Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2758
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Воронкова Мария Александровна

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

г. Москва, Российская Федерация

Конституционные начала устанавливают, что Российская Федерация есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления [1]. Таковым началом в России на законодательном уровне закреплен демократический политический режим, являющийся одной из составляющих форм государства, наряду с формой правления и государственным устройством. Однако реальная действительность и правовой анализ не в полной мере подтверждают конституционно-закрепленные принципы. Для того, чтобы аргументировать данную позицию, считаем целесообразным провести сравнительный анализ двух политических режимов - демократического, который установлен частью 1 статьи 1 Конституции РФ, и авторитарного, который является «промежуточным» режимом между демократическим и тоталитарным. При этом следует отметить, что авторитарный режим, занимая промежуточную позицию между двумя кардинально разными режимами, имеет схожесть с каждым из них: с тоталитаризмом его «роднит» неограниченный законами характер власти, а с демократией - наличие автономных, нерегулируемых государством общественных сфер, сохранение элементов гражданского общества.

Прежде чем представить сравнительно-правовой анализ демократического и авторитарного режимов, необходимо отметить присущие им особенности. Так, при авторитарном режиме политическая власть сосредоточена в одном лице (президент, монарх, диктатор и др.) или принадлежит небольшой группе лиц (военная хунта, олигархическая группа, элита и др.). Следует отметить, что если власть принадлежит именно одному человеку, который ко всему прочему обладает чертами харизматичного лидера, то при таком режиме возможен культ личности. Авторитаризму как политическому режиму свойственно сотрудничество государства и личности на основе принуждения (т.е. не убеждения), но представителям социума представляется свобода политического мышления. Вместе с тем, в средствах массовой информации широко развито применение цензуры, но разрешается критиковать лишь некоторые недостатки государственной политики и ее деятелей. Тем не менее, несмотря на относительную свободу, власть имеет возможность применять силу в качестве подавления оппозиции, и соответственно, власть при авторитарном режиме, опирается на силу. Однако при авторитарном режиме, представителям социума не навязывается официальная идеология, а также даже допускается наличие иной идеологии. При таком режиме нет тотального контроля над социальной и экономической сферами гражданского общества (производство, профсоюзы, учебные заведения, общественные организации, СМИ, семья и др.) [10, с.512]. Таковое невмешательство связано с тем, что преимущественными интересами государства являются обеспечение государственной безопасности, общественного порядка, оборона государства и в целом развитие внешней политики.

При авторитарном политическом режиме гражданам представляется возможность не быть преданными государству, но и не выражать явного политического противостояния сложившемуся аппарату власти. Следует отметить, что если таковое противостояние все же появляется, то государство жестко реагирует на таковую политическую конкуренцию и применяет непосредственно меры принуждения к практическому инакомыслию, подавляя гражданские права и свободы представителей социума. Для такового подавления применяются силы полиции, армии, специализированных служб, целью которых является охрана правопорядка и правящего режима [8, с. 113].

Авторитарный режим также характеризуется тем, что неограниченная власть сосредотачивает руководящие структуры непосредственно своим волеизъявлением, формально реализуя институт избирательного процесса. Тем не менее, государственная власть осуществляет свои полномочия на основании закона, который предусматривает также право на автономное самовыражение различных групп социума [9, с. 111]. Однако, граждане саму власть контролировать не могут, потому как решения принимаются непосредственно только властью, хотя и на основании закона. Соответственно, одним из основных признаков господства авторитарного режима в государстве является монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции (конкуренции). Вместе с тем следует отметить, что при авторитарном режиме нет четкого разделения на ветви власти, как правило, законодательная и исполнительная власть сосредоточены в руках главы государства, при организации роли парламента в контроле за государственной политикой и влиянии исполнительной власти на судебную [8, с. 114].

Исследовав отличительные особенности авторитарного режима, проведем сравнительно-правовой анализ современного политического режима в России посредством выделения признаков демократического режима и их практической реализации. Исходя из содержания части 1 статьи 1 Конституции РФ, Россия является государством с демократическим политическим режимом. Соответственно, «de jure» на современном этапе развития нашего государства господствует именно демократия, одним из признаков которой является приоритет прав и свобод граждан над государственными интересами. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Следовательно, органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы. Соответственно, при демократическом режиме граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но еще и закрепляются как Основным законом государства, так и отраслевым законодательством. При этом действует принцип: если не запрещено, значит разрешено. Однако, несмотря на позитивные изменения в социальных сферах жизни российского общества (открытие новых учреждений здравоохранения, предоставление различных льгот для отдельных категорий граждан, введение нового детского пособия, выплата материнского капитала как мотивация в улучшении демографической политики государства, в том числе и на первого ребенка [4] и др.), следует отметить, что в 2018 году был существенно изменен пенсионный возраст (для женщин - 60 лет, для мужчин - 65 лет), повышены тарифы на коммунальные услуги (включая повышение на электроэнергию и введение самостоятельного вывоза отходов), повышены ставки налогов, следствием чего стало повышение цен на продовольственные товары и услуги в начале 2019 года. Последние изменения весьма характерны для удовлетворения именно государственных интересов, а не интересов личности, что свойственно государствам с авторитарным политическим режимом.

Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Именно народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (через институт представительства). Исходя из содержания части 3 статьи 3 Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Следовательно, главным участником в принятии политических решений выступает непосредственно народ - граждане государства, которые также осуществляют контроль за органами государственной власти. При этом выборы органов государственной власти происходят на основе свободного волеизъявления граждан на выборах, которое является ключевым условием демократии. Именно свободное волеизъявление предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей [6, с. 41]. В этой связи следует отметить, что в состоявшихся осенью 2018 года выборах наблюдались многочисленные нарушения избирательного права («карусель», вбросы и др.) в нескольких регионах России (Республика Татарстан, [11] г. Санкт-Петербург, [12] Московская область [13] и др.). При этом нарушение избирательного права и произошедшие ситуации не являются исключениями, и также наблюдались в избирательном процессе и ранее. Соответственно, провозглашенный принцип о свободных выборах и народе как источнике власти в России, предполагают его реализацию лишь отчасти, что также соответствует признакам авторитарного режима, где формирование властных структур осуществляется посредством свободных выборов лишь формально.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Данный демократический принцип в России находит непосредственное отражение, поскольку все три ветви власти являются действительно обособленными и самостоятельными, хотя и тесно взаимодействуют между собой. Так, законодательную власть в России возглавляет Федеральное Собрание РФ (парламент), исполнительную власть -Правительство РФ, а судебную власть - Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. При этом следует отметить, что исполнительная власть в РФ на протяжении длительного периода времени лишь отчасти исполняла надлежащим образом свои полномочия, т.е. не в полной мере выполняла поручения главы государства, а в некоторых случаях таковые поручения вообще выполнялись в совершенно противоположном направлении. Вместе с тем, Правительство РФ не осуществляло прямых своих обязанностей по реализации исполнения нормативно-правовых актов, принимаемых Федеральным Собранием РФ. В связи с чем считаем, целесообразным смену состава Правительства РФ, которая была предложена Президентом РФ В.В. Путиным в январе 2020 года. Относительно судебной власти, отметим, что она является независимой от других ветвей власти и вершит правосудие только на основание закона, исполняя который, может отменить решения как законодательной и исполнительной власти, так и судебной (признание недействительными нормативно-правовых актов, актов органов исполнительной власти, актов нижестоящих судов и др.). Конечно же, точечные нарушения данного принципа имеются в

различных регионах и выявляются ежегодно, однако, общая судебная система все же соответствует заявленным в законодательстве принципам.

Также одним из главнейших признаков демократии, которая является одним из атрибутов правового государства, [7, с. 16] выступает гласность органов государственной власти, обеспечение режима законности. Выявляется верховенство закона во всех сферах жизни общества, права и свободы которого обязано гарантировать и поддерживать непосредственно государство. Соответственно, как отмечают ряд исследователей, право является приоритетным над государством [6, с. 43]. Принцип гласности реализуется в России, и в СМИ систематически оглашаются решения государственных органов по отдельным решаемым государственным вопросам. Однако следует отметить, что информирование граждан с принятыми решения, зачастую, носит ознакомительный и уведомительный характер. Следует также отметить, что в демократическом государстве институты и организации гражданского общества функционируют также самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, соответственно, социальные институты также является свободными от «тоталитаризма» со стороны власти. При этом власть в таком государстве основывается исключительно на убеждении (компромиссе, консенсусе), в меньшей степени используется принуждение, насилие и вовсе исключается, несмотря на то, что полиция, специализированные службы и армия являются неотъемлемой составляющей государственного аппарата. Относительно состояния гражданского общества в России отметим следующее. Во втором полугодии 2018 года активно рассматривался Государственной Думой Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», [3] который увеличил гражданам России пенсионный возраст на пять лет. Граждане негодовали, в кулуарных кругах выражали недовольство посредством высказывания собственного мнения, осуждали государственную власть, однако никаких правовых способов борьбы с не желаемыми законодательными изменениями не предпринимали, т.е. широко применяли свободу мысли и слова, [1] которая также является признаком демократического политического режима. На наш взгляд, это и есть показатель состояния гражданского общества в нашем государстве, которое еще вовсе не сформировано, и не может отстоять свои же права и интересы, как гражданское общество ряда других стран (Швеция, Великобритания, Франция др.). Однако, следует отметить, что государство действительно не вмешивается в институты гражданского общества, и между государством и личностью усматриваются отношения на основе компромисса и убеждения. Тем не менее, если убеждение является неработающим «рычагом» власти, то к личности применяют принуждение, которое осуществляется правоохранительными и специализированными органами на основании законодательных положений. Следовательно, усматриваются признаки и демократического режима и авторитарного.

