УДК 378.621.397
МОДЕЛИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ (СПЕЦИАЛИСТОВ) В УСЛОВИЯХ ХОЛИСТИЧНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В.Н. Аниськин1, В.И. Богословский2, Т.А. Жукова3
'^Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443099, г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
'E-mail: [email protected]
2E-mail: [email protected]
3E-mail: [email protected]
Рассматриваются причинно-следственные связи мультикультурного кризиса в системе высшего профессионального образования, обусловленные несовершенством основных образовательных программ вузов, которые не способствуют подготовке студентов в области мультикультурных взаимоотношений. Для повышения эффективности муль-тикультурной подготовки бакалавров (специалистов) предлагается инновационная модель, основой которой являются холистичная информационно-образовательная среда и холистичное информационно-образовательное пространство. На основе развития известного представления о холистичной среде образовательного учреждения приводятся авторские определения и характеристики холистичной информационно-образовательной среды и холистичного информационно-образовательного пространства. Анализируется степень взаимосвязи холистичной информационно-образовательной среды и холистичного информационно-образовательного пространства, в которых происходит подготовка бакалавров-интеграторов (специалистов-интеграторов) с новым типом мультикультурного мышления и самоорганизации, способных быстро и правильно адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь прогнозировать ближайшие и перспективные последствия изменений, происходящих в сфере их профессиональной деятельности. Обосновывается предположение о том, что бакалавры-интеграторы (специалисты-интеграторы), подготовленные в условиях холи-стичного информационно-образовательного пространства, обладают организаторскими качествами педагога, психолога, культуролога, политолога, десмоэколога, позволяющими решать задачи мультикультурного содержания и способствовать преодолению последствий мультикультурного кризиса. Приводится общая структурная модель системно-интегративного холистичного информационно-образовательного пространства, наиболее эффективного для мультикультурной подготовки бакалавров (специалистов). Проектируются модели многообразно-расчлененной, однообразно-единой и многообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях холистичного информационно-образовательного пространства.
Ключевые слова: мультикультурный кризис образования, холистичная информационно-образовательная среда, холистичное информационно-образовательное пространство, модель холистичного информационно-образовательного пространства, модели многообразно-расчлененной, однообразно-единой и многообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавров (специалистов).
Владимир Николаевич Аниськин, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, профессор кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания.
Владимир Игоревич Богословский, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации.
Татьяна Анатольевна Жукова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.
В современном мировом информационно-образовательном пространстве определились две основные тенденции: неуклонного возрастания роли образования в жизни народов, с одной стороны, и мультикультурного кризиса образования и его структур, с другой. Истоком мультикультурного кризиса образования, в том числе и высшего профессионального образования, вполне правомерно считать возникновение существенных несоответствий в системах ценностей, отношений, культур, конфессий и степени толерантности разных народов. Очевидно, что мультикультур-ный кризис может быть рассмотрен как пограничное состояние взаимоположения различных социокультурных систем, характеризуемое появлением и активным проявлением аномий и детерминированное возникновением и ростом уровня несоответствий в экономической, политической, культурной, социальной сферах представителей различных социумов.
Следствием мультикультурного кризиса является несовершенство системы высшего профессионального образования, которое заключается в том, что многие государственные и негосударственные вузы, независимо от реализуемых ими направлений и профилей подготовки (специальностей) бакалавров (специалистов), не могут в полной степени обеспечить мультикультурную подготовку своих выпускников, а основные образовательные программы вузов не способствуют подготовке студентов в области мультикультурных взаимоотношений. Основной причиной этого является несовершенство системы мультикультурного образования.
На сегодняшний день в ряде стран идет процесс перехода к новому типу образования, моделируемому с учетом проходящих в социуме мультикультурных процессов. Система высшего профессионального образования, как известно, может реали-зовываться в рамках двух основных моделей:
- адаптивной модели (или модели оперативного реагирования), при которой строго фиксированным инструментарием можно справиться с повторяющимися ситуациями. Основная цель этой модели заключается в формировании умений человека адаптироваться к окружающей действительности;
- инновационной модели, при которой происходит развитие информационно-образовательной среды вуза (в нашем случае - холистичной информационно-образовательной среды (ХИОС) и холистичного информационно-образовательного пространства (ХИОП)), в которой подготавливается бакалавр (специалист) с новым типом сознания, мышления, самоорганизации, способный быстро и правильно адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь прогнозировать ближайшие и перспективные последствия изменений, происходящих в сфере его профессиональной деятельности.
