Научная статья на тему 'Проявление когнитивных стратегий в сенсомоторной деятельности у детей с СДВГ'

Проявление когнитивных стратегий в сенсомоторной деятельности у детей с СДВГ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
473
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / СЕНСОМОТОРИКА / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / COGNITIVE STRATEGIES / SENSOMOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Канжин А. В., Иорданова Ю. А.

Исследованы особенности проявления когнитивных стратегий в сенсомоторной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в различных условиях среды. Были обследованы 170 учащихся 7-10 лет общеобразовательных школ г. Архангельска. Исследование проводилось с помощью программного пакета «SVET» и тестовой компьютерной системы «Бинатест-К». Статистическая достоверность различий проверялась с использованием t-критерия Стьюдента при нормальном распределении данных для независимых выборок; когда распределение не соответствовало критериям нормальности, применялись непараметрические критерии Манна Уитни и Уилкоксона. Было выявлено, что у детей с СДВГ время реакции во втором тесте как на слова (р = 0,007), так и на рисунки (р = 0,005) статистически достоверно меньше, чем в первом. А количество ошибок во втором тесте статистически достоверно больше, чем в первом, как на рисунки (р = 0,009), так и на слова (р = 0,003). В результате анализа полученных результатов сделан вывод, что дети с СДВГ испытывают сложности с выработкой оптимальной когнитивной стратегии при решении экспериментальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Канжин А. В., Иорданова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF COGNITIVE STRATEGIES IN SENSOMOTOR ACTIVITY IN CHILDREN WITH ADHD

The peculiarities of manifestation of cognitive strategies in sensomotor activity in children with the attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) have been studied in different environmental conditions. There have been examined 170 pupils aged 7-10 y. o. from secondary schools of the City of Arkhangelsk. The study was carried out with the help of the program package «SVET» and the test computer system «Binatest-K». Statistical reliability of differences was checked with the use of the Student t-test by data normal distribution for independent samples; when distribution did not correspond to normality tests, Mann-Whitney-Wilcoxon nonparametric tests were applied. It has been detected that in the children with ADHD in the second test, time of response both to words (р 0,007) and to pictures (р = 0,005) was statistically reliably shorter than in the first test. And the number of mistakes in the second test was statistically reliably bigger than that in the first test both in response to pictures (р = 0,009) and to words (р = 0,003). As a result of the analysis of the received results, a conclusion has been made that children with ADHD experienced difficulties in development of the optimum cognitive strategy during solving of experimental tasks.

Текст научной работы на тему «Проявление когнитивных стратегий в сенсомоторной деятельности у детей с СДВГ»

УДК [616.89-008.47:612.821.1:159.952](470.1)

ПРОЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С СДВГ

© 2010 г. А. В. Канжин, Ю. А. Иорданова

Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

В настоящее время активно исследуются сенсомоторные компоненты деятельности при состояниях, находящихся на грани психической нормы и патологии [4, 14], что связано как с выделением более четких нозологических форм из таких мало дифференцированных рубрик, как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т. п., так и с распространенностью проблем, возникающих у детей с данными состояниями в обучении и социальном функционировании. Типичным примером такой ситуации является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [1, 11, 12]. Публикаций, посвященных отдельным сторонам сенсомоторной деятельности при данном синдроме, много, но механизмы, обусловливающие своеобразие сенсомоторной деятельности при этом расстройстве, до конца не ясны.

Целью нашего исследования стало выявление особенностей поведенческого реагирования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в различных условиях среды, а также изучение причин, обусловливающих специфику поведенческих паттернов у детей с данным синдромом.

Для решения поставленных задач применили сенсомоторные тесты, широко использующиеся для выявления различных особенностей функционирования психики человека, свойств темперамента и характера, развития когнитивной сферы, волевых качеств, особенностей функционирования центральной нервной системы.

Методы

В исследовании принимали участие учащиеся начальных классов общеобразовательных школ № 2, 14 и 45 г. Архангельска. Вышеуказанные школы не являются гимназиями или специализированными учебными заведениями. Все дети имели 1—11 группы здоровья по результатам комплексного медицинского обследования. Всего было обследовано 170 детей в возрасте от 7 до 10 лет.

На первом этапе исследования с помощью анкет для учителей и родителей, адаптированных к российским условиям В. Р. Кучмой, а также теста Тулуз-Пьерона была выявлена группа детей с признаками СДВГ Дети, попавшие в эту группу, проходили углубленное комплексное медико-психолого-педагогическое обследование в СДВГ-Центре Института развития ребенка Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Диагноз СДВГ выставлялся после обследования. При постановке диагноза специалисты руководствовались диагностическими критериями DSM-4 и МКБ-10.

