Научная статья на тему 'Особенности подготовки бакалавров образования в условиях развития мультикультурных процессов (на примере России и Германии)'

Особенности подготовки бакалавров образования в условиях развития мультикультурных процессов (на примере России и Германии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE SYSTEM OF MULTICULTURAL EDUCATION / TRAINING BACHELORS OF EDUCATION / THE MODULES OF THE EDUCATIONAL PROGRAMS / TASKS TYPOLOGY / СИСТЕМА МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДУЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ВИДЫ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Борисов Александр Яковлевич, Дичинская Людмила Евгеньевна, Жукова Татьяна Анатольевна, Шренк Маркус

В статье подчеркивается необходимость оптимизации процесса развития системы мультикультур-ного образования, отмечается важность использования опыта различных стран в подготовке бакалавров образования. Особое внимание отводится разработке образовательных программ как важному этапу в развитии системы мультикультурного образования. Представлены модули образовательных программ (рефлексивный, концептуальный, организационно-управленческий), разработанные совместно с немецкими учеными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Борисов Александр Яковлевич, Дичинская Людмила Евгеньевна, Жукова Татьяна Анатольевна, Шренк Маркус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING BACHELORS OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF MULTICULTURAL DEVELOPMENT (BASED ON RESEARCH IN RUSSIA AND GERMANY)

The article presents the importance of the development of multicultural education. Particular attention should be paid to the views on multicultural education research all over the world, the modules of educational programs used in the multicultural education. Specifically, the authors offer the reflexive, conceptual and management modules collolaborated with German educationists.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки бакалавров образования в условиях развития мультикультурных процессов (на примере России и Германии)»

Психологическая наука и образование

УДК 378.621.397

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ)

TRAINING BACHELORS OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF MULTICULTURAL DEVELOPMENT (BASED ON RESEARCH IN RUSSIA AND GERMANY)

© 2015

В.Н. Аниськин, А.Я. Борисов, Л.Е. Дичинская, Т.А. Жукова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,

(Россия, Самара)

V.N. Aniskin, A.Ya. Borisov, L.Ye. Dichinskaya, T.A. Zhukova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, (Russia, Samara)

© М. Шренк Людвигсбургский педагогический университет (Германия, Людвигсбург)

© M. Schrenk Ludwigsburg Pedagogical University, (Germany, Ludwigsburg)

В статье подчеркивается необходимость оптимизации процесса развития системы мультикультур-ного образования, отмечается важность использования опыта различных стран в подготовке бакалавров образования. Особое внимание отводится разработке образовательных программ как важному этапу в развитии системы мультикультурного образования. Представлены модули образовательных программ (рефлексивный, концептуальный, организационно-управленческий), разработанные совместно с немецкими учеными.

The article presents the importance of the development of multicultural education. Particular attention should be paid to the views on multicultural education research all over the world, the modules of educational programs used in the multicultural education. Specifically, the authors offer the reflexive, conceptual and management modules collolaborated with German educationists..

Ключевые слова: система мультикультурного образования; подготовка бакалавров образования; модули образовательных программ; виды заданий.

Keywords: the system of multicultural education, training bachelors of education, the modules of the educational programs, tasks typology.

Умение работать с представителями различных культур, правильно понимать различие людей, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе - эти задачи, несомненно, являются наиболее приоритетными в подготовке будущих бакалавров образования.

Обобщенный анализ позиций ученых-педагогов России и Германии относительно этого вопроса позволяет выделить ряд основных областей подготовки бакалавров образования, в которых у сту-

дентов должны быть сформированы определенные компетенции в соответствии с требованиями мультикультурного образования. К таковым относятся культура и плюрализм; коммуникация и психологические барьеры, стереотипы; социокультурная идентификация [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Подготовка специалистов к профессиональной педагогической деятельности в сфере образования в России регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования

(ФГОС ВПО) и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), которые предусматривают приобретение будущими бакалаврами образования знаний, обеспечивающих восприятие идей мультикультурности.

