Научная статья на тему 'Корпоративное обучение как фактор становления профессиональной позиции педагога дополнительного образования детей'

Корпоративное обучение как фактор становления профессиональной позиции педагога дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОСЛЕВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER / CONTINUING EDUCATION / PROFESSIONAL ADAPTATION / POSTGRADUATE TRAINING / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна

В статье актуализирована проблема становления профессиональной позиции педагога дополнительного образования детей. Показаны возможности использования программы «Успешный педагог» для корпоративного обучения педагогов учреждения дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE TRAINING AS A FACTOR OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL POSITION OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

In the article the problem of formation of professional position of the teacher of additional education of children is actualized. The possibilities of using the program «Successful Teacher» for corporate training of teachers of institutions of additional education are shown.

Текст научной работы на тему «Корпоративное обучение как фактор становления профессиональной позиции педагога дополнительного образования детей»

материале чтения и анализа литературы народов Дагестана // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 681-683.

12. Шурпаева М.И., Курбанова З.Г. Приобщение младших школьников к искусству родного слова (на материале литературы народов Дагестана) // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 138-139.

Педагогика

УДК 37.08

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Ахметшина Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье актуализирована проблема становления профессиональной позиции педагога дополнительного образования детей. Показаны возможности использования программы «Успешный педагог» для корпоративного обучения педагогов учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: педагог, непрерывное образование, профессиональная адаптация, послевузовская подготовка, дополнительное образование.

Annotation. In the article the problem of formation of professional position of the teacher of additional éducation of children is actualized. The possibilities of using the program «Successful Teacher» for corporate training of teachers of institutions of additional education are shown.

Keywords: teacher, continuing education, professional adaptation, postgraduate training, additional education.

Введение. В настоящее время актуализируется и значительно возрастает роль педагога как активного субъекта образовательного процесса и специалиста, стремящегося и способного к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию в процессе выполнения определенного рода профессиональной деятельности. Указанная догма пропагандируется в условиях устойчивого, динамичного развития современного российского общества в условиях модернизации системы отечественного образования, введения новых образовательных стандартов и профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». В связи с чем большое внимание уделяется кадровому вопросу в учреждениях дополнительного образования.

В нашей стране дополнительное образование детей выступает важнейшей составляющей единого образовательного пространства и является объектом пристального внимания со стороны государства, общественности и родителей детей абсолютно всех возрастов.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р особенно подчеркивается, что «...в настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен». Безусловно это повышает требования к уровню подготовки педагогов дополнительного образования, прохождения процедуры аттестации с учетом содержания профессионального стандарта на основе построения индивидуальной модели карьерного роста.

На практике реализация запроса и задач российского государства в области образовательной политики повсеместно требует от педагога дополнительного образования детей нивелирования педагогического мастерства как условия личностного и профессионального роста. В тоже время на фоне нехватки квалифицированных специалистов, специфичности и уникальности направлений деятельности в учреждениях дополнительном образовании детей особо остро обозначились инновационные подходы к образованию в целом и требования, которые предъявляются к качеству образовательных услуг, что актуализирует проблему становления профессиональной позиции педагога.

Изложение основного материала статьи. Сегодня абсолютно все учреждения дополнительного образования ориентированы на создание условий для получения детьми нового поколения разностороннего, глубокого и высококачественного образования. Именно поэтому необходимо уделить пристальное внимание процессу совершенствования профессионализма педагогов, привлечению и удержанию в профессии молодых специалистов, систематическому повышению уровня педагогического мастерства, расширению социальной активности, участию в профессиональных конкурсах, диссимиляции педагогического опыта. Кардинальные перемены, происходящие в системе дополнительного образования, продиктованы идеями внедрения инновационных технологий, необходимости профессионального самосовершенствования педагога.

