УДК 796.077:613.2
ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ПЛОВЧИХ 11-13 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ
FEATURES OF INDICATORS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF SWIMMERS 11-13 YEARS UNDER DIFFERENT FOOD
Астахова Анастасия Сергеевна
магистрант
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орeл, Россия Astakhova An astasia Sergeevna
master student Orel State University Orel, Russia
Учасов Дмитрий Сергеевич
доктор биологических наук, профессор кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орeл, Россия Uchasov Dmitry Sergeevich Sc.D, professor
department «<Theory and methodology chosen spor»
Orel State University Orel, Russia
Аннотация. Изучены>/ особенности показателей физической подготовленности у пловчих 11-13 лет при различны^х условиях питания. Экспериментально подтверждено, что коррекция пищевых рационов и режима питания в соответствии с принципами рационального питания и особенностями вида спорта, сопровождается повы1шением показателей физической подготовленности юны,х спортсменок.
Abstract. Studied features of indicators of physical preparedness of swimmers 11-13 years under different food. It is experimentally confirmed that the correction of the diet and regime diet in accordance with the principles of good nutrition and the features of the sport, contributes to the improvement of physical fitness of young athletes.
Ключевые слова: плавание, юны/е спортсменки, физическая подготовленность, пищевой рацион, питание спортсменов, пищевы^/е продукты.
Keywords: swimming, young athletes, physical preparedness, food ration, nutrition of athletes, food products.
Одним из важнейших факторов, влияющих на работоспособность спортсмена и его спортивные достижения, является уровень физической подготовленности, выражающийся, главным образом, в степени развития основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).
23/143
Физическая подготовленность представляет собой результат физической подготовки, который зависит, прежде всего, от функциональных возможностей определенных физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, нервной) и физического развития человека [3]. Хорошая физическая подготовленность обеспечивает оптимальный мышечный тонус, высокую работоспособность, улучшает общее самочувствие, создает предпосылки для хорошего настроения. Кроме того, высокие индивидуальные показатели развития ведущих двигательных качеств служат необходимой предпосылкой для усвоения новых
■ и /" и и V /"
форм движений с более сложной двигательной структурой, что способствует расширению двигательного опыта, а также формирует чувство удовлетворенности от мышечной нагрузки, которое является главным условием положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом [4].
Повышение уровня физической подготовленности является одной из наиболее важных задач, решаемых в процессе подготовки спортсмена. На формирование физической подготовленности влияют многие факторы, которые необходимо учитывать всем тренерам, особенно работающим с юными спортсменами. К числу таких факторов относятся: закономерности развития детей и подростков, наличие сенситивных периодов развития физических качеств [6], содержание тренировочной программы [3], экологические условия жизни, в которых происходит развитие и функционирование организма ребенка [1]. Мощным постоянно действующим фактором, влияющим на рост, развитие, физиологический статус организма, двигательные качества и работоспособность человека является питание. Полноценное питание, обеспечивающее потребности организма в макро-, микронутриентах и энергии, поддерживает интенсивные процессы роста и развития ребенка, способствует сохранению здоровья, достижению высоких показателей работоспособности, необходимых для успешной спортивной деятельности. Напротив, дефицит или избыток в питании тех или иных нутриентов, а также несоблюдение режима питания могут привести к нарушениям физического и психического развития человека, дисфункции многих органов и систем, снижению иммунитета, работо-способности и, как следствие, к ухудшению спортивных результатов [5, 7, 8]. В этой связи, исследования, посвященные изучению особенностей развития ведущих двигательных качеств и формирования физической подготовленности у юных спортсменов во взаимосвязи с особенностями питания, являются актуальными.
В задачу наших исследований входило изучение особенностей показателей физической подготовленности у пловчих 11-13 лет при различных условиях питания.
В исследовании участвовали 16 девочек 11-13 лет, занимающиеся плаванием в бассейне «Олимпийский» Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Стаж занятий плаванием у юных спортсменок составлял два года. Занятия проходили три раза в неделю по два часа.
