Научная статья на тему 'Отдельные аспекты подготовки государственного обвинителя к судебному заседанию по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в приграничных регионах Сибирского федерального округа'

Отдельные аспекты подготовки государственного обвинителя к судебному заседанию по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в приграничных регионах Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБВИНЕНИЕ / УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ ОРУЖИЯ / ПОДГОТОВКА ПРОКУРОРА К СУДЕБНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ / PUBLIC PROSECUTION / CRIMINAL CASES CONNECTED WITH ILLICIT TRAFFICKING IN WEAPONS / PREPARATION OF A STATE PROSECUTOR FOR THE TRIAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вдовин Алексей Николаевич

В статье рассматриваются аспекты поддержания государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в приграничных регионах Сибирского федерального округа. Приводится практика предварительной подготовки поддержания обвинения в органах прокуратуры Республики Тува. Подключение будущего государственного обвинителя к работе следственно-оперативной группы, изучение материалов уголовного дела, изучение нормативных правовых актов, взаимодействие со следователем и оперативными сотрудниками, выработка предварительной позиции по уголовному делу, разработка плана участия в судебном разбирательстве элементы подготовки прокурора для эффективного поддержания государственного обвинения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of preparation of a state prosecutor for the trial on crimes connected with illicit trafficking in weapons in Siberian federal border regions

The problem of crime prevention in the sphere of illicit trafficking in weapons is a multidisciplinary one. The generalization of court practice in criminal cases connected with illicit trafficking in weapons in border regions has revealed some controversial issues. A scientific novelty of the research can be explained by the following: the lack of a scientific development of the issue related to the preparation of a state prosecutor for the above trials has predetermined the possibility of an integrated research of both theoretical and applicative problems of realization of the institution of court procedure and the development of some tactical recommendations. To be well prepared means for the prosecutor to examine the case, to coordinate the accusatory pleading in court taking into account the audience and to ensure the effective optimal participation in the case. The author has proposed the set of rules for the preparation of public prosecutors for participation in trials connected with illicit trafficking in weapons in the Prosecutor's Offices in the Republic of Tuva with his own additions. Some Prosecutor's Offices in the Republic of Tuva involve future public prosecutors into the work of operational groups investigating grievous crimes or serial grievous crimes. The author recommends the public prosecutor in the above cases the list of normative legal acts, decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation and rulings of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation. It is recommended for the prosecutors in Siberian federal border regions to draft plans for the preparation in criminal trials. The plan shall reflect: a crime event, evidentiary foundation completeness, revealed investigation deficiencies, the quantity and essence of possible motions, directions and sequence of examination of evidence, participation in investigative actions and overcoming of counteractions of defense. Besides, we recommend the prosecutor who either supervises the activity of preliminary investigation bodies or works closely with investigators and operative investigative bodies and has the information about the essence and special aspects of the case to support state prosecution. It enables to form a full and objective position of the prosecutor in a criminal case and to define the necessity of making a motion at this stage. Moreover, if a public prosecutor knows the materials of a criminal case and the process of their formation (the details of criminal investigation), he has the opportunity to state a more substantiated position as far as the motions of other parties to a trial are concerned.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты подготовки государственного обвинителя к судебному заседанию по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в приграничных регионах Сибирского федерального округа»

УДК 343.985

А.Н. Вдовин

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В статье рассматриваются аспекты поддержания государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в приграничных регионах Сибирского федерального округа. Приводится практика предварительной подготовки поддержания обвинения в органах прокуратуры Республики Тува. Подключение будущего государственного обвинителя к работе следственно-оперативной группы, изучение материалов уголовного дела, изучение нормативных правовых актов, взаимодействие со следователем и оперативными сотрудниками, выработка предварительной позиции по уголовному делу, разработка плана участия в судебном разбирательстве - элементы подготовки прокурора для эффективного поддержания государственного обвинения.

Ключевые слова: государственное обвинение, уголовные дела о незаконном обороте оружия, подготовка прокурора к судебному производству.

