Научная статья на тему 'Отдельные аспекты подготовки государственного обвинителя к судебному заседанию по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в приграничных регионах Сибирского федерального округа'

Отдельные аспекты подготовки государственного обвинителя к судебному заседанию по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в приграничных регионах Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголовная юстиция
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБВИНЕНИЕ / УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ ОРУЖИЯ / ПОДГОТОВКА ПРОКУРОРА К СУДЕБНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ / PUBLIC PROSECUTION / CRIMINAL CASES INVOLVING CRIMES RELATED TO ILLEGAL ARMS TRAFFICKING / PREPARATION OF THE PROSECUTOR FOR THE PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вдовин Алексей Николаевич

Рассматриваются аспекты поддержания государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в приграничных регионах Сибирского федерального округа. Приводится практика предварительной подготовки поддержания обвинения в органах прокуратуры Республики Тува.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вдовин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain aspects of the preparation of public prosecutors for the trial of criminal cases involving crimes related to illegal arms trafficking in the border regions of the Siberian Federal District

From a procedural point of view, prosecutors are entitled with the right for criminal prosecution in court only when allowed to participate in the trial by court. However, they can begin preparation for participation in the proceedings at earlier stages. In practice some Prosecutor's Offices in the Republic of Tuva can include the prosecutor-to-be in the work of the investigation group to investigate a grave offence or a series of such crimes. So the public prosecutor can study the case file, the available evidence and other relevant circumstances in advance. He certainly will not have any particular procedural status in the investigation team, but this practice is very effective to achieve the most complete and comprehensive preparation for further criminal prosecution in court. The public prosecutor shall apply judicial investigation planning, designing and testing of judicial versions and analysis of evidence in interrogations during the criminal case proceedings, especially in complex cases. Thus, while prosecuting the case on behalf of the state in the courts of the Republic of Tuva and in some other border regions in the Siberian Federal District the prosecutor of the entity makes public prosecutor plan and prepare for participation in the trial of the criminal case/ This plan shall cover the incident event, complete evidence base, identified deficiencies of investigation, the number and nature of possible applications, the direction and consistency of the evidence, participation in investigative actions and overcoming the counteraction of the defence. The role of such a plan for effective participation of the public prosecutor in judicial investigation can hardly be underestimated. According to the law, public prosecutors are not entitled to get acquainted with the materials of the criminal case before the case is sent to court, which limit their powers to some extent. Effective participation of the public prosecutor in the trial stage of criminal proceedings requires the interaction of the public prosecutor and the subjects of the investigation. Thus, for instance, in some prosecutors' offices of Tuva and Altai public prosecution for illegal arms trafficking is ensured mainly by the prosecutor supervising over preliminary investigation authorities or by the prosecutor who understands the specifics of the case and interacts with the criminal investigation bodies. It allows having a full and objective position of the prosecution in a criminal case, including the need to define the application requests at this stage.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты подготовки государственного обвинителя к судебному заседанию по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в приграничных регионах Сибирского федерального округа»

2014

УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ Russian Journal of Criminal Law

№ 1(3)

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 343.1

А.Н. Вдовин

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ

СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Рассматриваются аспекты поддержания государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия в приграничных регионах Сибирского федерального округа. Приводится практика предварительной подготовки поддержания обвинения в органах прокуратуры Республики Тува.

Ключевые слова: Государственное обвинение, уголовные дела о незаконном обороте оружия, подготовка прокурора к судебному производству.

В деле обеспечения неотвратимости уголовной ответственности за каждое совершенное преступление прокурор обладает значительными возможностями и в судебных стадиях производства по уголовному делу.

Началом деятельности уголовного преследования для государственного обвинителя будет поручение ему прокурором обязанности по осуществлению соответствующих функции. Согласно п. 4 Приказа Генерального прокурора РФ от 25.12.2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», поручение о поддержании государственного обвинения руководителями прокуратур дается в письменной форме и заблаговременно, чтобы подчиненные прокуроры имели реальную возможность подготовиться к судебному заседанию.

С процессуальной точки зрения право на осуществление уголовного преследования в суде прокурор получает только после того, как будет допущен к участию в деле судом.

