Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / преподаватель / учебная литература / учебное пособие / военный вуз / особенности / требования / cadet / teacher / educational literature / textbook / military university / features / requirements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л И. Трубникова, С В. Савельева, И Х. Валеева

В статье рассматриваются проблемы, связанные с изданием учебной литературы для военного вуза и принимающие во внимание его специфику. Особый интерес в статье уделяется особенностям и проблемам обучения в военном вузе, которые касаются организации учебного процесса и жизнедеятельности в нем. В статье выявлено следующее противоречие: вуз стремится выпустить высококвалифицированных специалистов после окончания обучения, однако военная организация ограничивает их инициативу и самостоятельность в соответствии с уставом. Для решения проблемы авторами предложено учесть особенности, проблемы и специфику обучения в военном вузе при написании учебной литературы. В статье приведены практические примеры разработанной учебной литературы по дисциплинам «Начертательная геометрия и инженерная графика» и «Информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л И. Трубникова, С В. Савельева, И Х. Валеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATIONAL LITERATURE IN CONDITIONS OF A MILITARY UNIVERSITY

The article discusses problems associated with publication of educational literature for a military university, taking into account its specifics. Of particular interest in the article is the peculiarities and problems of education in a military university, which relate to the organization of the educational process and life in it. The article reveals the following contradiction. The university strives to graduate highly qualified specialists after graduation, but the military organization restricts their initiative and independence in accordance with the charter. To solve the problem, the authors propose to take into account the features, problems and specifics of training in a military university when writing educational literature. The article provides practical examples of the developed educational literature on the disciplines “Descriptive Geometry and Engineering Graphics” and “Computer Science.”

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА»

References

1. Rezolyuciya Vserossijskogo s'ezda uchitelej fiziki 28-29avgusta 2023 g. Available at: https://cloud01.sochisirius.rU/index.php/s/icadrQ5qPwGibQZ#pdfviewer

2. FGOS VO 3++ po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata) (dva profilya podgotovki). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440305.pdf

3. Otchet ob itogah deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Saha (Yakutiya) v 2022 godu i zadachah na 2023 god. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/ Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja

4. O gosudarstvennojprogramme Respubliki Saha (Yakutiya) «Razvitie obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya) na 2020-2024 gody ina planovyjperiod do 2026 goda. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Saha (Yakutiya) ot 15 sentyabrya 2021 g. N 353 (s izmeneniyami i dopolneniyami) s izmeneniyami i dopolneniyami ot: 26 noyabrya 2021 g., 15 fevralya 2022 g. Available at: https://prav.sakha.gov.ru/ot-15-sentyabrya-2021-g.....353

5. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Izdatel'stvo CIT, 2000.

6. Oficial'nyj sajt SVFU. Available at: https://www.s-vfu.ru/

7. O Koncepcii podgotovki pedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 g. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24 iyunya 2022 g. № 1688-r. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/

8. Polonyankin D.A. Metodika formirovaniya motivacii uchebnoj deyatel'nosti pri obuchenii fizike studentov mladshih kursov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2011.

Статья поступила в редакцию 26.02.24

УДК 378

Trubnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: eugen291@yandex.ru

Savelyeva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: ssv_08_62@mail.ru

Valeeva I.Kh., senior teacher, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: valeeva-i@mail.ru

FEATURES OF EDUCATIONAL LITERATURE IN CONDITIONS OF A MILITARY UNIVERSITY. The article discusses problems associated with publication of educational literature for a military university, taking into account its specifics. Of particular interest in the article is the peculiarities and problems of education in a military university, which relate to the organization of the educational process and life in it. The article reveals the following contradiction. The university strives to graduate highly qualified specialists after graduation, but the military organization restricts their initiative and independence in accordance with the charter. To solve the problem, the authors propose to take into account the features, problems and specifics of training in a military university when writing educational literature. The article provides practical examples of the developed educational literature on the disciplines "Descriptive Geometry and Engineering Graphics" and "Computer Science."

