Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / коммуникативные компетенции / учитель / будущий учитель / формирование коммуникативных компетенций / подготовка учителя / competencies / communicative competencies / teacher / future teacher / formation of communicative competencies / teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Вьюгина, С.П. Анзорова

Статья посвящена рассмотрению особенностей подготовки будущего учителя по формированию коммуникативных компетенций. Автором определено понятие коммуникативных компетенций, охарактеризованы особенности их формирования в системе подготовки будущих учителей, раскрыта структура и компонентное наполнение коммуникативных компетенций. В заключение определены ключевые направления, способствующие эффективному формированию коммуникативных компетенций будущего учителя. Автор делает вывод о том, что профессиональный уровень коммуникативных компетенций будущих учителей приобретается, корректируется и формируется в рамках их профессиональной подготовки. Данный процесс осуществляется в системе и представлен несколькими взаимосвязанными этапами: адаптационным (адаптивным), формирующим, контрольным, корректирующим и закрепительно-итоговым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING A FUTURE TEACHER IN FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCIES

The article is devoted to consideration of features of training a future teacher in formation of communicative competencies. The author defines a concept of communicative competences, characterizes features of their formation in the system of training future teachers, reveals the structure and component content of communicative competencies. In conclusion, the key directions are identified that contribute to the effective formation of the communicative competencies of a future teacher. The author concludes that the professional level of communicative competencies of future teachers is acquired, adjusted and formed as part of their training in a pedagogical university. This process is carried out in the system and is represented by several interrelated stages: adaptive (adaptive), formative, control, corrective and fixing-final. Achieving a high level of communicative competencies of future teachers is possible subject to the successful completion by students of all these stages of the formation of competencies during training.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

10. Rabochaya programma vospitaniya obuchayuschihsya, osvaivayuschih obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya v FGAU VO «Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M.K. Ammosova» na period 2021 - 2025 gg. Yakutsk, 2021. Available at: https://www.s-vfu.ru/upload/iblock/d67/d67f556e82340ae100ae32ce900b5007.pdf

11. Yudina I.A., Stepanova N.V. Rol' social'no znachimyh proektov v podgotovke uchitelej-logopedov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 383 - 385. https://elibrary.ru/ item.asp?id=41833195

12. Maznichenko M.A., Papazyan G.S. Vospitatel'nyj potencial studencheskogo sobytijnogo volonterstva. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019; T. 1, № 6 (63): 80 - 97. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-studencheskogo-sobytiynogo-volonterstva/viewer

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 378

Vyugina E.A., postgraduate, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: vea999@yandex.ru

Anzorova S.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of the Department of Pedagogy and Health Culture of the Moscow Financial and Industrial

University "Synergy", (Moscow, Russia) E-mail: anzorova@inbox.ru

FEATURES OF TRAINING A FUTURE TEACHER IN FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCIES. The article is devoted to consideration of features of training a future teacher in formation of communicative competencies. The author defines a concept of communicative competences, characterizes features of their formation in the system of training future teachers, reveals the structure and component content of communicative competencies. In conclusion, the key directions are identified that contribute to the effective formation of the communicative competencies of a future teacher. The author concludes that the professional level of communicative competencies of future teachers is acquired, adjusted and formed as part of their training in a pedagogical university. This process is carried out in the system and is represented by several interrelated stages: adaptive (adaptive), formative, control, corrective and fixing-final. Achieving a high level of communicative competencies of future teachers is possible subject to the successful completion by students of all these stages of the formation of competencies during training. Key words: competencies, communicative competencies, teacher, future teacher, formation of communicative competencies, teacher training.

