Научная статья на тему 'Особенности последипломного образования врачей первичного звена'

Особенности последипломного образования врачей первичного звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клиническая медицина
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ / КОММУНИКАЦИЯ / ANDRAGOGY / MEDICAL POST-GRADUATE EDUCATION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головской Борис Васильевич, Ховаева Ярослава Борисовна, Бурдина Елена Николаевна, Ховаев Святослав Юрьевич

Положительная эмоциональная обстановка, правильно выстроенная вербальная и невербальная коммуникация являются первоочередными составляющими последипломного образования врачей первичного звена. Умение преподавателей активировать во время занятия соответствующие сенсорные каналы у слушателей является залогом хорошего понимания и усвояемости лекционного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головской Борис Васильевич, Ховаева Ярослава Борисовна, Бурдина Елена Николаевна, Ховаев Святослав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of post-graduate education of primary level healthcare providers

Positive emotional environment, adequately organized verbal and non-verbal communication are the primary components of post-graduate education of primary healthcare providers. The ability of teachers to activate relevant sensor channels in the listeners during lessons is an indispensable prerequisite for enhancing their learning and training skills.

Текст научной работы на тему «Особенности последипломного образования врачей первичного звена»

Подготовка кадров

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.252:331.108.45

ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА

Головской Б.В., Ховаева Я.Б.. Бурдина Е.Н., Ховаев С.Ю.

ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, 614990 Пермь

Положительная эмоциональная обстановка, правильно выстроенная вербальная и невербальная коммуникация являются первоочередными составляющими последипломного образования врачей первичного звена. Умение преподавателей активировать во время занятия соответствующие сенсорные каналы у слушателей является залогом хорошего понимания и усвояемости лекционного материала.

Кл ючевые слова: андрагогика; последипломное образование врачей; коммуникация.

PECULIARITIES OF POST-GRADUATE EDUCATION OF PRIMARY HEALTHCARE PROVIDERS Golovskoy B.V., Khovaeva Ya.B., Burdina E.N., Khovaev S.Yu.

E.A. Vagner Perm State Medical Academy, Russia

Positive emotional environment, adequately organized verbal and non-verbal communication are the primary components of post-graduate education of primary healthcare providers. The ability of teachers to activate relevant sensor channels in the listeners during lessons is an indispensable prerequisite for enhancing their learning and training skills.

Key words: andragogy; medical post-graduate education; communication.

Последипломный этап подготовки врачей подчиняется требованиям, которые определены андрогогикой — отраслью педагогической науки, раскрывающей теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, поэтому он заинтересован в скорейшем применении полученных при обучении знаний и умений. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе освоения новых знаний [1, 2]. Эти принципы полностью соответствуют подготовке врача на последипломном этапе [3].

В любом учебном процессе центральное место принадлежит вербальной составляющей информации. Это вполне естественно, поскольку именно в словесной характеристике сохраняется основная профессиональная информация, информация об окружающем нас мире, о наших внутренних переживаниях и чувствах. Учебный процесс изначально формировался как речевые занятия, беседы, лекции.

Изменения, происходящие в стиле жизни общества, внедрение в обычную жизнь технизации и особенно стремительное совершенствование компьютерных технологий, приводят к тому, что многие исследователи говорят, что в ближайшем будущем образование в 90% случаев станет виртуальным [4]. Такие идеи способствуют замене традиционных методов обучения другими, например дистанционным обучением. Одновременно с этим отмечается и противодействие таким тенденциям со стороны авторитетных зарубежных учебных заведений [4].

Одной из проблем, которая вызывает обеспокоенность, является недостаточная эффективность традици-

онного учебного процесса. Так, коэффициент полезного действия для традиционных лекций составляет обычно не более 10—20% [5]. Объяснение этого факта лежит в различных возможностях воспринимающих информацию каналов. Обучающиеся в соответствие с наследственными особенностями имеют избирательную возможность наиболее легко усваивать информацию преимущественно по одному из трех каналов: визуальному, аудиальному и кинестетическому. Считается, что традиционные лекции, читаемые преподавателями, обеспечивают через ауди-альный вербальный канал 10% усвояемости излагаемого материала. Зрительное вербальное восприятие позволяет усвоить еще 20% информации, а комбинация того и другого повышает усвояемость материала до 50%. И только в том случае, когда включаются дополнительно кинестетический канал информации и невербальная составляющая зрительного и слухового каналов, усвояемость учебного материала может достигать 90%.

