Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ НУЖД УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ НУЖД УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
287
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / АРЕНДА ИМУЩЕСТВА / КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТОРГИ / ПОСТОЯННОЕ БЕССРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ / LAND PLOT / RENTAL PROPERTY / GOVERNMENT AGENCY / STATE CONTRACT / OPERATIONAL MANAGEMENT / BIDDING / PERMANENT UNLIMITED USE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шоргина Елена Васильевна, Ращупкина Людмила Валерьевна

В статье рассматриваются особенности нормативно-правового регулирования заключения договора аренды земельных участков для нужд казенных учреждений и предприятий ФСИН России. Делается вывод о приоритете норм земельного законодательства перед гражданским. В то же время сам порядок заключения таких договоров регламентируется законодательством о закупках, так как указанные договоры будут заключаться только через процедуру проведения торгов. Особое внимание обращается на проблемные вопросы, возникающие при использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы. Авторы акцентируют внимание на том, что из-за определенных законодательных ограничений, учреждения и предприятия УИС арендодателями быть не могут, так как режим передачи земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование прямо запрещает, без всяких исключений, распоряжаться данным земельным участком. По мнению авторов, проанализированные правоотношения требуют правового урегулирования вплоть до внесения изменений в федеральное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шоргина Елена Васильевна, Ращупкина Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION WHEN CONCLUDING A LEASE AGREEMENT FOR A LAND FOR THE NEEDS OF THE PENALTY SYSTEM

The article discusses the features of the legal regulation of the conclusion of a lease of land for the needs of state institutions and enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia, it concludes that the priority of land legislation over civil law is at the same time, the very procedure for concluding such agreements is regulated by procurement law, since these agreements will be concluded only through the bidding procedure. Particular attention is paid to problematic issues arising from the use of agricultural land by institutions and enterprises of the penitentiary system. The authors focus on the fact that, due to certain legislative restrictions, penitentiary system institutions and enterprises cannot be lessors, since the regime for transferring land plots for permanent (unlimited) use directly prohibits, without any exceptions, disposing of this land plot. According to the authors, the analyzed legal relations require a legal settlement up to the introduction of amendments to the federal legislation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ НУЖД УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

5. Sklovsky K. I. Sobstvennost' v grazhdanskom prave [Property in civil law]. 5th ed., revised. Moscow, Statute, 2010.

6. Sukhanov E.A. Veshhnoe pravo: nauchno-poznavatel'nyj ocherk [Property law: a scientific and educational essay]. Moscow, Statute, 2017.

Сведения об авторе

Кирилл Викторович Косарев: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: writer999@mail.ru

Information about the author

Kirill V. Kosarev: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Chair of Civil Law Disciplines. E-mail: writer999@mail.ru

УДК 347.4

Е. В. Шоргина, Л. В. Ращупкина

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ НУЖД УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматриваются особенности нормативно-правового регулирования заключения договора аренды земельных участков для нужд казенных учреждений и предприятий ФСИН России. Делается вывод о приоритете норм земельного законодательства перед гражданским. В то же время сам порядок заключения таких договоров регламентируется законодательством о закупках, так как указанные договоры будут заключаться только через процедуру проведения торгов. Особое внимание обращается на проблемные вопросы, возникающие при использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы. Авторы акцентируют внимание на том, что из-за определенных законодательных ограничений, учреждения и предприятия УИС арендодателями быть не могут, так как режим передачи земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование прямо запрещает, без всяких исключений, распоряжаться данным земельным участком. По мнению авторов, проанализированные правоотношения требуют правового урегулирования вплоть до внесения изменений в федеральное законодательство.

Ключевые слова: земельный участок; аренда имущества; казенное учреждение; государственный контракт; оперативное управление; торги; постоянное бессрочное пользование.

© Шоргина Е. В., Ращупкина Л. В., 2020 © Shorgina E. V., Rashhupkina L. V., 2020

E. V. Shorgina, L. V. Rashhupkina

LEGAL PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION WHEN CONCLUDING A LEASE AGREEMENT FOR A LAND FOR THE NEEDS OF THE PENALTY SYSTEM

The article discusses the features of the legal regulation of the conclusion of a lease of land for the needs of state institutions and enterprises of the Federal Penitentiary Service of Russia, it concludes that the priority of land legislation over civil law is at the same time, the very procedure for concluding such agreements is regulated by procurement law, since these agreements will be concluded only through the bidding procedure. Particular attention is paid to problematic issues arising from the use of agricultural land by institutions and enterprises of the penitentiary system. The authors focus on the fact that, due to certain legislative restrictions, penitentiary system institutions and enterprises cannot be lessors, since the regime for transferring land plots for permanent (unlimited) use directly prohibits, without any exceptions, disposing of this land plot. According to the authors, the analyzed legal relations require a legal settlement up to the introduction of amendments to the federal legislation.

