Научная статья на тему 'Особенности построения портфолио студентов - дизайнеров в контексте реализации ФГОС'

Особенности построения портфолио студентов - дизайнеров в контексте реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДИЗАЙНЕРА / TECHNOLOGY PORTFOLIO / DESIGN EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE DESIGNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахлова Наталья Анатольевна

В статье предлагается структура портфолио студента-дизайнера, включающего: введение; основную часть портфолио (материализованный результат, сопроводительные материалы, документальные свидетельства о результатах); итоговое эссе. Автором даются разъяснения по заполнению разделов портфолио. Также в статье приводится фрагмент экспертной карты оценки материализованного продукта портфолио студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF BUILDING A PORTFOLIO OF STUDENTS - DESIGNERS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF GEF

. The article proposes the structure of the portfolio of the student-designer, including: introduction; the main part of the portfolio (materialized results, supporting materials, documentary evidence of the results); the final essay. The author gives explanations on filling of sections of a portfolio. The article also contains a fragment of the expert evaluation card of the materialized product of the student's portfolio.

Текст научной работы на тему «Особенности построения портфолио студентов - дизайнеров в контексте реализации ФГОС»

педагогике и психологии: сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. - С. 135-138.

5. Малыхина Л.Б. Модель непрерывного профессионального образования педагогов дополнительного образования // Личность. Общество. Образование. Непрерывное образование как фактор развития личности в современном обществе: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции / научн. ред. О.В. Ковальчук, А.Е. Марон, В.И. Реброва. - СПб.: Издательство ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», 2018. - С. 222-229.

6. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - №3. - С. 79-86.

7. Фесенко И.В. Кадровый менеджмент в системе дополнительного образования: психология управления, подбор, мотивация и стимулирование педагогов дополнительного образования // Современное образование: традиции и инновации. - СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2016. - С. 170-175.

Педагогика

УДК: 378.14.015.62

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ - ДИЗАЙНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. В статье предлагается структура портфолио студента-дизайнера, включающего: введение; основную часть портфолио (материализованный результат, сопроводительные материалы, документальные свидетельства о результатах); итоговое эссе. Автором даются разъяснения по заполнению разделов портфолио. Также в статье приводится фрагмент экспертной карты оценки материализованного продукта портфолио студента.

Ключевые слова: портфолио, электронное портфолио, дизайн-образование, профессиональные компетенции дизайнера.

Annоtation. The article proposes the structure of the portfolio of the student-designer, including: introduction; the main part of the portfolio (materialized results, supporting materials, documentary evidence of the results); the final essay. The author gives explanations on filling of sections of a portfolio. The article also contains a fragment of the expert evaluation card of the materialized product of the student's portfolio.

Keywords: technology portfolio, design education, professional competence of the designer.

Введение. Современный этап реформирования высшего образования, включающий практику внедрения новых образовательных стандартов, а также новой системы оценки качества образования, воскресил интерес к портфолио. На сегодняшний момент, в России пришло понимание того, что показателем образовательных достижений обучающихся является не воссоздание фактологической и алгоритмической информации, полученной в высшей школе, а компетенции, позволяющие «выстоять» в условиях невероятной динамики рождения нового знания при наличии широчайшего спектра всевозможных мнений; компетенции, способствующие синтезу новых идей, превращению их в реальный продукт; компетенции, готовящие к самоорганизации и самопрезентации профессиональной деятельности. Заданные параметры нового результата образования говорят о том, что современная профессиональная школа нуждается в инновационных оценочных средствах, поскольку традиционные оценки в заданных условиях перестают работать. Одним из таких рабочих инструментов при решении профессиональных задач был выбран портфолио, идеология которого наиболее полно отвечает идее компетентностного образования.

Изложение основного материала статьи. Термин «портфолио» давно и прочно вошел в терминологический обиход художников, архитекторов, дизайнеров. Сама же идея, позволяющая использовать портфолио в сфере образования, возникла в США только в середине 80-х годов XX века. В России реальное практическое продвижение портфолио датируется началом XXl века.

