УДК 343.133
Беляева В.С.
магистрант
Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБВИНЕНИЯ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация: в статье анализируется современное состояние дорожно-транспортной аварийности, подчеркивается проблема высокой смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. Автором подчеркивается важность качественного поддержания государственного обвинения по данной категории дел, выявляются проблемы поддержания государственного обвинения по делам, связанным с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: прокурор, поддержание гособвинения, ПДД.
Дорожно-транспортные происшествия не только наносят материальный ущерб, но и ежегодно уносят здоровье и жизни нескольких тысяч людей в нашей стране. Так, согласно обзору дорожно-транспортной аварийности, опубликованному научным центром безопасности дорожного движения МВД России, «по итогам первой половины 2023 года количество ДТП с погибшими и (или) пострадавшими в России увеличилось на 3,9%. Всего за полгода было зарегистрировано 56,2 тыс. таких дорожных аварий. В них погибли 5,9 тыс. человек (+2,9%), ранения получили 71 тыс. человек (+3,6%), каждое одиннадцатое (4,9 тыс.) ДТП привело к смертельному исходу» [7] . Такая
печальная статистика красноречиво свидетельствует о том, что проблема снижения смертности на дорогах до настоящего времени не решена.
Представляется, что в качестве инструментов решения обозначенной проблемы можно назвать, во-первых, усиление ответственности участников дорожного движения, прежде всего, водителей. Однако, справедливости ради следует отметить, что пешеходы также способны создавать аварийную ситуацию, что должно быть соразмерно наказуемым. Вторым, крайне важным аспектом является обеспечение неотвратимости наказания виновных лиц, допустивших нарушения безопасности дорожного движения, а, в особенности, в случае наступления последствий таких нарушений в виде летального исхода. Достижению поставленных целей несомненно способствует качественное поддержание государственного обвинения.
Поддержание государственного обвинения по уголовным делам об автотранспортных преступлениях отличается особой сложностью, поскольку наряду с юридическими знаниями, требует познаний в области криминалистики, тактики представления доказательств и методики поддержания обвинения по данной категории уголовных дел, которая характеризуется тем, что зачастую виновники ДТП заявляют, что в момент аварии находились в автомобиле, но за рулем не были. Помимо прочего, определенный процент дорожно-транспортных происшествий оказывается самоубийствами, а некоторые убийствами, замаскированными под ДТП, что также требует определенных познаний при поддержании государственного обвинения.
В связи с чем представляется уместным и своевременным обратиться к исследованию отдельных аспектов поддержания государственного обвинения по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, с целью выявления проблем в этой сфере и путей их решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» «прокурор, осуществляя
уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя» [2]. Поддержание прокурорами государственного обвинения является обязательным в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при рассмотрении дел частного обвинения, если они были возбуждены следователем, либо с согласия прокурора дознавателем (ч. 2 ст. 246 УПК РФ).
Прокурор, участвуя в рассмотрении судом уголовных дел, осуществляет уголовное преследование, реализующееся в виде поддержания государственного обвинения. Вместе с тем, следует отметить, что наряду с уголовным преследованием прокурор, исходя из целей своей деятельности, осуществляет и правозащитную функцию (ч. 7 ст. 246 УПК РФ). В связи с изложенным совершенно справедливо отмечает Е.Р. Ергашев, что «обвиняя подсудимого в совершении преступления, прокурор в то же время обеспечивает его защиту от необоснованного обвинения и осуждения. В отличие от стороны защиты, прокурор в судебном процессе выступает гарантом соблюдения прав и законных интересов всех граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства» [3].
В целях надлежащей реализации прокурорами полномочий в уголовном процессе Генпрокурором РФ был издан приказ от 30 июня 2021 г. № 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», в котором в качестве основных задач этой деятельности названы: «содействие суду в полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, осуществление уголовного преследования в суде в форме поддержания государственного обвинения, обеспечение в процессе уголовного судопроизводства законных прав участников процесса, содействие суду в правильном и своевременном рассмотрении уголовного дела, вынесении законного и справедливого приговора» [6].
