Научная статья на тему 'Особенности практической подготовки магистров к научно-исследовательской деятельности в области образования'

Особенности практической подготовки магистров к научно-исследовательской деятельности в области образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / МАГИСТРАТУРА / MAGISTRACY / ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / RESEARCH COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна, Синебрюхова Вера Леонидовна

Рассматривается проблема формирования научно-исследовательских компетенций обучающихся магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование». Анализируется опыт реализации образовательного процесса в Сургутском государственном педагогическом университете. Особое внимание уделяется выявлению практико-ориентированных форм развития научно-исследовательских компетенций обучающихся по магистерской программе «Инновационная начальная школа».The article the problem of forming of research competences at students of a magistracy in the direction of preparation Pedagogical education is revealed. Analyze experience of implementation of educational process at the Surgut state pedagogical university. Special attention is paid to the identification of the practice-oriented forms of development of research competences at students in the master program Innovative Elementary School.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна, Синебрюхова Вера Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности практической подготовки магистров к научно-исследовательской деятельности в области образования»

УДК 378.147

Н.В. Абрамовских, В.Л. Синебрюхова,

Сургутский государственный педагогический университет (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)

Особенности практической подготовки магистров к научно-исследовательской деятельности в области образования

Потребность в организации непрерывного профессионального образования зафиксирована в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в разделе 3.3 «Развитие образования», в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3. В указанных и других руководящих документах отмечается, что необходимо создать условия обучающимся «для обеспечения участия в непрерывном образовании» [3].

В связи с этим актуальным становится обеспечение качества образования на всех ступенях системы непрерывной профессиональной подготовки обучающихся, в том числе и на уровне магистратуры.

Необходимо отметить, что основные требования к качеству деятельности педагога отражены в профессиональном стандарте по этой профессии, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н [1]. Требования именно этого документа должны учитываться как основополагающие при разработке содержания основной образовательной программы подготовки магистров по педагогическому направлению. В частности, в стандарте отмечается, что педагог должен уметь вы© Абрамовских Н.В., Синебрюхова В.Л., 2016

Сургутский государственный педагогический университет

являть в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития, владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся. Все это - составляющие компоненты исследовательской компетентности магистра, позволяющие ему на основе качественной оценки результатов образовательного процесса осуществлять

преобразование собственной деятельности.

На наш взгляд, на уровне магистратуры этому компоненту профессиональной компетентности педагога нужно уделять достаточно большое внимание. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование (уровень магистратуры)», утвержденном приказом Министерства образования и на-

НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА АБРАМОВСКИХ

доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра). Сфера научных интересов: профессиональная подготовка педагогов начального образования в вузе. Автор 98 публикаций

ВЕРА

ЛЕОНИДОВНА СИНЕБРЮХОВА

йлЛ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра). Сфера научных интересов: профессиональная подготовка педагогов начального общего образования в вузе, профессиональная деятельность учителя начальных классов. Автор 69 публикаций

Рассматривается проблема формирования научно-исследовательских компетенций обучающихся магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование». Анализируется опыт реализации образовательного процесса в Сургутском государственном педагогическом университете. Особое внимание уделяется выявлению практико-ориентированных форм развития научно-исследовательских компетенций обучающихся по магистерской программе «Инновационная начальная школа».

Ключевые слова: профессиональная подготовка, магистратура, вуз, научно-исследовательские компетенции.

The article the problem of forming of research competences at students of a magistracy in the direction of preparation Pedagogical education is revealed. Analyze experience of implementation of educational process at the Surgut state pedagogical university. Special attention is paid to the identification of the practice-oriented forms of development of research competences at students in the master program Innovative Elementary School. Key words: professional training, magistracy, higher education institution, research competences.

уки Российской Федерации от 21 ноября 2014 года № 1505, одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовят выпускника, осваивающего программу магистратуры, выделена научно-исследовательская, которая включает следующие задачи:

- анализ, систематизацию и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и образования с использованием современных научных методов и технологий [2].

Обосновывая значимость научно-исследовательской работы студентов, ученые выделяют следующие общие концептуальные

подходы к ее реализации в обществе:

- принятие официальных государственных установок на «социальный заказ» в высшем образовании;

- направленность образовательного процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности, которое конкретизируется в задачах, связанных с уровнем профессиональной подготовки специалиста, формированием качеств, ориентированных на развитие творческой личности, созданием условий для ее самореализации;

- формирование точки зрения на систему образования как социальный институт, удовлетворяющий потребности государства не только в профессионалах, но и в аспекте качества мыслительной деятельности человека в образовании [4, с. 13].

