предприятии с ограниченной ответственностью (SCS и SCA) партнёры подразделяются на генеральных партнёров с неограниченной ответственностью и на партнёров с ограниченной ответственностью, при этом первые осуществляют управление партнёрством.

Эти формы юридического лица предусматривают, что партнёры не вправе передавать свои доли или акции третьим лицам без соответствующего решения общего собрания юридического лица.

Партнёрства пользуются популярностью среди инвесторов, поскольку в этой форме собственности создаются частные инвестиционные фондовые компании. Так, законодательство Великого Герцогства Люксембург о фондах различает следующие виды фондовых компаний:

- частные фонды с фиксированными активами;

- частные фонды с нефиксированными активами;

- частные пенсионные фонды;

- инвестиционные компании с рисковым капиталом.

Минимальный капитал для учреждения фондовой компании в рассматриваемой юрисдикции составляет 1000000 (Один миллион) евро.

Идея введения упрощённого акционерного общества (Sociétés par actions simplifées or SAS) пришла из французского законодательства. SAS определяется как компания, чей капитал разделён на акции, объединённые одним или несколькими лицами, вносящими определенную сумму.

Следует обратить внимание, что правила, применяемые к SA, обычно применяются и к SAS, за исключением положений, касающихся управления и общих собраний (увеличение или уменьшение капитала, слияния, разделения, роспуск, преобразование, назначение в органы управления и т. д.), которые должны быть изложены в уставе и, таким образом, могут быть более гибкими.

Акции SAS не могут быть выпущены в открытый доступ, а управление SAS возложено на президента или нескольких директоров.

Передача акций, произведённая в нарушение устава, является недействительной.

Эта новая юридическая форма компании подчиняется правилам, аналогичным SA, но они отличаются по двум основным пунктам:

- акции SAS, как было отмечено выше, не могут быть перечислены или предложены для общественности;

- SAS извлекает выгоду из большей свободы договора.

Таким образом, новый закон о компаниях вносит много существенных изменений в законодательство Люксембурга, вместе с тем договорная свобода для акционеров остаётся ключевой его особенностью.

Новый закон о компаниях в основном направлен на интеграцию некоторых инноваций, также существующих в зарубежных странах, с целью предложения новых правовых инструментов инвесторам, согласования правил, применимых к различным формам компаний, и для официального признания действительности правовых решений, ранее разработанных практикой Люксембурга.

Для любого нового юридического лица, зарегистрированного после вступления в силу, новый закон о компаниях автоматически применяется в полном объёме.

Для любой существующей организации у акционеров было 24 месяца на адаптацию устава.

«Люксембургский холдинг». Согласно законодательству Люксембурга, холдинговые компании на его территории не выступают в качестве отдельного вида компании. В литературе данное понятие определяют как «экономико-правовое понятие для определённой финансовой активности» [6].

До 31 декабря 2006 г. на территории Люксембурга выделяли холдинговые предприятия, учреждаемые как «открытые компании с ограниченной ответственностью» и как «закрытые компании с ограниченной ответственностью»:

1) холдинг, регулируемый Законом от 31 июля 1929 г. «О налоговом режиме финансовых холдингов» (утратил силу) [36];

2) холдинг SOPARFI (Société a Participation Financière).

Первые, регулируемые Законом от 1929 г., не подпадали под действие соглашений об избежании двойного налогообложения, подписанных Люксембургом, а также были исключены из-под действия Директивы Европейского совета 90/435/ EEC от 23 июля 1990 г. «Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов» [37].

Данные холдинговые компании были наделены правом владеть другими компаниями и управлять портфелями инвестиций, патентами, лицензиями, интеллектуальной и иной собственностью своих дочерних компаний, а также им предоставлялись налоговые льготы в виде освобождения ото всех налогов. При этом они уплачивали пошлину в размере 1 % на капитал при учреждении компании, а также ежегодную пошлину, равную 0,2 % на сумму активов холдинга. Следует отметить, что законодатель Герцогства установил правило, согласно которому холдинговая компания теряла свой безналоговый статус, если как минимум 5 % её дивидендов приходилось на участие в организациях, зарегистрированных в странах, где налогообложение ниже, чем в рассматриваемой юрисдикции. Согласно мировой практике, адекватная ставка налога в стране, откуда поступают дивиденды, должна быть не ниже 11 %.

С 1 января 2007 г. «холдинговый режим 1929 г.» в Люксембурге отменён, и холдинговые компании, регулируемые законом от 1929 г., больше не регистрируются [38].