Основной акцент в инновационной модели переносится на становление умения субъекта системы высшего профессионального образования «выйти» за пределы непрерывного потока информации и повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую возникающую проблему в деятельности как стимул к дальнейшему развитию. Кроме того, в этой модели, на наш взгляд, заключена приоритетная идея, связанная с формированием нового типа бакалавров (специалистов), подготовкой профессиональных кадров в условиях современного ХИОП (см. рисунок).
Х И О П
Блок научно-методической работы и повышения квалификации
Модуль информационных образовательных ресурсов
Учебно-производственный и лабораторный блок
Модуль средств и методов обучения
Х ИО С
Модуль форм и технологий обучения
Музейно-выставочный блок
Модуль технического обеспечения
Библиотечно- архив ный блок
Рис. 1. Структурная модель ХИОП
Феномен ХИОП был сформирован нами в результате развития представления о холистичной среде образовательного учреждения (ХСОУ), предложенного А. Л. Бусыгиной и А.В. Федотовым и определенного как синтез системной организации содержательного компонента образования, оптимизации приемов управления мыслительной деятельностью студента, организации междисциплинарных научных конференций и создания общественных социально-экологических движений, посредством которых осуществляется формирование интегративного мышления учащихся. В основу структурно-функциональной модели ХСОУ легли программы интегральных курсов, одновременно формирующих специальные, технологические, психологические, социально-экономические, социально-экологические и биосферно-этические компетенции будущих бакалавров (специалистов) [1].
Термин «холистичная среда» в широком смысле трактуется как философская позиция по проблеме соотношения части и целого и исходит из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям. В узком смысле под холи-стичностью понимают «философию целостности», разработанную Я. Смэтсом, который ввел в философский тезаурус термин «холизм» на основе известного утверждения Аристотеля: «целое больше, чем сумма его частей» [2]. Учитывая это, вполне логично рассуждать о холизме, связывая его с интеграцией или интегративностью. Отмеченная связь подтверждается предположением А. Маслоу о том, что интегра-тивный (холистичный) способ мышления должен стать мировоззрением личности [3]. Далее это предположение трансформируется профессором А.Г. Бусыгиным в утверждение о том, что в эпоху глобализирующегося мира обществу особенно нужны специалисты-интеграторы (бакалавры-интеграторы), способные видеть явление целиком, т. е. видеть мир холистично (интегративно) [4].
Мы убеждены в том, что такие бакалавры-интеграторы (специалисты-интеграторы), подготовленные в условиях современного ХИОП, обладают не только профессиональными и специальными компетенциями, но и теми организаторскими качествами педагога, психолога, культуролога, политолога, десмоэколога, которые позволяют им вполне успешно решать задачи мультикультурного содержания и способствовать преодолению последствий мультикультурного кризиса.
Анализируя степень взаимосвязи ХИОП и ХИОС с позиции проблемы, вынесенной в заголовок нашей статьи, можно отметить следующее. Современная ХИОС характеризуется тем, что в ее структуру заложен принцип интеграции форм, методов, средств и технологий обучения, в том числе аппаратных и программных аналоговых и цифровых средств образовательных информационно-коммуникационных технологий (ОИКТ), приборов и устройств специального назначения, а также научный и культурно-просветительский потенциал инфраструктуры вуза и его партнеров (района, города, региона, страны и других государств) [5]. В этом случае можно вполне обоснованно говорить о системно-интегративном ХИОП, которое наиболее эффективно для мультикультурной подготовки бакалавров (специалистов) в рамках одной из трех моделей: многообразно-расчлененной (рис. 2), однообразно-единой (рис. 3) или многообразно-единой (рис. 4).
Модель многообразно-расчлененной мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях ХИОП. Данную модель, несмотря на ее простоту, достаточно трудно использовать в условиях глобализационных процессов в социуме, так как она основана на функционировании отдельных этнических образований и их культур, обособленных и мало контактирующих друг с другом без учета современной мультикультурной динамики, аспекты которой весьма интенсивно изучались исследователями на протяжении нескольких столетий.
