Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИТУАЦИЯХ С ВЫСОКИМ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМ НАПРЯЖЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИТУАЦИЯХ С ВЫСОКИМ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМ НАПРЯЖЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ / PROFESSIONAL READINESS / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL STABILITY / TRAINING METHODS / STRESSFUL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Игорь Викторович

В статье рассматривается методика проведения практических занятий в форме ситуационного тактического тренинга с использованием интерактивного оборудования и учебных имитационных средств, приближающих обучение сотрудников полиции к реальным условиям профессиональных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимов Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING POLICE OFFICERS TO WORK IN SITUATIONS WITH HIGH PSYCHOLOGICAL AND EMOTIONAL STRESS

The article considers the method of conducting practical training in the form of situational tactical training using interactive equipment and training simulation tools that bring the training of police officers to the real conditions of professional actions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИТУАЦИЯХ С ВЫСОКИМ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМ НАПРЯЖЕНИЕМ»

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИТУАЦИЯХ С ВЫСОКИМ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМ НАПРЯЖЕНИЕМ

FEATURES OF TRAINING POLICE OFFICERS TO WORK IN SITUATIONS WITH HIGH PSYCHOLOGICAL AND EMOTIONAL STRESS

Герасимов Игорь Викторович

кандидат педагогических наук, доцент заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Gerasimov Igor Viktorovich Deputy chief of the chair of physical training and sports Candidate of sciences (pedagogical), associate Professor Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

named after V. V. Lukyanov Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается методика проведения практических занятий в форме ситуационного тактического тренинга с использованием интерактивного оборудования и учебных имитационных средств, приближающих обучение сотрудников полиции к реальным условиям профессиональных действий.

Abstract. The article considers the method of conducting practical training in the form of situational tactical training using interactive equipment and training simulation tools that bring the training of police officers to the real conditions of professional actions.

Ключевые слова: профессиональная подготовленность, профессионально-психологическую устойчивость, методика обучения, стрессовые ситуации

Keywords: professional readiness, professional psychological stability, training methods, stressful situations

Социально-экономическая, политическая, морально-психологическая ситуации, сложившиеся в обществе в настоящее время, характеризуются нестабильностью, динамизмом изменений, сложностью прогнозирования и определяются в целом инвариантностью возможного развития событий.

В подобных условиях чрезвычайно важное значение, для решения задач по обеспечению надлежащего правопорядка и общественной безопасности в стране, имеет высокий уровень подготовленности сотрудников правоохранительных органов для эффективных действий в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовленность сотрудников полиции является решающим фактором качества правоохранительной деятельности, обеспечения законности при охране правопорядка и борьбе с преступностью. И поэтому одной из

первостепенных задач государственного уровня является совершенствование подготовки сотрудников силовых ведомств [1].

и I и

точки зрения огневой, тактико-специальнои и физическом подготовки специалист в области правопорядка должен обладать теоретическими знаниями, быть хорошо физически развитым, владеть боевыми приемами борьбы, оружием и специальными средствами, иметь практические навыки в организации и управлении действиями при проведении специальных операций.

Однако, одних профессиональных навыков для успешных действий в психологически напряженной обстановке мало. Важно не допускать ухудшения их проявления под влиянием психического перенапряжения (стресса), ярких и сильных эмоций, которые нередко возникают в такой обстановке. В данном случае подразумеваются такие условия обстановки, которые изначально предусматривают реальную угрозу для здоровья и жизни сотрудника полиции.

Такие условия, в мирное время, как правило, создаются при стихийных и техногенных бедствиях, а также при резком обострении оперативной обстановки, вызванной действиями вооруженных и других особо опасных преступников, преступных и террористических групп, незаконных вооруженных формирований, антиобщественными проявлениями и массовыми беспорядками.

Подобные ситуации, условия, обстоятельства оказывают на всех, в том числе и на сотрудников правоохранительных органов, сильное психологическое воздействие. Они создают большие сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий и требуют от руководителей принятия и претворения в жизнь неординарных решений, а от всего личного состава - максимального напряжения психических и физических сил [2].

Исходя из вышесказанного, подготовка сотрудников полиции к деятельности в подобных ситуациях должна представлять собой совокупность действий предназначенных для поддержания психологической стабильности и равновесия у всего личного состава, развития психической устойчивости и способности к осознанным и эффективным действиям.

Оптимальное психофизиологическое состояние является залогом успешной, профессиональной деятельности. Оно во многом зависит от развития таких личностных качеств, как адаптационные способности и нервно-психическая устойчивость.

