Научная статья на тему 'ДОГОВОР АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ДОГОВОР АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРЕНДА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / РАСПОРЯЖЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ / ЗАКУПКА / LEASE / LAND PLOT / ORDER / PENAL ENFORCEMENT SYSTEM / STATE NEEDS / PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подкорытова Надежда Александровна, Рухтина Валентина Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с договором аренды земельного участка - формы распоряжения имуществом, направленной на его передачу в возмездное пользование для предусмотренных договором целей. Особое внимание авторами обращается на проблемы нормативно-правового регулирования заключения договора аренды земельного участка для нужд организации Федеральной службы исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подкорытова Надежда Александровна, Рухтина Валентина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND LEASE AGREEMENT IN THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with issues related to the land lease agreement - a form of property disposal aimed at its transfer to paid use for the purposes stipulated in the agreement. The authors pay special attention to the problems of legal regulation of the conclusion of a land lease agreement for the needs of the Federal penitentiary service.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УКД 347.4

Подкорытова Надежда Александровна Рухтина Валентина Сергеевна Российская академия народного хозяйства и государственной службы при

президенте Российской Федерации Факультет экономики и права Россия, Челябинск podkorytova00@mail.ru valentina rsv@mail.ru Podkorytova Nadezhda Aleksandrovna Rukhtina Valentina Sergeevna Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Faculty of Economics and law Russia, Chelyabinsk

ДОГОВОР АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с договором аренды земельного участка - формы распоряжения имуществом, направленной на его передачу в возмездное пользование для предусмотренных договором целей. Особое внимание авторами обращается на проблемы нормативно-правового регулирования заключения договора аренды земельного участка для нужд организации Федеральной службы исполнения наказаний. Ключевые слова: аренда, земельный участок, распоряжение, уголовно-исполнительная система, государственные нужды, закупка.

LAND LEASE AGREEMENT IN THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM

OF THE RUSSIAN FEDERATION

i É

Annotation: the article deals with issues related to the land lease agreement - a form of property disposal aimed at its transfer to paid use for the purposes stipulated in the agreement. The authors pay special attention to the problems of legal regulation of the conclusion of a land lease agreement for the needs of the Federal penitentiary service. Key words: lease, land plot, order, penal enforcement system, state needs, procurement.

В Российской Федерации на протяжении длительного времени остается актуальным вопрос о расширении полномочий предприятий Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН) и казенных учреждений РФ по распоряжению принадлежащего им имущества, который свою очередь, мог стать дополнительным источником их финансирования, а также источником пополнения доходов государства. В данных местах локализованы как трудовой потенциал, так и огромные человеческие ресурсы, которые могут служить во благо уголовно- исполнительной системы (далее УИС), общества, государства. По статистическим данным ФСИН РФ, в 2019 году «объем производственной продукции, оказанных услуг и выполненных работ осужденными составил 32,1 миллиарда рублей» [9]. Данная цифра могла быть больше, т.к. 264 тысячи пребывающих в исправительных учреждениях граждан не обеспечены работой. В современных реалиях государство начало принимать меры по совершенствованию правового регулирования в данной сфере: принята «Концепция развития уголовно- исполнительной системы РФ», разработана целевая программа развития УИС в период с 2018 по 2026 год, модернизирована система внутрисистемных поставок. Так, согласно концепции, в РФ для осужденных «функционируют 569 центров трудовой адаптации и 20 учебно-производственных мастерских» [9], улучшается их материально-бытовые условия, проводятся мероприятия по расширению производства сельскохозяйственной продукции. Но, несмотря на это, остается ряд нерешенных на законодательном уровне проблем, в том числе это и

предоставление права учреждениям уголовно-исполнительной системы использования земельных участков для собственных нужд.

Регулирование земельных отношений в РФ осуществляется посредством норм земельного, гражданского права, а также норм, предусмотренных специальными федеральными законами. Так, например, в главе VI Земельного кодекса (далее ЗК РФ) определены основания и порядок предоставления государственных и муниципальных земельных участков, в свою очередь, гражданское право регламентируют общие нормы по владению, пользованию и распоряжению земельными участкам с учетом особых положений федерального законодательства, установленных для отдельных видов (категорий) земель. Таким образом, мы видим, что «земельные участки заняли прочную позицию среди объектов гражданского оборота» [5, с. 215].

Согласно пункту 3 стати 6 Земельного кодекса (далее ЗК РФ), «под земельным участком понимается недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи» [2]. К таким характеристикам можно отнести адрес, вид разрешенного использования, кадастровый номер, категорию земель, площадь.