Проблема профессионального развития личности педагога широко представлена в разноплановых исследованиях отечественных и зарубежных ученых. К примеру, Ж.Г. Гаранина и О.Е. Мальцева рассматривают эффективность профессиональной деятельности педагога как необходимое условие и успешность освоения профессии на основе совокупности свойств человека, характеризующих внутренний личностно-профессиональный потенциал и позволяющих непрерывно самосовершенствоваться и профессионально самореализовываться [21. В свою очередь С.Н. Жигимонт осознанную саморегуляцию понимает как системно организованный процесс внутренней психической активности педагога [31.

Мы придерживаемся точки зрения Л.М. Митиной, согласно которой профессиональное развитие личности следует расценивать как «рост, становление, интеграцию и реализацию в деятельности профессионально значимых качеств и способностей, знаний и умений, но главное - как активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности» [6, с. 841.

Как справедливо отмечают И.Б. Бичева, Т.Ю. Медведева и Н.А. Поварова, повышение квалификации педагогов дополнительного образования следует понимать как приращение образования личности, углубление профессионально-культурной специализации и повышение уровня профессиональной компетентности с целью усиления социально-культурной составляющей профессиональной деятельности [1].

Согласно Л.Б. Малыхиной, эффективность освоения профессионального стандарта и подготовки педагогов дополнительного образования к деятельности зависит от организации работы по дополнительному профессиональному образованию [51. На этом основании требуется создание гибкой системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Согласно результатам передовых исследований последних лет, уровень сформированности общих и профессиональных компетенций непосредственно влияет на успешность и результативность работы педагога в сфере социализации, образования и воспитания подрастающего поколения в условиях нового общества, признающего в качестве приоритетов инновации и наукоемкие технологии. В сложной системе глобального мирового образования остро обозначена идея ориентации на концепцию образования в течение (lifelong learning) и в объеме жизни (life wide learning). Следовательно, акцент смещается на необходимость создания системы непрерывного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Опытно-экспериментальной база исследования - МАУДО «Дворец пионеров и школьников г. Орска» (Оренбургская область). В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение), диагностические (анкетирование, тестирование), эмпирические (изучение нормативной документации, научно-методической и учебной литературы, экспертных оценок и результатов экспериментальных исследований, педагогическое наблюдение), экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты), математической статистики при оценке результатов.

Исследование проблемы проводилось в три этапа. На первом этапе осуществлялся теоретический анализ существующих методологических подходов в философской, психологической и педагогической научной литературе, диссертационных работах, теории и методики педагогических исследований; определены проблема, цель, методы и этапы исследования. Ведущим методом в исследовании является метод анкетирования, проведенный среди 118 педагогов и позволивший выявить уровень готовности педагогов дополнительного образования к профессиональной деятельности. На втором этапе была разработана и апробирована программа корпоративного обучения «Успешный педагог». На третьем этапе проведен анализ результатов реализации программы.

В основе опытно-экспериментальной работы лежит обоснование значимости проблемы становления профессиональной позиции педагога дополнительного образования детей, определение готовности педагогов к профессиональной деятельности, разработка и апробация программы корпоративного обучения «Успешный педагог» в учреждении дополнительного образования в г. Орске.

Результаты интервью и анализа отчетной документации учреждения с целью отслеживания изменения и движения кадрового состава Дворца пионеров показал, что в учреждении сложился стабильный профессиональный коллектив, насчитывающий 118 чел., из них: административно-управленческий персонал - 9 чел., педагогический - 109 чел. Отметим, что в последние два года наблюдается стабильность показателей общей численности педагогических работников учреждения.

Проведенный анализ показал устойчивость следующих показателей: преобладание сотрудников возрастной категории 35-55 лет (86% от числа коллектива), что свидетельствует о наличии стабильного работоспособного коллектива и одновременно о старении кадрового состава; близкие количественные показатели по возрастным категориям подтверждают планомерную смену поколений в коллективе.

Эмоциональная оценка (анкетный опрос) перспектив своего профессионального будущего у педагогов выглядела следующим образом: ясно представляют себе свое профессиональное будущее 82% опрошенных; есть сомнения, что верно выбрал свой профессиональный путь 6%; со страхом думаю о том, что у меня что-нибудь не получится в моей профессиональной деятельности 12%. Выявленное сомнение обусловлено неуверенностью молодых педагогов в своих силах и профессиональных возможностях, противоречием между готовностью к работе в системе дополнительного образования, ожиданиями и реальной ситуацией.

