Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К КОНКУРСУ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К КОНКУРСУ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПИСЬМЕННЫЙ КОНКУРС / СТАТЬЯ / ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ПОТЕНЦИАЛ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Божкова Алена Васильевна, Лопатина Мария Юрьевна

Статья посвящена специфике подготовки школьников к конкурсу письменной речи - творческому письму на Всероссийской олимпиаде (ВсОШ) по английскому языку. Авторы намечают траекторию подготовки обучающихся к успешному выступлению на конкурсе. Многие школьники не знакомы с особенностями формата написания различных жанров творческого письма, некоторые из них не справляются с решением поставленной в задании коммуникативной задачи, а также возникают другие проблемные вопросы. Был проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов выступления школьников на ВсОШ. В работе был реализован контент-анализ заданий по написанию статьи, которая является одним из видов творческого письма. Авторы приводят примеры заданий, в ходе выполнения которых школьники учатся писать статью, решая поставленную коммуникативную задачу и соблюдая все требования, которые влияют на успешность выполнения конкурсного задания. Материалы исследовательской работы прошли апробацию в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования при Городском психологическом центре г. Барнаула «Потенциал» в рамках работы школы для одаренных детей в период 2021-2022 гг. Разработанный лингводидактический материал и обозначенная траектория подготовки участников к написанию творческого письма будут способствовать развитию общей системы поддержки одаренных детей. Статья может быть полезна специалистам в области составления методических пособий по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку, а также разработчикам заданий для данной олимпиады и преподавателям, занимающимся подготовкой обучающихся к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Божкова Алена Васильевна, Лопатина Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENTS’ PREPARATION FOR WRITING IN THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD IN ENGLISH

The article is devoted to students’ preparation for the creative letter writing in the All-Russian Olympiad in English. The authors outline the trajectory of students’ successful performing at the competition. Many students are not familiar with the format peculiarities of the creative letter different genres, some of them cannot solve the communicative task, etc. The paper presents a comparative analysis of the students’ results at the competition. In the work, a content analysis of writing assignments, which is a type of creative writing, was implemented. The research presents the tasks that help students write the article, solving the communicative task and following all the necessary requirements that contribute to a successful task completion. The research material was tested in the Municipal Budgetary Institution of Supplementary Education at Barnaul City Psychological Center “Potentsial” within the framework of the school for gifted children in the period from 2021 to 2022. The designed linguodidactic material and the suggested trajectory of participants’ teaching of the creative letter writing will contribute to the development of the system of gifted children support. The article may present interest for specialists creating workbooks devoted to the All-Russian Olympiad in English, for those who create tasks for it as well as teachers preparing students for participation in the competition.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К КОНКУРСУ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 811.111 '271.1:371.27(470) DOI 10.37972/chgpu.2023.118.1.010

А. В. Божкова, М. Ю. Лопатина

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К КОНКУРСУ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия

Аннотация. Статья посвящена специфике подготовки школьников к конкурсу письменной речи - творческому письму на Всероссийской олимпиаде (ВсОШ) по английскому языку. Авторы намечают траекторию подготовки обучающихся к успешному выступлению на конкурсе. Многие школьники не знакомы с особенностями формата написания различных жанров творческого письма, некоторые из них не справляются с решением поставленной в задании коммуникативной задачи, а также возникают другие проблемные вопросы. Был проведен сравнительно--сопоставительный анализ результатов выступления школьников на ВсОШ. В работе был реализован контент-анализ заданий по написанию статьи, которая является одним из видов творческого письма. Авторы приводят примеры заданий, в ходе выполнения которых школьники учатся писать статью, решая поставленную коммуникативную задачу и соблюдая все требования, которые влияют на успешность выполнения конкурсного задания. Материалы исследовательской работы прошли апробацию в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования при Городском психологическом центре г. Барнаула «Потенциал» в рамках работы школы для одаренных детей в период 2021-2022 гг. Разработанный лингво-дидактический материал и обозначенная траектория подготовки участников к написанию творческого письма будут способствовать развитию общей системы поддержки одаренных детей. Статья может быть полезна специалистам в области составления методических пособий по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку, а также разработчикам заданий для данной олимпиады и преподавателям, занимающимся подготовкой обучающихся к ней.

Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников, английский язык, письменный конкурс, статья, Городской психологический центр «Потенциал»

A. V. Bozhkova, M. Yu. Lopatina

FEATURES OF STUDENTS' PREPARATION FOR WRITING IN THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD IN ENGLISH

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia

Abstract. The article is devoted to students' preparation for the creative letter writing in the All-Russian Olympiad in English. The authors outline the trajectory of students' successful performing at the competition. Many students are not familiar with the format peculiarities of the creative letter different

genres, some of them cannot solve the communicative task, etc. The paper presents a comparative analysis of the students' results at the competition. In the work, a content analysis of writing assignments, which is a type of creative writing, was implemented. The research presents the tasks that help students write the article, solving the communicative task and following all the necessary requirements that contribute to a successful task completion. The research material was tested in the Municipal Budgetary Institution of Supplementary Education at Barnaul City Psychological Center "Potentsial" within the framework of the school for gifted children in the period from 2021 to 2022. The designed linguodidactic material and the suggested trajectory of participants' teaching of the creative letter writing will contribute to the development of the system of gifted children support. The article may present interest for specialists creating workbooks devoted to the All-Russian Olympiad in English, for those who create tasks for it as well as teachers preparing students for participation in the competition.

Keywords: All-Russian Olympiad, English, writing, article, Barnaul City Psychological Center "Potentsial"

Введение. Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку (ВсОШ) -соревнование повышенной сложности среди школьников. Участникам олимпиады необходимо не только продемонстрировать высокие знания языка, обладать развитой коммуникативной и социокультурной компетенциями, но и уметь подстраиваться под меняющийся формат заданий.

В основу исследования легли труды исследователей, специализирующихся на разработках заданий для ВсОШ по английского языку, а также на особенностях подготовки школьников к ней: Л. А. Абрамовой [1], С. В. Архангельской [2], Н. А. Бесядовской [3], Т. О. Вдовиной [4], Т. Г. Головиной [5], Л. А. Городецкой [6], А. П. Гулова [7], [8], [16], Л. А. Дейковой [9], Ю. Б. Курасовской [l0], [11], [14], А. К. Мамонтовой [12], И. В. Матвеевой, Т. В. Сухаревой [13], М. С. Переверткиной [15] и др.

Представленные работы содержат рекомендации для педагогов, повествуют об опыте создания заданий, а также об особенностях организации муниципального и регионального туров олимпиады, проводят подробный анализ педагогических практик. Например, в некоторых работах в заданиях олимпиады описывается культурный компонент [10], [11]. Часть исследователей пишет об особенностях развития критического мышления школьников при подготовке их к олимпиаде [6]. Следует отметить работы, в которых представлен сравнительный анализ тестовых заданий олимпиады [3]. Исследователи подчеркивают, что В^Ш по английскому языку является эффективным инструментом развития лингвистической одаренности обучающихся [12].

Цель нашего исследования - выявление особенностей успешной подготовки обучающихся к выполнению творческого задания ВсОШ по английскому языку - творческого письма (на примере статьи). Основная задача исследования - описать методический дизайн подготовки к творческому письму на примере заданий, прошедших апробацию в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования при Городском психологическом центре г. Барнаула «Потенциал».

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность проводимого исследования продиктована потребностью в разработке олимпиадных курсов и их последующем внедрении в программы средних школ, учреждений дополнительного образования, а также в образовательные программы для одаренных детей.

Материал и методы исследования. Практическим материалом работы выступает статья как один из видов творческого, или креативного, письма, которое входит в письменную часть заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

В рамках проводимого исследования мы изучили документы [2], [3], в которых описана процедура организации олимпиадных конкурсов. Был осуществлен контент-анализ

содержания заданий конкурса письменной речи школьного и муниципального этапов ВсОШ, а также сравнительно-сопоставительный анализ результатов выступлений обучающихся на конкурсе. Мы опирались на собственный эмпирический опыт подготовки к олимпиаде барнаульских школьников в период с 2021 по 2022 г. в рамках работы в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования при Городском психологическом центре г. Барнаула «Потенциал», учрежденном городским округом г. Барнаула, где нами велась подготовка олимпиадных групп для участия в школьном, муниципальном и региональном этапах олимпиады.

