УДК 070.41:087.5
В. В. Орлова, аспирант (БГТУ)
ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ ЖУРНАЛОВ
В статье приведены основные аспекты редактирования детских иллюстрированных периодических журнальных изданий, отличительные особенности иллюстрированных журналов от книжных изданий, периодических газетных изданий. Охарактеризована работа редактора с иллюстративным материалом журналов для детей.
The article presents the main aspects of editing children's illustrated journal of periodic publications, magazines distinctive from book publications, periodicals, newspapers. Characterized the work of the editor with the magazine illustrations for children.
Введение. Детские иллюстрированные журналы как самостоятельный тип массового периодического издания представляют собой особую область, тесно связанную с проблемами развития изобразительного искусства, литературы, публицистики, общественной и художественной жизни, а также уровнем полиграфии и ее техническими возможностями.
Иллюстрированное детское периодическое журнальное издание должно являться результатом совместной деятельности художников, писателей, редакторов, становиться итогом коллективного творческого процесса, однако это вовсе не исключает индивидуального проявления каждого из создателей [1].
Цель данного исследования — охарактеризовать особенности редактирования иллюстрированных журналов для детей. Для ее решения поставлена задача проанализировать общие и отличительные особенности иллюстрированных детских журналов по отношению к книжным изданиям для детей, газетным периодическим иллюстрированным изданиям.
Основная часть. Издания для детей выделены в самостоятельный комплекс по признаку читательского адреса, при этом целевое назначение таких изданий можно рассматривать как передачу, обращение в обществе комплекса знаний и представлений об окружающей действительности, зафиксированных в словесных, художественных образах и научных понятиях, способствующих воспитанию, развитию, обучению юных читателей и направленных на социализацию детей. Понятие социализации детей характеризует навыки участия в общественной жизни, умения ориентироваться в мировоззренческих вопросах, обосновывать собственную нравственную позицию. Все это крайне важно учитывать при редакционноиздательской подготовке изданий для детей в целом [2].
Иллюстрированное журнальное издание для детей является особой редакторской отраслью, имеющей свои индивидуальные особенности,
знание и понимание которых необходимо при редактировании детской журнальной периодики. Эта та область редактуры, которая сразу может быть не по силам научному редактору, не имеющему практики работы с детскими журналами. Здесь особенно необходимо обозначить общие черты и существенные отличия в редактировании именно журнальных изданий.
Работа редактора с иллюстрированными детскими журналами имеет много точек соприкосновения с редактированием книжных детских изданий. Те и другие издания связывают многие общие задачи: социальные, эстетические, педагогические, а также наличие единых структурных элементов — формата издания, шрифта (выбор которого особенно важен при разработке концепции дизайна детского издания), обложки, иллюстраций.
Не случайно художники зачастую одновременно работали над созданием журнального рисунка и над иллюстрацией к книге [1].
При выпуске детских изданий, как книжных, так и периодических, необходимо учитывать в первую очередь воспитательный эффект издания. Психология детей отличается от психологии взрослых. Дети, особенно дошкольники, верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость, в то, что положительное, хорошее, вызывающее одобрение взрослых, — правильно и должно существовать именно в том состоянии, которое наиболее предпочтительно для их понимания и восприятия. Практически любое явление, любой объект действительности может стать основой содержания статей и произведений детского журнала. Интерпретация событий, поступков людей, свойств животных должна при этом приобретать особое звучание — звучание, определяемое предметной областью детской литературы.
Нельзя забывать, что тематическая направленность должна отражать познавательный и воспитательный потенциал периодических журнальных изданий для детей. В тематике отражаются различные стороны жизни общества, нравственные позиции, сложившийся общест-
венный идеал, который влияет на характер предмета литературы для детей [3].
Кроме того, учитываются конкретные интересы детской аудитории и в содержании преимущественное внимание отдается детству, периоду роста и взросления детей, задачам, которые стоят перед ними. Поэтому тематика статей детского журнала должна охватывать жизнь школы, летние каникулы, знакомство с городом и страной, эпизоды из жизни исторических героев, ученых, деятелей культуры и искусства.
