Научная статья на тему 'Технология портфолио как средство формирования технологической компетенции студентов колледжа'

Технология портфолио как средство формирования технологической компетенции студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА / TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ "ПОРТФОЛИО" / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ "ПОРТФОЛИО" / THE STAGES OF INTRODUCING THE TECHNOLOGY PORTFOLIO / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ СТУДЕНТА / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE STUDENT / THE EDUCATIONAL TECHNOLOGY "PORTFOLIO"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказов Филипп Дементьевич, Герасимова Мария Сергеевна

Статья посвящена проблемам формирования технологической компетенции студентов политехнического колледжа при обучении парикмахерскому искусству. Цель данной статьи состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить отражение применения технологии «Портфолио» на сформированности технологической компетенции студентов колледжа при обучении парикмахерскому искусству. В рамках Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе Югре на 2014-2020 годы» АУ «Сургутский политехнический колледж» присвоен статус «Экспериментальная площадка Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования». Одним из этапов эксперимента по формированию индивидуальной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в Сургутском политехническом колледже являлись разработка и реализация следующих программ обучения: программа дополнительного образования «Профессиональное самоопределение и развитие» и программа профессиональной пробы «Искусство создания прически». Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил определить понятие и этапы внедрения технологии «Портфолио» в процесс обучения студентов политехнического колледжа по данным программам. Материалы исследования могут быть использованы в системе среднего профессионального образования, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассказов Филипп Дементьевич, Герасимова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURALLY-SUBSTANTIAL MODEL OF FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

The article is devoted to problems of formation of technological competence of students of the Polytechnic College in teaching hairdressing. The purpose of this article is to theoretically prove and experimentally to check the reflection of the method of portfolio formation of technological competence of College students in teaching hairdressing. In the framework of the State program of the Khanty-Mansi Autonomous district Yugra «Development of education in the Khanty-Mansi Autonomous area Yugra for the period 2014-2020» AU "Surgut Polytechnic College" has the status "Experimental platform of the Federal state Autonomous institution «Federal Institute of education development». One of the stages of the experiment on the formation of individual trajectory of training of qualified workers, employees and mid-level professionals in Surgut Polytechnic College was to develop and implement the following programs of study: program of additional education «Professional identity and development» program of professional samples «Art of hairstyles». The analysis of psychological and pedagogical and methodical literature allowed to define the concept and implementation stages of the technology portfolio in the learning process of students of the Polytechnic College under these programs. The research materials can be used in the system of secondary vocational education in the system of improvement of professional skill and professional retraining of specialists.

Текст научной работы на тему «Технология портфолио как средство формирования технологической компетенции студентов колледжа»

педагогические Рассказов Филипп Дементьевич, Герасимова Мария Сергеевна

науки ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...

УДК 377.5

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

© 2017

Рассказов Филипп Дементьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теория и методика профессионального образования» Герасимова Мария Сергеевна, аспирант Сургутский государственный университет (628400, Россия, Сургут, проспект Ленина, дом 1, е-mail: marija8417@ramblerl.ru)

Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования технологической компетенции студентов политехнического колледжа при обучении парикмахерскому искусству. Цель данной статьи состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить отражение применения технологии «Портфолио» на сформиро-ванности технологической компетенции студентов колледжа при обучении парикмахерскому искусству. В рамках Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» АУ «Сургутский политехнический колледж» присвоен статус «Экспериментальная площадка Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования». Одним из этапов эксперимента по формированию индивидуальной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в Сургутском политехническом колледже являлись разработка и реализация следующих программ обучения: программа дополнительного образования «Профессиональное самоопределение и развитие» и программа профессиональной пробы «Искусство создания прически». Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил определить понятие и этапы внедрения технологии «Портфолио» в процесс обучения студентов политехнического колледжа по данным программам. Материалы исследования могут быть использованы в системе среднего профессионального образования, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Ключевые слова: технологическая компетенция студентов колледжа, технология обучения «Портфолио», этапы внедрения технологии «Портфолио», среднее профессиональное образование, индивидуальная образовательная траектория студента.