Keywords: land plot; rental property; government agency; state contract; operational management; bidding; permanent unlimited use.

В рамках исполнения основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в части улучшения материально-бытовых условий и повышения трудовой деятельности и занятости осужденных были обозначены основные мероприятия, направленные на расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями; совершенствование организации питания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с международными стандартами; обеспечение продовольственной безопасности и независимости уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) от колебаний конъюнктуры рынка питания. За последнее время в УИС сформировалась система внутриведомственных или, как ее еще называют, внутрисистемных поставок, которая позволяет обеспечить заказами производственные подразделения ФСИН России и упростить закупочную деятельность [7, с. 216].

На сегодняшний день проблема развития сельского хозяйства в УИС с целью самообеспеченности продуктами питания,

трудоустройства осужденных и извлечения прибыли обсуждается и реализуется руководством ФСИН России, о чем говорят, например, подписанные соглашения о сотрудничестве между различными агро-холдингами и ФСИН России. Данные соглашения дают возможность осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, трудоустраиваться на предприятия агрохолдинга. Кроме того, они смогут продолжить работать там и после освобождения, таким образом получая профессиональные навыки, достойную зарплату и необходимые социальные гарантии [8]. В связи с реализацией всех этих масштабных целей и задач возникает вопрос о предоставлении и использовании земельных участков для нужд УИС, которые могут находится как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности.

Земельные участки давно заняли прочную позицию среди объектов гражданского оборота. Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ) в главе V.! устанавливает порядок и основания предоставления земельных участков, принадлежащих государству или региону. В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ передача земельных участков, находящихся в государственной или муници-

пальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 ЗК РФ. На основании п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды.

Предоставление земельных участков органам и учреждениям ФСИН России в соответствии с ЗК РФ возможно на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве безвозмездного пользования и на праве аренды.

Встает вопрос, какова процедура предоставления земельного участка в аренду для организации сельскохозяйственного производства в УИС?

Какой порядок будет использован казенным учреждением ФСИН России, зависит от целевой категории земельного участка и формы собственности на него, и регулироваться он будет в соответствии с нормами земельного законодательства. Здесь следует отметить, что выступать в роли арендодателя и сдавать государственные земельные участки в аренду казенное учреждение ФСИН России не может, согласно ст. 269 ГК РФ лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками. Кроме того, согласно ст. 27 ЗК РФ земельные участки, занятые объектами учреждений и органов УИС России, изъяты из оборота и не могут быть объектами гражданско-правовых сделок.

И. А. Емелькина, раскрывая вопрос аренды имущества, указала, что несмотря на проведенную приватизацию публичного имущества, в руках нашего государства находится огромное советское наследство в виде не только земли, но и зданий и сооружений. Указанное имущество сдается повсеместно в аренду. Для одних учреждений полученные от аренды доходы — это возможность хоть как-то создать поступления в бюджет организации, для других — это хороший источник дохода,

по сути, без каких-либо инвестиций в развитие доставшихся от учредителя основных и оборотных средств [3, с. 25].

Также И. А. Емелькина говорит о необходимости установления пределов арендного бизнеса с публичным имуществом. В частности, запретить перераспределять имущество с целью сдачи в аренду и, наоборот, разрешить сдавать в аренду при достижении эффективности деятельности соответствующего государственного или муниципального юридического лица. Поддерживая точку зрения автора, отмечаем, что это в полной мере относится и к арендным правоотношениям с участием учреждений и предприятий УИС.

На сайте ФСИН России в разделе «Организация совместного производства» не редки предложения об использовании земельных участков в производстве. Как видно из информации на сайте, возможны различные варианты возникновения договорных правоотношений с представителями бизнеса: это и договор поставки, договор подряда, и договор оказания услуг и даже такой договор, как «договор о предоставлении рабочей силы из числа осужденных», который по своим характеристикам не подходит ни под гражданско-правовое, ни под трудовое регулирование, все вышеуказанные договоры заключаются с основной целью — трудоустройство осужденных. Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставленные казенным учреждениям и предприятиям УИС России на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут передаваться таким бизнес-субъектам ни по договору аренды, так как они ограничены в обороте, ни в безвозмездное пользование, по-прежнему сохраняя статус закрепленных за конкретным учреждением, по сути, на них организовывается производство без передачи какого-либо права на данный земельный участок.

