ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА РАЗУМОВА
главный специалист ОКОТАО УОПДТАО ФСИН России, кандидат экономических наук, полковник внутренней службы И [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3985-4049
Москва
Особенности порядка заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования государственным имуществом для размещения производства с привлечением труда осужденных
Аннотация. Исследование направлено на построение алгоритма действий по подготовке и заключению договоров безвозмездного пользования, договоров аренды государственного имущества для размещения производства с целью привлечения к труду осужденных; является практическим руководством по применению ранее опубликованной научной работы, в результате которой были внесены соответствующие изменения в законодательство в части передачи в аренду и безвозмездное пользование государственного имущества учреждениями уголовно-исполнительной системы. Методология исследования включает использование методов сравнительного анализа, синтеза, обобщения и логического метода. Проведенное исследование позволило разработать последовательность действий передачи государственного имущества с целью привлечения осужденных к труду.
Ключевые слова: трудовая адаптация осужденных, договор безвозмездного пользования, договор аренды
Для цитирования
Разумова И. В. Особенности порядка заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования государственным имуществом для размещения производства с привлечением труда осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 6. С. 63-69. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-241-6-63-69.
12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право (юридические науки) 5.1.3 Частно-правовые (цивилистические) науки (юридические науки)
УДК 347.453
DOI: 10.51522/2307-0382-2022-241-6-63-69
Трудовая адаптация как основной элемент ресоциализации осужденных имеет целью привитие осужденным трудовых навыков для их трудоустройства как во время отбывания наказания, так и после освобождения. По состоянию на 01.04.2022 в соответствии с отчетом о трудовой адаптации осужденных учреждениями уголовно-исполни-
© Разумова И. В., 2022_
тельной системы Российской Федерации (далее также - уголовно-исполнительная система, УИС) из 274 тысяч осужденных, подлежащих привлечению к труду, трудоустроены 184 тысячи человек. Несмотря на положительную динамику количества трудоустроенных осужденных за последние годы, обеспечение работой каждого осужденного на сегодняшний день оста-
IRINA V. RAZUMOVA
Chief Specialist DCOLAC DOPALA FPS of Russia, Candidate of Economics, Colonel of the Internal Service M [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3985-4049
Moscow
Features of the procedure for concluding lease agreements, agreements for the gratuitous use of state property for the placement of production with the involvement of the labor of convicts
Abstract. The study is aimed at building an algorithm of actions for the preparation and conclusion of contracts for gratuitous use, lease contracts for state property for the placement of production in order to attract convicts to work; it is a practical guide to the application of previously published scientific work, as a result of which appropriate changes were made to the legislation in terms of leasing and gratuitous use of state property by institutions of the penitentiary system. The research methodology includes the use of methods of comparative analysis, synthesis, generalization and the logical method. The study made it possible to develop a sequence of actions for the transfer of state property in order to attract convicts to work.
Keywords: labor adaptation of convicts, gratuitous use agreement, lease agreement
For citation
Razumova I. V. Features of the procedure for concluding lease agreements, agreements for the gratuitous use of state property for the placement of production with the involvement of the labor of convicts // Vedomosti of the penal system. 2022. No. 6. P. 63-69. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-241-6-63-69.
12.00.03 Civil law; business law; family law; private international law (legal sciences) 5.1.3 Private law (civil) sciences (legal sciences)
ется главной задачей начальников центров трудовой адаптации осужденных.
Для реализации положений статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [1], а также выполнения целевых показателей федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2030 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 420 [2], необходимо обеспечить учреждения УИС дополнительными государственными, муниципальными за-
казами, а также заказами сторонних организаций.
Одной из основных проблем решения возложенных законодательством задач по привлечению осужденных к труду остается необеспеченность учреждений УИС достаточным количеством заказов. Поиск заказов осуществляется учреждениями и территориальными органами ФСИН России как среди государственных и муниципальных заказчиков, так и среди негосударственных организаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее также - Закон № 5473-1) [3] Правительство Российской Федерации обязано размещать заказы в учреждениях УИС. Доходы от их реализации позволяют выплачивать осужденным заработную плату, возмещать потерпевшим причиненный ущерб, возмещать расходы федерального бюджета на питание, одежду и коммунально-бытовые услуги.