В статье 39.2 ЗК РФ трактуется, что предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, возложено на исполнительный орган МСУ или государственной власти в пределах их компетенции, предусмотренных статьями 9-11 ЗК РФ. Кроме этого, участки могут предоставляться и на основании договора аренды. Данное положение отражено в пункте 1 статьи 39.1 ЗК РФ. Кроме этого, стоит обратить внимание на отсутствие в законодательстве легальной трактовки понятия «аренда земельного участка». Это определение можно встретить только в научной литературе. Под арендой земельного участка принято понимать передачу за определенную плату арендодателем арендатору земельного участка во временное владение и пользование или временное владение. Таким образом,

данный пробел в праве приводит к необходимости введения в статью 22 ЗК РФ вышеупомянутого термина.

Согласно статья 39.9 и 39.10 ЗК РФ, земельные участки предоставляются органам и учреждениям ФСИН РФ на праве безвозмездного пользования, аренды и постоянного (бессрочного) пользования. Сам порядок их предоставления зависит от формы собственности и категории земельного участка. Земельный кодекс по целевому назначению предусматривает 7 категорий земель:

1. земли промышленности и специального назначения;

2. земли запаса;

3. земли лесного фонда;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

5. земли водного фонда;

6. земли населенных пунктов;

7. сельскохозяйственные земли.

Стоит отметить, что, согласно статье 269 Гражданского кодекса (далее ГК РФ), учреждения ФСИН не имеют права «сдавать государственные земельные участки в аренду, выступать в роли арендодателя» [1]. В научной литературе высказывается мнение о том, что «установленный в законодательстве запрет предоставлять в аренду земельные участки, лицами обладающими правом постоянного бессрочного пользования, зачастую приводит к неэффективности использования земель и невозможности осуществлять экономическую деятельность» [3, с. 282]. Так же пункт 4 статьи 27 ЗК РФ закрепляет следующее: «земельные участки, занятые объектами учреждений и органов ФСИН изъяты из оборота и не могут быть объектами гражданско-правовых сделок» [2]. При этом сами объекты недвижимости или их части, принадлежащие УИС, могут передаваться в безвозмездное пользование, аренду при соблюдении предусмотренных законодательством процедур. Их перечень представлен в Постановлении Правительства от 1 февраля 2000 года N 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему». На сельскохозяйственных землях, закрепленных за

807

Ш

органами и учреждениями ФСИН, нет ведомственных, режимных, административных объектов относящихся непосредственно к УИС. В силу статьи 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут быть заняты только сооружениями или зданиями, «используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, которые являются неотъемлемой частью обработки данных площадей» [7, с. 215]. Из «свободных» земель учреждениям УИС можно было бы извлекать прибыль, пополняя бюджет за счет денежных средств, предоставляемых по договорам аренды.

На официальном сайте ФСИН в разделе «Организация совместного производства» опубликованы предложения об использовании в производстве земельных участков с представителями бизнеса, путем заключения таких договоров как подряда, оказания услуг, поставки, о предоставлении рабочей силы из числа осужденных. Эти отношения, по сути, подходят под трудовое или гражданско-правовое регулирование, т.к. они заключаются с целью трудоустройства заключенных. То есть в них не передаются право на земельный участок, но, не смотря на это, на нем организовывается производство. Для данных отношений больше всего походит заключение договора аренды, но в силу закона это не возможно. Можно сказать, что этот договор не раскрывает фактической сути возникающих правоотношений между сторонам. Таким образом, для регулирования вышеописанных отношений необходимо внести изменения в статьи 267 ГК РФ, 27 и 29.9 ЗК РФ, путем предоставления учреждениям и предприятиям УИС прав быть арендодателями по договорам аренды земельных участков. Данные поправки позволят получить дополнительное финансирование, как самим учреждениям, так и государству.

Стоит отметить, что предприятия и учреждения УИС могут выступать в

роли арендаторов в случаях потребности в использовании земельных участков.

Это необходимо для развития как трудоустройства осужденных, так и

производственного сектора, то есть предприятия и объекты ФСИН будут

являться «заказчиками аренды земельных участков» [6, с. 45]. Сама закупка 808

Ш

будет производится посредством проведения аукционов или запроса предложений. В зависимости от арендатора данные отношения будут регулироваться либо ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в случае если арендаторами будет выступать учреждения УИС в лице РФ), либо ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (арендатор - федеральные государственные унитарные предприятия). Чаще всего объектами закупки выступают земли сельскохозяйственного назначения. Договоры заключаются на определенный срок (в период от посевной до уборки урожая) в целях исполнения государственных контрактов на поставку выращиваемой или добываемой на этих землях продукции.

Исходя из норм, отображенных в пункте 1 статьи 432 ГК РФ, «договор аренды земельного участка будет считаться заключенным, если между сторонами (арендодателем и арендатором) достигнуто соглашение по существенным условиям договора» [1]. К ним относят предмет и размер арендной платы, вносимой за временное пользование земельным участком.