Эти положения, на наш взгляд, являются актуальными и для ма-

гистров, уровень компетентности которых в сфере научно-исследовательской деятельности в системе образования должен отвечать самым высоким требованиям. Однако процесс повышения уровня научно-исследовательской подготовки магистров серьезным образом тормозится из-за недостаточного осознания преподавателями значимости комплексного развития исследовательских знаний, умений и навыков обучающихся с опорой на междисциплинарные связи в процессе обучения, развитие творческой научно-исследовательской активности каждого магистра в соответствии с его индивидуальными потребностями, возможностями, формирование у него навыков работы в научном коллективе и др.

В рассматриваемом контексте приобрела возросшую актуальность разработка новых подходов к системе научно-исследовательской подготовки студентов в вузе, в том числе и в аспекте педагогического образования. Это требуетоптимизации качества педагогического образования, преодоления сциентизма, т.е. одностороннего наукообразного подхода, ориентированного только на получение знаний, препятствующего целостному развитию личности магистра как педагога думающего и понимающего, глубоко чувствующего и сопереживающего, способного ощутить гуманизм собственной деятельности и ответственность за полученный результат.

Опыт подготовки магистров на базе Сургутского государственного педагогического университета по магистерской программе «Инновационная начальная школа» показывает, что студенты изучают систему учебных дисциплин, освоение которых призвано сформировать теоретическую и методическую основу будущей педагогической деятельности в условиях инновационной образовательной политики. Но современному учи-

телю нужно быть готовым не только обучать и воспитывать детей. У него должна быть сформирована внутренняя мотивация на решение возникающих профессиональных задач и проблем с точки зрения творческой исследовательской позиции, обеспечивающей создание развивающей среды для его учащихся. Опыт реформирования образования у нас в стране и за рубежом свидетельствует о том, что если учителя не становятся субъектами инновационной деятельности, активными сотворцами новой практики образования, то проводимые изменения не дают желаемых результатов. Но успешно решать задачи развития своей педагогической деятельности и образовательной системы своей школы учитель сможет только в том случае, если будет обладать соответствующими научно-исследовательскими компетенциями.

Учебный план подготовки магистров по направлению подготовки «Педагогическое образование», магистерская программа «Инновационная начальная школа» включают комплекс дисциплин, изучение которых предполагает развитие научно-исследовательских компетенций обучающихся. К ним мы можем отнести, в частности, дисциплины: «Методология и методы научного исследования», «Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога», «Методика составления научного текста» и др. Одной из основных задач в изучении этих дисциплин является овладение магистрантами общими способами исследовательских действий (овладение приемами аналогии, сравнения, классификации, обобщения, составление алгоритмов, информационных обзоров научной литературы, публичные выступления с научными сообщениями и др.).

Вместе с тем ключевым системообразующим фактором в рассматриваемом аспекте про-

фессиональной подготовки магистрантов является научный семинар, в рамках которого идет обсуждение не только технологии разработки собственного научного исследования по магистерской диссертации, но и ключевых проблем и направлений организации научно-исследовательской работы в системе образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» научный семинар является одной из основных активных форм овладения научно-исследовательскими компетенциями. Он связан с основными видами деятельности, к которым готовится магистр (педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической и культурно-просветительской), длится на регулярной основе не менее двух семестров. К его работе привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики. Семинар является основой для корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках научного семинара «Специальные методы исследования в педагогике начального образования» на базе Сургутского государственного педагогического университета проводятся встречи с представителями образовательных организаций региона, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Тематика встреч в рамках семинара охватывает наиболее актуальные проблемы функционирования системы образования. Это, например, организация и научно-методическая поддержка инклюзивного образования, выстраивание системы оценки качества и эффективности деятельности педагогов, преемственность в организации образовательного процесса в дошкольном и начальном общем образовании, педагогиче-

ская поддержка учебно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы и др. Все это позволяет обобщить передовой опыт инновационной деятельности в регионе и применять его в собственной профессиональной деятельности магистрантов.