Большинство статей во «взрослых» периодических журнальных изданиях рассчитано на сплошное прочтение. Если такие статьи обладают самостоятельной законченностью, то детская статья должна представлять собой увлекательный рассказ. По этой причине бывший заведующий редакцией «Детская энциклопедия» московского издательства «Просвещение» В. Ю. Кирьянов даже определял статью, написанную для детей и юношества как «особый вид художественно-публицистического произведения, которому соответствует ... использование выразительных языковых средств, эмоциональность» [4]. Информационность в статье для юных читателей должна достигаться специфическими формами, лексическими и фразеологическими средствами.
Материалы детских статей по возможности должны сопровождаться фотографиями авторов, ведущих рубрик. Возможна публикация фотографий читателей и победителей конкурсов. Это будет стимулировать к активности и других юных читателей, ранее не принимавших участие в проводимых журналом конкурсах.
Полезно использовать поэтическую или упрощенно-обыденную форму в подаче фактического материала, дополнять информацию рисунками, что будет способствовать скорейшему восприятию материала детьми
Редактирование газетной детской периодики также имеет много общего с журнальной, однако главным отличительным фактором здесь выступает характер информации обоих изданий. Газета — издание, выходящее через непродолжительные промежутки времени и содержащее, в первую очередь, оперативную информацию, рекламу.
Журнал же в свою очередь периодическое издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее не только краткие статьи, заметки, присущие газете, но и серьезные «книжные» жанры, такие как сказка, рассказ, небольшая повесть. Здесь редактор должен следить за обязательным использованием особых специфических приемов отображения действительности, собственных выразительных средств, форм и
способов контакта с аудиторией. В данном случае должны быть задействованы более глубинные ресурсы взаимодействия с детской читательской аудиторией, нежели в газетном издании.
Реальность предстает перед глазами ребенка в своеобразной упрощенной и одновременно увлекательной и интересной форме, что привлекает детей, заставляет прочитать написанное до конца. Необходимо помнить, что основными функциями детского журнала являются развивающая, познавательная, воспитательная и только в последнюю очередь информационная, которая в данном случае сливается с познавательной.
Для газетного же издания основной функцией выступает информационная, задача которой оперативно и достоверно донести необходимые в детском медиапространстве сведения.
При этом важно также правильное понимание главного отличия журнального издания от книжного — журнал предназначен для периодического, но непродолжительного чтения, в то время как книга — более «основательное» издание.
Корнилова В. В., исследуя графическое оформление самых первых российских детских журналов пишет: «Иллюстрированные журналы для детей, подчиняясь общим законам оформления художественных изданий с их логикой конструктивных элементов, ориентировались на детское восприятие. Изобразительная часть — будь то ремесленно-беспомощная картинка массового «копеечного» издания или изысканно-декоративная стилизованная графика «Мира искусников» <...> — являлась одним из непременных условий контакта с аудиторией, залогом привлекательности и интереса журнала для детей, многие из которых еще не умели читать». Исследователь приводит слова К. И. Чуковского, говорящие в пользу педагогического предназначения детских журналов. Так предназначение журнала для детей состоит в том, «чтобы войти <... > в совершенно другой мир и заговорить с детьми языком другого мира, перенять его образы и его своеобразную логику».
«Языком другого мира» в детских иллюстрированных журналах являются рисунки на самые разные темы — как литературно-художественные, так и публицистические. Журналы в таких случаях представляют собой «срез жизни», передают ее непосредственную реальность. Причем это достигается путем преломления явлений через призму детского восприятия, что делает их особенно живыми и интересными [1].
При редактировании иллюстрированных детских журналов необходимо помнить, что в журналах для младших школьников иллюстра-
ции должны занимать более 60% всей запечатываемой площади. К этому требованию стандартов рекомендуется стремиться и при редактировании журналов для среднего и старшего школьного возраста, так как именно к иллюстрациям в первую очередь притягивается взгляд ребенка.