В результате были выделены две группы младших школьников. В контрольную вошли 135 детей без проявления отклонений в психической сфере и выраженных расстройств поведения. Вторую группу составили 35 учащихся с СДВГ

Исследованы особенности проявления когнитивных стратегий в сенсомоторной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в различных условиях среды. Были обследованы 170 учащихся 7-10 лет общеобразовательных школ г. Архангельска. Исследование проводилось с помощью программного пакета «БУЕТ» и тестовой компьютерной системы «Бинатест-К». Статистическая достоверность различий проверялась с использованием ^критерия Стьюдента при нормальном распределении данных для независимых выборок; когда распределение не соответствовало критериям нормальности, применялись непараметрические критерии Манна - Уитни и Уилкок-сона. Было выявлено, что у детей с СДВГ время реакции во втором тесте как на слова (р = 0,007), так и на рисунки (р = 0,005) статистически достоверно меньше, чем в первом. А количество ошибок во втором тесте статистически достоверно больше, чем в первом, как на рисунки (р = 0,009), так и на слова (р = 0,003). В результате анализа полученных результатов сделан вывод, что дети с СДВГ испытывают сложности с выработкой оптимальной когнитивной стратегии при решении экспериментальных задач.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, когнитивные стратегии, сенсомоторика.

На втором этапе исследования в обеих группах изучались психофизиологические особенности поведенческого реагирования с помощью программного пакета для исследования сенсомоторных реакций «SVET» и тестовой компьютерной системы «Бинатест-К», разработанной ВНИИ медицинского приборостроения ЗАО «ВНИИМП - ВИТА» РАМН (г. Москва).

Экспериментальное исследование с использованием «Бинатеста» проводилось в режиме «Свободный выбор», что позволяет выделить такую форму поведения, которая свободна от влияния на неё каких-либо внешних факторов и определяется только внутренними механизмами целеобразования, то есть имеет место свободное генерирование паттерна реакций [5-7]. В программном пакете «SVET» в качестве стимульного материала использовались рисунки бабочки и бабушки и слова «бабочка» и «бабушка». Тест выполнялся два раза подряд [3] .

Экспериментальное исследование проводилось в стандартных условиях: в первой половине дня, при хорошем самочувствии обследуемых, со стандартизированной словесной инструкцией и предварительной демонстрацией каждого задания по методике.

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке на компьютере с помощью программ «Statistic 6 for Windows» и пакета прикладных программ SPSS 11.5 for Windows. Вычислялась описательная статистика для каждого из исследуемых показателей, производилась оценка распределения признаков на нормальность. Статистическая достоверность различий проверялась с использованием t-критерия Стьюдента при нормальном распределении данных для независимых выборок. В тех случаях, когда распределение не соответствовало критериям нормальности, применялись непараметрические критерии. Критерий Манна — Уитни использовался для сравнения количественных показателей сенсомоторных тестов двух независимых выборок (дети с СДВГ и дети контрольной группы). Критерий Уилкоксона был применён при сравнении результатов первого и повторного тестов на сложную сенсомоторную реакцию методики SVET. Принятый в работе критический уровень значимости при проверке статистических гипотез (р) равен 0,05. При сравнении вероятностей одиночного повторного и тройного выбора между собой (методика «Бинатест») критический уровень значимости (р) равнялся 0,01. Результаты исследования представлены в виде средних показателей (М) и стандартной ошибки среднего (m).

Результаты

При выполнении теста на простую сенсомоторную реакцию (табл. 1) статистически значимых различий между детьми с СДВГ и детьми контрольной группы выявлено не было. При выполнении детьми с СДВГ теста на реакцию сложного выбора были выявлены следующие особенности: во втором тесте как на слова (р = 0,007), так и на рисунки (р = 0,005) время реакции статистически достоверно меньше, чем в первом.

У детей контрольной группы статистически достоверной разницы между временем реакции в первом и втором тестах на рисунки нет, выявлено статистически достоверное снижение во времени реакции только на слова (р = 0,005).