У каждого индивидуума существует определенная пороговая величина уровня напряженности функций нервной и гормональной систем организма, превышение которого оказывает разрушительное влияние на психику и поведение человека. Превышение индивидуального порога уравновешенности человека способствует истощению резервных возможностей организма. Нервно-психическая деятельность приобретает неустойчивый характер. Рост напряжения, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением. Человек теряет контроль над ситуацией и своим поведением.

Психологи выделяют два основных типа дезадаптивного поведения: агрессию и бегство от ситуации [2].

Первый тип представляется в виде атаки на препятствие или барьер и проявляется в форме агрессии. Это может выражаться в грубости по отношению к сослуживцам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или же вовсе без видимых на то причин, в недовольстве всем что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к данной личности, в попытках неповиновения и пререканиях с командирами и начальниками.

Второй тип - бегство от ситуации - характеризуется «уходом» человека в свои переживания, накапливания негативных переживаний. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Этот тип сотрудников характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир своих тягостных раздумий. Чаще всего именно они составляют большинство лиц, увольняющихся в период начальной профессиональной подготовки по собственному желанию. В случае развития адаптации по пути неустойчивой психической деятельности может произойти срыв адаптационных процессов и проявиться в виде различных нарушений учебной и служебной деятельности, вплоть до развития нервно-психических расстройств.

Для того, чтобы противостоять психическим нагрузкам, возникающим в результате профессиональной деятельности необходима адекватная подготовка в процессе которой важно повышать профессионально-психологическую устойчивость, вырабатывать способность выдерживать большие нервно-психические нагрузки, напряженность и лишения, не снижая при этом качество решения оперативно-служебных задач. Развивать внимательность, бдительность, разумную осторожность, находчивость, быстроту реакции и другие про-фессионально-психоло-гические качества.

Здесь необходимо выделить такую форму обучения, как ситуационный тактический тренинг с использованием интерактивного оборудования и учебных имитационных средств, которые приближают обучение к реальным условиям профессиональных действий.

Для моделирования реальной обстановки необходимо подготовить учебные специализированные полигоны и имитационные сооружения, с целью подготовки сотрудников полиции в условиях соответствующих психических и физических нагрузок.

Моделирование ситуаций предполагает:

- обозначение присутствия вооруженных преступников в виде чучел (мишеней) с оружием, муляжами взрывных устройств или же назначением лиц имитирующих действия преступников;

- материализация некоторых факторов психической и физической нагрузки (дым, шум, стрельба, вибрации огонь, ожидание, изоляция и т.д.);

- увеличение физических усилий (неблагоприятная погода, марш-броски на большие расстояния, переноска тяжестей и т.д.);

- обозначение некоторых опасностей и условных рисков (разрушенные здания, пожары, препятствия, аварии, технические неисправности оружия и средств связи и т.д.);

- создание напряженных ситуаций в составе действующей группы (условное обозначение убитого или раненного руководителя (командира), отдание противоречивых приказов, и т.д.).

Кроме того, в процессе занятий и учений сотрудники должны решать ситуационные задачи с различными компонентами неожиданности и внезапности.

В многообразии стрессов, вызывающих сильные отрицательные переживания, есть и такие, которые можно устранить соответствующей организацией труда и отдыха личного состава. Но есть и такие факторы, которые неизбежны и неустранимы, поскольку составляют содержание профессиональной деятельности. Именно на них должно быть ориентировано психолого-педагогическое воздействие [4].

Так, например, отработка на занятиях боевых приемов борьбы по защите от правонарушителя, нападающего с ножом, лишь приближенно имитирует картину реальной ситуации, позволяет отработать технику действий. Личностные же переживания сотрудников на таких занятиях даже отдаленно не напоминают подлинных чувств человека, на которого нападают с ножом. На занятиях каждый знает, что макет ножа резиновый, поэтому опасность практически не воссоздается.

Таким образом, процесс психолого-педагогического воздействия для подготовки сотрудников полиции к деятельности в ситуациях, с высоким психическим напряжением должен учитывать психологические закономерности освоения человеком новой деятельности.

При выполнении упражнений следует:

Во-первых, изучить всю относящуюся к данным экстремальным условиям информацию. Так, например, если отрабатывается преследование преступника, скрывающегося на автомобиле, и его задержание, предварительно следует ознакомить обучающихся с аналогичными примерами из практической деятельности, рассказать о характере действий сотрудников в подобных ситуациях.

Во-вторых, показать правильные приемы и действия в подобных ситуациях, предостеречь от возможных ошибок.

Одновременно следует позаботиться о создании положительной мотивации, формировании уверенности в благоприятном исходе упражнение. После этого приступают к практической отработке.

