Научная статья на тему 'Особенности построения линейки информационных продуктов в российском онлайн-образовании'

Особенности построения линейки информационных продуктов в российском онлайн-образовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
678
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИД-МАГНИТ / ПРОДУКТЫ-САТЕЛЛИТЫ / ПИРАМИДА ДИЛТСА / МАССОВОЕ ПОТОКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФРИМИУМ / ТРИПВАЕР / ФРОНТЕНД / БЭКЕНД / АВТОВЕБИНАР / ОФФЕР / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ИНТЕНСИВ / ОНЛАЙН-КОУЧИНГ / ОНЛАЙН-КОНСАЛТИНГ / ОНЛАЙН-ТРЕНИНГ / ВОРКШОП / ОНЛАЙН-МАРАФОН / LEAD MAGNET / SATELLITE PRODUCTS / DILTS PYRAMID / MASS STREAMING TRAINING / FREEMIUM / TRIPWIER / FRONT-END / BACK-END / AUTOBOOK / OFFER / ONLINE EDUCATION / ONLINE TRAINING / INFORMATION PRODUCT / INTENSIVE / ONLINE COACHING / ONLINE CONSULTING / WORKSHOP / ONLINE MARATHON

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Татаринов Константин Анатольевич

Человек в условиях цифрового общества вынужден быстро овладевать узкоспецифическими навыками посредством услуг частного онлайн-образования. Качество такого выскоконкурентного обучения напрямую зависит от структуры его построения. В статье представлен анализ линейки информационных продуктов и выделены основные принципы её построения. В статье показаны характеристики хорошей идеи, которая должна лежать в основе любой линейки обучения. Особое внимание уделяется рассмотрению психологического значения цены и её связь с воспринимаемой ценностью информационных продуктов. Автор уделяет внимание типологии информационных продуктов и последовательности их доведения до обучающихся, а также осуществляет сравнительных анализ целей, структуры и специфики продаж различных форматов обучения. Материалы статьи представляют собой описание опыта организации частного онлайн-обучения экономических дисциплин для предпринимателей: прямой маркетинг, мерчендайзинг, интернет-маркетинг, инвестиции в недвижимость, финансы предприятий, трейдинг, бухгалтерский учёт, налоги и налогобложение, личная финансовая грамотность. В основной части статьи раскрыты требования к способам и форматом онлайн-обучения, необходимость в постепенном повышении уровня осознанности обучающегося за счёт получения «маленького результата» на первом шаге и кардинального изменения жизни на последнем. Содержание статьи свидетельствует о том, что правильный выбор методики онлайн-обучения позволяет получить большой процент намеченных результатов у обучающихся и предвосхитить их ожидания. Полученные результаты исследования позволят разработать успешную модель онлайн-обучения и подготовить методические рекомендации при создании информационных продуктов и их взаимозависимости, способствующие организации образовательного онлайн-процесса с учетом особенностей каждой конкретной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF BUILDING A LINE OF INFORMATION PRODUCTS IN RUSSIAN ONLINE EDUCATION

A person in a digital society is forced to quickly acquire highly specific skills through private online education services. The quality of such highly competitive learning directly depends on the structure of its construction. The article presents an analysis of the line of information products and highlights the basic principles of its construction. The article shows the characteristics of a good idea, which should be the basis of any line of training. Special attention is paid to the consideration of the psychological value of the price and its connection with the perceived value of information products. The author pays attention to the typology of information products and the sequence of their delivery to students, and also carries out a comparative analysis of the objectives, structure and specificity of sales of various training formats. The materials of the article are a description of the experience of organizing private online education of economic disciplines for entrepreneurs: direct marketing, merchandising, internet marketing, real estate investments, business finance, trading, accounting, taxes and taxation, personal financial literacy. In the main part of the article, the requirements for methods and forms of online learning, the need for a gradual increase in the level of awareness of the learner due to obtaining a “small result” in the first step and a cardinal change in life in the last are revealed. The content of the article suggests that the correct choice of online learning methods allows you to get a large percentage of the intended results from students and anticipate their expectations. The results of the study will help develop a successful online learning model and prepare methodological recommendations for creating information products and their interdependencies that will facilitate the organization of an online educational process, taking into account the characteristics of each individual.

