Е. В. ГАйМАНОВА
особенности современных детских экологических журналов
в статье на примере ряда изданий проведен анализ отличительных особенностей детских экологических журналов.
Ключевые слова: детские журналы, экологическая направленность.
Важными типологическими признаками изданий для детей и юношества являются читательский адрес и характер содержащейся информации. Детская аудитория неоднородна по возрасту. Ее можно условно разделить на несколько групп, границы которых подвижны: дошкольники (3-6 лет), младшие школьники (7-10 лет), подростки (11-14 лет), старшеклассники (15-17 лет). Последних многие специалисты относят к молодежной аудитории.
Детский возраст - пора активного освоения окружающего мира, зарождения любви к родному краю, животным, природе. Издателям следует учитывать то, о чем еще в начале XX века писал критик М. Н. Васильевский: «Каждый возраст имеет свои потребности и интересы. Для одного (ребенок 5-6 лет) чтение должно заменять и дополнять игрушку, для другого (12 лет) - быть умным и полезным развлечением, дополнять, а отчасти даже заменять школу» [1].
Журналы для самых маленьких образовывают и развивают малышей непринужденно и занимательно, в форме игры. В них освещается, как правило, одна тема. Некоторые психологи полагают, что использование насыщенных красок может навредить малышам, вызвав у них слишком сильные эмоции, поэтому в ряде детских изданий иллюстрации не очень броские. В журналах для читателей постарше - младших школьников - они ярче и разнообразнее, а круг освещаемых вопросов шире.
Литература для подростков и старшеклассников сложна по тематике, дифференцирована по интересам, выполняет не только познавательную (как подспорье в учебе), но и воспитательную функцию (затрагивает духовно-нравственные темы), в ней чаще используются фотографии и постеры.
По результатам опросов, проведенных детскими библиотеками, дошкольники и младшие школьники читают с наибольшим интересом о животных и природе. Старших школьников волнуют проблемы экологии, которые в конце XX столетия стали весьма актуальными.
В прошлом веке российский рынок детских периодических изданий был представлен только одним экологическим журналом - «Юный натуралист». Это старейшее научно-популярное издание, предназначенное для детей и подростков и посвященное природоведению, биологии и экологии, имеет постоянные рубрики («Лесная газе-
та», «Записки натуралиста», «Клуб почемучек» и др.). Оно начало выходить с июля 1928 года. Тираж некоторых номеров достигал почти 4 млн. экз., сейчас он составляет 17 тыс. экз. В «Юном натуралисте» публиковали свои статьи писатели (В. В. Бианки, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, В. А. Солоухин, И. И. Акимушкин, В. В. Чаплина), ученые и популяризаторы науки (И. В. Мичурин, К. А. Тимирязев, В. А. Обручев).
В настоящее время издание адресовано читателям 7-14 лет. Детям и подросткам, которые интересуются разными природными явлениями, «Юный натуралист» рассказывает об исключительной способности большинства обитателей фауны маскироваться - мимикрии, о четвероногих альбиносах, животных-«рекордсменах» (бегунах, прыгунах, летунах) и о многом другом. Главный редактор журнала Л. Самсонова в одном интервью говорила: «Мы не публикуем жестоких материалов, избегаем тем охоты, сафари. Одно время мы пытались быть "колоколом" экологических катастроф. Но что ребенок может сделать в борьбе с загрязнением мирового океана? Наша задача - экологическая грамотность, которая не даст человеку бросить бумажку на улице» [2].
«Юный натуралист» по-прежнему остается одним из лучших российских детских и юношеских экологических изданий.
Сегодня тема окружающей среды затронута на страницах различных по характеру содержащейся информации детских журналов, среди них:
- специализированные на данной тематике (например, «Филя» и журнал «Твои веселые друзья-зверята», который содержит приложение - видеофильмы о животных);
- научно-популярные («В мире растений», «Друг», «В мире животных», «Маленький садовник», «National Geographic», «Юный путешественник»);
- универсальные, посвященные широкому кругу вопросов, в числе которых тема природы («Мурзилка», «Костер», «А почему?», <^ЕОле-нок» и др.). Последний, предназначенный для читателей в возрасте 7-13 лет, создан по аналогии с журналом для взрослых «GEO» в 2003 году. В «^ЕОленке» можно найти увлекательные статьи о животных и растениях.
В целях наглядности рассмотрим несколько изданий.