При последипломной подготовке врачей кинестетический (чувствительный к движениям) информационный канал играет роль при контактах врача с объектом изучения. Лица, у которых кинестетическое восприятие более развито, хорошо запоминают тактильные контакты и физические действия с изучаемым объектом, а также запахи [6]. Перечисленные свойства кинестетического канала восприятия информации позволяют стимулировать ретикулярную формацию и лимбическую систему обучаемого, что приводит к обострению внимания, изменению эмоционального настроя и как следствие к улучшению понимания учебного материала [7]. По-видимому, приемы, которые традиционно используются при обучении (ученик, отвечая на вопрос преподавателя,

встает или идет к доске), сопровождаются активацией ретикулярной формации, а это способствует более продуктивному обучению.

Современные типы лекций, в том числе и проблемные, читаемые для врачей, в основном используют аудиальный и визуальный каналы для получения информации. Кинестетический (моторный) канал задействован слабо. Он, пожалуй, несколько активируется только в том случае, если лекция записывается обучаемым. При последипломном обучении кинестетический канал информации приобретает наибольшую значимость при клинических разборах больных, работе с симуляторами и тренажерами, но не при анализе учебных историй болезни. Последний вариант обучения при определенной привлекательности и значимости имеет дело с абстрагированной информацией и преимущественно проходит при активации аудиального канала информации.

Останавливаясь на особенностях восприятия представляемого учебного материала, необходимо подчеркнуть, что качество обучения во многом зависит не просто от содержательной части предлагаемых знаний, но и от искусства его преподнесения, от эмоционально-эстетической характеристики речевого процесса [8]. С целью повышения усвояемости предмета используются такие приемы, как тренинг, мастер-класс, коучинг, при которых значительно активируются воспринимающие информационные системы, причем в этих случаях нарастает значимость невербальной составляющей.

Несмотря на то что в педагогике достаточно хорошо изучена роль невербальной составляющей в усвоении учебного материала [9], эти знания слабо используются в последипломном образовании врачей. А для того, чтобы формирование и усвоение новых знаний у врача было успешным, преподаватель должен хорошо понимать процессы, которые ведут к наиболее эффективным результатам на этапе последипломного образования. Для уточнения понимания этой стороны образовательного процесса нами проведены исследования в двух направлениях. Во-первых, изучали готовность врачей к обучению и, во-вторых, выясняли роль некоторых невербальных приемов в процессе последипломного образования.

Под наблюдением было 185 врачей (87% женщины, 13% мужчины) со стажем работы от 8 до 27 лет. Из них 92% врачей работали в первичном звене здравоохранения участковыми терапевтами или врачами общей практики. Поскольку часть обследованных врачей работала в частных, а другая часть — в бюджетных организациях здравоохранения, вначале важно было понять, насколько врачи были однородны по своим мотивационным характеристикам.

Для изучения мотивационного профиля врачей был использован метод Ричи—Мартина [10]. Исследование показало, что изучаемая когорта врачей по мотиваци-онным характеристикам была достаточно однородной группой [11]. Незаинтересованные в своей профессии лица составили всего 5%. Остальные врачи высоко ценили свою профессию, в ней они видели социально-нравственную составляющую — служение людям. При всей важности материального обеспечения у врачей четко прослеживалась тенденция к бескорыстному оказанию помощи пациентам. В связи с этим практически все врачи свое профессиональное совершенствование рассматрива-

ли как неотъемлемую часть врачевания. Таким образом, врачи, которые проходили последипломную подготовку, характеризовались едиными интересами, целостной ориентацией на предмет, возможностью реализовать себя в познании, в учебной деятельности. Такая личностная характеристика обучаемых врачей позволяет предположить, что они имеют большую заинтересованность в информации, предоставляемой на лекциях и практических занятиях, что в общем подтверждалось результатами тестовых заданий.

