Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 4 http://journals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 4 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
Научная статья УДК 796.011.3
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023 -28-4-906-913
Особенности планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи
Алена Николаевна ИВЛЕВА
ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» 140009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Новозаводская, 11/5 Меуа.а1епа[email protected]
Актуальность. Рассмотрены особенности планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи. Цель исследования - анализ особенностей планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи. Для достижения данной цели был решен ряд задач: охарактеризованы особенности взаимосвязи речевых и двигательных нарушений детей дошкольного возраста; проведен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разработаны методические рекомендации по планированию занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи.
Методы исследования. Анализ теоретической и методические литературы по теме исследования, анализ опыта практикующих специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, сравнительно-сопоставительный анализ, а также метод обобщений.
Результаты исследования. Речевые нарушения детей дошкольного возраста тесно связаны с двигательными нарушениями, поскольку речевая и моторная сферы неразрывно связаны между собой; планировать занятия физической культурой для ретардированных детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения нужно таким образом, чтобы во время этих занятий шло одновременное развитие речевой и моторной сферы. В занятия физической культурой необходимо включать элементы ритмики, танцевальных движений, аэробики и т. д.; в процессе планирования системы занятий физической культурой целесообразно также встраивать в занятия инновационные методики, а именно: 3Б-фитнес, занятия на степ-платформах (при условии технической возможности) и др. Выводы. Грамотное планирование занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи, даст возможность не только обеспечить детей необходимой физической активностью, но и в той или иной мере скорректировать речевые нарушения.
Ключевые слова: физическая культура, нарушения речевого развития, дети дошкольного возраста, нарушения двигательной сферы, планирование, моторика, движения
906
© Ивлева А.Н., 2023
Для цитирования: Ивлева А.Н. Особенности планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 4. С. 906-913. https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023 -28-4-906-913
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023 -28-4-906-913
Features of planning physical education classes in preschool institutions for mentally challenged children with speech disorders
Alena N. IVLEVA
Russian Customs Academy 11/5, Novozavodskaya St., Moscow, 140009, Russian Federation [email protected]
Importance. The features of planning physical education classes in preschool institutions for mentally challenged children with speech disorders are considered. The purpose of the study is to analyze the features of planning physical education classes in preschool institutions for mentally challenged children with speech disorders. To achieve this goal, a number of tasks are solved: the features of the relationship between speech and motor disorders of preschool children asre characterized; a review of psychological and pedagogical literature on the research problem is conducted; methodological recommendations are developed for planning physical education classes in preschool institutions for mentally challenged children with speech disorders.
Research methods. Analysis of theoretical and methodological literature on the research topic, analysis of the experience of practitioners working with preschool children with speech disorders, comparative analysis, as well as the method of generalizations.
Result and Discussion. Speech disorders of preschool children are closely related to motor disorders, since the speech and motor spheres are inextricably linked; it is necessary to plan physical education classes for mentally challenged children with speech disorders in a preschool educational institution in such a way that during these classes the simultaneous development of the speech and motor spheres takes place. It is necessary to include elements of rhythmics, dance movements, aerobics, etc. in physical education classes.; in the process of planning a system of physical education classes, it is also advisable to integrate innovative techniques into classes, namely: 3D fitness, classes on step platforms (subject to technical capability), etc.
Conclusion. Competent planning of physical education classes in preschool institutions for mentally challenged with speech disorders will make it possible not only to provide children with the necessary physical activity, but also to correct speech disorders to some extent.
Keywords: physical culture, speech development disorders, preschool children, motor disorders, planning, motor skills, movements
For citation: Ivleva, A.N. (2023). Features of planning physical education classes in preschool institutions for mentally challenged children with speech disorders. Vestnik Tambovskogo universite-ta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 4, pp. 906-913. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-29-4-906-913
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени исследователи обращают внимание на то, что количество детей с различными вариантами недоразвития речи постоянно растет [1, с. 226]. Под нарушениями речи в данном случае необходимо понимать различные формы речевых аномалий, которые сопровождаются нарушением формирования всех составляющих речевой системы, то есть как звуковой, так и смысловой ее стороны, при этом слух и интеллект ребенка могут быть как сохранными, так и нарушенными. Нарушения речевого развития оказывают влияние как на психическое, так и на физическое развитие детей дошкольного возраста. Так, большинство исследователей сходится во мнении, что дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития в большинстве случаев отстают в том, что касается развития физических качеств. Такие дети испытываются трудности в правильном и точном выполнении двигательных заданий, они плохо запоминают последовательность движений и особенности выполнения упражнений в соответствии с устной инструкцией воспитателя или инструктора по физической культуре, с трудом могут воспроизвести заданный темп и ритм движений; у таких детей плохо развита мелкая моторика [2, с. 17].
