Научная статья на тему 'Особенности постановки и перспективы развития профессионально-педагогического образования в технических университетах'

Особенности постановки и перспективы развития профессионально-педагогического образования в технических университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потеев Михаил Иванович, Горлушкина Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности постановки и перспективы развития профессионально-педагогического образования в технических университетах»

ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ М.И. Потеев, Н.Н. Горлушкина

Возникновение рынка труда и рынка рабочей силы привело к тому, что профессиональная квалификация человека и перспективность освоенного им образования становятся решающими факторами его благополучия. Важным условием поддержания стабильного уровня жизни любого работника становится его профессиональная адаптируемость.

В связи с этим принципиально по-новому встает проблема подготовки специалистов и переподготовки взрослых людей, обеспечение кадровой поддержки службы занятости населения. И то, и другое требует новых решений.

Таким образом, основной задачей системы профессионально-педагогического образования (ППО) становится подготовка специалистов, способных осуществлять технологическое образование и профессиональное обучение работников новой формации.

Весьма перспективным с этой точки зрения является подготовка, организованная в системе высшего профессионально-педагогического образования по специальности 030500 - "Профессиональное обучение". В настоящее время она охватывает 19 образовательных отраслей. Лица, прошедшие обучение по этой специальности, получают квалификацию "педагог профессионального обучения" и могут работать в какой-либо отрасли общественного производства, с одной стороны, и в области педагогики, с другой. Такая двойная компетенция отличает специальность "Профессиональное обучение" от других направлений подготовки и существенно увеличивает конкурентоспособность работников, получивших указанную выше квалификацию.

Профессиограмма педагога профессионального обучения предполагает его знакомство с основами процесса обучения вообще и с особенностями профессионального обучения, в частности. Он должен знать сущность процесса обучения, его методы, средства, формы, основы теории тестирования, компьютерные технологии, используемые в образовании, и, в частности, технологии дистанционного обучения; уметь пользоваться технологиями обучения и воспитания, а также знать технику профессионального консультирования.

Последнее представляет собой одну из форм профессионального обучения и признано в настоящее время в мировой практике важной профессиональной службой. Оно помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, учитывать чужой опыт. Работа профессиональных консультантов относится к одному из наиболее высоко оплачиваемых видов деятельности и в связи с этим может явиться весьма привлекательной для педагогов профессионального обучения.

Но профессиональные консультанты должны иметь высокие интеллектуальные способности, высокую коммуникабельность, педагогические способности, эмоциональную зрелость, напористость и инициативу, этичность и честность, физическое и умственное здоровье. Это означает, что профессиональные консультанты должны иметь не только соответствующую профессиональную, но и психолого-педагогическую подготовку. И эта подготовка должна быть высокого уровня. Кроме того, выпускники должны знать и соблюдать правила поведения профессиональных консультантов.

Как показывает опыт, подготовку специалистов такого уровня эффективнее всего осуществлять в высших учебных заведениях типа технических университетов. И

поэтому естественно, что за последние годы наметилась явная тенденция реализации различных образовательных программ в области профессионально-педагогического образования в технических университетах. Например, подготовка педагогов профессионального обучения по специальности "Профессиональное обучение" организована в настоящее время в 16 государственных технических университетах.

Присутствие такого большого количества технических университетов в системе профессионально-педагогического обучения, очевидно, требует своего осмысления и выработки рекомендаций по их эффективному функционированию в этой области. Некоторые сравнительные характеристики педагогического, инженерно-технического и инженерно-педагогического образования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительные характеристики педагогического, инженерно-технологического и инженерно-педагогического образования

Вид образования

Характеристика педагогическое инженерно-технологическое инженерно-педагогическое

Ориентация Общеобразователь Продукты и Группы рабочих

подготовки ные предметы процессы профессий,

специалистов производства товаров и услуг профессионально-квалифицирован-ные требования к рабочим

Содержание Частные методики, Общеотраслевые Приемы проектирования и

технологической рецептурное и конкретные реализации

подготовки обучение технологии индивидуальных (личностно-ориентированных) образовательных технологий подготовки рабочих по спектру профессий и обязательное получение квалификации по рабочей профессии

Профессиональная Предметно- Процессы и Интеграция дисциплин

направленность педагогические оборудование психолого-педагогического

образовательного частные методики, промышленного и инженерно-технического

процесса педагогические практики производства компонентов образования

Особенности Репродуктивная Конструировани, Педагогико-

профессиональной педагогическая, с эксплуатация проектировочная, на базе

деятельности минимальным оборудования, специфик и перспектив

выпускников варьированием проектирование предприятий региона,

содержания предприятий и реализация собственных

предмета и технологий, образовательных

методики осуществление технологий, сочетание

обучения; технологий производственного обучения с производительным трудом

Как показывает анализ особенностей технических университетов (Б. А. Гонтарев), к важнейшим признакам высших учебных заведений этого типа относятся:

• "универсальность" образования,

• широкий профиль подготовки,

• ориентированность на подготовку инженеров высших категорий (инженера-исследователя, инженера-преподавателя),

• высокий качественный уровень подготовки специалистов,

• высокий научно-педагогический потенциал,

• высокая степень развития научных исследований,

• выполнение университетом функций "базового вуза".