Далее мы рассматривали роль невербальных составляющих учебного процесса. Была оценена результативность обучения в зависимости от личностных особенностей преподавателя, влияющих на вербальные коммуникации. Из разнообразия акцентуированных личностных особенностей преподавателя нами была взята одна характеристика — требовательность к слушателям. Выяснено, что эффект успешности усвоения преподносимого материала связан с рядом факторов, которые выходили за пределы вербальной коммуникации. Так, преподаватели, которые предъявляли повышенные требования к врачам в период проведения занятий, использовали в речи слова и звуки, имеющие негативную эмоциональную окраску, сопряженную с подсознательным устрашением. Преподаватели, мягкие по характеру и приятные в общении, проявляли на занятиях определенную толерантность к подготовленности врача, в их речи было больше использовано звуков, подсознательно воспринимаемых как звуки, несущие успокоение. Наличие в произносимых буквах и словах, кроме смысловой характеристики, невербальной составляющей, подробно исследовано в 70-е годы прошлого века советским лингвистом А.П. Журавлевым [12—14]. Именно невербальная составляющая речи определяет факт эмоционального отношения к тому, что сообщает преподаватель своим слушателям во время обучения.

Полярность эмоциональных составляющих (звуков, слов и даже целых фраз) выполняет разную функцию в учебном процессе. Языковые паттерны, содержащие определенный вид скрытой невербальной угрозы, часто сопровождаются негативным отношением обучающихся врачей к преподносимой информации. Как это может проявляться? С одной стороны, врач может вступить с преподавателем в непродуктивную дискуссию; с другой стороны, врач, сразу отвергая информацию преподавателя, демонстрирует это невербальными сигналами отрицания [15]. Такое внутреннее сопротивление обучающегося врача на занятии и лекции ухудшает усвоение материала.

Результаты предварительных исследований с учетом изложенного выше позволили сформировать основные условия чтения лекций для врачей. По содержанию лекции должны включать новые данные по диагностике, лечению, профилактике заболеваний, они могут нести и сведения, имеющие дискуссионную направленность. Изучение еще не устоявшегося, но перспективного материала должно готовить врача к восприятию и пониманию того нового, что появится в межцикловом периоде обучения. В обязательном порядке лектору необходимо обращать внимание на максимальное сочетание словесного изложения материала и представления содержания лекции в слайдах (сочетание слуховой и зрительной информации, дополняю-

щих информативность друг друга), а также их сочетание с положительным эмоциональным оформлением и невербальными сигналами. Необходимо обратить внимание на определенную возможность улучшения усвоения материала при включении кинестетического канала информации, если материал лекции будет записываться слушателем. В то же время использование слушателями технических средств (например, диктофонов) значительно ослабляет учебный эффект преподносимого материала. Очень хорошо, если преподаватель при чтении лекции освоит прием микродискуссий со слушателями. Фактически речь идет о своеобразном методе тренировки (коучинг), когда преподаватели не дают советов и жестких рекомендаций, а ищут решение совместно с обучающимся. Такие микродискуссии не должны занимать более 10—15% учебного времени. В то же время они активируют внимание, усиливают кинестетическую сигнализацию. Преподавателю при подготовке к лекции необходимо использовать слова, содержащие невербальные характеристики, которые на подсознательном уровне значительно облегчают усвояемость материала, создавая положительный эмоциональный фон, снимающий внутреннюю тревогу [16]. Этот же эффект достигается при применении преподавателем жестов не-

вербального общения, несущих открытость, расположенность к слушателям и хорошее настроение. Наши наблюдения показали, что при соблюдении названных условий усвояемость лекционного материала составляет 70—83%.

Таким образом, в процессе разработки материала для последипломной подготовки врачей первичного звена необходимо учитывать роль кинестетического и невербального компонентов в обучающем процессе. Важность этого вывода подчеркивается тем, что от 55 до 80% информации мы получаем от невербального общения [17]. Наш опыт показывает, что при последипломном обучении врачей формирование профессионального совершенства тесно связано не только с содержательной частью предмета, но и с тем, как этот предмет доносится, насколько удачно преподаватель использует невербальные сигналы воздействия в процессе обучения. Полученные результаты об особенностях подготовки врачей на последипломном этапе еще раз подчеркивают уникальность связки пре-подаватель—обучающийся, когда только преподаватель может максимально обеспечить развитие творческих возможностей врача, вдохновить его на оптимальный поиск диагностических и лечебных решений, способствовать совершенствованию клинического мышления у врача.

Сведения об авторах:

Пермская государственная академия им. Е.А. Вагнера

Кафедра терапии и семейной медицины ФПК и ППС

Головской Борис Васильевич — д-р мед. наук, проф. кафедры; e-mail: marbor2013@gmail.com Ховаева Ярослава Борисовна — д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой. Бурдина Елена Николаевна — канд. мед. наук, доцент кафедры.

Ховаев Святослав Юрьевич — преподаватель каф. стратегического менеджмента НИУ ВШЭ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Змеев С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. М.: Наука; 1999.

