Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОЙ ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОЙ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический кризис / пандемия коронавируса / туристический бизнес / самодеятельный туризм / economic crisis / coronavirus pandemic / tourism business / amateur tourism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А Б. Жерукова, З Ю. Тенова, З А. Макоева

Туризм, даже в условиях глобальной пандемии может сыграть ключевую роль в экономике многих стран. Речь идет, в первую очередь, о самодеятельном выездном туризме. Данная проблема крайне обострилась в связи с экономическим мировым кризисом и мировой пандемией коронавируса, обвалившего сферу туристического бизнеса. Вследствие такого положения 2020 год обернулся полным банкротством крупных и малых турфирм, падением доверия потребителей к организованному способу туризма. Понятно, что это не могло не привести к увеличению самодеятельного туризма, что подтверждается данными ФСГС РФ – в 2020-2022 гг. Самодеятельный туризм может составить более 85% общего числа турпоездок. Примечательно, когда вводились санкции ЕС в отношении Российской Федерации, то итальянские сотрудники предприятий турфирм были вынуждены потребовать от итальянского правительства и Евросоюза не применять санкции против России – настолько значимо влияние туристов из РФ в экономику турбизнеса и муниципалитетов Италии. Можно привести еще ряд аналогичных примеров из экономической деятельности других стран.[9] Другим фактором популяризации самодеятельного туризма выступило распространение сети Интернет – это привело к кратному росту возможностей облегченного варианта бронирования туристских услуг в любой точке мира. Конечно, надо считаться и с обратной стороной медали турбизнеса – с проблемами угроз и рисков, сопутствующих этому виду отдыха. Так, например, до сих пор не регламентирован порядок обязательного предоставления турфирмами своим клиентам конкретной информации о безопасности и т.д., конкретного маршрута. Даже консульства МИД РФ не обязаны выдавать конкретные практические рекомендации по улучшению безопасности самодеятельного туризма. Очередной мировой экономический кризис, визовые санкции и ухудшение отношений со многими западными странами осложнили доступность россиян к международному туризму. Безусловно, подобные явления разрушают условия свободной конкуренции как российских, так и международных туристских дестинаций, и снижают качество жизни граждан путем ограничения доступа к международным туристским продуктам, что, в целом, важно для развития человеческого капитала. В этих условиях, на наш взгляд, государство должно принять специальные меры госрегулирования, чтобы обеспечить гражданам доступный и безопасный международный туризм. [11,13,16] Появилось много работ, призывающих развивать внутренний туризм в ущерб выездному туризму с целью получения экономического (бюджетного) эффекта туризма. На наш взгляд, эта идея бесперспективна, ибо человек всегда хочет больше познать, в т.ч. культуру других стран. Все это, безусловно, подчеркивает значимость заявленной темы исследования и требует незамедлительных новых организаторских решений данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BUILDING A STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN AMATEUR OUTBOUND TOURISM IN A CHRONIC PANDEMIC

Tourism, even in a global pandemic, can play a key role in the economies of many countries. This is, first of all, about amateur outbound tourism. This problem has become extremely aggravated in connection with the global economic crisis and the global coronavirus pandemic, which has collapsed the tourism business. As a result of this situation, 2020 turned into a complete bankruptcy of large and small travel agencies, a drop in consumer confidence in the organized way of tourism. It is clear that this could not but lead to an increase in amateur tourism, which is confirmed by the data of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation in 2020-2022. Amateur tourism can account for more than 85% of the total number of tourist trips. It is noteworthy that when the EU sanctions were imposed on the Russian Federation, the Italian employees of travel agencies were forced to demand from the Italian government and the European Union not to apply sanctions against Russia the influence of tourists from the Russian Federation in the economy of the tourist business and municipalities of Italy is so significant. A number of similar examples from the economic activity of other countries can be cited. [9] Another factor in the popularization of amateur tourism was the spread of the Internet this led to a manifold increase in the possibilities of a lightweight option for booking tourist services anywhere in the world. Of course, one must reckon with the other side of the tourist industry medal the problems of threats and risks associated with this type of recreation. So, for example, the procedure for the obligatory provision by travel agencies to their clients of specific information about safety, etc., of a specific route is still not regulated. Even the consulates of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation are not obliged to issue specific practical recommendations for improving the safety of amateur tourism. Another global economic crisis, visa sanctions and deteriorating relations with many Western countries have made it difficult for Russians to access international tourism. Of course, such phenomena destroy the conditions of free competition for both Russian and international tourist destinations, and reduce the quality of life of citizens by restricting access to international tourist products, which, in general, is important for the development of human capital. In these conditions, in our opinion, the state should take special measures of state regulation in order to provide citizens with affordable and safe international tourism. [11,13,16] There are many works calling for the development of domestic tourism to the detriment of outbound tourism in order to obtain the economic (budget) effect of tourism. In our opinion, this idea is futile, because a person always wants to learn more, incl. culture of other countries. All this undoubtedly emphasizes the importance of the stated research topic and requires immediate new organizational solutions to this problem.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОЙ ПАНДЕМИИ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10534