Но начать подготовку к участию в судебном разбирательстве прокурор вправе на более ранних этапах. Так, в практике отдельных прокуратур Республики Тува имеют случаи подключения будущего государственного обвинителя к работе следственнооперативной группы, расследовавшей тяжкое преступление либо серию таких преступлений. Это позволяет государственному обвинителю заранее изучить материалы дела, имеющиеся доказательства и другие обстоятельства, имеющие значение. Он, конечно, не будет обладать каким-то определенным процессуальным статусом в следственной группе, но с точки зрения возможностей максимально полной и всесторонней подготовки к осуществлению в дальнейшем уголовного преследования в суде указанная практика весьма эффективна.

Внимательно разобраться в деле, правильно скорректировать свое выступление в суде с учетом аудитории и в целом обеспечить эффективное оптимальное участие по делу государственному обвинителю можно только посредством качественной подготовки.

К примеру, в органах прокуратуры Республики Тува разработан и действует следующий регламент подготовки к поддержанию государственного обвинения по делам о преступлениях, совершающихся в сфере незаконного оборота оружия:

1) Изучение материалов уголовного дела и составление выписок и копий процессуальных документов, использование для подготовки электронной версии материалов уголовного дела. Среди документов, подлежащих наиболее тщательному изучению государственным обвинителем, следует назвать:

- протокол осмотра места происшествия с приложениями фототаблиц, видеозаписей;

- протокол обыска (выемки);

- протоколы осмотра предметов (предмета преступления; одежды и обуви лица, подозреваемого в совершении преступления), постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств;

- протоколы допроса обвиняемого, свидетелей;

- заключения баллистической и криминалистической экспертиз;

- сведения об учете оружия, разрешительные документы на оружие (при наличии);

- документы, характеризующие личность преступника.

Следует обратить внимание, что из протокола осмотра одежды и обуви лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть получена в т. ч. информация о следах, свидетельствующих о совершении преступления: следах крови, остаточных сле-

дах выстрела, следах металлизации от предметов оружия, разрывах и повреждениях одежды. Факты обнаружения указанных следов имеют доказательное значение.

2) Изучение нормативных правовых актов, решений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ и ознакомление с судебной практикой и методической литературой, а именно:

- ч. 1 ст. 8, п. «л» ст. 77 Конституции Российской Федерации;

- ст. 222-226 Уголовного кодекса РФ;

- Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.

1996 г. № 150-ФЗ;

- Федеральные законы: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в РФ», «О государственной тайне»;

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»;

- Постановление Правительства РФ от 15.10.

1997 г. № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях»;

- Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля

1998 г. № 814, а также ряд других подзаконных нормативных актов.

3) Взаимодействие со следователем в целях более эффективного исследования события преступления и личности преступника, оперативными сотрудниками с целью уяснения и уточнения результатов ОРД, нашедших отражение в уголовном деле, законности таких результатов, общение с потерпевшими, свидетелями и экспертом, изучение ближайшего окружения обвиняемого, отношений его с родственниками, сослуживцами, соседями;

4) Выработка предварительной позиции по уголовному делу.

5) Разработка плана участия в судебном разбирательстве.

6) Подготовка к отдельным этапам судебного разбирательства.

Государственному обвинителю в процессе разбирательства уголовных дел, особенно в сложных случаях, необходимо применять планирование судебного следствия, конструирование и проверку судебных версий, анализ показаний при допросах.

Так, при поддержании государственного обвинения по уголовным делам в судах Республики Тува и в ряде других приграничных регионов Сибирского

федерального округа прокурорами субъектов регламентирована обязанность государственным обвинителям составлять план подготовки к участию в судебном процессе по уголовному делу, отражающий событие происшествия, полноту доказательной базы, выявленные недостатки следствия, количество и сущность возможных ходатайств, направления и последовательность исследования доказательств, участие в следственных действиях и преодоление противодействия стороны защиты.

Значение такого плана в эффективном осуществлении полномочий прокурором в судебном следствии трудно переоценить.

Законом государственный обвинитель не наделен правом или обязанностью знакомиться с материалами уголовного дела до направления дела в суд, что в определенной степени ограничивает его возможности. Поэтому для эффективного обеспечения участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства значение приобретает взаимодействие государственного обвинителя и субъектов следствия.