Е.А. Вьюгина, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: vea999@yandex.ru

С.П. Анзорова, канд. пед. наук, доц., заведующая кафедрой педагогики и культуры здоровья НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный

университет «Синергия», (г. Москва), E-mail: anzorova@inbox.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Статья посвящена рассмотрению особенностей подготовки будущего учителя по формированию коммуникативных компетенций. Автором определено понятие коммуникативных компетенций, охарактеризованы особенности их формирования в системе подготовки будущих учителей, раскрыта структура и компонентное наполнение коммуникативных компетенций. В заключение определены ключевые направления, способствующие эффективному формированию коммуникативных компетенций будущего учителя. Автор делает вывод о том, что профессиональный уровень коммуникативных компетенций будущих учителей приобретается, корректируется и формируется в рамках их профессиональной подготовки. Данный процесс осуществляется в системе и представлен несколькими взаимосвязанными этапами: адаптационным (адаптивным), формирующим, контрольным, корректирующим и закрепительно-итоговым.

Ключевые слова: компетенции, коммуникативные компетенции, учитель, будущий учитель, формирование коммуникативных компетенций, подготовка учителя.

Усиление конкуренции на рынке труда среди специалистов, а также высокая динамика профессиональной среды, сложная система коммуникаций и бизнес-процессов не только в высокотехнологичных отраслях, но и в любой производственной системе требуют от современного специалиста не только обладания определенными знаниями, умениями и навыками, но и наличия специфических компетенций, позволяющих ему адекватно отвечать запросам и вызовам той сферы, в которой он работает, то есть способностей эффективно общаться в профессиональной среде с позиции достижения как своих личных приоритетов, так и с точки зрения формирования профессиональных качеств, следования целям развития организации. С этих позиций возникает социальный заказ на подготовку таких специалистов не только в системе высшего образования, но и в условиях среднего профессионального образования, где, как показывает практика, внимание данным вопросам зачастую уделяется не должным образом. Работодателя все больше интересует компетентность специалистов, под которой понимается соединение имеющихся у данного специалиста знаний и умений, сочетание в нем квалификации, модели социального поведения, способности работать в команде, осуществлять общение в профессиональной среде, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты своей работы.

Всё это в наибольшей степени касается будущих учителей, для которых общение является ещё более значимым видом деятельности, чем для специалистов другой сферы, т.к. общение является главным инструментов воздействия учителя на учеников.

Актуальность исследования заключается в том, что современный этап развития системы образования предъявляет ряд необходимых требований к будущему педагогу При этом педагогу крайне важно иметь достаточный уровень владения коммуникативными компетенциями, что будет способствовать достижению им успеха в профессиональной деятельности [1-8]. Учитель должен уметь регулировать процесс общения и эффективно строить общение с различными участниками образовательно-воспитательного процесса [1, с. 28].

Цель статьи - рассмотреть особенности подготовки будущего учителя по формированию коммуникативных компетенций.

Задачи исследования заключаются в изучении сущности общения как основы коммуникативной компетентности, изучении сущности и структуру коммуникативной компетентности, а также основных этапов её формирования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.

Под общением в контексте нашей работы мы понимаем процесс передачи информации и взаимодействия людей на основе установления и развития между ними контактов и отражения в сознании друг друга [1].

Согласно Б.Д. Парыгину, общение - процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как процесс взаимного понимания друг друга.

Эффективное общение - это, по сути, искусство, которому возможно научиться. Владение искусством делового общения является важным элементом профессиональной компетентности как руководителей, так и сотрудников любой организации, необходимым условием их успешности.

Профессиональное общение, являясь частным случаем общения, обусловливается задачами и условиями профессиональной деятельности. Основная цель профессионального общения состоит в выработке и реализации эффективной стратегии взаимодействия и построения отношений, приводящих к успешному осуществлению профессиональной деятельности.

Обращаясь к понятию коммуникативной компетенции, необходимо отметить, что она подразумевает под собой сразу несколько определений. Если обратиться к различным трактовкам данного понятия, то можно заметить, что западные учёные считают, что коммуникативную компетенцию необходимо характеризовать как определенного рода способность и предрасположенность человека к умению применять приобретенные навыки общения в коммуникативной ситуации, а также учитывать в данном процессе социальные и культурные нормы поведения [1, с. 12].