На сегодняшний день под портфолио (от англ. Portfolio - портфель, папка для важных дел или документов) понимается набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о компетентности специалиста [1, с. 118]. Это, так сказать, классическое определение портфолио, однако анализ литературы показал, что современный портфолио в образовании включает множество ипостасей как-то, средства контроля (И.А. Кныш, И.П. Пастухова) [7]; средства мониторинга индивидуальных достижений обучающихся (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков) [9]; формы альтернативного итогового экзамена (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков) [9]; инструмент отслеживания результатов обучения (Л. Ванюшкина) [2]; технология отслеживания результатов обучения (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков) [9]; способ оценивания посредством самоанализа формирования профессиональных знаний, умений и личностных качеств студента, фиксации динамики его профессионального становления (Н.В. Зеленко, А.Г. Могилевская) [3], что значительно расширяет число модификаций его структур, а также содержательную составляющую, касающуюся конкретной профессионально-специфической направленности.

Но при всем многообразии портфолио на сегодняшний день чаще других можно встретить: портфолио документов, включающий сертифицированные индивидуальные образовательные достижения (результаты творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад и др.), портфолио работ, содержащий различные творческие, научно-исследовательские проекты, а также текстовые описания работ, пояснительные записки и т.д., портфолио отзывов, охватывающий отзывы, резюме, характеристики и т.д. [8, с. 161-163]. В своем исследовании мы предложили объединить все три портфолио в один.

Поскольку в нашем понимании портфолио - это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания не только индивидуальных образовательных результатов будущего дизайнера в определенный период его обучения, но и оценивание эффективности хода учебно-профессиональной деятельности, при котором учитываются запросы всех заказчиков образовательных услуг (личность, общество, работодатель) [1, с. 119], то в соответствии с данным определением, были выделены основные три вида продуктов

профессиональной деятельности дизайнеров, учитываемые при построении портфолио: материализованные результаты (портфолио работ), сопроводительные материалы (портфолио работ), документальные свидетельства о результатах деятельности (портфолио документов и портфолио отзывов) [1, с. 120]. Требуется объяснить подобное разделение. Мы убеждены, что для работы дизайнера важен не только конечный вариант проекта, но также интересны его поиски, заблуждения, интересен ход его мысли. Не надо забывать, что дизайнер выполняет заказ, и далеко не все идеи, предложенные дизайнером, могут быть оценены заказчиком в силу различных причин. Именно поэтому, мы выделяем раздел «сопроводительные материалы» как своеобразный «накопитель идей».

Основным видом продукта профессиональной деятельности дизайнера являются ее материализованные результаты - те объекты труда, на которые направлены усилия дизайнера, к которым относятся: творческие (эскиз, рисунок, изделие и т.д), исследовательские (научное сообщение, доклад, статья, программа и т.д.), информационные (базы данных, презентация и т.д.) и т.д. [1, с. 120-121].

Сопроводительные материалы включают описание хода и результата выполнения учебно-профессиональной деятельности. В разработанном портфолио они представлены в виде пояснительных записок проектов, черновиков, эскизов и т.д. [1, с. 121].

И последнее, документальные свидетельства о результатах включают две группы индикаторов. К первой группе относятся свидетельства о разнообразных достижениях, почетные грамоты, свидетельства участия в выставках, фестивалях, конкурсах и многое другое - количественные внешние индикаторы (портфолио документов) [1, с. 122]. Вторая группа содержит различного рода рецензии на результаты художественно-проектной деятельности студентов - качественные аналитические индикаторы (портфолио отзывов) [1, с. 123]. Требуется добавить, что для будущих дизайнеров особенно важно еще в процессе учебы участвовать в выставках и фестивалях различного уровня, поскольку это часть будущей профессиональной жизни, это своеобразная демонстрация уровня сформированности профессиональных компетенций. Конкурсы являют собой модель, которая в полной мере воспроизводит предметно-профессиональные и социальные контексты будущей деятельности дизайнера, служит мощным рычагом к усилению интереса со стороны студента к профессии-дизайнера и склонности заниматься ею [5, с. 16 - 17]. Участие в конкурсах является своеобразным бонусом, способствующий значительному расширению профессионального кругозора будущих дизайнеров, приобретению новых знакомств и связей, помогающий не только увидеть и оценить уровень своих коллег, но и проанализировать свой реальный уровень профессиональной компетентности [5, с. 16-17].