Закон от 22 декабря 2006 г., отменяющий изменённый закон от 31 июля 1929 г.; изменённые указы Великого Герцога от 17 декабря 1938 г. о холдинговых компаниях и о налоговом режиме для холдинговых компаний; изменённые законы от 12 июля 1977 г., 29 июля 1977 г., 21 июня 2005 г. коснулись всех компаний, зарегистрированных до 20 июля 2006 г. В частности, им было разрешено сохранить свой статус холдинговой компании до 31 декабря 2010 г. при условии, что в течение этого периода её акции не будут отчуждаться или продаваться, за исключением следующих ситуаций, когда:

- акции холдинга, регулируемого законом 1929 г., котировались на бирже до 20 июля 2006 г., и холдинг собирался и дальше продолжать их котировать;

- происходит смена структуры акционеров холдинга, регулируемого законом 1929 г.;

- имеет место передача акций холдинга, регулируемого законом 1929 г., в результате наследования, урегулирования супружеских отношений и иных аналогичных законных обстоятельств.

Холдинг SOPARFI, в отличие от холдинговых компаний, регулируемых законом от 1929 г., не был ограничен условиями данного закона, а являлся налогооблагаемым предприятием на территории Люксембурга и подпадал под действие соглашений об избежании двойного налогообложения, заключённых Великим Герцогством с другими странами.

Согласно закону, SOPARFI обязан владеть не менее 10 % или не менее 1250000 евро в уставном капитале дочерней компании и имеет право:

- приобретать, владеть и распоряжаться акциями и облигациями люксембургских и иностранных юридических лиц;

- владеть наличными денежными средствами, в том числе иностранной валютой, золотом, ценными бумагами, а также размещать эти активы в любых финансовых учреждениях;

- выступать в качестве источника финансирования юридических лиц, в акционерном капитале которых холдинговая компания участвует непосредственно;

- владеть лицензиями и патентами, а также получать доход от распоряжений патентами и лицензиями за рубежом;

- брать займы, подтверждённые облигациями, распространяемыми по открытой или закрытой подписке, на сумму, в 10 раз превышающую оплаченный капитал;

- брать обычные займы в размерах, превосходящих до трех раз подписной капитал;

- выкупать до 10 % своих собственных акций в случае, если это разрешено уставом и имеется согласие общего собрания акционеров.

Законом холдингу SOPARFI запрещено:

- участвовать с правом решающего голоса в деятельности партнёрств, как с ограниченной, так и с неограниченной ответственностью;

- заниматься какой-либо производственной или коммерческой деятельностью;

- вести брокерские операции и банковские дела;

- давать кредиты компаниям, не являющимся её филиалами (если это не финансовая холдинговая компания);

- владеть недвижимостью, кроме помещения под офис (хотя и разрешается владеть акциями риэлтерских компаний).

На холдинги SOPARFI распространяется обычный режим налогообложения, установленный в Люксембурге, однако для дивидендов такого холдинга могут быть предусмотрены налоговые преференции, например в виде освобождения от налогов.

Для фондовых компаний законодатель Великого Герцогства устанавливает аналогичный режим налогообложения. При этом считаем необходимым отметить, что стандартные ставки корпоративного налога с учётом муниципальных налогов для обычных юридических лиц, являющихся резидентами Люксембурга, доходят до 40 % [39].

Процедура регистрации юридических лиц.

Как правило, учредительный договор юридического лица, включая его устав, должен быть представлен нотариусу, который обеспечивает соблюдение всех юридических требований. Такой акт и устав могут быть составлены на люксембургском, французском, немецком или английском языках. В последнем случае прилагается перевод на люксембургский, французский или немецкий языки. Сертификат с указанием имён конечного бенефициарного владельца (владельцев) юридического лица также требуется представить нотариусу.

Юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Люксембурга, подлежат государственной регистрации в Реестре торговли и обществ (Registre de commerce et des sociétés), где каждому юридическому лицу присваивается уникальный номер, использование которого является обязательным при его взаимоотношениях с государственными органами и организациями.

В уставе юридического лица и сопутствующих регистрационных документах указывается (для SA, SARL обязательно) следующая основная информация, в частности:

- личность физического и / или юридического лица и / или лиц, кем и / или от имени которых был подписан акт о регистрации;

- юридическая форма и наименование юридического лица;

- зарегистрированный офис и корпоративный объект;

- размер уставного капитала (если применимо);

- первоначально оплаченная сумма;

- виды акций и количество акций (если есть) с их номинальная стоимость (если указана) и любые условия, ограничивающие передачу акций;

- находятся ли акции в зарегистрированной форме или на предъявителя (если применимо);

- подробности для каждого вклада, внесённого иначе, чем наличными;

- отчёт об оценке независимого квалифицированного аудитора («réviseur d'entreprise») (когда применимо);

- количество ценных бумаг или паев, не представляющих акционерный капитал, и связанные с ним права (в частности, право голоса на общих собраниях) (когда применимо);

- правила, определяющие количество и механизм назначения в органы управления юридического лица, если они не предусмотрены законом;

- срок, на который создаётся юридическое лицо;

- примерная сумма затрат по отношению к формированию компании.