Журнал «Филя» (издательский дом «Веселые картинки»), который награжден Знаком отличия
№ 2 (36), 2010
"Культурная жизнь Юга России"
«Золотой фонд прессы Российской Федерации», -это небольшое по объему ежемесячное издание о природе для детей младшего и среднего школьного возраста. Фактически читательский адрес журнала - семья, так как маленьким детям читают родители, а ребята постарше выполняют задания под руководством взрослых. Издание содержит загадки, ребусы. В нем крупные иллюстрации и короткие статьи, поскольку малыши не могут концентрировать внимание на длинных текстах. Дополнительной вкладкой в каждом номере помещена раскраска.
Журнал динамичен, однако в меру эмоционален, чтобы не слишком волновать маленьких читателей. На 24 страницах номера можно найти различные рубрики: «Академия Фили», «Это интересно», «Игротека Фили», «Сделай сам!» и др. Раздел «Почта Фили» состоит из рассказанных читателями забавных историй о жизни домашних питомцев. В этом издании находят место интересные сведения о живой природе, репортажи из зоопарка, веселые викторины и игры, посвященные темам экологии и животного мира, рассказы о путешествиях знаменитых натуралистов. Заглавный герой журнала - это птенец, который везде летает и все видит. Своими знаниями и впечатлениями он делится с детьми. Филя хочет, чтобы люди с детства любили природу, родную землю и бережно относились к окружающей среде.
В рамках образовательной программы «От младенчества до студенчества» редакция литературно-художественного альманаха «Лазурь», имеющего экологическую направленность, с 1994 года выпускает журнал «Свирель», а с 1997-го - «Свирелька».
Журнал «Свирель» адресован семьям с детьми в возрасте 7-12 лет. Помещаемые в нем научно-популярные тексты о родной природе, заповедниках и национальных парках, уникальных видах флоры и фауны адаптированы для школьников. Почти в каждом выпуске завершающим элементом служит кроссворд или загадка на соответствующую тему. Материалы проиллюстрированы качественными фотографиями. Объем журнала - 32 страницы.
«Свирелька» - издание аналогичного объема для самых маленьких (дети 3-8 лет), выходит в формате А5, на плотной качественной бумаге. Каждый номер полон содержательных историй, развивающих игр, занимательных викторин и кроссвордов, страничек-раскрасок, сказок и стихов, посвященных экологии. Юных читателей ждет сюрприз - книжка-малышка о природе, которую легко сделать дома, вынув несколько листов из журнала, сложив их пополам и сшив; нередко предлагается вырезать из журнала фигурки животных для своего домашнего зоопарка.
«Свирель» и «Свирелька» также удостоены Знака отличия «Золотой фонд прессы Российской Федерации».
Еще одно издание для малышей 3-8 лет - журнал о животных «Тошка и компания». В каждом номере помещаются короткие тексты (рассказы о диких и прирученных животных, советы ветеринара, многочисленные загадки, логические задания), ребусы, игры, самоделки, постер с изображением того или иного зверька, проводится конкурс «В мире животных» от Николая Дроздова. Журнал печатается на обычной бумаге. Среди привлекаемых иллюстраций - рисунки читателей и фотографии.
Подобный «Тошке» журнал «Винни-Пух и его друзья» объемом 36 страниц выходит с 1998 года в том же издательстве со слоганом «Твой журнал о природе». Он предлагает читателям ребусы, головоломки, любопытные вопросы, задания на сообразительность, странички-раскраски и странички-самоделки. Общение с читателем имеет форму диалога: диснеевский Винни-Пух и его друзья обращаются непосредственно к ребятам, отправляются с ними во всевозможные путешествия, помогают найти ответы на самые разные вопросы, касающиеся растений, животных и изображенных явлений природы (большую часть номера занимают иллюстрации).
Детский журнал для семейного чтения «Муравейник» издается с 1994 года (56 страниц, на бумаге хорошего качества, с красочными фотографиями). Рубрики - «Зеленый шум», «Мастерская природы», «Златоцвет», «Оберег», «Муравейка», «Бурелом», «Корни и крона». Издание печатает истории из жизни животных. Его можно использовать в качестве дополнительной учебной литературы. В «Муравейке» имеется постоянный раздел об охоте и рыболовстве («На ловчей тропе»).
Также среди развивающих детских журналов экологической направленности представляют интерес «Колокольчик», «Кот и пес» [3].
Задача рассматриваемых изданий не исчерпывается формированием экологической культуры подрастающего поколения - обращение к природе всегда помогает решать вопросы нравственного воспитания.
