Научная статья на тему 'Подготовка педагогов профессионального обучения в рамках реализации ооп ВПО 050501. 65 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) в ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина»'

Подготовка педагогов профессионального обучения в рамках реализации ооп ВПО 050501. 65 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) в ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / PROFESSIONAL AND TEACHING ACTIVITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL PROFESSION VOCATIONAL TEACHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / AND TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ламонина Людмила Викторовна, Степанова Татьяна Юрьевна

Основные моменты реализации ООП ВПО 050501.65 Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of teachers of vocational training in the framework of the PLO VPO 050501.65 - Vocational training (computer science, computer engineering and computer technology) in the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education “Omsk State Agrarian University Stolypin”

Highlights of the OOP VPO 050501.65 Vocational training (computer science, computer engineering and computer technology)

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов профессионального обучения в рамках реализации ооп ВПО 050501. 65 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) в ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина»»

4. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: письмо Минобразования РФ № 14-55-996ин/15 от 27.11.2002 г. Режим доступа : http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_ DocumID_ 80204.html.

SUMMARY

A.P. Prokopova

Organization of independent educational activity at study of discipline "Multimedia"

A specific and problems of organization of independent educational activity of students is examined at the study of discipline "Multimedia" taking into account modern requirements and terms. The necessity of education of personality of specialist, possessing of informatively-communication jurisdiction, able samorazvivat'sya is grounded. The terms of effective organization of independent educational activity of students are probed as an integral system on the basis of carefully thought out and methodically organized informatively-educational environment.

Key words: system organization of independent learning activities independent learning activities of students, basic competencies, information and methodological support, information technology, computer training facilities, competitive specialist.

УДК 37.01:004.06

Л.В. Ламонина, Т.Ю. Степанова

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ

РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО 050501.65 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) В ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. П.А. СТОЛЫПИНА»

Основные моменты реализации ООП ВПО 050501.65 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии).

Ключевые слова: педагогическая профессия, профессионально-педагогическое образование, профессионально-педагогическая деятельность, педагог профессионального обучения.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

Введение

В настоящее время подготовка педагогов профессионального обучения осуществляется в 83 вузах, расположенных в 57 городах России. Это два специализированных вуза (Российский государственный профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге и Волжская государственная инженерно-педагогическая академия в Нижнем Новгороде), 11 классических университетов, 18 технических и технологических университетов, 18 агро-инженерных, аграрных и сельскохозяйственных вузов, 23 педагогических университета и института и 8 других вузов.

Наш вуз входит в число 18 агроинженерных, аграрных и сельскохозяйственных вузов, которые осуществляют подготовку педагогов профессионального обучения.

© Ламонина Л.В., Степанова Т.Ю., 2012

В соответствии с ГОС ВПО 2000 г. специализация, в рамках которой ведется подготовка специалистов в нашем вузе, представлена отраслью: информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии.

Потребности в профессионально-педагогических кадрах возрастают. Произошла реорганизация учебных заведений. На смену индустриально-педагогическим техникумам пришли профессионально-педагогические техникумы и колледжи. Управление образовательными учреждениями стало более автономным, содержание образования приобрело региональные особенности, введены государственные образовательные стандарты. Создан координирующий совет - Учебно-методическое объединение высших и средних профессиональных учебных заведений по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО).

УМО по ППО координирует научно-исследовательскую деятельность учебных заведений и научных учреждений, которые исследуют проблемы развития ППО в соответствии с Координационным планом научно-исследовательской работы (НИР). Координационный план НИР представляет исследовательскую деятельность вузов и колледжей (техникумов) по проблемам, касающимся концептуальных основ развития и проектирования содержания профессионально-педагогического образования, разработки и внедрения новых методов обучения, организации образовательных процессов и управления ими, а также применения современных информационных средств и технологий.

Объекты и методы

Педагог профессионального обучения получает специфическое системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих:

• психолого-педагогическую;

• отраслевую подготовку;

• подготовку по рабочей профессии.

Отличительной особенностью составляющей психолого-педагогической подготовки является то, что выпускник имеет навыки самостоятельного проектирования учебного предмета, отбора его содержания и разработки методики обучения этому предмету.

Специфика отраслевой подготовки педагога состоит в том, что ему как педагогическому работнику придется организовывать и осуществлять производственное обучение учащихся на принципах его сочетания с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса.

При выполнении функций мастера производственного обучения педагог должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников начального профессионального обучения.

Перечень специализаций профессионально-педагогического обучения постоянно развивается. При этом учитывается современная профессионально-квалификационная структура рабочих и специалистов. Сегодня специальность «Профессиональное обучение» имеет 68 специализаций, которые в зависимости от отраслевой принадлежности объединены в 12 групп.

Оптимальное соотношение объемов подготовки по компонентам профессионально-педагогического образования сегодня представлено так: 60% - отраслевая подготовка, 27% -психолого-педагогическая и 13% - подготовка по рабочей профессии.

В настоящий момент существует система многоуровневого получения профессионально-педагогического образования. Многоуровневое педагогическое образование реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами.