При регистрации устав должен быть подписан акционерами и нотариусом. Вновь созданное юридическое лицо может затем начать свою деятельность.

Перед регистрацией настоятельно рекомендуется проверить наличие наименования, выбранного учредителем (учредителями) для нового юридического лица, в торговом реестре Люксембурга, чтобы избежать путаницы с какой-либо существующей компанией. В течение двух или трёх дней после письменного запроса торговый реестр Люксембурга может предоставить сертификат свободной деноминации в этом отношении.

Оплаченный капитал блокируется на банковском счёте в Люксембурге, открытом на имя юридического лица, которое будет образовано в процессе его формирования. Это даёт нотариусу подтверждение того, что средства были получены. Открытие такого банковского счёта часто является ключевым элементом в сроках, необходимых для образования юридического лица (в принципе, требуется от одной до двух недель).

Когда акции подписаны в натуральной форме, заявление о стоимости вклада или отчёт независимого квалифицированного аудитора (например, для действий SA) должны быть запрошены и отправлены нотариусу. С 1 января 2008 г. право на взыскание капитала в натуральной форме уменьшено с 1 % до 0,5 %.

Акционерный капитал может быть выражен в любой иностранной валюте при условии, что сумма, конвертированная в евро, соответствует минимальным суммам, требуемым Законом о компаниях.

Свидетельство о регистрации, а также устав должны быть зарегистрированы в Люксембургской конторе, а затем в торговом реестре Люксембурга нотариусом после нотариального удостоверения (в принципе, в течение месяца с момента регистрации). Затем они должны быть опубликованы в официальной газете Люксембурга. Для юридических лиц, которые могут быть созданы без требования нотариального акта (например, Société en Commandite Simple (SCS)), устав должен быть опубликован в виде выдержек в официальной газете Люксембурга.

Юридическое лицо должно иметь зарегистрированный офис на территории Великого Герцогства Люксембург. Для этого оно либо приобретает помещение в собственность, либо арендует помещение, либо заключает соглашение о до-мицилировании с фидуциарной компанией. Такой доверительный управляющий может также предоставлять другие услуги (администрирова-

ние, бухгалтерский учёт, доверенные поручения и т. д.), связанные с деятельностью юридического лица.

Гражданские корпорации и партнёрства.

Société Civile является компанией, регулируемой положениями Гражданского кодекса Люксембурга, и может быть образована на основании частного или нотариального акта. Она имеет независимую правосубъектность от своих акционеров. Минимальный акционерный капитал не требуется для создания этой компании. Эта форма компании может, в частности, использоваться для совместной практики профессий и управления недвижимостью («S.C.I.») и частными активами. Акционеры несут неограниченную и солидарную ответственность.

Моментальные ассоциации - это временное партнёрство без фирменного наименования и юридического лица. Его целью является проведение конкретных коммерческих сделок. Из-за простоты и гибкости отношений между партнёрами такие партнёрства могут использоваться в любом секторе в течение ограниченного времени для конкретных проектов (публичный рынок, исследования, технологии и т. д.). Партнёры совместно и по отдельности связаны с деловыми контрактами третьих сторон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Открытие филиалов юридических лиц. На основании ст. 160-2, 160-6 Закона о компаниях 2016 г. иностранные юридические лица вправе открывать на территории Люксембурга свои филиалы. Процесс создания филиала иностранного юридического лица состоит из следующих этапов:

1) получение разрешения в Министерстве экономики;

2) регистрация филиала в Реестре торговли и обществ;

3) публикация информации о создании филиала в официальном журнале «Мемориал».

После регистрации в Реестре торговли и обществ филиалу присваивается регистрационный номер и выдаётся сертификат о регистрации. Только после получения сертификата филиал вправе осуществлять коммерческую деятельность.

Филиал иностранного юридического лица не является юридическим лицом, не может быть ликвидирован или признан банкротом.

Как указано в ст. 160-6 Закона о компаниях 2016 г., филиалы, открытые в Великом Герцогстве обществами, созданными в государстве, не являющемся членом Евросоюза, должны публиковать в официальном журнале следующие сведения:

1) адрес филиала;

2) виды его деятельности;

3) реестр, в котором юридическое лицо зарегистрировано;

4) регистрационный номер в данном реестре;

5) наименование и организационно-правовая форма юридического лица;

6) наименование филиала, если оно не соответствует наименованию юридического лица;

7) информация о лицах, которые вправе действовать от имени юридического лица;

8) бухгалтерские документы в соответствии со ст. 160-3 Закона о компаниях 2016 г.;

9) информация о закрытии филиала.

