Особенности подготовки дознавателя к проведению профилактических мероприятий по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних
ДОРОШЕНКО ОЛЬГА МАРКОВНА,
заместитель начальника кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности,
кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: [email protected]
БАЗУЛИНА АННА АНАТОЛЬЕВНА,
доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности,
кандидат педагогических наук Московский университет МвД России им. В. Я. Кикотя Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: [email protected]
Features of the Investigator's Preparation for Preventive Measures in Criminal Cases of Crimes Committed by Minors and against Minors
DOROSHENKO OLGA MARKOVNA,
Deputy Head of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Professional Activity,
Candidate of Law, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
named after V. Ya. Kikot Russian Federation, 117997, Moscow, Akademika Volgina St., 12 E-mail: [email protected]
BAZULINA ANNA ANATOLYEVNA,
Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Professional Activity,
Candidate of Pedagogical Sciences Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
named after V. Ya. Kikot Russian Federation, 117997, Moscow, Akademika Volgina St., 12 E-mail: [email protected]
УДК 378
Аннотация. Учитывая тот факт, что дознаватель является специализированным субъектом осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и предупреждения преступлений, совершаемых как несовершеннолетними, так и в отношении них, перед ним стоит задача по повышению эффективности указанной деятельности, в том числе в рамках осуществления предварительного расследования в форме дознания. Авторы рассматривают аспекты, на которые необходимо обращать внимание дознавателю в ходе осуществления профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Представлены рекомендации по проведению дознавателем профилактических мероприятий по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.
Annotation. Given the fact that the investigator is a specialized subject for the prevention of neglect and juvenile delinquency and the prevention of crimes committed by and against minors, he is faced with the task of improving the effectiveness of these activities, including in the framework of a preliminary investigation in the form of an inquiry. The authors consider the aspects that the investigator needs to pay attention to in the course of preventive work with juvenile offenders. Recommendations on the conduct of preventive measures by the investigator in criminal cases of crimes committed by minors and in relation to minors are presented.
Ключевые слова и словосочетания: дознаватель; профилактическая деятельность; несовершеннолетний правонарушитель; виктимность несовершеннолетнего; педагоги.
Keywords and phrases: investigator; preventive activities; juvenile delinquent; victimization of a minor; teachers.
Особенности криминологической характеристики преступности несовершеннолетних и виктимологической характеристики несовершеннолетних жертв преступлений определяют необходимость конкретизации объекта профилактического воздействия с целью повышения эффективности деятельности дознавателя по предупреждению преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.
При этом формы и методы профилактического воздействия должны учитывать специфику личности профилактируемого лица. Если речь идет о несовершеннолетних, необходимо учитывать не только общие психофизиологические особенности данной категории лиц, но и особенности физического и психического развития, интеллектуального, нравственного уровня, характера и темперамента. Это позволяет обеспечить эффективность индивидуальных мер профилактики преступного поведения несовершеннолетнего, а также установить причины и условия совершенного преступления.
Объектом профилактической деятельности дознавателя выступает микросоциальное окружение несовершеннолетнего правонарушителя, а также несовершеннолетней жертвы преступления:
— семья;
— компания;
— учебный (трудовой) коллектив.
В плане вторичной профилактики, с точки зрения Н. В. Анисимовой, Н. Н. Заливиной, Н. В. Уха-новой, целесообразно уделять внимание таким факторам, способствующим совершению преступлений, как дефекты семейного воспитания. Необходимо
информировать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о существующих проблемах, передавать информацию, известную органам внутренних дел, которая будет способствовать адекватной оценке трудностей последующего сопровождения подростка [4]. Анализ ответов на представления дознавателей показал, что наиболее серьезно и системно к профилактике преступлений несовершеннолетних подходят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В частности, они дают соответствующие рекомендации законным представителям несовершеннолетних, подключают к профилактической работе других субъектов профилактики (например, службу психологического сопровождения, управление образования, комитет по физической культуре и работе с молодежью, учреждения культуры), принимают меры для вовлечения несовершеннолетних в полезные формы досуга, начинают активно взаимодействовать с социальными педагогами школ.
Сопутствующими факторами, способными послужить формированию девиантного поведения, могут являться:
— смерть родственников;
— заключение родственников под стражу и лишение их свободы;
— потеря права на жилье или возрастание риска такой ситуации;
— наличие криминогенной обстановки в семье и ближайшем окружении, возможность преступного посягательства на несовершеннолетнего и др.;
— дефекты школьного воспитания;
— отношения подростков с окружающими людьми в часы досуга [2; 3; 5].
