Научная статья на тему 'Обзор современного рынка журнальной продукции, рассчитанной на детей дошкольного и школьного возраста'

Обзор современного рынка журнальной продукции, рассчитанной на детей дошкольного и школьного возраста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
837
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ / СТРАТЕГИЯ ИЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Слепова Александра Валерьевна

Статья посвящена мониторингу рынка детских журналов, которые распространяются по подписке. Сделаны неутешительные выводы об однотипности и чрезмерной иллюстративности детской развлекательной прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор современного рынка журнальной продукции, рассчитанной на детей дошкольного и школьного возраста»

Александра Валерьевна Слепова

Челябинский государственный университет

ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЖУРНАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, РАССЧИТАННОЙ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена мониторингу рынка детских журналов, которые распространяются по подписке. Сделаны неутешительные выводы об однотипности и чрезмерной иллюстративности детскойразвлекательной прессы.

Ключевые слова: мониторинг, детский журнал, читательская аудитория, стратегия издания.

На современного ребенка ежедневно обрушивается поток журналов и той печатной продукции, которая называет себя журналами, завлекая неокрепшие умы раскрученными героями мультфильмов, маленькими подарками и всевозможной информацией, которую с легкостью можно найти и в энциклопедиях, и в Интернете. А как обстоит дело с изданиями, которые распространяются по подписке? Каталог печатных изданий за 2010 г. в тематическом разделе «Детские и молодежные издания» содержит 170 позиций. Если исключить прессу, рассчитанную на молодежь, издания, выходящие на других языках, а также аудио-и видеопродукцию, то количество наименований уменьшится до 138. Любопытно сравнить: Н. А. Добролюбов в обзоре детских журналов за 1895 год указывает, что их число достигает восьмидесяти наименований [1]. Количество детских центральных журналов в советскую эпоху было ограничено несколькими наименованиями. Для дошкольного возраста существовал журнал «Веселые картинки», для младшего школьного возраста - «Мурзилка», для среднего школьного возраста - «Пионер», для комсомольцев - «Костер». Также издавалось несколько узко тематических журналов: «Мастерок», «Юный натуралист» и «Юный художник». В 1986 г., по данным Всероссийской книжной палаты, существовало 15 газет и 36 журналов, а в 1996 г. - 40 газет и более 80 журналов. Какого рода печатную продукцию предлагают современные издательства? Что можно найти в библиотеках или получать по подписке? Издаваемые журналы на основании заявленной в аннотации ведущей стратегии можно разделить на четыре группы: развивающие (интеллект, логическое мышление, творческие способности и т. д.), развлекающие, рассказывающие о природе и животных и обучающие рукоделию. Сохраняется, хотя и достаточно условная, возрастная ориентация

журнала. Читательская аудитория значительно молодеет. Издатели этот факт, безусловно, учитывают. Яркий пример - журнал «Погремушка», рассчитанный на малышей от рождения и до двух лет. Он содержит рекомендации для родителей и демонстрационный материал для показа ребенку, как рекомендуют современные педагогические системы Г. Домана или Н. Зайцева. Для малышей дошкольного возраста существует обширный ряд познавательно-развлекательных журналов, которые в качестве своей читательской аудитории называют детей от двух-трех лет. Чем может привлечь юных читателей печатное издание? Яркая полиграфия, подарки, известные персонажи. Дети с удовольствием листают журнал с полюбившимся Лунтиком, Микки-Маусом, феями из мультсериала «Винкс». Примечательно, что ряд журналов выбрали малоговорящие для детей названия «Воробышек», «Карапуз», «Мурзик», «Умняшка», «ПониМашка», «Колокольчик». Они привлекают не детей, а их родителей, отвечая на главный запрос: подготовить дошкольников к учебе в школе. Подготовка понимается довольно широко: от развития интеллекта, внимания, логического мышления и до пошагового обучения ребенка математике, чтению, письму. В аннотациях к этим изданиям широко используется соответствующая лексика: урок, оценка, развитие, обучение. Приспосабливаются к новым условиям и хорошо известные мамам и папам «Веселые картинки» и «Мурзилка», правда, последний стал преимущественно журналом для дошкольников. Библиотекари Центральной детской библиотеки имени А. М. Горького, по моей просьбе изучив карточки читателей, подтвердили небольшой интерес у младших школьников к данному печатному изданию. Современные мальчики и девочки любят рассказы о животных. Поддерживают детский интерес к природе следующие печатные издния: «Филя», «Винни и его

