Научная статья на тему 'Портфолио университетского преподавателя как средство самопрезентации и саморазвития'

Портфолио университетского преподавателя как средство самопрезентации и саморазвития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СРЕДА / ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА / TEACHER'S PORTFOLIO / САМОРАЗВИТИЕ / COMPETENCE / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY ENVIRONMENT / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малушко Елена Юрьевна

Статья описывает особенности современного этапа развития образования в России, указывает на необходимость проведения целеполагания педагогом для акцентуализации собственной профессиональной деятельности. Автор рассматривает различные типы портфолио, их значение в профессии педагога и выделяет положительные стороны применения портфолио для субъектов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTFOLIO OF THE UNIVERSITY TEACHER AS A TOOL OF SELF-PRESENTATION AND SELF-DEVELOPMENT

This article shows peculiarities of the modern developmental stage of education in Russia, points at the necessity to set goals for the teacher to accentuate his/her own professional activity. The author describes different types of portfolio, its impact for the teacher's profession and underlines the advantages of using portfolio for the subjects of the educational activity.

Текст научной работы на тему «Портфолио университетского преподавателя как средство самопрезентации и саморазвития»

®

УДК 377:372.881.111.1 ББК 74

ПОРТФОЛИО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И САМОРАЗВИТИЯ

Малушко Елена Юрьевна

Кандидат педагогических наук, ассистент кафедры профессиональной иноязычной коммуникации,

Волгоградский государственный университет

malushko_elena@mail.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Статья описывает особенности современного этапа развития образования в России, указывает на необходимость проведения целеполагания педагогом для акцентуализации собственной профессиональной деятельности. Автор рассматривает различные типы портфолио, их значение в профессии педагога и выделяет положительные стороны применения портфолио для субъектов образовательной деятельности.

Ключевые слова: компетенция, высшее образование, университетская среда, портфолио педагога, саморазвитие.

Глубокие социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования, которая является стратегическим ресурсом подготовки конкурентоспособных производительных сил. Происходящие изменения обусловливают появление современных, актуальных требований государства и работодателей к новому уровню качества образования. Сегодня можно сделать вывод, что реализация стратегии развития образования - это достижение нового качества образования, создание новой модели школы (образовательного учреждения) - возможна только через серьезные системные изменения. В рамках подобных системных изменений образования меняется и позиция преподавателя: ^ из механического передатчика содержания о обучения он превращается в организатора информационных коммуникаций и эксперта, щ функции которого состоят в грамотной по-§ становке задач, организации процесса их ре-^ шения и экспертизе полученных учениками ^ решений на предмет соответствия планиро-© вавшимся результатам.

В связи с тем, что изменения происходят довольно быстро, возникает еще одна важная проблема - это проблема готовности преподавателя к освоению и использованию нововведений в учебном процессе. Вопрос не только об осознании новых принципов, методов и форм образования. Проблема профессиональной готовности педагога к использованию нововведений во многом связана с его личностным опытом, в первую очередь со стереотипными установками по отношению к своему прошлому профессиональному опыту [5].

Задача освоения инновационных приемов профессиональной деятельности современным педагогом может оказаться одной из самых сложных, поскольку процесс обучения в учебных заведениях долгие годы был ориентирован на «знаниевую» парадигму, где главной целью считали приобретенный детьми объем знаний. На оценку «изученного» были ориентированы и контрольно измерительные материалы, и критерии аттестации преподавателей. Сама деятельность педагогов в большей степени имела исполнительский характер,

процесс обучения предполагал ориентацию на готовые, разработанные методики.

В зависимости от целей деятельности преподавателя можно предложить следующую классификацию профессиональных мотивов, влияющих на его вовлечение в инновационную деятельность и саморазвитие [8]:

- внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением (премия, оклад, присвоение более высокого разряда и пр.);

- мотивы внешнего самоутверждения (положительная оценка и признание окружающими);

- профессиональный внутренний мотив (достижение лучших результатов своих учеников в виде высокого уровня знаний или их личностного развития);

- мотивы личностной самореализации (использование новшеств как основы для самоактуализации, саморазвития через профессиональную деятельность).