Вначале сотруднику нужно дать возможность побыть в стрессовой ситуации без сколько-нибудь трудного задания, просто вжиться в обстановку, предоставить возможность для самостоятельного восприятия и осмысления трудностей. Сложную задачу нужно на первоначальном этапе разбить на ряд простых, и дать возможность обучающемуся выполнить каждое действие без внешнего давления, в удобном темпе.

После этого дается конкретное, четко сформулированное, но заведомо выполнимое задание, его действия ставятся в определенные рамки, указывается, какой прием он должен продемонстрировать.

Следующим этапом упражнений будет наращивание силы стрессов, т.е. увеличение факторов, усложняющих обстановку (ограничение времени, информационной перегрузки и т.д.). Причем здесь важно соблюдать принцип постепенности и последовательности в наращивании стрессов. Новая «порция» силы стресса

может быть прибавлена лишь в том случае, когда прежний уровень психических трудностей достаточно хорошо освоен и стал привычен. Наряду с на-ращиванием силы стрессоров, важно параллельно усложнять задачи, вносить элементы опасности, вызывать утомление, риск, ответственность.

Одним из непременных правил организации подобных форм занятий является обеспечение безопасности для жизни и здоровья сотрудников. Получается парадокс. Если нет опасности, то и нет психологической закалки, нет тренировки. Выход может быть найден следующим образом: нужно обеспечить полную безопасность людей, но субъективно они должны переживать реальную угрозу жизни и здоровью. Нужно обеспечить безопасность, но обучающиеся не должны об этом знать.

В заключение следует отметить, что, на сегодняшний день, сотрудники полиции призваны решать достаточно разнообразный перечень задач, а ситуации, возникающие в процессе их служебной деятельности, отличаются своей непредсказуемостью, внезапностью и сложностью.

Это значит, что для подготовки высококвалифицированных сотрудников полиции необходимо использовать современные методики и психолого-педагогические приемы, позволяющие повышать профессионально-психологическую устойчивость, вырабатывать способность выдерживать большие нервно-психические нагрузки, напряженность и лишения, не снижая при этом качество решения поставленных задач.

Литература

1. Баркалов С. Н., Макеева В. С. Проблемы управления и методического обеспечения физической подготовки в территориальных органах МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2019. С. 42-49.

2. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. -1996. - № 5. - Т. 17, с. 17-19.

3. Струганов С. М., Скородед Е. П. Анализ владения сотрудниками правоохранительных органов боевыми приемами борьбы в зависимости от их служебной деятельности // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Красноярск : СибЮИ МВД России, 2018. С. 245-247.

4. Шаров Е. Н., Бичахчян М. К. Формирование психологической устойчивости у слушателей, проходящих обучение по программе профессиональной подготовки, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России : сборник статей. Краснодар : КрУ МВД России, 2014. С. 257-261.

References

1. Barkalov S. N., Makeeva V. S. Problemy upravleniya i metodicheskogo obespecheniya fizicheskoj podgotovki v territorial'nyh organah MVD Rossii [Problems of management and methodological support of physical training in the territorial bodies of the Ministry of Internal

Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik statej [Improving the physical preparation of law enforcement officers: collection of articles]. Orel, OrYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov Publ., 2019, pp. 42-49. (In Russ.).

2. Rean A. A. Agressiya i agressivnost' lichnosti [Aggression and aggressiveness of personality]. Psihologicheskij zhurnal - Psychological journal, 1996, no. 5, T. 17, pp. 17-19.

3. Struganov S. M., Skoroded E. P. Analiz vladeniya sotrudnikami pravoohranitel'nyh organov boevymi priemami bor'by v zavisimosti ot ih sluzhebnoj deyatel'nosti [Analysis of the possession by law enforcement officers of combat techniques of struggle depending on their official activities]. Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu: voprosy teorii i praktiki. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2 ch. CH. 2 [Actual problems of the fight against crime: theory and practice: materials of the International Scientific and Practical Conference. At 2 hours, Part 2]. Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2018, pp. 245-247. (In Russ.).

4. Sharov E. N., Bichahchyan M. K. Formirovanie psihologicheskoj ustojchivosti u slushatelej, prohodyashchih obuchenie po programme professional'noj podgotovki, vpervye prinimaemyh na sluzhbu v organy vnutrennih del [Formation of psychological stability in students undergoing training according to the vocational training program, first employed by the internal affairs bodies]. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya special'noj podgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij sistemy MVD Rossii. Sbornik statej [Actual issues of improving the special training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Digest of articles]. Krasnodar, CREU of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ.2014, pp. 257-261. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.