Так, иллюстрации должны быть красочными, понятными, однозначными, не нести в себе агрессивной окраски, должны быть добрыми и смешными (даже изображения отрицательных персонажей), например, в сказках не должны пугать детей, вызывать у них негативные эмоции.
Нужно помнить, что важная часть работы редактора над детским журналом — это анализ его иллюстраций. В детских изданиях иллюстрации приходится рассматривать в неразрывной связи с текстом, поскольку они несут равную эмоциональную, а зачастую и смысловую нагрузку. В некоторых статьях текст даже играет второстепенную роль, логически дополняя обильный иллюстрационный материал, являющийся основным носителем содержания.
«Эффективность восприятия текста без иллюстраций у этой читательской категории (детей младшего школьного возраста) снижается почти вдвое! Не говоря уже о том, что иллюстрации создают определенное отношение к еще не прочитанному тексту, настраивают на нужный лад, поясняют, дополняют, раскрывают глубину текста» [5].
Работа над художественным оформлением детского периодического издания имеет свою специфику. Здесь необходимо понимать специфику самих иллюстраций, дизайнерского оформления, природу их связи с текстом.
Искусство дизайнерского оформления периодических изданий сегодня активно развивается как самостоятельное направление дизайна в издательской деятельности.
Специфика детского журнала такова, что очень многое зависит от его художественного редактора, дизайнера. Как уже неоднократно говорилось, часто иллюстративное оформление выступает на первое место, отправляя на задний план текстовую часть издания. Первое, на что, как правило, ориентируется ребенок при выборе журнала — это его оформление. Издание должно привлекать, заставлять отбросить все дела и погрузиться в мир рисунков, красок, тонов. Это достигается с помощью ярких и удобочитаемых заголовков, постановки на первый план наиболее удачных рисунков.
При оформлении каждой страницы необходимо придерживаться требований, предъявляемых к детским журналам. Это и количество ил-
люстраций, и удобочитаемость текста, и ширина колонок, и броскость заголовков. Каждая иллюстрация, фотография, каждая табличка должна стоять на том месте, где она будет наиболее выгодно и эффективно выполнять предназначенную ей функцию.
Серьезное место в восприятии иллюстраций занимает эмоциональное начало. Поэтому и выбор цвета или текстуры подложки, и яркость того или иного рисунка должны учитывать эмоциональное восприятие ребенка. Рисунки не должны отталкивать и пугать своей излишней броскостью или, наоборот, недостаточной контрастностью. Заголовки должны привлекать внимание и заставлять углубиться в чтение и узнавать новое и интересное.
Заключение. Детские иллюстрированные журнальные издания являются неотъемлемой частью всего многообразия детских изданий, доступных сегодня юному читателю. Детские журналы, отнюдь не умаляя достоинств книжных изданий для детей, своевременно дополняют и обрамляют то множество книг, которое предназначено для развития, воспитания, образования юного читателя.
Очень часто художественное оформление играет более значимую роль, чем текстовое наполнение статей детского журнала. Особенно это касается журнальных изданий для детей младшего школьного возраста. Редактору необходимо учитывать аспект влияния иллюстраций на восприятие юных читателей, ведь иной раз в правильно подобранном рисунке заключается основа должного восприятия материала ребенком.
Литература
1. Корнилова, В. В. Детские иллюстрированные журналы в художественной жизни Петербурга 19 — первой половины 20 века: типология и эволюция: автореф. дис. . канд. искусствовед.: 17.00.04 / В. В. Корнилова; С.-Петерб. гос. худ. пром. акад. — СПб., 2002. — 30 с.
2. Алексеев, С. Мир детской книги // Литературная газета. — 1982. — № 9.
3. Соловьева, И. Периодические издания: что читают наши дети / И. Соловьева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр://Ъе81;-host.ru. — Дата доступа 20.03.2012.