Допуск инвесторов к хозяйственной деятельности на территории Великого Герцогства Люксембург. В интересах бизнеса для обеспечения надлежащего надзора за коммерческой деятельностью в Люксембурге законодательство устанавливает условия выдачи лицензий для работы в определённой профессии и для осуществления определённой торговой деятельности [40].

Наличие лицензии не требуется для юридических лиц, основной целью которых является приобретение акций в Люксембурге, или иностранных компаний (например, SOPARFIS).

Лицензия на ведение бизнеса является личной и выдаётся лицам соответствующим министерством после получения рекомендации от комитета, который учитывает профессиональную квалификацию и респектабельность заявителя.

Для юридических лиц условия, касающиеся профессиональной квалификации и респектабельности, должны выполняться лицом, отвечающим за руководство или управление компанией.

Процедура подачи заявки, как правило, занимает два месяца, в связи с чем требуются следующие документы (при необходимости переведённые на французский или немецкий язык дипломированным переводчиком, утверждённым в качестве такового властями Великого Герцогства):

- заявление, составленное на бумажном носителе или на специальной форме с гербовым сбором. Форму можно получить в Торговой палате Великого Герцогства Люксембург [41]. Заявка должна содержать точное описание деятельности юридического лица;

- устав юридического лица;

- документальное доказательство респектабельности заявителя (например, предъявление чистого полицейского протокола);

- документ, подтверждающий платёжеспособность заявителя;

- заверенная копия диплома заявителя;

- биографические данные заявителя;

- для не имеющих люксембургскогох гражданства - сертификат ЕС, касающийся деятельности заявителя в стране его происхождения, выданный торговой палатой или соответствующим министерством.

Выданная бизнес-лицензия обычно действует в течение неопределенного периода, если только она не используется в течение двух лет с даты выдачи или если торговля добровольно приостановлена более чем на два года. О любых изменениях, будь то название юридического лица, вид деятельности, форма юридического лица или адрес местонахождения, необходимо уведомить соответствующее министерство в течение одного месяца.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в финансовом и / или страховом секторах, подлежат надзору со стороны Комиссии по надзору за финансовым сектором или Комиссии по страхованию. Для осуществления такой деятельности необходимые лицензии должны быть предоставлены соответствующими властями Люксембурга.

Страхование иностранных инвестиций в Люксембурге. В Великом Герцогстве функции государственной поддержки национального экспорта и инвестиций выполняет Люксембургское агентство экспортного кредитования «Офис дю Дюкруар» (Office du Ducroire) [42]. Агентство было создано в 1961 г. в форме юридического лица публичного права, в задачи которого входили поддержка люксембургских компаний при экспорте их продукции за рубеж, главным образом, путём страхования экспортных кредитов, предоставление услуг по страхованию иностранных инвестиций.

29 апреля 2002 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между «Офис дю Дюкруар» и Правительством Люксембурга, на основании которого был создан Комитет по продвижению люксембургского экспорта [43]. Одной из основных форм поддержки экспортёров, оказываемых «Офис дю Дюкруар», является страхование среднесрочных и долгосрочных экспортных кредитов. Агентство оказывает услуги по страхованию кредитов, выданных банками иностранным контрагентам при экспорте товаров и услуг, а также так называемых «кредитов поставщика», выражающихся в форме предоставления экспортёром импортёру отсрочки для оплаты приобретённых товаров. В случае выдачи банком кредита импортёру «Офис дю Дюкруар» покрывает риски банка, связанные с возможной неплатёжеспособностью

покупателя. Это могут быть как коммерческие риски импортёра (например, риск банкротства), так и различные страновые риски и другие обстоятельства, не зависящие непосредственно от импортёра (война, революция, природная катастрофа, экспроприация имущества и т. д.).

В дополнение к национальному законодательству существует международное соглашение, заключённое в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), - Соглашение стран ОЭСР «Об официально поддерживаемых экспортных кредитах» (Arrangement on Officially Supported Export Credits) [44]. Данное соглашение направлено на предотвращение конкуренции между экспортёрами стран - членов ОЭСР и включает в себя правила и ограничения, применяемые к государственной поддержке национальных экспортёров и связанному с ней кредитованию.

Налогообложение юридических лиц с иностранными инвестициями. Иностранное юридическое лицо, имеющее на территории Великого Герцогства Люксембург зарегистрированный офис или основной административный орган (центр управления), считается налоговым резидентом Герцогства [45].

В Люксембурге базовая ставка налога на прибыль организаций составляет 21 %. Муниципальный налог в отношении прибыли оплачивается отдельно в случае, если размер прибыли юридического лица превышает 17500 евро. Ставка налога на прибыль устанавливается каждым муниципалитетом отдельно и колеблется в пределах от 6 % до 12 % к базовой ставке. Например, в столице Великого Герцогства ставка муниципального налога на прибыль составляет 6,75 %.