При этом анализ правовых норм начиная с 1993 года показал, что ни один нормативный акт не содержит порядка исполнения Правительством обязанности по размещению заказов в учреждениях УИС. Соответственно, действенный механизм реализации положений статьи 10 Закона № 5473-1 на сегодняшний день так и не был создан.
В научных исследованиях Шамсуно-ва С. Х. и Разумовой И. В. [4] в 2018 году были представлены предложения о необходимом изменении законодательства Российской Федерации для реализации обязанности ФСИН России по обязательному привлечению к труду осужденных.
Для устранения имеющихся противоречий ФСИН России организована масштабная работа по совершенствованию механизма привлечения осужденных к труду, размещению государственных и муниципальных заказов на собственных производственных мощностях, привлечению бизнес-структур в процесс трудовой адаптации осужденных.
Так, 25.03.2019 впервые были проведены парламентские слушания на тему «Обеспечение государственными и муниципальными заказами учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», в ходе которых председателем Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации Матвиенко В. И. была отмечена вся сложность и важность работы ФСИН России, в том числе по развитию производственного сектора УИС, вовлечению осужденных в трудовую деятельность, которая позволяет им восстановить, закрепить, приобрести профессиональные и трудовые навыки в период отбывания наказания и способствует успешной ресоциализации в обществе после освобождения.
По итогам парламентских слушаний приняты рекомендации, которые направлены Советом Федерации в органы законодательной и исполнительной власти различного уровня. В течение 2019-2021 годов ФСИН России совместно с членами Совета Федерации осуществлялось сопровождение пакета поправок в нормативные правовые акты с целью увеличения трудовой занятости осужденных, по результатам рассмотрения которых принято пять федеральных законов, три постановления Правительства Российской Федерации, изданы два приказа Минюста России, один приказ ФСИН России, проведено восемь совещаний по вопросам размещения заказов в учреждениях УИС и реализации рекомендаций парламентских слушаний с участием губернаторов (высших должностных лиц) субъектов Российской Федерации, руководителей госкорпораций и представителей крупных бизнес-структур.
Так, федеральным законом от 24.04.2020 № 140-ФЗ «О внесении изменения в статью 171 Федерального закона „О защите конкуренции"» [5] (далее -Закон № 140-ФЗ) определен особый порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного имущества федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы без проведения конкурсов или аукционов.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждениям, исполняющим наказания, предоставляется право владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции. Вместе с тем нормами Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [6] порядок реализации такого права ограничивается необходимостью проведения торгов.
Принятая поправка позволяет упростить процедуру заключения договора с контрагентом, готовым разместить свои производственные мощности на территории учреждений УИС с целью привлечения осужденных к труду, но только после несостоявшегося аукциона (конкурса).
В настоящее время более 155 000 м2 производственных площадей, которые могут быть переданы в аренду или безвозмездное пользование сторонним организациям, свободны и не используются.
Итак, для того чтобы сдать имущество в аренду или передать его в безвозмездное пользование в соответствии с положениями части 34 статьи 171 Закона № 140-ФЗ, необходимо одновременное выполнение трех условий:
1) указанное государственное имущество предоставляется арендатору (по договору аренды), ссудополучателю (по договору безвозмездного пользования) в целях размещения производства с привлечением труда осужденных;
2) договором аренды, договором безвозмездного пользования устанавливается запрет на сдачу в субаренду указанного государственного имущества, передачу арендатором, ссудополучателем своих прав и обязанностей по таким договору аренды, договору безвозмездного пользования другим лицам, предоставление
указанного государственного имущества в безвозмездное пользование другим лицам, залог данных арендных прав, прав, вытекающих из договора безвозмездного пользования;
3) договор аренды, договор безвозмездного пользования заключаются с лицом, первым обратившимся для заключения соответствующего договора в течение шести календарных месяцев с момента признания конкурса или аукциона на право заключения соответствующего договора несостоявшимся в случае, если не подано ни одной заявки на участие в конкурсе или аукционе, на условиях и по цене, которые предусмотрены конкурсной документацией или документацией об аукционе, но не ниже начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона, если не объявлен новый конкурс или аукцион на право заключения соответствующего договора.