В России в настоящее время господствует политический плюрализм наравне с плюрализмом идеологий. Так, согласно ч. 1 ст. 13 Конституции РФ, в России признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признаются политическое многообразие и многопартийность, что регламентировано частью 3 статьи 13 Конституции РФ. Соответственно, в демократическом государстве представляется наличие легальной оппозиции, осуществляется учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; осуществляется реальное обеспечение многопартийной системы и независимость средств массовой информации. Политический плюрализм обеспечивается наличием в государстве многообразия политических партий, соответственно, в таком государстве функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. При этом, следует отметить, что все партии должны быть поставлены в равные условия при избирательном процессе, который должен осуществляться только на законных основаниях. Относительно политической идеологии отметим, что официальной идеологии у демократического государства нет, однако имеются различные течения, которые находятся в противоречии друг с другом, и граждане самостоятельно выбирают «свою» идеологию. Так, в настоящее время в России Министерством юстиции РФ зарегистрировано 49 политических партий [13]. Однако, состав Государственной Думы РФ представлен следующим образом: 338 депутатов от фракции «Единая Россия», 43 депутата от фракции «КПРФ», 40 депутатов от фракции «ЛДПР», 22 депутата от фракции «Справедливая Россия», 2 депутата - не входят ни в одну из фракций и имеется 5 вакантных депутатских мандата [15]. Непременно, политическое многообразие и многопартийность есть, однако, к законодательной власти такое многообразие не имеет реального отношения, поскольку большая часть депутатов представляют «правящую» партию, что является одним из главнейших признаков авторитарного режима.

И наконец, еще одним признаком демократического режима, является многообразие форм собственности. Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Действительно, гражданское законодательство широко применяется для регулирования отношений, возникающих по вопросам использования, владения и распоряжения имуществом [2]. И несмотря на то, что систематически увеличиваются размеры налогов (сборов), все же частная собственность получила широкое распространение в России, что подтверждает реализацию данного признака демократического политического режима в реальной российской действительности.

Таким образом, проанализировав особенности авторитарного и демократического режимов, справедливо отметить, что в настоящее время в политическом режиме России усматриваются признаки авторитаризма. Однако, данный режим не регламентирован законодателем, и авторитарный режим в России находится на стадии формирования, т.е. «de facto» Россия находится на стадии перехода от демократического режима к авторитарному. В этой связи нельзя не отметить слова главы нашего государства В.В. Путина, который на пресс-конференции еще в 2012 году на вопрос граждан «Что будет с Россией в ближайшее время?», ответил, что «...Россия нуждается в автократическом режиме, иначе она существовать не может.» [16]. На наш взгляд, данная позиция представляется справедливой, поскольку современная «демократия» уже породила ряд проблем, которые приобрели глобальный масштаб и требуют огромной ресурсозатратности для их решения. Однако невозможно не отметить, что под руководством действующего главы государства в настоящее время в России существенным образом увеличивается роль и значение именно народовластия, [5] которое функционирует под руководством харизматичной личности, занимающей пост главы государства, власть которого в полной мере можно признать легитимной.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с поправками от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 01.01.2019 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // СЗ РФ. 2018. № 41. Ст. 6190.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 2020. № 7.

5. Распоряжение Президента РФ от 14.02.2020 г. № 32-рп «Об обеспечении участия граждан Российской Федерации в решении вопросов о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации. URL: »http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345403/ (дата обращения: 15.03.2020).

6. Клюковская И.В., Лаута О.Н., Попова Л.А., Струтинская Т.А. Демократия: анализ различных подходов определения // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 3. С. 41 - 43.

7. Марченко М.Н. Демократия как атрибут правового государства и ее изъяны // Государство и право. 2014. № 5.

8. Политология: учебник / К.С. Гаджиев. М.: Юрайт, 2017. 505 с.

9. Тирских М.Л Право в государствах с авторитарным политическим режимом // Сибирский юридический вестник. 2011. № 3 (54). С. 109 - 115.

10. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2019. 568 с.

11. Электронный ресурс: Карта нарушений на выборах. URL: https://www.kartanarusheniy.org/2018-11-18/list (дата обращения: 15.03.2020).

12. Электронный ресурс: Петербуржцы жаловались на нарушения в день выборов более 300 раз. URL: https://www.dp.rU/a/2018/03/18/Peterburzhci_zhalovalis_na (дата обращения: 15.03.2020).

13. Электронный ресурс: «Новая газета» рассказала о «каруселях» на выборах губернатора Подмосковья. URL:https://www.znak.com/2018-12-05/novaya_gazeta_rasskazala_o_karuselyah_na_vyborah_gubernatora_podmoskovya (дата обращения: 14.03.2020).

14. Электронный ресурс: Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации / Список зарегистрированных политических партий на 28.02.2020 г. URL: https://miniust.ru/ru/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 15.03.2020).

15. Электронный ресурс: Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/duma/factions/ (дата обращения: 15.03.2020).

16. Электронный ресурс: Пресс-конференция В.В. Путина. URL: https://www.youtube.com/watch?v=EKAiAbUZhJU (дата обращения: 15.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.