Текст научной работы на тему «Особенности построения линейки информационных продуктов в российском онлайн-образовании»

Tatarinov Konstantin Anatolyevich PECULIARITIES OF BUILDING ..

pedagogical sciences

УДК 372.862

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0063

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЛИНЕЙКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ В РОССИЙКОМ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

© 2019

Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: [email protected])

Аннотация. Человек в условиях цифрового общества вынужден быстро овладевать узкоспецифическими навыками посредством услуг частного онлайн-образования. Качество такого выскоконкурентного обучения напрямую зависит от структуры его построения. В статье представлен анализ линейки информационных продуктов и выделены основные принципы её построения. В статье показаны характеристики хорошей идеи, которая должна лежать в основе любой линейки обучения. Особое внимание уделяется рассмотрению психологического значения цены и её связь с воспринимаемой ценностью информационных продуктов. Автор уделяет внимание типологии информационных продуктов и последовательности их доведения до обучающихся, а также осуществляет сравнительных анализ целей, структуры и специфики продаж различных форматов обучения. Материалы статьи представляют собой описание опыта организации частного онлайн-обучения экономических дисциплин для предпринимателей: прямой маркетинг, мерчендайзинг, интернет-маркетинг, инвестиции в недвижимость, финансы предприятий, трейдинг, бухгалтерский учёт, налоги и налогобложение, личная финансовая грамотность. В основной части статьи раскрыты требования к способам и форматом онлайн-обучения, необходимость в постепенном повышении уровня осознанности обучающегося за счёт получения «маленького результата» на первом шаге и кардинального изменения жизни на последнем. Содержание статьи свидетельствует о том, что правильный выбор методики онлайн-обучения позволяет получить большой процент намеченных результатов у обучающихся и предвосхитить их ожидания. Полученные результаты исследования позволят разработать успешную модель онлайн-обучения и подготовить методические рекомендации при создании информационных продуктов и их взаимозависимости, способствующие организации образовательного онлайн-процесса с учетом особенностей каждой конкретной личности.

Ключевые слова: лид-магнит, продукты-сателлиты, пирамида Дилтса, массовое потоковое обучение, фримиум, трипваер, фронтенд, бэкенд, автовебинар, оффер, онлайн-образование, онлайн-обучение, информационный продукт, интенсив, онлайн-коучинг, онлайн-консалтинг, онлайн-тренинг, воркшоп, онлайн-марафон.

PECULIARITIES OF BUILDING A LINE OF INFORMATION PRODUCTS IN RUSSIAN ONLINE EDUCATION

© 2019

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina, 11, e-mail:[email protected])

Abstract. A person in a digital society is forced to quickly acquire highly specific skills through private online education services. The quality of such highly competitive learning directly depends on the structure of its construction. The article presents an analysis of the line of information products and highlights the basic principles of its construction. The article shows the characteristics of a good idea, which should be the basis of any line of training. Special attention is paid to the consideration of the psychological value of the price and its connection with the perceived value of information products. The author pays attention to the typology of information products and the sequence of their delivery to students, and also carries out a comparative analysis of the objectives, structure and specificity of sales of various training formats. The materials of the article are a description of the experience of organizing private online education of economic disciplines for entrepreneurs: direct marketing, merchandising, internet marketing, real estate investments, business finance, trading, accounting, taxes and taxation, personal financial literacy. In the main part of the article, the requirements for methods and forms of online learning, the need for a gradual increase in the level of awareness of the learner due to obtaining a "small result" in the first step and a cardinal change in life in the last are revealed. The content of the article suggests that the correct choice of online learning methods allows you to get a large percentage of the intended results from students and anticipate their expectations. The results of the study will help develop a successful online learning model and prepare methodological recommendations for creating information products and their interdependencies that will facilitate the organization of an online educational process, taking into account the characteristics of each individual.