Под термином "универсальность" образования понимается наличие в организационной структуре вуза учебно-научных подразделений (школ, факультетов, кафедр), отвечающих всем основным направлениям современной науки и техники: естественнонаучному, инженерно-технологическому, социально-экономическому, гуманитарному, - и активное их участие в учебно-воспитательном процессе, в формировании будущих специалистов.

Широта подготовки означает, что выпускникам вуза обеспечивается возможность успешной работы в любых конкретных направлениях выбранной каждым из них широкой области науки или техники. Подготовка инженеров высших категорий предполагает, что в общем бюджете учебной нагрузки студентов доля различных форм самостоятельной работы по сравнению с другими видами работ существенно увеличена. Это особенно касается учебно-исследовательской работы студентов.

Более высокое качество подготовки выпускников технического университета по сравнению с выпускниками отраслевых инженерных вузов определяется как объективными статистическими показателями (например, количеством присвоенных ученых степеней, числом полученных патентов, грантов, числом публикаций и т.п.), так и методами социологических исследований.

Уровень научно-педагогического потенциала университета характеризуется прежде всего соответствующими показателями структуры кадров профессорско-преподавательского состава. Уровень же развития научных исследований определяется прежде всего интенсивностью развития межотраслевых научных направлений. Последние требуют участия в исследованиях специалистов самого различного профиля и позволяют открывать подготовку специалистов соответствующего комплексного профиля на систематической основе.

Важнейшим признаком технического университета является выполнение им функций "базового вуза". К их числу (Б. А. Гонтарев) относятся:

• подготовка преподавателей для других инженерных вузов, прежде всего преподавателей общетехнического и общеинженерного циклов, а также преподавателей специальных дисциплин;

• интенсивное развитие аспирантуры - источника подготовки и пополнения научно-педагогических кадров;

• развитие научных исследований в области методики, педагогики и организации высшего инженерного образования, а также практическое обеспечение изучения студентами основ педагогических знаний;

• переподготовка и повышение квалификации преподавателей технических вузов, развитие всех форм непрерывного и дополнительного образования.

Принципиально важно, что вузы, имеющие статус технического университета, как правило, имеют значительно большую, чем другие вузы, обеспеченность средствами вычислительной техники и телекоммуникаций. Это позволяет им быть лидерами в области разработки и внедрения технологий дистанционного обучения, развивать теорию и практику профессионально-педагогического образования, быть реальными центрами дистанционного обучения.

Как отмечено выше, одним из признаков технического университета является развитие в нем научных исследований в области методики, педагогики и организации высшего инженерного образования. Для этого в структуре технических университетов создаются соответствующие научно-исследовательские подразделения. Задачи этих подразделений хорошо коррелируются с задачами, высшего и дополнительного профессионально-педагогического образования, которые должны выполняться университетами, находящимися в этой системе. К числу этих задач относятся:

• подготовка педагогов профессионального обучения по отраслям, близким к основным направлениям подготовки специалистов и являющимся для вуза традиционными;

• подготовка магистров и аспирантов по образовательной программе получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы";

• подготовка аспирантов по программе послевузовского образования, например, по специальностям 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по соответствующим отраслям), 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования;

• повышение квалификации и переподготовка преподавателей родственных вузов, в том числе вузов - членов соответствующего Учебно-методического объединения;

• выполнение вузом функций центра дистанционного обучения;

• проведение научно-исследовательских работ в области методики обучения.

В настоящее время подготовка педагогов профессионального обучения по специальности "Профессиональное обучение" организована в 16 государственных технических университетах. Все они входят в состав Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию Российской Федерации. Из них имеют факультеты повышения квалификации 3 вуза, является базовым вузом учебно-методического объединения один вуз.