Key words: cadet, teacher, educational literature, textbook, military university, features, requirements

Л.И. Трубникова, канд. пед. наук, доц., проф. АВН, ВУНЦ ВВС "ВВА" филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: eugen291@yandex.ru

С.В. Савельева, канд. пед. наук, доц., ВУНЦ ВВС "ВВА" филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: ssv_08_62@mail.ru

И.Х. Валеева, ст. преп., ВУНЦ ВВС "ВВА" филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: valeeva-i@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассматриваются проблемы, связанные с изданием учебной литературы для военного вуза и принимающие во внимание его специфику Особый интерес в статье уделяется особенностям и проблемам обучения в военном вузе, которые касаются организации учебного процесса и жизнедеятельности в нем. В статье выявлено следующее противоречие: вуз стремится выпустить высококвалифицированных специалистов после окончания обучения, однако военная организация ограничивает их инициативу и самостоятельность в соответствии с уставом. Для решения проблемы авторами предложено учесть особенности, проблемы и специфику обучения в военном вузе при написании учебной литературы. В статье приведены практические примеры разработанной учебной литературы по дисциплинам «Начертательная геометрия и инженерная графика» и «Информатика».

Ключевые слова: курсант, преподаватель, учебная литература, учебное пособие, военный вуз, особенности, требования

В связи с боевыми действиями в ходе специальной военной операции, наращиванием выпуска современного вооружения и военной техники проблема повышения качества подготовки в военных вузах стала ещё более актуальной. Современная армия требует специалистов с высоким уровнем профессиональных знаний и сформированными профессионально значимыми качествами, соответствующими содержанию профессиональной деятельности военнослужащих. Таким образом, актуальность исследования, с одной стороны, определяется необходимостью совершенствования системы высшего военного профессионального образования с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых качественно выполнять свои военно-профессиональные обязанности, защищать Родину и государство. С другой стороны, издаваемая и реализуемая учебная литература часто недоступна библиотечным фондам военных вузов, а найти необходимую учебную информацию в Интернет невозможно, так как для курсантов ограничено использование интернет-ресурсов. Следовательно, возникает необходимость разработки учебных изданий преподавателями внутри самого вуза. При этом следует обратить внимание на особенности обучения курсантов и содержание учебного материала, который должен отличаться от изложенного в учебных изданиях для гражданских вузов.

Целью исследования является определение понятий, относящихся к учебным изданиям, и выбор видов учебной литературы, применяемых в процессе учебной деятельности, с учетом особенностей и специфики военного образования и внедрения их в учебный процесс вуза.

Задачи исследования связаны с обзором научных работ, Национальных стандартов Российской Федерации и изданной учебной литературы, выявлением военно-профессиональных особенностей будущих военных специалистов и особенностей учебной литературы.

Научная новизна заключается в выборе видов учебной литературы и определении их преимущества в соответствии со спецификой и условиями обучения в военном вузе. Теоретическая значимость подтверждается эмпирическими исследованиями видов учебной литературы и особенностей учебного процесса в условиях военного вуза. Практическая значимость представлена описанием учебной литературы, изданной и применяемой в вузе.

Одно из основных условий успешного обучения курсантов военного вуза является развитие умения самостоятельно учиться. Как показывает опыт, восприятие учебной информации требует от курсанта определенной подготовки, а от преподавателя - проявления высокого уровня исследовательской деятельности в процессе написания учебной литературы [1, с. 160].

Существуют несколько проблем, связанных с обучением в военном вузе: 1) получение курсантами двух видов образования - гражданского, которое регламентируется стандартами и относится к гражданской специальности, и военно-специального, которое определяется квалификационными требованиями военного специалиста; 2) курсанты, чтобы получить оба образования, вынуждены одновременно учиться и служить; 3) жизнь курсанта полностью подчинена уставу, что ограничивает его свободу в самоорганизации и выборе учебного процесса [2, с. 43-50].

Современное состояние науки требует, чтобы учебники и учебные пособия полностью раскрывали содержание обучения через использование специального учебного материала. Основные требования, которые предъявляются к изданию учебной литературы, включают следующие аспекты: соответствие научному прогрессу, соответствие основным положениям программы, доступность изложения программного материала, ясность определений, системность в логическом, предметном и психологическом планах, а также согласованность названий и терминологии со смежными дисциплинами.