Результаты методики определения готовности педагогов к профессиональной деятельности свидетельствуют об оптимальном уровне у 86% респондентов, о допустимом уровне у 12%, критическом уровне у 2%; недопустимый уровень не выявлен.

Полученные результаты легли в основу разработки программы корпоративного обучения педагогов «Успешный педагог». Программа построена с учетом сложившейся в учреждении организационной культуры (коллективное видение проблемы, обеспечение возможности для обучения, поддерживающая культура, доверяющее руководство, мотивация). Основная идея программы - признание необходимости осознания педагогом собственной успешности на любом этапе педагогической деятельности. Цель программы -совершенствование уровня профессионального мастерства педагога через систему непрерывного повышения квалификации.

Программа имеет модульное построение: модуль «Пробуждение» (для молодых специалистов и вновь прибывших педагогов с целью профессиональной адаптации и «удержания» в профессии), модуль «Восхождение» (для стабильно работающих педагогов, имеющих I квалификационную категорию или прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности); модуль «Признание» (педагоги в период прохождения аттестации, подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства), модуль «Свершение» (педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, наставники, эксперты), модуль «Сталкер» (административно-управленческий аппарат).

Модуль программы «Пробуждение» ориентирован на целевую аудиторию в лице молодых специалистов и вновь прибывших педагогов со стажем работы в учреждении дополнительного образования детей не более двух лет. Основанием для отнесения педагога к данной целевой аудитории может являться и длительный перерыв в педагогической деятельности, требующий обновления основополагающих знаний и корректировки подходов к педагогической деятельности. Содержание обучения в рамках указанного модуля включает в себя прохождение курсов повышения квалификации, участие в вебинарах, проблемных региональных семинарах, методическом объединении структурных подразделений учреждения, посещение открытых занятий других педагогов, а также внедрение технологий наставничества в рамках административного, методического и психолого-педагогического сопровождения.

Модуль программы «Возрождение» является базовым в структуре программы корпоративного обучения и имеет самую большую целевую аудиторию - стабильно работающих педагогов, имеющих первую, реже высшую квалификационную категорию, а также прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности. Обучение педагогов в содержании указанного модуля предполагает формирование личностных

качеств и профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в области постановки целей и задач педагогической деятельности, профессиональной мотивации, информационной грамотности. Основными формами обучения являются работа в творческих группах педагогов, разработка методической темы, коучинг, работа с материалами информационно-методического центра, работа над темой профессионального самообразования.

Модуль «Признание» по своему содержанию направлен на педагогов дополнительного образования в период прохождения аттестации, подготовки и участия в конкурсах профессионального мастерства. Обучение и методическое сопровождение педагогов предполагает знакомство с законодательными актами, регулирующими процедуру аттестации, работу по обобщению и распространению педагогического опыта, издательской деятельности, публикации научных статей, корректировку практической деятельности, участие в методических мероприятиях. Переход педагога в следующую целевую аудиторию определяется в индивидуальном порядке на основании успешного завершения процедуры аттестации.

Модуль «Свершение» предназначен для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, выступающих в роли наставников и экспертов. Содержание обучения в рамках модуля направлено на формирование лидерских качеств, мотивации профессиональной деятельности, разработки образовательной программы, принятия педагогических решений. Обучение педагогов проводится при сотрудничестве с психологом и методистами городского научно-методического центра (работа в методическом объединении, творческих группах, закрепление наставничества, тренинги командообразования, работа над темой самообразования, информационно-методические выставки).

Модуль «Сталкер» ориентирован на административно-управленческий аппарат учреждения дополнительного образования детей. Содержание обучения в рамках модуля заключается в расширении и углублении знаний об основах эффективного управления коллективом (стили руководства, ситуативное руководство, постановка задач, делегирование полномочий, контроль, мотивирование сотрудников, ролевые позиции руководителя и подчиненного, манипуляции в работе руководителя).