4. Чебышева-Дмитриева, Е. Нужны ли детские журналы / Е. Чебышева-Дмитриева // Женское образование. — 1988. — № 9. — С. 565-567.
5. Редакторская подготовка изданий: учеб. для вузов / С. Г. Антонова [и др.]. — М., 2002. — 466 с.
Поступила 19.03.2012
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ
УДК 655.3
М. И. Кулак, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой (БГТУ);
О. В. Сидельник, студентка (БГТУ)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТИРАЖЕСТОЙКОСТИ ПЕЧАТНЫХ ФОРМ
Статья посвящена разработке методики статистического моделирования тиражестойкости печатных форм. Проанализированы физические основы сопротивления форм износу и формирования их тиражестойкости. Построена обращенная функция жизненного цикла, описывающая динамику износа форм на протяжении всего периода их эксплуатации. Приведены результаты расчетов износа форм для различных видов и способов печати, а также штампов для тиснения.
Article is devoted to development of a technique of statistical modeling of a resistance to wear of printing forms. Physical bases of resistance of forms to wear and formations of their resistance to wear are analysed. The turned function of life cycle describing dynamics of wear of forms throughout the entire period of their operation is constructed. Results of calculations of wear of forms for different types and ways of the press and stamps for a stamping are given.
Введение. Производственные потери, вызванные необходимостью смены форм при всех видах печати, связаны с затратами времени, материалов и средств, которые могли быть использованы на выпуск существенных объемов дополнительной продукции [1, 2]. Необходимость в исследовании тиражестойкости печатных форм (ТСПФ) диктуется также непрерывным и достаточно интенсивным развитием технологии формных процессов, появлением новых материалов и оборудования для их изготовления, а также потребностями печатаных процессов, возрастающими требованиями к качеству печатной продукции.
Активизация исследований в области формных процессов, в том числе и тиражестойкости форм, произошла в средине прошлого века в связи с развитием плоской офсетной печати, разработкой фотополимерных форм (ФПФ) для высокой печати, расширением использования специальных способов печати. За прошедший период накоплен весьма большой объем информации, в том числе и с использованием методов фундаментальных наук — механики, физики и химии [3-7, 12-15]. Однако при наличии довольно развитой теории формных и печатных процессов приходится констатировать, что теоретические работы в области ТСПФ отсутствуют. Этот дефицит в настоящее время уже становится сдерживающим фактором в развитии как теории, так и технологии формных и печатных процессов.
Целью данной работы является теоретическое исследование динамики и причин износа форм для различных видов и способов печати, а также построение универсальной аналитической функции,
описывающей их сопротивление изнашиванию на протяжении печатания тиража.
Трение и износ металлов и полимеров. В
настоящее время сложилось два подхода к решению задачи оценки сопротивления деталей и узлов машин и оборудования изнашиванию [810]. Первый из них [8, 9] является в большей степени фундаментальным, однако он не связан с исследованием изнашивания непосредственно. В его основе лежат общие положения механики деформируемого твердого тела. На первом этапе формулируется контактная задача для двух тел определенной формы, изготовленных из реальных материалов с известными механическими свойствами. Решение этой задачи позволяет определить коэффициент трения для контактной пары. Изучение трения и является основной целью подхода. Далее при необходимости исследования износа устанавливается связь между коэффициентом трения и сопротивлением материалов изнашиванию для конкретных условий трения и формы контактирующих тел (деталей).
Подход привлекателен своей логической стройностью, однако реализация такой программы на практике существенно затруднена. Основная сложность — это то, что контактная задача может быть решена аналитически в полном объеме только для тел простейшей геометрической формы. Вторая проблема — связь между трением и износом устанавливается эмпирически. Таким образом, подход с теоретической точки зрения не является замкнутым.
В рамках второго подхода [10] основное внимание уделяется исследованию непосредственно износа. Такие работы в большей степени целена-