ББК 74.580.2 УДК 378.147 Д 66
С.А. ДОМРАЧЕВА
ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
S.A. DOMRACHEVA
PORTFOLIO OF PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS AS A TECHNOLOGY OF PRACTICE-ORIENTED EDUCA TION STUDENTS
В работе рассматриваются теоретические и практические аспекты использования технологии портфолио в образовательном процессе вуза. Предлагаются различные подходы к формированию портфолио: портфолио профессиональных достижений, портфолио самостоятельных работ, портфолио на электронных носителях.
The paper considers theoretical and practical aspects of using the technology of portfolio in the education process of high school. Different approaches to the formation of portfolio are suggested: a portfolio of professional accomplishments, a portfolio of independent work, a portfolio of electronic media.
Ключевые слова: технология портфолио, портфолио профессиональных достижений, портфолио самостоятельных работ, портфолио на электронных носителях.
Key words: technology portfolio, a portfolio of professional accomplishments, a portfolio of independent work, a portfolio of electronic media.
Актуальность проблемы управления качеством высшего образования (в том числе и педагогического) подтверждается рядом международных и отечественных документов в области управления образованием, обогащения его содержания, концептуальных положений. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» важнейшей задачей на ближайшую перспективу объявлено повышение качества подготовки специалистов, усиление интегративных процессов в образовательном процессе.
Проблеме оценивания качества обучения уделяется значительное внимание во всех странах мира. В США метод оценивания с помощью портфолио ставится в один ряд с оцениванием на основе результатов и испытаний, основанном на компетентностном подходе. Метод портфолио (портфель достижений) ориентирован на результаты и является элементом прак-тико-ориентированного обучения.
В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы ХХ века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время
во многих развитых странах портфолио используется преподавателями высших и средних учебных заведений.
Портфолио используется студентами и учащимися школ для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов; демонстрации своих возможностей и достижений при поступлении на учебу или приеме на работу.
Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.
Портфолио (по материалам американских исследований) - это коллекция работ учащегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области; антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ.
Портфолио в российской школе появилось в связи с введением профильного обучения как технология, позволяющая оценить степень готовности школьника к профильному обучению. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» позволила разработать портфолио достижений педагогических работников.
В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогическим работникам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компе-тентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении своей деятельности. В связи с этим использование технологии портфолио при подготовке студентов к своей будущей профессии приобретает особую значимость.
Как показывает практика, портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства знаний и позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетентностей студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, как по своим целевым установкам, так и по степени значимости в образовательном процессе.
Практика использования портфолио в работе со студентами существует и на факультете педагогики и психологии Марийского государственного университета города Йошкар-Олы. Это способ фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения студента за определенный период обучения в вузе
С учетом того, что в отечественном и зарубежном опыте существуют различные подходы к портфолио, при подготовке специалистов психолого-педагогической направленности преподавателями факультета широко используются портфолио профессиональных достижений, самостоятельных работ, портфолио на электронных носителях.
«Портфолио профессиональных достижений» рассматривается как средство отражения творческой, проектной, исследовательской деятельности, стимул для прохождения психолого-педагогической практики в образовательных учреждениях или детских оздоровительных лагерях; допуск для последующего трудоустройства студента.
Портфолио содержит информацию о его владельце и отражает уровень его профессиональной направленности. Портфель достижений включает сле-
дующие разделы: паспорт; официальные документы (грамоты, благодарности, дипломы); творческие достижения; информацию, свидетельствующую о его личных интересах, увлечениях.
Допускается собственное структурирование предоставляемых материалов. Важно, чтобы студент проанализировал свои возможности и способности, а также увидел способы преодоления трудностей в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью и пути достижения более высоких результатов.
Портфолио профессиональных достижений рассматривается как технология практико-ориентированного обучения студентов. Разработано положение о конкурсе портфолио профессиональных достижений, критерии оценки. Целью конкурса является стимулирование роста педагогической направленности студентов и их профессиональной культуры, приобщение студентов к творческой, исследовательской работе.
Содержанием портфолио могут стать творческие работы студента, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма от образовательных учреждений, где студенты проходили педагогическую практику.
Анализ результатов конкурса показал, что создание портфолио способствует развитию навыков аналитической деятельности, прогнозированию профессиональных успехов.
Подведение итогов конкурса осуществляется с презентаций лучших портфолио. На презентацию студент выходит с комментарием к своему портфолио. Он должен представить полную картину профессиональной готовности к своей профессии. Портфолио в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др.
Портфолио формируется студентом на добровольных началах. Тем не менее, рекомендательный характер составления портфолио не исключает значимости данной процедуры.
На завершающем этапе формирования материалов в портфолио можно предложить студентам написать индивидуальное эссе, в котором студенты демонстрируют, какие знания и навыки они получили в процессе подготовки портфолио, и как им это пригодится в будущей профессии.
Другой вид портфолио - «портфолио самостоятельных работ» -предназначен для учебных целей. Эти особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного студента, что вполне соответствует задачам высшего образования.
