Научная статья на тему 'Особенности поведенческого реагирования и сенсомоторной организации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью'

Особенности поведенческого реагирования и сенсомоторной организации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
789
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
BEHAVIORAL REACTION / SENSOMOTOR REACTIONS / THE ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / YOUNGER SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грибанов Алексей Владимирович, Канжин А. В., Иорданова Ю. А., Депутат И. С.

В работе представлены результаты изучения поведенческого реагирования детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью при выполнении сенсомоторных тестов. Выявлены особенности поведенческого реагирования таких детей в неопределенной и детерменированной средах. Ключевые слова: поведенческое реагирование, сенсомоторные реакции, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, младший школьный возраст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грибанов Алексей Владимирович, Канжин А. В., Иорданова Ю. А., Депутат И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BEHAVIORAL REACTION AND SENSOMOTOR ORGANIZATIONS AT CHILDREN WITH THE ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

In work results of studying of behavioral reaction of children of younger school age with the attention deficit hyperactivity disorder are submitted at performance sensomotor tests. Features of behavioral reaction of children with ADHD in uncertain and determine environments are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности поведенческого реагирования и сенсомоторной организации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

удк 616.89.-008.47-053.5:159.964:612.821.3

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ И СЕНСОМОТОРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

© 2008 г. А. В. Грибанов, А. В. Канжин, Ю. А. Иорданова, И. С. Депутат

Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

В работе представлены результаты изучения поведенческого реагирования детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью при выполнении сенсомоторных тестов. Выявлены особенности поведенческого реагирования таких детей в неопределенной и детерменирован-ной средах.

Ключевые слова: поведенческое реагирование, сенсомоторные реакции, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, младший школьный возраст.

в педагогической и психологической литературе широко освещаются проблемы связанные с обучением и социализацией детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СдвГ) [2, 3, 17]. указывается, что даже при высоких показателях интеллекта, выявляемых при психологическом тестировании, эти дети часто показывают низкую академическую успеваемость [4, 10, 16]. недостатки внимания, оперативной памяти, повышенная отвлекаемость и слабость волевого контроля, несмотря на сохранный интеллект, не позволяют детям с СдвГ учиться наравне со сверстниками, создают проблемы во взаимодействии этих детей с одноклассниками и педагогами [7, 15]. однако при создании соответствующих условий, например при индивидуальных занятиях, они показывают хорошие способности к обучению. Активно дискутируется вопрос о том, являются ли вышеуказанные состояния патологией или вариантом нормы.

надо вместе с тем отметить, что большинство исследователей-фи-зиологов и клиницистов сходятся на том, что своеобразие психической деятельности при пограничных нарушениях, в том числе и СдвГ, обусловлено первичной функциональной недостаточностью нервной системы, на основе которой формируется психика ребенка, и отражает эту функциональную недостаточность, а также вторичные приспособительные механизмы организма [1, 4, 6, 16].

целью нашего исследования было выявление особенностей поведенческого реагирования детей с СдвГ в неопределенной и детерминированной средах, а также изучение сенсомоторных характеристик деятельности у этих детей, влияющих на показатели поведенческого реагирования.

Методика исследования

в исследовании принимали участие школьники начальных классов общеобразовательных школ г. Архангельска. все дети имели I и II группы здоровья по результатам комплексного медицинского обследования. всего было обследовано 170 детей в возрасте от 7 до 10 лет.

на первом этапе исследования с помощью анкет для учителей и родителей, адаптированных к российским условиям в. р. кучмой, а также теста Тулуз-Пьерона [14] была выявлена группа детей с признаками СдвГ. дети, попавшие в эту группу, проходили углубленное комплексное обследование в СдвГ-центре института развития ребенка Поморского государственного университета им. м. в. ломоносова. диагноз СдвГ выставлялся после комплексного медико-психолого-педагогического обследования комиссией врачей: невропатологом, психиатром и педиатром. Специалисты руководствовались диагностическими критериями DSM-4 в соответствии с мкБ-10.

