Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество высшего образования / мотивация / подготовка учителей физики / будущие учителя / особенности Якутии / quality of higher education / motivation / training of physics teachers / future teachers / features of Yakutia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.М. Парникова, Т.И. Николаева

Статья посвящена анализу современных подходов и текущему состоянию подготовки учителей физики в Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия). Подготовкой учителей физики для республики занимается единственная кафедра методики преподавания физики физико-технического института СВФУ. За время существования кафедры методики преподавания физики подготовлено большое количество специалистов, но методическая реальность региона имеет свою специфику: большая территория, малонаселенность региона, удаленность от центра, низкая мотивация, сокращение количества учащихся, сдающих профильный экзамен ЕГЭ. Стратегическая задача региональных властей – закрепление молодых профессионалов в местах проживания и обеспечение технологической безопасности страны путем подготовки высококвалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING PHYSICS TEACHERS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article presents an analysis of modern approaches and the current state of affairs in the issue of training physics teachers in the Russian Federation with reference to the Republic of Sakha (Yakutia). The training of physics teachers for Yakutia, located in the Far North, is carried out by the only department “Methods of Teaching Physics” of the Physics and Technology Institute of NEFU. Over the years of existence of the Department of Methods of Teaching Physics, a large number of specialists have been trained, but the methodological reality of the region has its own specifics: a large territory, a sparsely populated region, distance from the center, low motivation, reduction in the number of pupils taking the specialized Unified State Examination. A big strategic goal of regional authorities is to secure young professionals in their places of residence and supply the technological protection of the country by training highly qualified personnel.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

References

1. Afanas'eva A.B. 'Bnakul'tumae obrazovanie kak fenomen kulturnogo polya: monografiya. Sankt-Peterburg: FGBOUVPO «SPGUTD», 2014.

2. Poshtareva T.V. Formirovanie 'etnokul'turnojkompetentnosti uchaschihsya vpoli'etnicheskojobrazovatel'nojsrede. Avtoreferat ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2009.

3. Pikunova Z.N. Kartinnyjslovar' 'evenkijskogoyazyka. Sankt-Peterburg: otdelenie izdatel'stva «Prosveschenie», 1999.

4. Kochneva Z.I. 'Evenkijsko-russkij tematicheskijslovar'. Krasnoyarsk: Krasnoyarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2001.

Статья поступила в редакцию 07.02.24

УДК 378

Parnikova G.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: allerigor@yandex.ru

Nikolaeva T.I., senior teacher, North-Bastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: yktnti@yandex.ru

FEATURES OF TRAINING PHYSICS TEACHERS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article presents an analysis of modern approaches and the current state of affairs in the issue of training physics teachers in the Russian Federation with reference to the Republic of Sakha (Yakutia). The training of physics teachers for Yakutia, located in the Far North, is carried out by the only department "Methods of Teaching Physics" of the Physics and Technology Institute of NEFU. Over the years of existence of the Department of Methods of Teaching Physics, a large number of specialists have been trained, but the methodological reality of the region has its own specifics: a large territory, a sparsely populated region, distance from the center, low motivation, reduction in the number of pupils taking the specialized Unified State Examination. A big strategic goal of regional authorities is to secure young professionals in their places of residence and supply the technological protection of the country by training highly qualified personnel.

Key words: quality of higher education, motivation, training of physics teachers, future teachers, features of Yakutia

Г.М. Парникоеа, д-р пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск, E-mail: allerigor@yandex.ru

Т.И. Николаева, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск, E-mail: yktnti@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Статья посвящена анализу современных подходов и текущему состоянию подготовки учителей физики в Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия). Подготовкой учителей физики для республики занимается единственная кафедра методики преподавания физики физико-технического института СВФУ. За время существования кафедры методики преподавания физики подготовлено большое количество специалистов, но методическая реальность региона имеет свою специфику: большая территория, малонаселенность региона, удаленность от центра, низкая мотивация, сокращение количества учащихся, сдающих профильный экзамен ЕГЭ. Стратегическая задача региональных властей - закрепление молодых профессионалов в местах проживания и обеспечение технологической безопасности страны путем подготовки высококвалифицированных кадров.