Учитывая взаимосвязь преступника и жертвы в качестве объектов профилактической деятельности дознавателя, реализуемой в рамках осуществления предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, обращают внимание на характер взаимоотношений несовершеннолетнего преступника с его несовершеннолетней жертвой [4].
Указанное обусловлено тем, что значительную часть преступлений несовершеннолетние совершают в отношении несовершеннолетних, как правило из числа ранее знакомых лиц. Выявление причин и условий такого рода преступлений позволяет осуществлять их профилактику на уровне межличностного взаимодействия несовершеннолетних.
Кроме того, профилактическое воздействие на взаимоотношения несовершеннолетнего правонарушителя и его жертвы позволяет предупредить совершение в отношении жертвы иных преступных действий в процессе производства дознания (угрозы или физическое воздействие с целью отказаться от обвинительных показаний и т. п.).
В отношении несовершеннолетней жертвы преступления профилактическая деятельность дознавателя направлена:
1) на виктимность несовершеннолетнего — индивидуальные свойства и качества конкретной личности, обусловливающие возможность стать жертвой преступления;
2) виктимизацию — причины и условия, способствующие реализации индивидуальной вик-тимности несовершеннолетнего и превращению его в реальную жертву конкретного преступления.
Профилактическое воздействие дознавателя на микросоциальное окружение несовершеннолетнего включает:
1) выявление причин и условий формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя и причин и условий конкретного преступления, их устранение с целью недопущения повторной криминализации несовершеннолетнего;
2) выявление причин и условий формирования личности несовершеннолетней жертвы преступления и факторов виктимизации, способствовавших совершению конкретного преступления, их устранение с целью недопущения повторной вик-тимизации несовершеннолетнего. Особое внимание в научной литературе уделено вопросам выявления и профилактического воздействия на такие криминогенные факторы семейного окружения, как пьянство, наркомания, антиобщественный
образ жизни, вовлечение в бродяжничество и попрошайничество, жестокое обращение с детьми и пр. [1; 4; 6].
Отдельное внимание при реализации профилактической деятельности по указанным двум направлениям дознаватель должен уделять нарушению закона со стороны родителей и иных лиц, на которых возложены обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних [7];
3) выявление и применение индивидуальных мер воздействия в отношении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, в том числе в совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера, в антисоциальную деятельность, в криминальную субкультуру, субкультурные сообщества суицидальной направленности и пр.;
4) пропаганду правовых и виктимологических знаний среди несовершеннолетних и окружающих их лиц (беседы с родителями и лицами, их заменяющими, в учебных и трудовых коллективах, выступления в средствах массовой информации и иные непроцессуальные формы (меры) профилактики) с целью общей профилактики преступного и виктимного поведения несовершеннолет-них1 [3].
На основе выявленных в ходе исследования недостатков и положительных моментов, в целях более эффективного установления обстоятельств, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних (ч. 2 ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации2), а также для формирования упорядоченной и эффективной практики направления дознавателями представлений в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ можно сформулировать некоторые рекомендации.
При получении объяснений от несовершеннолетних приглашать педагогов из других образовательных учреждений, а не из того, где учится несовершеннолетний, во избежание предвзятого отношения со стороны учителя.
82 % опрошенных инспекторов ПДН приглашают для получения объяснений от несовершеннолетних педагогов из учебного заведения, где подростки обучаются. Это, во-первых, соз-
1 О межведомственном взаимодействии (вместе с «Рекомендациями об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних «группы риска») : совместное письмо Минпрос-вещения России, МВД России, Минобрнауки России от 2 ноября 2020 г. № 07-6607/12/5351/МН-11/1548 // Кодификация РФ. Действующее законодательство Российской Федерации : сайт. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Mmprosvescheniya-Rossii-N-07-6607rMVD-Rossü-N-12_5351rMmobmauki-Rossii-N-MN-11J548-ot-02./ (дата обращения: 20.01.2024).
2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
дает вероятность того, что несовершеннолетний в присутствии педагога замкнется и не станет сообщать правдивые сведения; во-вторых, педагог образовательного учреждения, где учится опрашиваемый несовершеннолетний, является более или менее заинтересованным лицом и может воспользоваться своим положением для оказания давления на несовершеннолетнего во время получения от него объяснения. Кроме того, в дальнейшем может возникнуть необходимость получения объяснения, а после возбуждения уголовного дела допроса данного педагога как свидетеля, обладающего информацией, которая имеет значение для дела [1; 4; 7].