Keywords: lead magnet, satellite products, Dilts pyramid, mass streaming training, freemium, tripwier, frontend, backend, autobook, offer, online education, online training, information product, intensive, online coaching, online consulting, online training, workshop, online marathon.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность вопроса построения линейки информационных продуктов связана с тем, что попытки выстроить систему дополнительного дистанционного образования со стороны высших учебных заведений и частное он-лайн-обучение со стороны преподавателей, как правило, оканчиваются неудачей [1]. Причины неудач лежат в плоскости отсутствия успешной экономической бизнес-модели, непонимания психологических мотивов людей в онлайн-обучении, банальным незнанием понятийного аппарата и узостью форматов предоставления обучающей информации. Компетентностный подход, принятый в высшем образовании и классические формулировки лекционного материала совершенно не отражают потребностей целевой онлайн-аудитории [2]. Основным

этапом в построении онлайн-образования является выявление «жгучих болей» нишевых групп клиентов и создание востребованного ими контента [3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Построение линейки продуктов - это построение ключевого бизнес-процесса в онлайн-обучении, т.е. основного пути, по которому клиент движется от точки входа до того, как он прекратит обучение [4]. Данный бизнес-процесс обучения содержит следующие составляющие:

- бесплатный продукт или так называемый лид-магнит;

- тест-драйв, то есть недорогой информационный продукт с целью ознакомления с качеством предлагае-

254

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ...

мого обучающего материала;

- базовый (главный, флагманский) информационный продукт, который и приносит львиную долю прибыли;

- модульная долгосрочная программа, в которой всем модули логически связаны между собой;

- продукты-сателлиты- это небольшие инфопродук-ты на разные вспомогательные темы, которые уточняют специфические запросы клиентов.

В чем смысл построения линейки информационных продуктов?

Для построения вертикальной линейки продуктов нужно чёткая и понятная всем клиентам идея, которая базируется на разных элементах [5].

Есть несколько ключевых характеристик хорошей идеи, которая должна лежать в основе любой линейки:

- идеально, когда идея стоит на «плечах гигантов», т.е. источник - это некая школа, гуру, известные методики обучения. Например, модель М. Аткинсон, П. Стефани и Э. Эриксон [6];

- у идеи есть геометрическая форма (круг, квадрат, лестница, спираль) и можно ее расписать, разложить буквально на салфетке [7];

- принцип «верно - не верно» или как в религии -есть десять заповедей, которые показывают, что хорошо, а что плохо;

- показывает человеку «лучшую версию себя», то есть тот идеальный результат, к которому он стремится;

-простота в понимании и легкость передачи, т.е. идею можно выразить лаконично, четко и по сути;

-работает по «принципу голограммы», то есть когда есть возможность вставлять ключевые концепты идеи в любой, производимый нами, продукт;

-транслирует ключевую ценность, т.е. линейка должна быть пронизана некими ценностями, передаваемыми своим клиентам [8].

Например, пирамида Дилтса (рисунок 1), которая нанизана на тему продаж и на тему бизнеса. Окружение - это веб-сайт, телефон, CRM; что делать - SEO, PPC, SMM; способы как делать - стратегии маркетинга, найма персонала и т.д. То есть смысл в том, что взята известная психологическая модель и на нее нанизана бизнес-тематика. Это пример того, как психологическая идея такого человека, как Роберт Дилтс, может быть нанизана на какую-то совершенно приземленную тему и можно составлять просто огромное количество информационных продуктов [9].