В национальном стандарте Российской Федерации ГОСТР 7.0.60-2020 даны определения понятий основных видов учебной литературы, относящихся к учебным изданиям [3, с. 12]. Из перечня представленных изданий мы выбрали относящиеся к учебным. Рассмотрим, как определяются эти понятия. Учебник представляет собой учебное издание, которое содержит материал по учебной дисциплине и соответствует учебной программе. Пособие, в свою очередь, дополняет или заменяет учебник. Рабочая тетрадь представляет собой пособие с особым набором учебных инструментов, предназначенных для самостоятельной работы учащихся над учебным материалом. Практикум содержит практические задания и упражнения для закрепления изученного материала (практикум с учебными задачами называется задачником). Рассмотренные учебные издания

подходят для обучения в военном вузе, но учебная литература для курсантов военного вуза имеет две ключевые особенности. Во-первых, она должна быть ориентирована на будущую профессию и предназначена для предоставления знаний и навыков, способствующих карьерному росту в армии. Во-вторых, она должна быть написана понятным языком без избыточной терминологии, чтобы соответствовать специфике военной деятельности.

Курсанты военных вузов не могут использовать личные гаджеты и интернет-ресурсы в учебном процессе, что делает поиск информации через браузеры невозможным. Обучающимся приходится работать с учебной литературой, развивая необходимые компетенции. Курсанты могут либо самостоятельно искать информацию в учебном пособии, либо полагаться на рекомендации преподавателя. В любом случае работа с учебной литературой способствует развитию знаний, навыков и личностных качеств обучающихся.

В вузах требуется, чтобы учебная литература выполняла все функции, которые предъявляются к учебникам, печатающихся в крупных издательствах. Эти функции включают обучение, развитие, воспитание и контрольно-корректирующую функцию. Особенно важно, чтобы познавательная функция обеспечивала получение информации о законах развития науки и ее взаимодействие с методами повышения эффективности учебной деятельности.

Приведем пример лекционной рабочей тетради, впервые изданной в начале нынешнего тысячелетия. С тех пор менялись стандарты и программы обучения, а вместе с ними менялась и соверше нствоваласьрабочая тетрадь.

Структурно лекционная рабочая тетрадь представляет собой печатную основу, которую обучаемые заполняют в процессе чтения лекциипреподаватвлем. Печатная основа включает предисловие, планы лекций, вспомогательлыПмекст, неполные чертежи, заполняемые во время лекций, приложения с з едьоыянме ля закрепления лекционного материала и выполнения заданет«Шрифт еерееж-ный». Неполные чертежи в совокупности с мультимедийным сопровождением лекции, где построения показаны в динамике, дают возможностьпралилрно и точно завершить их без дополнительной траты времени. Прьптстуско зыняттр или кратковременном отвлечении внимания можно легко восстановить пропущенный лекционный материал. Достоинствами лекцииннолтбнрадимуоио считать то, что она является средством улучшения восприятия, концентрации внимания и усиления его устойчивости. Содержание рабочым тиреди точтымов ствует учебной программе и требованиям государственннготбиузо вателнтого стандарта. Структура лекционной рабочей тетради включает предисловие, принятые обозначения, справочный материал, печатные основы лекциы.атировы для самоконтроля, печатные основы для задач по закреплению лекционного материала, формулы для расчета размеров стандартных детилеП.Встоюоте-

РАЗДЕЛ1. НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОАВЕТРИЯ ЛЕКЦИЯ 1. Предмет начертательной геометрии. Точка и прямая в ортогональных проекциях

ПЛАН

1. Методы проецнроБания.

2. Комплексный чертеж точки.

3. Комплексный чертеж прямой.

4. Взаимное положение прямых.

Литература: Начертательная геометрия для военных абио]во1шьгк спеиаасшьвте / ЛИ. Трубникова, О А. Гребенщикова. - Челябинск, Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА». -2017. С. 7-33.

МЕТОДЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ

Сущность метода проекций состоит е следующем:

1. В пространстве находится плоскость П1 и точка А, не лежащая в этой плоскости.

2. Через точку А проводят произвольную прямую до пересечения с эмвЛ тосксг

сигаю.

3. Получают точку Л1 - изображение точки А на плоскости П]. ПРОЕЦИРОВАНИЕ - это процесс получения изображения на плоскости.

Рис. 1. Образец страницы лекционной рабочей тетради «Начертательная геометрия»

редь, печатная основа каждой лекции содержит тему и план лекции, рекомендуемую литературу, название разделов лекции, краткий вспомогательный текст, неполные чертежи, которые дополняются обучаемыми во время лекции, новые термины и понятия, которые также дополняются обучаемыми во время лекции. Содержание задач для самостоятельного закрепления лекционного материала по разделу «Начертательная геометрия» находится в учебном пособии «Сборник графических задач по начертательной геометрии».