Педагог в своей деятельности, желая, чтобы она соответствовала постоянно изменяющимся требованиям, условиям, тенденциям общественного развития, должен ориентироваться не только на ближние цели деятельности, но и на перспективные. Именно такая ориентированность позволит достичь более высокого уровня профессионального мастерства.

Проблема осознанного целеполагания актуальна еще и потому, что рынок труда все более жестко начинает оценивать профессиональные результаты не только по формальному наличию соответствующего документа (сертификата участника проекта, диплома лауреата профессионального конкурса или фестиваля, удостоверения о повышении квалификации и т. п.), а по реальным сформированным компетенциям.

Это связано с тем, что стремительно изменяющаяся экономическая действительность диктуется жесткой экономической или финансовой целесообразностью, необходимостью становиться конкурентоспособным. Это относится не только к предприятиям, фирмам, образовательным учреждениям, целым отраслям экономики, но и к отдельному человеку-профессионалу.

Портфолио, как новый подход к оценке и планированию деятельности появился не так давно. И его появление связано с теми про-

цессами модернизации образования, которые сегодня происходят во всем мире и в России. Портфолио имеет хороший потенциал для поддержки и сопровождения современных образовательных инициатив, определения профессиональных целей и направлений профессионального развития педагога.

В учебных заведениях портфолио используют для оценки эффективности педагога и расчета коэффициента оплаты его труда. Чем богаче и разнообразнее портфолио, тем больше шансов у педагога участвовать в различных программах и получать большее стимулирование труда.

Система портфолио не имеет особых минусов для педагога и образовательной системы, поскольку все необходимые документы и важная информация собраны в одном месте и позволяют комплексно оценить их владельца [7].

Самому педагогу становится понятен уровень своей квалификации, количество работ и профессионально значимых документов (сертификатов, дипломов, отзывов и др.). Таким образом, при должно проведенной систематизации гораздо проще вести учет важной информации и не пропустить ничего важного, когда потребуется предоставить подтверждение своего профессионального уровня.

Систематическое фиксирование педагогом своих достижений, постоянный анализ причин успехов и неудач, своего отношения к тому или иному виду профессиональной деятельности - все это помогает не только глубже понять содержание и структуру педагогического труда, но и определиться с уровнем и трудозатратами для собственной самореализации в профессии. Портфолио высвечивает те аспекты организации собственной деятельности, которые максимально поддерживают профессиональный рост педагога и в большой мере стимулируют готовность педагога к инновационной деятельности.

Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса, что понятно из словосочетаний «министерский портфель», «портфель инвестиций» и т. д. Основной смысл пор-тфолио - «показать все, на что ты способен».

Портфолио преподавателя - это особый вид «портфеля», способ фиксирования, накопления материалов (реализованные проекты,

участие в профессиональных конкурсах и фестивалях, участие детей в олимпиадах и конкурсах, проведенные педагогом исследования и пр.), демонстрирующих уровень профессионализма преподавателя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.

Состав портфолио зависит от конкретных целей профессиональной деятельности, которые могут и должны задаваться именно самим педагогом, независимо от возраста и имеющихся социальных и профессиональных компетенций. Именно глубоко осознанные и четко сформулированные цели являются результатом приложенных педагогом усилий и полученных достижений.

Портфолио не есть самоцель. Формирование портфолио должно иметь смысл в контексте профессионального развития и служить свидетельством степени достижения поставленных профессиональных целей. Определение профессиональных целей служит с одной стороны для педагога в качестве ориентира для систематического движения к намеченным целям, с другой стороны как основа для самооценки и оценки со стороны коллег, администрации, возможно родителей и обучающихся [6].