Рисунок 1 - Пирамида Дилтса, которая объясняет принцип построения линейки информационных продуктов

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Выделяют три ключевых бизнес-процессов работы с клиентами:

1. Привлечение на бесплатный для клиентов и убыточный для медиа- предприятия инфопродукт (лид-магнит). На данном шаге у клиента берутся контактные данные и взамен предоставляется сугубо практическая информация для решения его маленькой проблемы. В

дальнейшем клиенту предлагается приобрести несколько основных инфопродуктов. Тем, кто купил флагманские продукты и стал в каком-то роде «апостолом» их создателей предлагается участвовать в супердорогих обучающих мероприятиях (выездные тренинги, личный коучинг или производственный консалтинг). Для небольшой группы клиентов по их запросу могут в дальнейшем специально создаваться сторонние программы (интенсивы) [10].

2. Привлечение, как и в первом случае клиентов на бесплатную информацию и продажа им базового продукта. Но отличие этого бизнес-процесса состоит в том, что вокруг «флагмана» постоянно крутятся продукты-сателлиты, в зависимости от тех задач, которые решает клиент. По запросу отдельно может быть создана модульная программа обучения.

3. Привлечение сразу же на платное сообщество с неким ограниченным доступом, при этом клиенту продукты-сателлиты могут предлагаться с существенной скидкой.

При разработке линейки продуктов необходимо представлять некий путь клиента в нескольких вариациях и соблюдать следующие принципы:

1. «Дерево навыков» представляет собой сочетание точек входа и выхода. Точки входа - это специально усиленные острые и болезненные проблемы клиента, обозначенные на продающей странице сайта. Точки выхода - это конечные состояния или навыки, о которых человек мечтает. Между этими двумя точками располагаются базовые форматы обучения, решающие искомую задачу и открывающие новую проблему.

2. Самораспаковывающаяся структура подразумевает деление продукта на несколько систематизированных составляющих, т.е. частей, следующих друг за другом и раскрывающихся логически последовательно.

3. Незавершенность в изложении темы - это один из ключевых принципов создания продукта, т.е. намеренно создаётся своеобразная интрига, что очень важно с точки зрения последующих продаж.

Выделяют шесть основных способов онлайн-обуче-ния.

1. «Тренер-звезда» - это, когда знаменитый преподаватель ведёт постоянно несколько топовых программ и изредка проводит дополнительные семинары. Например, у Радислава Гандапаса топовые программы связаны с темой «Ораторское мастерство», а дополнительные форматы в виде ситуативных выступлений и мелких тренингов - «Личная эффективность» [11].

2. «Массовое потоковое обучение» - это классическая модель российского онлайн-обучения, содержащая несколько ознакомительных ключевых программ, двух-трёх дневные интенсивы, 2-4 месячные групповые коу-чинговые и готовые топовые программы. Примером может служить тренинговая компания «Бизнес Молодость» имеющая три последовательных формата онлайн-обуче-ния: «Цех», «Миллион за сто» и «Миллиард за миллион» и несколько вспомогательных программ «Реальный маркетинг», «Построение отдела продаж» и т.д. [12].

3. «Конвейер» - это классическая международная бизнес-модель обучения или «поток в квадрате». Примером данной модели является институт Эриксона, в котором предлагается четырёх модульная годовая программа, реализуемая в разных городах и странах. Экономический смысл бизнес-модели «конвейер» - увеличения массовости за счёт масштабирования филиалов. Линейка продуктов при этом очень проста и понятна, т.е. в базовой программе происходит получение тех или иных навыков и периодически можно посещать тренинги-сателлиты [13].

4. «Ромашка» - это модель тренингового центра, объединённого вокруг одной темы со множеством различных сателлитных программ. Примером может служить Игорь Манн - харизматичный тренер, которых организует вокруг себя различных тренеров по маркетингу,

Tatarinov Konstantin Anatolyevich pedagogical

PECULIARITIES OF BUILDING ... sciences

которые воспринимают его ценности и создают бурную активность вокруг темы маркетинга.

5. «Бутик» - это формат дорогих тренингов, то есть это организация крупных мероприятий на несколько тысяч человек и привлечение поп-звезд или лидеров мнений [14].