Настоящая рабочая тетрадь имеет мультимедийное сопровождение с применением анимационных технологий, в котором учебный материал и форма представления соответствуют печатной основе, отобраны с учетом психологических возможностей приема информации и показаны в динамике. Применение компьютерных технологий позволяет обучаемым при отсутствии на занятии легко восстановить пропущенный учебный материал. Курсивом показан текст, который заполняют курсанты в процессе чтения лекции (рис. 1).

В качестве другого примера издания учебной литературы для практических занятий в качестве учебного пособия можно привести «Сборник заданий по инженерной графики», получившего гриф УМО в 2014 году. Представленные в сборнике задания составлены в соответствии с учебной программой и требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Как показывает опыт преподавания, наибольший эффект может быть достигнут выполнением индивидуальных заданий. Поэто-пьу Pьнитдeноыт надтния ов^ртнт еоЭДоьрэиавтив. °ыждоь втме ппсврщема ипвеиеиинсая ьпииа. ьобощоя рыоьстт ть оааткро ьстаотечмскио тьaысвпв. па-риантов заданий, а также примеров выполненных заданий иллюстративно-дис-втывныш ьегес^деои.

Сиевьсои иыаюcтpавьтн0-мртl<peтт0г0 метоиа зиолюноевгя в ьоо, ьне тьоасысмaтеирaы аизсивоетти нр элементарть- дозы инфoрыгтпи, ьродъы«-лргмее обyьгпыиlп для отповнопеeернoге нлyиоиия. «ри ьтол сиожныо ьoсятин разбиваются на серии простых, доступных и легкоусваиваемых. Это позволяет oрпсaeмвlл достат-. индивимсPлисоцип тоиии рaыиры, coотиитпсвпюlыигр вх упоиобноуррм, облогьаыа гюномание ыеьoгРг» иыпoaиосьн инпанья, а тaммe позволяет постоянно осуществлять самоконтроль. Содержание заданий помогает вррoЫсеcть nьтвдрпы еавпит ь ыерыaвлннии и атeсим нaоJддocвтсвтнльиыт чертежей в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской до-кьмет■гРиии (ЕСо!).

Сборник содержит следующие графические задания: «Простые разрезы», «Ступенчатый разрез», «Ломаный разрез», «Болтовое соединение» (рис. 6), ((Шпаaoчнво cуoданеаиe», «Ягинсзoнаты рр)^ии1о уопnиннтии», «Цилиндьигoт ская зубчатая передача», «Червячная передача». Выполнение некоторых работ ^^и.^^т использования справочной литературы. Выписки из соответствующих ытпадaытoв, «ыимтпвl сегннтов. тВороры н пеpамвкввl«олмвнмы заииаиB привс« дены в вариантах задания.

сшабрьсм ярамер. г1овяывк выьвлнымиа птoга»пиcгырс зaпгв»т вБooре«еы тоeы»вои»e».

в эери. Пс пазм^сот1, всоответствии со своим вариантом,

высвтилтнют Ыаыр в вютютану. в»еыивиalт в путвоита вaыс»ис. Ыолт а выодытБв ном сечении показывают нерассеченным (рис. 2).

ы эта к Bы»aьчвмвюп вво паитoсяивяымыо сят^/яи ао ткиcыпя.ми лвмeтг тьтыя. Раптары (верут ит тобгг 2.1 cбптветcрeи»ал тбыeытвoaиaeтн. ыаыморы ^тьaыlяпт ь лвтoтаxиетyт повным»1,1п- гдп »oмпбыльныб aиaoaн|г ры-мбы оПтиптоикт амежипт ыeвслыв ^1^и^пзлисюв ырызпые сто-оны! (рис. 3).

um

ОсноВная надпись

оис. 2з втап 1 Рис. 3. Этап 2

3 этап. По размерам, рассчитанным согласно своему варианту, изображают шайбу. Поскольку шайба является стандартной деталью, ее допускается показывать нерассеченной (рис. 4).

4 этап. По рассчитанным размерам изображают гайку. Ее также допускает-сяпо казыватьнерассеченной(рис.5).