Результаты исследования и их обсуждение. Олимпиадные задания - это задания повышенного уровня сложности, которые, как правило, невозможно выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку позволяют провести отбор обучающихся, у которых творческий потенциал сочетается с языковыми способностями. Система работы по подготовке к олимпиаде требует много времени и усилий как со стороны педагога, осуществляющего подготовку обучающихся, так и со стороны самих обучающихся [10].

В программу олимпиады по английскому языку на всех уровнях обязательно включены пять конкурсных этапов: конкурс понимания устной речи (Listening), конкурс понимания письменной речи (Reading), лексико-грамматический тест (Use of English), конкурс письменной речи (Writing) и конкурс устной речи (Speaking).

В данной работе мы подробно остановимся на рассмотрении конкурса письменной речи. Отметим, что у ряда олимпиад есть свой предпочтительный формат заданий в письменной части олимпиады. Например, в олимпиаде школьников «Ломоносов» несколько лет подряд участникам предлагалось написать литературное эссе, в настоящее время довольно часто в задании представлено интервью. В Плехановской олимпиаде (проводится Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова) участникам соревнования необходимо написать эссе. В финальной части Межрегиональной олимпиады школьников на базе ведомственных образовательных организаций регулярным заданием является написание доклада или статьи. Уточним, что во Всероссийской олимпиаде школьников наблюдается ежегодная смена заданий (статья, доклад, письмо, рассказ и т. д.). В выборе задания не прослеживается очевидной логики или последовательности. С 2011 по 2013 год превалировал рассказ, в 2014 году на заключительном этапе участникам олимпиады предлагалось написать статью, с 2015 года на региональном этапе несколько лет подряд школьники писали отчет.

Включение в задания олимпиады разных видов творческого письма обусловливает подготовку участников к разным жанрам письменной речи. Необходимо изучить разные стили письма (формальный, неформальный, нейтральный), их структуру, технологию написания, специфику оформления. Не следует игнорировать подготовку к тем или иным форматам заданий.

Работа авторов статьи в качестве разработчиков заданий для муниципального этапа олимпиады, а также членов жюри регионального этапа ВсОШ позволяет сделать вывод о том, что основные трудности у участников олимпиады заключаются в следующем:

1) довольно часто они не могут оформить письменное задание в соответствии с тем или иным жанром, пишут творческое письмо в не соответствующем жанру стиле. Уточним, что 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» (РКЗ) ставится, если формат написанного не соответствует заданному, т. е., например, написана не статья, а текст в другом жанре (эссе, доклад, отчет и т. п.) или не выполнены 7 аспектов РКЗ. При получении участником 0 баллов по критерию РКЗ все задание оценивается в 0 баллов;

2) тексты работ могут быть построены нелогично. Не все участники правильно используют средства логической связи, некоторые пренебрегают ими. Все это, соответственно, снижает баллы за критерий «Организация текста»;

3) участникам олимпиады трудно справиться с написанием обозначенного в задании количества слов. Если требуемый объем в задании - 140-180 слов, допустимое отклонение от него может составлять 10 %. Если же в выполненном задании менее 126 слов, то задание не подлежит проверке и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10 % (более 198 слов) проверяются только первые 180 слов;

4) ограниченные временные рамки олимпиады являются одной из причин появления грамматических, лексических, орфографических и пунктуационных погрешностей. По критерию «Языковое оформление текста» снимаются баллы за ошибки. Как правило, за красоту языка и использование сложного вокабуляра и сложных грамматических конструкций никаких бонусов не предусмотрено.

Далее нами приведено задание, представленное на муниципальном этапе ВсОШ среди учащихся 7-8 классов в Алтайском крае в 2021 году.