В результате были выделены две группы младших школьников. В контрольную группу вошли 135 детей без проявления отклонений в психической сфере и выраженных расстройств поведения. Экспериментальную группу составили 35 учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

На втором этапе исследования с помощью тестовой компьютерной системы «Бинатест-К» [8], разработанной ВНИИ медицинского приборостроения ЗАО «ВНИИМП - ВИТА» РАМН (г. Москва) и программным пакетом «БУЕТ» [5], в обеих группах изучены психофизиологические особенности поведенческого реагирования. Для выявления особенностей интеллекта нами использовался детский вариант теста Д. Векслера, рассчитанный на детей от 5 до 16 лет [9, 13] и включающий 10 основных субтестов (1—5 и 7— 11), каждый из которых оценивает различные стороны интеллектуальной деятельности.

Результаты и их обсуждение

При изучении особенностей поведенческого реагирования в неопределенной среде было выявлено, что в отличие от контрольной группы в группе детей с СДВГ наблюдается тенденция к предпочтению триад, достоверно чаще встречается выбор диад и несколько реже — чередование выбора (рис. 1). То есть поведенческое реагирование гиперактивных учащихся в свободном выборе характеризуется персеверацией прежнего выбора, что указывает на инертность у них процессов принятия решений.

60

9? 50

I 30

8 10 0

Рис. 1. Особенности стереотипий поведения в условиях неопределенности среды

Примечание. * — достоверное различие мехеду детьми контрольной и экспериментальной групп ( р < 0,05).

При выработке относительно простых поведенческих актов, индивидуум оказывается в условиях некоторой неопределенности до тех пор, пока в процессе поисковой активности не выявит соответствующие закономерности внешней среды. Неопределенность среды подразумевает отсутствие жесткой детерминации и вынуледает актуализировать большее количество способностей субъекта. Однако для устранения неопределенности среды достаточно использовать практически любые поведенческие акты. То есть если индивидуум оказывается в определенных условиях, то первоначально возникает информационный дефицит, для устранения которого необходимо сформировать

Повторный выбор левой Тройной выбор левой кнопки Чередование выбора (левая-кнопки правая-левая)

■ контрольная группа □ дети с дефицитом внимания

соответствующую субъективную модель событий окружающей среды [11].

Изначальная активность индивида в такой среде соответствует «Бернуллиевскому» процессу, что отражает неупорядоченность представлений индивидуума об окружающей среде. Таким образом, поведенческое реагирование в новых условиях приобретает характер случайного поиска, что может рассматриваться как внешнее отражение максимально возможной неупорядоченности (энтропии) представлений индивидуума об окружающей среде [12].

Показатель серийности выбора ( — 12,13 + 3,15) указывает на то, что процесс выбора испытуемых контрольной группы отклоняется в отрицательном направлении от идеального независимого «Бернул-лиевского» процесса. Данный показатель в группе детей с СДВГ равнялся —0,26 + 5,44. Процесс выбора младших школьников с дефицитом внимания соответствует идеальному независимому «Бернуллиевскому» процессу.

Таким образом, осуществляемые реакции контрольной группы учащихся перестают быть внешне случайными, что свидетельствует об уменьшении соответствующей энтропии. Это, в свою очередь, указывает на выраженную ориентировочную реакцию с максимальным уровнем лабильности младших школьников в неопределенной среде. Ориентировочно-исследовательская деятельность гиперактивных испытуемых не приводит к снижению субъективной неопределенности окружающей среды, что расценивается как негативный факт.

Интерес представляет сравнение факторных моделей структуры поведенческого акта в свободных условиях детей с СДВГ с практически здоровыми школьниками (рис. 2).

Контрольная группа Дети с СДВГ

Рис. 2. Факторная структура поведенческого акта в условиях неопределенности среды

Условные обозначения: - I фактор, - II фактор,

— III фактор; Р0 и Р1 — вероятность выбора правой и левой кнопки; Р00 и Р11 — вероятность повторного выбора левой и правой кнопок; Р000 — вероятность выбора 3 раза подряд левой кнопки; Р101 — вероятность одиночного выбора правой кнопки; Тотв — среднее время мещду нажатиями, Тп — среднее время повторного выбора предыдущей кнопки. Тс — среднее время смены.