Содержание и структура ФГОС высшего педагогического образования отражают его направленность на процесс развития профессиональной компетентности обучающихся, что, в свою очередь, отражается в требованиях к выпускникам педвузов: через способности личности решать задачи разных видов деятельности.

Умения личности решать актуальные профессионально и жизненно значимые задачи определены в направлениях, по которым проводится оценка соответствия выпускника требованиям ФГОС. Требования государственного образовательного стандарта ВПО предъявляются как к профессиональной подготовке, так и к самообразованию в социокультурной сфере выпускника. В рамках данной статьи мы анализируем возможности ступени бакалавриата в подготовке будущих педагогов к работе в условиях развивающихся мультикультурных процессов.

Рассмотрим общие требования к подготовке выпускников бакалавриата в области образования по направлению Педагогическое образование, зафиксированные в государственных образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС 3+). Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра образования, должен быть готов к решению следующих профессионально-образовательных задач в области организации образовательной системы:

- участие в исследованиях по проблемам развития системы образования;

- овладение основными методами научных психолого-педагогических исследований;

- обеспечение образовательного процесса, ориентированного на достижение целей конкретной ступени образования с использованием современных технологий;

- установление взаимодействия с другими субъектами образовательного

процесса, партнерами образовательного учреждения;

- использование знания иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия;

- реализация образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области;

- организация работы с обучающимися;

- создание и использование в педагогических целях образовательной среды в соответствии с профилем подготовки;

- готовность вести с учащимися индивидуальную работу корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин направления;

- организация самообразования (проектирование и осуществление профессионального самообразования).

Как показало проводимое нами исследование, масштаб разворачивающихся мультикультурных процессов таков, что в первую очередь необходима совместная разработка образовательных программ, ориентированных на формирование муль-тикультурной компетентности, и увеличение их количества.

Опираясь на изученный опыт подготовки учителей в Германии и учитывая традиции отечественной системы образования, полагаем, что наиболее удобной формой организации учебного процесса является модульная форма.

Структура модулей образовательных программ разработана совместно преподавателями кафедры иностранных языков Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (Россия) и Людвигсбургского педагогического университета (Германия), являющегося давним партнером 111 СГА.

Модули образовательных программ

1. Рефлексивный (Die Selbststtaen-digkeit und Selbsttaetigkeit in Globalization).

Цель модуля: воспитание толерантности, формирование социокультурной идентификации личности.

Примерные образцы заданий

Система заданий Г. Хофстеде. Проанализируйте педагогическую ситуа-

цию, используя основные критерии оценки культуры. Предложите пути решения.

1. Дистанцированность от власти -восприятие власти, степень, с которой наделенные относительно меньшей властью члены общества, института или организации ожидают и допускают неравномерность распределения власти. Для культур с большой дистанцированностью от власти характерно восприятие власти как наиболее важной части жизни, преклонение перед начальством; для культур с малой дистанцированностью от власти характерно построение отношений на основе равенства, уважения к личности.

2. Обособленность (индивидуализм) как противоположность сплоченности (коллективизму) - тяготение к личным целям, осознание себя как «я», защита частных интересов; коллективистской культуре присущи групповые цели, осознание человеком себя как «мы», поддержание групповых форм взаимодействия.

3. Напористость - нацеленность на достижение результата любой ценой; жителей стран с большим значением этого показателя относят к «мужскому типу», для них характерны такие качества, как соперничество, уверенность в себе, целеустремленность, приверженность к материальным ценностям; жители стран с низким значением этого показателя относятся к «женскому типу», для них характерны почитание взаимоотношений, культурных ценностей, забота о качестве жизни.

4. Избегание неопределенности (неприятие неопределенности) - степень восприятия и реагирования на незнакомые ситуации; для жителей стран с большим значением показателя избегания неопределенности типично недопущение неопределенных, неясных ситуаций, стремление к установлению четких правил поведения, доверие традициям и устоям, склонность к внутригрупповому согласию, нетерпимость по отношению к людям с иной жизненной позицией, образом мышления; для жителей стран с низким показателем избегания неопределенности характерно проявление личной инициативы, приемлемость риска, спокойное принятие разногласий, иных точек зрения.

