Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ МИССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ АФРИКАНСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА И КОНСТИТУЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ МИССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ АФРИКАНСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА И КОНСТИТУЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПОЛИЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / МИССИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимаров Сергей Юрьевич, Чимаров Николай Сергеевич, Косолапов Алексей Дмитриевич

В статье представлен анализ нормативных положений Конституций Республики Гана и Демократической Республики Конго, фиксирующих наиболее значимые аспекты правоохранительной миссии полицейских институций указанных государств. На основе проведенного анализа авторы выдвигают гипотезу о наличии корреляции между укреплением правового статуса полиции и эффективным решением комплекса задач, сопряженных с укреплением демократических преобразований в указанных странах, что: во-первых, корреспондирует переводу данного рода преобразований в разряд соответствующих идее конституционализма; во-вторых, подчеркивает особенности конституционной идентичности отмеченных государств; в-третьих, определяет формат правоохранительной миссии полиции и устанавливает конституционную гарантию от различного рода проявлений полицейского произвола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чимаров Сергей Юрьевич, Чимаров Николай Сергеевич, Косолапов Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LAW ENFORCEMENT MISSION OF THE NATIONAL POLICE INDIVIDUAL STATES OF THE AFRICAN REGION IN THE CONTEXT CONSTITUTIONALISM AND CONSTITUTIONAL IDENTITY

The article presents an analysis of the normative provisions of the Constitutions of the Republic of Ghana and the Democratic Republic of the Congo, fixing the most significant aspects of the law enforcement mission of the police institutions of these states. Based on the analysis, the authors put forward a hypothesis that there is a correlation between the strengthening of the legal status of the police and the effective solution of a set of tasks associated with the strengthening of democratic reforms in these countries, which: firstly, corresponds to the transfer of this kind of reforms into the category of those corresponding to the idea of constitutionalism; secondly, it emphasizes the peculiarities of the constitutional identity of the noted states; thirdly, it defines the format of the police law enforcement mission and establishes a constitutional guarantee against various forms of police arbitrariness.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ МИССИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ АФРИКАНСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА И КОНСТИТУЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

УДК 342.9

DOI 10.23672^6552-5507-2135^

Чимаров Сергей Юрьевич

доктор исторических наук, профессор,

профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России serg120756@gmail.com

Чимаров Николай Сергеевич

кандидат юридических наук,

доцент кафедры правоведения,

Северо-Западный институт

управления РАНХиГС

при Президенте Российской Федерации

kolomyagi4@gmail.com

Косолапов Алексей Дмитриевич

кандидат педагогических наук, доцент,

начальник кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России a.kosolapov@mail.ru

Sergey Yu. Chimarov

Doctor of Historical Sciences, Professor,

Professor of the Department of Management

Staff and Educational Work,

St. Petersburg University

Ministry of Internal Affairs of Russia

serg120756@gmail.com

Nikolai S. Chimarov

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Law, Northwestern Institute of Management RANEPA under the President of the Russian Federation kolomyagi4@gmail.com

Alexey D. Kosolapov

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor,

Head of Department of Management

Staff and Educational Work,

St. Petersburg University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

a.kosolapov@mail.ru

Особенности

правоохранительной миссии национальной полиции отдельных государств африканского региона в контексте конституционализма и конституционной идентичности

Аннотация. В статье представлен анализ нормативных положений Конституций Республики Гана и Демократической Республики Конго, фиксирующих наиболее значимые аспекты правоохранительной миссии полицейских институций указанных государств. На основе проведенного анализа авторы выдвигают гипотезу о наличии корреляции между укреплением правового статуса полиции и эффективным решением комплекса задач, сопряженных с укреплением демократических преобразований в указанных странах, что: во-первых, корреспондирует переводу данного рода преобразований в разряд соответствующих идее конституционализма; во-вторых, подчеркивает особенности конституционной идентичности отмеченных государств; в-третьих, определяет формат правоохранительной миссии полиции и устанавливает конституционную гарантию от различного рода проявлений полицейского произвола.

Features of the law enforcement

mission of the national police

individual states

of the african region

in the context

constitutionalism

and constitutional identity

Annotation. The article presents an analysis of the normative provisions of the Constitutions of the Republic of Ghana and the Democratic Republic of the Congo, fixing the most significant aspects of the law enforcement mission of the police institutions of these states. Based on the analysis, the authors put forward a hypothesis that there is a correlation between the strengthening of the legal status of the police and the effective solution of a set of tasks associated with the strengthening of democratic reforms in these countries, which: firstly, corresponds to the transfer of this kind of reforms into the category of those corresponding to the idea of constitutionalism; secondly, it emphasizes the peculiarities of the constitutional identity of the noted states; thirdly, it defines the format of the police law enforcement mission and establishes a constitutional guarantee against various forms of police arbitrariness.