Целью этих исследований стало выявление разнообразия линейных (неповторяющихся) тенденций развития всех социумов, разворачивающихся во времени и в пространстве. Возникший как неизбежный антипод клан исследователей, критиковавших логику линейных теорий, показал, что, во-первых, линейный тип динамики -лишь один из многих возможных; во-вторых, для того чтобы линейная динамика была возможна, либо изменяющийся объект должен находиться в абсолютном информационном вакууме и не испытывать воздействия внешних сил, либо действие этих сил на протяжении всего процесса изменения должно быть скомпенсировано.
В силу этих причин теория линейных тенденций динамики все чаще отвергалась и заменялась другой, которую можно было бы назвать принципом предела (или, другими словами, нарушения энтропии). Согласно данному принципу, линейно развиваются лишь некоторые мультикультурные явления на протяжении тех ограниченных отрезков времени, которые различны для разных составляющих систем. Из-за постоянных изменений и непрекращающегося воздействия огромного числа внешних по отношению к ним сил временно линейный характер их движения нарушается и сменяется поворотами и отклонениями, в результате чего глобальный процесс мультикультурного изменения приобретает нелинейный характер, сопровождающийся значительным проявлением различного рода аномий.
Указанные обстоятельства обусловливают неизбежность поиска путей выхода из создавшейся ситуации, одним из которых является выявление интегративных мультикультурных основ в системе высшего профессионального образования (в ХИОП) вообще и в определении идейных ценностей компонентов ХИОС в частности. Это послужило предпосылкой создания однообразно-единой модели мульти-культурной подготовки бакалавров (специалистов).
Система культур социума
£
Иг
Х И О П
Система отношений социума
ИНТЕГРАТИВНЫИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫИ
Студент вуза (субъект мультикультурной подготовки)
Система
этносов
социума
Х И О П
=ла=
Система ценностей социума
Рис. 2. Модель многообразно-расчлененной мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях ХИОП
Модель однообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях ХИОП. Эта модель ориентирована на создание «монолитного общества», в котором реализуется теория «плавильного котла» для национальных культур. Возникновение ее связано с именем американского ученого Дж. Бэнкса. По его мнению, мультикультурное образование - это идея, процесс и инновационное движение в образовании. Как некая идея, мультикультурное образование стремится дать равные возможности получения образования для всех субъектов, включая обучающихся разных расовых, этнических и социальных групп. Оно пытается создать равные для всех индивидов образовательные условия путем системного изменения образовательной среды таким образом, чтобы она отражала различные культуры и этнические группы, существующие в социуме.
Дж. Бэнкс выделил пять уровней измерений, или сфер действия, в мультикультурной подготовке обучающихся: интеграция содержания образования; процесс конструирования мультикультурного знания; преодоление предубеждений; справедливая педагогика; стимулирование развития культурно-просветительской и социальной структуры образовательного учреждения. Вместе с этим он выдвинул идею о последовательных ступенях реализации мультикультурного образования, таких как:
- переформатирование учебных программ через «культурные добавки» (первая ступень);
- включение в учебные планы дополнительных занятий, описывающих культурное разнообразие (вторая ступень);
- коренное изменение программ всех учебных дисциплин для того, чтобы они опирались на наличие и ценности культурного многообразия (третья ступень);
- вовлечение обучающихся в социально-полезную деятельность, одновременно учитывающую сложность и утверждающую ценность культурного многообразия современного мира, а также расширяющую культурную среду (четвертая ступень).
Лейтмотивом концепции Дж. Бэнкса является утверждение о том, что возможности развития культурной среды (в нашем случае - ХИОС и ХИОП) и социальной
организации обучающихся создаются тогда, когда и культура, и организация формируются таким образом, чтобы обеспечивать равный опыт и равный статус всем обучающимся, вне зависимости от расы, национальности или пола. Обеспечение этой направленности образования требует, чтобы целостная (интегративная, холистичная) среда, пространство (ХИОС, ХИОП) были адаптированы для этих целей, включая установки, убеждения и поведение преподавателей и администрации образовательных организаций, а также учебные программы, содержание обучения, процедуры аттестации, оценки знаний и стратегию педагогической деятельности [6].