Оцениваются не просто достижения, но и пройденный педагогом путь, который, помимо самих продуктов - собственно результатов профессиональной деятельности - представляет экспертам (коллегам, друзьям, родителям, гостям и пр.) и то, как педагог работал для достижения этих результатов, и как дает свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось, в каком направлении можно двигаться дальше и что при этом необходимо учесть. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Стратегии организации собственного профессионального и во многом личностного пространства педагог приносит в школу и реализует в преподавательской деятельности, ориентированной на развитие самостоятельности учеников и открытости для инноваций, то есть делает как раз то, чего ждут от преподавателя сегодняшние ученики.

При всем разнообразии моделей портфо-лио, различии образовательных и профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований, на которые ориентированы те или иные виды портфолио, постоянно возникают попытки построить определенную типологию. Наиболее традиционной можно считать типологизацию портфолио педагога по характеру и структуре представленных в нем материалов [4].

Так, рабочее портфолио включает коллекцию работ, собранных за определенный период. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился педагог с момента, когда он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

В портфолио процесса отражены все фазы и этапы обучения и приобретения профессионального опыта начинающим педагогом. Такой подход позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как обучающийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии преподавателем собственного профессионального опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.

Показательное портфолио используется преимущественно для обучающихся и позволяет лучше всего оценить их достижения по основным предметам программы обучения или профессиональной переподготовки. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения обучающимся и педагогом. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями автора и руководителя, обосновывающими выбор представленных им работ.

Другим основанием для выделения различных типов портфолио может служить то, с какой целью он создается и в каких ситуациях может быть использован. Можно предло-

жить такую классификацию портфолио для образовательных учреждений на основе разработок Английского Министерства образования [2].

Портфолио развития демонстрирует каких успехов достигает педагог, насколько он прогрессирует в течение учебного года, например, в освоении ИКТ, языка или проектных форм работы. Портфолио развития содержит примеры работ, а также оценки автором своих результатов. Этот портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания педагога или для обсуждения на заседаниях кафедр и отделов.

Портфолио подготовленности Ф^А^с^у) используются как средство определения готовности педагога к ведению определенной профессиональной (информационно-коммуникационной, учебно-методической, научно-практической) деятельности. Им требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в определенных областях [3].

Портфолио трудоустройства помогают потенциальным работодателям оценить готовность будущих работников к практической деятельности и профессиональной карьере. Педагоги в поисках работы создают пор-тфолио, демонстрирующие их рабочие качества и готовность к выходу на рынок труда.

Помимо уже рассмотренных, существуют и другие модели портфолио. Например, портфолио жизненного планирования и планирования карьеры, разработанный в штате Южная Дакота, США, представляет собой собрание документов, официально подтверждающих навыки, умения, притязания кандидатов. Документация может включать примеры работ и информацию о профессиональных, образовательных и жизненных планах, приобретенных навыках и умениях, образцы выполненных проектов, результаты оценивания знаний кандидата по академическим и профильным дисциплинам [1].

Пристальное внимание методистов и преподавателей к информационно-коммуникационным технологиям вызвало преломление практически всех образовательных технологий через призму информационно-коммуникационного пространства и интеграцию аудитор-

ной и электронной образовательной среды, включающей электронные портфолио, дистанционные курсы и другие виртуальные среды обучения, направленные на формирование и развитие навыков самостоятельной работы и повышение уровня креативности как обучаемого, так и обучающего. Не случайно Time назвал обобщенным человеком года именно людей, использующих сервисы Веб 2.0, инновационные интернет-технологии, и активно пополняющих сеть новым содержанием. Актуальность применения Web 2.0 в образовании подтверждает начинающий входить в обиход термин «Образование 2.0», которое ввела компания Google, организуя одноименную конференцию www.googleconference.ru [5].

Идея портфолио или папки индивидуальных достижений становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Все больше школ применяют его в своей практике. На Западе говорят о портфолио, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа пор-тфолио» и идея портфолио выступает, как один из существеных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Под модернизацией понимается приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации [9].