Ключевые слова: конституционализм, конституционная идентичность, права человека, полиция, правоохранительная деятельность, демократические преобразования, миссия.

Keywords: constitutionalism, constitutional identity, human rights, police, law enforcement, democratic transformation, mission.

Приобретенный в процессе демократических преобразований социальный опыт африканских государств на пути достижения и упрочения своей государственной независимости неотделим от феномена укрепления их национальной идентичности, важнейшим условием которой выступает поддержание внутренней стабильности в обществе. Данный тезис корреспондирует следующему суждению судьи Конституционного Суда Российской Федерации Г.А. Гаджиева: «Феномен идентичности порожден прежним, оправдавшим себя на протяжении веков социальным опытом, с онтологической точки зрения - это «переживание» в настоящем прежней исторической реальности [1, с. 4].

Следует заметить, что особенности национальной идентичности указанных государств находят свое выражение в конституционной идентичности, под которой мы понимаем национальные особенности государства, степень его самоидентификации, традиционный свод ценностных и культурных параметров его существования, получивших правовое закрепление в тексте национальной Конституции государства. При этом конституционную идентичность, в целях всестороннего анализа ее проявления, следует рассматривать с позиций конституционализма, выступающего в качестве общего политико-правового символа, согласно которому в обществе действует гарантия предотвращения произвола по отношению к соблюдению конституционно зафиксированных прав и свобод [2, с. 29]. Гармоничное сочетание указанного выше условия для обеспечения в обществе внутренней стабильности и важности гарантированного соблюдения прав и свобод человека и гражданина может быть достигнуто исключительно в пределах конституционализма и сохранения конституционной идентичности. Подтверждением этому служит проведенный нами анализ конституционных установлений в отдельных африканских государствах относительно предназначения такого важного в сфере правоохранения института, как национальная полиция. Уточняя важность закрепления в тексте национальной Конституции миссии различных государственных институций, профессор права юридического факультета Государственного Университета Дикинсона («ОБи», США) Л.К. Бэккер отмечает следующее: «Конституция распределяет надлежащую долю работы на каждую часть организма государства и, таким образом, поддерживает надлежащую связь между различными частями» [3, р. 673]. Апеллируя к проблеме осмысления ключевых компонентов правоохранительной миссии национальной полиции отдельных государств африканского региона в предложенном нами контексте, мы считаем необходимым обратиться к текстам Конституций Республики Гана и Демократической Республики Конго.

В Республике Гана полицейская служба Ганы (англ. «The Ghana Police Service», GPS) является ведущим правоохранительным учреждением, а ее правовой статус поддерживается соответствующими конституционными установлениями, зафиксированными в п. 1-3 ст. 200 главы 15 «The Police Service» Основного закона страны, принятого в 1992 г. [4]:

1) в Гане должна быть полицейская служба (п. 1);

2) ни одно лицо или орган не может создавать полицейскую службу, кроме как на основании Акта Парламента (п. 2); полицейская служба должна быть оснащена и содержаться для выполнения своей традиционной роли по поддержанию правопорядка (п. 3).

На основании ст. 201 Конституции, для общей организации деятельности GPS учреждается Совет полиции, состоящий из:

a) вице-президента, являющегося председателем данного Совета;

b) министра, отвечающий за внутренние дела,

c) Генерального инспектора полиции;

d) Генерального прокурора или его представителя;

e) адвоката, назначенного Ассоциацией адвокатов Ганы;

f) представителя Ассоциации вышедших на пенсию старших офицеров полиции;

g) двух членов полицейской службы, назначаемых Президентом, действующих по согласованию с Государственным советом, один из которых должен быть младшего ранга;

h) двух других членов, назначаемых Президентом.

В соответствии со ст. 202 Конституции, Генеральный инспектор полиции является главой GPS, его деятельность находится под контролем Совета полиции. При этом он несет ответственность за оперативный контроль и управление GPS (п. 2).