По поводу оборотоспособности земельных участков Н. Н. Владимиров [1, с. 113] говорит о несогласованности межотраслевых связей гражданского и зе-

мельного законодательства, где в первом случае отсутствует категория «изъятые из оборота объекты гражданских прав», в ЗК РФ она активно используется. Исходя из п. 2 ст. 22 и п. 2 ст. 27 ЗК РФ, на первый взгляд, может показаться, что изъятые из оборота земельные участки не могут быть объектом договора аренды. Однако практически из любого правила существуют свои отступления. Так, в судебной практике особенно подчеркивается, что «предусмотренный п. 11 ст. 22 ЗК РФ запрет передачи земельных участков в аренду касается земельных участков, изъятых из оборота, а не ограниченных в обороте» [6]. Ограниченные в обороте земельные участки предоставляются именно во временное владение и пользование по договору аренды.

Л. Т. Кокоева, З. А. Годжиева отмечают, что несмотря на то, что право собственности на земельные участки, переданные на праве оперативного управления учреждениям УИС России, принадлежит государству, земельное законодательство не признает за публичными собственниками земельных участков правомочий владения и пользования.

Правовая конструкция, при которой осуществление права собственности возлагается на органы государственной власти или органы местного самоуправления, не дает оснований для признания за этими субъектами двух правомочий: владения и пользования, если объектом права собственности являются земли. В этих случаях субъект права публичной собственности реально не осуществляет этих правомочий [4, с. 214].

Рассматривая заключение договора аренды, где объектом выступают земельные участки, можно констатировать, что правовое регулирование осуществляется земельным и гражданским законодательством, причем приоритет земельного над гражданским законодательством очевиден, что указывается в п. 3 ст. 3 ЗК РФ. Кроме того, законодатель не исключил регулирование земельных отношений специальными федеральными законами. Аренда земельных участков регулируется

нормами земельного законодательства и общими положениями ГК РФ об аренде с учетом содержащихся в них специальных правил об аренде недвижимости, а также иным законодательством, устанавливающим требования к отдельным видам земельных участков. При этом Р. А. Курба-нов и К. И. Налетов, изучая правовой режим земельных участков, говорят об неопределенности их правового статуса. По их мнению, фактором нестабильности выступает и то, что оборот и использование земельных участков подчиняется одновременно нормам гражданского, градостроительного и земельного законодательства, которые не только по-разному решают вопросы соотношения прав на земельный участок и на расположенное на нем недвижимое имущество, но и имеют принципиально разную иерархию нормативных правовых актов [5, с. 44].

В соответствии с п. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

В Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства. Как было указано выше, учреждения УИС не могут выступать в качестве арендатора, если предметом договора является земельный участок. Следует отметить, что здания, строения, сооружения, находящиеся на земельных участках учреждений УИС России, не будут относятся к объектам, изъятым из оборота. Причем в п. 4 ст. 27 ЗК РФ норма сформулирована таким образом, что при буквальном ее толковании видно, что ограничены в обороте должны

быть только те земельные участки, на которых расположены объекты учреждений и органов УИС России. Виды предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, перечислены в постановлении Правительства РФ от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему». Все указанные предприятия, учреждения, организации УИС располагаются в зданиях, строениях, сооружениях, которые, в свою очередь, причисляются ГК РФ к объектам недвижимости. Заметим, что сами объекты недвижимости УИС или их часть не изымаются из оборота и могут сдаваться в аренду и передаваться в безвозмездное пользование, соблюдая определенную процедуру согласования таких договоров [9, с. 177]. Но на землях сельскохозяйственного назначения, закрепленных за учреждениями и органами УИС России, как правило, объектов, относящихся непосредственно к УИС, режимных, административных, ведомственных, нет. Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут быть заняты только зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, которые являются неотъемлемой частью обработки данных площадей. «Излишки» земель сельскохозяйственного назначения, закрепленных за ФСИН России на праве постоянного (бессрочного) пользования, учреждения могли бы сдавать в аренду и извлекать из этого прибыль получая доход в виде арендной платы, тем самым пополняя бюджет. Чтобы это могло быть реализовано, считаем целесообразным внести следующие изменения в действующее законодательство:

в п. 3 ст. 269 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев

установленных Земельным кодексом Российской Федерации»,

в ст. 39.9 ЗК РФ, дополнив ее п. 5: «Лица, за которыми земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, и распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества».