В ходе повышения квалификации с дознавателями необходимо изучать положения Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»3 и приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»4.
Особое внимание при этом необходимо обращать на следующие моменты:
— знание всех названных в указанном федеральном законе субъектов профилактики и их основных функций;
— сведения, которые должны быть отражены в справке из ПДН на несовершеннолетнего подозреваемого, состоящего на учете (пункт 2.16 приказа № 845). В ходе проведенного нами анкетирования на вопрос, в каком нормативном правовом акте перечислены сведения, которые должны быть отражены в справке из ПДН на несовершеннолетнего подозреваемого, состоящего на учете, только 53 % опрошенных дознавателей правильно указали этот приказ.
— порядок взаимодействия дознавателя с образовательными организациями. В целях качественного выполнения требований ч. 2 ст. 158 и ст. 421 УПК РФ во всех случаях, когда несовершеннолетний подозреваемый где-либо учится либо учился незадолго до совершения преступления, необходимо истребовать из соответствующих образовательных учреждений педагогическую, психолого-педагогическую или социально-педагогическую характеристику на несовершеннолетнего подозре-
3 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федер. закон от 24 июня 1999 г № 120-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
4 Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // СПС КонсультантПлюс.
ваемого, а также выяснять, состоял ли он на вну-тришкольном учете.
Для выявления недостатков в профилактической работе в этих образовательных учреждениях необходимо проводить беседы с классным руководителем и завучем по воспитательной работе (или социальным педагогом), а также иными педагогами.
Чтобы указать в представлении конкретные недостатки профилактической работы, целесообразно изучить некоторые локальные акты образовательного учреждения, имеющиеся на его официальном сайте. Это могут быть локальные акты следующих видов: положение о классном руководстве, положение о постановке учащихся и их семей на внутришкольный учет, положение о совете профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, устав образовательного учреждения и др. Изучать эти локальные акты следует уже при подготовке к допросу в качестве свидетелей классного руководителя и других педагогов.
Анализу подлежат следующие аспекты:
— осуществление контроля директором школы и завучем по воспитательной работе за соблюдением классным руководителем локальных актов — Положения о классном руководителе, Положения о постановке обучающихся и их семей на внутришколь-ный учет;
— недостатки в деятельности классного руководителя, такие как: не изучены в должной мере индивидуальные особенности учащегося; отсутствие поддержки учащегося в адаптации к коллективу, формировании способности противостоять негативным воздействиям социальной среды; не были подготовлены представления о постановке на внутришкольный учет, несмотря на систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, и др.
Необходимость проведения профилактической работы может возникнуть (и возникает) уже в классах начальной школы. В связи с этим дознаватель может рекомендовать классным руководителям начальных классов провести на родительском собрании обучающую лекцию, посвященную педагогическим и психологическим приемам формирования интереса к чтению художественной литературы (метод Кассиля, метод Искры Даунис, метод провокации и др.). Такие лекции имеют больший эффект, если классный руководитель предварительно проводит тестирование учеников, направленное на выявление их интереса к чтению, и доводит эти результаты до сведения родителей.
К большому сожалению, следует констатировать, что чтение книг становится все менее популярным в среде подростков и молодежи. Только 8 % опро-
шенных школьников на вопрос: «Что Вам нравится делать совместно с родителями?» — выбрали вариант ответа «читать вслух». Это также следует рассматривать как обстоятельство, способствующее совершению правонарушений. Кроме того, что чтение способно полезно заполнить досуг, оно еще заключает в себе воспитательную функцию, если подросток знакомится с классическими произведениями художественной литературы.
Психолого-педагогические аспекты проведения допроса несовершеннолетнего. Для правильного определения обстоятельств, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, необходимо в ходе его допроса в качестве подозреваемого, а также в ходе допроса различного рода свидетелей (например, его одноклассников, учителей, в том числе из других классов) выяснять мотивы совершения преступления.
Драки, которые устраивают некоторые подростки, нередко бывают следствием травли со стороны одноклассников и даже учителей. Длительная психотравмирующая ситуация может привести в том числе к возникновению состояния аффекта, что выявляется путем назначения психолого-психиатрической экспертизы.