Стадия судебного следствия с учетом состязательности процесса требует от прокурора наличия специальных знаний. Многие исследователи заявляют о необходимости обладания прокурором, в том числе и
криминалистической подготовкой (рекомендациями по изучению материалов уголовного дела о преступлении конкретного вида, а равно методикой расследования этого преступления) [4]. Данное положение многие годы является дискуссионным в юридической науке, однако видится совершенно справедливым и заслуживающим поддержки.
Вместе с тем именно по рассматриваемой категории дел данное предложение представляется особенно актуальным в связи с тем, что поддержание обвинения по уголовным делам об автотранспортных преступлениях требует выяснения ряда специфических технических вопросов: «состояния транспортных средств, параметров дорог, условий и особенностей организации движения» [5].
Развивая изложенную идею, представляется возможным предложить в прокуратурах крупных городов с интенсивным движением, и, как следствие, значительным числом дорожно-транспортных происшествий, создание групп обвинителей, специализирующихся на поддержании государственного обвинения по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Помимо этого, необходимо систематическое проведение обучающих семинаров для прокуроров, поддерживающих обвинение по указанной категории дел, в том числе для сотрудников прокуратур малонаселенных районов.
Помимо названных проблем, на практике существует еще целый ряд вопросов, требующих решения. Так, достаточно остро в настоящее время стоит проблема дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта, которая во многом обусловлена неудовлетворительным состоянием выпускаемых на маршрут автотранспортных средств, допускаемое с молчаливого согласия, а иногда и по прямому указанию руководителей автотранспортных предприятий. Вместе с тем, как показывает практика, виновными в дорожно-транспортном происшествии признают водителей общественного транспорта, не выясняя при этом степени вины собственников автотранспортных предприятий. В связи с чем, видится необходимым
обязательность в таких случаях вынесения судом частных определений в отношении владельцев автопарка.
Еще одной проблемой, на которую стоит обратить внимание, является прекращение уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим и возмещения ему причиненного вреда на основании статьи 76 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [1]. На практике нередки случаи, когда с целью прекращения в отношении них уголовного дела, обвиняемые лишь обещают возместить ущерб потерпевшему, а после прекращения в отношении них уголовного преследования не выполняют своих обязательств. В связи с чем предлагается особое внимание государственных обвинителей обращать на соблюдение условий ст. 76 УК РФ путем применения конкретных мер, в том числе, к примеру, исследования доказательств возмещения вреда потерпевшему.
Таким образом, следует заключить, что от профессионализма, наличия специальных знаний, уровня подготовки государственного обвинителя к каждому конкретному делу, связанному с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, напрямую зависит его исход. Наряду с изложенным, существует и ряд процессуальных вопросов, возникающих в процессе рассмотрения данной категории дел, требующих решения в дальнейшем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3: в ред. от 08 августа 2024 г (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024);
2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 : в ред. от 25 декабря 2023 г. № 626-ФЗ, № 659-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472, 2024. № 1 (часть I), ст. 7;
3. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 474 с. Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. с. 329. URL: https://urait.ru/bcode/534075/p.329 (дата обращения: 30.08.2024);
4. Данилова Н.А., Николаева Т.Г. Криминалистика в деятельности прокурора: нонсенс или насущная необходимость? // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 9. С. 113 - 119;
5. Даценко С.В. Поддержание государственного обвинения по уголовным делам, связанным с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: сб. материалов семинара (Москва, 28 окт. 2020 г.). М., 2021. С. 58;
6. Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства : приказ Генпрокуратуры России от 30 июня 2021 года № 376. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
7. В России увеличилось число ДТП в 2023 году // Газета.ру. URL: https://w.gazeta.ru/auto/news/2023/07/27/20955272.shtml (дата обращения: 30.08.2024).
Belyaeva V.S.
Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)
PECULIARITIES OF MAINTAINING STATE PROSECUTION IN CASES RELATED TO VIOLATION OF TRAFFIC RULES AND OPERATION OF VEHICLES
Abstract: the article analyzes the current state of road traffic accidents, emphasizes the problem of high mortality as a result of road traffic accidents. The author emphasizes the importance of quality maintenance of public prosecution in this category of cases, reveals the problems of maintenance of public prosecution in cases involving violation of traffic rules and operation of vehicles, suggests ways to solve them.
Keywords: prosecutor, prosecution maintenance, traffic rules.