2. Вершловский С.Г., ред. Рабочая книга андрагога. СПб.: Знание; 1998.

3. Корюкина И.П., Головской Б.В., Ховаева Я.Б. Противоречия современной медицины и вопросы последипломной подготовки врачей первичного звена здравоохранения. Клиническая медицина. 2007; 85 (11): 71—3.

4. Carnevale D. Internet experts consult their crystal balls. Inform. Technol. 2005; 51 (20): 26—30.

5. Дембский Л.К., Чирский Н.В. Технология передачи знаний и приобретения умений. http://eyecenter.com.ua/teaeh/trans/index.htm

6. Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. М.; 1999.

7. Мэгун Г. Бодрствующий мозг. М.: Иностранная литература; 1960.

8. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН; 1998.

9. Михеева Г.А. Невербальные средства общения субъектов образовательного процесса вуза. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008; 65: 427—35.

10. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учебное пособие для вузов: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2004.

11. Ховаев С.Ю. Формирование системы стимулирования в организациях здравоохранения. В кн.: Современные проблемы менеджмента. Выявление. Анализ. Решение. Пермь; 2011: 43—53.

12. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. М.; 2003.

13. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.; 2004.

14. Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л.; 1974.

15. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М.: Издательство «Эксмо»; 2007.

16. Журавлев А.П. Звук и смысл. 2-е изд. М.: Просвещение; 1991.

17. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия; 2004.

REFERENCES

1. Zmeev S.I. Bases of Andragogik [Osnovy andragogiki]. Moscow: Nauka; 1999. (in Russian)

2. Vershlovskiy S.G., eds. Workbook of Andragog [Rabochaya kniga andragoga]. St. Petersburg: Znanie; 1998. (in Russian)

3. Koryukina I.P., Golovskoy B.V., Khovaeva Ya.B. Contradictions of Modern Medicine and Questions of Professional Retraining of Primary Healthcare Doctors. Klinicheskaya meditsina. 2007; 85 (11): 71—3. (in Russian)

4. Carnevale D. Internet Experts Consult Their Crystal Balls. Information technology. 2005; 51 (20): 26—30.

5. Dembskiy L.K., Chirskiy N.V. Technology of Knowledge Transfer and Abilities' Acquisition. http://eyecenter.com.ua/teaeh/trans/index. htm. (in Russian)

6. Lyubimov A.Yu. Communications Skill [Masterstvo kommunikatsii]. Moscow; 1999. (in Russian)

7. Megun G. Awake Brain [Bodrstvuyushchiy mozg]. Moscow: Foreign Literature; 1960. (in Russian)

8. Morozov V.P. Art and Science: Nonverbal Communication [Iskusst-vo i nauka obshcheniya: neverbal'naya kommunikatsiya]. Moscow: RAN Publ.; 1998. (in Russian)

9. Mikheeva G.A. Nonverbal Communication Subjects of Educational Process of Higher Education Institution. IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences. 2008; 65: 427—35. (in Russian)

10. Richi Sh., Martin P. Management of motivation [Upravlenie motiva-tsiey]. Transl. from Engl. Moscow: UNITY-DANA; 2004. (in Russian)

11. Khovaev S.Yu. Formation of Stimulation System in the Health Care Organizations. In: Modern Problems of Management. Identification. Analysis. Decision. Perm': HSE Publ.; 2011: 43—53. (in Russian)

12. Gorelov I.N. The chosen Works of Psycholinguistics [Izbrannye trudy po psikholingvistike]. Moscow; 2003. (in Russian)

13. Gorelov I.N., Sedov K.F. Fundamentals of Psycholinguistics [Os-novy psikholingvistiki]. Moscow; 2004. (in Russian)

14. Zhuravlev A.P. Phonetic Meaning [Foneticheskoe znachenie]. St. Petersburg; 1974. (in Russian)

15. Piz A. Gestures' Language. How to read mind of people on their gestures [Yazyk telodvizheniy. Kak chitat' mysli okruzhayushchikh po ikh zhestam]. Moscow: EKSMO; 2007. (in Russian)

16. Zhuravlev A.P. Sound and .sense [Zvuk i smysl]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie; 1991. (in Russian)

17. Goryanina V.A. Communication psychology [Psikhologiya obshcheniya]. Moscow: Akademy; 2004. (in Russian)

Поступила 12.02.14 Received 12.02.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.