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе, используя метод анкетирования и опрос детей и их родителей, мы изучали особенности питания юных пловчих. Результаты этого этапа исследования показали, что среднесуточные рационы питания большинства юных спортсменок включали недостаточное количество молока, молочных продуктов, мяса, рыбы и свежих фруктов на фоне большого содержания хлебобулочных изделий из муки высшего сорта,
кондитерских изделий и сладких газированных напитков. Кроме того, большинство девочек не соблюдали режим питания [9]. На втором этапе исследования была проведена оценка уровня физической подготовленности пловчих 11-13 лет на фоне различных условий питания. Для проведения второго этапа исследования были сформированы две группы юных пловчих, по 8 человек в каждой. Девочки обеих групп занимались по одной программе, с одинаковой нагрузкой, и на момент формирования групп имели примерно одинаковые показатели физической подготовленности. Различие между группами на втором этапе исследования заключалось в особенностях питания детей. Условия питания девочек первой (контрольной) группы оставались такими же, какими они были на первом этапе исследования, а пищевые рационы юных спортсменок второй (экспериментальной) группы составлялись с учетом требований, предъявляемых к рационам питания для пловчих 11-13 лет [5]. Средние отклонения от рекомендуемых норм потребления белков, жиров и углеводов были не более ± 5 %. В среднесуточные пищевые рационы спортсменок второй группы в необходимом количестве входили продукты животного происхождения (молоко, молочные продукты, мясо, мясные продукты, рыба, яйца), являющиеся источником полноценных белков, нерафинированные растительные масла, содержащие незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты, способные легко включаются в метаболические процессы при физической работе, хлеб из муки грубого помола, сливочное масло, мед, овощи и свежие фрукты, богатые витаминами и минеральными элементами. Режим питания юных пловчих второй группы предусматривал регулярность приема пищи, прием пищи 4-5 раз в день, соблюдение интервалов между приемами пищи 2,5 - 3,5 часа.
Уровень физической подготовленности юных спортсменок оценивали по таким тестам, как бег на 60 метров; бег на 1500 метров; прыжок в длину с места; динамометрия кисти; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; метание мяча весом 150 г; плавание на 50 метров вольным стилем. Кроме того, проводили функциональные пробы Штанге и Генчи, результаты которых дают представление о степени устойчивости организма человека к гипоксии. Определение всех показателей осуществляли трехкратно: в начале эксперимента, а затем через 4 и 12 месяцев от его начала. Все тесты проводились по общепринятым методикам. Статистическую обработку экспериментальных данных выполняли общепринятым методом с исполь-зованием персонального компьютера (программа «Excel»). Достоверность различий между показателями девочек экспериментальной и контрольной групп определяли при помощи t-критерия Стьюдента [2].
Анализ результатов исследования показал, что коррекция рационов и режима питания юных пловчих в соответствии с принципами рационального питания и особенностями плавания как вида спорта, оказала положительное влияние на развитие двигательных качеств и показатели физической подготовленности юных спортсменок. Так, спустя 4 месяца от начала эксперимента юные пловчихи, придерживающиеся принципов рационального питания, превосходили своих сверстниц из контрольной группы по результату забега на 60 метров - на 2,8 %, по результату забега на 1500 метров - на 3,1 %; по результату прыжка в длину с места - на 2,7 %. Результат динамометрии кисти у девочек экспериментальной группы был лучше относительно контроля в среднем на
6,2 %, показатель теста сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу - на 7,7 %, результат метания мяча весом 150 г - на 6,5 %, результат плавания на 50 метров вольным стилем - на 0,95 %. Показатель пробы Штанге (время задержки дыхания на вдохе) у них был выше по сравнению с контролем на 4,8 %, показатель пробы Генче (время задержки дыхания на выдохе) - на 2,9 %.
Через 12 месяцев от начала эксперимента результат забега на 60 метров у спортсменок второй группы был лучше, чем в контроле на 3,5 %, результат забега на 1500 метров - на 6,3 %, результат прыжка в длину с места - на 6,7 %, результат динамометрии кисти - на 9,6 %, показатель теста сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу - 10,8 % (Р<0,05), результат метания мяча весом 150 г - на 10,1 % (Р<0,05), результат плавания на 50 метров вольным стилем - на 1,4 %, показатель пробы Штанге - на 7,8 % (Р<0,05), пробы Генче -на 6,4 %(Р<0,05).
Таким образом, показатели физической подготовленности юных пловчих в значительной степени зависят от условий питания детей. Коррекция пищевых рационов и режима питания юных спортсменок в соответствии с принципами рационального питания и особенностями плавания как вида спорта, оказывает положительное влияние на развитие двигательных качеств и уровень физической подготовленности пловчих 11-13 лет. В этой связи тренерам и медицинским работникам, работающим с юными спортсменками, необходимо проводить систематическую работу по повышению информированности детей-спортсменов и их родителей по вопросам организации рационального питания.
