DOI: 10.25588/CSPU.2018.10..6..003
УДК 37.018.2 + 376.3 ББК 74.00
К. С. Буров1, Н. И. Бурова2
*ORCro № 0000-0003-1625-5414 Доцент, кандидат педагогических наук, Доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-0584-809X Доцент, кандидат педагогических наук, Доцент кафедры психологии, педагогики и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность проблемы социализации обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организа-
о д
о
г. Челябинск, Российская Федерация. -к
а
а -к и и о
4
л а
5 -S
о
н а
У £
е н
и
ции; представлены педагогические принципы, теории и идеи, на которых £
а
№
£ £
о
в
можно основать данную деятельность. Цель статьи - представить модель социализации обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организации.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научных идей и теорий, посвященных социализации обучающихся с нарушениями слуха, моделирование как метод научного обоснования де- О ятельности по социализации обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организации.
Результаты. Разработана модель социализации обучающихся с нару-
о
8 о
в а
а
«о
о
шениями слуха в условиях образовательной организации. В соответствие с положениями системного подхода, модель описывается в морфологическом, структурном, функциональном и генетическом аспектах.
Обсуждение. Подчеркивается, что модель является ресурсом организации взаимодействия внутренних и внешних субъектов по вопросам социализации.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация представленной модели будет способствовать целенаправленности деятельности и реализации социального заказа, внедрения педагогически обоснованных и целесообразных инноваций в сфере социализации воспитанников с нарушениями слуха в условиях образовательной организации.
Ключевые слова: воспитание, социализация, модель, образовательная организация, социально-педагогическое взаимодействие, обучающиеся с нарушением слуха.
Основные положения:
- Представлены научные идеи и теории, которые могут служить основанием социализации обучающихся с нарушениями слуха;
- Разработана модель социализации обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организации.
- Представлено описание модели в морфологическом, структурном, функциональном и генетическом аспектах, отражающее структуру взаимодействия ее субъектов и особенности содержания социализации в виде представленных условий и видов деятельности.
1. Введение (Introduction) рекционно-образовательного про-
Воспитание является одной из цесса. В этом плане одной из важ-важнейших составляющих коррек- нейших педагогических задач кор-ционно-образовательного процесса рекционного образования является
^ наряду с обучением. В процессе социализация и социальная реаби-^ обучения и воспитания создаются литация обучающихся, т.е. включе-
й^ условия для непрерывного разви- ние ребенка в социальную среду и ^ тия личности на всех ступенях кор- нормальную общественно полезную
деятельность1.
Для подготовки учащихся с нарушениями слуха к жизни в динамическом мире важно не только передать им знания, но и сформировать социальные компетенции2. В связи с этим, проблема социализации приобретает особую актуальность. В свою очередь, воспитательная система образовательной организации, как пространство для социализации обучающихся, должна быть готовой к вызовам государственного и общественного заказа, возможностям взаимодействия, что обусловило внимание общественности к инновационному опыту организации данных систем [4; 5; 6].
Вместе с тем, для того, чтобы грамотно обосновывать управленческие решения, на основе моделирования, экспериментирования и апробации педагогических инновационных проектов необходимо их научное обоснование. Это обусло
вило актуальность задачи осуществления научно-педагогического обеспечения и сопровождения инновационной деятельности образовательных организаций по распространению современных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с нарушениями слуха.
2. Материалы и методы (Materials and methods)
Модель социализации должна основываться на принципах, определяющих социальный заказ и отраженных в государственной политике в области воспитания и образования: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободное развитие личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, Ро-
дине, семье
3
1 «Об образовании в Российской Федерации» : фед. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432 (дата обращения: 02.10.18).
2 Молчанов С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие. - Челябинск : Челябинский гуманитарий, 2010. - 96 с.
3 «Об образовании в Российской Федерации». С. 41.