THE STRUCTURALLY-SUBSTANTIAL MODEL OF FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

© 2017

Rasskazov Filipp Dementevich, doctor of pedagogical sciences, professor of «Theory and methodology of professional education» Gerasimova Maria Sergeevna, post-graduate student Surgut State University (628400, Russia, Surgut, Lenina street, 1, e-mail: marija8417@rambler.ru)

Abstract. The article is devoted to problems of formation of technological competence of students of the Polytechnic College in teaching hairdressing. The purpose of this article is to theoretically prove and experimentally to check the reflection of the method of portfolio formation of technological competence of College students in teaching hairdressing. In the framework of the State program of the Khanty-Mansi Autonomous district - Yugra «Development of education in the Khanty-Mansi Autonomous area - Yugra for the period 2014-2020» AU "Surgut Polytechnic College" has the status "Experimental platform of the Federal state Autonomous institution «Federal Institute of education development». One of the stages of the experiment on the formation of individual trajectory of training of qualified workers, employees and mid-level professionals in Surgut Polytechnic College was to develop and implement the following programs of study: program of additional education «Professional identity and development» program of professional samples «Art of hairstyles». The analysis of psychological and pedagogical and methodical literature allowed to define the concept and implementation stages of the technology portfolio in the learning process of students of the Polytechnic College under these programs. The research materials can be used in the system of secondary vocational education in the system of improvement of professional skill and professional retraining of specialists.

Keywords: technological competence of College students, the educational technology "Portfolio", the stages of introducing the technology Portfolio, secondary vocational education, individual educational trajectory of the student.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В настоящее время кардинальные изменения диктуют существенные коррективы по отношению к профессионально-квалификационным характеристикам человека и выдвигают все новые и более жесткие требования к продукту его профессионального труда. Реформирование среднего профессионального образования в РФ предполагает обеспечение модульно-компетентностного подхода в реализации основных профессиональных образовательных программ, взаимосвязи академических знаний и практических умений [1, 2, 3]. В настоящее время требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования основаны на компетентностном подходе, где результатами обучения должны стать профессиональные компетенции, что обуславливает необходимость применения более широкого спектра эффективных технологий обучения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразре-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

шенныхраньше частей общей проблемы.

Проблема формирования технологической компетенции рассмотрена в трудах таких ученых, как И.А. Зимняя, В.В. Сериков, H.A. Селезнева, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков, П.Р. Атутов, В.М. Зуев, А.М. Новиков, П.Н. Новиков, Г.П. Онушкин, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Я. Хотунцев, А.Д. Урсул [4].

Технологию «Портфолио» как ведущую технологию обучения рассматривали такие ученые как И.А. Фатеева, Т.Н. Канатникова, Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К. Загво-здкин, Е.Е. Федотова [5, 6, 7, 8]. Анализ исследований ученых позволяет утверждать о том, что произошедшее в начале XXI века существенные изменения характера образования привели к появлению новых видов его измерителей, выявляющих позитивную динамику изменений подготовленности, активность обучаемых в усвоении знаний, рост их компетентности, степень освоения коммуникативных и интеллектуальных умений. Одним из таких инструментов является технология обучения «Портфолио». Таким образом, возникает необходимость применения технологии «Портфолио» при обучении

Рассказов Филипп Дементьевич, Герасимова Мария Сергеевна педагогические

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ... науки

студентов колледжа парикмахерскому искусству, для создания образовательной среды, способствующей формированию технологической компетенции студентов.

Формирование целей статьи (постановка задания). Теоретически обосновать и экспериментально проверить отражение применения технологии «Портфолио» при обучении парикмахерскому искусству на сформи-рованности технологической компетенции студентов колледжа.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Изучение проблемы нашего исследования мы начали с анализа психолого-педагогической литературы по проблеме сформированности технологической компетенции студентов колледжа посредством применения технологии обучения портфолио. Этимология понятия «Портфолио» включает в себя многогранную направленность. Оно появилось в Западной Европе в XV-XVI вв. В прошлом веке этим итальянским словом называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проспект. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента [8].

Уже в начале XXI века идея портфолио получает широкое распространение и практическое применение в России, когда в российском образовании портфолио принято было рассматривать как продукт деятельности выпускника при окончании конкретной образовательной ступени. Современное российское образование трактует данный термин как «папку индивидуальных достижений ученика».

Анализ педагогической литературы позволяет нам утверждать, что термин «Портфолио» определяется как фиксированный набор достижений автора, определяющих вектор развития в одной или нескольких образовательных областях (зонах развития).