Ключевые слова: качество высшего образования, мотивация, подготовка учителей физики, будущие учителя, особенности Якутии

Сегодня средняя общеобразовательная школа, ориентированная на развитие инженерных компетенций, переходит на новый уровень образования в условиях современных вызовов, стоящих перед нашей страной. Актуальность исследования продиктована фактом, что сегодня на общеобразовательные организации (далее - ОО) возложена большая работа по формированию устойчивого ежегодного роста числа мотивированных абитуриентов, сдающих единый государственный экзамен по физике. Государственные интересы страны указывают на необходимость достижения стратегической цели обеспечения национального суверенитета РФ в сферах критических технологий опережающего технологического развития. Повышение качества школьного и вузовского физического образования для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих чувством научного патриотизма, является главной задачей, выдвинутой сообществом учителей физики на Всероссийском съезде учителей физики [1].

Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать на практике технологию формирования мотивации будущих учителей физики (на примере Республики Саха (Якутия). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать текущую ситуацию в стране в сфере подготовки учителей физики;

- рассмотреть подходы к определению «мотивация» в психолого-педагогической литературе;

- сформулировать научно-теоретические основы формирования мотивации будущих учителей физики (на примере Республики Саха (Якутия) с учетом специфики региона.

Научная новизна работы заключается в классификации и ранжировании особенностей, присущих студентам из числа коренных народов Якутии, влияющих на подготовку учителей физики и способы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Теоретическая значимость заключается в уточнении терминологического аппарата, определении критериев, компонентов и уровней сформированности мотивации обучающихся в процессе подготовки учителей физики на материале Республики Саха (Якутия). Практическая значимость работы состоит в разработке научно-методических рекомендаций для учителей и преподавателей физики.

Сегодня подготовка учителей физики не должна оставаться без пересмотра основных подходов, форм, методов и приемов обучения. Здесь на первый план выходит своевременная и разноплановая профориентационная работа со школьниками и молодежью, направленная на формирование устойчивого интереса к педагогической деятельности. Согласно ФГОС ВО 3++ по направлению 44.03.05 Педагогическое образование обществу необходимы учителя-предметники, способные и готовые воспринимать идеи, быстро и адекватно реагировать

на меняющиеся условия и принимать решения для выполнения нестандартных задач, выдвинутых обществом [2].

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе Северно-Восточного федерального университета, расположенного в г. Якутске. В стратегии развития региона Республика Саха (Якутия) и России в целом выдвинута большая стратегическая задача, связанная с воспитанием и обучением молодежи как гаранта стратегической независимости нашей страны. Кроме того, для северного региона и Дальневосточного федерального округа в целом актуальны вопросы оттока его жителей. Таким образом, данная ситуация актуализирует задачу обновления системы физического образования в республике. Под обновлением мы подразумеваем внесение изменений в региональную модель подготовки кадров, этапы и содержание ее реализации, начиная от методологии и заканчивая разработкой конкретных рабочих учебных планов, форм, технологий, методов обучения и т. д.

За годы существования кафедры методики преподавания физики головного вуза республики подготовлено большое количество учителей, однако методическая действительность региона имеет свою специфику. Во-первых, выпускники вуза, окончившие обучение по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Физика и информатика», трудоустраиваются в образовательные учреждения РС (Я), но не закрепляются на постоянный срок (более чем три года).

Во-вторых, большая территория республики и удаленность населенных пунктов от районных центров и друг от друга являются другими факторами отказа выпускников от выбора места работы, особенно в северных районах республики. Большая часть территории Якутии относится к Арктической и Субарктической зоне РФ.

В-третьих, физика является обязательным предметом для изучения в любой школе республики. Однако сегодня не происходит естественной смены поколения учителей, и наблюдается общее старение педагогических кадров. Анализ результатов мониторинга дефицита педагогических кадров в образовательных организациях РС (Я) свидетельствует, что количество открытых вакансий учителя физики в 2020 году составило 45 человек, в 2021 г - 50 [3]. Устранение дефицита кадров в образовательных организациях, расположенных на территории каждого муниципалитета, - одно из важных направлений деятельности муниципальных органов управления образованием, характерных и подлежащих развитию.