Дивиденды, выплачиваемые нерезидентам, облагаются 15 % налогом. В случае выплаты дивидендов нерезидентам возможно применение меньшей ставки в соответствии с Директивой Совета ЕС 2011/96/EU от 30 ноября 2011 г. «Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов» [46]. Так, ставка снижается до 5 %, если получатель владеет не менее 10 % акций компании, а инвестиции получателя составляют не менее 80000 евро.

В Великом Герцогстве Люксембург, как и в других странах - членах EC, действуют общеевропейские правила исчисления и уплаты косвенных налогов, установленных Директивой Совета 2006/112/ EC «Об общей системе налога на добавленную стоимость» [47]. В настоящее время стандартная ставка НДС в Люксембурге составляет 17 %.

Преференциальные ставки в Люксембурге установлены в отношении следующей продукции: 14 % - в отношении вин, а также рекламных и печатных маркетинговых материалов; 8 % - в отношении газа и электричества; 3 % - в отношении товаров и услуг, указанных в приложении «В» закона об НДС от 12 февраля 1979 г. (данная ставка не изменилась и осталась на уровне 2014 г.) [48].

Великое Герцогство является одной из наиболее привлекательных юрисдикций для российских физических и юридических лиц, «традиционно для владения акциями в российских предприятиях используются юридические лица, находящиеся в... Люксембурге» [3, с. 22].

Выводы. Сегодня Великое Герцогство Люксембург имеет хорошие позиции на международной арене и за долгое время сумело создать о себе мнение как о привлекательном месте для инвестирования, чему способствует географическое расположение в центре Европы, политическая и социальная стабильность.

Это карликовое государство не только сумело приспособиться к изменениям, произошедшим в мире за последние семьдесят пять лет, но также смогло использовать их в качестве вызовов, стимулирующих развитие других стран. Благоприятный инвестиционный климат Люксембурга, которому способствует эффективное законодательство, в том числе в корпоративной области и в сфере налогообложения, создает соответствующую обстановку для развития коммерческой и экономической деятельности.

Анализ национального законодательства Люксембурга позволил сделать вывод, что установленный им режим инвестирования может быть различным для разных форм осуществления инвестиций. Это разнообразие как раз и привлекает иностранных инвесторов, поскольку, в частности, прямые иностранные инвестиции, являющиеся по своей природе средством, способствующим укреплению производительной деятельности принимающего капиталовложения государства, одновременно являются ещё одним инструментом трансграничных инвестиций между группами компаний. В свою очередь, группам компаний, имеющим цель минимизировать налоговые расходы, интересны предлагаемые законодательством Великого Герцогства Люксембург «схемы финансовой инженерии». Поэтому объём прямых иностранных инвестиций Люксембурга, страны с населением 600 тыс. человек, равен объёму прямых иностранных инвестиций США и намного превышает объём прямых иностранных инвестиций в Россию и Китай [49].

Пристатейный библиографический список

1. Звонова Е.А. Современные тренды эволюции международных финансовых центров: региональный аспект (на примере международного финансового центра в Люксембурге) // Дайджест-Финансы. 2019. Т. 24. № 3. С. 291.

2. Путеводитель для бизнеса по Люксембургу. Брюссель. 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/c4b6dc42-4d28-4626-aa49-1eafb802c069/Businessguide_Luxembourg_2017.pdf.

3. Канашевский В.А. Офшорные компании и трасты. Антиофшорное регулирование. 2-е изд., доп. М.: Международные отношения, 2019.

4. Пакерман Г.А. Современные модели двусторонних инвестиционных соглашений // Арбитраж и регулирование международного коммерческого оборота: российские, иностранные и трансграничные подходы. Liber Amicorum в честь 70-летия А.С. Комарова / сост. и науч. ред.: Н.Г. Маркалова и А.И. Муранов. М., 2019. С. 442-470.

5. Хорошева А.О. Великие державы и создание Великого Герцогства Люксембург в XIX в. // Россия и мир в XIX веке. 2017. С. 86-101 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/velikie-derzhavy-i-sozdanie-velikogo-gertsogstva-lyuksemburg-v-xix-v/ viewer.

6. Шэксон Н. Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных офшорных зонах. М.: Эксмо, 2011.

7. Юридическая компания Amond & Smith Ltd. Люксембург как инструмент международного налогового планирования. Актуальное состояние и перспективы // Российская Юстиция. 2006. Июнь [Электронный ресурс]. URL: https://www.amondsmith.ru/press/ publication/13/.

8. Текст консолидированной версии Гражданского кодекса 1803 г. с изменениями от 28.04.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://www.legilux.lu/eli/etat/leg/ code/civil/20190428.