Task 1. You recently saw this notice on an international English website for young people. Write your article in 110-120 words.

ARTICLES WANTED!

BEING HEALTHY

Write an article about young people and healthy living. Is it important for young people to do sport and keep fit? Why? What are some fun ways to stay healthy? _The best articles will be posted on the website._

Think of the title to your article. Use the following phrasal verbs in it:

• to work out; to cut down; to take up; to cheer up

Критерии оценивания выполнения задания разделены на три группы: решение коммуникативной задачи, за которое можно получить максимум 10 баллов; организация текста с возможностью получения максимального количества баллов, равного 2; языковое оформление текста (максимум 8 баллов). Самое высокое количество баллов участники могли заработать при решении коммуникативной задачи. Наличие заголовка давало 1 балл, использование 4 приведенных фразовых глаголов - 4 балла (за каждый корректно использованный фразовый глагол to take up, to cut down, to work out, to cheer up начисля-ялось по одному баллу), соответствие заданным параметрам (освещение трех подтем): 1) your attitude to the necessity of doing sport and keeping fit; 2) the main reason for doing sport; 3) your ideas (advice) about fun ways to stay healthy - по 1 баллу за каждую подтему.

Наиболее распространенные ошибки участников олимпиады при выполнении данного задания следующие:

1) недопонимание жанра статьи;

2) использование «сухого» стиля, который не способен заинтересовать читателя;

3) отсутствие ответов на некоторые из поставленных в задании вопросов (наблюдалась несбалансированность текста: участник, увлекшись ответом на один из вопросов, не смог ответить на остальные).

При подготовке обучающихся к выполнению задания «творческое письмо» выделяются два подхода: традиционный, ориентированный на продукт (product-oriented approach), и подход, нацеленный на процесс (process-oriented approach). Выбор того или иного подхода зависит от вида письма, а также от предпочтений преподавателя и особенностей обучающихся.

Первый подход направлен на создание конечного продукта письменной речи и воссоздание образца текста. Ввиду того, что официальные письма имеют фиксированные черты, при их изучении вполне оправдано применение данного подхода, ориентированного на продукт. Преподаватель знакомит школьников с примером официального письма, и на занятии они пытаются написать его по образцу (сымитировать модель) [19].

Второй подход, в свою очередь, ориентирован на процесс и включает в себя такие стадии, как обдумывание, планирование, непосредственно само письмо и проверка написанного. Обучающиеся в первую очередь сосредотачиваются на том, насколько четко и эффективно они могут выразить и организовать свои идеи [19]. Изучение таких жанров, как эссе, рассказ, статья и т. п., как правило, осуществляется в рамках процессуального подхода, ориентированного на идеи учеников. Исследователь Г. Парсон отмечает успешность подхода, ориентированного на процесс[17].

При составлении заданий и в ходе работы по подготовке обучающихся к написанию статьи нами был использован подход, направленный на процесс (process-oriented approach). При этом подходе работа со статьей строится следующим образом: участники в группе обсуждают жанрообразующие особенности данного вида творческого письма, его стиль и т. д., осуществляют планирование работы, составляют черновой вариант текста и проверяют его, что можно представить с помощью следующей схемы: 1. Identify ^ 2. Organize ^ 3. Write ^ 4. Check.

Уже на начальном этапе подготовки к творческому письму следует объяснить обучающимся важность времени. Можно давать им на занятии небольшие задания, которые нужно выполнять на время. Они должны правильно спланировать работу и написать ее в отведенный промежуток времени (как правило, это 30-40 минут на школьном и муниципальном этапах олимпиады для обучающихся 7-8 классов).

На этапе подготовки к написанию статьи (pre-writing phase) необходимо проводить с группой обучающихся «мозговой штурм» (brainstorming). Рекомендуется использовать технику «выуживания» информации (elicitation technique). Школьники высказывают идеи относительно написания творческого письма. Можно вынести основные идеи на доску или использовать интерактивную доску и продемонстрировать обучающимся ассоциативную карту (mind map). Так будущие олимпиадники учатся организовывать свои идеи поэтапно.