В вузах предусмотрено присвоение образовательной степени бакалавра образования (второй уровень высшего профессионального образования со сроком обучения - 4 года), специалиста (третий уровень высшего образования - срок обучения - 5 лет) и магистра профессионального образования (срок обучения - 6 лет).

В 2013 г. наш вуз планирует первый выпуск специалистов с квалификацией педагогов профессионального обучения. Реализация ООП ВПО 050501.65 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) осуществлялась на выпускающей кафедре «Информатика» факультета математических и естественно-научных дисциплин.

Результаты исследований.

Квалификационная характеристика выпускника

Педагог профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения.

Объектами профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения выступают участники и средства осуществления целостного педагогического процесса.

Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также производственное (практическое) обучение по группам родственных профессий в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых информационных технологий, внедрении их в процесс обучения. Организует и проводит учебно-воспитательную работу. Профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности современного рабочего. Организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий.

Осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях, а также в учебно-курсовой сети предприятий и организаций, создавая педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности. Разрабатывает учебно-методическую документацию (основные профессиональные образовательные программы: учебные планы и программы учебных предметов, пособия и рекомендации). Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения и повышения квалификации кадров. Принимает участие в оснащении и развитии материальной базы образовательных учреждений.

Участвует в организационно-управленческой работе в учреждениях и организациях профессионального образования.

Педагог профессионального обучения должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам профессионального образования; Конвенцию о правах ребенка; основы трудового законодательства; государственные образовательные стандарты начального профессионального образования; способы проектирования содержания образования при сочетании теоретического и практического обучения; способы отбора адекватных форм, методов и средств обучения; общую и профессиональную педагогику; психологию профессионального образования; многоуровневую систему профессионального образования, квалификационную структуру профессионального образования, его функционирование, закономерности и механизмы; информационные технологии, компьютерную и вычислительную технику.

Педагогическая профессия - особая по своей сущности, значимости и противоречивости профессия.

По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая деятельность относится к группе профессий, предметом труда которых является другой человек. Главное отли-

чие от других профессий типа «человек - человек»: она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, а ведущей задачей является понимание общественной цели.

Исходя из сущности педагогической профессии, выделяют такие ее особенности, как гуманизм, творческий характер деятельности, коллективный характер труда.

Гуманизм - выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни.

Гуманизм педагога проявляется в готовности помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу и соучастие. Он строит взаимоотношения с воспитанниками, учитывая их интересы и способности, процесс мышления, обусловленный возрастными и индивидуальными особенностями.

Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Творчество является важной характеристикой педагогической деятельности. Педагогическое творчество понимается как процесс решения творческих задач в меняющихся обстоятельствах.

Педагог профессионального обучения по специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности:

• профессиональному обучению;

• производственно-технологической деятельности;

• методической работе;

• организационно-управленческой деятельности;

• научно-исследовательской работе;

• культурно-просветительской деятельности.

Основная образовательная программа (ООП) подготовки педагога профессионального обучения разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает учебный план, программы учебных дисциплин, программы квалификационной, технологической, педагогических и преддипломной практик, а также итоговой государственной аттестации специалиста.

Требования к обязательному минимуму содержания ООП подготовки педагога профессионального обучения, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

ООП подготовки педагога профессионального обучения состоит из дисциплин федерального компонента; национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять указанные в федеральном компоненте цикла дисциплины.

ООП подготовки педагога профессионального обучения должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

• цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;

• цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

• цикл ОД - дисциплины отраслевой подготовки;

• ФТД - факультативы.

Взаимосвязь циклов дисциплин учебного плана по специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) представлена на рисунке.

Все дисциплины циклов обеспечены электронными учебно-методическими комплексами (ЭУМКД), которые размещены на сервере Научной сельскохозяйственной библиотеки ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина (http://lib.omgau.ru) и доступны в локальной сети

университета. Работать с ЭУМК по дисциплинам студенты могут в компьютерных классах библиотеки.

Взаимосвязь циклов дисциплин учебного плана по специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)

Заключение

Профессионально-педагогическое образование (ППО) нацелено на формирование личности, способной: к эффективной самореализации в сфере начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО); к выполнению всех профессионально-образовательных функций по подготовке рабочих и специалистов; к подготовке кадров на предприятиях, в организациях.

Список литературы

1. Воронин, А.М. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» / под ред. В.Д. Симоненко ; сер. Педагог. мастерская. - М. : Вен-тана-Граф, 2007. - 368 с.

2. ГОСТ по специальности 050501.65 (030500.06) - профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии). - М. : 2000.

SUMMARY

L.V. Lamonina, T.Ju. Stepanova

The training of teachers of vocational training in the framework of the PLO VPO 050501.65 - Vocational training (computer science, computer engineering and computer technology) in the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education

"Omsk State Agrarian University Stolypin"

Highlights of the OOP VPO 050501.65 - Vocational training (computer science, computer engineering and computer technology)

Key words: pedagogical profession vocational teacher education, professional and teaching activities, and teacher training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.