Стоит отметить, что при выставлении технического задания закупочной документации учреждения УИС чаще всего уже знают необходимый им земельный участок и место его расположения. Основываясь на этом, они описывают объект закупки, добавляя к основным требованиям (категория земель сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования) дополнительные, например тип земель, наличие оросительных систем, определенное количество зданий, расположенных на земельном участке (цеха, склады), наличие весовой площадки, расстояние от учреждения (не более 50 квадратных метров). Но, не смотря на наличие уже конкретного земельного участка, учреждениям необходимо соблюсти предписанные законодательством процедуры для выхода на аукцион. Весь этот процесс достаточно длителен, хотя не является конкурентоспособным, потому что в торгах будет участвовать только один участник, т.к. только он подходит под указанные требования. По закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для

809

Ш

обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукцион с одним участником будет признан не состоявшимся. Но в силу пункта 1 статьи 71 данного ФЗ контракт будет заключен со стороной, при соблюдении установленных законом требований к заявке. Таким образом, необходимо урегулировать процесс подготовки закупочной документации учреждениями УИС и их выход на аукцион, путем предоставления им права заключать контракты с единственным поставщиком без процедуры проведения торгов. Это бы позволило сократить время на «формальности» и раньше приступать к работам.

Основные нормы, регламентирующие правила определения арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной или государственной собственности, содержатся в «Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в статье 39.7 ЗК РФ и в Постановлении Правительства РФ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». «Установленная законодательством дифференциация ставок арендной платы должна стимулировать эффективное использование земель и их рациональное использование» [4, с. 179]. К принципам определения арендной платы относят:

«1. принцип предельной простоты и предсказуемости расчета арендой платы;

2. принцип экономической обоснованности;

3. принцип недопустимости ухудшения экономического состояния землевладельцев и землепользователей при переоформлении прав на земельный участок» [6, а 123].

В свою очередь, если учреждения УИС приобретают для своих нужд

земельный участок у частных лиц, то размер арендной платы будет

регулироваться в таких правоотношениях на основании норм ГК РФ и ФЗ «О

контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для 810

Ш

государственных и муниципальных нужд». В приложении к контракту и в извещении заказчиком указываются методы, обоснования и расчет, на основании которых была выведена начальная цена контракта. Данные процессы производятся в соответствии со статьей 22 вышеупомянутого ФЗ и приказом Минэкономразвития «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, следует сделать следующие выводы:

1. В силу отсутствия в законодательстве легального толкования термина «аренда земельного участка», необходимо внести в пункт 1.1 статьи 22 ЗК РФ следующее: «Под арендой земельного участка понимают передачу за определенную плату арендодателем арендатору земельного участка во временное владение и пользование или временное владение».

2. Учреждениям и предприятиям УИС запрещено выступать по договору аренды земельных участков в роли арендодателя, поэтому необходимо дать им это право для их дополнительного финансирования и пополнения доходов государства, путем внесения изменений:

а) в пункт 3 статьи 269 ГК РФ: «Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации» [8, с. 89] ;

б) в пункт 5 статьи 39.9 ЗК РФ: «Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, вправе распоряжаться этими земельными участками с согласия их собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием»;

в) в подпункт 8 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ: «кроме земельных участков,

относящихся к землям сельскохозяйственного назначения». 811

3. Проведение аукциона учреждениями УИС при закупке аренды земельного участка довольно длительный и, по сути, не конкурентный процесс. Поэтому необходимо урегулировать подготовку закупочной документации учреждениями УИС и их выход на аукцион, путем предоставления им права заключать контракты с единственным поставщиком без процедуры проведения торгов. На стадии разработки документации позволить учреждениям УИС при описании предмета договора указывать кадастровый номер, площадь индивидуализирующие данный земельный участок сведения. Это бы позволило сократить время на «формальности» и учреждения могут раньше приступать к работам по выполнению, например, государственных контрактов.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136- ФЗ // Парламентская газета. N 204-205. 30.10.2001.

3. Аббасов П.Р., Аббасова Е.В. Правовое регулирование переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования // Инновационное развитие территорий: государство, бизнес, общество. Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов, посвященной 20-летию ЮжноУральского института управления и экономики. Научные редакторы: О.С. Нагорная, А.В. Молодчик. 2015. 567 с.

4. Аббасов П.Р. Порядок определения арендной платы за земельные участки // Наука ЮУрГУ. материалы 61-й научной конференции. 2009. 450 с.

5. Лосева С.Н., Гарник С.В. Организация труда осужденных в условиях реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 3. 120 с.

6. Надорова Ю.Г. Проблемы определения существенных условий договора аренды земельных участков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019. N 6. 345 с.

7. Пружинина О. П. Особенности закупок продовольствия для нужд УИС // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2016. N 3. 234 с.

8. Ращупкина Л.В., Сердюк А.Л, Шогрина Е.В. Проблемные вопросы заключения договора аренды земельного участка для нужд УИС // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. серия: экономика и право. 2020. N 8. 679 с.

9. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации [Электронный ресур] // URL: http: //fsin. gov. ru/structure/mspector/iao/statistika/Kratkaya%o20har-ka%20UIS/.

813

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.