Необходимо подумать над созданием яркого заголовка для статьи, привлекающего внимание читателя. Во введении необходимо указать, о чем конкретно будет статья. Введение должно заинтересовать читателя. Во втором абзаце, как правило, необходимо развить представленную во вступлении идею и ответить на поставленный в задании вопрос. В третьем абзаце должен быть представлен ответ на другие вопросы задания. В последней части необходимо подвести итог статьи и по необходимости дать рекомендации.

Задания разрабатывались нами в рамках подхода, ориентированного на процесс. Первая группа заданий направлена на решение коммуникативной задачи. При подготовке к написанию статьи необходимо научиться работать непосредственно с формулировкой самого задания. Это можно сделать с помощью поиска в нем ключевых слов и их дальнейшего обсуждения в группе. Данный формат работы позволяет участникам осознать, что именно от них требуется в задании.

Task 1. Find all key words in the task and say what you should write in the article.

You see this notice on an English-language website.

ARTCLES WANTED!

FILMS

What kind of films do you enjoy?

Do you prefer watching them at the cinema or at home? Why? _Write an article answering these questions and we will put it on our website!_

Одним из условий решения РКЗ является наличие яркого заголовка в статье. Следующее задание может быть представлено в формате «мозгового штурма» (brainstorming), когда обучающиеся предлагают свои варианты заголовков для статьи:

Task 2. Make up a title for the following article. The title should be attractive and interesting. It should get the reader's attention.

My favourite city is Paris because it is so lively and interesting. It is also full of surprises.

Paris is a city of variety. It has many beautiful old buildings, but it also feels modern. You can visit expensive designer shops or small, traditional markets. There are hundreds of restaurants which serve French food, or different food from around the world. You can meet all kinds of people, too. There is something for everyone.

I would love to travel to New York in the future because I've seen the city in so many films, and I would love to visit it in real life [18].

Уточним, что в статье приветствуется использование вопросительных предложений (риторических вопросов), которые позволяют автору статьи обратиться к потенциальному читателю. В качестве возможных вариантов заданий можно привести следующие:

Task 3. Study the following possible questions that help to engage the reader and discuss them in class. Make up your own questions.

• Have you ever...? • Do you ever wonder...? • Are you one of those people who...? • What would you say if I told you that.? • Imagine a world in which.. .What do you think about ...?

Затем преподаватель может предложить обучающимся разделиться на группы (по 2-3 человека) и задать друг другу вопросы по статье:

Task 4. Team up with any person in your group, imagine that he/she is the reader of your article and make up rhetorical questions to engage him/her.

Следующий вид заданий - задания, в ходе выполнения которых школьники учатся правильно организовывать текст. Задания могут быть такими: 1) расположить абзацы в правильном порядке; 2) расположить предложения в правильном порядке; 3) заполнить пропуски недостающими предложениями; 4) написать первый и последний абзацы к данным второму, третьему абзацам и т. д. В нижеприведенном задании предлагается расположить абзацы в правильном порядке:

Task 5. Put the following paragraphs into the correct order.

(A) I love watching some. films at home because it's really comfortable and relaxing but I love watching action films at the cinema. The cinema has fantastic sound and the screen is much bigger than at home. Some films look better on a big screen and some are good to watch being comfortable at home.

(B) Personally, I recommend the cinema for films like Star Wars and the comfort of home for films that are funny. So if I were you I would get some friends and watch an action film at the cinema!

(C) We all love films, comedies, horror films and love stories. Every day people watch films everywhere in the world. But where is the best place to watch a film? Is it at home or at the cinema? [18].

После этого школьникам дается задание написать статью:

Task 6. Read the exam task. What should your article be about? What information should it include?

Articles wanted!

My favourite city

What's your favourite city?

What's so special about this city?

What city would you love to travel to in the future?

Tell us what you think!

Write an article (90-110 words) answering these questions.

Возможные варианты проверки: проверка преподавателем, самопроверка (self-correction), а также проверка работ друг друга (peer correction). Учащимся рекомендуется дать возможность исправлять ошибки своих сверстников.

