Научная статья на тему 'Особенности практической подготовки бакалавров к использованию образовательной робототехники в начальной школе'

Особенности практической подготовки бакалавров к использованию образовательной робототехники в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / EDUCATIONAL ROBOTICS / VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / SYSTEM ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна, Синебрюхова Вера Леонидовна

В статье рассмотрены теоретико-методические, организационно-содержательные основы профессиональной подготовки бакалавров к использованию образовательной робототехники в начальной школе. Цель: представить опыт системного решения проблемы профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы в рассматриваемом аспекте. Материалы и методы: особое внимание уделяется решению данной проблемы в аспекте внедрения требований системно-деятельностного подхода. Результаты и научная новизна: авторы показывают решение поставленной проблемы на примере опыта организации профессиональной подготовки бакалавров в Сургутском государственном педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовских Наталья Викторовна, Синебрюхова Вера Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PRACTICAL TRAINING OF BACHELORS TO THE USE OF EDUCATIONAL ROBOTICS TECHNOLOGY IN ELEMENTARY SCHOOL

The article discusses the theoretical and methodological, organizational and informative basis of the professional training of bachelors in the use of educational robotics in elementary school. Objective: to present the experience of a systemic solution of the problem of professional training of future primary school teachers in this aspect. Materials and methods: special attention is paid to solving this problem in the aspect of implementing the requirements of the system-activity approach. Results and scientifi c novelty: the authors show the solution of the problem posed by the example of the organization of professional training for bachelors in Surgut State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Особенности практической подготовки бакалавров к использованию образовательной робототехники в начальной школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCE

Научные и практические проблемы развивающегося образовательного пространства

Scientific and Practical Problems of Developing Education Area

DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.017 УДК 378.147:372.4

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

FEATURES

OF THE PRACTICAL TRAINING OF BACHELORS TO THE USE OF EDUCATIONAL ROBOTICS TECHNOLOGY IN ELEMENTARY SCHOOL

В статье рассмотрены теоретико-методические, организационно-содержательные основы профессиональной подготовки бакалавров к использованию образовательной робототехники в начальной школе. Цель: представить опыт системного решения проблемы профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы в рассматриваемом аспекте. Материалы и методы: особое внимание уделяется решению данной проблемы в аспекте внедрения требований системно-деятельностного подхода. Результаты и научная новизна: авторы показывают решение поставленной проблемы на примере опыта организации профессиональной подготовки бакалавров в Сургутском государственном педагогическом университете.

The article discusses the theoretical and methodological, organizational and informative basis of the professional training of bachelors in the use of educational robotics in elementary school. Objective: to present the experience of a systemic solution of the problem of professional training of future primary school teachers in this aspect. Materials and methods: special attention is paid to solving this problem in the aspect of implementing the requirements of the system-activity approach. Results and scientific novelty: the authors show the solution of the problem posed by the example of the organization of professional training for bachelors in Surgut State Pedagogical University.

Ключевые слова: образовательная робототехника, профессиональное образование, профессиональные компетенции, системно-деятельностный подход.

Key words: educational robotics, vocational education, professional competence, system-activity approach.

ББК 74.489.83+32.816

Н.В. АБРАМОВСКИХ, В.Л. СИНЕБРЮХОВА

N.V. ABRAMOVSKIKH, V.L. SINEBRYUKHOVA

Введение. Четкое определение приоритетов развития высшей школы обозначено в государственной программе «Развитие образования на 20132020 годы»: повышение качества и престижа инженерного образования, участие бизнеса в образовательном процессе, усиление государственной поддержки инновационных вузов. Современной школе требуется педагог, способный осваивать и применять в собственной профессиональной деятельности инновационные образовательные технологии, в том числе направленные на решение задач применения образовательной робототехники с детьми младшего школьного возраста. В информационном обществе XXI века наряду с имеющимися средствами развития научно-технического творчества для детей появились новые средства обучения на основе компьютерных и цифровых технологий, например, робототехнические образовательные конструкторы, которые создают новые возможности в формировании интереса обучающихся, начиная с системы начального общего образования, к дисциплинам технической направленности [1, 7].

Цель. В связи с обозначенными выше направлениями развития современного образования становится все более очевидной необходимость подготовки учителей начальных классов к профессиональной деятельности в обозначенном аспекте на основе системно-деятельностного подхода, являющегося фундаментальной основой внедрения требований профессионального стандарта педагога [2, 3]. Особая роль при этом должна отводиться организации взаимодействия с педагогическим коллективом образовательных учреждений, реализующим соответствующие виды деятельности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Материалы и методы. В Сургутском государственном педагогическом университете реализуется программа профессиональной подготовки по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность Начальное образование, включающая, в том числе, педагогическую деятельность как один из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники бакалавриата. В ФГОС ВО и профессиональном стандарте педагога отмечается, что современный педагог должен владеть ИКТ-компетентностями, в том числе общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической [5, 6]. Такая ориентация должна включать разработку содержания всех форм реализации образовательного процесса подготовки будущих педагогов, в том числе и курсов по выбору с учетом данной составляющей профессиональной компетентности учителя начальной школы. Опираясь на методологические положения по организации образовательного процесса в вузе, рассмотренные в работе В.С. Лазарева [4] и с учетом инновационной составляющей данного процесса необходимо выделить следующие компоненты подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя начальной школы:

- наличие мотива включения в эту деятельность;

- комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования;

- компетентность в области педагогической инноватики.