Хотя домашнее чтение периодических изданий в настоящее время мало распространено, разнообразие и хорошее качество современных печатных детских изданий, в том числе и экологической направленности, дает надежду на его возрождение, а следовательно, и дальнейшее совершенствование детской журналистики этого направления.
Литература
1. Васильевский М. Н. Нужен ли детям детский журнал. СПб.; М., 1911. С. 10.
2. Ульянова С. Заметки о судьбах детских познавательных журналов. URL: http://ricolor.org/ras/5/ vr/15
3. Детские журналы о животных и природе. URL: http://detmagazin.ucoz.ru
e. v. gaimanova. features of the modern ecological magazines for children
The article analyses features of the ecological magazines for children, some publications were taken as examples.
Key words: children's magazines, ecological orientation.
о. В. ХЛ0ПУН0ВА, т. М. ЛАПИН
построение паблисити на примере национальной компании
Статья посвящена анализу практического применения паблисити-технологий в маркетинге.
Ключевые слова: паблисити-технологии, коммуникативистика, брэнд, медиаплан, имиджевый очерк, кризисный менеджмент, информационный поток.
Одним из векторов развития современной коммуникативистики и журналистики является активное проникновение информационных процессов во все сферы бизнеса и маркетинга. В исследованиях последних лет подробно охарактеризованы причины возникновения этого явления, его связи с другими направлениями. Отмечена и смена акцентов: контентный (содержательный) аспект, который был на первом плане в 1980-е годы, в 1990-е уступил место коммуникативному. Перспективу стали осознавать как повсеместное практическое использование информационных технологий СМИ и паблисити при решении маркетинговых задач.
Технология - это совокупность приемов и методов имиджевой обработки товаров и услуг, осуществляемых в процессе их продвижения на рынке. Эволюция данного процесса предполагала поиск наиболее эффективных экономичных решений и происходила накопительным путем - как возникновение и практическое применение различных приемов и методов. Изучая практическое применение паблисити-технологий в маркетинге, мы принимаем во внимание современные тенденции формирования публицистического текста, медиа-метрические данные о ситуации его использования. Такой подход вовсе не опровергает представления о журналистике и СМИ как об институте независимой общественной экспертизы всех явлений жизни, в том числе и маркетинга. Дело в том, что слияние бизнес-процессов с информационными порождает феномен коммерческого использования информационных каналов и жанров. Чтобы объять указанные ипостаси журналистики и коммуника-тивистики, мы провели анализ специальных изданий, а также публицистических материалов пресс-службы компании «Очаково», опубликованных в российских печатных СМИ («Московский комсомолец», «Комсомольская правда»).
Технологии паблисити избраны в качестве основного материала для исследования неслучайно. Капитализация информационных процессов приобретает радикальный характер при резкой
смене общественных устоев. Изменения коммуникативной среды, рост информатизации общества, интеграция маркетинговых коммуникаций - все это приводит к взаимопроникновению информационных и рекламных технологий. В то же время информационные технологии рассматриваются не только как явление, присущее непосредственно коммуникативистике и журналистике, но и маркетингу. Такой подход согласуется с принципами интеграции маркетинговых коммуникаций, которые активно разрабатываются в трудах российских исследователей (Б. Л. Борисов, Н. Г. Федько, В. П. Федько, Е. Л. Вартанова), а также в работах зарубежных специалистов [1].
Интерес исследователей к паблисити, возникший в конце XX века, вызвал ряд разногласий. Одни, впадая в крайность, отождествляли паблисити с паблик рилейшнз [2], другие - с одним из основных элементов СМК [3]. Отмеченное свидетельствует о важности данной категории, поэтому рассмотрим ее подробнее.
Некоторые авторы полагают, что паблисити представляет собой «неличное и неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены» [4]. Еще одно определение гласит: «Паблисити - любая бесплатная форма неличного представления идеи, товара или услуги. Конечно же, работа службы паблисити оплачиваема. Но они стараются обратить внимание на фирму (коммуникатора) без оплаты размещения информации в медиаканалах» [5]. С нашей точки зрения, паблисити выступает как одна из форм паблик рилейшнз. О различиях между ними читаем у одного из американских исследователей: «Паблисити: делай хорошо и пусть мир об этом знает. Хороший товар, хороший повод, хороший фильм или хороший поступок - все удовлетворяет этим критериям. Паблик рилейшнз: ограничь ущерб, который тебя пости-