Формирование современного портфолио обучающихся строится в соответствии со стандартами нового поколения, когда портфолио не только демонстрирует уровень сформированности его профессиональных компетенций, но и служит основанием для определения учебно-профессионального рейтинга студента. С этой целью внутри портфолио для каждого вида продукта профессиональной деятельности дизайнеров были разработаны экспертные карты оценки профессиональных компетенций и шкалы соответствия баллов. В качестве примера в статье мы приводим фрагмент экспертной карты оценки материализованного продукта портфолио студента (Таблица 1).

Таблица 1

Фрагмент экспертной карты оценки материализованного продукта портфолио студента

Показатели Критерии, баллы

0 1 2

Соответствие задаче проекта Перегруженность составляющих элементов композиции Простота восприятия и стилистическое соответствие ... Отсутствие малозначительных и отвлекающих элементов.

Уникальность Наличие в композиции безотчетных повторений Наличие оригинальных художественных решений. Элементы авторской манеры в подаче проектного решения с использованием индивидуальной комбинации материалов.

Композиционная целостность Отсутствие стилистической выразительности, неудачное использование средств композиции Использование средств композиции, цветовое сочетание, производящие впечатление колористической уравновешенности Художественная особенность общей группы деталей, предметов, связанных ансамблем, цветовое сочетание, производящие впечатление колористической уравновешенности..

Функциональность Несоответствие эстетически значимой формы эргономическим требованиям Частичное соответствие эстетически значимой формы эргономическим требованиям.. Соответствие эстетически значимой формы эргономическим требованиям, рациональность используемых в проекте форм.

Техничность, технологичность Ориентация на использование типовых технологий, Владение достаточным спектром инструментов, ориентация на Владение широким соответствие эстетически значимой

не соответствие эстетически значимой формы конструктивному и технологическому решению использование новых технологий. формы конструктивному и технологическому решению, высокий уровень экологичности, закладываемых в дизайн-проект материалов..

Аккуратность, грамотность Большое количество технических ошибок Хорошее владение специализированными программами Отсутствие технических ошибок Отличное владение специализированными программами Отсутствие технических ошибок

Сроки выполнения проекта Сроки выполнения проекта не выдержаны. Сроки выполнения проекта незначительно увеличены. Сроки выполнения проекта полностью выдержаны.

Экспертная оценка

Итого

Критерии оценки экспертных карт были предложены и утверждены в результате слаженной работы преподавателей кафедры дизайна, студентов и потенциальных работодателей, демонстрируя, тем самым, один из главных принципов построения современного портфолио - учет специфических требований всех групп потребителей результатов дизайна-образования [1, с. 124].

С учетом вышеизложенного, была предложена принципиальная структура портфолио, включающая следующие разделы: введение (тема портфолио; описание проблемы; перечень компетенций, над формированием которых идет работа в отчетный период; цели и задачи разработки портфолио; план работы над портфолио заданный период времени); основная часть портфолио (материализованный результат, сопроводительные материалы, документальные свидетельства о результатах); заключение включает итоговое эссе и сводную таблицу результатов - свидетельство о достижениях [1, с. 123].