А.Б. Жерукова - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент в туризме» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», mbc_@mail.ru

A.B. Zherukova - Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Management in Tourism, FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov";

З.Ю. Тенова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент в туризме» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», mbc_@mail.ru

Z.Yu. Tenova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management in Tourism, FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov";

З.А. Макоева - кандидат социологических наук, доцент кафедры «Теория и технология социальной работы» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», mbc_@mail.ru

Z.A. Makoeva - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Technology of Social Work of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov".

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОЙ ПАНДЕМИИ FEATURES OF BUILDING A STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN AMATEUR OUTBOUND

TOURISM IN A CHRONIC PANDEMIC

Аннотация. Туризм, даже в условиях глобальной пандемии может сыграть ключевую роль в экономике многих стран. Речь идет, в первую очередь, о самодеятельном выездном туризме.

Данная проблема крайне обострилась в связи с экономическим мировым кризисом и мировой пандемией коронавируса, обвалившего сферу туристического бизнеса. Вследствие такого положения 2020 год обернулся полным банкротством крупных и малых турфирм, падением доверия потребителей к организованному способу туризма. Понятно, что это не могло не привести к увеличению самодеятельного туризма, что подтверждается данными ФСГС РФ - в 2020-2022 гг. Самодеятельный туризм может составить более 85% общего числа турпоездок.

Примечательно, когда вводились санкции ЕС в отношении Российской Федерации, то итальянские сотрудники предприятий турфирм были вынуждены потребовать от итальянского правительства и Евросоюза не применять санкции против России - настолько значимо влияние туристов из РФ в экономику турбизнеса и муниципалитетов Италии. Можно привести еще ряд аналогичных примеров из экономической деятельности других стран.[9]

Другим фактором популяризации самодеятельного туризма выступило распространение сети Интернет - это привело к кратному росту возможностей облегченного варианта бронирования туристских услуг в любой точке мира.

Конечно, надо считаться и с обратной стороной медали турбизнеса - с проблемами угроз и рисков, сопутствующих этому виду отдыха. Так, например, до сих пор не регламентирован порядок обязательного предоставления турфирмами своим клиентам конкретной информации о безопасности и т.д., конкретного маршрута. Даже консульства МИД РФ не обязаны выдавать конкретные практические рекомендации по улучшению безопасности самодеятельного туризма.

Очередной мировой экономический кризис, визовые санкции и ухудшение отношений со многими западными странами осложнили доступность россиян к международному туризму. Безусловно, подобные явления разрушают условия свободной конкуренции как российских, так и международных туристских дестинаций, и снижают качество жизни граждан путем ограничения доступа к международным туристским продуктам, что, в целом, важно для развития человеческого капитала. В этих условиях, на наш взгляд, государство должно принять специальные меры госрегулирования, чтобы обеспечить гражданам доступный и безопасный международный туризм. [11,13,16]

Появилось много работ, призывающих развивать внутренний туризм в ущерб выездному туризму с целью получения экономического (бюджетного) эффекта туризма. На наш взгляд, эта идея бесперспективна, ибо человек всегда хочет больше познать, в т.ч. культуру других стран.

Все это, безусловно, подчеркивает значимость заявленной темы исследования и требует незамедлительных новых организаторских решений данной проблемы.

Abstract. Tourism, even in a global pandemic, can play a key role in the economies of many countries. This is, first of all, about amateur outbound tourism.