друзья», «Свирелька», «Муравейник», «Кот и пес», «Тошка и компания» и др. Здесь яркие иллюстрации, фотографии животных и очень мало текста. В основном маленьким читателям предлагаются развивающие задания на сообразительность, ребусы, головоломки. Также в журналах есть странички-раскраски и странички-самоделки.

Журналы, рассчитанные на младший школьный возраст, кроме вышеперечисленных тем, активно эксплуатируют тему школьной дружбы и взаимоотношений между учителями и детьми, предлагая всевозможные тесты, советы психологов, «рассказы из жизни». В качестве названий журналов используются или раскрученные мультипликационные бренды («Простоквашино», «Приключения Скуби-ду») или широко распространенные в школьной жизни слова: «Классный журнал», «Первоклашка», «Расти, первоклашка», «Веселые уроки». Тема успешной учебы также является главной, в чем можно убедиться, просмотрев журналы с включенными в них заданиями по различным предметам, или ознакомившись с аннотациями к журналам, в которых читателям обещаются только отличные оценки. У детей младшего и среднего школьного возраста большой популярностью пользуются журналы, которые можно условно назвать «сделай сам». Эти издания привлекают читателей разнообразием идей, пошаговыми картинками, минимальным сопроводительным текстом. Отвечая современным запросам, журналы научат, как сделать самодельные открытки, свечи, украсить квартиру к празднику, сплести поясок или сумочку. Названия подобных журналов указывают на основную стратегию изданий - креативность: «Коллекция идей», «Веселые идеи» и т. п.

Журналы, рассчитанные на подростков, в основном имеют развлекательную направленность. Ребенок в этом возрасте уже менее зависим в выборе издания от мнения родителей, он ориентируется на личный интерес, популярность издания, мнение сверстников. В связи с разностью интересов у мальчиков и девочек, журналы для подростков сознательно ограничивают читательскую аудиторию. Журнал «"^1.Т.С.Н. Твой стиль» подготавливает девочек младшего школьного возраста, а также 5-7 классов к чтению женских журналов, отвечая интересам читательниц и формируя их вкусы. С девочками редакция журнала обсуждает взаимоотношения с подругами и одноклассниками, конфликты с родителями, проблемы

меняющейся внешности. В журнале несколько психологических тестов, сканвордов, гороскоп, рекомендации по изготовлению бижутерии, советы косметолога и т. д. Есть обзоры книг и DVD-новинок, рассчитанных именно на детскую аудиторию. Такие журналы, как «Маруся», «Ромео и Джульетта», «Штучка», «COOL GIRL», «Лиза GIRL», «YES», «Oops!» ориентированы на девочек среднего и старшего школьного возраста. Эти и подобные журналы заманивают читательниц всевозможными конкурсами, советами психолога, тестами, задушевными разговорами о первой любви и моде, макияже и фитнесе, рукоделии, кулинарии. Художественное оформление журнала также призвано привлечь девочек: розовые и персиковые тона, бантики и бабочки, амурчики и сердечки, фотографии звезд и реклама косметики. Журналы для взрослеющих мальчиков («Хулиган», «Игромания», «Бумеранг», «BRAVO») рассказывают о технических новинках, о компьютерах и видеоиграх, о рок-группах и киноновинках в жанрах боевик и фэнтези. Одно из главных увлечений подростков - музыка - представлена в подростковых журналах, рассчитанных и на мальчиков, и на девочек, наиболее подробно. Журналы «Молоток», «Cool», «Все звезды», «Фан-клуб», «Мне 15», «Ровесник» составлены из рассказов о популярных певцах и группах, новых альбомах и клипах, предлагают интервью со звездами, публикуют всевозможные постеры.