ОсиоЬнаа надпись

Рис. 4. Этап 3

Рис. 5. Этап 4

Болт 20 х 65 ГОСТ 7798 - 70

I z

Ж

И.-Ыр

/tin

ш

ИГ. 03. 03. 01

БолтоЬое соединение

'it-ifiAit

ш

it

/<«■4 I '(.r-rtf f

105 уч.гр.

O.prr- Ji

материал добавлен в силу ограниченности доступа к информационным ресурсам Интернет и гаджетам, спомощью которыхегоможно найтт.

В пособии представлен учебный материал по программированию типовых аметритмож: жпжпеоеый, ротвпзтжжпяющрй(^я, рорлочежки°, а также Tunooiei aorop ритмы обработки массивов. Приведены анализ и алгоритмы решения задач, орныктт оииограммных кодов то языеж прооратж1жржвжнжя LibreOffici Вазя и результаты их выполнения (рис. 7; 8) [6]. Причина такого подробного объяснения жчернжго ежтир пала ж отж мевожпожсоиты моозж)л язо зоятяжс и1 итйрнар|гор пи до.-гих источников.

Решение

Способ 1. Ввод исходных данных осуществляется с помощью функщш экранного ввода, вывод результата - в окно сообщений (рис. 20).

Программный код

Sub Sposob_l

Dim х as Single, у as Single x=inputbox("BBezorre значение x")

if x<—1 then Msgbox ("При x="+x+chr(13) +"Ветвь 1: y="+format(2*x, "#.00"))_ Else Msgbox ("При x="+x+chr(13)+"BeTBb 2: y="+fonnat(2+xA2, "#.00")) End Sub

Внимание! В данном программном коде оператор if записывается в одну строку. Иногда длина строки не позволяет просматривать её (строку) целиком. Поэтому зачастую для удобства просмотра длинную строку делят на часта, ставя в месте разрыва символ «_».

°иж. 7, ДЖоеомц стжтывпержв яжооррммжвгткода на разветвляющиеся структуру

UbreOfff« 1-122

Прто=0.4В5 Ввтвь^уй,™

LibreOffice 7,Ш

'прихрУ

I ВетиЬ у=2.И»

1 с MJ

LibreOffiM 7.12.2

При х19,S7B В erebi.^S^

Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фис.б.Пр^глер е^ыпор«нтяпракточеокцго з ад^ь^ия^^Е^очовое^с^ео нение»

Рассмотрим особенности и специфику учебной литературы по дисциплине ^^^^иф^С^матик^е». Ыини^т^ерсбем об^р^о^ь^^осийскайФедерация onерациерноя система Astra Linux сертифицирована на соответствие требованиям безопасно-етминфиямнции . ПринцтоцаинаежеиееМин исрерсрвеообороныиеоецавле-ется в ведомство с 2013 года. В соответствии с этим все служебные компьютеры переводятся на данную операционную систему и офисный пакет LibreOffice. »2018 года учебная прогре1емапирицциплено«»нМ»рмотика» на изучение пакета программ LibreOffice.

Оле.ует с|эацу оо1иенить,»то лиое^туре^яизученияофесиегееикетр LibreOffice отсутствует. Поэтому необходимо разрабатывать учебные пособия саерстеятельно, срару о»иентиееррх наоиоеиенцсти о спефцфику военного обучения. Рассмотрим особенности учебного пособия «Основы программирования ма L/ЬreOfаcеßas/c»,рзмaвaeмoгo вдеуиеыстях. В пррвоцеости е-

вание типовых алгоритмов» дается справочный материал о создании, редакти-Ыоыа»ии и срхранециепцоакта. оа;зработ^^н^ого^^ flMbiKE.poip»мировцнеяи реализованного в среде LibreOffice Basic. Особое внимание уделено встроенным Ыуыкцеям (abs, cos, sin. .n, exp и т. д.), а также тем, которые не реализованы в языке программирования LibreOffice Basic (arccos, arcsin, log n). Данный учебный

Рис. 8. Результат выполнения программного кода 5. Проект решения задачи в среде LibreOffice Basic

Способ 1. Программный код, в котором числовые значения переменным задаются присваиванием внутри программного кода. Результат выполнения программного кода выводится на экран компьютера с помощью функции MsgBox (рис. 2.2).