This problem has become extremely aggravated in connection with the global economic crisis and the global coronavirus pandemic, which has collapsed the tourism business. As a result of this situation, 2020 turned into a complete

bankruptcy of large and small travel agencies, a drop in consumer confidence in the organized way of tourism. It is clear that this could not but lead to an increase in amateur tourism, which is confirmed by the data of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation - in 2020-2022. Amateur tourism can account for more than 85% of the total number of tourist trips.

It is noteworthy that when the EU sanctions were imposed on the Russian Federation, the Italian employees of travel agencies were forced to demand from the Italian government and the European Union not to apply sanctions against Russia - the influence of tourists from the Russian Federation in the economy of the tourist business and municipalities of Italy is so significant. A number of similar examples from the economic activity of other countries can be cited. [9]

Another factor in the popularization of amateur tourism was the spread of the Internet - this led to a manifold increase in the possibilities of a lightweight option for booking tourist services anywhere in the world.

Of course, one must reckon with the other side of the tourist industry medal - the problems of threats and risks associated with this type of recreation. So, for example, the procedure for the obligatory provision by travel agencies to their clients of specific information about safety, etc., of a specific route is still not regulated. Even the consulates of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation are not obliged to issue specific practical recommendations for improving the safety of amateur tourism.

Another global economic crisis, visa sanctions and deteriorating relations with many Western countries have made it difficult for Russians to access international tourism. Of course, such phenomena destroy the conditions of free competition for both Russian and international tourist destinations, and reduce the quality of life of citizens by restricting access to international tourist products, which, in general, is important for the development of human capital. In these conditions, in our opinion, the state should take special measures of state regulation in order to provide citizens with affordable and safe international tourism. [11,13,16]

There are many works calling for the development of domestic tourism to the detriment of outbound tourism in order to obtain the economic (budget) effect of tourism. In our opinion, this idea is futile, because a person always wants to learn more, incl. culture of other countries.

All this undoubtedly emphasizes the importance of the stated research topic and requires immediate new organizational solutions to this problem.

Ключевые слова: экономический кризис, пандемия коронавируса, туристический бизнес, самодеятельный туризм.

Key words: economic crisis, coronavirus pandemic, tourism business, amateur tourism.

Под туризмом в общем виде принято понимать выезд индивида или группы людей с ночевкой за пределы своего места жительства.

Самодеятельный туризм, как и организованный, невозможен без туристической деятельности. Сюда входит множество процедур - начиная с выбора туристского маршрута, транспорта, бронирования билетов, гостиниц, планирования организации питания, передвижения и посещения различных объектов туристического интереса. Причем, в самодеятельном туризме на любом этапе этого вида деятельности возможны любые, даже радикального характера, изменения. Безусловно, большая часть самодеятельных туристов старается пребывать в экономически более развитых странах, что связано с их желанием повысить качество жизни. [1,10,19]

Российское государственное управление активно использует понятие «Туристский мультипликатор» при экономическом обосновании инвестпроектов. [7] Вместе с тем, социальная и социально-экономическая эффективность туризма все еще мало исследована, в т.ч. касательно оценки эффективности проектов в сфере выездного туризма.

О значимости туризма в республики Северного Кавказа говорит и такой факт - при решении бюджетных задач региона туризм стабильно рассматривается в качестве фактора, влияющего на социально-экономическое развитие территории. При этом, в качестве оценочного показателя выступает полезность туристического продукта. Он исследуется при помощи количественного и порядкового подходов. Оба этих подхода довольно успешно апробированы при оптимизации выбора мест организации специализированных групп для поддержки российских туристов в зарубежных странах.

Безусловно, туристы стремятся выбирать такие маршруты, которые дают возможность максимизировать его полезность в рамках заданного туристом уровня затрат. В качестве критерия полезности туристских дести-наций выступает качество туристских ресурсов, которое определяется экспертами-профессионалами. [5,12,14]

Важнейшими туристскими ресурсами выступают природные ресурсы, туристская индустрия, культурно-познавательные и развлекательные объекты.

Особенностью пандемии стало увеличение самостоятельного выездного туризма за счет существенного сокращения международного организованного туризма. Понятно, что в этих условиях невозможно пока вести речь о сбалансированном и устойчивом развитии туризма, что позволило бы оптимизировать экономические и социальные показатели, комплексно регулировать международный выездной и внутренний туризм. На первый взгляд, можно предположить, что выездной туризм приводит к оттоку денежных средств. Но с другой стороны, выездной самостоятельный туризм может положительно воздействовать на вектор формирования международных отношений, на развитие человеческого потенциала граждан, развития культурных межнациональных отношений и др.