При этом особое значение имеет выбор формы проведения занятий научно-исследовательского семинара, который проводится для магистрантов первого и второго курсов. Реализация требований внедрения интерактивных форм и методов в образовательный процесс вуза требует обращения к таким формам, как диспуты, дискуссии, мастер-классы, творческие мастерские, которые могут быть проведены в том числе и в форме круглого стола. Так, в текущем учебном году была организована встреча магистрантов-выпускников с представителями педагогического сообщества города и района. На подготовительном этапе с магистрантами был организован мозговой штурм, в ходе которого была определена сфера обсуждения проблем функционирования начального общего образования и разработана программа проведения круглого стола. Магистранты самостоятельно определили его тему. В результате было принято решение организовать обсуждение проблемы «Актуальные направления развития начального общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра».

Программа круглого стола предусматривала выступления магистрантов, педагогов-практиков, занимающихся разработкой проблем модернизации начального общего образования, реализующих инновационные программы и технологии начального общего образования, а также других специалистов, интересующихся проблемой повышения качества начального общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. На обсуждение был

вынесен широкий спектр направлений, раскрывающих многогранность теории и практики реализации современного начального общего образования. Такими направлениями стали: «Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности посредством решения проектных задач», «Развитие творческой активности у детей младшего школьного возраста средствами регионального народного декоративно-прикладного искусства», «Образовательная робототехника как средство формирования у детей младшего школьного возраста умения решать конструкторско-технологические задачи», «Интеграция уроков изобразительного искусства и литературного чтения как условие развития творческой самостоятельности детей младшего школьного возраста» и др.

Для участия в работе круглого стола были приглашены специалисты органов управления образованием, руководители и педагоги образовательных ор-

ганизаций. Здесь была создана атмосфера открытости и сотворчества в общении. Следует отметить, что все участники имели возможность высказать свою точку зрения, обозначить позицию в отношении обсуждаемого направления развития начального общего образования или поделиться имеющимся опытом. Таким образом, непосредственная работа участников круглого стола была сосредоточена на обсуждении проблем, имеющих особую значимость для начального общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Итогом такой деятельности стало решение участников круглого стола о продолжении работы по исследованию этих проблем. Одной из форм такого взаимодействия магистрантов и педагогов-практиков стала организация дискуссионных площадок на базе тех образовательных учреждений города и района, образовательная среда которых способствует дальнейшему изучению рассмотренных направлений.

Таким образом, основная цель научного семинара заключаются в том, чтобы ввести магистрантов в область инновационной деятельности в сфере образования. Достижение этой цели позволяет предоставить им знания и методы, необходимые для эффективного участия в инновационной деятельности начальной школы, а также сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить обучающихся в жизнь образовательного сообщества, реализовать потребности студентов в изучении научно-исследовательских проблем, связанных с планированием и организацией инновационной деятельности педагогов начального общего образования. В результате, на наш взгляд, создаются оптимальные условия для развития научно-исследовательских компетенций магистрантов и формирования у них необходимого уровня профессиональной культуры педагога инновационной начальной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Профессиональный стандарт «Педагог: педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н. URL: ИП:р://ро11аиу-е0и.ги (дата обращения: 02.09.2016).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (уровень магистратуры)». Утвержден приказом Министерства образо-

вания и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 года №1505. URL: ИИ:р://ро11аиу-е0и.ги (дата обращения: 02.09.2016).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 года). М.: КНОРУС, 2013. 176 с.

4. Цыганкова А.С. Развитие идеи научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы (1970-1980-е годы ХХ века) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 1. С. 11-13.

LITERATURA

1. Professional'nyj standart «Pedagog: pedagogicheskajа dejаtel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii (vospitatel', uchitel')». Utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18 ok^bj 2013 goda № 544n. URL: http://rortal.iv-edu.ru (data obrashhenijа: 02.09.2016).

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanijа po napravleniyu podgotovki 44.04.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury)». Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanijа i nauki

Rossijskoj Federacii ot 21 nojаbrjа 2014 goda №1505. URL: http://rortal.iv-edu.ru (data o^asb^en^: 02.09.2016).

3. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». (v redakcii, vstupivshej v silu s 1 sen^bj 2013 goda). M.: KNORUS, 2013. 176 s.

4. Cygankova A.S. Razvitie idei nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov v otechestvennoj didaktike vysshej shkoly (1970-1980-e gody ХХ veka) // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2007. № 1. S. 11-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.