9. http://www.legilux.lu/editorial/codes.

10. The Constitution of the Grand Duchy of Luxembourg, adopted on: 17 Oct 1868 [Электронный ресурс]. URL: https://www.servat.unibe.ch/icl/lu00000_. html.

11. Консолидированная версия Коммерческого кодекса 1807 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. legilux.lu/eli/etat/leg/code/commerce/20160101.

12. Arrêté grand-ducal du 30 août 1918 portant règlement sur le contrôle des sociétés coopératives [Электронный ресурс]. URL: http://legilux.public.lu/eli/etat/ leg/agd/1918/08/30/n4/jo.

13. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/1915/08/10/ n1/jo.

14. https://www.benelux.int/files/2313/9230/2800/ BeneluxVerdrag_2008.pdf.

15. https://eulaw.ru/treaties/tfeu/.

16. https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/treaty-files/5854/download.

17. Regulation (EU) № 1219/2012 of the European Parliament and of the Council of 12 December 2012 Establishing Transitional Arrangements for Bilateral Investment

Agreements between Member States and Third Countries // Eur-lex.europa.eu; Eur-Lex Access to European Union law [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.eu-ropa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32012R1219.

18. Procedure 2010/O197/COD. Bilateral Investment Agreements between Member States and Third Countries: Transitional Arrangements // Eur-lex.europa.eu; Eur-Lex Access to European Union law [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/procedure/EN/2010_197.

19. Regulation of the European Parliament and of the Council Establishing Transitional Arrangements for Bilateral Agreements between Member States and Third Countries // Eur-lex.europa.eu; Eur-Lex Access to European Union law [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.eu-ropa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52010PC0344.

20. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/1993/04/05/n1/jo.

21. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2019/12/04/a811/jo.

22. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2004/11/12/n1/jo.

23. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2018/05/30/a446/jo.

24. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2018/05/30/a446/jo.

25. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2016/07/23/n7/jo.

26. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2008/10/24/n1/jo.

27. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2010/12/17/n9/jo.

28. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2013/07/12/n1/jo.

29. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/rbcl/2016/01/15/n1/jo.

30. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2016/08/10/n1/jo.

31. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/1915/08/10/n1/jo.

32. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2002/12/19/n1/jo.

33. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2009/04/20/n1/jo.

34. http://www.legilux.lu/eli/etat/leg/code/civil/20200101.

35. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2011/05/24/n2/jo.

36. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/1929/07/31/n1/jo.

37. Информационно-правовая система «ГАРАНТ».

38. http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/1929/07/31/n1/jo.

39. Постановление Великого Герцога от 15 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://legilux.public. lu/eli/etat/leg/rgd/2016/12/15/n2/jo.

40. Постановление Великого Герцога от 6 июня

2019 года [Электронный ресурс]. URL: http://legilux. public.lu/eli/etat/leg/rgd/2019/06/06/a391/jo.

41. Постановление Великого Герцога от 1 августа 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://legilux. public.lu/eli/etat/leg/rgd/2018/08/01/a770/jo.

42. https://www.cc.lu/accueil/.

43. https://odl.lu/en/homepage.

44. Закон от 4 декабря 2019 года, касающийся Офиса дю Дюкруар [Электронный ресурс]. URL: http://legilux. public.lu/eli/etat/leg/loi/2019/12/04/a839/jo.

45. This version of the Arrangement on Officially Supported Export Credits replaces the January 2019 version [TAD/PG(2019)1]. This revision of the Arrangement includes all modifications agreed to the Arrangement, including its Annexes, and is effective as of 1 January

2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?doclangu age=en&cote=tad/pg(2020)1.

46. Закон от 12 декабря 2016 года об учреждении и изменении компаний, влияющих на общество:

47. а) измененный закон от 19 декабря 2002 года о регистрации торговли и компаний, а также счетов и годовых отчетов компаний;

48. б) измененный закон от 4 декабря 1967 года о подоходном налоге;

49. в) измененный закон от 1 декабря 1936 г. о муниципальном коммерческом налоге;

50. г) измененный закон от 16 октября 1934 года о налоге на имущество [Электронный ресурс]. URL: http:// legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2016/12/12/n1/jo.

51. eouncil Directive 2011/96/EU of 30 November 2011 on the common system of taxation applicable in the case of parent companies and subsidiaries of different Member States [Электронный ресурс]. URL: https://niemands.ru/ press-centr/faq/directive_201196eu.

52. Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax [Электронный ресурс]. URL: https://www.nexus.ua/data/files/Legal_DB/ International/EU_VAT_Directive.pdf.

53. Закон от 12 июля 2013 г. об управляющих фондами альтернативных инвестиций [Электронный ресурс]. URL: http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2013/07/12/n1/jo.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. https://take-profit.org/statistics/gdp/luxembourg.