В-четвертых, территория Республики Саха (Якутия) составляет 3 миллиона км2 и характеризуется преобладанием сельской местности: 72% всех учебных заведений расположены на селе [4]. Как следствие, общая малокомплектность сельских школ (63%) имеет как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны, контингент учащихся в среднем от 50 до 100 человек и педагогов -16-20 человек подразумевает индивидуальный подход к каждому ученику.

С другой стороны, территориальная удаленность влияет на уровень методической компетенции педагогических кадров и готовность к изменениям.

В-пятых, следующая трудность связана со вступительными экзаменами в высшие учебные заведения. Для поступления на педагогическое направление наличие вступительного экзамена по предмету «Обществознание» обязательно, что сужает количество потенциальных абитуриентов, поступающих в физико-технический институт СВФУ. В последние годы во всех школах РФ наблюдается тенденция отказа от высшего образования в пользу среднего профессионального и, как следствие, отказ от выборных дисциплин, в частности от такого сложного предмета, как «Обществознание».

В-шестых, количество заданий ЕГЭ по предмету «Физика» сокращено, начиная с 2024 г, что, с одной стороны, позволит среднестатистическому выпускнику пройти пороговую границу, установленную учредителем, а с другой стороны, «сильный» абитуриент может потерять достаточно большое количество баллов, т. е. «цена ошибки» становится велика.

В-седьмых, в регионе существует перспективная и финансово защищенная сфера самозанятости. Многие выпускники выбирают достойную оплату труда и открывают собственные предприятия, меняют место жительства и переезжают из небольших поселков в центр республики. Подобное движение-урбанизация объясняется более благоприятными условиями для проживания и осуществления трудовой деятельности, обеспеченной инфраструктурой, близостью к точкам роста и развития.

В-восьмых, слабая и традиционная профориентационная работа. Конку-ренцияма реьичнальфом рыикефедиьаправлонийлодготовкьзьлмется вьют кой, но профориентационная работа ограничивается традиционными встречами с выифскнпкаеи и ьхридлюелятф.

В-девятых, педагогическая практика призвана обеспечить формирование проферсирнальных крмпотеФйлй будущео рьемьалирьа.Лднекеедаменнррткн труднодоступность улусов республики не дает возможности в полной мере осу-щесивирь монстетифг и ьонтросьнадое г^^с^^о

В-десятых, наличие барьеров на пути эффективного взаимодействия вузов и региональных работодателей. Среди них можно выделить наличие слабого интeиьoокьaлл<исaпиюпрPмыдлеиия, а также низкой мотивации молодежи к целевой подготовке с последующим обязательным трудоустдофсдчом потаипнедвлвнию от Монлоторитвиобрагованись науки РС (Я). В целом же несоответствие уровня развития трудового потенциала выпсскяиковкратерфямловрнмечной коноосентфой бапЛьоллобая подготовлап-ность молодых специалистов к самовыживанию в новых условиях снижают уро-венн имот^^ьим работе внпнскникев визов. Прсттом

длительное отсутствие профессиональной и личностной перспективы сказывается не только на уровне жизни молодежи, оно самым непосредственным образом отралоетсяфо ее пйнхоло1"илеиком рыртвяфоерррте о^щеьия ФеопоеделоФио-сти, неуверенности в завтрашнем дне, ослаблении чувства востребованности.

Таким оЩризмм, oчeииднoHcтаьoвиеоя пpоеломoглибPKPго анализа иье-ресмотра системы отбора и подготовки учителя физики, способного соответствовать вторгао роврамоф логокрогефи иготового осуществлять свою профессиональную деятельность в отдельном конкретно взятом регионе, т. е. мы выступаем за нелинейностьвристамейырюнгр pHpокpпaньяирeaшзоцымнФЛИвидсaлч-ного маршрута не отдельно взятого обучающего, а системы подготовки будущего учителя физики для конкретного региона, обладающего спецификой организации обрьзовлтальпoго гроцеисег кoьтиФгeытортвдоитмв.Eг рсмкаь^нфого исрседо-

вания мы предлагаем подходить к вопросу формирования мотивации будущих учителей физики не линейно, а с позиций синергетического подхода к образованию [5].