о д
о о -к к
ig
а к к к о
4
Л
а
5 -S
2
0 ж
1
л
ж к
2
а о V
2 о
№ к
О о
№ а
о-
ж о
Kl
г
г
а ж
а
к к
к
а
«о
о Йу
50 О
йу
О
При этом теоретико-методологическую основу моделирования процесса социализации обучающихся с нарушениями слуха составляют следующие идеи: идея систематизации образовательного пространства, позволяющего обеспечить его целостность, устойчивость к внешним воздействиям, корректируе-мость, целенаправленность управленческих воздействий, а также взаимосвязь и преемственность целей и задач с планами, программами и результатами работы [9, 11]; идея социализации, позволяющая обеспечивать успешное функционирование личности в окружающей среде [1; 6; 8]; идея гуманизации, позволяющая вовлечь личность в общественно-полезную деятельность и стимулировать её общественную активность на основе взаимодействия взрослых и детей в совместной
деятельности по различным направлениям [7, 11].
Данные идеи подкрепляются существующими педагогическими теориями, показавшими свою значимость и применимость в практике образования: системный подход в проектировании образовательных систем [9]; психолого-педагогические теории о роли социальной среды в воспитании ребенка с нарушением слуха, значении социального воспитания, компенсации через развитие1, 2, 3, 4.
Научное обоснование социализации обучающихся с нарушениями слуха, в том числе с кохлеарными имплантами в условиях образовательной организации требует системного описания в соответствие с требованиями общества и государства, современными теоретико-методологическими основаниями и ре-
1 Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977. - 224 с.
2 Зыкова Т. С., Хотеева Э. Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях I и II вида. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 200 с.
3 Развитие детей с нарушениями слуха: во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида / под ред. Речиц-кой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 295 с.
4 Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М. : Просвещение, 1968. - 316 с.
алиями, существующими в конкретной образовательной организации [2; 6]. Такое описание представляется нами в виде модели социализации обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организации.
3. Результаты (Results)
Модель социализации обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организации построена с учетом представленных
выше теоретико-методологических оснований. Такая модель будет служить основой для системной организации данной деятельности в образовательной организации и будет описывать организационные и педагогические аспекты взаимодействия всех заинтересованных субъектов (администрации, педагогов, родителей и обучающихся) в сфере социализации (рисунок 1, с. 44).
о д
о о -к
к §
а к к к о
4 ^
а
5 -S
2
0
ж а
1
л
ж к
2
а
а
о V
2 о
№ к
О
Ч
8 о
№ а
о-ж
о
Й £
г а
ж
а
к к
к
Социальный заказ (определен е го суда р стЕе н но-о б щ естЕен h ых уста н с в;ах eh е шн ей н о рматиЕнс-правовой базы, родителей, социальных организаций)
lient: организация, н о pt,i an ieh о -методическое обеспечение и сопровождение деятельности, обеспечпЕающей успешную социализации детей с нарушениями слуха
5
:= §
8 ■s
§-
О
5 с
0 El
1 Ь
>=£ Ю
ses
Ё 5
ei s
-С |
е Î
la
с; -
■D S
ït s n
S '
- 2 &
k=
2 f 51
31
Êï
n
fi g g §
О CD О
S S S
ai с ю g g О Cl О
S3
0 ■ i
1
<D
F
Cl
Ë i
О СП
_ ЕЛ
§ g.
S &
о —
? jIi
31
izs:z
Управленческое сопровождение социализации
Нормативно-организационные
УСЛ0В1Я
1.Нормативная регламентация деятельности по социализации
2. Организация межве до мстве н н о го взаимодействия по ес про сам социализации
3.ПоЕышение квалификации персонала по вопросам социализации.