Так, к примеру, в отдельных прокуратурах Республики Тува и Республики Алтай по делам о незаконном обороте оружия поддержание государственного обвинения обеспечивается преимущественно надзирающим за органами предварительного расследования прокурором, либо обвинителем, взаимодействующим на досудебных стадиях процесса со следователем или органами ОРД и имеющим представление о существе и особенностях дела. В данном случае это позволяет сформировать полную и объективную позицию обвинения по уголовному делу, в том числе и определить необходимость заявления ходатайств на данной стадии.

Кроме того, зная материалы уголовного дела и процесс их формирования (детали уголовного расследования), государственный обвинитель имеет возможность высказать более обоснованную позицию по поводу ходатайств, заявленных другими участниками процесса.

Региональная практика рекомендует изучение дела начинать с изучения обвинительного заключения (обвинительного акта). Прежде всего, надо выяснить, имеется ли состав преступления в деянии, вмененном обвиняемому и описанном в обвинительном заключении. Иногда встречаются случаи вменения деяний, которые состава преступления заведомо не содержат, особенно в формулах обвинения при соучастии, приготовлении, покушении на преступление.

Так, военнослужащим воинской части, обвинявшимся в приготовлении к хищению боеприпасов путем сокрытия остатков со стрельб, было предъявлено обвинение без указания формы вины, а водителю, обещавшему вывести похищенное оружие, было предъявлено обвинение в пособничестве этому деянию с косвенным умыслом. Между тем приготовление к преступлению, как известно, может быть со-

вершено только с прямым умыслом, а соучастники в случае недоведения исполнителем деяния до конца несут ответственность также за неоконченное деяние (ст. 34 УК РФ) - т.е. тоже, только если они действовали с прямым умыслом. И военнослужащие и водитель были оправданы [1].

Также необходимо проверить, составлено ли обвинительное заключение в пределах сроков предварительного расследования, в т. ч. п. 6 ст. 162 УПК РФ.

Для приграничных регионов Сибирского федерального округа с населением, в недостаточной мере владеющим русским языком (а иногда и полностью не владеющим), особенно актуальны следующие два критерия [2]:

1. Переведены ли обвинительное заключение, иные процессуальные документы для обвиняемого, не владеющего или недостаточно владеющего языком, на котором ведется производство по уголовному делу, на родной язык или на язык, которым он владеет.

2. Соответствует ли обвинение, изложенное в обвинительном заключении и в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого их переводу, вручены ли переводы указанных документов обвиняемому.

Наконец, следует проверить, соответствует ли вообще обвинительное заключение (обвинительный акт) требованиям ст. 220 УПК РФ - содержит ли оно все необходимые по закону сведения.

Например, правильно ли приведены в обвинительном заключении данные о личности обвиняемого (обвиняемых), в том числе: состав семьи, сведе-

ния о прошлых судимостях, данные о месте его нахождения; имеются ли данные о потерпевшем. Соответствуют ли эти сведения другим документам уголовного дела. Правильно ли указаны фамилия, имя, отчество обвиняемого в различных местах по тексту обвинительного заключения, в частности в описательной и результативной частях формулировки обвинения. Подтверждены ли данные о личности обвиняемого копией паспорта, являющимся согласно Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ [3].

Примечательно, что по приведенному последнему обстоятельству в ряде приграничных регионов Сибирского федерального округа, к сожалению, сложилась устойчивая судебная практика возращения уголовных дел прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ, т.е. в связи с ненадлежащим установлением личности обвиняемого в виду отсутствия в деле копии его паспорта [4].

Вообще, как показывает анализ практики борьбы с незаконным оборотом оружия, уголовное преследование по анализируемым преступлениям даже совершенных неорганизованными группами, представляет достаточную сложность. Поэтому от государственного обвинителя требуется не только умелое использование всего арсенала выработанных криминалистикой теоретических и практических рекомендаций по организации и планированию поддержания обвинения, но и должное взаимодействие с соответствующими специалистами и оперативнорозыскными сотрудниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Надзорное производство уголовного дела № 10/51/0091-09. Архив военной прокуратуры Абаканского гарнизона.