Рассмотрим алгоритм действий с момента принятия начальником учреждения решения о необходимости заключении договора безвозмездного пользования или договора аренды в отношении неиспользуемого имущества производственного назначения до непосредственно заключения такого договора. Необходимо учитывать, что право выбора правового основания передачи имущества (аренда или безвозмездное пользование) остается прерогативой начальника учреждения, а в процедурах заключения договоров аренды или безвозмездного пользования имеются некоторые различия. Также осуществляемые действия по передаче имущества в безвозмездное пользование или аренду должны соответствовать уставу учреждения, в том числе в части взимания арендной платы.
1. Как в случае заключения договора безвозмездного пользования, так и в случае заключения договора аренды потре-
буется проведение независимой оценки в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [7]. Для дальнейшего заключения договора безвозмездного пользования необходимо провести оценку платы за право заключения договора, для договора аренды - оценку арендной платы. Плата за право заключения договора безвозмездного пользования взимается разово в момент подписания договора, арендная плата в свою очередь взимается, как правило, ежемесячно. Для этого необходимо заключить договор с оценочной организацией (или индивидуальным предпринимателем) в соответствии с общими требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [8], например как с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93. Также необходимо учитывать, что результаты оценки остаются действительными в течение шести месяцев.
2. Направление пакета документов во ФСИН России (через территориальный орган) для получения согласия собственника. В соответствии с письмом ФСИН России от 16.03.2015 № исх-04-12885 в пакете документов для согласования решения о передаче федерального имущества уголовно-исполнительной системы в безвозмездное пользование представляются:
- перечень объектов имущества, решение о передаче которых в безвозмездное пользование подлежит согласованию;
- обоснование необходимости осуществления передачи объектов;
- копии кадастрового паспорта и поэтажного плана с обозначением передаваемых помещений;
- копии инвентарных карточек;
- выписка из ЕГРП (ЕГРН);
- проект договора безвозмездного пользования.
Для согласования решения о передаче федерального имущества уголовно-исполнительной системы в аренду к вышеуказанному пакету документов дополнительно представляется согласие балансодержателя на передачу имущества в аренду, а также проект договора аренды вместо договора безвозмездного пользования. В обоих договорах отражается сумма, определенная оценщиками как начальная цена. Помимо перечня документов в соответствии с письмом ФСИН России от 16.03.2015 № исх-04-12885 целесообразно приложить также отчет об оценке.
При подготовке проекта договора аренды необходимо учитывать положения приказа Минфина России от 05.10.2021 № 146н «Об утверждении Типовых условий договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, а также находящихся в казне Российской Федерации» [9]. Так, например, текущий ремонт передаваемого в аренду имущества является обязанностью арендатора.
3. После получения согласия собственника - размещение извещения и документации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (ГИС Торги), которые должны соответствовать требованиям приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав
в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» [10]. Способ проведения торгов (аукцион или конкурс) также определяется начальником учреждения. При этом следует учитывать ограничения, установленные перечнем имущества, в отношении которого может проводиться конкурс. Аукцион как способ торгов может использоваться по отношению к любому имуществу без ограничений.
4. В случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся, когда не подана ни одна заявка, у начальника учреждения возникает право заключить договор аренды или безвозмездного пользования (в зависимости от того, по какому договору торги не состоялись) с любой организацией без проведения торгов. Порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного имущества федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы утвержден приказом Минюста России от 21.10.2020 № 247 «Об утверждении Порядка заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного имущества федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» [11].