Переход педагога из одной целевой группы в другую является непрерывным и соответствующим уровню профессионального мастерства. Основными формами и методами обучения являются: методические объединения педагогов, работа в творческих группах, социальное обучение, коучинг, тренинг (командообразования, стрессоустойчивости), наставничество, сторителлинг, развивающее консультирование. Интеграция неформального и информального обучения предоставляет возможность проектировать персональную образовательную сферу педагога, не ограничивая обучение рамками планового материала. В этом случае обучение на каждом этапе (модуле) проводится в индивидуальной и групповой форме посредством работы в творческих группах, при проведении тренингов, семинаров, заседании методических объединений. Постепенная реализация модулей программы корпоративного обучения способствует созданию персональной образовательной среды и ситуации успеха для каждого педагога.

С целью укрепления кадровой политики в учреждении дополнительного образования ведется целенаправленная работа по повышению квалификации педагогов с учетом современных требований, предъявляемых к лицам, работающим в сфере дополнительного образования детей.

Важнейшим фактором организации корпоративного обучения в учреждении дополнительного образования выступает саморазвивающееся образовательное пространство. Результатом непрерывного личностно-развивающего образования является креативная индивидуальность, способная к саморазвитию, приспособления к технологическим нововведениям. В этой связи проблема поиска путей практической реализации теоретических положений личностно-развивающего образования в области повышения квалификации педагогов может быть решена только при создании персональной образовательной сферы педагога (индивидуальный маршрут профессионального развития) и объединения формального, неформального, информального обучения.

Выводы. Анализ результатов контрольного этапа исследования свидетельствует эффективность существующей кадровой политики в организации, наличие у педагогов кадров высокого уровня сформированности профессиональных компетенций, педагогического и методического мастерства, современного и результативного педагогического опыта, владения инновационными образовательными технологиями.

Система отечественного образования предъявляет новые требования к личности педагога, особо подчеркивая необходимость на концепцию образования в течение всей жизни и в объеме всей жизни, что служит приоритетом современной системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогических кадров. От сформированности общих и профессиональных компетенций зависит успешность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования и становление его профессиональной позиции.

Практическая значимость реализованной программы определяется предоставляемой возможностью силами учреждения решать противоречие между стремительным распространением инноваций, педагогических технологий и недостаточным владением ими педагогами.

Разработанная программа обеспечивает непрерывную связь системы научно-методической работы с образовательным процессом в учреждении; ориентация методической системы на персональную образовательную сферу и создание ситуации успеха для каждого педагога; повышение профессиональной компетентности педагогов; создание условий для обобщения, распространения и обмена педагогическим опытом; апробация инновационных форм и методов обучения с целью повышения квалификации кадров.

Литература:

1. Бичева И.Б. Теоретико-методические основы профессионального развития педагогов дополнительного образования / И.Б. Бичева, Т.Ю. Медведева, Н.А. Поваров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №5-3. - С. 473-477.

2. Гаранина Ж.Г. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов / Ж.Г. Гаранина, О.Е. Мальцева // Интеграция образования. - 2016. - Т. 20. - №3. - С. 374-381.

3. Жигимонт С.Н. Роль совершенствования механизмов самоуправления (саморегуляции) в профессиональном и личностном самоопределении юношей и девушек // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2014. - №S30. - С. 11-15.

4. Лопатина О.Л. Модель сопровождения педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей / О.Л. Лопатина, Н.А. Наумова, В.В. Малюкова // Саморазвитие в

педагогике и психологии: сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. - С. 135-138.

5. Малыхина Л.Б. Модель непрерывного профессионального образования педагогов дополнительного образования // Личность. Общество. Образование. Непрерывное образование как фактор развития личности в современном обществе: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции / научн. ред. О.В. Ковальчук, А.Е. Марон, В.И. Реброва. - СПб.: Издательство ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», 2018. - С. 222-229.

6. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - №3. - С. 79-86.

7. Фесенко И.В. Кадровый менеджмент в системе дополнительного образования: психология управления, подбор, мотивация и стимулирование педагогов дополнительного образования // Современное образование: традиции и инновации. - СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2016. - С. 170-175.