2. Обзор возвращения судами уголовных дел в порядке ст. 237 УПК РФ за 2011 г. // Прокуратура Республики Тува. Кызыл, 2012; Экспресс-бюллетень № 1 // Прокуратура Республики Тува. Кызыл, 2012; Информационное письмо о результатах работы прокуроров по обеспечению участия в уголовном судопроизводстве в 2012 г. // Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Новосибирск, 2013.

3. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» // Российская газета. 16.07.1997. № 135.

4. Обзор возвращения судами уголовных дел в порядке ст. 237 УПК РФ за 2012 г. // Прокуратура Республики Тува. Кызыл, 2013.

CERTAIN ASPECTS OF THE PREPARATION OF PUBLIC PROSECUTORS FOR THE TRIAL OF CRIMINAL CASES INVOLVING CRIMES RELATED TO ILLEGAL ARMS TRAFFICKING IN THE BORDER REGIONS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

Russian Journal ofCriminal Law, 2014, no. 1(3), pp. 10-13.

Vdovin Aleksey N. Tuva State University, Novosibirsk State Agrarian University (Kyzyl, Russian Federation). E-mail: vdovin.aleksey @bk.ru

Keywords: public prosecution, criminal cases involving crimes related to illegal arms trafficking, preparation of the prosecutor for the proceedings.

From a procedural point of view, prosecutors are entitled with the right for criminal prosecution in court only when allowed to participate in the trial by court.

However, they can begin preparation for participation in the proceedings at earlier stages. In practice some Prosecutor's Offices in the Republic of Tuva can include the prosecutor-to-be in the work of the investigation group to investigate a grave offence or a series of such crimes. So the public prosecutor can study the case file, the available evidence and other relevant circumstances in advance. He certainly will not have any particular procedural status in the investigation team, but this practice is very effective to achieve the most complete and comprehensive preparation for further criminal prosecution in court.

The public prosecutor shall apply judicial investigation planning, designing and testing of judicial versions and analysis of evidence in interrogations during the criminal case proceedings, especially in complex cases.

Thus, while prosecuting the case on behalf of the state in the courts of the Republic of Tuva and in some other border regions in the Siberian Federal District the prosecutor of the entity makes public prosecutor plan and prepare for participation in the trial of the criminal case/ This plan shall cover the incident event, complete evidence base, identified deficiencies of investigation, the number and nature of possible applications, the direction and consistency of the evidence, participation in investigative actions and overcoming the counteraction of the defence. The role of such a plan for effective participation of the public prosecutor in judicial investigation can hardly be underestimated.

According to the law, public prosecutors are not entitled to get acquainted with the materials of the criminal case before the case is sent to court, which limit their powers to some extent. Effective participation of the public prosecutor in the trial stage of criminal proceedings requires the interaction of the public prosecutor and the subjects of the investigation.

Thus, for instance, in some prosecutors' offices of Tuva and Altai public prosecution for illegal arms trafficking is ensured mainly by the prosecutor supervising over preliminary investigation authorities or by the prosecutor who understands the specifics of the case and interacts with the criminal investigation bodies. It allows having a full and objective position of the prosecution in a criminal case, including the need to define the application requests at this stage.

REFERENCES

1. Supervisory review of the criminal case № 10/51/0091-09. Archive of military prosecutor’s office of Abakan garrison. (In Russian)

2. Return of criminal cases under Art. 237 of the RF Code for the year of 2011 (Overview). The Prosecutor’s Office of the Republic of Tuva - Kyzyl, 2012. Available at: http://kizilskiy-g.tva.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=3&did=42. (In Russian); Newsletter no. 1 of the Prosecutor’s Office of the Republic of Tuva - Kyzyl, 2012. (In Russian); Information letter on the results of the participation of prosecutors in criminal proceedings in 2012. The General Prosecutor’s Office of the Russian Federation in the Siberian Federal District. Novosibirsk, 2013. (In Russian)

3. Government Decree of 8th July1997 no. 828 “On approval of the Regulation on the RF Citizen passport, its description and blank”. Rossiyskaya gazeta, no. 135 (16th July 1997). (In Russian)

4. Return of criminal cases under Art. 237 of the RF Code for the year of 2012. The Prosecutor’s Office of the Republic of Tuva

- Kyzyl, 2013. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.