Чтобы избежать подобных противопоставлений требуется четкое обозначение гуманитарного и социально-экономического значения выездного самостоятельного туризма для России. Надо отметить, что государство принципиально признало самодеятельный туризм как одну из приоритетных направлений экономики национального хозяйства, что отражено в ФЗ от 24.11.1996 г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, эксперты отмечают, что еще нет соответствующих условий для развития российского самодеятельного туризма. [2,6,18] А ведь речь идет не о праздном образе жизни, а о необходимости государством обеспечить права граждан на отдых, свободу передвижения и т.п. в ходе своих путешествий. Необходимо в сжатые сроки создать надлежащие условия для туристской деятельности, ориентированной на процессы воспитания, образования и оздоровления рекреантов.

Россия обладает большим потенциалом рекреационного туризма, горнолыжного туризма и культурно-познавательного туризма. Причем, вполне возможно совмещение этих видов туризма в формате смешанного туризма. Оценить культурно познавательную полезность этих видов туризма можно путем использования методики ЮНЕСКО, где дается пятибалльная шкала оценок объектов всемирного наследия от 5 до 1.

Существуют и иные методики определения, например, безопасности туристских дестинаций по критерию религиозной нетерпимости; экологической полезности туристских дестинаций...

Основу этих методик составляет необходимость учета снижения полезности туристских дестинаций для туристов, происходящего в соответствии с законом Госсена. Для определения весовых коэффициентов, отражающих важность рассматриваемого вида туризма, необходимо произвести:

- ранжирование критериев по убывающей важности для высококачественного самодеятельного туризма;

- оценивание по 5-балльной шкале важность каждого критерия с учетом порядка ранжирования;

- суммирование выставленных баллов;

- определение доли каждой оценки (весового коэффициента). [3]

Конечно, выездной туризм обнажает проблемы социального неравенства, но он не является его источником. Как правило, активные самодеятельные выездные туристы - это люди довольно обеспеченные, многие из них владеют 1 -2 иностранными языками или в состоянии обеспечить себе за рубежом сопровождение в виде переводчика, гида. На 01.01.2015 г. в России только долларовых миллионеров проживало около 85000 человек. [4]

Но в любом случае неправильно противопоставлять выездной туризм внутреннему - они не смогут заменить друг друга.

В России множество туристических дестинаций, обладающих уникальными туристско-рекреационными ресурсами и потенциалом стабильного массового спроса. В числе таковых можно назвать Приэльбрусье, Чегем-ские водопады, Голубые озера и т.д., где можно принимать туристов в любое время года. Понятно, что подобные туристские дестинации отличаются выраженной сезонностью, цикличностью, однако это не говорит о возможности отсутствия спроса.

В республиках Северного Кавказа можно выявить множество ниш туристских дестинаций - речь идет об этническом туризме, агротуризме, познавательном туризме, спортивном туризме и т.п., что имеет большую значимость для отдельных социальных групп, для восстановления экономики депрессивных республик, для сохранения культуры местных народов. Отсюда, надо полагать, что необходим тщательный анализ ожидаемого спроса на туристские дестинации (он может быть массовым и нишевым) и, исходя из полученных результатов, обосновать конкурентные цены и выбрать оптимальную стратегию развития с учетом сезонности спроса на туристские дестинации.

В северокавказском регионе имеется немало дестинаций, обладающих значимым туристским потенциалом, задействование которых позволит расширить перечень высокоразвитых внутрироссийских туристских де-стинаций. На наш взгляд, выявляемые новые ниши туристских дестинаций необходимо развивать не только в интересах массового потребителя, но и с обеспечением сохранности культур северокавказских народов в местах их исторического проживания. В регионе практически не развит этнический туризм, агротуризм, при этом наблюдается приоритет интересов туристов над экономическими интересами жителей горных территорий. [8,15,17]

Пандемия и ее последствия в виде ограничения или даже запрета на выезд в другие страны и регионы привела к массовому банкротству турфирм во всем мире. В северокавказском регионе в некоторых республиках были предприняты попытки образования искусственной конкурентоспособности местного туристского продукта на региональном рынке, чтобы завлечь туристов. Но жизнь убедительно показывает, что в современных условиях есть только один путь продвижения к успеху - повышать качество туризма. На втором месте стоит полезность туристской дестинации для человеческого капитала российского туриста. На третьем месте стоит необходимость экономической оптимизации с оптимизацией полезности для туриста.