Цель создания: портфолио должен отражать самостоятельную работу студентов в течение всего периода его обучения по конкретной дисциплине, помочь организовывать собственную деятельность.
Сущностные характеристики портфолио:
- во-первых, основной смысл учебного портфолио - показать все, на что студент способен при изучении предмета, продемонстрировать свои наиболее сильные стороны, максимально раскрыть творческий потенциал;
- во-вторых, самостоятельная работа студента по формированию материалов способствует привитию навыков анализа деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивному отношению к сторонней критике своей деятельности;
- в-третьих, портфолио обеспечивает рефлексию учебного процесса: при оформлении портфолио у студента происходит самосознание и самоощущение своих результатов и понимание их динамики.
Преподавателем дисциплины определяется содержание портфолио, разрабатываются критерии оценивания по блокам, готовится памятка составителю, рецензенту.
Технология портфолио апробирована в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин: теория воспитания, социальная психология, конфликтология.
Так, например, содержание портфолио по теории воспитания включает в себя: аннотации и конспекты статей по вопросам воспитания, выполненных студентом в результате обзора новинок литературы; примеры педагогических ситуаций и вариантов их решения, предложенных студентом; примеры использования различных теорий воспитания из художественной литературы; примеры использования приемов воспитания в педагогической практике; программа самовоспитания; самоанализ плана воспитательной работы классного руководителя; авторский проект воспитательной системы школы; список литературы по предмету, словарь основных понятий и др.
Содержание портфолио по конфликтологии включает творческие работы студента: составленные им тестовые задания, кроссворды по отдельным темам курса; эссе на тему «Способы предупреждения внутриличностных конфликтов, зависящие от личности» или «Механизмы психологической защиты личности как средство профилактики внутриличностных конфликтов»; материал для проведения психолого-педагогического семинара в школе по теме: «Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя»; пакет диагностических методик для исследования конфликтного взаимодействия; аналитическая записка с результатами исследования с использованием одной из методик по конфликтологии; разработка классного часа для учащихся конкретного возраста по теме «Конфликты в нашей жизни и пути их разрешения»; разработка программы тренинга по предупреждению и разрешению конфликтов; памятка по управлению эмоциями в конфликте. Такой набор материалов понадобится не только в профессиональной деятельности педагога-психолога, но и будет полезен студенту в решении своих жизненных проблем.
Портфолио самостоятельных работ может использоваться преподавателем как в ходе текущего, так и для итогового контроля. Портфолио позволяет поддерживать диалоговое общение студентов, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и могут делать. Портфолио рекомендуется рассматривать как технологию, которая будет нужна специалисту в течение всей его профессиональной деятельности.
Третий вид портфолио - «портфолио на электронных носителях». Портфолио может быть создано и в форме электронной презентации, что реализует принцип наглядности и обеспечивает студенту использование современных информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности.
Содержание электронного портфолио включает выполнение графических работ: электронных блок-схем, структурно-логических схем, таблиц, зарисовок; участие студента в разработке электронных учебных и учебно-методических пособий и изданий, методических материалов.
Изучение отношения студентов к технологии портфолио показало, что оно позволяет выработать у студентов способность к рефлексии, умение планировать и самостоятельно ставить учебные цели, развивает мотивацию, спо-
собствует обоснованному выбору профессии, повышению учебной активности, адекватной оценке своих достижений, Портфолио помогает студентам глубже изучить предмет, расширяет кругозор, помогает научиться работать с первоисточниками, формирует такие личностные качества, как дисциплинированность, ответственность, самостоятельность.
Таким образом, приведено три варианта работы с технологией портфо-лио. Они несколько отличаются друг от друга, но каждый из них позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в различных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и становятся важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию обучения. Портфолио позволяет увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, отследить индивидуальную траекторию развития студента, продемонстрировать его способности и достижения.
Литература
1. Новикова, Т.Г. Портфолио в российской школе [Текст] / Т.Г. Новикова, А.С. Прутчен-ков, М.А. Пинская // Народное образование. - 2005. - № 1. - С. 84-97.
2. Новикова, Т.Г. Зарубежный опыт использования портфолио [Текст] / Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова // Народное образование. - 2005. - № 9. - С. 151-154.
3. Пономарева, Е.А. Педагогический совет на тему «Портфолио образовательного учреждения» [Текст] / Е.А. Пономарева // Методист. - 2006. - № 2. - С. 26-31.
4. Прутченков, А.С. Портфолио: типичные ошибки и затруднения [Текст] / А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, М.А. Пинская // Народное образование. - 2005. - № 2. - С. 71-80.
5. Фокина, В.Н. Методические рекомендации по формированию портфолио студента Современной Гуманитарной Академии / В.Н. Фокина [Электронный ресурс] - режим доступа www.muh.ru/stud_portfolio.htm7_
6. Чернявская, А.П. Портфолио как средство накопительной оценки / А.П. Чернявская [Электронный ресурс] - режим доступа www.edit.muh.ru/.,./mag/trudy/08_2008/06.pdf