contents and ratio of concepts] // Ob"ekty grazhdanskogo oborota [Objects of civil circulation] : coll. of articles / editor-in-chief M. A. Rozhkova. Moscow, Statut, 2007.
3. Braginskij, M. I., Vitryanskij, V. V. Dogovornoe pravo. Obshchie polozheniya [Contract
rd
law. General provisions]. 3 iss. Moscow, Statut, 2001. — Book 1.
4. Vitryanskij, V. V. Reforma rossijskogo grazhdanskogo zakonodatel'stva: promezhu-tochnye itogi [Reform of the Russian civil legislation: intermediate results]. 2nd iss., corrected and added. Moscow, Statut, 2018.
5. Grimm, D. D. K ucheniyu ob ob"ektah prav [To the doctrine about objects of the rights] // Vestnik grazhdanskogo prava [Civil Law Bulletin], 2007, no. 1, vol. 7.
6. Dudin, A. P. Ob"ekt pravootnosheniya (voprosy teorii) [Object of legal relationship (theory questions)]. Saratov, 1980.
7. Romanets, Yu. V. Sistema dogovorov v grazhdanskom prave Rossii [The system of contracts in civil law of Russia]. Moscow, 2001.
Сведения об авторе
Хильман Дмитрий Вадимович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Information about the author
Hilman Dmitriy Vadimovich: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the lecturer of Chair of Civil Law Disciplines. E-mail: [email protected]
УДК 347.44
Е. В. Шоргина
ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особым порядком заключения договора аренды имущества для государственных нужд уголовно-исполнительной системы. Отмечается сложность процедуры согласования договоров по распоряжению казенным имуществом, находящимся в оперативном управлении. В то же время учреждения УИС в полной мере обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью, однако в силу специфики своей деятельности они имеют специальную правоспособность, которая ограничена учредителем. Автор обращает внимание, что заключать договор аренды казенное учреждение может только посредством проведения закупки в соответствии с действующим законодательством. Особенность в определении субъектов арендных правоотношений заключается в том, что учреждение может быть как арендодателем, так и арендатором. Также в статье поднимается вопрос, является ли Федеральное агентство по управлению государственным имуществом стороной договора, и какова его роль при заключении указанных договоров.
Ключевые слова: договор аренды имущества; государственный контракт; государственная закупка; казенное учреждение; собственник имущества.
E. V. Shorgina
THE PROCEDURE FOR CONCLUDING A LEASE OF PROPERTY FOR STATE NEEDS OF THE PENITENTIARY SYSTEM
The article deals with issues related to the special procedure for concluding a lease agreement for property for state needs of the penitentiary system. The complexity of the procedure for agreeing on contracts for the disposal of public property under operational management is noted. At the same time, it is said that the institutions of the penal system fully possess civil legal capacity and legal capacity. However, due to the nature of their activities, they have special legal capacity, which is limited by the founder. The author points out that a government agency can only enter into a lease agreement through procurement in accordance with applicable law. Features in the definition of subjects of lease relations lies in the fact that the institution can be both a landlord and tenant. The article also raises the question of whether the Federal Agency for State Property Management is a party to the contract and what is its role in concluding these contracts.
Keywords: lease contract; state contract; government procurement; state institution; property owner.
В процессе деятельности учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (УИС) арендные отношения занимают не последнее место. При сдаче в аренду имущества в одних случаях учреждения получают дополнительное финансирование, в других — аренда имущества, например, при отсутствии финансирования на строительство недвижимого имущества позволяет им разместить штатный персонал и материальные ценности или временно использовать какую-либо технику.
Востребованность такой договорной конструкции, как аренда имущества для государственных нужд, в частности, для нужд УИС, отмечается многими юристами, руководителями и сотрудниками территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Так, руководство Управления ФСИН России по Тюменской области подчеркивает, что в исправительных учреждениях региона есть свободные производственные площади, земельные участки, инженерная инфраструктура, которые можно использовать для эффективного развития предпринимательства [2].
Учреждение может выступать как на стороне арендодателя (наймодателя) и
предоставлять в пользование имеющееся у него имущество, так и на стороне арендатора (нанимателя) и пользоваться имуществом, взятым в аренду.