Итак, попробуем выделить преимущества технологии «портфолио»:

1) портфолио в полной мере дает учителю возможность самостоятельности и инициативы. Учитель самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы, самостоятельно оценивает свои результаты, самостоятельно вступает в контакт с экспертами, а иногда сам их подбирает. Большой вес в портфолио имеют его самостоятельные работы - проекты, практики, исследования. Высоко ценится личная инициатива, все формы дополнительного обучения - курсы, тренинги, трудовой опыт. В портфолио учитель сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов;

2) портфолио также созвучно еще одной актуальной образовательной идее - идее обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного обучения» (longlife education).

Ст

Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса обучения и помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию профессионала. Причем в качестве источника обучения рассматривается не только образовательная деятельность, но и трудовой опыт, социальные практики и пр.;

3) портфолио также является гибкой, развивающейся образовательной технологией. Эта технология последовательно расширяет пространство и формы своей реализации, поскольку отвечает разнообразным запросам современной жизни: запросу вуза по отношению к школе, запросу бизнеса по отношению к системе образования в целом, запросу социума на профессиональные высококвалифицированные кадры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астафурова, Т. Н. Лингвосемиотика нейтрализации социальных фобий / Т. Н. Астафурова, А. В. Олянич // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. -2012. - №№ 1 (15). - С. 86-92.

2. Загвозкин, В. К. Метод портфолио - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки / В. К. Загвозкин // Центр общей и нормативной методологии ИТИП РАО. - 2010. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.childpsy.ru/ index.php?view=articles&item=293 9&cat= &íull=yes&print=yes. - Загл. с экрана.

3. Захарова, Л. Н. Психологическая подготовка педагога / Л. Н. Захарова. - Н. Новгород : ННГУ, 1993. - 124 с.

4. Малушко, Е. Ю. Электронное портфолио педагога / Е. Ю. Малушко // Образовательный сайт Томского государственного педагогического университета «Педагогическая планета». Материалы всероссийского сетевого педагогического проекта «Электронное портфолио педагога». - 2014. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// planeta.tspu.ru/?ur= 810&ur1=853&ur2=1419. - Загл. с экрана.

5. Прутченков, А. С. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования / А. С. Прутченков, Т. Г. Новикова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февр. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/ journal/2007/0222-n.htm. - Загл. с экрана.

6. Andean, P. What is Web 2.0.? Ideas, Technologies and Implications for Education / P. Andean // JISC Technology and Standards Watch. - 2007. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www.jisc. ac.uk/media/documents/ techwatch/tsw0701b.pdf. - Title from screen.

7. Gavelek, J. Changing Talk about Text: New Roles for Teachers and Students / J. Gavelek, T. Raphael. - Language Arts, 1996. - P. 182-192.

8. Lorenzo, G. Ensuring the Net Generation Is Net Savvy / G. Lorenzo, Ch. Dziuban // Educause learning initiative. - September 2006. - 19 p.

9. O'Reilly, T. What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software / T. O'Reilly. - 2005. -Electronic text data. - Mode of access: http:// oreilly.com/web2/ar chive/what-is-web-20.html. -Title from screen.

PORTFOLIO OF THE UNIVERSITY TEACHER AS A TOOL OF SELF-PRESENTATION AND SELF-DEVELOPMENT

Malushko Elena Yurievna

Candidate of Education Sciences, Assistant Teacher, Department of the Professional Foreign Language Communication, Volgograd State University malushko_elena@mail.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. This article shows peculiarities of the modern developmental stage of education in Russia, points at the necessity to set goals for the teacher to accentuate his/her own professional activity. The author describes different types of portfolio, its impact for the teacher's profession and underlines the advantages of using portfolio for the subjects of the educational activity.

Key words: competence, higher education, university environment, teacher's portfolio, self-development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.