Вопрос формирования и развития кадрового потенциала в Республике Саха (Якутия), в частности учителей физики, стоит очень остро. Многолетние наблюдения авторов исследования позволяют констатировать причинно-следственные связи в цикле будущих учителей физики: подготовка школьников и профориентация - подготовка студентов и снижение мотивации - недостаточный уровень трудоустройства по специальности - дефицит и старение педагогических кадров.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (далее - СВФУ) был учрежден в апреле 2010 года на базе Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова (основан в 1956 году). СВФУ является одним из десяти федеральных вузов России. Университет включает в себя 6 НИИ, 13 институтов, пять факультетов и три филиала - в Мирном, Нерюнгре и Анадыре, а также два колледжа и лицей [6].

Для кафедры методики преподавания физики особый интерес вызывают классы педагогической и технической направленности.

В соответствии с потребностью отраслей экономики РС (Я) в специалистах с высшим образованием в заявленном объеме КЦП на 2024-2025 учебный год произведена корректировка в сторону увеличения по укрупненным группам pчeтфaмифеpтeь.чеp рсфрриирои к напртвоенью 4Ф.00.0MДeдсгагычаpкое образование - увеличено на 120 мест [7]. Приоритетными направлениями подготовки являются клиническая медицина, образование и педагогические науки, инфор-мэтикосвыписеиледоная тоxнике,ийфоplPaйиоФиыepиpтлйыькeхнологии. Заявлено, что данные направления получают меры поддержки из республикан-екигр бюожето.0сфaпp■oтнpюaефдpсгояпйpблфмчофeфeлaьимoбитуриентов заключать целевые договоры и в дальнейшем трудоустраиваться по месту его зокоюиенфя. обеспленее пючопйгсчеиккмикадрамьеб|лаиеветельиых организаций - одно из важных направлений работы Министерства образования и науки еасптбвики Ста (Мкугпфйспее - МОН ЛС(Я)).

Основной целью МОН РС (Я) является мониторинг, своевременное выявление и восполнение кадровых потребностей в образовательных организациях. За-фытие кыд|ирвлгр дефоцита в образовательных организациях Республики Саха (Якутия) решается разными путями:

-оПн оьлнФйе подагогиоалол ге кннпнлеитазвитив ихлотейц и—а;

- программа «Земский учитель»;

л голидойлтвефиан иpюгмемме «Уиптим Ликоики» (йлсдсежиа в комплектовании школ северных (арктических) улусов (районов), закрепление педагогиче-лзих гадрлв пл1телтр аобсты икр.);

- реализация комплекса мер поддержки педагогических работников (обеспечение жильем, улучшение жилищных условий и др.).

В Релеу^ие ^иафкртвяГ, каки в других со^еши Лежкой Федерации, ставится большая задача трансформации системы образования всех тнолней:оыриирсефлющиося еpловилжичфодeяиeльиаpми, фор6лрдимрсть формирования инженерных знаний, импортозамещение технического оборудования образовательных учреждений, гибридный формат обучения и др. Таким образом, констатируем противоречие на социально-педагогическом уровне: между потреб-ьостьюоостииткфго oУщщквейTйaиcфoнмaнизcистемылoлrююoнки будущих учителей и существующей практикой в отдельно взятом регионе.

Многолетний опыт наблюдения свидетельствует о том, что результативности трудоустройства способствуют следующие факторы: системная профори-

Рис. 1. Роль СВФУ в образовательной политике Якутии

МИССИЯ СВФУ

Формирование нового поколения профессионалов, реализующих ценности и

а ели устойчивого развития Севера и альнего Востока, оказывающих влияние на решение глобальных проблем человечества.

ентационнаяроботас учащимися школ и молодежью; индивидуальнаяработа, проводимая кураторами и наставниками по оказанию содействия в заключении ял аоводни о ируднгялряйниве, начинаясмонемии посскадиботодиимляязакан-чивая контролем о прибытии на место работы.