В нашем понимании особо важным пунктом этой концепции является тот факт, что исследователь впервые определил значимость реорганизации образовательного процесса, необходимость пересмотра существующих моделей мультикультурной подготовки и введения в педагогическую практику трансформационной модели. Вместе с тем стоит отметить, что формирование и развитие ХИОС без учета особенностей построения иных интегрируемых систем ХИОП невозможно в деле успешного развития системы мультикультурного образования. Это может быть связано с несоответствиями в процессе обучения и воспитания в различных странах, что влечет за собой негативное отношение ко всему новому. Более того, из-за отмеченного несоответствия наблюдается процесс утрачивания культурной идентификации. В связи с этим можно сделать предположение о том, что существует вполне реальная угроза нормальному и эффективному функционированию национальных образовательных систем без учета образовательных политик различных стран в рамках процесса развития системы мультикультурного образования.
Поэтому стратегическими направлениями мультикультурной подготовки обучающихся становятся: определение роли современного образования в развитии новой системы мультикультурной подготовки студентов; оптимальное соотношение и объединение в единое целое различных систем образования для полноценной реализации идей мультикультурного образования; обеспечение самоидентификации личности в мультикультурном мире.
Модель многообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях ХИОП. Модель многообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавров и специалистов в условиях ХИОП подразумевает объединение социокультур для прогрессивного продвижения общества к высшим формам толерантного сосуществования, интеграцию опыта различных образовательных систем, нахождение способов взаимодействия для оптимизации процесса развития системы мультикультурного образования через трехуровневую трансформацию собственных систем образования:
- первый (начальный) уровень отражает традиционные, базовые перспективы развития системы мультикультурного образования. На этом уровне выявляются различного рода проявляемые несоответствия, определяется новый психолого-педагогический инструментарий для оптимизации процесса мультикультурной подготовки студентов в ХИОС и ХИОП;
- второй (средний) уровень включает в себя нормативно обусловленные и инновационные перспективы развития системы мультикультурного образования и может допускать критический анализ доминирующей нормы с выигрышной позиции новых перспектив, а также выявление условий их дальнейшей реализации;
- третий уровень определяет структуру трансформации системы мультикультурного образования (образовательные программы, сеть образовательных учреждений, структуры органов управления системой образования).
Социально-культурная структура вуза
Конструирование мультикультурных знаний
Преодоление Х И О П Содержание
предубеждений ^^ЩИ^^^^^Я образования
Справедливая педагогика
Рис. 3. Модель однообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях ХИОП
Объединение социо-культур для толерантного сосуществования
Развитие системы мультикультурного образования
Г образована
Х И Ц
Интеграция опыта различных образовательных систем
ИНТЕГРАТИВНЫИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНЬШ
Студент вуза (субъект мультикультурной подготовки)
Уровень базовых перспектив развития мультикультурного образования
ПОТЕНЦИАЛ ХИОС
I
Х И О П —0-
Уровень нормативного и инновационного
развития мультикультурного образования
Уровень трансформации мультикультурного образования
Рис. 4. Модель многообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях ХИОП
Очевидно, что одной из задач адаптации опыта подготовки бакалавров (специалистов) других стран к условиям национальной системы высшего профессионального образования является выявление образовательных стратегий, реализуемых или
проектируемых в настоящее время в этих странах. Это необходимо для того, чтобы определить меру использования опыта определенной конкретной страны в совершенствовании мультикультурной подготовки обучающихся.
Наметившаяся в некоторых странах тенденция копировать иные образовательные системы без должной апробации и корректировки для привязки к отечественным реалиям, скорее всего, будет обречена на провал. Необходим полноценный диалог со всеми участниками образовательного процесса для выработки комплекса мер модернизации системы образования с учетом всех ее аспектов и нюансов. Отсутствие комплексного подхода к реформированию системы образования не может чисто механически изменить ее к лучшему. Национальные системы образования в большей или меньшей степени отличаются друг от друга, однако испытывают на себе влияние общемировых преобразований. На этапе активного поиска путей развития системы образования и ее мультикультурной составляющей возникает стремление к тщательному изучению и разумному заимствованию накопленного передового опыта, доказавшего свою эффективность в конкретной стране [7].