Не секрет, что в республиках есть еще немало руководителей, рассчитывающих на эффективность госрегулирования туризма.

На наш взгляд, внутренний туризм пока еще держится за счет того, что в условиях пандемии (ограниченности передвижения) турист вынужден брать не то, что ему хотелось бы, а то, что он вынужден брать из-за кризиса. Это означает, что руководители региональных туристских организаций должны осознать, что сегодня они имеют дело с мнимой популярностью и не должны давать неверную оценку конкурентоспособности местных туристских дестинаций. В этих условиях необходимо произвести непредвзятый, объективный анализ местного

туристского потенциала дестинаций, чтобы выстроить выверенную стратегию развития с использованием маркетинговых инструментов продвижения региональных туристских дестинаций.

Источники:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс,2001. - 464 с.

2. Берденникова Н.Г., Гончаров В.В. Методические основы стратегического управления туризмом в Российской Федерации //Вестник Национальной академии туризма. - 2012. - №4. - С.27-30

3. Блауг М. Второй закон Госсена //Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело,1994. - 627 с.

4. В России за год стало вдвое больше долларовых миллионеров //РБК. - [Электронный ресурс]. - URL: http://top.rbk.ru/finances/15.10.2014 (24.05.2015)

5. Гончаров В.В. Методы оценки эффективности государственных проектов в сфере государственного регулирования туризма //Сб. науч. тр. Балтийской академии туризма и предпринимательства. - СПБ: Изд-во БАТиП,2009. - С.28-33

6. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма /Под ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму,2014. - 192 с.

7. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие. - М.: Инфра-М,2010. - 316 с.

8. Закорин Н.Д. Инвестиционное развитие туристского потенциала региона: монография. - СПб: Д.А.Р.К.,2005. - 264 с.

9. Испания и Италия, выступившие против визовых санкций для россиян, стали лидерами у туристов РФ по путешествиям на майские праздники //NEWSru.com. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html (19.05.2015)

10. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: КН0РУС,2009. - 272 с.

11. Маркетинг туризма: учебное пособие /Под ред. И.В. Гончаровой. - М.: Федеральное агентство по туризму,2014. -224 с.

12. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

13. Нестеров А.В. Внутренний и выездной виды туризма как объект комплексного государственного регулирования //Современные тенденции развития науки и технологий: Сб. науч. тр. МНПК. - Белгород: ИП «Ткачева Е.П.»,2015. - С.84-87

14. Нестеров А.В. Оценка социальной эффективности туризма с учетом убывающей полезности туристских дестинаций. //Современные тенденции развития науки и технологий: Сб. науч. тр. МНПК. - Белгород: ИП «Ткачева Е.П.»,2015. - С.82-84

15. Ушаков Д.С. Технология выездного туризма: учебное пособие. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону: МарТ,2010.- 446 с.

16. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Информационные технологии управления в туризме: учебное пособие. - М.: КНО-РУС,2006. - 104 с.

17. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.

18. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.

19. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.

20. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С. 39-44.

References:

1. Alexandrova A.Yu. International tourism: study guide. - M .: Aspect Press, 2001. - 464 p.

2. Berdennikova N.G., Goncharov V.V. Methodological foundations of strategic tourism management in the Russian Federation // Bulletin of the National Academy of Tourism. - 2012. - No. 4. - P.27-30

3. Blaug M. The second law of Gossen // Economic thought in retrospect. - M .: Delo, 1994. - 627 p.

4. In Russia for the year there are twice as many dollar millionaires // RBC. - [Electronic resource]. - URL: http://top.rbk.ru/fi-nances/15.10.2014 (24.05.2015)

5. Goncharov V.V. Methods for assessing the effectiveness of state projects in the field of state regulation of tourism // Coll. scientific. tr. Baltic Academy of Tourism and Entrepreneurship. - SPB: Publishing house BATiP, 2009. - S.28-33

6. State and municipal administration in the field of tourism / Ed. E.L. Pisarevsky. - M .: Federal Agency for Tourism, 2014. -192 p.