4.Ресурсное и материал ьнс-техническое обеспечение коррекционно-разЕгвающей деятельности
А
Внутренняя образоЕательно-разв1Еающая среда
обсазоЕательной организ ац ни Администрация 00
Консультационный пункт
Педа готические работники
Службы сопровождения
1/
У t "Г
É
JxL
Родители
Воспитанники с нарушениями слуха
Педагогическое сопровождение
социализации
Педагогические условия
1.Создание социально-
развиваюцей слухо-речевой
среды
2. Проектирование и
методическое обеспечение
ко рре кци о н н о-разв! : Еа ю щ ей
деятельности
З.Организация внутреннего
индивидуального
сопровождения е форме
института тъютората
4. Консультирование и
просвещение родителей
Обучение
общеобразо вательные уроки [ФЭМП разв1тие речи, чтение),
формированиеУУД, уроки с коррекционной направленностью (ОЗОН, СБО. НПО. техника речи)
О бразовательно-коррекционно-разЕнвающая деятельность Усвоение системы ценностей, приобретение собственного опыта
■е-*
Воспитательные мероприятия Дополнительное образование
Организация системы самоуграетения
<—>
Коррекционно-развиваюцая поддержка
Развитие слухо-речев^х нзеыков. формирование ре чеЕых коммуникационных умений.
ОценпЕание социальной компетентности соответствующей модели Еыпускника
_____I
Социализация детей с нарушениями слухв
Рисунок 1 - Модель социализации обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организации Film re 1 - The model of socialization of students with heariniz imnairments in educational organization Conditions
SJ Qq
oaodÀg il t/ 'aodiig -j ■}[
-Г -Г
В соответствии с положениями системного подхода модель описывается в морфологическом, структурном, функциональном и генетическом аспектах.
В морфологическом аспекте модель описывается составом ее компонентов. Системообразующим компонентом модели, основанием для ее наполнения является целевой компонент: на основе социального заказа целью модели будет являться организация, нормативно-методическое обеспечение и сопровождение деятельности, обеспечивающей успешную социализацию детей с нарушениями слуха. Результатом этой деятельности является социализация детей с нарушениями слуха как заданный результативный компонент модели.
Следующим компонентом модели является образовательная среда, в которой организуются управленческие и педагогические процессы, представленная окружающим социумом и внутренней образовательно-развивающей средой, между которыми происходит процесс взаимодействия.
Организационно-процессуальный компонент модели представлен ор-
ганизационной схемой реализации процесса социализации с указанием ее субъектов, их взаимодействия, а также процессуальных условий успешной реализации их действий. Работа по социализации детей с нарушениями слуха будет эффективной только при создании определенных условий.
В педагогической науке условие в наиболее общей форме определяется как наличие обстоятельств, способствующих достижению поставленных целей или, напротив, тормозящих ее достижение [2]. Обобщая различные подходы к определению педагогических условий, можно констатировать, что это совокупность взаимосвязанных средств, мер и обстоятельств образовательного процесса, наличие которых позволяет соответствующим образом способствовать социализации школьников и дошкольников с нарушениями слуха, в том числе с кохлеарными имплантами.
Эта схема предусматривает сопровождение социализации на трех уровнях.
1. Управленческое сопровождение осуществляется администрацией школы и выражается в органи-
о д
о о
-к §
а
к §
§ о
Ч
а Н
0
ж а
1
№
ж §
2
а
а
о V
2 о
№ §
о о
Ч
8 о
№ а
о-ж
о
Й
£
г а
ж
а
к §
§
а
«о
о
со
о
и
зации и координации деятельности педагогических работников и структурных единиц, путем создания нормативно-организационных условий социализации, а именно: нормативной регламентации деятельности по социализации, организации межведомственного взаимодействия по вопросам социализации на административном уровне, повышением квалификации персонала по вопросам социализации, ресурсном и материально-техническом обеспечении коррекционно-развивающей деятельности, мониторинге результативности системы социализации. Таким образом, осуществляется управленческое сопровождение процесса социализации, обеспечивая административное взаимодействие во внутренней и внешней образовательной средах [4].
2. Педагогическое сопровождение социализации осуществляется педагогическими работниками и службами сопровождения, которые, взаимодействуя между собой, создают специальную слухо-развива-ющую среду, проектируют методическое обеспечение и средства педагогической деятельности, организуют индивидуальное сопровожде-
ние в виде института тьютората, консультирования родителей, и мониторинга социализированности. Таким образом, осуществляется педагогическое сопровождение социализации, обеспечивая разные организационные формы взаимодействия педагогов, родителей и учащихся по вопросам социализации
[4].