В силу того, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста ведут к нарушениям двигательной моторики, к которой относятся такие виды моторики, как мелкая и крупная мышечная, лицевая, а также артикуляционная, у таких детей можно наблюдать нарушения регуляции и контроля произвольных движений дистальных отделов конечностей.
Кроме того, дети дошкольного возраста, страдающие от речевых нарушений, демонстрируют отставание от сверстников в том, что касается пространственно-временных показателей, что, в свою очередь, выступает в качестве следствия нарушения двигательных реакций. Как уже было сказано выше,
речевые нарушения у детей дошкольного возраста в большинстве случаев негативно отражаются на двигательной сфере и формировании функциональной активности.
Исследованиями взаимосвязи речевых нарушений и нарушений двигательной сферы занимались многочисленные авторы работ в области дошкольной педагогики и психологии. Так, к примеру, М.В. Гаврилик и В.В. Сачковская полагают, что мелкая моторика, которая представляет собой двигательную активность, обусловленную скоординированной работой мелких мышц рук и глаз, тесно связана с уровнем созревания центральной нервной системы, а также развития умственных способностей, речи и предпосылок к письму [3, с. 338].
С точки зрения О.В. Горбуновой, различные виды органических и функциональных нарушений речевого развития нередко сопровождаются патологическими изменениями в области двигательной сферы, в силу чего работа, направленная на корректировку нарушений в этой сфере, следствием чего является развития двигательного анализатора, положительно влияет в том числе и на устранение нарушений в сфере речевого развития детей дошкольного возраста [4, с. 45].
В работе Л.Б. Баряевой и Л.В. Лопатиной исследуются особенности физического воспитания детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые речевые нарушения. Авторами данного исследования определяются целевые ориентиры содержательного и организационного разделов образовательной области «Физическое развитие» для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также разрабатываются современные подходы к организации занятий физической культурой с такими детьми в условиях реализации положений ФГОС ДО [5, с. 21].
Все без исключения исследователи отмечают, что существует тесная взаимосвязь между нарушениями речевого развития и отставанием физического развития у ретар-дированных детей дошкольного возраста [6, с. 212].
Соответственно, представляется целесообразным проанализировать, каким образом планировать занятия физической культурой для детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.
Целью данного исследования является анализ особенностей планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи. Для достижения данной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- охарактеризовать особенности взаимосвязи речевых и двигательных нарушений детей дошкольного возраста;
- провести обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- разработать методические рекомендации по планированию занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве материала исследования были использованы труды различных авторов в области психологии, педагогики, логопедии и адаптивной физической культуры. Среди этих исследований можно назвать работы таких авторов, как В.И. Лахмоткина, Н.П. Носенко, М.В. Гаврилик, О.В. Горбунова, Л.Б. Баряева, С.Р. Хах, Е.Т. Толкачева, И.Д. Емельянова, Т.С. Бушманова, Е.П. Яки-мович и др. [1-10].
Основными методами исследования послужили следующие: анализ теоретической и методические литературы по теме исследования, анализ опыта практикующих специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, сравнительно-сопоставительный анализ, а также метод обобщений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Своевременные занятия физической культурой с детьми дошкольного возраста с
нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения абсолютно необходимы для того, чтобы как можно более эффективно скорректировать речевые и двигательные нарушения к наступлению возраста поступления в школу. В противном случае данная категория детей столкнется с многочисленными проблемами во время последующего обучения в школе.
Развитие речи детей дошкольного возраста находится в тесной взаимосвязи с воспроизведением интонаций различного уровня, причем в данном случае фонетическое развитие обладает огромным потенциалом. Организация физической активности, направленной на управление двигательным аппаратом, оказывает положительное влияние на формирование центрального аппарата головного мозга, что имеет место в возрасте дошкольного детства и благодаря чему у детей дошкольного возраста появляется способность к воспроизводству сложных речевых и двигательных умений [7, с. 265].
Формирование структур, отвечающих за ловкость детей дошкольного возраста, имеет тесные взаимосвязи с развитием локомоторной сферы, которая, в свою очередь, не может развиваться без хорошо сформированного владения прикладными навыками. Формирование психомоторного развития детей дошкольного возраста, в том числе и детей с различными речевыми нарушениями, имеет место на базе моторного компонента, который регулирует предметные действия ребенка в рамках осознанной деятельности. В связи с вышесказанным развитие моторного компонента дошкольников с речевыми нарушениями ведет к стимуляции развития двигательной активности. Ритмическое сопровождение моторной составляющей положительно сказывается на формировании психорефлекторных связей, которые, в свою очередь, оказывают большое влияние на речевую функцию с точки зрения развития дальнейшей речевой деятельности ретарди-рованных детей с нарушениями речи различного генеза.