Коммуникативные компетенции учителя представляет собой умение учителя организовывать и осуществлять осмысленную и эффективную интеракцию, которая соответствует ситуации общения, с целью получения и обмена информацией с другими участниками коммуникативного процесса [5, с. 10].

Исследователь О.С. Овчинникова предлагает трактовать коммуникативные компетенции учителя через определенные личностные характеристики, взаимосвязь «теоретической, практической и нравственно-психологической готовности» для осуществления коммуникации на разных уровнях [3, с. 172]. Коммуникативные компетенции представляют собой комплексный феномен, реализующийся в совокупности компонентов.

Автор Д.И. Изаренков предлагает выделять следующие компоненты коммуникативных компетенций: языковой, содержащий в себе способность индивида к языковому общению и знаниям в области вербальных и невербальных навыков; предметный, подразумевающий наличие у индивида пережитого опыта и накопленных знаний; прагматический, который содержит специальные и профессиональные умения [4].

В свою очередь, Т.А. Хайновская определяет следующий набор компонентов коммуникативных компетенций: когнитивный, практический (деятельност-

ный) и ценностно-мотивационный (личностный) [4, с. 99], которые представляются нам более содержательными. Выделяемые компоненты коммуникативных компетенций соотносятся с набором критериев, на основе которых представляется возможным определить уровень сформированности соответствующего качества у будущего учителя.

Подготовка будущего учителя к формированию коммуникативных компетенций должна происходить постоянно, практически на всех этапах образовательной подготовки студентов благодаря продуманной системе специальных педагогических упражнений, направленных в первую очередь на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, особенно необходимых для коммуникативного взаимодействия с обществом, адекватного целям, задачам, условиям и ситуациям общения.

Исследователь Н.Н. Азизходжаева особо подчеркивает, что коммуникативный аспект в деятельности преподавателя должен занимать значительное место, однако коммуникативная компетентность является важным условием не только для успешной реализации студента в общении, но и для успешной реализации целей и задач профессионального обучения [1]. Коммуникативные компетенции будущего учителя должны предполагать умение расширять и сужать круг его общения, а также возможность варьирования, а именно - умение вести полноценное общение на самых различных уровнях доверительности, при этом обязательно понимать и быть понятым всеми партнерами по общению.

Основываясь на вышеизложенных теоретических положениях, мы можем определить структуру коммуникативных компетенций, в которую входят следующие компоненты: когнитивный, деятельностный, личностный.

Когнитивный компонент предполагает владение будущим педагогом знаний, необходимых для осуществления эффективной коммуникации. Критериями оценки сформированности когнитивной составляющей коммуникативной компетентности выступают наличие указанных выше знаний и степень владениями ими.

В объем деятельностного (или практического) компонента входят умения использовать в процессе интеракции с собеседниками все многообразие языковых средств в соответствии с нормами речевого этикета с учетом коммуникативной ситуации.

Личностный (или ценностно-мотивационный) компонент составляют личностные качества будущего педагога, его ценностные ориентиры, формирование и развитие которых осуществляется в период обучения в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, определенные выше компоненты коммуникативных компетенций будущего учителя представляют собой сложную систему, в которую входят определенные качества, знания и умения личности, связанные между собой. Исходя из этого, коммуникативные компетенции могут выступать как одни из наиболее значимых профессионально ориентированных характеристик педагога, а развитие данных компетенций является первоочередной задачей в высшем профессиональном образовании.

Современные этапы развития общества, новые парадигмы в образовании, все это наполняет проблему формирования коммуникативных компетенций более новым содержанием.

Необходимо также сказать о том, что представленные компоненты являются обязательным условием для того, чтобы будущий учитель мог выполнять продуктивно-профессиональную деятельность в выбранной им отрасли.