3. Третий уровень модели представлен образовательно-коррекци-онно-развивающим процессом, направленным на социализацию и достижение соответствия учащегося модели выпускника в этом аспекте. Этот уровень описывает об-разовательно-коррекционно-разви-вающую деятельность в аспекте социализации, направленную на усвоение системы ценностей и приобретение собственного социального опыта.
Данная деятельность конкретизируется в процессах обучения (познавательное развитие, формирование УДД), реализующихся в основном образовательном процессе средствами учебных предметов; воспитания, позволяющего усвоить социальные ценности и компетенции в системе воспитательных ме-
роприятий, дополнительного образования, и системе самоуправления; коррекционно-развивающей поддержки, направленной на индивидуальное сопровождение слухоре-чевых умений, коммуникативных и социальных компетенций, где в полной мере реализуется потенциал форм индивидуальной поддержки социализации (индивидуальная коррекционно-развивающая работа, тьюторат, консультационные центры) [5].
Нельзя не учитывать в данной модели и возможности социализации, путем вовлечения учащихся в образовательный процесс внешних учреждений дополнительного образования и культурно-массовых мероприятиях. Данная деятельность должна планироваться и направляться администрацией и педагогами образовательной организации, что также отражается в нашей модели и является важным условием организации межведомственного взаимодействия по вопросам социализации. Все направления воспитательной работы реализуется как
в учебной, так и во внеурочной деятельности: на уроках общегуманитарной направленности, в системе работы по воспитанию гражданина и патриота на уроках других дисциплин, в работе коллективов дополнительного образования1.
Описывая модель в структурном аспекте, можно сказать, что все компоненты взаимосвязаны, это отражено в схеме: ведущим является целевой и результативный компоненты, реализующиеся в условиях образовательной среды с ее формализованными общими и специфическими субъектами, которые, в свою очередь, вступают во взаимодействие на административном, педагогическом и учебно-педагогическом уровнях, обеспечивая нужный результат [3].
В функциональном аспекте нужно отметить, что модель отражает и разграничивает функции компонентов деятельности. Целевой и результативный компонент описывают цели и ожидаемый результат процесса социализации. Образовательная среда дает представление о
1 Развитие детей с нарушениями слуха: во внеурочной деятельности : пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений I и II вида / под ред. Речиц-кой. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 295 с.
о д
о о
к и
и
а
к и
и о
буч ч
а Н
с
ся с
ж а
е
е
ж и
л
а
а
о у
сл о
№ и
О бр
о № а
о-ж
о
орг г
а ж
а
к и
и
а
со о
50 О
и
субъектах деятельности, их взаимодействии по уровням. Организационно-процессуальный компонент раскрывает вопрос разграничения компетенций всех субъектов на административном, педагогическом и учебно-педагогическом уровнях, уточняя их в условиях реализации и видах управленческой и педагогической деятельности, также четко прослеживается возможности учащихся в развитии социальных компетенций в рамках образовательно-коррекционно-развивающего процесса.
Описывая модель в генетическом аспекте, необходимо еще раз подчеркнуть, что организация специальной образовательной среды, всех межведомственных взаимодействий, общих и индивидуальных форм сопровождения социализации учащегося направлена на решение конкретной актуальной для образовательной организации проблемы: социализации обучающихся с нарушениями слуха, в том числе с кохле-арными имплантами в условиях образовательной организации. Следовательно, основным генетическим признаком результативности модели будут служить изменения в ре-
зультатах социализации обучающихся: социальная компетентность, социальная успешность. С управленческой точки зрения, генетическими признаками успешности модели будут являться нормативно-правовая и методическая обеспеченность социализации, обеспеченность ресурсами, уровень квалификации сотрудников.