Ситуация 1. Студентка из страны X живет в университетском общежитии

страны Y в течение года. Ее удивляет тот факт, что каждый студент готовит себе самостоятельно. Однажды она решила пригласить студентку из страны Y и вместе с ней приготовить ужин. Студентка из страны Y отказалась, сказав, что предпочитает ужинать в одиночестве, тем самым она обидела студентку из страны X: та подумала, что студентка из страны Y ее не понимает. Студентка из страны Y удивлена: она просто не восприняла приглашение приготовить ужин и поужинать вместе всерьез.

2. Концептуальный (Modern BildungSystem).

Цель модуля: формирование и расширение знаний о развитии системы мультикультурного образования.

Примерные образцы заданий

Анализ образовательных программ различных стран, характеристика основных подходов и технологий; характеристика мультикультурной образовательной среды (МОС); способы организации муль-тикультурного сопровождения; оценка МОС класса, группы.

3. Организационно-управленческий (Integrative Bildung machen)

Цель модуля: совершенствование практических умений студентов в области развития системы мультикультурного образования.

Примерные образцы заданий

Задания по системе А.П. Тряпицы-

ной.

На заключительном этапе рекомендуется использовать задания, позволяющие решать следующие виды задач:

1. Целостно видеть проблемы, связанные с развитием мультикультурного образования.

2. «Видеть» обучающегося с целью определения мультикультурных качеств личности, его мотивации и готовности к мультикультурному взаимодействию и выстраиванию толерантных отношений с представителями иных культур, уметь оценивать характер мультикультурной среды в классе (группе).

3. Совершенствовать аналитико-синтетические умения, являющиеся основой для дифференциации и интеграции совокупности знаний об особенностях

иных культур (социокультурных, профессиональных и т.д.).

4. Создавать мультикультурную ин-тегративную образовательную среду и использовать ее возможности, совершенствовать ее в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса образовательных учреждений различных стран.

5. Проектировать и осуществлять образовательную деятельность по формированию мультикультурной компетентности обучающихся, оценивать эффективность своей работы.

Задача модулей образовательных программ - обоснованное предписание по выполнению действия (набор последовательности действий), включающее в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), сформулированные в вопросе или задании. Осуществление решения представляет собой поиск и определение неизвестных элементов через известные, при этом решить задачу означает достичь конкретного искомого результата. Примерная структура профессиональной задачи как единицы содержания подготовки, по мнению А.П. Тряпицыной, может быть представлена следующим образом:

1. Обобщенная формулировка -описание имеющегося в практике противоречия, трудностей, постановка вопроса.

2. Ключевое задание, в котором обозначен «продукт» решения задачи (что требуется представить как результат решения).

3. Контекст решения может включать следующую информацию: исходные данные о ситуации; характеристику имеющихся ресурсов для решения задачи (информационных, научно-методических, временных, психологических, организационно-управленческих и т.п.); указание на теоретическую базу решения задачи.

4. Задания, которые приведут к решению (к «продукту»). В основе «продукта» решения задачи могут быть некая информация, действия, операции, отношения, суждения и оценки, форма поведения. «Продукт» может быть представлен в виде текста (программы, выступления, проспекта книги, конспекта урока, презентации, афиши, рекламы, листовки, ме-

тодических рекомендаций, проекта, методической разработки и т.д.), а также текста - описания действий (стратегии поведения, способа действия, операций, технологий и др.).

Перечень заданий, совокупность которых позволяет получить «продукт», в котором представлено решение, может строиться по-разному в зависимости от группы и вида поставленной перед педагогом профессиональной задачи в соответствии:

- с этапами организации целостного педагогического процесса, включающего ценностно-смысловое (методологическое) самоопределение; диагностику - анализ -прогнозирование; целеполагание - планирование - проектирование (конструирование); практические действия по организации педагогического процесса (технологии, взаимодействие); оценку результата педагогической деятельности учащихся и педагога, коррекцию;

- со структурой «продукта» и этапами процесса его создания;

- с правилами социального взаимодействия и речевого поведения [7].