По мнению ряда ученых - Л.А. Воскобитовой, А.Я. Гришко, Б.Б. Булатова и других, цель уголовного процесса - создание такой системы уголовного судопроизводства, которая обеспечивала бы надлежащую защиту прав и законных интересов граждан и организаций от преступных посягательств, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод, а также уголовное изобличение виновных и отказ от уголовного преследования невиновных. Этого невозможно достичь без использования криминалистических знаний; криминалистические разработки и рекомендации могут иметь теоретическое и практическое значение только в том случае, если они идут в русле уголовного процесса. С помощью криминалистики и оперативно-розыскной деятельности достигается криминалистическое обеспечение расследования преступлений и рассмотрения уголовных дел в суде и оперативно-розыскное сопровождение уголовного судопроизводства.

Актуальность и значимость концепции криминалистического обеспечения судебных стадий уголовного судопроизводства, острую необходимость дальнейших теоретических и прикладных исследований в этой области подчеркнули Л.Е. Ароцкер, Р.С. Белкин, В.К. Гавло, О.Н. Коршунова, Н.П. Яб-локов и другие ученые [1]. Однако, к сожалению, прикладные исследования по данному научному направлению, тем более конкретизированному по отдельной группе преступлений с учетом региональной специфики, имеются не в том объеме, в каком требует практика.

Судебное производство как часть системы уголовного судопроизводства своей целью имеет, в частности, обеспечение надлежащей защиты прав и законных интересов граждан и организаций от преступных посягательств,

защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, уголовное преследование виновных.

В деле обеспечения неотвратимости уголовной ответственности за каждое совершенное преступление прокурор обладает значительными возможностями и в судебных стадиях производства по уголовному делу.

Тот факт, что производство по уголовному делу в судебных стадиях построено на принципе состязательности сторон, требует от прокуроров большой активности [2. С. 14].

В системе уголовно-процессуальных функций обвинение занимает значимое положение, без которого уголовное правосудие беспредметно, невозможно. Предмет и пределы обвинения до начала судебного разбирательства определяются прокурором, и суд не вправе решать вопрос, в каком объеме и какое конкретно обвинение будет рассмотрено в судебном заседании.

Председательствующий ведет судебное следствие, организуя сторонам реализацию их прав. Каждое судебное действие производится с участием сторон и суда. Судья анализирует полученные доказательства, сопоставляет их с содержанием этих доказательств по материалам дела (предварительное следствие или дознание), со своими вопросами [3. С. 21].

Однако суд не может выдвинуть и проверить контрверсию происшедшего, если она выходит за рамки предъявленного обвинения, хотя он несет ответственность за выносимый приговор и за всестороннее исследование доказательств в судебном следствии [4. С. 5].

Конечным процессуальным документом, устанавливающим пределы судебного разбирательства по конкретному делу, является обвинительное заключение, или обвинительный акт (далее - обвинительное заключение).

Факт утверждения прокурором обвинительного заключения означает, что прокурор убежден в правильности сформулированного обвинения, что инкриминированное деяние совершено именно указанным обвиняемым, который должен предстать перед судом и понести наказание. В судебном разбирательстве прокурор оперирует доказательствами, которые сформировали у него убежденность в виновности подсудимого и необходимости его осуждения.

После окончания предварительного расследования и утверждения прокурором обвинительного заключения уголовное дело направляется в суд.

Началом деятельности уголовного преследования для государственного обвинителя является поручение ему прокурором обязанности по осуществлению соответствующих функций. Согласно п. 4 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» поручение о поддержании государственного обвинения руководителями прокуратур дается в письменной форме и заблаговременно, чтобы подчиненные прокуроры имели реальную возможность подготовиться к судебному заседанию.

Деятельность государственного обвинителя по поддержанию обвинения на стадии подготовки к судебному заседанию определяет объем

государственного обвинения на указанной стадии, а также означает первое официальное вступление государственного обвинителя в уголовный процесс.