ФпрмированиефиоичвнодИкмьчион1мирауподИастаюнциго пс^ком^^и^я и ее зрелость приведет к повышению интереса к различному спектру направлений, лининаяотинжинепни изоыяпынваяпуыизнодняиим днаркиИ. Техдняиикая эволюция и прорыв во многих науках зависят от специалистов, понимающих причинно-следственные связи в физических процессах. Вопросы, связанные с мотивацией будущих учителей физики, вызывают интерес у специалистов различных профилей. Предметные интересы определяются во многом и при изучении вопроса об управлении мотивацией в обучении. Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем психологии обучения. Это объясняется тем, что, с одной стороны, мотивация является главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, а с другой стороны, управление мотивацией позволяет управлять и учебным процессом, что представляется для нас весьма важным для достижения его успешности [8]. На диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы по формированию мотивации будущих учителей физики в Республике Саха (Якутия) было проведено анкетирование с целью выявления первичной мотивации педагогических кадров. В хыборке мредитнгяены оиветы 80усииеднй. Пднудянные овнеты отражены в диаграммах, которые отражают текущую реальную ситуацию. Больше 30% респондентов ответили, что стали студентами педагогического направления по случайно сложившимся обстоятельствам, т. е. имели изначально низкий уровень мотивации (внешняя).

Какие обстоятельства и в какой степени повлияли на Ваш выбор профессии учителя?

Подтвердили первые годы работы правильность Вашего выбора?

80 ответов

1-23(28,7%)

|-24(Э0*)

Трудности, с которыми Вы столкнулись, зависели от:

80 ответов

ф ..условий, в которых и деятельность

• ...отсутствия опыта

• ... толгатовки в учебном заведении

• ...другого

Не возникало ли у Вас в первые годы работы желание сменить профессию?

80 ответов

»Да. в I Нет, не возникало ( Иногда

Традиции семьи Советы друзей и знакомых Рекомендации родителей] Хотелось изучать любимый п.. Возможность общаться с дет.. Случайно сложившиеся обет.. Хотелось заниматься педагог.. Привлекала общественная зн..

другое!

Рис. 2. Распределение ответов участников опроса

В первыпнодитрофессилналсннво станавления всего лишь 50% опрошенных с уверенностью могут сказать, что не ошиблись с выбором профессии. Также почти половина опрошенных готовы были сменить свою профессиональную деятельность. Полученные данные об особенностях мотивации студентов-выпускников педагогического отделения ФТИ СВФУ разных периодов могут помочь сделать следующие выводы по этому вопросу: качественные трансформационные изменения происходят в период обучения на старших курсах и первые годы работы в системе образования. Положительное отношение к будущей трудовой деятельности отмечается у 24% респондентов. Осуществление трудовых обязанностей у большинства выпускников вызывает большие трудности на этапе становления.

Следовательно, формирование мотивации, мотивационной среды является первостепенной задачей при обучении будущих учителей физики. Стремление к достижению профессиональных успехов, желание проявить творчество в работе, хорошее отношение, профессиональное взаимопонимание коллег были отнесены к наиболее значимым мотивам деятельности. Полученные ответы отражают суть проблемы формирования мотивации в региональных условиях.

Рис. 3. Диаграммы ответов участников опроса

Выберите пожалуйста три наиболее значимых для вас мотива деятельности

Стремление к достижению пр... Осознание социальной значи... Стремление проявить и утве... Хорошее отношение, профес... Желание проявить творчеств... Возможность самостоятельн... Уважение и поддержка со сто... Стремление к получению бол,..

Рис. 4. Распределение ответов по определению наиболее значимых мотивов в выборе профессии

Та кимобразом, проведенный анализ убедительносвидетельствует о б актуальности и необходимости изучения проблематики мотивации к овладению ьроЫеьсией учителя физики в региональных нслывияз,пересмотиу поохыдоы и внердезию новые высрреЗрвынныныехыонокизсралзо изуенони страаегиз совершенствования подготовки педагогических кадров.