Таблица 1

Время реакции сложного выбора и количество ошибок (М ± т)

Показатель Тест Дети с ОДВГ Дети контрольной группы

Рисунки Олова Рисунки Cлова

Время РCВ, мс і 942±38 і310±80 972±29 1323±48

2 807±23** (р=0,00б) 10б4±58 943±2б і155±37

Коли- чество ошибок і 4,б±0,7** (р=0,007) 7,3±0,9** (р=0,003) 1,8±0,3 2,7±0,4

2 5,8±0,8** (р=0,00б) 8,4±0,9** (р=0,002) 2,9±0,5 3,2±0,4

Время ПCMР, мс і 390,9±9,8 413,9±11,б

2 384,9±11,3 413,б±10,8

Примечания: звездочками обозначена статистически достоверная разница между показателями детей контрольной группы и детей с СДВГ; РСВ — реакция сложного выбора, ПСМР — простая сенсомоторная реакция.

Количество ошибок у детей с СДВГ статистически достоверно больше, чем у детей контрольной группы в первом и втором тестах как на рисунки, так и на слова (см. табл. 1). У детей с СДВГ во втором тесте ошибок статистически достоверно больше, чем в первом, как на рисунки (р = 0,009), так и на слова (р = 0,003). У детей контрольной группы количество ошибок на рисунки во втором тесте статистически достоверно больше, чем в первом (р = 0,008), разницы же в количестве ошибок на слова в обоих тестах нет. Различие в общем количестве ошибок в тестах у детей контрольной группы не достигает статистически достоверного уровня. Количество ошибок на слова при повторном выполнении теста у детей с СДВГ статистически достоверно больше, чем на рисунки (р = 0,004), в то время как у детей контрольной группы разницы нет.

При изучении особенностей поведенческого реагирования детей 7—10 лет с помощью программноаппаратного комплекса «Бинатест» было выявлено следующее. Младшие школьники контрольной группы статистически достоверно чаще чередуют выбор (р = 0,0025), реже у них отмечаются диады, то есть повторный выбор одноимённой кнопки, и триады (три раза подряд выбор одноимённой кнопки). Вероятность выбора диад и триад статистически достоверно не различается с вероятностью одиночного выбора (табл. 2). У детей с СДВГ статистически достоверно (р = 0,0031) чаще наблюдается повторный выбор левой кнопки, чем одиночный выбор данной кнопки. В остальном статистически достоверных различий между вероятностью одиночного, повторного и тройного выбора не отмечается. По сравнению с контрольной группой в группе с СДВГ наблюдается тенденция к предпочтению триад, статистически до-

стоверно чаще встречается выбор диад, и несколько реже чередование выбора (рисунок). Показатель серийности выбора в контрольной группе составил — 12,13 ± 3,15. Данный показатель в группе детей с СДВГ равнялся —0,26 ± 5,44.

Таблица 2

Особенности проявлений стереотипий поведения детей младшего школьного возраста в условиях неопределенности среды (М ± т)

Вероятность, % Дети кс ной г нтроль- руппы Дети с СДВГ

Левая кнопка Правая кнопка Левая кнопка Правая кнопка

Выбора 49,44± 0,71 49,87± 0,71 51,2б± 1,бб 4б,43± 1,99

Одиночного выбора 52,82± 2,11 53,27± 2,11 45,8б± 4,33 4б,80± 4,41

Повторного выбора 43,68± 1 71*** 44,19± 1 73*** *51,29± 3,27* 48,4б± 3,02

Тройного выбора 41,10± 2,19*** 40,54± 2,31*** 48,б9± 4,49 44,82± 4,15

Примечание. Звездочками справа обозначена статистическая достоверность различий вероятности повторного и тройного выбора и вероятности одиночного (* — р = 0,0024, *** — р < 0,001); звёздочкой слева — достоверность различий показателей детей с СДВГ и детей контрольной группы (р = 0,0038).

Обсуждение результатов

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что дети с СДВГ предпочитают выполнять тест на реакцию сложного выбора как можно быстрее, оставляя качество работы на втором плане, в то время как дети контрольной группы основное внимание уделяют качеству выполнения задания. Следовательно, мы можем отметить, что у детей с данным синдромом наблюдается ослабление волевого контроля за произвольностью деятельности.

Рассмотрим описанные выше сенсомоторные пробы с точки зрения решения когнитивной задачи. Тест на простую сенсомоторную реакцию не требует выработки какой-либо специальной когнитивной стратегии. Для его выполнения достаточно просто максимально быстро нажимать на кнопку, на которой лежит палец испытуемого при появлении стимула на экране. Выпол-

нение теста на дифференцировку рисунков уже требует правильного распознавания стимула и правильной реакции на него. Надо отметить, что предъявляемые рисунки бабочки и бабушки легко отличимы и не требуют больших усилий для их распознавания, поэтому задача сводится к выбору правильной реакции на соответствующий стимул. Наиболее сложной является задача на распознавание слов «бабочка» и «бабушка», так как их написание различается только двумя буквами в середине слова. Следовательно, для максимально быстрой и точной реакции необходимо выработать определённую стратегию распознавания слов.