Это, несомненно, служит определенным импульсом для создания единой инвариантной модели (модели мультикультурной подготовки бакалавров и специалистов в условиях современного ХИОП), общезначимой и приемлемой сопоставимыми странами с учетом разработанных на сегодняшний день методологических характеристик сравнительных исследований, отражающих логику их проведения по указанным параметрам, а также результатов проведенного анализа перспектив развития систем мультикультурного образования [8].
Такая модель должна быть сконструирована для создания условий «смягченного варианта адаптации в новом для личности пространстве», выражающейся в форме «сдержанной интеграции», которая подразумевает сохранение культуры национального большинства и принятие новых групп меньшинств, интегрирующихся в рамках иной культуры, не препятствующей ментальному, ценностному размыванию границ национальной культуры государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бусыгина А.Л., Федотов А.В. Формирование холистичной среды образовательного учреждения // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Известия СНЦ РАН. - 2006. -№ 1. - С. 102-106.
2. Аристотель. Метафизика. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с.
3. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
4. Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Кн. I. -Ульяновск: Симбирская книга, 2003. - 224 с.
5. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Иванов Д.В. Холистичная информационно -образовательная среда и ее синергетический потенциал в профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися на основе метода биологической обратной связи // Научное мнение. - СПб., 2014. - № 8. - С. 220-227.
6. Бэнкс Дж. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые ценности. - М., 1983. - Т. 2. - 367 с.
7. Богословский В.И. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: Научно-методические материалы / В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына. - СПб.: Книжный дом, 2007. - 272 с.
8. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания / Научные основы развития образования в XXI веке. - СПб.: СПбГУП, 2011. - С. 618-619.
Поступила в редакцию 08.10.2015; в окончательном варианте 15.10.2015
UDC 378.621.397
MODELS OF MULTICULTURAL PREPARATION
BACHELORS (EXPERTS) IN THE CONDITIONS OF HOLISTICHNY
INFORMATION AND EDUCATION SPACE
V.N. Aniskin', V.I. Bogoslovsky2, T.A. Zhukova3
'>3Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
65/67, M. Gorkogo st., Samara, 443099
2Herzen State Pedagogical University
48, Moika River Emb., St. Petersburg, 191186
'E-mail: [email protected]
2E-mail: [email protected]
3E-mail: [email protected]
The relationships of cause and effect of multicultural crisis in system of higher education caused by imperfection of the main educational programs of higher education institutions which don't promote training of students in the field of multicultural relationship are considered. For increase of efficiency of multicultural training of bachelors (experts) the innovative model which basis are the holistichny information and education environment and holistichny information and education space is offered. On the basis of development of known idea of the holistichny environment of educational institution author's definitions and characteristics of the holistichny information and education environment and holistichny information and education space are given. Degree of interrelation of the holistichny information and education environment and holistichny information and education space in which there is a training of bachelors integrators (specialists integrators) to new type of multicultural thinking and the self-organization capable quickly is analyzed and correctly to adapt for the changing conditions, to be able to predict the closest and perspective consequences of the changes happening in the sphere of their professional activity. The assumption of that locates, bachelors integrators (specialists integrators) prepared in the conditions of holistichny information and education space possess the organizing qualities of the teacher, psychologist, culturologist, political scientist, a desmoekolog allowing to solve problems of the multicultural contents and to promote overcoming of consequences of multicultural crisis. The general structural model of system and integrative holistichny information and education space, the most effective for multicultural training of bachelors (experts) is given. Models of the diverse dismembered, monotonous and uniform and diverse and uniform multicultural training of the bachelor (expert) in the conditions of holistichny information and education space are projected.
Key words: multicultural crisis of education, the holistichny information and education environment, holistichny information and education space, model of holistichny information and education space, model of the diverse dismembered, monotonous and uniform and diverse and uniform multicultural training of bachelors (experts).
Original article submitted 08.10.2015; revision submitted 15.10.2015
Vladimir N. Aniskin, PhD in Education, Professor, the Chair of IT, Applied Mathematics and Methods of Teaching, Dean of the Faculty of Mathematics, Physics and IT.
Vladimir I. Bogoslovskiy, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Scientific Work.
Tatyana A. Zhukova, PhD in Education, Professor of the Department of Foreign Languages.