Библиографическийсписок

1. РезолюцияВсероссийскогосъезда учителей физики 28-29августа 2023 г. Availableat: https://cloud01.sochisirius.rU/index.php/s/icadrQ5qPwGibQZ#pdfviewer

2. ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (два профиля подготовки). Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/440305.pdf

3. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2022 году и задачах на 2023 год. Available at: https://minobrnauki. sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja

4. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы и на плановый период до 2026 года. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 353 (с изменениями и дополнениями) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2021 г., 15 февраля 2022 г Available at: https://prav.sakha.gov.ru/ot-15-sentyabrya-2021-g—353

5. АндреевВ.И. Педагогика:учебныйкурс длятворческогосаморазвития. Казань:ИздательствоЦИТ, 2000.

6. Официальный сайт СВФУ. Available at: https://www.s-vfu.ru/

7. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р. Availableat:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/

8. Полонянкин Д.А. Методика формирования мотивации учебной деятельности при обучении физике студентов младших курсов. Диссертация ... кандидата педаго-гическихнаук.Челябинск, 2011.

References

1. Rezolyuciya Vserossijskogo s'ezda uchitelej fiziki 28-29avgusta 2023 g. Available at: https://cloud01.sochisirius.rU/index.php/s/icadrQ5qPwGibQZ#pdfviewer

2. FGOS VO 3++ po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata) (dva profilya podgotovki). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440305.pdf

3. Otchet ob itogah deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Saha (Yakutiya) v 2022 godu i zadachah na 2023 god. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/ Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja

4. O gosudarstvennojprogramme Respubliki Saha (Yakutiya) «Razvitie obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya) na 2020-2024 gody ina planovyjperiod do 2026 goda. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Saha (Yakutiya) ot 15 sentyabrya 2021 g. N 353 (s izmeneniyami i dopolneniyami) s izmeneniyami i dopolneniyami ot: 26 noyabrya 2021 g., 15 fevralya 2022 g. Available at: https://prav.sakha.gov.ru/ot-15-sentyabrya-2021-g.....353

5. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Izdatel'stvo CIT, 2000.

6. Oficial'nyj sajt SVFU. Available at: https://www.s-vfu.ru/

7. O Koncepcii podgotovki pedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 g. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24 iyunya 2022 g. № 1688-r. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/

8. Polonyankin D.A. Metodika formirovaniya motivacii uchebnoj deyatel'nosti pri obuchenii fizike studentov mladshih kursov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2011.

Статья поступила в редакцию 26.02.24

УДК 378

Trubnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: eugen291@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Savelyeva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: ssv_08_62@mail.ru

Valeeva I.Kh., senior teacher, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: valeeva-i@mail.ru

FEATURES OF EDUCATIONAL LITERATURE IN CONDITIONS OF A MILITARY UNIVERSITY. The article discusses problems associated with publication of educational literature for a military university, taking into account its specifics. Of particular interest in the article is the peculiarities and problems of education in a military university, which relate to the organization of the educational process and life in it. The article reveals the following contradiction. The university strives to graduate highly qualified specialists after graduation, but the military organization restricts their initiative and independence in accordance with the charter. To solve the problem, the authors propose to take into account the features, problems and specifics of training in a military university when writing educational literature. The article provides practical examples of the developed educational literature on the disciplines "Descriptive Geometry and Engineering Graphics" and "Computer Science."

Key words: cadet, teacher, educational literature, textbook, military university, features, requirements

Л.И. Трубникова, канд. пед. наук, доц., проф. АВН, ВУНЦ ВВС "ВВА" филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: eugen291@yandex.ru

С.В. Савельева, канд. пед. наук, доц., ВУНЦ ВВС "ВВА" филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: ssv_08_62@mail.ru

И.Х. Валеева, ст. преп., ВУНЦ ВВС "ВВА" филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: valeeva-i@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассматриваются проблемы, связанные с изданием учебной литературы для военного вуза и принимающие во внимание его специфику Особый интерес в статье уделяется особенностям и проблемам обучения в военном вузе, которые касаются организации учебного процесса и жизнедеятельности в нем. В статье выявлено следующее противоречие: вуз стремится выпустить высококвалифицированных специалистов после окончания обучения, однако военная организация ограничивает их инициативу и самостоятельность в соответствии с уставом. Для решения проблемы авторами предложено учесть особенности, проблемы и специфику обучения в военном вузе при написании учебной литературы. В статье приведены практические примеры разработанной учебной литературы по дисциплинам «Начертательная геометрия и инженерная графика» и «Информатика».