Физическое воспитание может быть названо одной из наиболее важных составляющих общей системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи. Осуществление физического воспитания должно иметь место на протяжении всей жизнедеятельности дошкольника с речевыми нарушениями во время его пребывания в дошкольном образовательном учреждении, а именно: во время занятий, в рамках режимных моментов, во время прогулок и т. д. Также необходимо отметить тот факт, что цели физического воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями такие же, как и те, которые ставятся перед физическим воспитанием детей без речевых нарушений. Однако в силу того, что специфика психомоторного развития дошкольников с речевыми нарушениями требует разработки специальных приемов и методов физического воспитания, то и его задачи включаются в единый и непрерывный процесс коррекционного воспитания и обучения таких детей. В силу этого необходимо тщательное планирование занятий физической культурой детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку только в этом случае появляется возможность укрепления здоровья таких детей, а также коррекции имеющихся у них нарушений речи и моторики, а также предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что, безусловно, положительно скажется на физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста и на будущем их формировании как полноценных личностей, которые смогут занять достойное место среди членов общества1.
В процессе планирования занятий физической культурой для детей дошкольного возраста с нарушениями речи необходимо принимать во внимание, что эти занятия должны быть направлены на корректировку дефектов психофизического состояния дошкольников, равно как и на профилактику
1 Зуева Т.Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. М.: Центр пед. образования, 2008. С. 19.
вторичных речевых нарушений. В процессе отбора средств адаптивной физической культуры нужно учитывать принципы речевых нарушений детей дошкольного возраста, поскольку такой учет даст возможность более эффективной работы компенсаторных возможностей организма ребенка в процессе реализации статических, динамических и координационных функций. Комплексы упражнений, разработанные к настоящему времени, дают возможность обеспечения овладения двигательными умениями и активизации психических процессов дошкольников с речевыми нарушениями, а также активизации познавательной деятельности. Так, к примеру, результаты педагогического эксперимента И.Д. Емельяновой и О.А. Подольской показали, что грамотное планирование занятий по адаптивной физической культуре для детей дошкольного возраста с нарушениями речи дает возможность развить у детей все вышеперечисленные функции при условии встраивания таких занятий не только в рамки образовательной деятельности «Физическая культура», но и в другие виды повседневной деятельности дошкольников, а также в режимные моменты [8, с. 70].
Т.С. Бушманова и Т.В. Фендель также утверждают, что созданная ими экспериментальная методика занятий физической культурой для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с учетом особенностей их психомоторного развития дает возможность комплексно решать задачи физического развития таких детей, в том числе и в рамках инклюзии [9, с. 79]. Реализация предложенной авторами методики показала высокую эффективность, поскольку возросла физическая подготовленность детей дошкольного возраста, повысились их коммуникативные навыки, и вырос уровень речевого развития.
В процессе планирования занятий физической культурой для детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения можно взять за основу идею Е.П. Якимович и И.Ю. Белогривцева, которые предложили неотъемлемой частью занятий физкультурой сделать следующие
составляющие: общую физическую подготовку (ОФП), дыхательную гимнастику, элементы Су-Джок терапии и артикуляционной гимнастики, а также самомассаж [10]. Эти составляющие могут быть имплементирова-ны в систему физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи следующим образом:
- ОФП, которая включает в себя развитие двигательных навыков и качеств, в том числе и мелкой моторики посредством физической культуры. В случае детей с нарушениями речи ОФП является одним из основных направлений занятий физической культурой, поскольку этот вид физической подготовки относительно несложен и доступен детям с нарушениями речи различного генеза;
- дыхательная гимнастика представляет собой развитие дыхательной системы посредством различных дыхательных упражнений. Дыхательная гимнастика может выполняться под музыку и сочетаться с несложными движениями. Посредством дыхательной гимнастики укрепляются мышцы грудной клетки и диафрагмы, имеющие ключевое значение для нормализации работы речевого аппарата;
- элементы Су-Джок терапии, которая представляет собой стимуляцию речевых и двигательных рецепторов посредством массажа стоп и ладоней, могут активно использоваться во время таких физических упражнений, как катание рельефный мячей по полу или столу (ладонью и стопой соответственно), захват мелких предметов пальцами рук и ног и т. д.;
- артикуляционная гимнастика направлена на развитие речевого аппарата в целом в рамках выполнения артикуляционно-дыха-тельных упражнений, что способствует не только укреплению мышц и связок речевого центра, но и нормализации речи;
- самомассаж направлен на релаксацию кожи для того, чтобы ребенок мог как можно быстрее восстановиться после занятий физкультурой и снять напряжение мышц;
- элементы 3D-фитнеса, например, занятия на фитболах. Эти упражнения, выпол-
няемые под музыку, способствуют развитию координации движений, что также положительно сказывается на коррекции речевых нарушений, поскольку, как уже было неоднократно отмечено выше, речевая и двигательная сферы детей дошкольного возраста тесно связаны между собой, и развитие одной сферы автоматически положительно влияет на развитие другой, и наоборот.