в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, сформулировав ее следующим образом: «Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 8) объектами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, кроме земельных участков, относящихся к землям сельхозназначения».

Но не во всех учреждениях и предприятиях УИС имеются земельные участки, либо их недостаточно, в таких случаях учреждение или предприятие может выступать как арендатор, и такая востребованность есть, об этом говорят сведения, представленные в Единой информационной системе в сфере закупок [2].

Заказчиком закупки аренды земельных участков в основном выступают унитарные предприятия ФСИН России, но в некоторых случаях и учреждения, например, ФКУ КП-8 УФСИН России по Белгородской области. Объектом закупки чаще всего являются земельные участки сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием (назначением) участка под ведение сельскохозяйственного производства. Заключаются такие договоры в целях исполнения государственных контрактов на поставку различной сельскохозяйственной продукции. Как правило, такие договоры имеют сезонное значение и заключаются соответственно на срок от посевных работ до сборки урожая.

Договор аренды — это договор гражданско-правового характера, по которому арендодатель обязуется предоста-

вить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Из приведенного определения следует, что одним из важных условий договора аренды, а главное, условием сохранения договорных отношений является своевременное внесение арендной платы за временное пользование имуществом, принадлежащим на праве собственности арендодателю.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то арендная плата будет устанавливаться в соответствии со ст. 39.7 ЗК РФ, постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. В случае, когда учреждение УИС берет для своих нужд земельный участок в аренду у частных лиц, то арендная плата определяется нормами гражданского законодательства с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ). Так как земельный участок выступает объектом закупки, начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения методов, указанных в ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Чаще всего, согласно Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утвержденным приказом Минэко-

номразвития России от 02.10.2013 № 567, проводится маркетинговое исследование на предмет установления начальной (максимальной) цены государственного контракта по аренде участка сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур (картофель, свекла) для нужд учреждения, и используется метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Расчет и обоснование цены контракта с обоснованием применяемого метода расчета цены указываются в извещении и приложении к контракту.

Закупка аренды земельного участка для нужд учреждений УИС будет проводится посредством проведения торгов и оформляться через госконтракт. Регулируются данные правоотношения нормами Закона № 44-ФЗ, ЗК РФ и гражданским законодательством. Казенные учреждения УИС в данном случае являются государственным заказчиком, действующим от имени Российской Федерации, уполномоченным принимать бюджетные обязательства и осуществляющим закупки. Если государственным заказчиком будет федеральное государственное унитарное предприятие, входящее в состав УИС, то закупка аренды будет проводится по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, мы видим, что сегодня наблюдается новый виток интереса к правовому регулированию права государственной собственности. В УИС при осуществлении арендных правоотношений, объектом которых выступает земельный участок, возникает ряд проблемных вопросов, которые требуют на сегодняшний момент нормативного закрепления, что позволило бы данным субъектам быть полноправными участниками производства и гражданского оборота.

Литература

1. Владимиров, Н. Н. Договор аренды земельного участка: межотраслевые связи гражданского и земельного права по стадиям развития обязательственного отно-

шения // Правовое государство: теория и практика. — 2018. — № 4 (54). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dogovor-arendy-zemelnogo-uchastka-mezhotraslevye-svyazi-grazhdanskogo-i-emelnogo-prava-po-stadiyam-razvitiya-obyazatelstvennogo (дата обращения: 21.07.2020).

2. Единая информационная система в сфере закупок : сайт. — URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 30.01.2020).

3. Емелькина, И. А. Перераспределение государственной и муниципальной собственности: правовые проблемы и тенденции развития законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2020. — № 2. — С. 22-28.

4. Кокоева, Л. Т., Годжиева, З. А. Особенности договора аренды земельных участков, относящиеся к публичной собственности // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2016. — № 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dogovora-arendy-zemelnyh-uchastkov-otnosyaschiesya-k-publichnoy-sobstvennosti (дата обращения: 21.07.2020).

5. Курбанов, Р. А., Налетов, К. И. Правовой режим земельных участков как объектов гражданских прав на современном этапе реформирования законодательства // Вестник Московского университета МВД России. — 2020. — № 1. — С. 40-45.

6. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 № 09АП- 55467/2017 по делу № А40-236751/16, которое Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2018 № Ф05-1270/2018 оставлено без изменения. Документы официально опубликованы не были // СПС «Консультант-Плюс».

7. Пружинина, О. П. Особенности закупок продовольствия для нужд УИС // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. — 2016. — С. 215-216.