Порядок заключения договора напрямую влияет на то, как он будет исполняться, это же касается и арендных правоотношений. Имущественной составляющей указанных правоотношений являются следующие объекты: недвижимое имущество (жилые и нежилые помещения), земельные и лесные участки, машины и оборудование и другие вещи, не теряющие своих натуральных свойств в процессе их использования.
Согласно данным Единой информационной системы официального сайта в сфере закупок zakupki.gov.ru, из всех перечисленных объектов чаще всего казенные учреждения УИС арендуют технику и автотранспортные средства, сдают в аренду недвижимое имущество, и после того, как определены арендаторы или найден объект аренды, между арендодателем и арендатором заключается договор.
Несмотря на то, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) действует более 4-х лет и в целом правовое регулирование госзакупок в сфере арендных правоотношений достаточно обширно, понятия государственного контракта на аренду имущества для государственных нужд в законодательстве нет.
Специфика оформления арендных правоотношений указаны в гл. 4 «Аренда» Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Определение договора аренды закреплено в ст. 606 ГК РФ, где говорится, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Из содержания п. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ видно, что аренда имущества для государственных нужд относится к гражданско-правовым договорам и называется контрактом.
Государственный контракт — договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Понятие государственного контракта на аренду имущества для государственных нужд в законодательстве не раскрыто.
Рассмотрим порядок заключения договора аренды, а также на какие аспекты при этом следует обратить внимание. Заключать такой договор-контракт казенное учреждение может только посредством проведения закупки, в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, указанных в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон «О защите конкуренции»). Причем именно для образовательных организаций, в том числе подведомственных ФСИН России, выступающих в качестве арендодателя, установлено право в определенных слу-
чаях заключать указанные договоры без проведения торгов, что значительно упрощает процедуру их заключения.
Гражданским кодексом установлено, что арендодателем может быть собственник имущества, в то же время законодательство не запрещает сдавать в аренду имущество, арендодателем по которому является лицо, управомоченное законом или собственником сдавать его в аренду (ст. 608 ГК РФ). Собственником имущества УИС является Российская Федерация, а правомочия собственника осуществляет ФСИН России.
Федеральное имущество принадлежит федеральным казенным учреждениям УИС на праве оперативного управления, что говорит о специальной правоспособности указанных юридических лиц, и при совершении арендных сделок должны быть соблюдены некоторые условия. Так, в соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества и не вправе без его разрешения распоряжаться таким имуществом (ст. 298, п. 4 ГК РФ). Следует также отметить, что учреждения УИС вправе заключать договор аренды (на правах арендодателя) лишь в том случае, если в их учредительных документах включены положения, позволяющие осуществлять приносящую доход деятельность.
Принимая во внимание перечисленные условия нахождения имущества в оперативном управлении, при подписании договора аренды государственного имущества участвуют две стороны: арендатор — любой участник гражданского оборота и арендодатель — казенное учреждение, которое обеспечивает оперативное управление. Так как полномочия собственника сдаваемого в аренду
имущества осуществляет ФСИН России, с ней указанный договор согласовывается в обязательном порядке. Наряду с проектом договора, обоснованием необходимости передачи имущества и рядом других документов в ФСИН России направляется согласие балансодержателя на передачу имущества в аренду. Балансодержателем выступает территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Таким образом, учреждения, исполняющие наказания, а также специально созданные для обеспечения деятельности УИС научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации согласовывают передачу имущества в аренду с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия учредителя. ФСИН России, в свою очередь, обращается за согласованием проекта решения договора аренды в Росимущество.