6. «Базар» - это достаточно редкая модель, когда проводится множество обучающих мероприятий с экспертами абсолютно разного уровня, где они предлагают пройти всем желающим свои мастер-классы [15].

Все виды информационных продуктов можно классифицировать по формату на шесть категорий.

1. Мотивационные продукты имеют основную задача не чему-то научить человека, а возбудить в нем какое-то желание действовать, захотеть менять свою жизнь, захотел поменять бизнес-процесс и т.д. То есть главная цель таких продуктов - это приводить доводы «за» и «против» и побудить человека к какому-то осмысленному действию [16].

2. «Матчасть» или лекторская составляющая, для который основной задачей является обучение человека модели того, как всё теоретически устроено.

3. Алгоритмы - это руководства или инструкции, в которых пошагово объясняются какие-то сложные модели [17].

4. Принципы и ценности - это пошаговые действия, которые приводят к изменению мышления. К ним относятся выездные трансформационные тренинги, пересматривающие картину мира или изменяющие подходы к той профессиональной деятельности, которой человек до этого занимался [18].

5. «Креатив» - это любые действия, связанные с генерацией идей лично или на мастермайдах. Например, тренинг «правополушарное рисование действительности», когда человек через 10 часов выходит с этого тренинга с совершенно другой картиной мира.

6. «Миксы» - это объединение разных форматов в один рафинированный, например, часто «миксуют» принципы с мотивацией, а креативность с алгоритмами

[19].

Создание линейки происходит с ключевого предложения. Идея ключевого оффера в том, чтобы помочь ин-фомационно решить человеку какую-то очень большую проблему. При этом даётся минимальное количество информации, чтобы человек смог самостоятельно справиться с этой большой проблемой и достаточно быстро. Когда создан фронтенд, уже от него происходит создание трипваера. Если рассмотреть ключевое предложение, то большую проблему можно разделить на маленькие и сделать для неё решение. Трипваер решает полностью одну маленькую проблему внутри большой. Далее следует создание фирмиума или решение ещё более маленькой проблемы в рамках трипваера. Задача магнита состоит в привлечение той аудитории, которая потом будет готова заинтересоваться и купить основной оффер и все остальные продукты в этой линейке. В последнюю очередь создаются в большом количестве мультипликаторы прибыли или бэкенд-продукты, цель которых либо ускорить достижение того результата, который дает основной оффер, либо автоматизировать достижение результата, либо решить за человека (таблица 1).

Множителями прибыли могут быть также продукты, которые решают проблемы, которые возникают после решения этой большой проблемы. Решение одной проблемы приводит к возникновению другой. Например, преподаватель великолепно продает на онлайн-марафо-нах, но у него мало людей на вебинарах и появляется проблема создания лид-магнитов. Соответственно бэ-кендом может быть обучение по созданию фримиумов.

Идеальная цена любого информационного продукта - это соотношение 1:10, т.е. за условную единицу нужно дать 10 единиц воспринимаемой ценности. Если это соотношение нарушается, то медиа-предприятие либо недополучает прибыли или теряет клиента для 256

ющих продаж.

Таблица 1 - Основные типы информационных продуктов в линейке

Вид инфопро-дукта Цена, руб. Цели создания

Фримиум бесплатно Привлечение новых клиентов; знакомство с темой и экспертом; формирование доверия и интереса.

Трипваер 490 - 2990 Автоматическая первая продажа; окупаемость расходов на рекламу; выплаты партнёрам; решение одной локальной задачи у клиентов; формирование лояльности.

Фронтенд 6900 -19900 Детальное знакомство с темой; выплаты партнёрам, решение 1-3-х ключевых задач у клиентов; формирование устойчивой лояльности.

Бекенд От 19900 Глубокое решение проблемы; трансформация клиента; основная прибыль в онлайн-образовании; находится в тени и открыто не продаётся; превращает клиента в фаната.