Проект программного кода

SubLS

'Объявление переменных Dim X As Single

Dim W As Single, H As Single, N As Single, В As Single Dim T As Single Const g As single=9.Sl

'Ввод данных присваиванием внутри программного кода

W=650

Н=1000

N=60

В=1

'Перевод значешш в систему СИ W=W/3.6: N=N/57.3: В=В/57.3 'Расчет времени падения АБ T=Sqr(2*H/g)

'Расчет ошибки бомбометания X=CStr((2+W+T* Tan(N)-H/Ca s(N)A2 )*В) X=INT(X* 100yi00 'Вывод результата

MsgBox "Ошибка бомбометания -" & X &" | м" End Sub

Рис.9. Примерпрограммногокодапрофессиональноориентированнойзадачи линейной структуры

Во второй части «Программирование профессионально ориентированных задач» в соответствии со спецификой военного вуза приводятся алгоритм и несколько способов написания программного кода для решения таких задач на линейные, разветвляющиеся, циклические структуры и задачи, содержащие массивы (рис. 9) [7].

Проведенные исследования и учебная деятельность, выстроенная на основе учебной литературы, позволяют сделать следующие выводы:

1) учебники, учебные пособия, рабочие лекционные тетради, задачники, учитывающие специфику учебного процесса в военном вузе, необходимы курсантам. В современных условиях они не ходят в библиотеку, а предпочитают использовать информацию в электронном виде. В связи с этим назревает необходимость переводить учебную литературу в открытый доступ, тем более что вуз стремится обеспечить каждого курсанта ноутбуком;

2) мотивация обучающихся использовать учебную литературу на высоком уровне самостоятельности обеспечивается возможностью получения более высокой оценки. В военном вузе с жестким контролем за успеваемостью, от которой зависят последующие управленческие решения командиров подразделений, оценка, полученная на занятии, из внешней мотивации со временем трансфор-

Библиографический список

мируется во внутреннюю. Первостепенной для курсантов становится задача повышения своего актуального уровня развития благодаря готовности работать на более высоком уровне самостоятельности;

3) жесткий распорядок дня военного вуза, с одной стороны, ограничивает свободу обучающихся в организации собственной учебно-познавательной деятельности, а с другой стороны, делает обязательной самостоятельную работу во второй половине дня. Это дает возможность высоко мотивированным обучающимся работать с учебной литературой с целью повышения своего актуального уровня развития;

4) учебная литература для военных вузов более подробно и детально освещает темы изучаемых дисциплин. Они предоставляют более сжатое и конкретное объяснение теоретического материала, а также предлагают подробно рассмотренные примеры и практические задания для углубленного изучения материала;

5) акцентирование внимания на применении теоретических знаний на практике. Учитывая специфику вуза, учебная литература предлагает примеры, задачи и практические упражнения, которые помогают курсантам развить навыки анализа, синтеза и применения знаний в реальных ситуациях.

1. Панасенко Ю.А., Трубникова Л.И., Запорощенко Е.В. Особенности труда преподавателя и общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98).

2. Сташкевич И.Р Теоретические аспекты развития познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса. Вестник Оренбургского государственного университета. 2004; № 4.

3. Национальный стандарт Российской Федерации Издания. ГОСТР 7.0.60 - 2020. Основные виды. Термины и определения. Москва, 2020.

4. Овчинникова Е.Н. К определению терминов «учебник» и «учебное пособие». Гуманитарные научные исследования. 2012; № 5. Available at: https://human.snauka. ru/2012/05/1189

5. Сташкевич И.Р, Савельева С.В., Валеева И.Х. О формировании обучающей среды по дисциплине «Информатика» в военном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74).

6. Валеева И.Х., Сташкевич И.Р, Савельева С.В. Основы программирования на LibreOffice Basic: учебное пособие: в 2 ч. Программирование типовых алгоритмов. Челябинск, 2022; Ч. 1.

7. Валеева И.Х., Сташкевич И.Р, Савельева С.В. Основы программирования на LibreOffice Basic: учебное пособие: в 2 ч. Программирование профессионально ориентированных задач. Челябинск, 2022; Ч. 2.

8. Трубникова Л.И., Савельева С.В. Начертательная геометрия. Инженерная графика (рабочая тетрадь). Челябинск, 2019.

9. Трубникова Л.И. Сборник заданий по инженерной графике. Челябинск, 2022.

10. Трубникова Л.И. Чертеж общего вида. Челябинск, 2016.

11. Трубникова Л.И., Небреева М.Л. Инженерная графика. Челябинск, 2017.