При проведении факторного анализа полученных результатов были выявлены три ортогональных фак-

тора в общей структуре параметров тестирования. В контрольной группе первый фактор составили структурные параметры (33,15 % общей дисперсии), второй — динамические показатели, а именно среднее время между нажатиями, время повтора и смены выбора (29,16 % общей дисперсии), и третий

— структурные параметры по предпочтению правой или левой кнопки (21,76 % общей дисперсии).

В группе учащихся с СДВГ первый фактор составили динамические показатели (31,31 % общей дисперсии), второй — структурные параметры, определяющие предпочтение левой кнопки, повторного и тройного выбора этой же кнопки (26,47 % дисперсии), третий фактор представлен показателем повторного выбора правой кнопки (19,56 % дисперсии).

Следовательно, предпочтение выбора являлось определяющим в общей архитектуре поведенческого акта в условиях свободной активности у практически здоровых детей. У младших школьников с СДВГ ведущие психофизиологические механизмы поведенческого реагирования в стохастической среде представлены прежде всего динамическими характеристиками процессов принятия решений. Преобладание скоростного компонента процесса принятия решения, по-видимому, объясняется импульсивностью, что является одним из главных признаков СДВГ. Клинически эти дети часто характеризуются как импульсивные, выполняющие задание, не дожидаясь указаний и инструкций.

При изучении поведенческого реагирования детей с СДВГ в детерминированной среде были выявлены следующие особенности. При повторном выполнении теста на дифференцировочную реакцию сложного выбора как на слова, так и на рисованные изображения время реакции у детей с синдромом достоверно меньше, чем при первом его выполнении (табл. 1). У детей контрольной группы достоверной разницы между временем реакции в первом и втором тестах на рисованные изображения нет, есть достоверное снижение во времени реакции только на слова.

Таблица 1

Время реакции сложного выбора и центральной задержки,

мс (М ± т)

Пока- затель Тест Контрольная группа Дети с СДВГ

Рисо- ванные изобра- жения Слова Рисо- ванные изобра- жения Слова

ВРСВ 1 972±29 1323±48 942±38 1310±80

2 943±26 1155±37 807±23** 1064±58

ВЦЗ 1 558±24 909±44 551±40 919±81

2 529±25 741±36** 422±23** 679±57

Примечания: ВРСВ — время реакции сложного выбора, ВЦЗ — время центральной задержки; ** — достоверная разница в скорости реакции между результатами первого и второго тестов (р < 0,01).

Количество ошибок у детей с СДВГ во втором тесте больше, чем в первом, как на рисованные изображения, так и на слова, на рисованные изображения достоверно больше (табл. 2). У детей контрольной группы количество ошибок на рисованные изображения во втором тесте больше, чем в первом, разницы же в количестве ошибок на слова между первым и вторым тестами нет. Различие в общем количестве ошибок у детей контрольной группы не достигает достоверного уровня. Количество ошибок на слова у детей с СДВГ достоверно больше, чем на рисованные изображения, в то время как у детей контрольной группы разницы нет. Коэффициенты корреляции времени центральной задержки больше у детей с СДВГ, есть значимые с количеством ошибок на слова во втором тесте. У контрольной группы нет значимых корреляций времени центральной задержки с количеством ошибок. Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что дети с СДВГ предпочитают выполнять тест как можно быстрее, оставляя качество работы на втором плане, в то время как дети контрольной группы основное внимание уделяют качеству выполнения задания.

Таблица 2

Количество ошибок у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (М ± т)

Тест Контрольная группа Дети с СДВГ

Первый Рисованные изображения 1,8 ± 0,3 4,6 ± 0,7

тест Слова 2,7 ± 0,4 7,3 ± 0,9

Второй Рисованные изображения 2,9 ± 0,5* 5,8 ± 0,8*

тест Слова 3,2 ± 0,4 8,4 ±0,9*

Примечание. Достоверная разница в количестве ошибок между результатами первого и второго тестов: * — р < —0,05, ** - р < 0,01.