Для оценки успешности предлагаемого формата работы по подготовке обучающихся к творческому письму нами были проанализированы результаты выступления на ВсОШ по английскому языку участников олимпиады, посещавших в 2019-2020 гг. курсы по подготовке к олимпиаде, организованные на базе Лицея № 86 г. Барнаула в рамках оказания услуг о дополнительном образовании. В ходе проведенного исследовательского анализа было установлено, что немногие могли справиться с решением коммуникативной задачи (средний балл 5 в 2019 году и 6 - в 2020 году). Не все успешно выполнили задание по организации текста: в 2019 и 2020 годах средний балл среди обучающихся составлял 1 балл. Также были проанализированы результаты выступления на олимпиаде обучающихся, посещавших в 2021-2022 гг. занятия в Городском психологическом центре г. Барнаула «Потенциал», где была внедрена разработанная нами и описываемая в данной статье методика подготовки. Результаты продемонстрировали тенденцию к улучшению: средние баллы за решение коммуникативной задачи в 2021 и 2022 гг. были 8 и 9 соответственно, а показатели по критерию «Организация текста» достигли своей максимальной отметки в 2 балла. Уточним, что количество участников, посещавших курсы, составляло 20 человек. Указанная динамика развития результатов представлена на рис. 1.

10 8 6 4 2 0

1РКЗ (max 10)

□ Организация текста (max 2)

□ Языковое оформление (max 8)

2019 2020 2021 2022

Рисунок 1 - Динамика развития результатов школьников на конкурсе письменной речи на ВсОШ

Выводы. Таким образом, в ходе нашего исследования были выявлены основные особенности успешной подготовки обучающихся к творческому письму. Описанный в работе методический дизайн подготовки к олимпиаде на примере заданий, прошедших апробацию в Городском психологическом центре г. Барнаула «Потенциал», свидетельствует о том, что школьники справляются с выполнением творческого письма, успешно решая коммуникативную задачу, а также грамотно организуя текст. Отдельная работа, которая ведется по обучению школьников грамматике и лексике, помогает им избежать многих ошибок и неточностей в языковом оформлении текста. Работа по подготовке к творческому письму, представленная в описанном формате, создает хорошую платформу для развития у обучающихся необходимых компетенций и творческого потенциала, которые способствуют успешному выступлению на конкурсе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Л. А. Повышение роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 10. - С. 47-51.

2. Архангельская С. В. Особенности выполнения заданий по письму и подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку // Молодой ученый. - 2021. - № 13(355). - С. 243245 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/355/79535/ (дата обращения: 10.10.2022).

3. Бесядовская Н. А. Сравнительный анализ тестовых заданий на понимание устного и письменного текста Всероссийской олимпиады школьников и Герценовской олимпиады по иностранным языкам (на материале английского языка) // Текстология. - 2021. - № 3(15). - С. 108-112.

4. Вдовина Т. О. Всероссийская олимпиада школьников как показатель развития системы образования региона // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1(282). - С. 30-33.

5. Головина Т. Г. Предметные олимпиады как средство выявления и развития предметных способностей школьников // Управление развитием образования. - 2020. - № 2. - С. 46-48.

6. Городецкая Л. А. Развитие критического мышления и подготовка школьников к Всероссийским олимпиадам по английскому языку // Стратегии интернационализации в иноязычном образовании : материалы и доклады международной конференции, Самара, 05-06 июня 2017 года. - Самара : Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, 2017. - С. 32-39.

7. Гулов А. П. Методические и нормативно-правовые основы подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку. - Обнинск : Титул, 2022. - 108 с.

8. Гулов А. П. Концептуальные особенности подготовки к олимпиадам по английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2021. - № 12. - С. 34-40.

9. Дейкова Л. А., Гаврилова Е. Н. Языковые олимпиады как фактор повышения мотивации при обучении английскому языку старших школьников // Актуальные проблемы образования в России и за рубежом: лингвистический, методический, педагогический аспекты : материалы VI Международной научно-практической заочной конференции, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 30 июня 2013 года / ред. коллегия: Л. А. Иванова, Т. А. Полуянова. - Ульяновск, 2013. - С. 55-60.