Однако с процессуальной точки зрения право на осуществление уголовного преследования в суде прокурор получает только после того, как будет допущен к участию в деле судом. Но начать подготовку к участию в судебном разбирательстве прокурор вправе на более ранних этапах. Так, в практике отдельных прокуратур Республики Тува имеются случаи подключения будущего государственного обвинителя к работе следственно-оперативной группы, расследовавшей тяжкое преступление либо серию таких преступлений. Это позволяет государственному обвинителю заранее изучить материалы дела, имеющиеся доказательства и другие значимые обстоятельства. Он, конечно, не будет обладать каким-то определенным процессуальным статусом в следственной группе, но с точки зрения возможностей максимально полной и всесторонней подготовки к осуществлению в дальнейшем уголовного преследования в суде указанная практика весьма эффективна.

Каждая из сторон, осуществляя свою функцию, призвана преодолевать противодействие другой стороны, убеждать суд в правомерности и обоснованности своей позиции (ст. 15, 244, 246, 248, 271 УПК РФ). Поэтому каждая из сторон в одинаковой мере обладает правом по своему усмотрению использовать разнообразные тактические приемы, если последние не противоречат положениям процессуального закона, общепринятым нормам морали и этики, а также не представляют угрозы для здоровья кого-либо из участников уголовного судопроизводства.

Так, предварительное расследование фактически направляется обвинением и защитой, заинтересованными в «выигрыше» дела на основе своих предвзятых позиций и тактических приемов. С учетом изменившихся реалий пришло время признать, что тактические приемы - атрибут деятельности не только следователя, но и других участников уголовного судопроизводства [5. С. 25].

Внимательно разобраться в деле, правильно скорректировать свое выступление в суде с учетом аудитории и в целом обеспечить эффективное оптимальное участие по делу государственному обвинителю можно только посредством качественной подготовки.

Участвуя в судебных заседаниях, прокурор должен уметь грамотно и лаконично излагать свою позицию по делу, убеждать судей и присяжных заседателей в своей правоте, способствовать возникновению у них благоприятного для себя решения. Для этого надо уметь правильно излагать свои мысли с учетом особенностей аудитории, сочетая в речи логику и эмоции, правовой анализ и психологические особенности поведения истцов и ответчиков, подсудимых и потерпевших. Мало знать соответствующее законодательство, надо еще и овладеть основными приемами судебной риторики, потому что в судебном процессе обвинитель обязан мобилизовать весь свой опыт - житейский и профессиональный - для того, чтобы добиться справедливого приговора или иного судебного решения [6. С. 1].

Анализ практического опыта в приграничных регионах Сибирского федерального округа позволяет нам предложить следующий регламент подго-

товки к поддержанию государственного обвинения по делам о преступлениях, совершающихся в сфере незаконного оборота оружия:

1. Изучение материалов уголовного дела и составление выписок и копий процессуальных документов, использование для подготовки электронной версии материалов уголовного дела. Среди документов, подлежащих наиболее тщательному изучению государственным обвинителем, следует назвать:

- протокол осмотра места происшествия с приложениями фототаблиц, видеозаписей;

- протокол обыска (выемки);

- протоколы осмотра предметов (предмета преступления; одежды и обуви лица, подозреваемого в совершении преступления), постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств;

- протоколы допроса обвиняемого, свидетелей;

- заключения баллистической и криминалистической экспертиз;

- сведения об учете оружия, разрешительные документы на оружие (при наличии);

- документы, характеризующие личность преступника.

Следует обратить внимание, что из протокола осмотра одежды и обуви лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть получена в числе прочего информация о следах, свидетельствующих о совершении преступления: следах крови, остаточных следах выстрела, следах металлизации от предметов оружия, разрывах и повреждениях одежды. Факты обнаружения указанных следов имеют доказательное значение.

2. Изучение нормативных правовых актов, решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и ознакомление с судебной практикой и методической литературой, а именно:

- ч.1 ст. 8, п. «л» ст. 77 Конституции РФ;

- ст. 222-226 Уголовного кодекса РФ;

- Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ;

- Федеральные законы: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ, «О государственной тайне» от 15.11.2010 № 299-ФЗ;

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»;

- Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях»;

- Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, а также ряд других подзаконных нормативных актов.

3. Взаимодействие со следователем в целях более эффективного исследования события преступления и личности преступника, оперативными сотруд-

никами с целью уяснения и уточнения результатов ОРД, нашедших отражение в уголовном деле, законности таких результатов, общение с потерпевшими, свидетелями и экспертом, изучение ближайшего окружения обвиняемого, его отношений с родственниками, сослуживцами, соседями.