Выявлены качественные различия при выполнении теста. У детей контрольной группы разница между временем реакции на рисованные изображения и временем реакции на слово при повторном выполнении теста значительно снизилась, в то время как у детей с СДВГ осталась такой же, как и при первом выполнении теста. Это связано с тем, что дети контрольной группы выделили в предъявляемых в качестве стимула словах различия в написании и затем при опознании стимула ориентировались только на них, дети с СДВГ и при повторном тесте для опознания стимула читали все слово полностью. Это может быть обусловлено как особенностями восприятия у детей с СДВГ, так и проблемами с выработкой у них правильной когнитивной стратегии.

Нами был проведен корреляционный анализ показателей теста Тулуз-Пьерона и субтестов теста интеллекта Векслера. В контрольной группе значимых корреляций не обнаружено, тогда как в группе

при СДВГ выявлены значимые корреляции по ряду параметров. В частности, положительная корреляция выявлена между показателем скорости по тесту Тулуз-Пьерона и субтестом 11 теста Векслера. Это указывает на связь различных свойств внимания с темповыми характеристиками деятельности у детей с СДВГ. Отсутствие таких связей у детей контрольной группы указывает на независимость данных параметров при нормальном развитии свойств внимания.

Отрицательная корреляция в группе СДВГ выявлена между показателем, характеризующим развитие зрительно-пространственного навыка и произвольной регуляции деятельности (субтест 7) и показателем скорости по тесту Тулуз-Пьерона. В данном случае можно предположить следующее: чем выше скорость выполнения задания (темповые характеристики деятельности), тем слабее зрительно-пространственный навык (умение решать перцептивные задачи). работа с данным субтестом связана с временным ограничением (на выполнение каждого из входящих в субтест заданий дается 15 секунд), что может влиять на качество выполнения при нарушении произвольности у детей.

Значимая положительная корреляция выявлена также между показателем точности и такими характеристиками, как способность к формированию новых навыков, сформированность зрительно-пространственного восприятия и регулирующая функция внутренней речи (субтест 3). Низкая точность подразумевает слабый уровень развития произвольного внимания и соответственно несформированность упомянутых выше характеристик.

Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлены особенности поведенческого реагирования детей с СДВГ в неопределенной и детерменированной средах, своеобразие взаимосвязи результативности выполнения интеллектуальных тестов с уровнем произвольного внимания у этих детей.

В неопределенной среде у детей с СДВГ выявляются характерные недостатки поведенческого реагирования. Процессы принятия решений характеризуются меньшей вариативностью и инертностью по сравнению с практически здоровыми младшими школьниками. Поведенческие реакции гиперактивных учащихся не снижают субъективной неопределенности окружающей среды. Также у них отсутствуют собственные стереотипии поведенческого реагирования, что приводит к упрощению поведенческих программ. Психофизиология выбора таких детей в условиях свободной активности имеет качественные отличия и представлена скоростной компонентой процессов принятия решений. Перечисленные особенности затрудняют процесс адаптации у детей с СДВГ к школьной деятельности.

Поведенческое реагирование детей с данным синдромом в детерменированной среде также имеет свои особенности. Дети с СДВГ предпочитают выполнять тест на зрительно-моторную реакцию сложного вы-

бора как можно быстрее в ущерб качеству работы. Выявлены качественные различия при выполнении теста. У детей контрольной группы разница между временем реакции на рисованные изображения и временем реакции на слово при повторном выполнении теста значительно снизилась, в то время как у детей с синдромом время реакции при повторном выполнении теста осталось таким же, как и при первом выполнении теста. Дети с СДВГ не смогли выделить различия в написании предъявляемых в качестве стимула слов, вследствие чего ожидаемого улучшения показателей при повторном выполнении теста не произошло, что может быть обусловлено как особенностями восприятия у детей с СДВГ, так и проблемами с выработкой правильной когнитивной стратегии у этих детей.