10. Курасовская Ю. Б. Всероссийская олимпиада школьников как показатель качества обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 11. - С. 32-47.

11. Курасовская Ю. Б. Культурный компонент в заданиях Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Россия и Запад: диалог культур : сборник материалов XXIII Международной конференции, Москва, 25-27 марта 2021 года. - М. : Центр по изучению взаимодействия культур, 2021. - С. 231-240.

12. Мамонтова А. К., Переверткина М. С. Всероссийская олимпиада по английскому языку как эффективный инструмент развития лингвистической одаренности учащихся // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования : сборник научных статей / отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. - С. 211-219.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Матвеева И. В., Сухарева Т. В. Олимпиады по иностранным языкам: традиции и инновации // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. - 2015. -№ 31. - С. 161-168.

14. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2018-2019 г. / под общ. ред. Ю. Б. Курасовской. - М., 2018. - 36 с.

15. Переверткина М. С. Принципы создания тренинговой среды для развития презентационных навыков участников Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Герценовские чтения. Иностранные языки : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 14-15 апреля 2016 года. - СПб., 2016. - С. 219-221.

16. Gulov A. Great Lengths. The All-Russian School Olympiad: Preparation for Municipal, Regional and Final Stages. - London : Pearson Education, 2021. - 206 p.

17. Parson G. Hand in hand: the writing process and the microcomputer. - Juneau, AK : Alaska State Department of Education, 1985. - 143 p.

18. PET for Schools. Writing Guide. - Режим доступа: https://academiafreewaylanguages.es/wp-content/uploads/2020/10/PET-schools-writing-guide.pdf (дата обращения: 10.03.2023).

19. Steele V. Product and process writing: A Comparison. - Режим доступа: http://www.teachingenglish.org.uk/ article/product-process-writing-a-comparison (дата обращения: 01.03.2023)

Статья поступила в редакцию 05.05.2023

REFERENCES

1. Abramova L. A. Povyshenie roli proforientacii uchastnikov olimpiad shkol'nikov v ih dal'nejshem obra-zovanii i professional'nom samoopredelenii // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2019. - № 10. - S. 47-51.

2. Arhangel'skaya S. V. Osobennosti vypolneniya zadanij po pis'mu i podgotovki obuchayushchihsya k Vserossijskoj olimpiade shkol'nikov po anglijskomu yazyku // Molodoj uchenyj. - 2021. - № 13(355). - S. 243-245 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://moluch.ru/archive/355/79535/ (data obrashcheniya: 10.10.2022).

3. Besyadovskaya N. A. Sravnitel'nyj analiz testovyh zadanij na ponimanie ustnogo i pis'mennogo teksta Vserossijskoj olimpiady shkol'nikov i Gercenovskoj olimpiady po inostrannym yazykam (na materiale anglijskogo yazyka) // Tekstologiya. - 2021. - № 3(15). - S. 108-112.

4. Vdovina T. O. Vserossijskaya olimpiada shkol'nikov kak pokazatel' razvitiya sistemy obrazovaniya re-giona // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2019. - № 1(282). - S. 30-33.

5. Golovina T. G. Predmetnye olimpiady kak sredstvo vyyavleniya i razvitiya predmetnyh sposobnostej shkol'nikov // Upravlenie razvitiem obrazovaniya. - 2020. - № 2. - S. 46-48.

6. Gorodeckaya L. A. Razvitie kriticheskogo myshleniya i podgotovka shkol'nikov k Vserossijskim olimpiadam po anglijskomu yazyku // Strategii internacionalizacii v inoyazychnom obrazovanii : materialy i doklady mezhdunarodnoj konferencii, Samara, 05-06 iyunya 2017 goda. - Samara : Samarskij nacional'nyj issledovatel'skij universitet imeni akademika S. P. Koroleva, 2017. - S. 32-39.

7. Gulov A. P. Metodicheskie i normativno-pravovye osnovy podgotovki k Vserossijskoj olimpiade shkol'nikov po anglijskomu yazyku. - Obninsk : Titul, 2022. - 108 s.