7. Durovich A.P. Marketing in tourism: a tutorial. - M .: Infra-M, 2010. - 316 s.

8. Zakorin N.D. Investment development of the region's tourism potential: monograph. - SPb: D.A.R.K., 2005. - 264 p.

9. Spain and Italy, which opposed visa sanctions for Russians, became leaders among Russian tourists in travel for the May holidays //NEWSru.com. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html (19.05.2015)

10. Kosolapov A.B. Geography of Russian domestic tourism: textbook. - 2nd ed. - M .: KNORUS, 2009. - 272 p.

11. Marketing tourism: a tutorial / Ed. I.V. Goncharova. - M .: Federal Agency for Tourism, 2014. - 224 p.

12. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of systemic research // News of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - P. 167

13. Nesterov A.V. Domestic and outbound types of tourism as an object of comprehensive state regulation // Modern trends in the development of science and technology: Sat. scientific. tr. MNPK. - Belgorod: FE Tkacheva E.P., 2015. - S.84-87

14. Nesterov A.V. Assessment of the social efficiency of tourism taking into account the diminishing usefulness of tourist destinations. // Modern trends in the development of science and technology: Sat. scientific. tr. MNPK. - Belgorod: FE Tkacheva E.P., 2015. - S.82-84

15. Ushakov D.S. Outbound tourism technology: a tutorial. - 3rd ed. - Rostov-on-Don: March, 2010.- 446 p.

16. Chudnovsky A.D., Zhukova M.A. Information technology management in tourism: a tutorial. - M .: KNORUS, 2006. - 104 p.

17. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects // Amazonia Investiga. -2018. - T. 7. - No. 14. - S. 16-23.

18. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - T. 8. - No. 4. - S. 964-972.

19. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development // Amazonia Investiga. - 2019. - T. 8. -No.20. - S. 451-458.

20. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - T. 8. - No. S-MRCHSPCL. - S. 39-44.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10535

Я.В. Исраилова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Zaremaba-kaieva 77@mail.ru,

Ya.V. Israilova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University";

З.Р. Бакаева - кандидат экономических наук доцент кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», Zaremaba-kaieva77@mail.ru,

Z.R. Bakaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ".

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ FEATURES OF IMPROVING ACCOUNTING AND ANALYTICAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Аннотация. Цифровизация экономики, масштабное задействование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности коренным образом изменило традиционно сложившиеся формы хозяйствования. Необходимость гармонизации взаимодействия бухгалтерского учета, анализа и контроллинга требует разработки новых управленческих технологий. И это понятно, ибо для конкурентного позиционирования на рынке товаров в условиях интегрирования экономических отношений необходимо активно задействовать инновационные технологии. Все это также актуализирует значимость обеспечения корпоративного управления современной учетной технологией.

Несмотря на то, что Российская Федерация стремится активизировать свое участие во внешнеэкономической деятельности и ориентироваться на международные правила бухгалтерского учета и построение бухгалтерской отчетности, вместе с тем, отечественная учетная технология все еще не располагает достаточным набором типизированных приемов управленческой направленности, что не позволяет способствовать выработке тактики ситуационного управления в предприятии.

Эксперты отмечают, что в российской теории и практике нет типовых рекомендаций по управленческому учету, что не способствует развитию системы стратегического управления бизнес-структур на основе учетной информации, соответствующей современным требованиям рынка.

Все это, безусловно, говорит о необходимости совершенствования научно обоснованных прикладных приемов в сфере менеджмента бизнеса посредством унификации ресурса управленческого учета, что позволит критически сравнивать типизированные приемы и объективно выбирать рациональные приемы управленческого учета, исключая, при этом, возможный конфликт интересов между стратегией и тактикой управления. Вышеуказанное и сподвигло нас взяться за данную тему исследования.

Abstract. The digitalization of the economy, the large-scale use of information and communication technologies in all spheres of life have radically changed the traditionally established forms of management. The need to harmonize the interaction of accounting, analysis and controlling requires the development of new management technologies. And this is understandable, because for competitive positioning in the market of goods in the context of the integration of economic relations, it is necessary to actively use innovative technologies. All this also actualizes the importance of providing corporate governance with modern accounting technology.

Despite the fact that the Russian Federation seeks to intensify its participation in foreign economic activity and to be guided by international accounting rules and the construction of financial statements, at the same time, the domestic accounting technology still does not have a sufficient set of typified management techniques, which does not allow to facilitate the development of tactics situational management in the enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.