УДК 050
Особенности подготовки журналов для детей
А.Д. Василькова
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: [email protected]
Рассмотрены детские иллюстрированные журналы как особый вид массового периодического издания. Указаны факторы, которые влияют на работу редактора над изданием данного типа, особое внимание при этом уделяется оформлению журнала.
Ключевые слова: детский журнал, иллюстрация, воспитательный эффект издания, социализация.
Детские иллюстрированные журналы как самостоятельный тип массового периодического издания представляют собой особую область, тесно связанную с проблемами развития изобразительного искусства, литературы, публицистики, общественной и художественной жизни, а также уровнем полиграфии и ее техническими возможностями.
Иллюстрированное детское периодическое журнальное издание должно являться результатом совместной деятельности художников, писателей, редакторов, итогом коллективного творческого процесса, однако это вовсе не исключает индивидуального проявления каждого из создателей.
Издания для детей выделены в самостоятельный комплекс по признаку читательского адреса. При этом целевое назначение значительной части таких изданий можно рассматривать как передачу, обращение в обществе комплекса знаний и представлений об окружающей действительности, зафиксированных в словесных, художественных образах и научных понятиях, способствующих воспитанию, развитию, обу-
173
чению юных читателей и направленных на социализацию детей. Понятие социализации детей характеризует навыки участия в общественной жизни, умение ориентироваться в мировоззренческих вопросах, обосновывать собственную нравственную позицию. Все это важно учитывать при редакционно-издательской подготовке изданий для детей в целом.
Работа редактора с иллюстрированными детскими журналами имеет много точек соприкосновения с редактированием книжных детских изданий. Те и другие издания связывают многие общие задачи: социальные, эстетические, педагогические, а также наличие единых структурных элементов - формата издания, шрифта (выбор которого особенно важен при разработке концепции дизайна детского издания), обложки, иллюстраций.
При выпуске детских изданий, как книжных, так и периодических, необходимо в первую очередь учитывать воспитательный эффект издания. Психология детей отличается от психологии взрослых. Дети, особенно дошкольники, верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость, в то, что положительное, хорошее, вызывающее одобрение взрослых, есть правильное и должно существовать именно в том состоянии, которое наиболее предпочтительно для их понимания и восприятия. Практически каждое явление, любой объект действительности может стать основой содержания статей и произведений детского журнала. Интерпретация событий, поступков людей, повадок животных должна при этом приобретать особое звучание, определяемое предметной областью детской литературы.
Нельзя забывать, что тематическая направленность должна отражать познавательный и воспитательный потенциал периодических журнальных изданий для детей. В тематике отражаются различные стороны жизни общества, нравственные позиции, сложившийся общественный идеал, который влияет на характер предмета литературы для детей.
Кроме того, учитываются конкретные интересы детской аудитории, и в содержании преимущественное внимание уделяется детству, периоду роста и взросления детей, задачам, которые стоят перед ними. Поэтому тематика статей детского журнала должна охватывать жизнь школы, летние каникулы, знакомство с городом и страной, эпизоды из жизни исторических героев, ученых, деятелей культуры и искусства.
Сегодня издается много познавательных, развивающих, развлекательных, исторических детских журналов. Из развивающих и познавательных наиболее популярны такие журналы, как «Филя», «Сви-релька», «Свирель», «Желтая гусеница», развивающие журналы от издательских домов «Эгмонт Россия» и Карапуз, <^ЕОленок», «Клепа», «Классный журнал», «Эскиз» и многие другие.
Для примера в данном исследовании я выбрала несколько детских журналов.
174
«Классный журнал» - современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста (целевая аудитория - мальчики и девочки в возрасте 7-12 лет), издается с 1999 г. и является одним из популярнейших детских еженедельников России. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей: от мультиков, компьютерных игр и детских кино-новинок до научных открытий, спорта, техники.
«Веселые картинки» (3-6 лет). Здесь очень много крупных иллюстраций и минимум текста. Как и прежде, на страницах журнала соседствуют юмористические стихи и коротенькие истории современных детских авторов и «классиков» периодики. Есть разделы, с помощью которых можно смастерить самоделку. И, конечно, в большом количестве представлены ребусы, загадки, лабиринты, любопытные задания для малышей. Единственный недостаток «Веселых картинок» -это то, что оформление журнала недостаточно яркое по сравнению с некоторыми другими изданиями. Концепция издания вполне соответствует потребностям той возрастной категории читателей, на которую он рассчитан.
«Тошка и компания» (5-8 лет). Это веселый журнал о животных. В нем тоже очень много иллюстраций, причем не только рисованных, есть и фотографии. Короткие тексты. В издании много загадок, логических заданий, ребусов. Есть самоделка и даже постер с фотографией какого-нибудь животного, который ребенок сможет собственноручно повесить на стену в детской. Публикуются в «Тошке» и рисунки, которые присылают в своих письмах читатели. Правда, печатается «Тошка» на обычной (не глянцевой) бумаге и, так же как предыдущее издание, не очень яркий. Выходит журнал в издательстве «Эгмонт Россия».