По результатам тестирования мы видим, что у детей из контрольной группы время реакции на слово при повторном выполнении теста сократилось, а количество ошибок осталось на прежнем уровне. У детей с СДВГ сокращение времени реакции при повторном выполнении теста привело к увеличению количества ошибок. При наблюдении за детьми во время выполнения задания было выявлено, что большинство детей контрольной группы при повторном проведении теста не читали всё слово полностью, а ориентировались на наиболее отличающиеся по написанию букв «о» и «у» в середине слова. Дети с СДВГ старались читать всё слово или реагировали импульсивно, наугад. Что, вероятно, обусловлено не только слабостью волевого контроля, но и проблемами с выработкой правильной когнитивной стратегии у детей с синдромом.

Результаты, полученные при изучении поведенческого реагирования на программно-аппаратном комплексе «Бинатест», указывают на выраженность собственной стереотипии процессов принятия решения у детей в младшем школьном возрасте и на её отсутствие при СДВГ. Следует указать, что наличие стереотипий поведенческого реагирования позволяет строить более сложные поведенческие программы, что способствует адаптации к различным условиям окружающей среды. По сравнению с детьми контрольной группы у детей с СДВГ наблюдается тенденция к предпочтению триад, достоверно чаще встречается выбор диад и несколько реже чередование выбора. То есть поведенческое реагирование гиперактивных де-

Особенности стереотипий поведения в условиях неопределенности среды Примечание. *Звездоч-кой обозначено статистически достоверное различие между показателями детей с СДВГ и детей контрольной группы (р = 0,0024).

тей в свободном выборе характеризуется персеверацией прежнего выбора, что указывает на инертность у них процессов принятия решений.

При выработке относительно простых поведенческих актов индивидуум оказывается в условиях некоторой неопределенности до тех пор, пока в процессе поисковой активности не выявит соответствующие закономерности внешней среды [9]. Неопределенность среды подразумевает отсутствие жесткой детерминации и вынуждает актуализировать большее количество способностей субъекта. Однако для устранения неопределенности среды достаточно использовать практически любые поведенческие акты. То есть если индивидуум оказывается в определенных условиях, то первоначально возникает информационный дефицит, для устранения которого необходимо сформировать соответствующую субъективную модель событий окружающей среды [10].

Изначальная активность индивида в такой среде соответствует «Бернуллиевскому» процессу, что отражает неупорядоченность представлений индивидуума об окружающей среде [8]. Таким образом, поведенческое реагирование в новых условиях приобретает характер случайного поиска, что может рассматриваться как внешнее отражение максимально возможной неупорядоченности (энтропии) представлений индивидуума об окружающей среде [13].

Показатель серийности выбора указывает на то, что процесс выбора испытуемых контрольной группы отклоняется в отрицательном направлении от идеального независимого «Бернуллиевского» процесса. Процесс выбора младших школьников с дефицитом внимания соответствует идеальному независимому «Бернуллиевскому» процессу. Таким образом, осуществляемые реакции контрольной группы учащихся перестают быть внешне случайными, что свидетельствует об уменьшении соответствующей энтропии. Это, в свою очередь, указывает на выраженную ориентировочную реакцию с максимальным уровнем лабильности младших школьников в неопределенной среде. Ориентировочноисследовательская деятельность гиперактивных испытуемых не приводит к снижению субъективной неопределенности окружающей среды, что расценивается как негативный факт.

Выводы, сделанные нами, подтверждаются результатами исследований, проведённых И. С. Депутат. Ею был осуществлен корреляционный анализ показателей теста Тулуз-Пьерона и субтестов теста интеллекта Векслера [2].

В контрольной группе значимых корреляций не обнаружено, тогда как в группе детей с СДВГ выявлена взаимосвязь по ряду параметров. Так, например, отрицательная корреляция в группе детей с СДВГ выявлена между результатами субтеста 7 теста Векслера, характеризующего развитие зрительнопространственного навыка и произвольную регуляцию деятельности, и показателем скорости по тесту

Тулуз-Пьерона (р = 0,038). Значимая положительная корреляция (р = 0,019) выявлена также между показателем точности теста Тулуз-Пьерона и результатами субтеста 3 теста Векслера, характеризующего способность к формированию новых навыков, сформированность зрительно-пространственного восприятия и регулирующую функцию внутренней речи.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что дети с СДВГ испытывают сложности с выработкой оптимальной когнитивной стратегии при решении экспериментальных задач, затрудняются в том, чтобы оптимизировать программу, сократить количество действий в последовательности до необходимого минимума. Поэтому каждый раз они выполняют все шаги подряд при решении исследовательской задачи или реагируют импульсивно, стараясь закончить задание как можно быстрее, не обращая внимания на снижение качества работы.