В процессе организации педагогического эксперимента по формированию коммуникативной компетентности будущих учителей прежде всего необходимо провести диагностику сформированности коммуникативных умений и способности к общению. С этой целью мы отобрали следующие методики:

- методика «Потребность в общении» (Ю.М. Орлов),

- оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского),

- тест «Какой я в общении?»,

- методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова,

- тест «Что говорят вам мимика и жесты?»,

Библиографический список

- тест «Умеете ли вы выступать?»,

- тест оценки коммуникативных умений собеседника (Долгова В.И., Мельник Е.В.) [12].

После проведения комплексной диагностики каждый студент должен осознавать, насколько у него развит уровень общительности и сформированности коммуникативных умений.

Процесс овладения будущими учителями коммуникативными компетенциями на профессиональном уровне проходит через несколько этапов:

- адаптационный (адаптивный),

- формирующий,

- контрольный,

- корректирующий

- закрепительно-итоговый [2, с. 5].

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Адаптационный (адаптивный) этап необходим для диагностики наличия у будущего учителя знаний об условиях эффективной коммуникации и уровня их освоенности, степени владения коммуникативными умениями и уровнем их использования в различных ситуация общения.

Формирующий этап является основным, поскольку именно на нем происходит формирование фундамента профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя: формируются лингвистические, психологические, педагогические знания, обеспечивающие эффективную коммуникацию; знания отрабатываются на практике благодаря использованию интерактивных методов обучения (проекты, решение кейсов, моделирование ситуаций, проблемные задания); корректируются личностные качества будущих учителей, основополагающие для осуществления педагогической деятельности.

Контрольный этап формирования коммуникативных компетенций предполагает проведение мониторинга усвоения будущими учителями тех знаний и умений, которые отрабатывались на формирующем этапе, с целью определения наличия и характера динамики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в содержание коммуникативных компетенций будущих учителей входят:

- знания, умения и навыки, необходимые для осуществления ими эффективной коммуникации в рамках педагогической деятельности;

- умения применять все разнообразие языковых средств в процессе межличностной интеракции с учетом ситуации общения (место, время, участники, их статус и т.д.);

- инициативность в организации коммуникации и желание получать обратную связь.

Профессиональный уровень коммуникативных компетенций будущих учителей приобретается, корректируется и формируется в рамках их подготовки в вузе. Данный процесс осуществляется в системе и представлен несколькими взаимосвязанными этапами: адаптационным (адаптивным), формирующим, контрольным, корректирующим и закрепительно-итоговым. Достижение высокого уровня коммуникативных компетенций будущих учителей возможно при условии успешного прохождения студентами всех указанных этапов формирования компетенций за время обучения, которое должно сопровождаться постоянным самовоспитанием и самообразованием, направленных на осознанное совершенствование коммуникативных компетенций.

Научная новизна исследования определяется тем, что рассмотрены особенности подготовки будущего учителя по формированию коммуникативных компетенций.

Теоретическая значимость статьи определяется её вкладом в педагогику в разделах, связанных с профессиональной подготовкой будущих учителей и, конкретно, формированием у них коммуникативной компетентности.

Практическая ценность исследования заключается в том, что в статье рассматриваются основные этапы формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов, разработан комплекс методик для диагностики отдельных компонентов коммуникативной компетентности.

1. Азизходжаева Н.Н. Проблемное обучение в высшей школе. Ташкент, 1994.

2. Данилова И.С. Развитие коммуникативной компетенции в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя (на неязыковых факультетах). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тула, 2002.

3. Овчинникова О.С. Профессиональная коммуникативная компетентность учителя иностранного языка. ОНВ. 2009; № 2 (76): 170 - 172.

4. Хайновская Т.А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровни и этапы её формирования. Сибирский педагогический журнал. 2007; № 3: 99 - 106.

5. Юлбарсова Х.А. Коммуникативная компетентность как необходимая составляющая личности будущего учителя. Интернаука. 2020; Ч. 2, № 23 (152).

6. Шумилова Е.А. Современные аспекты изучения проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015; № 6: 119 - 124.

7. Шумилова Е.А. Основы социально-коммуникативной компетентности. Челябинск, 2008.

8. Шумилова Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Педагогическое образование в России. 2010; № 3: 31 - 36.