4. Обсуждение (Discussion)
Представленная модель является ресурсом организации взаимодействия внутренних и внешних субъектов по вопросам социализации. В соответствие с этим можно сказать, что особенностями модели являются признание учащегося как центрального субъекта образовательного процесса, признание деятельности как ведущего фактора социализации, структурированная взаимосвязь управленческих воздействий и педагогического взаимодействия в рамках образовательной среды образовательной организации, учет взаимодействия внешней и внутренней среды. Эти основные черты модели, структура взаимодействия представленных субъектов, особенности содержания социализации в виде представленных ус-
ловии и видов деятельности могут ного заказа, внедрения педагогиче-
служить предметом обсуждения. ски обоснованных и целесообраз-
5. Заключение (Conclusion) ных инновации, с другоИ стороны -
Таким образом, модель является ресурсом организации взаимодей-
гарантией целенаправленности дея- ствия внутренних и внешних субъ-
тельности и реализации социаль- ектов по вопросам социализации.
Библиографический список
1. Бородовская Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. 2013. - № 2. - С. 4-11.
2. Буров К. С. Направленность управления методической работой на обеспечение качества образовательного процесса // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. - Т. 5, № 1. - С. 105-116.
3. Буров К. С. О понятии «Взаимодействие субъектов образования» // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XV Международной научно-практической конференции 26-27 декабря 2013 г. / Науч.-инф. из- ^ дат. центр «Институт стратегических исследований». - Москва : Изд-во «Спецкнига». с 2013. - С. 35-36. 1
s
4. Бурова Н. И. Актуальные вопросы социализации детей с нарушениями слуха, § в том числе с кохлеарными имплантами, в условиях образовательной организации // л Научно-методическое обеспечение и сопровождение инновационной деятельности по § реализации модели социализации детей с нарушениями слуха: сборник статей по ре- у зультатам инновационной деятельности МСКОУ шк.-инт. № 10 г. Челябинска. - Челя- | бинск : Изд-во Цицеро. 2014. - С. 5-10. §
5. Бурова Н. И. Из опыта работы по социализации детей с нарушениями слуха, в g том числе с кохлеарными имплантами // Фундаментальная и прикладная наука: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2012/2013 уч.г. / под редакцией М. В. Потаповой. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. 2014. - С. 70-
87. ¡1
6. Никитина М. И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно- ^
воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха ^
а №
о
№
средствами учебно-воспитательного процесса. - СПб., 1997. - С.19-25.
7. Попов Е. Б. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика: учебное пособие. - Оренбург : ИПК ОГУ, 2003. - 156 с.
8. Реан А. А. Социализация личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - С. 360-364. а
9. Репин С. А. Программно-целевой принцип управления образованием : моно- о графия. Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 1999. - 221 с.
10. Сериков Г. Н. Социально значимая образованность как перспективная цель образования человека // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». 2015. - Т. 7, № 1. - С. 47-56. а
11. Сериков С. Г., Сериков Г. Н. Гуманно ориентированная интерпретация си- | стемы качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. Л 2013. - Т. 2. - С. 22-24. I
о
о № а
ж о Ki
a >
o
S 05
£ o
S
oq
¡>j
K. S. Burov1, N. I. Burova2
!ORCID No.0000-0003-1625-5414 Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Life Safety", South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0002-0584-809X Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Subject Techniques, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
THE MODEL OF SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION CONDITIONS
Abstract
Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of socialization of students with hearing impairments in an educational organization; presents pedagogical principles, theories and ideas on which to base this activity. The purpose of the article is to present a model of socialization of students with hearing impairments in an educational organization.
Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific ideas and theories, modeling as a method of scientific substantiation of activities for the socialization of students with hearing impairments in an educational organization.
Results. In accordance with the provisions of the system approach, the model of socialization of students with hearing impairments in an educational organization is described in morphological, structural, functional and genetic aspects.
Discussion. It is emphasized that the model is a resource for the organization of interaction between internal and external actors on socialization.
Conclusion. It is concluded that the implementation of the model will contribute to the focus of activities and implementation of social order, the introduction of pedagogically sound and appropriate innovations in the field of socialization of students with hearing impairments in an educational organization.