References (transliterated)

1. Zvonova E.A. Sovremenny"e trendy" eVolyudi mezhdunarodny"x finansovy"x centrov: regional"ny"j aspekt (na primere mezhdunarodnogo finansovogo centra v Ly-uksemburge) // Dajdzhest-Finansy". 2019. T. 24. № 3. S. 291.

2. Putevoditel" dlya biznesa po Lyuksemburgu. Bryus-sel". 2017 g. [E"lektronny"j resurs]. URL: http://91.206.121.217/ TpApi/Upload/c4b6dc42-4d28-4626-aa49-1eafb802c069/ Businessguide_Luxembourg_2017.pdf.

3. Kanashevskij V.A. Ofshorny"e kompanii i trasty". Antiofshornoe regulirovanie. 2-e izd., dop. M.: Mezhdu-narodny"e otnosheniya, 2019.

4. Pakerman G.A. Sovremenny"e modeli dvustoron-nix investicionny"x soglashenij // Arbitrazh i regulirovanie mezhdunarodnogo kommercheskogo oborota: rossijskie, inostranny"e i transgranichny"e podxody". Liber Amico-rum v chest" 70-letiya A.S. Komarova / sost. i nauch. red.: N.G. Markalova i A.I. Muranov. M., 2019. S. 442-470.

5. Xorosheva A.O. Velikie derzhavy" i sozdanie Ve-likogo Gerczogstva Lyuksemburg v XIX v. // Rossiya i mir v XIX veke. 2017. S. 86-101 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/velikie-derzhavy-i-soz-danie-velikogo-gertsogstva-lyuksemburg-v-xix-v/viewer.

6. She"kson N. Lyudi, obokravshie mir. Pravda i vy"my"sel o sovremenny"x ofshorny"x zonax. M.: E"ksmo, 2011.

7. Yuridicheskaya kompaniya Amond & Smith Ltd. Ly-uksemburg kak instrument mezhdunarodnogo nalogovogo planirovaniya. Aktual"noe sostoyanie i perspektivy" // Ros-sijskaya Yusticiya. 2006. Iyun" [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.amondsmith.ru/press/publication/13/.

8. Tekst konsolidirovannoj versii Grazhdanskogo kodeksa 1803 g. s izmeneniyami ot 28.04.2019 [E"lektron-ny"j resurs]. URL: http://www.legilux.lu/eli/etat/leg/code/ civil/20190428.

9. http://www.legilux.lu/editorial/codes.

10. The Constitution of the Grand Duchy of Luxembourg, adopted on: 17 Oct 1868 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.servat.unibe.ch/icl/lu00000_.html.

11. Konsolidirovannaya versiya Kommercheskogo kodeksa 1807 g. [E"lektronny"j resurs]. URL: http://www. legilux.lu/eli/etat/leg/code/commerce/20160101.

12. Arrêté grand-ducal du 30 août 1918 portant règlement sur le contrôle des sociétés coopératives [ETektron-ny'j resurs]. URL: http://legilux.public.lu/eli/etat/leg/ agd/1918/08/30/n4/jo.

13. http://legUux.public.lu/eli/etat/leg/loi/1915/08/10/nl/jo.

14. https://www.benelux.int/iiles/2313/9230/2800/Ben-eluxVerdrag_2008.pdf.

15. http s : //eulaw. ru/tre aties/t£eu/.

16. https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/tr eaty-file s/5854/do wnloa d.

17. Regulation (EU) № 1219/2012 of the European Parliament and of the Council of 12 December 2012 Establishing Transitional Arrangements for Bilateral Investment Agreements between Member States and Third Countries // Eur-lex.europa.eu; Eur-Lex Access to European Union law [ETektronny'j resurs]. URL: http://eur-lex.eu-ropa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=C ELEX:32012R1219.

18. Procedure 2010/0197/COD. Bilateral Investment Agreements between Member States and Third Countries: Transitional Arrangements // Eur-lex.europa.eu; Eur-Lex Access to European Union law [ETektronny'j resurs]. URL : http ://eu r-lex .eur op a. eu/pr ocedure/EN/2010_197.

19. Regidation of the European Parliament and of the Council Establishing Transitional Arrangements for Bilateral Agreements between Member States and Third Countries // Eur-lex.europa.eu; Eur-Lex Access to European Union law [ETektronnyj resurs]. URL: https://eur-lex.eu-r op a. eu/le gal- content/ÉN/TXT/?uri=C ELEX:52010PC0344.

20. http://legUux.pubKc.lu/eli/etat/leg/loi/1993/04/05/nl/jo.

21. http://legiliix.public.lu/eli/etat/leg/lQi/2019/12/04/a811/jo.