В таких случаях от дознавателя требуется внесение представления в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ не только в образовательное учреждение, но и в вышестоящее учреждение (например, управление или департамент образования).
Организация досуга несовершеннолетних. В последнее время существует проблема организации досуга несовершеннолетних, особенно из семей с небольшим достатком. Не все родители могут позволить себе обучение ребенка в художественной, музыкальной, спортивной школе или секции. Кроме того, в городах и районах существует проблема нехватки вышеназванных школ и секций, направленных на получение подростками дополнительного образования, на их развитие и продуктивную организацию досуга.
Поэтому дознавателю целесообразно направлять запросы в комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства подозреваемых несовершеннолетних и истребовать сведения о количестве организаций дополнительного образования, о наличии в них мест, о достаточности для них выделенных зданий и помещений (комиссии, как правило, владеют такой информацией). Можно направлять запросы и в иные органы власти и местного самоуправления.
В случае, если дознаватель придет к выводу о недостатке досуговых организаций для несовершеннолетних или мест в них, нужно направить представление в городскую или районную администрацию (муниципалитет). В представ-
лении следует указать на недостаток досуговых организаций и предложить принять меры для увеличения их количества, в том числе предусмотреть в них квоты для детей из малообеспеченных семей.
Во многих случаях, когда дети воспитываются без отца, место которого занимает отчим (либо сожитель матери), ситуация сопряжена с дефицитом внимания и душевной теплоты со стороны матери, что может выливаться в подростковые проблемы: уход из дома, проведение времени в плохой компании, потеря интереса к учебе, повышенная агрессивность. Поэтому дознавателю следует, руководствуясь прежде всего интересами ребенка, выяснять в ходе допросов и других процессуальных действий все особенности отношений несовершеннолетнего с членами семьи, а также членов семьи между собой.
Это необходимо для того, чтобы определить, нуждается ли несовершеннолетний и члены его семьи в оказании психологической помощи, которую они могут получить при содействии комиссии по делам несовершеннолетних. В таких случаях целесообразно направлять представления в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ в комиссии с рекомендациями для организации систематической психологической помощи, чтобы разобраться в семейных взаимоотношениях и сделать их благоприятными для формирующейся личности несовершеннолетнего.
Подводя итог сказанному, в качестве непроцессуальных форм и направлений профилактики можно рекомендовать:
— выступления сотрудников органов внутренних дел перед педагогами образовательных организаций. Одним из направлений этой работы должно стать ознакомление педагогического состава с наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Особое внимание педагогических работников должно быть обращено на такой аспект профилактики, как выявление и разобщение антиобщественных групп подростков, в том числе путем перевода отрицательных лидеров в другие классы (а не путем перевода пострадавших от буллинга детей в другие коллективы);
— выступления сотрудников органов внутренних дел перед обучающимися образовательных организаций;
— участие сотрудников органов внутренних дел в педагогических советах, заседаниях советов безопасности образовательных организаций, на которых обсуждаются правонарушения обучающихся.
Список литературы:
1. Ананьин О. Ю., Базулина А. А., Жуланов А. В. Вербовка молодежи в террористические организации посредством социальных сетей: проблемы профилактики // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 290-295.
2. Дорошенко О. М., Мовсисян А. Т. Патриотическое воспитание как профилактика национального экстремизма // Человек как предмет воспитания (к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского) : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2023. С. 48-51.
3. Нижниченко Н. Б., Дорошенко О. М. Профилактические школьные программы борьбы с подростковой агрессией (на примере англоязычных государств) // Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции / сост. А. А. Базулина. Москва : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2022. С. 107-111.
4. Особенности расследования отдельных видов преступлений дознавателями органов внутренних дел : учебно-практическое пособие / А. С. Есина, Е. Ю. Самолаева, Т. Н. Бородки-на [и др.]. Москва : Москвоский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2021. - 211 с.
5. Свинарева О. В., Лихоткина А. В. Функции детских общественных организаций в противодействии экстремизму в молодежной среде // Молодежь в современном мире: противодействие экстремизму : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва : РУДН, 2022. С. 219-224.
6. Уханова Н. В. Деятельность следователей и дознавателей по выявлению вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений // Проблемы обеспечения национальной безопасности : сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 73-79.
7. Чижова Д. Д., Базулина А. А. Стили взаимоотношения в семье как фактор формирования агрессивности подростков. Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде (Башкатовские чтения) : материалы XXII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти И. П. Башкатова. Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2022. С. 78-84.