4. Выработка предварительной позиции по уголовному делу.

5. Разработка плана участия в судебном разбирательстве.

6. Подготовка к отдельным этапам судебного разбирательства.

Сложность судебного следствия для государственного обвинителя

состоит в том, что он, удерживая в памяти содержание уголовного дела, получая новые сведения или выявляя изменения в показаниях допрашиваемых лиц, должен в ходе судебного заседания анализировать в сжатое время информацию в совокупности. Это очень сложная психологическая задача. Надо иметь высокоразвитые личностные качества (хорошую память, интеллект и др.), профессиональную подготовку и опыт рассмотрения уголовных дел, чтобы успешно справляться с такой задачей.

Криминалистическая сложность судебного следствия зависит от многих факторов и далеко не всегда предсказуема. Поэтому производить его надо с исследованием криминалистических средств и методов, а также, разумеется, с учетом специфики судебного разбирательства.

Государственному обвинителю в процессе разбирательства уголовных дел, особенно в сложных случаях, необходимо применять планирование судебного следствия, конструирование и проверку судебных версий, анализ показаний при допросах.

Так, при поддержании государственного обвинения по уголовным делам в судах Республики Тува и в ряде других приграничных регионов Сибирского федерального округа прокурорами субъектов регламентирована обязанность государственных обвинителей составлять план подготовки к участию в судебном процессе по уголовному делу, отражающий событие происшествия, полноту доказательной базы, выявленные недостатки следствия, количество и сущность возможных ходатайств, направления и последовательность исследования доказательств, участие в следственных действиях и преодоление противодействия стороны защиты. Значение такого плана в эффективном осуществлении полномочий прокурором в судебном следствии трудно переоценить.

Следует отметить, что законом государственный обвинитель не наделен правом или обязанностью знакомиться с материалами уголовного дела до его направления в суд, что в определенной степени ограничивает его возможности. Поэтому для эффективного обеспечения участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства значение приобретает взаимодействие государственного обвинителя и субъектов следствия.

Данные, полученные нами в результате анализа материалов уголовных дел и интервьюирования, позволяют сформулировать следующие рекомендации. Поддержание государственного обвинения по делам о незаконном обороте оружия следует поручать преимущественно надзирающим за органами предварительного расследования прокурорам либо обвинителям, взаимодействующим на досудебных стадиях процесса со следователем или органами ОРД и имеющим представление о существе и особенностях данного дела. Это позволяет сформировать полную и

объективную позицию обвинения по уголовному делу, в том числе и определить необходимость заявления ходатайств на данной стадии.

Кроме того, зная материалы уголовного дела и процесс их формирования (детали уголовного расследования), государственный обвинитель имеет возможность высказать более обоснованную позицию по поводу ходатайств, заявленных другими участниками процесса.

Региональная практика рекомендует изучение дела начинать с изучения обвинительного заключения. Прежде всего, надо выяснить, имеется ли состав преступления в деянии, вмененном обвиняемому и описанном в обвинительном заключении. Иногда встречаются случаи вменения деяний, которые состава преступления заведомо не содержат, особенно в формулах обвинения при соучастии, приготовлении, покушении на преступление.

Так, военнослужащим воинской части, обвинявшимся в приготовлении к хищению боеприпасов путем сокрытия остатков со стрельб, было предъявлено обвинение без указания формы вины, а водителю, обещавшему вывести похищенное оружие, было предъявлено обвинение в пособничестве этому деянию с косвенным умыслом. Между тем приготовление к преступлению, как известно, может быть совершено только с прямым умыслом, а соучастники в случае недоведения исполнителем деяния до конца несут ответственность также за неоконченное деяние (ст. 34 УК РФ), то есть тоже только если они действовали с прямым умыслом. И военнослужащие, и водитель были оправданы [7].

Также необходимо проверить, составлено ли обвинительное заключение в пределах сроков предварительного расследования, в т.ч. п. 6 ст. 162 УПК РФ.