В ст. 203 Конституции закреплен функциональный ареал Совета полиции:

1) консультации Президента по вопросам политики, касающейся внутренней безопасности, включая роль полицейской службы, составление бюджета и вопросы финансирования, администрирования и продвижения по службе офицеров выше ранга помощника комиссара полиции (п. 1);

2) с предварительного одобрения Президента издание конституционным актом правил для

выполнения своих функций, соответствующих Конституции или иным законам, а также для эффективного и действенного управления полицейской службой (п. 2);

3) правила, разработанные в соответствии с п. 2 данной статьи, должны включать правила в отношении:

a) контроля и управления GPS;

b) звания офицеров и рядовых каждого подразделения GPS, а также порядок использования ими униформы GPS;

c) условий службы, в том числе касающихся найма, заработной платы, пенсий, чаевых и других пособий для офицеров и рядовых;

d) полномочий офицеров и рядовых GPS;

e) делегирования другим лицам полномочий по дисциплинарным взысканиям и условий, при соблюдении которых это делегирование может осуществляться.

В ст. 204 Конституции закреплены положения относительно деятельности региональных полицейских комитетов.

В Демократической Республике Конго вопросы конституционного закрепления в части целесообразности законодательного регулирования деятельности Национальной полиции (фр. «de la Police nationale, PN»), включая порядок комплектования PN, определения правового статуса полицейских, порядок их продвижения по службе и социальной защиты, зафиксированы в п. 13-15

Литература:

1. Гаджиев Г.А. Конституционная идентичность и права человека в России / Г.А. Гаджиев // Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации. URL : //http://www.ksrf.ru/ru/News/ Documents/report_Гаджиев%20_2016.pdf (дата обращения 23.06.2021)

2. Чимаров Н.С. Сравнительный анализ проблемы определения конституционализма в отечественной и зарубежной юриспруденции / Н.С. Чимаров // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2020. № 4(49). С. 26-30.

3. Backer L.C. From Constitution to Constitutionalism: A Global Framework for Legitimate Public Power Systems / L.C. Backer // Penn State Law Review. 2009. № 3. Vol. 113. P. 671-732.

4. Constitucion of the Republic of Ghana, 1992. URL : https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTR ONIC/31976/101268/F-1229887249/GHA31976. pdf (дата обращения 17.06.2021)

5. Constitution de la République Démocratique du Congo. 18 février 2006. URL : https://www.wipo.int/ edocs/lexdocs/laws/fr/cd/cd001fr.pdf (дата обращения 18.07.2021).

ст. 122 Основного закона страны [5]. Следует заметить, что концептуальные положения относительно правоохранительной миссии конголезской PN основываются на установлениях Конституции, преамбула которой акцентирует внимание конголезского народа (фр. «Peuple congolais») на необходимости руководствоваться общим желанием к построению в самом сердце Африки (фр. «au cœur de l'Afrique») верховенства закона, могущественной и процветающей нации, основанной на подлинной политической, экономической, социальной и культурной демократии.

Подводя итог изложенному, мы приходим к следующим выводам:

- во-первых, фактор конституционного закрепления наиболее значимых положений относительно центральных аспектов деятельности национальных полицейских институций в рассмотренных африканских государствах свидетельствует о стремлении данных государств к упрочнению своей независимости, основополагающим условием которой выступает укрепление стабильности в государстве, основанной на предотвращении комплекса конфликтных ситуаций внутри указанных стран и минимизации уровня преступности;

- во-вторых, национальная модель конституционализма указанных африканских государств демонстрирует углубление процесса демократических преобразований, центральным направлением которых выступает защита прав и свобод человека и гражданина, ведущее место в обеспечении которой принадлежит институту нацио-н альной полиции.

Literature:

1. Gadzhiev G.A. Konstitucionnaya identichnost' i prava cheloveka v Rossii / G.A. Gadzhiev // Oficial'nyj sajt Konstitucionnogo suda Rossijskoj Federacii. URL : //http://www.ksrf.ru/ru/News/Documents/re-port_Gadzhiev%20_2016.pdf (date of application: 23.06.2021)

2. Chimarov N.S. Sravnitel'nyj analiz problemy opredeleniya konstitucionalizma v otechestvennoj i zarubezhnoj yurisprudencii / N.S. Chimarov // Vestnik Sankt-Peterburgskoj yuridicheskoj akademii. 2020. № 4(49). P. 26-30.

3. Backer L.C. From Constitution to Constitutionalism: A Global Framework for Legitimate Public Power Systems / L.C. Backer // Penn State Law Review. 2009. № 3. Vol. 113. P. 671-732.

4. Constitucion of the Republic of Ghana, 1992. URL : https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTR ONIC/31976/101268/F-1229887249/GHA31976. pdf (дата обращения 17.06.2021)

5. Constitution de la République Démocratique du Congo. 18 février 2006. URL : https://www.wipo.int/ edocs/lexdocs/laws/fr/cd/cd001fr.pdf (дата обращения 18.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.