Возникает вопрос о статусе Росиму-щества в указанных арендных правоотношениях: будет ли оно являться третьей стороной договора? По нашему мнению, договор является двусторонним: в пользу этого утверждения говорит тот факт, что в составе его участников имеются арендатор и арендодатель. Хотя согласно п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения многосторонней сделки необходимо, чтобы все стороны выразили согласованную волю, может показаться, что согласование указанного договора ФСИН России и Роси-муществом и есть выражение этой воли, но все-таки права и обязанности возникают непосредственно у арендатора и арендодателя. К тому же многосторонние договоры обычно направлены на объединение усилий по достижению общей цели, а не на встречный обмен исполнениями. Самим Росимуществом предложены формы договоров аренды, заключаемых как посредством проведения торгов, так и без них, носящих рекомендательный характер, в которых себя как сторону оно
нигде не указывает. На наш взгляд, согласование с Росимуществом лишь усложняет и затягивает процедуру подписания договора аренды. Несмотря на то, что взаимодействие ФСИН России и Росимущества осуществляется через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в сети «Интернет» посредством размещения электронных документов, срок, установленный постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (далее — постановление № 537) для согласования, составляющий 15 дней, является слишком долгим в целом для гражданско-правовой сделки. А учитывая то, что постановлением № 537 Росимуществу дана возможность вообще проигнорировать проект решения договора, ожидать нужно 30 дней, после чего по умолчанию проект решения будет считаться согласованным. Следует обратить внимание, что для собственника казенного имущества такой срок вообще не установлен. Все вышеуказанное затягивает процедуру вступления сторон в арендные правоотношения. В целом, как отмечает В. Г. Аменитский, система управления государственной собственностью, находящейся в распоряжении УИС, требует организационного и правового развития [1, с. 14].
Сдача казенным учреждением имущества, находящегося у них в оперативном управлении, в аренду без согласования с собственником и балансодержателем влечет за собой признание договора аренды недействительным.
Согласование операций казенного учреждения с денежными средствами обеспечивается специальным механизмом расчетов, установленным для казенных учреждений и обеспечивающим санкционирование каждой расходной операции, совершаемой казенным
учреждением (ст. 157, 161, 219 Бюджетного кодекса РФ, далее — БК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных и муниципальных контрактов, подлежащих исполнению за счет средств бюджета, производятся от имени Российской Федерации в пределах выделенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств [3, с. 91]. Нарушение данного требования также является основанием для признания судом таких контрактов недействительными.
Как было указано выше, казенные учреждения во всех случаях не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника. По смыслу приведенных норм, такое согласие необходимо как для распоряжения имуществом, закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления, так и для распоряжения денежными средствами, выплачиваемыми в качестве арендной платы, поскольку деньги согласно ст. 128 ГК РФ также относятся к имуществу.
Следовательно, внесение арендной платы является отчуждением имущества, поэтому договор аренды, в котором казенное учреждение выступает в качестве арендатора, может быть заключен также только при наличии согласия собственника, ФСИН России и Росимущества.
При заключении контракта и исполнении арендных обязательств следует обращать особое внимание на:
- оформление договоров в соответствии с нормами ГК РФ, БК РФ, Федерального закона «О защите конкуренции», Закона № 44-ФЗ, приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 и другими и иными законодательными актами РФ, регулирующими арендные правоотношения;
- установление арендной платы, полноту и своевременность ее внесения,
за исключением договора безвозмездного пользования (ссуды);
- форму его заключения, которая определяется ГК РФ. Данное положение вытекает из формулировки ст. 609 ГК РФ, согласно которой применительно к деятельности казенных учреждений договор аренды заключается в письменной форме на том основании, что одной из сторон договора является юридическое лицо и в отношении некоторых видов договоров аренды недвижимости подлежит государственной регистрации.
Порядок заключения договора аренды недвижимого имущества, закрепленного за учреждением УИС на праве оперативного управления, а также договора аренды для нужд учреждений УИС включает: в себя этапы по подготовке и направлению проекта договора и соответствующих документов для согласования с ФСИН России; собственно процедуру согласования проекта договора; проведение торгов на право заключения договора аренды в соответствии с действующим законодательством; непосредственно заключение договора; в случаях, предусмотренных законом, — государственную регистрацию договора аренды.
Таким образом, можно отметить, что механизм передачи имущества в аренду обладает своей спецификой. Он достаточно трудоемкий и требует сбора множества документов, касающихся передаваемого имущества, согласований, в том числе в Росимуществе, и соблюдении определенных сроков.