Литература
1. Белоусова Н. А. Факторы, влияющие на физическую подготовленность детей // Теория и практика физической культуры/. 2007. № 10. С. 67.
2. Лакин Г. Ф. Биометрия : учебное пособие для биологических специальностей вузов. М. : Высшая школа, 1990. 352 с.
3. Лисенчук Г А., Залойло В. В., Журавлев С. А. Особенности физической подготовленности футболистов 15-16 лет как основа для комплексного контроля // Физическое воспитание студентов. 2010. № 1. С. 75 - 79.
4. Панова Е. О. Повышение уровня физической подготовленности студентов как фактор приобщения к ценностям физической культуры/ и спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 2. С. 69 - 71.
5. Пшендин А. И. Рациональное питание спортсменов. Для любителей и профессионалов. СПб. : Олимп-СПб, 2003.160 с.
6. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник. М. : Спорт, 2018. 624 с.
7. Тутельян В. А., Никитюк Д. Б., Поздняков А. Л. Оптимизация питания спортсменов: реалии и перспективы/ //Вопросы/ питания. 2010. № 3. С. 78 - 82.
8. Учасов Д. С. К вопросу об алиментарных факторах в системе подготовки спортсменов // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционны/е процессы/ науки и практики : сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции (27 - 30 апреля 2015 г.). Орел : Госуниверситет - УНПК, 2015. С. 606 -613.
9. Чижикова А. С., Учасов Д. С. Анализ особенностей питания юных пловчих // Наука 2020. 2018. № 2-1118). С. 43 - 49.
References
1. Belousova N. A. Faktory, vliyayushchie na fizicheskuyu podgotovlennost' detej [Factors affecting the physical fitness of children]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury -Theory and practice of physical culture, 2007, no. 10, pp. 67.
2. Lakin G. F. Biometriya [Biometrics]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1990, 352 p.
3. Lisenchuk G. A., Zalojlo V. V., Zhuravlyov S. A. Osobennosti fizicheskoj podgotovlennosti futbolistov 15-16 let kak osnova dlya kompleksnogo kontrolya [Features of physical fitness of football players 15-16 years as the basis for integrated control]. Fizicheskoe vospitanie studentov - Physical education of students, 2010, no. 1, pp. 75 — 79.
4. Panova E. O. Povyshenie urovnya fizicheskoj podgotovlennosti studentov kak faktor priobshcheniya k cennostyam fizicheskoj kul'tury i sporta [Increasing the level of physical fitness of students as a factor of familiarization with the values of physical culture and sports]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: education, education, training, 2011, no. 2, pp. 69 — 71.
5. Pshendin A. I. Racional'noe pitanie sportsmenov. Dlya lyubitelej i professionalov [Rational nutrition athletes. For Amateurs and professionals]. St. Petersburg, Olimp-SPb Publ,, 2003, 160p.
6. Solodkov A. S, Sologub E. B. Fiziologiya cheloveka. Obshchaya. Sportivnaya. Vozrastnaya [Human physiology. Overall. Sports. Age]. Moscow, Sport Publ., 2018, 624 p.
7. Tutel'yan V. A., Nikityuk D. B., Pozdnyakov A. L. Optimizaciya pitaniya sportsmenov: realii i perspektivy [Optimization of nutrition of athletes: realities and prospects]. Voprosy pitaniya - Issues of Nutrition, 2010, no. 3, pp. 78 — 82.
8. Uchasov D. S. [On the issue of nutritional factors in the system of training athletes]. Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm. Integracionnye processy nauki i praktiki. Sbornik statej po materialam VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (27 - 30 aprelya 2015 g.) [Physical culture, sport and tourism. Integration processes of science and practice. Collection of articles on the materials of the VII International Scientific and Practical Conference (27 - 30 April 2015)]. Ore, Gosuniversitet - UNPK Publ., 2015, pp. 606 - 613. (In Russ.).
9. Chizhikova A. S., Uchasov D. S. Analiz osobennostej pitaniya yunyh plovchih [Analysis of dietary habits of young female swimmers]. Nauka 2020, 2018, no. 2-1(18), pp. 43 - 49.