8. Gulov A. P. Konceptual'nye osobennosti podgotovki k olimpiadam po anglijskomu yazyku // Ino-strannye yazyki v shkole. - 2021. - № 12. - S. 34-40.

9. Dejkova L. A., Gavrilova E. N. Yazykovye olimpiady kak faktor povysheniya motivacii pri obuchenii anglijskomu yazyku starshih shkol'nikov // Aktual'nye problemy obrazovaniya v Rossii i za rubezhom: lingvisticheskij, metodicheskij, pedagogicheskij aspekty : materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii, Ul'yanovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni I. N. Ul'yanova, 30 iyunya 2013 goda / red. kollegiya: L. A. Ivanova, T. A. Poluyanova. - Ul'yanovsk, 2013. - S. 55-60.

10. Kurasovskaya Yu. B. Vserossijskaya olimpiada shkol'nikov kak pokazatel' kachestva obucheniya inostrannomu yazyku // Inostrannye yazyki v shkole. - 2018. - № 11. - S. 32-47.

11. Kurasovskaya Yu. B. Kul'turnyj komponent v zadaniyah Vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po anglijskomu yazyku // Rossiya i Zapad: dialog kul'tur : sbornik materialov XXIII Mezhdunarodnoj konferencii, Moskva, 25-27 marta 2021 goda. - M. : Centr po izucheniyu vzaimodejstviya kul'tur, 2021. - S. 231-240.

12. Mamontova A. K., Perevertkina M. S. Vserossijskaya olimpiada po anglijskomu yazyku kak effektivnyj instrument razvitiya lingvisticheskoj odarennosti uchashchihsya // Lingvodidaktika i mezhkul'turnaya kommu-nikaciya: aktual'nye voprosy i perspektivy issledovaniya : sbornik nauchnyh statej / otv. red. N. V. Kormilina, N. Yu. Shugaeva. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2018. - S. 211-219.

13. Matveeva I. V., Suhareva T. V. Olimpiady po inostrannym yazykam: tradicii i innovacii // Vestnik Nizhego-rodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N. A. Dobrolyubova. - 2015. - № 31. - S. 161-168.

14. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu shkol'nogo i municipal'nogo etapov Vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po anglijskomu yazyku v 2018-2019 g. / pod obshch. red. YU. B. Kurasovskoj. - M., 2018. - 36 s.

15. Perevertkina M. S. Principy sozdaniya treningovoj sredy dlya razvitiya prezentacionnyh navykov uchast-nikov Vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po anglijskomu yazyku // Gercenovskie chteniya. Inostrannye yazyki : materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Sankt-Peterburg, 14-15 aprelya 2016 goda. - SPb., 2016. - S. 219-221.

16. Gulov A. Great Lengths. The All-Russian School Olympiad: Preparation for Municipal, Regional and Final Stages. - London : Pearson Education, 2021. - 206 p.

17. Parson G. Hand in hand: the writing process and the microcomputer. - Juneau, AK : Alaska State Department of Education, 1985. - 143 p.

18. PET for Schools. Writing Guide. - Rezhim dostupa: https://academiafreewaylanguages.es/wp-content /uploads/2020/10/PET-schools-writing-guide.pdf (data obrashcheniya: 10.03.2023).

19. Steele V. Product and process writing: A Comparison. - Rezhim dostupa: http://www.teachingenglish.org.uk/ article/product-process-writing-a-comparison (data obrashcheniya: 01.03.2023)

The article was contributed on May 05, 2023

Сведения об авторах

Божкова Алена Васильевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3736-7629, alenavk203@mail.ru

Лопатина Мария Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, Россия, https://orcid.org/0009-0003-2471-5721, maryayl@mail.ru

Author Information

Bozhkova, Alena Vasilyevna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of English Language, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, https://orcid.org/0000-

0002-3736-7629, alenavk203@mail.ru

Lopatina, Maria Yuryevna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of English Language, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, https://orcid.org/0009-

0003-2471-5721, maryayl@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.