На сегодняшний день в российском законодательстве представлен широкий массив норм, регулирующих арендные правоотношения для государственных нужд, но все они разрозненны и несистемны, что, на наш взгляд, является неудобным для сотрудников, обеспечивающих осуществление закупок. Причем следует отметить, что Закон № 44-ФЗ саму процедуру заключения договора аренды не регулирует. В УИС России порядок
подготовки документов для сдачи федерального имущества в аренду определен письмом ФСИН России от 16.03.2015 № исх-04-12885. Если для арендных правоотношений, предметом которых является недвижимое имущество, вопрос с типовыми условиями, обязательно включаемыми в такой договор, решен (см. приказ Минэкономразвития России от 11.01.2017 № 2 «Об утверждении типовых условий договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, а также находящихся в казне Российской Федерации»), то для договоров аренды движимого имущества не существует офици-
альных рекомендованных форм или типовых условий, в свою очередь, практика показывает востребованность таких договоров. Представляется целесообразным разработка Минэкономразвития России на своей базе типовых контрактов на аренду движимого имущества, где казенные учреждения будут, в том числе, выступать в качестве арендатора.
Упрощение процедуры заключения договора аренды, ее структурирование, определение четкой конструкции договора помогло бы учреждениям УИС более результативно функционировать, эффективнее использовать федеральное имущество, предоставленное государством для осуществления целей и задач ФСИН России, и активнее вступать в арендные правоотношения в роли арендатора.
Литература
1. Аменитский, В. Г. К вопросу об эффективности управления федеральной собственностью управления Федеральной службы исполнения наказаний // Имущественные отношения в РФ. — 2012. — № 7. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-ob-effektivnosti-pravleniya-federalnoy-sobstvennostyu-upravleniya-federalnoy-sluzhby-ispolneniya-nakazaniy (дата обращения: 15.02.2019).
2. Ладина, О. Бизнес под конвоем // Российская газета. — Экономика УРФО № 6822. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/11/05/reg-urfo/kolonii.html (дата обращения: 16.11.2018).
3. Шестаков, М. А. Особенности правового регулирования передачи в аренду недвижимого имущества учреждений УИС // Совершенствование гражданского законодательства на современном этапе развития России : сб. материалов межвузовской студенческой науч.-практ. конф., 25 ноября 2015 г. / отв. сост. А. В. Борцов. — Пермь: ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России, 2015.
References
1. Amenitsky, V. G. K voprosu ob ehffektivnosti upravleniya federal'noj sobstvennost'yu upravleniya federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij [to a question of effective management of the federal property of Office of the Federal Penitentiary Service] // Imush-chestvennye otnosheniya v RF [The property relations in the Russian Federation], 2012, no. 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-effektivnosti-pravleniya-federalnoy-sobstvennostyu-upravleniya-federalnoy-sluzhby-ispolneniya-nakazaniy (accessed 2/15/2019).
2. Ladina, O. Biznes pod konvoem [Business escorted by] // Rossijskaya gazeta Ehkonomi-ka URFO [Russian Economy of the Ural Federal District newspaper], no. 6822. URL: http://www.rg.ru/2015/! 1/05/reg-urfo/kolonii.html (accessed 11/16/2018).
3. Shestakov, M. A. Osobennosti pravovogo regulirovaniya peredachi v arendu nedvizhi-mogo imushchestva uchrezhdenij UIS [Features of the legal regulation of the transfer of
the immovable property of the institutions of the penal system to the lease] // Sovershenstvovanie grazhdanskogo zakonodatel'stva na sovremennom ehtape razvitiya Rossii [Improvement of civil legislation at the present stage of development of Russia] : coll. materials of intercollegiate student scientific. Conf., November 25, 2015 / responsible originator A. V. Bortsov. — Perm: Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2015.
Сведения об авторе
Шоргина Елена Васильевна: Владимирский юридический институт ФСИН России (г. Владимир, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета. E-mail: [email protected]
Information about the author
Shorgina Elena Vasilyevna: Vladimir Law Institute of FPS of Russia (Vladimir, Russia), lecturer of Chair of Civil Law Disciplines of Law Faculty. E-mail: [email protected]