Научная статья на тему 'Особенности подготовки студентов ПОО СПО к олимпиадам по русскому языку и литературе (из опыта работы)'

Особенности подготовки студентов ПОО СПО к олимпиадам по русскому языку и литературе (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДЫ / OLYMPIADS / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / TEACHERS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СИСТЕМА / SYSTEM / ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / FORMS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барсукова Т. А.

В статье предложен системный подход к актуализации проблематики подготовки студентов к предметным олимпиадам. Рассмотрены не только теоретические положения эффективной подготовки, но и практические рекомендации для достижения высоких образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VET STUDENTS TRAINING FOR PARTICIPATION IN RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE OLYMPIADS (FROM WORK EXPERIENCE)

The article offers the systemic approach to actualization of issues of students’ training for subject Olympiads. The author analyses the theoretical aspects of effective training and gives practical recommendations for achieving high educational results.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки студентов ПОО СПО к олимпиадам по русскому языку и литературе (из опыта работы)»

Воспитание и социализация личности

УДК 377.5 Т. А Барсукова, преподаватель Челябинского

механико-технологического техникума (ЧМТТ), г. Челябинск, е-mail: tatyana190761@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПОО СПО К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье предложен системный подход к актуализации проблематики подготовки студентов к предметным олимпиадам. Рассмотрены не только теоретические положения эффективной подготовки, но и практические рекомендации для достижения высоких образовательных результатов.

Ключевые слова: олимпиады, преподаватели, студенты, система, формы подготовки, мотивация.

В современных условиях гуманизации образования все больше утверждается подход, ориентированный на то, чтобы сделать обучающегося активным соучастником учебного процесса, при котором главная цель преподавателя в работе со студентами — выработать умение владеть знаниями, применять их на практике, выражать свое отношение к ним: знаю ^ могу применить ^ владею способами применения (знаю, как применить) ^ имею свое отношение. Эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадного движения обучающихся.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития [1].

Комплексное вовлечение обучающихся в техническое творчество — приоритетная задача си-

стемы профессионального образования. Одним из направлений работы профессиональных образовательных организаций является организация работы научного общества учащихся и студентов (НОУ). Работа в НОУ обладает большими возможностями для расширения и углубления знаний студентов в различных областях науки, приобретения реального опыта технического творчества [2].

В частности, одним из итогов деятельности научного общества учащихся может стать участие студентов в различных конкурсах и олимпиадах.

Чаще всего слово «олимпиада» ассоциируется с сильными студентами, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, областных, всероссийских и международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад — выявление одаренных и нестандартно мыслящих обучающихся, определение сильнейших из них.

Но в настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад данного вида несколько иная — это ознакомление студентов с задачами

предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников. Интернет-конкурсы и интернет-олимпиады позволяют большему числу студентов приобрести олимпиадный опыт, попробовать свои силы в интеллектуальных состязаниях. В данное время выбор олимпиад огромен. К сожалению, заочные олимпиады платные, но возможны варианты, различающиеся в том числе и по ценовой категории, среди них:

1) электронная школа «Знаника»;

2) проект «Видеоуроки в Интернет»;

3) педагогический портал «Солнечный свет»;

4) проект «Инфоурок»;

5) образовательный портал «Знанио»;

6) центр развития талантов «Мега-Талант»;

7) организатор дистанционных олимпиад «Интолимп»;

8) проект «Я — энциклопедиЯ» (международный конкурс по основным школьным предметам);

9) портал «Центр развития педагогики»;

10) портал «Минобр.орг».

Участие в таких заочных олимпиадах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для студента, и для родителей, и для преподавателей:

- дает возможность и студентам, и преподавателям защищать честь своего учебного заведения;

- создает ситуацию успеха, поднимает интерес к изучению предмета;

- по итогам проведения олимпиад преподаватели, студенты и их родители могут ознакомиться с результатами, сравнить их с лучшими;

- каждый студент имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для портфолио.

Основными целями интернет-олимпиад и интернет-конкурсов являются:

- развитие интереса студентов к изучению русского языка и литературы;

- выявление студентов с нестандартным и творческим мышлением;

- расширение кругозора.

Остановимся лишь на некоторых моментах,

имеющих непосредственное отношение к основным формам подготовки студентов к олимпиадам.

Работа по подготовке обучающихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных и заинтересованных студентов.

Создается творческая группа, которая имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, а также служит своеобразным центром, привлекающим новых участников.

Непосредственно перед подготовкой необходимо выработать у обучающихся позитивную мотивационную стратегию, чтобы они сами захотели готовиться и участвовать в олимпиаде. Цель данного этапа — осознание студентами мотивов участия. Важно не воспринимать олимпиаду как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. На наш взгляд, в основе подготовки должен лежать принцип системности и непрерывности.

Одним из главных требований подготовки к олимпиадам является разработка единой системы действий. Нами был создан пошаговый алгоритм, в соответствии с которым и происходит подготовка. Данный алгоритм помог грамотно распределить свои силы [3]:

- первый шаг — первичный анализ (просмотрев работу, студенты отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно);

- второй шаг — поиск справочного материала (студенты подбирают необходимые книги, журналы, пособия в библиотеке и сети Интернет);

- третий шаг — отбор информации (под руководством преподавателя происходит отбор необходимого материала);

- четвертый шаг — построение ответов (если олимпиада тестовая, то студенты выбирают верный ответ из предложенных; если олимпиада требует полного ответа, корректируем готовый ответ);

- пятый шаг — оформление работы;

- шестой шаг — сдача работы.