Познавательный журнал для детей <^ЕОленок» (7-13 лет) выходит в издательстве Axel Springer Russia. Он создан по образцу журнала для взрослых «GEO». В нем печатают интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. Есть и материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби, первым романтическим чувствам (все в пределах разумного!). Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин с призами. Его отличает красочное оформление полосными фотографиями высочайшего качества, снабженными комментариями. Все как в «GEO», только лучше, потому что для детей. Создается журнал российскими авторами, а потому вполне адаптирован к нашей действительности.
Большинство статей во «взрослых» периодических журнальных изданиях рассчитано на сплошное прочтение. Если такие статьи обладают самостоятельной законченностью, то детская статья должна представлять собой увлекательный рассказ. По этой причине бывший
175
заведующий редакцией «Детская энциклопедия» московского издательства «Просвещение» В.Ю. Кирьянов даже определял статью, написанную для детей и юношества, как «особый вид художественно-публицистического произведения, которому соответствует... использование выразительных языковых средств, эмоциональность». Информационность в статье для юных читателей должна достигаться специфическими формами, лексическими и фразеологическими средствами.
Материалы детских статей по возможности должны сопровождаться фотографиями авторов, ведущих рубрик. Возможна публикация фотографий читателей и победителей конкурсов. Это будет стимулировать к активности и других юных читателей, ранее не принимавших участие в проводимых журналом конкурсах.
Полезно использовать поэтическую или упрощенно-обыденную форму в подаче фактического материала, дополнять информацию рисунками, что будет способствовать скорейшему восприятию материала детьми.
«Языком другого мира» в детских иллюстрированных журналах являются рисунки на самые разные темы - как литературно-художественные, так и публицистические. Журналы в таких случаях представляют собой «срез жизни», передают ее непосредственную реальность. Причем это достигается путем преломления явлений через призму детского восприятия, что делает их особенно живыми и интересными.
При редактировании иллюстрированных детских журналов необходимо помнить, что в журналах для младших школьников иллюстрации должны занимать более 60% всей запечатываемой площади. К этому требованию стандартов рекомендуется стремиться и при редактировании журналов для детей среднего и старшего школьного возраста, так как именно к иллюстрациям в первую очередь притягивается взгляд ребенка.
Так, иллюстрации должны быть красочными, понятными, однозначными, должны быть добрыми и смешными, даже изображения отрицательных персонажей, например в сказках, не должны пугать детей, вызывать у них негативные эмоции.
Нужно помнить, что важная часть работы редактора над детским журналом - это анализ иллюстраций. В детских изданиях иллюстрации приходится рассматривать в неразрывной связи с текстом, поскольку они несут равную эмоциональную, а зачастую и смысловую нагрузку. В некоторых статьях текст даже играет второстепенную роль, логически дополняя обильный иллюстративный материал, являющийся основным носителем содержания (комиксы).
Эффективность восприятия текста без иллюстраций у детей младшего школьного возраста снижается почти вдвое. Не говоря уже о том, что иллюстрации создают определенное отношение к еще не прочитанному тексту, настраивают на нужныийлад, поясняют, дополняют, раскрывают глубину текста.
176
Издание должно привлекать, заставлять отбросить все дела и погрузиться в мир рисунков, красок, тонов. Это достигается с помощью ярких и удобочитаемых заголовков, постановки на первый план наиболее удачных рисунков.
Серьезное место в восприятии иллюстраций занимает эмоциональное начало. Поэтому и выбор цвета или текстуры подложки, и яркость того или иного рисунка должны учитывать эмоциональное восприятие ребенка. Рисунки не должны отталкивать и пугать своей излишней броскостью или, наоборот, недостаточной контрастностью. Заголовки должны привлекать внимание и заставлять углубиться в чтение и узнавать новое и интересное.
Детские иллюстрированные журнальные издания являются неотъемлемой частью всего многообразия детских изданий, доступных сегодня юному читателю. Детские журналы своевременно дополняют и обрамляют то множество книг, которое предназначено для развития, воспитания, образования юного читателя.
К сожалению, для современных журналов характерен слишком большой охват читателей в рамках одного издания - до пяти, от трех до восьми, от семи до четырнадцати лет. В этом случае сложно учитывать психологические, познавательные интересы детей разного возраста. Мало принимается во внимание пол детей, хотя надо отметить, что в последнее время появилось несколько новых журналов для девочек (для мальчиков такого разнообразия нет).
От состояния культуры и уровня развития детства зависит прогресс в культурном, экономическом, социальном развитии общества. И забывать о значимости периодики в содействии становлению личности и социализации юных граждан нельзя.
Библиографичнский список
1. Алексеева М.И. Редактирование детской литературы: (раздел курса «Редактирование отдельных видов литературы«) : метод. пособие для студентов заочного отделения. - М., 2009. - 26 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.journ.msu.ru/downloads/2010/ Detskaq_literatura.doc
2. Антонова С.Г. и др. Редакторская подготовка изданий : учебник / под общ. ред. С.Г. Антоновой. - М. : из-во МГУП, 2002. - 468 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/ xbook082/01/part-008.htm#i1383
3. Орлова В.В. Особенности редактирования детских иллюстрированных журналов // Тр. БГТУ. Сер. 9: Издательское дело и полиграфия. - 2012. - № 9. - С. 15-18; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //cyberleninka .ru/article/n/osobennosti-redaktirovaniya-detskih-illyustrirovannyh-zhurnalov.
177