Ориентированы на думающих подростков, не гоняющихся за модой, желающих узнавать новое, такие журналы, как «Волшебный», «Крылья». Продолжают занимать свою нишу в подростковом чтении и научно-популярные журналы. Например, «Чудеса и тайны планеты Земля», «Наука и жизнь».

Особую группу составляют литературно-художественные журналы, которые не являются популярными у рядового читателя, но исправно поступающие в детские библиотеки. Современный литературно-художественный журнал рассчитан на читателя определенного возраста и имеет ярко выраженную тематику. На самых маленьких читателей (6-10 лет) ориентирован журнал «Мурзилка», который позиционирует себя как интересное дополнение к школьным учебникам по литературе, окружающему миру, изобразительному искусству и другим предметам. Также журнал отслеживает литературные новинки, рассчитанные на указанный возраст, и предлагает их читателям.

Школьникам 9-14 лет адресованы журналы «Кукумбер», «Костер», «Пионер», «Детская роман-газета», «Путеводная звезда. Школьное чтение» «Детское чтение для сердца и разума». Например, журнал «Костер», сохраняя полувековые традиции, продолжает знакомить читателей со страницами классики и новыми авторами, он открыт для юных писателей и поэтов, привлекает читателей конкурсами и разговорами о современном кино и музыке. Среди изданий постсоветского периода хочется отметить журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение» и «Кукумбер». «Путеводная звезда. Школьное чтение» в качестве основной задачи издания называет нравственное воспитание подростков и отбирает художественные произведения, руководствуясь этим принципом. У классических авторов выбираются наиболее известные произведения, порой пересекаясь со школьной программой. Среди любимых авторов XX века В. Крапивин, произведения которого ежегодно предлагаются читателям. Очень веселый, яркий, креативный журнал «Кукумбер» сотрудничает с современными веселыми, талантливыми авторами, которые и формируют облик журнала. Журнал богат разнообразными рубриками, текстами, небольшими по объему, много иллюстративного материала. Журнал «Мы», который определяет себя как литературно-художественный, наряду с художественными текстами публикует рассказы о жизни звезд, анализирует русский рок, обсуждает семейные проблемы подростков, их увлечения, освещает события в России и за рубежом. В журнале «Странник» преобладают произведения в жанре детектива, фантастики, мелодрамы. Много места в журнале уделено вопросам истории и современности, развлечениям и путешествиям. В полной мере литературно-художественным журналом для юношества является журнал «Прочтение», в котором много текста и мало иллюстраций, есть литературно-критические статьи, рассказы об эли-

тарном кино, интересные размышления над философскими проблемами. Возрастные рамки журнала явно занижены, можно рекомендовать его студентам и аспирантам гуманитарных специальностей.

Современный рынок печатной продукции изобилует журналами, рассчитанными на детей и подростков. Журналы с широкой тематикой превалируют над узко тематическими, а развлекательные - над научно-популярными и литературными. С этим связана однотипность печатных изданий с повторяющимися рубриками, похожими заданиями, стандартными шутками. В развлекательных журналах иллюстрации преобладают над текстовым материалом, интервью и тесты - над публицистикой. Сориентироваться в мире детских журналов родителям не просто. Они опираются на собственный читательский опыт, на детские предпочтения, на популярность журналов. Необходим постоянный, свободный от рекламы и глубокий мониторинг детских печатных изданий, который поможет родителям и педагогам руководить читательскими предпочтениями детей и формировать у них вкус к качественной периодике.

Список литературы

1. Добролюбов, Н. А. Обзор детских журналов [Электронный ресурс] / Н. А. Добролюбов. - http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_1430. shtml (дата обращения 29.09.2011).

2. Суворов, С. Как детские журналы приспосабливаются к взрослым правилам игры [Электронный ресурс] / С. Суворов. - http:// www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1052668-0.html (дата обращения 29.09.2011).

З.Стебловская, С. Б. Ценностно-смысловое поле современных журналов для подростков [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. Б. Стебловская. - М., 2010.- 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.