Список литературы

1. Грибанов А. В. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография / А. В. Грибанов (отв. ред.) [и др.] ; Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — Архангельск : ПГУ, 2009. - 242 с.

2. Депутат И. С. Психофизиологический анализ структуры интеллекта детей младшего школьного возраста при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью / А. В. Грибанов, И. С. Депутат, А. В. Канжин // Экология человека. - 2006. - № 12. - С. 38-41

3. Зайцев А. В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / А. В. Зайцев, В. И. Лупандин, О. Е. Сурнина // Физиология человека. - 1999. - Т. 25. -№ 6. - С. 34-37.

4. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 384 с.

5. Маслова О. И. Новый подход к оценке нарушений высших корковых функций при психоневрологических заболеваниях детей и подростков с помощью инструментальных компьютерных методов / О. И. Маслова, Е. В. Матвеев, Д. С. Надеждин // Медицинская техника. - 1997.

- № 5. - С. 25-28.

6. Матвеев Е. В. Системные вопросы проектирования приборов и комплексов для психофизиологических исследований / Е. В. Матвеев, Д. С. Надеждин // Медицинская техника. - 1994. - № 4. - С. 31-34.

7. Надеждин Д. С. Системные основы анализа последовательности структур поведенческих актов в приборе «Би-натест» / Д. С. Надеждин // Медицинская техника. - 1994.

- № 4.- С. 34-37.

8. Никольская К. А. Особенности поведения макак резусов в многоальтернативной среде / К. А. Никольская, М. К. Сагимбаева, Л. А. Фирсов // Журнал высшей нервной деятельности. - 1988. - Т. 38, № 2. -С. 248-256.

9. Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский. - М. : Наука, 1984. -193 с.

10. Салтыков А. Б. Закономерности поведенческой деятельности в условиях неопределенности среды / А. Б. Салтыков, А. В. Толокнов, Н. К. Хитров // Успехи физиологических наук. - 1998. - Т. 29, № 1. - С. 24-33.

11. Barkley R. A. Attention deficit hyperactivity disorder / R. A. Barkley. — N. Y. ; L. : The Guilford Press, 1998. — 628 p.

12. Brown T. E. Attention-deficit Disorders and Comorbidities in Chikldren, Adolescents, and Adults / T. E. Brown. — Washington, BC ; L., : American Psychiatric Press, Inc., 2000. — 671 p.

13. Desportes J. P. Entropie et theopie de l’information: de la description a l’analyse de I’imprevesibilite des comportements / J. P Desportes // Bull. SFECA. - 1987. - Vol. 2, N 2P 113-118.

14. Konishi S. Common inhibitory mechanism in human inferior prefrontal cortex revealed by event-related functional MRI / S. Konishi, K. Nakajima // Brain. - 1999. - Vol. 122, N 5. - P. 981-991.

MANIFESTATION OF COGNITIVE STRATEGIES IN SENSOMOTOR ACTIVITY IN CHILDREN WITH ADHD

A. V. Kanzhin, Yu. A. Iordanova

Pomor State University named afterM. V. Lomonosov, Arkhangelsk

The peculiarities of manifestation of cognitive strategies in sensomotor activity in children with the attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) have been studied in different environmental conditions. There have been examined 170

pupils aged 7-10 y. o. from secondary schools of the City of Arkhangelsk. The study was carried out with the help of the program package «SVET» and the test computer system «Binatest-К». Statistical reliability of differences was checked with the use of the Student t-test by data normal distribution for independent samples; when distribution did not correspond to normality tests, Mann-Whitney-Wilcoxon nonparametric tests were applied. It has been detected that in the children with ADHD in the second test, time of response both to words (р = 0,007) and to pictures (р = 0,005) was statistically reliably shorter than in the first test. And the number of mistakes in the second test was statistically reliably bigger than that in the first test both in response to pictures (р = 0,009) and to words (р = 0,003). As a result of the analysis of the received results, a conclusion has been made that children with ADHD experienced difficulties in development of the optimum cognitive strategy during solving of experimental tasks.

Key words: attention deficit hyperactivity disorder, cognitive strategies, sensomotor activity.

Контактная информация:

Канжин Алексей Владимирович — кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Адрес: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4

E-mail: [email protected]

Статья поступила 13.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.