22. http://legUux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2004/ll/12/nl/jo.

23. http ://legUux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2018/05/30/a446/jo.

24. http://legUiix.public.lu/eli/etat/leg/loi/2018/05/30/a446/jo.

25. http://legUux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2016/07/23/n7/jo.

26. http://legUux.pubKc.lu/eli/etat/leg/loi/2008/10/24/nl/jo.

27. http://legUux.pubKc.lu/eli/etat/leg/loi/2010/12/17/n9/jo.

28. http://legUux.pubKc.lu/eli/etat/leg/loi/2013/07/12/nl/jo.

29. http://legilux.pubKc.Ki/eK/etat/leg/rbcl/2016/01/15/nl/jo.

30. http://legUux.pubKc.lu/eli/etat/leg/loi/2016/08/10/nl/jo.

31. http://legUux.pubKc.lu/eli/etat/leg/loi/1915/08/10/nl/jo.

32. http://legUux.pubKc.lu/eli/etat/leg/loi/2002/12/19/nl/jo.

33. http://legUux.pubKc.lu/eli/etat/leg/loi/2009/04/20/nl/jo.

34. http://www.legUux.lu/eK/etat/leg/code/rivU/20200101.

35. http://legUux.pubKc.lu/eli/etat/leg/loi/2011/05/24/n2/jo.

36. http://legUux.pubKc.lu/eli/etat/leg/loi/1929/07/31/nl/jo.

37. Infonnarionno-pravovaya sisteina «GARANT».

38. http://legUux.pubKc.lu/eK/etat/leg/loi/1929/07/31/nl/jo.

39. Postanovlenie Velikogo Gerczoga ot 15 dekabrya 2016 g. [ETektronny'j resurs]. URL: http://legilux.publie. lu/eK/etat/leg/r gd/2016/12/15/n2/j o.

40. Postanovlenie Velikogo Gerczoga ot 6 iyunya 2019 go da [ETektronny'j resurs]. URL: http://legilux.public.lu/ eli/etat/leg/rgd/2019/06/06/a391/jo.

41. Postanovlenie Velikogo Gerczoga ot 1 avgusta 2018 goda [ETektronny'j resurs]. URL: http://legilux.pub-Kc.lu/eli/etat/leg/r gd/2018/08/01/a770/jo.

42. https://www.cc.lu/accueil/.

43. https://odl.lu/en/homepage.

44. Zakon ot 4 dekabrya 2019 goda, kasayushhijsya Ofisa dyu Dyukruar [ETektronny'j resurs]. URL: http://le-gilux.pubKc.lu/eli/etat/leg/loi/2019/12/04/a839/jo.

45. This version of the Arrangement on Officially Supported Export Credits replaces the January 2019 version [TAD/PG(2019)1]. Tliis revision of the Arrangement includes all modifications agreed to the Arrangement, including its Annexes, and is effective as of 1 January 2020 [ETektronny'j resurs]. URL: http://www.oecd.org/of-fici al do cuments/pub li cdispl ay d ocumentp df/?doclanguag e=en&cote=tad/p g (2020) 1.

46. Zakon ot 12 dekabrya 2016 goda ob uchrezhdenii i izmenenii kompanij, vKyayushhix na obshhestvo:

47. izmenennvj zakon ot 19 dekabrya 2002 goda o reg-istracii torgovli i kompanij, a takzhe schetov i godovy'x otchetov kompanij;

48. izmenennvj zakon ot 4 dekabrya 1967 goda o po-doxodnom naloge;

49. v) izmenenny'j zakon ot 1 dekabrya 1936 g. o muni-cipalnom kommercheskom naloge;

50. g) izmenenny'j zakon ot 16 oktyabrya 1934 goda o naloge na imushhestvo [ETektronny'j resurs]. URL: http:// legilux.public.lu/eli/etat/leg/loi/2016/12/12/nl/jo.

51. Soundl Directive 2011/96/EU of 30 November 2011 on the common system of taxation appKcable in the case of parent companies and subsidiaries of different Member States [ETektronny'j resurs]. URL: https://niemands.ru/ press-centr/faq/dire cti ve_201196eu.

52. Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax [ETektronny'j resurs]. URL: https://www.nexus.ua/data/ffles/Legal_DB/ International/EU_VAT_D irective.pdf.

53. Zakon ot 12 iyulya 2013 g. ob upravlyayushhix fon-daini aTternativnyx investirij [ETektronny'j resurs]. URL: http://legilux.pubiic.lu/eli/etatAeg/loi/2013/07/12/nl/jo.

54. https://take-profit.org/statistics/gdp/luxembourg.

11?ЯМв1

шетигшг птегем права

www.eurasniipp.ruinfo@eurasniipp.ru +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.