Руководствуясь вышеобозначенными положениями и стратегией развития направления подготовки указанной направленности, преподавателями кафедры теории и методики дошкольного и начального образования выстроена поэтапная подготовка будущих учителей начальных классов по использованию образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Профессиональная подготовка будущих педагогов в рассматриваемом аспекте требует комплексного межпредметного подхода к формированию соответствующих знаний и умений. Она включает в себя и компоненты по проектированию образовательного процесса с детьми в общепедагогическом аспекте. Для освоения данных профессиональных умений студенты-бакалавры используют знания и умения, сформированные в процессе изучения основных дисциплин предметной подготовки

«Методика обучения младших школьников», «Методика обучения технологии», «Психолого-педагогические теории и технологии начального общего образования», «Информационно-компьютерные технологии в начальной школе» и др., а также подкрепляют соответствующими видами деятельности на практике.

Особое внимание при организации обучения бакалавров в рамках обозначенных дисциплин и курсов по выбору уделяется деятельностным методам и технологиям, позволяющим получить опыт непосредственной образовательной деятельности при решении педагогических ситуаций, кейс-задач, деловых игр и пр. Большая роль в рамках основных предметных дисциплин и курсов по выбору отводится самостоятельной работе бакалавров. Основные формы самостоятельной работы - это анализ литературы (основной и дополнительной), составление схем, кластеров, ментальных карт, выполнение творческих технических работ, вариативных заданий и т.д. Самостоятельная работа студентов направлена на развитие профессиональных умений, способности получать и перерабатывать информацию, в том числе определяющую эффективность выстраивания образовательной работы с детьми младшего школьного возраста с использованием образовательной робототехники.

Освоение востребованной в последние годы образовательной робототехники как технологии предусматривается не только на теоретическом уровне в рамках изучения обязательных учебных дисциплин, но и в практико-ориентированных курсах по выбору. Преподавателями кафедры разработана и успешно реализуется программа дисциплины по выбору «Основы образовательной робототехники в начальной школе». Важно отметить, что содержание данной программы реализуется специалистом в области начального общего образования, имеющим базовое физико-техническое образование и специальную подготовку в области робототехники. Все занятия по данной дисциплине носят практико-ориентированный характер и организуются на базе образовательного учреждения МБОУ начальная школа «Перспектива» г. Сургута, имеющего достаточное материально-техническое обеспечение в области образовательной робототехники: LEGO Education WeDo 1.0.; PO LEGO Education WeDo Software v 1.1. Используя специальное программное обеспечение, студентам предоставляется возможность овладевать практическими умениями создавать технические конструкции, проектировать образовательную деятельность младших школьников с применением современной образовательной робототехники. Организованное таким образом обучение будущих учителей начальных классов позволяет формировать не только необходимые ИКТ-компетенции, но и совершенствовать такие качества, как мобильность, самостоятельность в принятии решений, личная ответственность, способность к нестандартным трудовым действиям и т.д. Для того чтобы выпускник бакалавриата смог решать профессиональные задачи по применению образовательной робототехники при обучении детей младшего школьного возраста в рамках организации урочной и внеурочной деятельности, обучающимся предлагаются практико-ориентированные задания, направленные на овладение методическими основами решения обозначенных задач, в том числе включающими ознакомление с начальным техническим конструированием, решение конструкторско-технологических задач в естественнонаучном и информационно-коммуникационном направлениях.

Результаты и обсуждение результатов. Таким образом, выстраивание целостной системы основных дисциплин и курсов по выбору, направленной на овладение бакалаврами соответствующим видом профессиональной деятельности, способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, обеспечивает будущим учителям возможность приобретения опыта осуществления профессиональной деятельности по решению задач применения образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Важнейшим этапом разработки содержания программы профессиональной подготовки бакалавров является организация взаимодействия с работодателями, представляющими организации начального общего образования. Это происходит через организацию круглых столов, совместных научно-практических конференций, проведение мастер-классов и диагностических опросов, что позволяет выявить круг проблем, с которым сталкиваются современные педагоги начальной школы в решении задач использования образовательной робототехники, создавать условия для овладения студентами соответствующими знаниями, опытом конструкторской деятельности, в том числе с использованием робототехники.