Анализ практического опыта в приграничных регионах Сибирского федерального округа с населением, в недостаточной мере владеющим русским языком (а иногда и полностью не владеющим), позволяет нам выделить в рассматриваемом вопросе особую актуальность следующих двух вопросов [8. С. 4]:

1. Переведены ли обвинительное заключение, иные процессуальные документы для обвиняемого, не владеющего или недостаточно владеющего языком, на котором ведется производство по уголовному делу, на родной язык или на иной язык, которым он владеет?

2. Соответствует ли обвинение, изложенное в обвинительном заключении и в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, их переводу, вручены ли переводы указанных документов обвиняемому?

Наконец, следует проверить, соответствует ли вообще обвинительное заключение требованиям ст. 220 УПК РФ, содержит ли оно все необходимые по закону сведения.

Например, правильно ли приведены в обвинительном заключении данные о личности обвиняемого (обвиняемых), в том числе состав семьи, сведения о прошлых судимостях, данные о месте его нахождения; имеются ли данные о потерпевшем. Соответствуют ли эти сведения другим документам уголовного дела. Правильно ли указаны фамилия, имя, отчество обвиняемого в различных местах по тексту обвинительного заключения, в частности в описательной и результативной частях формулировки обвинения. Подтверждены ли данные о личности обвиняемого копией паспорта, являющегося согласно

Постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ [9. С. 5].

Примечательно, что по приведенному последнему обстоятельству в ряде приграничных регионов Сибирского федерального округа, к сожалению, сложилась устойчивая судебная практика возращения уголовных дел прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ, то есть в связи с ненадлежащим установлением личности обвиняемого ввиду отсутствия в деле копии его паспорта [10. С. 6].

Вообще, как показывает анализ практики борьбы с незаконным оборотом оружия, уголовное преследование по анализируемым преступлениям, даже совершенным неорганизованными группами, представляет достаточную сложность. Поэтому от государственного обвинителя требуется не только умелое использование всего арсенала выработанных криминалистикой теоретических и практических рекомендаций по организации и планированию поддержания обвинения, но и должное взаимодействие с соответствующими специалистами и оперативно-розыскными сотрудниками.

Литература

1. Гавло В.К., Клочко В.Е., Ким Д.В. Методологические аспекты криминалистики на современном этапе ее развития // Вестник криминалистики / под ред. А.Г. Филиппова. М., 2005. Вып. 2(14).

2. Коржев С.В. Роль прокурора в обеспечении неотвратимости уголовной ответственности за преступление // Законность. 2011. № 4.

3. Корчагин А.Ю. Криминалистические проблемы организации разбирательства по уголовным делам: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2002.

4. Румянцева И.В. Ситуационный подход в судебном следствии: дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2005.

5. Моряшова Н.А. Проблемы криминалистической тактики в условиях состязательности сторон: дис. . канд. юрид. наук. Владивосток, 2004.

6. Рамазанов И.Р. Как подготовиться к прениям в суде. Шпаргалка для защитника и обвинителя // Уголовный процесс. М., 2013.

7. Надзорное производство уголовного дела №10/51/0091-09 // Архив военной прокуратуры Абаканского гарнизона.

8. Обзор возвращения судами уголовных дел в порядке ст. 237 УПК РФ за 2011 г. // Прокуратура Республики Тува. Кызыл, 2012.

9. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 16 июля. № 135.

10. Обзор возвращения судами уголовных дел в порядке ст. 237 УПК РФ за 2012 г. // Прокуратура Республики Тува. Кызыл, 2013.

Vdovin A.N.

SOME ASPECTS OF PREPARATION OF A STATE PROSECUTOR FOR THE TRIAL ON CRIMES CONNECTED WITH ILLICIT TRAFFICKING IN WEAPONS IN SIBERIAN FEDERAL BORDER REGIONS.

Keywords: public prosecution, criminal cases connected with illicit trafficking in weapons, preparation of a state prosecutor for the trial.

The problem of crime prevention in the sphere of illicit trafficking in weapons is a multidisciplinary one. The generalization of court practice in criminal cases connected with illicit trafficking in weapons in border regions has revealed some controversial issues.