Keywords: education, socialization, model, educational organization, social and pedagogical interaction, students with hearing impairment.
Highlights:
- presents scientific ideas and theories that can serve as the basis for socialization of students with hearing impairment;
- a model of socialization of students with hearing impairments in an educational organization
- the description of the model in morphological, structural, | functional and genetic aspects is presented, reflecting the structure of interaction of its subjects and features of the content of socialization in the form of the presented conditions and activities.
S
s o c
s
is
References |
№
1. Borodovskaya N.V. (2013) Vyzovy vremeni i novye modeli razvivayushchej obra- s
zovatel'noj sredy [Challenges of the time and new models of developing educational environment]. Chelovek i obrazovanie. 2. 4-11 (In Russian).
2. Burov, K.S. (2013) Napravlennost' upravleniya metodicheskoj rabotoj na obespech-enie kachestva obrazovatel'nogo processa [Focus of management of methodical work to ensure the quality of the educational process]. Vestnik YUUrGU. Ser. «Obrazovanie. Pedagog-icheskie nauki». 5. 1. 105-116 (In Russian).
3. Burov, K.S. (2013) O ponyatii «Vzaimodejstvie sub"ektov obrazovaniya» [The concept «Interaction of subjects of education»]. Teoreticheskie i metodologicheskieproblemy sov-remennogo obrazovaniya [Materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 26-27 dekabrya 2013 g.], Moscow, 35-36 (In Russian).
4. Burova N.I. (2014) Aktual'nye voprosy socializacii detej s narusheniyami sluha, v tom chisle s kohlearnymi implantami, v usloviyah obrazovatel'noj organizacii [Topical issues of socialization of children with hearing impairment, including cochlear implants, in educational organization]. Nauchno-metodicheskoe obespechenie i soprovozhdenie innovacion- § noj deyatel'nostipo realizacii modeli socializacii detej s narusheniyami sluha [Sbornik statej po rezul'tatam innovacionnoj deyatel'nosti MSKOU shk-int. № 10. g. Chelyabinska]. 5-10 (In Russian).
№
a §
g
s e
0 c a
s
S' §
a
S §
s
S' a
5. Burova N.I. (2014) Iz opyta raboty po socializacii detej s narusheniyami sluha, v tom chisle s kohlearnymi implantami [From experience in socialization of children with hearing impairment, including cochlear implants]. Fundamental'naya i prikladnaya nauka [Sbornik nauchnyh statej po itogam nauchno-issledovatel'skoj raboty za 2012/2013 g.]. 70-87 (In Russian).
6. Nikitina M.I. (1997) Socializaciya detej s nedostatkami sluha v usloviyah uchebno-vospitatel'noj raboty shkoly-internata [Socialization of children with hearing impairments in the conditions of educational work of the boarding school]. Socializaciya detej s nedostatkami sluha sredstvami uchebno-vospitatel'nogoprocessa. 19-25 (In Russian).
7. Popov E.B. (2003) Gumanisticheskayapedagogika: idei, koncepcii, praktika. [Humanistic pedagogy: ideas, concepts, practice]. 156 p. (In Russian).
8. Rean A.A. (2001) Socializaciya lichnosti [Socialization of personality]. Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyhpsihologov. 360-364 (In Russian).
9. Repin, S.A. (1999) Programmno-celevoj princip upravleniya obrazovaniem [Program-target principle of education management]. 221 p. (In Russian).
10. Serikov G.N. (2015) Social'no znachimaya obrazovannost' kakperspektivnaya cel' obrazovaniya cheloveka [Social education as a promising aim of education human]. Vestnik YUUrGU. Ser. «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». 7. 1. 7-56 (In Russian).
11. Serikov G. N. (2013) Gumanno orientirovannaya interpretaciya sistemy kachestva obrazovaniya [Humanely oriented interpretation of the education quality system]. Inno-vacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2. 22-24 (In Russian).
a
>
o
S 05
£
o
S
05
¡>j