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании технология «Портфолио» занимает ведущее место как одна из применяемых технологий, ориентированных на результат [9, 10, 11]. Технологический подход позволяет определять «Портфолио» как педагогическую технологию. Термин «Технология» в переводе с греческого - учение (logos) о искусстве, мастерстве (techne). Следовательно, педагогическая технология обучения «Портфолио» - это организация педагогического процесса, которая предусматривает совокупность действий субъекта и объекта образовательного процесса, ведущих к созданию нового образовательного продукта (портфолио), отражающего следующие компетенции студентов:

- информационную (умение обучающихся искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения образовательных задач при применении различных информационных технологий);

- коммуникативную (способность эффективного взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе по созданию креативного образа; защита порт-фолио предполагает эффективную самопрезентацию, составление резюме, умение вести дискуссию);

- организационную (умение ставить цели и задачи при составлении индивидуальной образовательной траектории развития, планировать профессиональное развитие, эффективно использовать личностные ресурсы);

- образовательную (умение применять знания и умения в организации целеполагания, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем);

- технологическую (умение применять технологические знания и соответствующие креативные проявления умений применять полученные знания).

Портфолио студента колледжа - это динамичная

коллекция образовательных результатов, а также рабочий инструмент, позволяющий эффективно планировать и оценивать свои достижения. В АУ «Сургутский политехнический колледж» определена структура, порядок формирования и применение портфолио учебных и внеучебных достижений. Портфолио первокурсника является комплексным и включает в себя показатели результативности как урочной, внеурочной деятельности и профессиональной деятельности.

В рамках экспериментальной работы «Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в АУ «Сургутский политехнический колледж» были реализованы следующие программы: программа дополнительного образования «Профессиональное самоопределение и развитие» и программа профессиональной пробы «Искусство создания прически» [12]. Одной из главных задач данных программ на первом курсе обучения является знакомство с целями и задачами применения, функциями порт-фолио и технологией работы с ним на примере профессии «Парикмахер».

В ходе экспериментальной работы актуализация личностных и образовательных результатов осуществлялась на начальном этапе проектирования портфолио, отражающего индивидуальную траекторию развития автора портфолио. Исследователями предлагаются различные стадии (этапы, уровни) построения индивидуальной траектории. При реализации программ были применены стадии организации индивидуальной образовательной траектории, предложенные М.В. Трофимовым - концептуальная и прикладная стадия.

В рамках концептуальной стадии на занятиях обосновываются цели, идеи и проблемы реализации индивидуальной траектории развития. Основанием для выбора траектории являются профессиональные и жизненные планы обучающегося, успехи в учебной деятельности, уровень образованности и состояние здоровья. На концептуальной стадии обучающиеся самостоятельно ставят личные образовательные цели, что способствует более осознанному подходу к процессу построения индивидуальных маршрутов со стороны студентов. На этой стадии студенты имеют возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования необходимых компетенций и критерии их оценки, что настраивает их на серьёзную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию.

На прикладной стадии разрабатывается технология (алгоритм действий педагога и обучающегося, выбор заданий и форм мониторинга результатов, способов самореализации в выбранной сфере деятельности). Прикладная стадия организации индивидуальной образовательной траектории обучающихся состоит из следующих процедур: содержательная процедура (определение дисциплин и модулей, которые предстоит освоить обучающемуся); проектировочная процедура (разработка плана деятельности, определение порядка усвоения компетенций); диагностическая процедура (оценка личностных и образовательных результатов). При проектировании индивидуальной образовательной траектории необходимо фиксировать личностные и образовательные результаты, для того чтобы обучающийся мог видеть, прогнозировать и контролировать свои достижения, а также видеть свое отношение к результатам обучения, к самому себе, процессу обучения. Таким образом, портфолио первокурсника является отражением индивидуальной образовательной траектории студента, которая позволяет продемонстрировать персональный путь творческой самореализации личностного потенциала каждого студента за определенный период времени.

Применение технологии создания портфолио ориентирует студентов на самостоятельную постановку АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

педагогические науки

Рассказов Филипп Дементьевич, Герасимова Мария Сергеевна

ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ...