A scientific novelty of the research can be explained by the following: the lack of a scientific development of the issue related to the preparation of a state prosecutor for the above trials has predetermined the possibility of an integrated research of both theoretical and applicative problems of

realization of the institution of court procedure and the development of some tactical recommendations. To be well prepared means for the prosecutor to examine the case, to coordinate the accusatory pleading in court taking into account the audience and to ensure the effective optimal participation in the case.

The author has proposed the set of rules for the preparation of public prosecutors for participation in trials connected with illicit trafficking in weapons in the Prosecutor's Offices in the Republic of Tuva with his own additions. Some Prosecutor's Offices in the Republic of Tuva involve future public prosecutors into the work of operational groups investigating grievous crimes or serial grievous crimes.

The author recommends the public prosecutor in the above cases the list of normative legal acts, decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation and rulings of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation. It is recommended for the prosecutors in Siberian federal border regions to draft plans for the preparation in criminal trials. The plan shall reflect: a crime event, evidentiary foundation completeness, revealed investigation deficiencies, the quantity and essence of possible motions, directions and sequence of examination of evidence, participation in investigative actions and overcoming of counteractions of defense.

Besides, we recommend the prosecutor who either supervises the activity of preliminary investigation bodies or works closely with investigators and operative investigative bodies and has the information about the essence and special aspects of the case to support state prosecution. It enables to form a full and objective position of the prosecutor in a criminal case and to define the necessity of making a motion at this stage. Moreover, if a public prosecutor knows the materials of a criminal case and the process of their formation (the details of criminal investigation), he has the opportunity to state a more substantiated position as far as the motions of other parties to a trial are concerned.

References

1. Gavlo V.K., Klochko V.E., Kim D.V. Metodologicheskie aspekty kriminalistiki na sovremen-nom etape ee razvitiya [Methodological aspects of criminalistics at the modern stage of its development]. Vestnikkriminalistiki, 2005, Issue 2(14).

2. Korzhev S.V. The role of a prosecutor in ensuring inevitable criminal liability imposed for a

crime. Zakonnost', 2011, no. 4. (In Russian).

3. Korchagin A.Yu. Kriminalisticheskie problemy organizatsii razbiratel'stva po ugolovnym de-lam: dis. kand. yurid. nauk [Criminological problems of the organization of proceedings in criminal cases. Law Cand. Diss.]. Krasnodar, 2002.

4. Rumyantseva I.V. Situatsionnyy podkhod v sudebnom sledstvii: dis. kand. yurid. nauk [Situational approach in court investigation. Law Cand. Diss.]. Kaliningrad, 2005.

5. Moryashova N.A. Problemy kriminalisticheskoy taktiki v usloviyakh sostyazatel'nosti storon: dis. kand. yurid. nauk [Criminalistic tactics in the adversarial system. Law Cand. Diss.]. Vladivostok, 2004.

6. Ramazanov I.R. Kak podgotovit'sya k preniyam v sude. Shpargalka dlya zashchitnika i ob-vinitelya [How to prepare for the debate in court. A cue card for the defense and the prosecutor]. Moscow: Ugolovnyy protsess Publ., 2013. 56 p.

7. The supervisory proceedings of criminal case №10 / 51 / 0091-09. The archive of the military prosecutor's office of the Abakan garrison. (In Russian).

8. Overview of the return of criminal cases under Art. 237 of the Code in 2011. Prosecutor's Office of the Tuva Republic. Kyzyl, 2012. (In Russian).

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 08.07.1997 № 828 "Ob utverzhdenii Polozheniya o pasporte grazhdanina Rossiyskoy Federatsii, obraztsa blanka i opisaniya pasporta grazhdanina Rossiyskoy Fed-eratsii" [Government Decree of 8th July 1997 № 828 "On approval of the passport of the citizen of the Russian Federation, the model form and the description of the passport of a citizen of the Russian Federation"]. Rossiyskaya gazeta, 1997, 16th July, no. 135.

10. Overview of the return of criminal cases under Art. 237 of the Code in 2012. Prosecutor's Office of the Tuva Republic. Kyzyl, 2013. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.