12. Трубникова Л.И., Гребенщикова О.А. Начертательная геометрия для военных авиационных специалистов. Челябинск, 2017.

13. Трубникова Л.И., Небреева М.Л. Рабочий чертеж детали. Челябинск, 2017.

14. Трубникова Л.И., Небреева М.Л. Сборник задач по начертательной геометрии. Челябинск, 2016.

References

1. Panasenko Yu.A., Trubnikova L.I., Zaporoschenko E.V. Osobennosti truda prepodavatelya i obschie professional'nye trebovaniya k professorsko-prepodavatel'skomu sostavu v usloviyah voennogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98).

2. Stashkevich I.R. Teoreticheskie aspekty razvitiya poznavatel'noj samostoyatel'nosti kursantov voennyh vuzov pri komp'yuternom soprovozhdenii uchebnogo processa. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2004; № 4.

3. Nacional'nyjstandartRossijskoj Federacii Izdaniya. GOSTR 7.0.60 - 2020. Osnovnye vidy. Terminy i opredeleniya. Moskva, 2020.

4. Ovchinnikova E.N. K opredeleniyu terminov «uchebnik» i «uchebnoe posobie». Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2012; № 5. Available at: https://human.snauka. ru/2012/05/1189

5. Stashkevich I.R., Savel'eva S.V., Valeeva I.H. O formirovanii obuchayuschej sredy po discipline «Informatika» v voennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74).

6. Valeeva I.H., Stashkevich I.R., Savel'eva S.V. Osnovy programmirovaniya na LibreOffice Basic: uchebnoe posobie: v 2 ch. Programmirovanie tipovyh algoritmov. Chelyabinsk, 2022; Ch. 1.

7. Valeeva I.H., Stashkevich I.R., Savel'eva S.V. Osnovy programmirovaniya na LibreOffice Basic: uchebnoe posobie: v 2 ch. Programmirovanie professional'no orientirovannyh zadach. Chelyabinsk, 2022; Ch. 2.

8. Trubnikova L.I., Savel'eva S.V. Nachertatel'naya geometriya. Inzhenernaya grafika (rabochaya tetrad'). Chelyabinsk, 2019.

9. Trubnikova L.I. Sbornikzadanijpoinzhenernojgrafike. Chelyabinsk, 2022.

10. Trubnikova L.I. Chertezh obschego vida. Chelyabinsk, 2016.

11. Trubnikova L.I., Nebreeva M.L. Inzhenernaya grafika. Chelyabinsk, 2017.

12. Trubnikova L.I., Grebenschikova O.A. Nachertatel'naya geometriya dlya voennyh aviacionnyh specialistov. Chelyabinsk, 2017.

13. Trubnikova L.I., Nebreeva M.L. Rabochij chertezh detali. Chelyabinsk, 2017.

14. Trubnikova L.I., Nebreeva M.L. Sbornikzadach po nachertatel'nojgeometrii. Chelyabinsk, 2016.

Статья поступила в редакцию 11.02.24

УДК 372.881.161.1

Semenova N.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: semenova.nv@spbstu.ru

Jin Ping, postgraduate, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: jinp539@gmail.com

ON SELECTION AND PRESENTATION OF GASTRONOMIC VOCABULARY IN LEXICAL MINIMA OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. The

article reveals a problem of representation of gastronomic vocabulary in the "Lexical Minima of Russian as a foreign language". The Minima of Elementary, Basic, I / В1 and II / В2 Certification Levels of general Russian language proficiency were selected as the material for the study. It was found that all gastronomic vocabulary in the Minima is categorised into three thematic groups: "Catering", "Food" and "Products". The article analyzes in detail the thematic group "Catering", in which the authors identify six lexical and semantic groups. The main research objective of this article is to describe the methodological problems that can lead to a violation of the linguodidactic principles of demonstrating gastronyms in the available lexical Minima. The authors note the inconsistency of the principles of presentation in the Minima of the lexicon of the thematic group "Catering". In particular, these are: 1) non-optimal model of polysemic words representation; 2) insufficient representation of derivatives; 3) absence of lexemes, the high frequency of which is confirmed by corpus data; 4) inconsistent paradigmatic illustration; 5) unreasonable consideration of different words within one dictionary rubric; 6) duplication of international words in the Minima by simple transliteration.

Key words: methods of teaching Russian as foreign language, Lexical Minima, gastronomic vocabulary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.