Выявлена связь различных свойств внимания с темповыми характеристиками деятельности (скорость выполнения заданий) при выполнении тестов интеллекта у детей с СДВГ. Дальнейшее изучение особенностей интеллекта и их взаимосвязи с результатами нейро- и психофизиологических исследований у детей при СДВГ, может быть полезным для понимания механизмов формирования данного синдрома.

Список литературы

1. Бадалян Л. О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 1993. — № 3. — С. 74—90.

2. Грибанов А. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Руководство практического психолога и социального педагога / А. В. Грибанов, Т. В. Волокитина, Е. А. Гусева, Д. Н. Подоплекин. — М. : Академический проект, 2004. — 176 с.

3. Гурьева М. Б. Когнитивные процессы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / М. Б. Гурьева // Российский педиатрический журнал.

- 2001. - № 6. - С. 39-40.

4. Заваденко Н. Н. Неврологические основы дефицита внимания и гиперактивности у детей : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Заваденко Н. Н. - М., 1999. - 34 с.

5. Зайцев А. В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / А. В. Зайцев, В. И. Лупандин,

О. Е. Сурнина // Физиология человека - 1999. - Т. 25, № 6. - С. 34-37.

6. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 384 с.

7. Касатикова Е. В. Психологический статус детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Е. В. Касатикова, И. П. Брязгунов // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2001. - № 4. - С. 55-61.

8. Матвеев Е. В. Системные вопросы проектирования приборов и комплексов для психофизиологических исследований / Е. В. Матвеев, Д. С. Надеждин // Медицинская техника. - 1994. - № 4. - С. 31-34.

9. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера / А. Ю. Панасюк.- М. : Медицина, 1973.

- 31 с.

10. Полунина А. Г. Когнитивные нарушения и риск развития алкоголизма и наркоманий при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью / А. Г. Полунина,

Д. М. Давыдов, Е. А. Брюн // Психологический журнал.

- 2006. - Т. 27, № 1. - С. 81-88.

11. Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. - М. : Наука, 1984.

- 193 с.

12. Салтыков А. Б. Закономерности поведенческой деятельности в условиях неопределенности среды / А. Б. Салтыков, А. В. Толокнов, Н. К. Хитров // Успехи физиологических наук. - 1998.- Т. 29, № 1. - С. 24-33.

13. Филимоненко Ю. И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) : метод. руководство / Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев.- СПб. : ИМАТОН, 2001. - 112 с.

14. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций / Л. А. Ясюкова. - СПб. : Иматон, 1997. - 72 с.

15. Barkley R. A. Attention deficit hyperactivity disorder / R. A. Barkley. - N.Y. ; London : The Guilford Press, 1998.

- 628 p.

16. Barkley R. A. Attention-deficit hyperactivity disorder: A clinical workbook / R. A. Barkley, K. R. Murphy. -N. Y. ; London : The Guilford Press, 1998. - 133 p.

17. Brown Т. Е. Attention-deficit Disorders and Comorbidities in Children, Adolescents, and Adults / Т. Е. Brown.

- Washington, BC ; London, England : American Psychiatric Press, Inc. - 2000. - 671 p.

FEATURES OF BEHAVIORAL REACTION AND SENSOMOTOR ORGANIZATIONS AT CHILDREN WITH THE ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

A. V. Gribanov, A. V. Kanzhin, J. A. Iordanova,

I. S. Deputat

Pomor State University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk

In work results of studying of behavioral reaction of children of younger school age with the attention deficit hyperactivity disorder are submitted at performance sensomotor tests. Features of behavioral reaction of children with ADHD in uncertain and determine environments are revealed.

Key words: behavioral reaction, sensomotor reactions, the attention deficit hyperactivity disorder, younger school age.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация:

Канжин Алексей Владимирович - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и патологии развития человека института развития ребенка Поморского государственного университета им. М. В. ломоносова, г. Архангельск E-mail: giraf@yandex.ru

Статья поступила 24.01.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.