Ключевые слова: курсант, преподаватель, учебная литература, учебное пособие, военный вуз, особенности, требования

В связи с боевыми действиями в ходе специальной военной операции, наращиванием выпуска современного вооружения и военной техники проблема повышения качества подготовки в военных вузах стала ещё более актуальной. Современная армия требует специалистов с высоким уровнем профессиональных знаний и сформированными профессионально значимыми качествами, соответствующими содержанию профессиональной деятельности военнослужащих. Таким образом, актуальность исследования, с одной стороны, определяется необходимостью совершенствования системы высшего военного профессионального образования с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых качественно выполнять свои военно-профессиональные обязанности, защищать Родину и государство. С другой стороны, издаваемая и реализуемая учебная литература часто недоступна библиотечным фондам военных вузов, а найти необходимую учебную информацию в Интернет невозможно, так как для курсантов ограничено использование интернет-ресурсов. Следовательно, возникает необходимость разработки учебных изданий преподавателями внутри самого вуза. При этом следует обратить внимание на особенности обучения курсантов и содержание учебного материала, который должен отличаться от изложенного в учебных изданиях для гражданских вузов.

Целью исследования является определение понятий, относящихся к учебным изданиям, и выбор видов учебной литературы, применяемых в процессе учебной деятельности, с учетом особенностей и специфики военного образования и внедрения их в учебный процесс вуза.

Задачи исследования связаны с обзором научных работ, Национальных стандартов Российской Федерации и изданной учебной литературы, выявлением военно-профессиональных особенностей будущих военных специалистов и особенностей учебной литературы.

Научная новизна заключается в выборе видов учебной литературы и определении их преимущества в соответствии со спецификой и условиями обучения в военном вузе. Теоретическая значимость подтверждается эмпирическими исследованиями видов учебной литературы и особенностей учебного процесса в условиях военного вуза. Практическая значимость представлена описанием учебной литературы, изданной и применяемой в вузе.

Одно из основных условий успешного обучения курсантов военного вуза является развитие умения самостоятельно учиться. Как показывает опыт, восприятие учебной информации требует от курсанта определенной подготовки, а от преподавателя - проявления высокого уровня исследовательской деятельности в процессе написания учебной литературы [1, с. 160].

Существуют несколько проблем, связанных с обучением в военном вузе: 1) получение курсантами двух видов образования - гражданского, которое регламентируется стандартами и относится к гражданской специальности, и военно-специального, которое определяется квалификационными требованиями военного специалиста; 2) курсанты, чтобы получить оба образования, вынуждены одновременно учиться и служить; 3) жизнь курсанта полностью подчинена уставу, что ограничивает его свободу в самоорганизации и выборе учебного процесса [2, с. 43-50].

Современное состояние науки требует, чтобы учебники и учебные пособия полностью раскрывали содержание обучения через использование специального учебного материала. Основные требования, которые предъявляются к изданию учебной литературы, включают следующие аспекты: соответствие научному прогрессу, соответствие основным положениям программы, доступность изложения программного материала, ясность определений, системность в логическом, предметном и психологическом планах, а также согласованность названий и терминологии со смежными дисциплинами.

В национальном стандарте Российской Федерации ГОСТР 7.0.60-2020 даны определения понятий основных видов учебной литературы, относящихся к учебным изданиям [3, с. 12]. Из перечня представленных изданий мы выбрали относящиеся к учебным. Рассмотрим, как определяются эти понятия. Учебник представляет собой учебное издание, которое содержит материал по учебной дисциплине и соответствует учебной программе. Пособие, в свою очередь, дополняет или заменяет учебник. Рабочая тетрадь представляет собой пособие с особым набором учебных инструментов, предназначенных для самостоятельной работы учащихся над учебным материалом. Практикум содержит практические задания и упражнения для закрепления изученного материала (практикум с учебными задачами называется задачником). Рассмотренные учебные издания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.