Разнообразны формы и методы работы по

подготовке к олимпиадам. Определенная часть работы может и должна осуществляться на уроках русского языка, это: решение эвристических задач, практикум по лексикографии, выполнение творческих заданий, работа со словарями разных типов. Обязательно используются задания по орфоэпическому, морфологическому анализу слова; как правило, для анализа предлагаются слова со сложным орфоэпическим строением, при этом задания распределяются дифференцированно [4].

Но работа с сильными обучающимися — работа штучная. Поэтому не обойтись без индивидуальных занятий вне урока. Для таких студентов нами разработаны программы по подготовке к олимпиадам по всем разделам русского языка. Основным направлением в подготовке

Воспитание и социализация личности

к олимпиадам является решение олимпиадных задач. Оно занимает большую часть времени. Начинать, на наш взгляд, лучше с анализа и решения заданий предыдущих олимпиад. Это своеобразная работа над ошибками. Желательно выполнять задания по мере их усложнения, уделяя каждой теме достаточно времени.

Наш многолетний опыт позволяет констатировать, что при подготовке обучающихся к олимпиаде необходимо придерживаться следующих правил.

1. Максимальная самостоятельность — предоставление обучающемуся возможности самостоятельного решения заданий. Данный принцип предполагает тактичный контроль со стороны преподавателя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов.

2. Принцип активности знаний. Задания составляются с учетом всех знаний, как предыдущих, так и полученных в настоящий момент. Из этого следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки обучающихся к успешному участию в олимпиадах.

3. Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе заданий прошлых лет вскрываются упущения, недостатки, находки, которые не были учтены в предыдущей деятельности как преподавателя, так и студента.

4. Напутственное слово преподавателя. Перед испытаниями необходимо поговорить

со студентами о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде, настроить их, убедить, что победителями все не бывают: «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. Все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя». Чтобы избежать психологического переутомления, за два-три дня лучше отказаться от выполнения заданий. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.

5. Принцип ненасилия над психикой. Он заключается в том, что нельзя нацеливать обучающегося только на победу. Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Необходимо придерживаться «золотой» середины, чтобы не отбить желание у студентов заниматься. Нельзя с помощью административного давления заставить обучающегося участвовать в олимпиаде. Это не принесет должного результата.

Приведенные основные правила подготовки к олимпиадам показали свою эффективность. На рисунке 1 приведены результаты участия студентов ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» в предметных олимпиадах.

Рис. 1. Результаты участия студентов ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум»

в предметных олимпиадах 2016-2017 гг.

К сожалению, за короткий период невозможно обучить студента всем приемам решения лингвистических задач и заданий олимпийского уровня, увеличить его словарный запас, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут встретиться в заданиях олимпиады, знать все персоналии по литературе. Нельзя рассказать

Библиографический список

все занимательные истории о происхождении слов. Многое зависит от эрудиции самого обучающегося, его культурного уровня. Но помочь ему найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его вполне реально. В этом мы видим задачу преподавателя.

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

2. Шадчин, И. В. Инклюзивное образование как один из магистральных путей гуманизации общества [Текст] / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016 — № 4 (12). — С. 99-104.

3. Казбек-Казиева, М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку [Текст] : 5-11 кл. / М. М. Казбек-Казиева. — М. : «Айрис-пресс», 2014.

4. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку [Текст]. — М. : Глобус, 2015.

УДК 377:908 Н. Л. Гарифуллина, преподаватель

Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова (ЗлатИК), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: jun.zlat@yandex.ru

КУЗНИЦА КАДРОВ: СТО ДЕСЯТЬ ЛЕТ ИСТОРИИ КОЛЛЕДЖА

Статья посвящена истории создания первого среднетехнического учреждения на территории Челябинской области, которому в 2017 году исполняется 110 лет. В статье выделяются и описываются как характерные особенности технического училища горного округа начала ХХ века, так и достижения колледжа в последние годы.

Ключевые слова: техническое училище, колледж, земство, Златоустовский горный округ.

Златоустовский индустриальный коллеж им. П. П. Аносова является центром машиностроительного образования Златоустовского городского округа Челябинской области. Это востребованное и активно развивающееся учреждение профессионального образования, которое отвечает современным тенденциям развития машиностроения в регионе и занимается обучением студентов по профессиям и специальностям индустриального профиля. Основание колледжа датируется началом ХХ века. Здание, в котором сегодня располагается индустриальный колледж им. П. П. Аносова, принадлежало в дореволюционной России механико-техническому училищу.

После того, как в г. Златоусте окружное училище, готовившее на протяжении многих лет кадры служащих для заводов, было перепрофилировано в общеобразовательную школу, город

и округ испытывали потребность в подготовке разного рода специалистов. Кадры техников готовились в основном в Уральском горном училище. Именно они занимали должности мастеров, старших мастеров, заведующих цехами. Сметные работники и другой «служительный» персонал готовился на заводе из числа выпускников городского четырехклассного училища.

Развитие техники требовало по-новому наладить обучение рабочих ведущих специальностей. В 1895 г. в Златоусте было открыто ремесленное училище. Его задачей было «практическое обучение приемам слесарного мастерства и сообщение знаний и умений, необходимых для осмысленной в сем мастерстве работы». В училище имелось три класса, каждый был рассчитан на годовой курс. Принимались на учебу «лица всех сословий, без различия звания и вероисповедания, возрастом не моложе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.