целей обучения, что становится органичной составной частью социальной и профессиональной подготовки. Основными формами обучения являются: мастер-классы по технологии плетения волос, медиа-уроки, виртуальные экскурсии, выполнение практических работ, встречи с мастерами-профессионалами. Внедрения технологии портфолио способствует созданию образовательной среды, направленной на развитие мотивации обучающегося к познанию и творчеству, а также формированию технологической компетенции для построения успешной профессиональной карьеры.

В ходе экспериментальной работы было разработано и апробировано на занятиях пособие для студентов первого курса «Создание образовательной траектории», где представлены виды портфолио, алгоритм создания портфолио и способы его эффективной презентации. На занятиях студенты самостоятельно составляли программы деятельности в следующих направлениях: учебная деятельность, профессиональная ориентация, внеучеб-ная деятельность совместно со своей группой и индивидуально, физическое и психологическое здоровье (спорт, мероприятия военно-патриотической направленности, основы здорового образа жизни, хобби, литература и т.д.) Например, за период обучения по программе «Искусство прически», у студентов накапливается большое количество фотографий причесок с элементами плетения, которые оформляются в портфолио в раздел «Профессиональное развитие». Создание подобного продукта позволяет студенту отследить динамику развития своего мастерства, проводить рефлексию собственных учебных достижений, служит формой самооценки.

Анализ личностных и образовательных результатов деятельности студентами в процессе работы над порт-фолио способствует стимулированию самостоятельности и повышению уровня общих и профессиональных компетенций, формированию умений анализировать собственную деятельность и планировать ее в соответствии с индивидуальными способностями.

При проектировании образовательных траекторий важно опираться на ряд принципов: обязательное соблюдение интересов обучающегося, личная активная позиция обучающегося, взаимодействие и согласованность действий педагога и обучающегося, непрерывное и гарантированное сопровождение обучающегося педагогом, опора на достижение предполагаемых личностных и образовательных результатов обучающегося. Опора на результаты обучения необходима для оценки успешности образовательного процесса педагогом и самим обучающимся.

В ходе реализации программ «Профессиональное самоопределение и развитие» и «Искусство прически» за период 2015-2016 учебного года были отмечены следующие результаты:

- 1 призер (II место) Международного творческого конкурса: «Интербриг», Номинация: «Мое портфолио»;

- 10 участников Ш-Всероссийского смотра портфолио обучающихся НПО и СПО;

- 1 участник Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ с проектом «Роль портфо-лио в построении образовательной траектории студента»;

- 5 участников проведения профессиональных проб «Искусство прически» в рамках I регионального чемпионата «WorldSkills Russia» в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре;

- 20 участников конкурса «Портфолио первокурсника - 2016»;

- 8 участников научно-практической конференции студентов «Я - специалист».

В процессе обучения у студентов была выявлена положительная динамика отношения к профессиональному самоопределению и развитию.

Анализ вышеперечисленной информации показал, что технология «Портфолио» способствует повышению

уровня когнитивно-информационного, специально-технологического и социального компонентов, и отражает уровень развития профессиональных знаний, умений, навыков, что позволяет сделать вывод об эффективности применения технологии «Портфолио» для формирования технологической компетенции студентов колледжа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Москва: Эксмо, 2016. 160 с. (Законы и кодексы).

2. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года от 18.07.2013 г. № ПК-5вн [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 03.12.2016).

3. Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

5. Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки; Имидж Информационно-методический и дидактический журнал № 5, 2004 год.

6. Новикова, Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений —портфолио: федеральные рекомендации и местный опыт; Имидж Информационно-методический и дидактический журнал № 5, 2004 год.

7. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника -«Портфолио»: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2004. 112 с.

8. Фатеева И.А., Канатникова Т.Н. Метод «Порт-фолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом//Молодой ученый. - 2012. - №12 . С. 526-528.

9. Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. - 2005. - №5. - С. 27-33.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

11. Рассказов Ф.Д., Муллер О.Ю. Создание условий для инклюзивного обучения студентов в Сургутском государственном университете. Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 3 (4). С. 213-216.

12. Положение об эксперименте по формированию индивидуальной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в Сургутском политехническом колледже.

13. Трофимов М. В. Проблемно-поисковая организация индивидуальных образовательных маршрутов студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2012. 22 с.

Статья поступила в редакцию 10.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.