8. Федеральная служба исполнения наказаний : сайт. — URL: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=399160 (дата обращения: 29.01.2020).

9. Шоргина, Е. В. Порядок заключения договора аренды имущества для государственных нужд уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. — 2019. — № 1 (38). — С. 174-180.

References

1. Vladimirov N. N. Dogovor arendy zemel'nogo uchastka: mezhotraslevye svjazi gra-zhdanskogo i zemel'nogo prava po stadijam razvitija objazatel'stvennogo otnoshenija [Lease agreement for a land plot: intersectoral relations of civil and land law by stages of development of an obligation relationship]. Pravovoe gosudarstvo: teorija i praktika [Legal state: theory and practice], 2018, no. 4 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dogovor-arendy-zemelnogo-uchastka- ezhotraslevye-svyazi-grazhdanskogo-i-emelnogo-prava-po-stadiyam-razvitiya-obyazatelstvennogo (accessed 7/21/2020).

2. Edinaja informacionnaja sistema v sfere zakupok [Unified procurement information system]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (accessed 1/30/2020).

3. Emelkina I. A. Pereraspredelenie gosudarstvennoj i municipal'noj sobstvennosti: pravovye problemy i tendencii razvitija zakonodatel'stva [Redistribution of state and municipal property: legal problems and trends in the development of legislation]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: experience, analysis, practice], 2020, no. 2, p. 22-28.

4. Kokoeva L. T., Godzhieva Z. A. Osobennosti dogovora arendy zemel'nyh uchastkov, otnosjashhiesja k publichnoj sobstvennosti [Features of the lease agreement for land plots related to public ownership]. Fundamental'nye iprikladnye issledovanija: problemy i re-zul'taty [Fundamental and applied research: problems and results], 2016, no. 24. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dogovora-arendy-zemelnyh-uchastkov-otnosyaschiesya-k-publichnoy-sobstvennosti (accessed 7/21/2020).

5. Kurbanov R. A., Naletov K. I. Pravovoj rezhim zemel'nyh uchastkov kak ob#ektov gra-zhdanskih prav na sovremennom jetape reformirovanija zakonodatel'stva [The legal regime of land plots as objects of civil rights at the present stage of legislation reform]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2020, no. 1, p. 40-45.

6. Postanovlenie Devjatogo arbitrazhnogo apelljacionnogo suda ot 29.11.2017 № 09AP-55467/2017 po delu № A40-236751/16, kotoroe Postanovleniem Arbitrazhnogo suda Moskovskogo okruga ot 22.03.2018 № F05-1270/2018 ostavleno bez izmenenija [Ruling of the Ninth Arbitration Court of Appeal dated November 29, 2017 No. 09AP-55467/2017 in case No. A40-236751 / 16, which was left unchanged by the Resolution of the Arbitration Court of the Moscow District dated March 22, 2018 No. F05-1270 / 2018]. The documents have not been officially published. Help Legal System "Consult-antPlus".

7. Pruzhinina O. P. Osobennosti zakupok prodovol'stvija dlja nuzhd UIS [Features of food purchases for the needs of the penal correction system] In:. Juridicheskaja nauka i praktika: al'manah nauchnyh trudov Samarskogo juridicheskogo instituta FSIN Rossii [Collection: Jurisprudence and practice almanacs of scientific works of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia]. 2016. P. 215-216.

8. Federal'naja sluzhba ispolnenija nakazanij [Federal Penitentiary Service of Russia]. URL: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ГО=399160 (accessed 1/29/2020).

9. Shorgina E. V. Porjadok zakljuchenija dogovora arendy imushhestva dlja gosudarstven-nyh nuzhd ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [The procedure for concluding a lease of property for state needs of the penal system]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2019, no. 1 (38), p. 174-180.

Сведения об авторах

Елена Васильевна Шоргина: ВЮИ ФСИН России (г. Владимир, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета. E-mail: eshorgina@mail.ru

Людмила Валерьевна Ращупкина: ВЮИ ФСИН России (г. Владимир, Российская Федерация), доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: rashhupkina73@mail.ru

Information about the authors

Elena V. Shorgina: VLI of the FPS of Russia (Vladimir, Russia), lecturer of the Chair of Civil Law Studies of Law Faculty. E-mail: eshorgina@mail.ru

Lyudmila V. Rashhupkina: VLI of the FPS of Russia (Vladimir, Russia), associate professor of the Chair of Civil Law Studies of Law Faculty, candidate of law, associate professor. E-mail: rashhupkina73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.