Итоговое эссе строится по принципу рефлексивного самоанализа, который, в свою очередь, оценивается нами как необходимый компонент дизайнерского портфолио. По аналогии со структурой самооценки, предложенной В.Н. Козиевым, выделяем четыре составляющих эссе студента-дизайнера: актуальная, ретроспективная, идеальная, рефлексивная [6, с. 20-22]. Актуальная составляющая представляет как оценивает себя дизайнер «здесь и сейчас»; ретроспективная составляющая направлена на изучение и оценивание себя по отношению к начальным этапам своей деятельности; идеальная - это эталон, к которому дизайнеру стоит стремиться; рефлексивная - это как с точки зрения дизайнера, его оценивает дизайнерская профессиональная среда. Манера написания, размышления, которые приводятся в эссе, все это говорит об уровне зрелости субъекта. Кроме этого, в структуру итогового эссе на старших курсах необходимо включать дополнительный раздел, который можно определить как протокол самофиксации авторской манеры исполнения дизайн-проектов, включающий карту стилей, описание техники исполнения проекта, карта колористического предпочтения и т.д. Итоговое эссе также оценивается.

Наш разговор был бы не полным, если бы мы не коснулись вопроса построения электронного портфолио, поскольку формирование портфолио данного формата в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации на сегодняшний момент является общесистемным требованием к реализации программ бакалавриата [13]. Электронный портфолио является электронным эквивалентом бумажного портфолио, при этом принципиальная структура электронного портфолио остается прежней. И хотя уровень представления электронного портфолио в образовательной организации напрямую зависит от уровня ее оснащённости техническими средствами, но, в любом случае, возможности представления результатов учебно-профессиональной деятельности студентов-дизайнеров с помощью электронного портфолио значительно расширяются: изображения в различных форматах, записи в блоге, гиперссылки, мультимедиа и т.д. [8, с. 161-163]. Кроме этого, применение электронного портфолио в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации помогает расширить различного вида связи как внутри учебного заведения (использование материалов портфолио на различных дисциплинах образовательной программы), так и за его пределами (представление портфолио работодателям при прохождении практик, при приеме на работу) [8, с. 161-163].

Выводы. Портфолио в представленном виде не просто дает своеобразный эмоциональный импульс к последующей профессиональной деятельности, но и способствует формированию и развитию профессиональной компетентности студента-дизайнер. Благодаря работе с портфолио, обучающийся учится анализировать свою деятельность, адекватно оценивать результаты своей работы, самостоятельно ставить для себя новые цели и реализовывать их, что помогает в дальнейшем молодому специалисту-дизайнеру конструировать свою собственную карьерную траекторию.

Литература:

1. Бахлова, Н.А. Формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров на основе междисциплинарного диагностического комплекса (в образовательном процессе вуза): дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Бахлова Наталья Анатольевна. - Калуга, 2017. - 244 с.

2. Ванюшкина Л. Современный урок МХК.М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.

3. Зеленко Н.В., Могилевская А.Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. №1. С. 61-63.

4. Игонина, Е.В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Игонина Екатерина Вячеславовна. - Екатеринбург, 2013. - 183 с.

5. Ковешников, П.А. Формирование художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Ковешников Павел Алексеевич. - Орел, 2016. - 23 с.

6. Козиев В.Н. Самообразование и самооценка учителя // Психологические проблемы самообразования учителя: Сб. науч. тр. - М.. 1986. - 80 с.

7. Кныш И.А., Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство / И.А. Кныш, И.П. Пастухова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №1. - С. 69-73.

8. Мирная Р.Р. Метод электронного портфолио в современном музыкальном образовании / Р.Р. Мирная // Молодой ученый. — 2017. — №27. — С. 161-163.

9. Новикова Т.Г. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков // Директор школы. - 2008. - № 2. - С. 32-35.

10. Новикова Т.Г. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова. - М.: 2008. - 114 с.

11. Новикова Т.Г. Портфолио в российской школе / Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, М.А. Пинская // Народное образование. - 2005. - №1. - С. 84-97.

12. Федотова Е.Е. Зарубежный опыт использования портфолио / Е.Е. Федотова, Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков // Методист. - 2005. - №5. - С. 27-33.

13. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. [Электронный ресурс]: URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/ 92/91/4

Педагогика

УДК: 331.54

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ ПРАКТИКУМА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности и проблемы профессиональной ориентации обучающихся в России на современном этапе. Автором рассматривается программа практикума по профориентации, основой при построении которой были определены три вопроса: кадровые потребности Калужской области с учетом ее экономического развития; психологические особенности личности подростка с точки зрения профессиональной пригодности к конкретной профессии; перспективы успешной деятельности в рамках выбранной профессии.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентация.

An^tatton. The article discusses the features and problems of professional orientation of students in Russia at the present stage. The authors analyze the program of the Workshop on career guidance, the basis for the construction of which were identified three issues: the staffing needs of the Kaluga region, taking into account its economic development; psychological characteristics of the personality of a teenager in terms of professional suitability for a particular profession; prospects for successful activity within the chosen profession.

Keywords: professional orientation, career guidance.

Введение. Выбор будущей профессии - это тот вопрос, с которым рано или поздно сталкивается любой человек. В наше стремительное время от подростка требуется прийти как можно раньше к осознанию своих способностей, интересов, и, как следствие, выбору соответствующей профессии. И здесь очень важно в грамотной, внимательной, тактичной форме помочь молодому человеку сделать правильный выбор. Этим и важна профориентация. И хотя вопросы профориентации на сегодняшний день изучены достаточно глубоко, существует множество методик по выявлению способностей к различным профессиям, мы с грустью должны констатировать, что в современной России отсутствует единая государственная система профориентации школьников. Вся работа по профориентации держится на отдельных энтузиастах, а занятия по профориентации в общеобразовательных учреждениях в большинстве своем сведены к весьма посредственным формальным мероприятиям.

Изложение основного материала статьи. Впервые термин «профориентация» был введен в США в начале XX века. И как любое новое явление, которое находится в процессе становления, знание о выборе профессии и самореализации находится в постоянном движении. Как отметила Т.Э. Дусь, развитие профориентации зависит от тех изменений, которые происходят во взглядах общества на цели, задачи, формы, методы и средства профориентации [1].

На сегодняшний день профориентация в качестве объекта исследования интересна не только для педагогики и психологии, но для многих других наук таких как социология, экономика, медицина и т.д., этим и объясняется широта подходов к трактовке данного понятия. В.Д. Симоненко объяснил разнообразие понятийного аппарата тем, что «профориентация является педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по организации работы» [6, с. 226-231].

В своем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.И. Калугиным, А.Д. Сазоновым, В.Д. Симоненко, которые определили профессиональную ориентацию обучающихся как научно обоснованную систему, включающую социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские мероприятия, позволяющие оказывать помощь подрастающему поколению в профессиональном самоопределении, учитывая при этом как потребности народного хозяйства в кадрах, так и интересы, способности и физиологические возможности личности [2].

Как мы уже отмечали, на сегодняшний момент в школах практически не ведется системной работы по профессиональной ориентации обучающихся, информацию о профессиях, о путях их приобретения большинство подростков получают стихийно, этим и объясняется, что на этапе окончания школы многие из них имеют начальный уровень формирования профессиональных намерений, для них нередки проблемы, касающиеся развития самосознания, неадекватности притязаний, построения жизненных планов и т.д. [5, с. 48-51]. Именно поэтому для полноценного построения профориентационной работы на местах нужно действовать не по наитию, полагаясь на так называемое «педагогическое чутье», а досконально изучив, прежде всего, теорию профориентации (объекты, принципы, формы, методы и т.д.), способы ее планирования, а также оценку деятельности по решению вопросов, которые связанны с социально-профессиональной адаптацией подрастающего поколения [3, с. 1037-1040]. И еще один момент, профориентация - это не разовые мероприятия (классный час, экскурсия на предприятие и т.д.), - это система,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.