References

1. Azizhodzhaeva N.N. Problemnoe obuchenie v vysshej shkole. Tashkent, 1994.

2. Danilova I.S. Razvitie kommunikativnoj kompetencii v processe professional'no-pedagogicheskojpodgotovki buduschego uchitelya (na neyazykovyh fakul'tetah). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2002.

3. Ovchinnikova O.S. Professional'naya kommunikativnaya kompetentnosf uchitelya inostrannogo yazyka. ONV. 2009; № 2 (76): 170 - 172.

4. Hajnovskaya T.A. Kommunikativnaya kompetentnost' uchitelya. Urovni i 'etapy ee formirovaniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2007; № 3: 99 - 106.

5. Yulbarsova H.A. Kommunikativnaya kompetentnost' kak neobhodimaya sostavlyayuschaya lichnosti buduschego uchitelya. Internauka. 2020; Ch. 2, № 23 (152).

6. Shumilova E.A. Sovremennye aspekty izucheniya problemy formirovaniya social'no-kommunikativnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 6: 119 - 124.

7. Shumilova E.A. Osnovy social'no-kommunikativnoj kompetentnosti. Chelyabinsk, 2008.

8. Shumilova E.A. Vozmozhnosti deyatel'nostnogo podhoda k issledovaniyu social'no-kommunikativnoj kompetentnosti buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2010; № 3: 31 - 36.

Статья поступила в редакцию 28.11.21

УДК 37.013.43

Abdina R.P., Cand. of Sciences (Philology), Khakass Research Institute of Language; Literature and History, S.P. Kadyshev Center of Culture and Folk Art;

N.F. Katanov Khakass State University (Abakan, Russia), E-mail: rabdina@mail.ru

INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA AND WAYS OF ITS POPULARIZATION. The article gives a brief overview of formation of definition of intangible cultural heritage, presents problems of its functioning in the regulatory sphere. Examples from the author's personal experience in the development of questionnaires of the intangible cultural heritage of the Republic of Khakassia are presented, as well as ways to popularize objects among young people. Active work is being carried out in the republic to preserve and transfer the ONC to the younger generation: popular educational publications are being created and training seminars, lectures, creative laboratories are being held. A brief analysis of the Law of the Republic of Khakassia "On Intangible Cultural Heritage in the Republic of Khakassia" is given. The work proposes ways to solve problems of preserving the intangible cultural heritage in the republic. The need to improve the regulatory framework, primarily at the federal level, is emphasized.

Key words: intangible cultural heritage, Law of Republic of Khakassia "On Intangible Cultural Heritage in the Republic of Khakassia", preservation and popularization of intangible heritage objects.

Р.П. Абдина, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Хакасского научно- исследовательского института языка, литературы и истории;

специалист по нематериальному культурному наследию Центра культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева,

магистрант Института истории и права Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: rabdina@mail.ru

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ И СПОСОБЫ ЕГО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ

В статье дается краткий экскурс формирования определения нематериального культурного наследия, представлены проблемы его функционирования в нормативно-правовой сфере. Представлены примеры из личного опыта автора в разработке анкет по выявлению нематериального культурного наследия Республики Хакасия, а также способы начали его популяризации. В республике проводится активная работа по сохранению и передаче ОНКН РХ молодому поколению: создаются учебно-популярные издания и проводятся обучающие семинары, лекции, творческие лаборатории. В работе представлен краткий анализ Закона Республики Хакасия «О нематериальном культурном наследии в Республике Хакасия». Вносятся предложения по решению задач сохранения нематериального культурного наследия в республике. Подчеркивается необходимость совершенствования нормативно-правовых основ, прежде всего на федеральном уровне.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, Закон Республики Хакасия «О нематериальном культурном наследии в Республике Хакасия», сохранение и популяризация объектов нематериального наследия, носители ОНКН.