Педагогика

УДК: 378.14.015.62

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ - ДИЗАЙНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. В статье предлагается структура портфолио студента-дизайнера, включающего: введение; основную часть портфолио (материализованный результат, сопроводительные материалы, документальные свидетельства о результатах); итоговое эссе. Автором даются разъяснения по заполнению разделов портфолио. Также в статье приводится фрагмент экспертной карты оценки материализованного продукта портфолио студента.

Ключевые слова: портфолио, электронное портфолио, дизайн-образование, профессиональные компетенции дизайнера.

Annоtation. The article proposes the structure of the portfolio of the student-designer, including: introduction; the main part of the portfolio (materialized results, supporting materials, documentary evidence of the results); the final essay. The author gives explanations on filling of sections of a portfolio. The article also contains a fragment of the expert evaluation card of the materialized product of the student's portfolio.

Keywords: technology portfolio, design education, professional competence of the designer.

Введение. Современный этап реформирования высшего образования, включающий практику внедрения новых образовательных стандартов, а также новой системы оценки качества образования, воскресил интерес к портфолио. На сегодняшний момент, в России пришло понимание того, что показателем образовательных достижений обучающихся является не воссоздание фактологической и алгоритмической информации, полученной в высшей школе, а компетенции, позволяющие «выстоять» в условиях невероятной динамики рождения нового знания при наличии широчайшего спектра всевозможных мнений; компетенции, способствующие синтезу новых идей, превращению их в реальный продукт; компетенции, готовящие к самоорганизации и самопрезентации профессиональной деятельности. Заданные параметры нового результата образования говорят о том, что современная профессиональная школа нуждается в инновационных оценочных средствах, поскольку традиционные оценки в заданных условиях перестают работать. Одним из таких рабочих инструментов при решении профессиональных задач был выбран портфолио, идеология которого наиболее полно отвечает идее компетентностного образования.

Изложение основного материала статьи. Термин «портфолио» давно и прочно вошел в терминологический обиход художников, архитекторов, дизайнеров. Сама же идея, позволяющая использовать портфолио в сфере образования, возникла в США только в середине 80-х годов XX века. В России реальное практическое продвижение портфолио датируется началом XXl века.

На сегодняшний день под портфолио (от англ. Portfolio - портфель, папка для важных дел или документов) понимается набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о компетентности специалиста [1, с. 118]. Это, так сказать, классическое определение портфолио, однако анализ литературы показал, что современный портфолио в образовании включает множество ипостасей как-то, средства контроля (И.А. Кныш, И.П. Пастухова) [7]; средства мониторинга индивидуальных достижений обучающихся (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков) [9]; формы альтернативного итогового экзамена (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков) [9]; инструмент отслеживания результатов обучения (Л. Ванюшкина) [2]; технология отслеживания результатов обучения (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков) [9]; способ оценивания посредством самоанализа формирования профессиональных знаний, умений и личностных качеств студента, фиксации динамики его профессионального становления (Н.В. Зеленко, А.Г. Могилевская) [3], что значительно расширяет число модификаций его структур, а также содержательную составляющую, касающуюся конкретной профессионально-специфической направленности.

Но при всем многообразии портфолио на сегодняшний день чаще других можно встретить: портфолио документов, включающий сертифицированные индивидуальные образовательные достижения (результаты творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад и др.), портфолио работ, содержащий различные творческие, научно-исследовательские проекты, а также текстовые описания работ, пояснительные записки и т.д., портфолио отзывов, охватывающий отзывы, резюме, характеристики и т.д. [8, с. 161-163]. В своем исследовании мы предложили объединить все три портфолио в один.

Поскольку в нашем понимании портфолио - это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания не только индивидуальных образовательных результатов будущего дизайнера в определенный период его обучения, но и оценивание эффективности хода учебно-профессиональной деятельности, при котором учитываются запросы всех заказчиков образовательных услуг (личность, общество, работодатель) [1, с. 119], то в соответствии с данным определением, были выделены основные три вида продуктов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.