Образец задачи №1

Обобщенная формулировка задачи. Современному обществу требуются работники, способные к труду в мульти-культурной образовательной среде. Наблюдения показывают, что сегодня все больше проблем возникает при работе с мигрантами. Появляется вопрос, как решить эти проблемы (языкового, социального, психологического характера).

Ключевое задание. Дайте описание мультикультурной образовательной среды, формирование которой необходимо для работы с детьми мигрантамов.

Контекст решения задачи. В вашем классе обучается несколько мигрантов. У них возникают языковые, социальные, психологические проблемы.

Задания, которые могут привести к решению.

1. Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить проблему.

2. Соберите информацию о том, как решают эту проблему педагоги из других стран.

3. Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического

процесса, которые будут способствовать адаптации мигрантов в новой образовательной среде.

4. Спрогнозируйте возможную реакцию детей-мигрантов на ваши действия, придумайте способы совместного решения проблем с этими детьми.

5. Оформите окончательный вариант решения задачи в виде проекта и подготовьтесь к его защите.

Образец задачи №2

Обобщенная формулировка задачи. Сегодня в рамках проблемы организации мультикультурной образовательной среды необходимо вовлекать всех учащихся в этот процесс. Задача педагога - содействовать включению каждого ребенка в мультикультурный процесс, в особенности это важно в мультинациональном классе.

Ключевое задание. Разработайте совместно с детьми план воспитательного мероприятия на тему «Все мы люди одной планеты», проведите его.

Контекст решения задачи. Вы работаете в мультинациональном классе. Достаточно часто в нем возникают разнообразные конфликты на межнациональной почве. Для их предотвращения вы предлагаете детям подготовиться к проведению совместного воспитательного мероприятия.

Литература

1. Аниськин В.Н., Жукова Т.А., Schrenk M. Формирование социокультурных умений студентов российских и немецких вузов // Интеллектуальное развитие в процессе обучения физике : матер. междунар. науч.-практ. конф., 26-27 нояб. 2010 г. Самара : ПГСГА, 2010. С. 39-41.

2. Briedis K. Übergänge und Erfahrungen nach dem Hochschulabschluss. Ergebnisse der HIS-Absolventenbefragung des Jahrgangs. Hannover : HIS, 2007.

3. Götz K. Interkulturelles Lernen / Interkulturelles Training. 6 Aufl. 2006. München / Mering: Rainer Hampp Verlag.

4. Дюжакова М.В. Развитие педагогического образования в поликультурном обществе. Воронеж : ВГПУ, 2008.

5. Жукова Т.А. Актуальные проблемы разработки системы мультикультурного образования в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. №153(1). СПб., 2012. C. 97-103.

6. Lanfranchi A. Interkulturelle Kompetenz als Element pädagogischer Professionalität -Schlussfolgerungen für die Lehrerausbildung. Interkulturelle Kompetenz und pädagogische Professionalität. Wiesbaden, 2008. S. 231-260.

7. Разработка квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования : уч. пос. / Под общ. ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. СПб. : РГПУ, 2006.

Задания, которые приведут к решению.

1. Определите теоретические источники решения задачи, выделите в них теоретическое знание об оптимизации способов взаимодействия с представителями различных культур.

2. Найдите в вашем городе школы с мультикультурными классами, проведите беседу с учителями и детьми о взаимодействии представителей различных культур.

3. Совместно с детьми мультинаци-онального класса составьте сценарий воспитательного мероприятия с учетом интересов каждого ребенка, проведите его.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Подведите итоги, обсудите их с одногруппниками и преподавателями.

Подводя итог вышесказанному, полагаем, что систематическое включение материалов, отражающих особенности менталитета разных народов, став основой для внесения корректив в разработанные модули программ подготовки бакалавров образования, даст возможность совершенствовать их, что, в свою очередь, позволит оптимизировать процесс развития мультикультурного образования и повысить уровень компетенций, необходимых личности бакалавра образования в мультикультурном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.