Научная статья на тему 'Особенности подготовки учителей начальных классов к инновационной деятельности'

Особенности подготовки учителей начальных классов к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солиева Фарогат Нематжоновна

Статья посвящена подготовке учителей начальных классов к инновационной деятельности. В современных условиях от учителя требуется высокий профессионализм и оперативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки учителей начальных классов к инновационной деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Солиева Ф.Н.

Солиева Фарогат Нематжоновна - базовый докторант, Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. Т.Н. Кары Ниязи, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена подготовке учителей начальных классов к инновационной деятельности. В современных условиях от учителя требуется высокий профессионализм и оперативность.

Ключевые слова: ученик, учитель начальных классов, инновационная деятельность, подготовка, общеобразовательная школа.

В современном мире наиболее важным фактором устойчивого развития государства является его конкурентоспособность. Во многом она обусловливается качеством человеческого капитала, в формировании которого ведущую роль играет образование. Вот почему образование рассматривается в качестве одного из ресурсов реализации положений Стратегии действий по социально-экономической модернизации нашей страны. Время требует от учителя начальных классов высокого профессионализма, мобильности и креативности мышления, готовности к постоянному повышению своей квалификации.

В связи с этим необходимой особенностью успешности образования является использование инновационных методов обучения, включение в учебно-воспитательный процесс новейших научных знаний, применение стандартов качества образования мирового уровня. К направлениям образования на современном этапе развития относится его информатизация, поэтому важно вести целенаправленную работу по внедрению и применению информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование цифровых технологий наряду с традиционной технологией обучения может помочь учителю начальных классов в подборе более интересного и разнообразного учебного материала, осуществить дифференцированный подход каждому из обучающихся, и тем самым способствовать лучшему усвоению учебного материала.

Ученики в начальной школе уже имеют определенный уровень подготовки к осуществлению учебно-исследовательской деятельности. Важнейшим условием полноценного развития ребенка будет ее управление посредством поддержки инициативы и самостоятельности детей со стороны родителей и педагогов, оказания им продуктивной помощи. Так, например, имея интерес к познанию окружающего мира, ребенок не владеет еще необходимыми знаниями и способами действий для его изучения и понимания. Ему требуется бережная помощь со стороны внимательных к его познавательным нуждам взрослых.

От педагога требуется проявление управленческой компетенции, направленной на конструирование специфических условий, обусловливающих формирование основ умения учиться и способности к самоорганизации. В младшем школьном возрасте эти условия обеспечиваются учебной деятельностью, управлением которой целенаправленно занимается педагог. В.В. Давыдов подчеркивал, что «ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Далее это связано с преобразованием усваиваемого материала и тем самым с получением нового духовного продукта, т.е. знания об этом материале» [1, с. 47]. Если педагог создает условия, требующие получения знаний о предмете усвоения путем экспериментирования, можно говорить об осуществлении обучающимися учебной деятельности. В этом случае можно говорить об особенностях проявления управленческой компетенции педагога. Ребенок по своей природе нацелен на взросление путем получения новой информации, именно благодаря этому происходит формирование личности человека.

Говоря про младший школьный возраст, можно также отметить, что это тот период, когда дети особенно впечатлительны и настроены на усвоение и получение знаний. Что касается учителей общеобразовательной школы, то их основной задачей для работы с учениками является поддержание и помощь в формировании личностных качеств каждого ученика. Поэтому необходимо выявлять уровень способностей учеников, а также вносить разнообразие в урочную и внеурочную деятельность.

У детей потребности выражаются в поисковой и исследовательской деятельности, это позволяет ученикам более эффективно обучаться и усваивать новое. Обычно у них ярко выражена тяга к новым знаниям, открытиям, а также к самопознанию. Поэтому учителям должны найти подход к каждому ученику. Найдя правильный подход к каждому из них, учитель поспособствует не только высоким результатам деятельности учеников, но и здоровому климату в детском коллективе. Также стоит отметить, что учителя должны уделять особое внимание взаимоотношениям между детьми. Ведь хорошо известно, что если не развивать ту или иную способность, то со временем она иссякнет и восполнить ее будет достаточно сложно [2, с. 13].

Список литературы

1. Азизова Л.Х. Система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи // Актуальные проблемы современной науки в XXI веке: Сборник материалов XIV международной научно-практической конференции. 31 августа 2017 г. Махачкала: Апробация, 2017. 250 с.

2. Василенко Е.С., Калинина С.Н. Наставничество в сфере поддержки и сопровождения одаренных детей // Методист, 2018. № 10. С. 11-14.

THE ROLE OF LAPBOOKS IN COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT Manukyan A.V.1, Piloyan R.M.2

'Manukyan Anahit Vahanovna — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Lecturer, DEPARTMENT OF SPECIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY;

2Piloyan Ruzanna Mherovna - Master's degree Student, DIRECTION: SURDOPEDAGOGY, FACULTY OF SPECIAL AND INCLUSIVE EDUCATION, ARMENIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER KHACHATUR ABOVYAN, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: the article highlights the importance of lapbooks for developing cognitive activities of students with hearing impairment. Also it analyzes the opinion of RA specialists on using lapbooks and justifies their effectiveness with a practical method.

Keywords: children with hearing impairement, lapbook, cognitive activity, didactic objects, primary school children, research, survey, respondents.

The diagnosis of hearing impairment in children is followed with a number of problems, the most important of which is the decline in cognitive functions. The later is mostly affected, when the hearing problem occurs during early chldhood.

Children with hearing impairments find it difficult to understand the information that is more accessible to their peers when they encounter traditional educational methods. Therefore, in order to develop the cognitive activity of children with hearing problems, modern methods and technologies are used in the educational system. These methods and means include contemporary pedagogical technologies, that contribute to the development of cognitive and creative activities of these students, which in turn increase the quality of education and leads to the effective use of a class time. Didactic tools are considered as parts of these methods [3].

Didactic tools are of great importance in the development of cognitive activities of primary school children with hearing impairments: perception, memory, attention, imagination. Didactic tools help to remember previously perceived speech materials, to solve general educational and corrective tasks. Thus, the lapbooks serve as a necessary method for the development of cognitive activities of primary school children with hearing problems. Moreover, in case of primary school children with hearing impairment, it is more than important, since it helps both children and teacher to involve these children in educational processes.

Lapbooks are an alternative that involves a game, creativity, cognition, and a seek of new solutions, review, and reinforce knowledge, as well as for parents it is a good time spending with their children. Moreover, lapbooks help children to perceive a new information quickly and efficiently, since the information is acquired through a game [1, 2].

To get acquainted with the opinions of RA specialists on lapbooks, to understand their level of awareness on the problem, a study was conducted with 20 teachers and educators working at the Spitak Regional Pedagogical- psychoeducational Support and Assessment Centre.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.