Когда же человек приобретает недорогие продукты, у него должна возникать такая мысль: «Если я получаю такое качество информации за смешные деньги, то, что же будет за 1 млн. рублей?». Психологическое значение цены в том, что нужно формировать у человека некое ожидание на обязательную покупку в дальнейшем. Например, если человек купил онлайн-тренинг за 30.000 рублей и онлайн-коучинг за 400000 рублей, то он должен получить столько ценности, что будет использовать полученные навыки годами и заработает миллионы рублей в дальнейшем. Кроме того, жизнь человека должна поменяться кардинальным образом [20-21].

В таблице 2 приводятся виды онлайн-инфопродуктов от широко применяемых, например, обычные курсы на мембершип-сайтах, до сверх редких, например, франшиза и «взгляд из-за плеча» (таблица 2).

Таблица 2 - Типичные виды информационных он-лайн-продуктов

Название руб. Цель Тип Структура Специфика продаж

Онланн-конференция 0 - 5000 Генерация трафика и продажа бэк- Фримимум, фронт енд-продукт С 1000 до 2100, продолжительность выступления спикера 1-1,5 часа с перерывами. Продажа за 2-3 недели. бонусы, привиле-

Дистанционный курс автоматический без проверки в PDF от 1000 дуль Формирование счёт быстрого решения проблем Бэкенд 10-20 РБР-документов на 20-25 страниц в каждом. При продаже рекламируется брошюры в физическом виде.

Онлайн-в оркпюп (марафон) Бес-от 1000 Либо отработка либо отработка кретного действия Фронтенд, проводится опциональ- сути дела, это продукт Люди в течение 3-5 часов делают вместе какую-то вещь по шагам. Когда полурезультат на первом шаге, переходят к получению обрат- Если воркшоп бес-продает. Если ворк- продавать или быть сам по себе самодостаточным.

Продающий ве-бинар Бес- лическая сумма Продажа какого-то информационного продукта или услуги. Бэкенд Чтобы получить дажи с вебинара, то большое внимание нужно уделить эмоциональной прокачке аудитории. Чтобы вебинар продавал, его нужно построить по опреде - как спектакль с репетициями.

Онлайн-ответы на вопросы Бес- Убрать сомнения у аудитории перед онлайн-запуском. Продажа Постоянная о брат - Продажа перед он-лайн-запуском.

Взгляд из-за платно от 1000 Наглядно показать свою работу. Фронтенд Скрин-каст, где по- иное воплощение работы. Обычный продаю -

Реалити-шоу от 1000 Заинтриговать людей возможным провалом эксперта и дополнительная мотивация Фронтенд В реальном времени воплощать проект в видео формате. Бесплатный контент и в рамках шоу делаются продающие Ееоинары.

Мобильное при- платно Привязывает клиента к данному онлайн-бизнесу. Фримимум Приложение в котором, можно отправлять людям новости. делать акции, выдавать скидки и т.д. ссылки на продукты.

Продажа лицен- от 50000 Опционный инструмент резкого роста прибыли. Бэкенд в чистом виде Лицензия на проведения тренинга с Продается тренинг и продаётся лицензия на его проведение.

Франшиза 500000 и Инструмент расширения своего бренда за счет чужих денег в другие регионы и города. Бэкенд в чистом виде Это набор документов с поддержкой и обучением. Расширение собственного бизнеса.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ...

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По результатам исследования можно сделать о том, что пирамида инфо-продуктов должна основываться на психологических особенностях обучающихся, т.е. должна быть выстроена система массовой кастомизации онлайн-обучения на основе множественности форматов [22]. Форматы обучения должны затрагивать различные грани восприятия обучающей информации [23].

С нашей точки зрения, целесообразным представляется дальнейшее исследование возможностей перспектив онлайн-обучения, позволяющего кратно увеличить доходы преподавателей, удовлетворить постматериальные потребности людей в навыках, востребованных в современном цифровом обществе и вывести классическое высшее образование на совершенно другой уровень [24].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Озерникова Т. Г. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе / Т. Г. Озерникова, О. Н. Пензина //Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9, № 1. -DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).11.