В современное время проблема сохранения нематериального культурного наследия (НКН) становится актуальной не только для культурной политики, но для сфер образования и науки. Актуальность решения этой проблемы в последнее время подчеркивается в исследованиях ученых-политологов, культурологов, историков, педагогов, искусствоведов, фольклористов, языковедов и т.п. Так, начальные этапы разработки данного вопроса, а также основные международные российские законодательные акты и директивы в области традиционного культурного наследия представлены в исследованиях А.С. Каргина, А.В. Костиной. В этом исследовании дан подробный анализ исторической и законодательной части НКН. Авторы отмечают, что начальным этапом в разработке данного вопроса можно считать период, когда правительство Боливии в 1973 г обратилось в ЮНЕСКО с запросом о разработке типовых предложений по регламентации, развитию и распространению фольклора. В 1989 г приняты Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора, разработанные ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) по поручению ЮНЕСКО.

Несмотря на то, что данный документ носил необязательный юридический характер, а также обладал отсутствием рычагов влияния на деятельность государств - членов ЮНЕСКО по поддержке и сохранению фольклора, данная проблема была обозначена и вызвала широкое обсуждение, которое в дальнейшем проводилось на форумах и семинарах. Тогда же принимается нормативный акт, в котором вводится новое, более широкое понятие «нематериальное культурное наследие», в котором нашел отражение весь процесс создания фольклорных ценностей, включая традиционные знания, ресурсы, культурную среду и т.д. [1, с. 59]. Авторы показывают, что масштабность и социальная статусность элементов национальной нематериальной культуры требует и весьма неординарных подходов к решению ее проблем. Цель исследования состоит в рассмотрении нематериального культурного наследия в региональных нормативных документах, описании ОНКН Республики Хакасия и способов их сохранения. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен анализ нормативно-правовой базы ОНКН Хакасии, представлен перечень анкет, включенных в реестр ОНКН Хакасии; представлены способы популяризации и предложения по их сохранению. Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как при дальнейшем изучении нематериального культурного наследия, так и для разработки долгосрочных программ, направленных на их сохранение и популяризацию.

Основные этапы становление термина «нематериальное культурное наследие» в истории и нормативно-правовой сфере в зарубежной и российской практике, его семантическое обоснование подробно раскрыто в исследованиях таких ученых, как Т.С. Куртьянова [2, с. 87-90], Т В. Пруткова [3, с. 124-131].

В нормативно-правовых документах РФ термин «нематериальное культурное наследие» начинает функционировать с разработки концепции Федеральной целевой программы «Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2013 годы». Несмотря на то, что данное понятие не наделено законодательным статусом, определение его основных характеристик все же дано: материальное культурное наследие включает в себя обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия [4]. Эта целевая программа должна была стать важным документом, направленным не только на сохранение нематериального культурного наследия народов России, но и на его развитие и популяризацию. Однако в Законе Российской Федерации «О культуре» понятия «нематериальное культурное наследие» на сегодняшний день не существует. Как справедливо подчеркивает Р.М. Валеев, несмотря на то, что предложения о необходимости включения данного феномена в общероссийское законодательство поступают активно на протяжении последних лет, они не рассматриваются [5, с. 85- 94]. Начать работу по нормативно-правовой базе в субъекте без введений и изменений в федеральном законе очень сложно. Тем не менее уже в 2011 г деятельностью по формированию каталогов ОНКН был охвачен 51 субъект РФ. В некоторых из них были приняты региональные целевые программы по сохранению и развитию НКН, созданы экспертные советы (комиссии) по формированию собственных реестров ОНКН и представлению объектов в федеральный каталог [6, с. 109].

В Республике Хакасия в 2016 году был принят Закон «О нематериальном культурном наследии в Республике Хакасия» [7]. На тот момент она стала десятым субъектом Российской Федерации, в котором разработана нормативная правовая база ведения каталога объектов нематериального культурного наследия (Ханты- Мансийский автономный округ Республика Алтай, Белгородская область, Томская область, Саратовская область, Республика Кабардино-Балкария, Оренбургская область, Новосибирская область, Республика Тыва и Республика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.