Другим не менее важным этапом в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в области образовательной робототехники является организация методического сопровождения бакалавров. В связи с этим профессорско-преподавательским составом кафедры организовано профессиональное взаимодействие с педагогическим коллективом образовательного учреждения № 20 г. Сургута, который на протяжении ряда лет осуществляет деятельность в качестве городской инновационной и стажировочной площадки по проблеме «Образовательная робототехника в начальной школе». Не первый год оба коллектива взаимодействуют в рамках соглашения о сотрудничестве, спланированного с учетом возможностей школы и потребностей вуза. Педагогами школы предусмотрен комплекс практико-ориентированных мероприятий, включающий прежде всего изучение студентами передового опыта по внедрению образовательной робототехники в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Такими мероприятиями стали открытые уроки и внеурочные занятия педагогов, обучающие семинары-практикумы по проектированию уроков по технологии, окружающему миру и информатике. Так, в октябре 2018г. в рамках соглашения о сотрудничестве было проведено комплексное открытое мероприятие, включающее мастер-классы для студентов по следующей тематике «Конструирование. Программирование. Перво Робот LEGO. Модель «Животные - сафари парк», «Конструирование объемной формы из деталей конструктора Лего «Собачка» и др. Существенное место в таком виде обучения занимает анализ технической деятельности детей младшего школьного возраста на уроках (занятиях) и результатов деятельности бакалавров, позволяющих мотивировать их и наметить индивидуальные траектории для профессионального саморазвития и самосовершенствования будущих учителей начальных классов.

В качестве независимой оценки профессиональной подготовки будущих учителей начального общего образования в области образовательной робототехники может стать участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах. Так, в текущем учебном году студенты третьего и четвертого курса приняли участие в региональном конкурсе профессионального мастерства в области конструирования и робототехники «Я смогу!», организованного по инициативе СО НКО «Ассоциация поддержки педагогического образования Тюменской области» в рамках проекта «#Политех Fest Kids» с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Деятельность студентов в рамках данного конкурса была организована в два этапа: первый предусматривал разработку командой участников фрагмента образовательного занятия для детей младшего школьного возраста с элементами робототехники в соответствии с конкурсным заданием; второй заключался в публичном представлении выполненного задания на аудитории обучающихся начальных классов или волонтеров. Участниками команды были достигнуты высокие результаты (1 место), свидетельствующие о правильно организованной работе преподавателями кафедры и педагогами-практиками по освоению будущими учителями начальных классов теоретико-практическими и методическими основами использования образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе начальных классов.

Другой, не менее значимый конкурс, участниками которого стали студенты выпускных курсов в 2017 году (2 место) и в 2018 году (3 место), стал Региональный Чемпионат WorldSkШs в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Он представляет собой конкурс профессионального мастерства. Участники соревнований выполняют комплекс конкурсных заданий по следующим модулям: общекультурное развитие, общепрофессиональное развитие, взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, саморазвитие и самообразование. В рамках модуля по общепрофессиональному развитию предусмотрено конкурсное задание на разработку и проведение внеурочного занятия с использованием интерактивного оборудования. Участниками, представляющими Сургутский государственный педагогический университет, при выполнении данного задания одной из технологий выбирается образовательная робототехника. Такой выбор вполне обоснован, так как работа с будущими учителями начальных классов по освоению данной технологии осуществляется последовательно и целенаправленно.

Выводы. Таким образом, реализация системно-деятельностного подхода в рамках базовой подготовки будущих учителей начальной школы, осуществление сотрудничества с образовательными организациями начального общего образования на различных этапах обучения студентов и в разнообразных формах, обеспечивает получение глубоких знаний и практических умений, позволяет обмениваться опытом и идеями в предметной области направления подготовки, включая область применения образовательной робототехники.

Литература

1. Абрамовских Н.В. Методологические подходы к разработке системы профессионального педагогического образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (28). С. 18-23.

2. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориенти-рованном образовании // Образование и наука. 2000. № 3. С. 90-102.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 7-13.

4. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. М.: Просвещение, 2006. 295 с.

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 24.02.2018).

6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель): утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

7. Синебрюхова В.Л., Мамедова А.Т. Образовательная робототехника на уроках по технологии как средство развития у первоклассников учебной мотивации к техническим видам деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 102-108.

References

1. Abramovskikh N.V. Methodological approaches to the development of a system of vocational teacher education, Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University], 2014, N 1 (28), pp. 18-23 (in Russian).

2. Zeer E.F. Key qualifications and competencies in student-centered education, Obrazovanie i nauka [Education and science], 2000, N 3, pp. 90-102 (in Russian).

3. Zimniaia I.A. Key competencies - new paradigm of educational results, Vys-shee obrazovanie segodnia [Higher education today], 2003, N 5, pp. 7-13 (in Russian).

4. Lazarev V.S. Pedagogicheskaia innovatika [Pedagogical innovation]. Moscow, 2006. 295 p.

5. On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the Field of Training 44.03.01 Pedagogical education (bachelor's degree level): Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 4, 2015 N 1426. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (Accessed 24.02.2018) (in Russian).

6. Professional standard. Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, mostly general, secondary general education) (educator, teacher). Approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation on October 18, 2013. N 544n (in Russian).

7. Sinebriukhova V.L., Mamedova A.T. Educational robotics at technology lessons as a means of developing first-graders of educational motivation for technical activities, Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2016, N 7, pp. 102-108 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.