2. Солодова Н. Г. Управление человеческими ресурсами: проблемы и перспективы /Н. Г. Солодова, А. Н. Васильева //Baikal Research Journal. - 2015. - Т. 6, № 4. - DOI: 10.17150/2411-6262.2015.6(4)14.

3. Былков В. Г. Закономерные трансформации спроса на рынке труда / В. Г. Былков // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 3. - С. 416-425. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(3).416-425.

4. Баева О. Н. Оценки участия руководителей в дополнительном профессиональном образовании на основе данных статистических наблюдений / О. Н. Баева //Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - Т. 26, № 6. - С. 980-986. - DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).980-986.

5. Карпикова И. С. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации /И. С. Карпикова, В. В. Артамонова //Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 599-614. -DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).599-614.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Анохов И.В. Игровой аспект экономики // Известия иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 2(88) - С. 5-9.

7. Суходолов А. П. Экономическое образование России и региона: ответ на модернизационные вызовы середины XX века / А. П. Суходолов, Д. Я. Майдачевский // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 27, № 1. - С. 5-10.

8. Баева О. Н. К вопросу о сущности и масштабах использования краудсорсинга / О. Н. Баева, Г. В. Малышенко // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8, № 2. - DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(2).27.

9. Ангелова О.Ю., Подольская Т.О. Тенденции рынка дистанционного образования в России Концепт URL: http://e-konceptru/2016/16026. htm

10. Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции Forbesru URL: http://wwwforbe.sru/tehnologii/342961-budushchee-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-rost-i-ostorozhnye-investicii

11. Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 8. - С. 1201-1212 - doi: 1018334/ce12839269.

12. Почему инвесторы видят потенциал в российском рынке он-лайн-образования и образовательных технологий Vcru URL: https:// vcru/23296-edtech-investigation

13. Лискина Т. В. Современные подходы к определению понятия «информальное образование» / Т. В. Лискина, Н. С. Паульзен // Известия Байкальского государственного университета. - 2018. - Т. 28, № 1. - С. 131-137. -DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(1).131-137.

14. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий Edmarketdigital URL: https://edmarketdigital

15. Современная образовательная цифровая среда Российской Федерации Onlineeduru URL: https://onlineeduru/ru

16. Суходолов А.П. и др. Современные информационно-телекоммуникационные технологии в управлении социально-экономическими системами/Монография - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. - 21с.

17. Жигас М.Г. Природа и сущность криптовалюты //Известия Байкальского государственного университета. -2018. - № 8 - С. 201207 - DOI: 1017150/2500-2759201828(2)201-207

18. Оношко О.Ю., Пешкова О.В., Пешкова Э.А. Проблемы и перспективы развития интернет-банкинга в условиях цифровой экономики //Научный журнал Дискурс. - 2018. - № 7 (21). - С. 245-254.

19. Суходолов А. П. «Прагматический поворот» траектории развития высшей школы: уроки истории / А. П. Суходолов, Д. Я. Майдачевский // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - Т. 26, № 2. - С. 167-174. -DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(2)167-174.

20. «Теневой» рынок труда: состояние и особенности формирования Raneparu URL: http://wwwraneparu/images/News/2016-06/09-06-2016-pokida-opros.pdf

21. Сачков Д. И. Оценка защищенности персональных данных в информационных системах / Д. И. Сачков, И. Г. Смирнова, В. Н. Быкова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). -

2015. — Т. 6, № 3. —DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(3).21.

22. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29122012 № 273-Ф3 (последняя редакция, 2018)

23. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и её влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. — 2017. — Т.18. — № 24 — С. 40874102.

24. Чупров С. В. Перспективы развития научно-исследовательской деятельности Байкальского государственного университета / С. В. Чупров, Л. В. Санина, Д. И. Сачков, А. В. Распутина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 206—220. — DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).206-220.

Статья поступила в редакцию 10.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.