Инновационное влияние технического университета в системе высшего и дополнительного профессионально-педагогического образования на ее развитие может проявляться в выполнении им, например, следующих функций:

• участие в разработке проектов новых государственных образовательных стандартов по специальности "Профессиональное обучение" с внедрением в них лучших методических находок, полученных в процессе подготовки специалистов по другим, традиционным для университета специальностям;

• открытие новых специализаций в рамках действующих государственных образовательных стандартов по соответствующим образовательным отраслям;

• пропаганда передового педагогического опыта в области использования современных образовательных технологий, в том числе основанных на применении компьютерных и телекоммуникационных средств;

• организация дистанционного обучения по дополнительным образовательным программам студентов, аспирантов и преподавателей вузов - членов Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию;

• участие студентов университета в межвузовских мероприятиях, организуемых УМО по ППО, в частности всероссийских олимпиад по профессиональной педагогике;

• подготовка, издание и распространение среди вузов-членов УМО по ППО учебной и учебно-методической литературы по дисциплинам, входящим в соответствующие блоки государственных образовательных стандартов высшего профессионально-педагогического образования;

• подготовка через аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров высшей квалификации в области профессионально-педагогического образования;

• повышение квалификации преподавателей вузов-членов УМО по ППО в традиционных для университета областях науки и техники;

• проведение научных исследований в области совершенствования профессионально-педагогического образования по грантам Министерства образования Российской Федерации или по программам совместных научных исследований с другими вузами, в том числе и с зарубежными;

• издание научных журналов по вопросам совершенствования и развития профессионально-педагогического образования.

Инновационное влияние технического университета на дальнейшее совершенствование профессионально-педагогического образования может проявляться и в повседневной методической работе: разработке новых учебных курсов, их методического, программного и технологического обеспечения; разработке новых образовательных технологий, в частности, компьютерных обучающих систем и систем дистанционного обучения.

Конкурентноспособность технического университета, занимающегося профессионально-педагогической подготовкой, определяется высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, соответствующей специализированной подготовке в педагогическом университете, и отраслевой подготовки на уровне не ниже, чем это делается по традиционным для университета специальностям.

У технического университета, действующего в системе профессионально-педагогического образования, нет других альтернатив развития, кроме постоянного поиска, эксперимента и внедрения разнообразных новшеств. Об этом свидетельствует, например, опыт Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета).

Он является ведущим высшим учебным заведением России по подготовке специалистов в области оптического и точного приборостроения. В нем реализуются более 30 образовательных программ высшего профессионального образования. В области профессионально-педагогического образования его деятельность характеризуется следующими направлениями:

• проводится подготовка педагогов профессионального обучения по специальности "Профессиональное обучение" в трех образовательных областях: "Дизайн", " Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии", "Охрана окружающей среды и природопользование";

• в рамках аспирантуры проводится подготовка кандидатов педагогических наук по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (информатика);

• ежегодно проводится заочная часть Всероссийской олимпиады студентов вузов-членов УМО по ППО по профессиональной педагогике с использованием Интернет - технологий;

• проводится обучение лиц, имеющих высшее образование, по программе дополнительного образования с целью получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы";

• в рамках деятельности ФПКП проводится повышение квалификации преподавателей вузов - членов Учебно-методического объединения по оптическому и приборостроительному образованию;

• в рамках деятельности Центра Интернет-образования проводится обучение преподавателей общеобразовательных школ Северо-Западного региона использованию Интернет-технологий в учебном процессе.

Для реализации этих направлений деятельности в структуре университета создана кафедра технологий профессионального обучения.

Таким образом, Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики (технический университет) является типичным представителем вузов типа

технического университета. Как член Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию он выполняет достаточно большое число функций, связанных с развитием в нашей стране профессионально-педагогического образования. Небезынтересно отметить, что история создания СПб ГИТМО (ТУ) тесно связана с историей развития в России системы профессионально-педагогического образования: она начинается с 1900 г., когда 13 марта по старому стилю (26 марта - по новому стилю) император России утвердил решение Государственного Совета Российской империи "Об учреждении механико-оптического и часового отделения в Ремесленном училище цесаревича Николая".

Основные выводы

1. Государственные образовательные учреждения профессионального образования типа технического университета имеют в системе высшего и дополнительного профессионально-педагогического образования явно выраженную нишу для своей деятельности.

2. Для сохранения своего присутствия в системе высшего и дополнительного профессионально-педагогического образования технические университеты во всех направлениях этой деятельности должны иметь инновационную направленность.

3. Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет) является типичным техническим университетом. Занимая в области оптического и приборостроительного образования лидирующее в России и мире положение, он одновременно вносит существенный вклад в развитие системы высшего и дополнительного профессионально-педагогического образования. История его создания и развития тесно связана с историей развития в России профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.