5. В случае признания торгов состоявшимися победителем становится участник, предложивший максимальную цену по договору.
Также необходимо учесть, что в соответствии со статьей 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 51 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [12] договоры аренды, безвозмездного пользования, заключенные на срок не менее года, подлежат государственной регистрации.
На основании проведенного исследования определен алгоритм действий должностных лиц учреждений УИС, уполномоченных на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования государственным имуществом с целью размещения производства на территории учреждений УИС для привлечения осужденных к труду.
Любые процедуры с государственным имуществом в настоящее время сложны, трудозатратны и длительны по времени. Несмотря на это, регламентированный порядок действий и послабления законодательства в части проведения повторных торгов являются существенным шагом к правомерному использованию имущества, находящегося в ведении учреждений УИС.
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
2. О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2030 годы)» : пост. Правительства Рос. Федерации от 06.04.2018 № 420. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Шамсунов С. Х. Разумова И. В. Вопросы обеспечения права на труд осужденных. Анализ состояния и совершенствование законодательства в сфере трудовой занятости // Безопасность бизнеса. 2018. № 6. С. 57-63.
5. О внесении изменения в статью 171 Федерального закона «О защите конкуренции» : федер. закон от 24.04.2020 № 140-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. О защите конкуренции : федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Типовых условий договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, а также находящихся в казне Российской Федерации : приказ Минфина России от 05.10.2021 № 146н. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса : приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении Порядка заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного имущества федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 21.10.2020 № 247. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. О государственной регистрации недвижимости : федер. закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
1. Penal Code of the Russian Federation dated January 8, 1997 No. 1-FZ. Access from LRS «ConsultantPlus».
2. About the federal target program «Development of the penitentiary system (2018-2030)» : stat. Government of Rus. Federation dated 04/06/2018 No. 420. Access from the LRS «ConsultantPlus».
3. On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of deprivation of liberty : the law of Rus. Federation of July 21, 1993 No. 5473-I. Access from LRS «ConsultantPlus».
4. Shamsunov S. Kh. Razumova I. V. Issues of ensuring the right to work of convicts. Analysis of the state and improvement of legislation in the field of labor employment // Business Security. 2018. No. 6. pp. 57-63.
5. On Amendments to Article 171 of the Federal Law «On Protection of Competition» : Feder. Law of April 24, 2020 No. 140-FZ. Access from LRS «ConsultantPlus».
6. On the protection of competition : Feder. Law of July 26, 2006 No. 135-FZ. Access from LRS «ConsultantPlus».
7. On appraisal activities in the Russian Federation : Feder. Law of July 29, 1998 No. 135-FZ. Access from LRS «ConsultantPlus».
8. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs : Feder. Law of April 5, 2013 No. 44-FZ. Access from LRS «ConsultantPlus».
9. On approval of the Standard Conditions of Lease Agreements in respect of federally owned non-residential premises, buildings, structures, structures assigned to a federal state institution, a federal state unitary enterprise, and also located in the treasury of the Russian Federation : order of the Ministry of Finance of Russia dated 05.10.2021 No. 146n. Access from LRS «ConsultantPlus».
10. On the procedure for holding tenders or auctions for the right to conclude lease agreements, gratuitous use agreements, agreements on trust management of property, other agreements providing for the transfer of rights in relation to state or municipal property, and a list of types of property in respect of which the conclusion of these agreements can be carried out by bidding in the form of a competition : order of the Federal Antimonopoly Service of Russia dated February 10, 2010 No. 67. Access from the LRS «ConsultantPlus».
11. On approval of the procedure for concluding lease agreements, agreements for gratuitous use in relation to state property of federal state institutions of the penitentiary system : order of the Ministry of Justice of Russia dated October 21, 2020 No. 247. Access from the LRS «ConsultantPlus».
12. On state registration of real estate : Feder. Law of July 13, 2015 No. 218-FZ. Access from LRS «ConsultantPlus».