ВЫВОДЫ
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов относительно особенностей планирования занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи, а именно:
1) речевые нарушения у детей дошкольного возраста всегда находятся в тесной взаимосвязи с двигательными нарушениями, поскольку речевая и моторная сферы неразрывно связаны между собой;
2) планировать занятия физической культурой для ретардированных детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения нужно таким образом, чтобы во время этих занятий шло одновременное развитие речевой и моторной сферы. В занятия физической культурой необходимо включать элементы ритмики, танцевальных движений, аэробики и т. д.;
3) в процессе планирования системы занятий физической культурой целесообразно также встраивать в занятия инновационные методики, а именно: 3D-фитнес, занятия на степ-платформах (при условии технической возможности) и др.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что грамотное планирование занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для ретардированных детей, имеющих нарушения речи, даст возможность не только обеспечить детей необходимой физической активностью, но и в той или иной мере скорректировать речевые нарушения.
Список источников
1. Лахмоткина В.И., Ястребова Л.А. Психолого-педагогические аспекты характеристики детей с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 226-229. https://elibrary.ru/bwzsdi
2. Носенко Н.П., Томашвили Е.А. Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2014. № 2. С. 16-18. https://elibrary.ru/sjmjht
3. Гаврилик М.В., Сачковская В.В. Особенности занятий физической культурой для развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. «Спорт для всех» и внедрение Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО: материалы 14 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень: ВекторБук, 2016. Ч. 1. С. 338-340. https://elibrary.ru/zgggbp
4. Горбунова О.В. Анализ речевого развития старших дошкольников с речевой патологией, в ходе эксперимента с использованием средств оздоровительной аэробики на мячах // Адаптивная физическая культура. 2008. № 3 (35). С. 45-48. https://elibrary.ru/jvrdbd
5. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Специфика образовательной области «физическое развитие» для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Адаптивная физическая культура. 2017. № 4 (72). С. 21-24. https://elibrary.ru/zwdblh
6. Хах С.Р., Хазова С.А., Карягина Н.В. К проблеме использования некоторых систем физического воспитания для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162). С. 212-217. https ://elibrary.ru/ulwlfz
7. Толкачева Е. Т., Тарасова Л.В., Куценко Ю.Е., Никитина Ю.Ю. Физическое воспитание детей 3-6 лет с нарушением речи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 264-266. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p264-266, https://elibrary.ru/yjfvxf
8. Емельянова И.Д., Подольская О.А. Коррекция психофизического состояния у старших дошкольников с нарушениями речи посредством адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2021. № 6. С. 70-71. https://elibrary.ru/bqcpyr
9. Бушманова Т.С., Фендель Т.В. Особенности инклюзивного физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи // Теория и практика физической культуры. 2022. № 5. С. 79-81. https ://elibrary.ru/wxipgu
10. Якимович Е.П., Белогривцев И.Ю. Коррекция нарушений речи у детей 5-6 лет средствами физической культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего типа // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 34-1. С. 29-33. https ://elibrary.ru/rhiraf
References
1. Lakhmotkina V.I., Yastrebova L.A. (2021). Psychological and pedagogical aspects of the characteristic children with general underdevelopment of speech. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazova-niya [Problems of modern pedagogical education], no. 71-2, pp. 226-229. https://elibrary.ru/bwzsdi
2. Nosenko N.P., Tomashvili E.A. (2014). Features of motor skills development in late pre-school children with general speech underdevelopment. Fizicheskaya kul 'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sports - science and practice], no. 2, pp. 16-18. https://elibrary.ru/sjmjht
3. Gavrilik M.V., Sachkovskaya V.V. (2016). Osobennosti zanyatii fizicheskoi kul'turoi dlya razvitiya melkoi motoriki doshkol'nikov s narusheniem rechi [Features of physical education for the development of fine motor skills of preschoolers with speech disorders]. Materialy 14 Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konfe-rentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Strategiya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni sredstvami fizicheskoi kul'tury i sporta. «Sport dlya vsekh» i vnedrenie Vserossiiskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO» [Proceedings of the 14th All-Russian scientific and practical conferences. with international. participation "Strategy of formation of a healthy lifestyle by means of physical culture and sports. "Sport for eve-
ryone" and the introduction of the All-Russian physical culture and sports complex GTO"]. Tyumen, VektorBuk Publ., pt 1, pp. 338-340. https://elibrary.ru/zgggbp
4. Gorbunova O.V. (2008). Analysis of speech development in preschoolers with speech pathology during experimental application of fitness aerobic training with fitness ball. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical education.], no. 3 (35), pp. 45-48. https://elibrary.ru/jvrdbd
5. Baryaeva L.B., Gorbunova L.V. (2017). Specificity of educational area "physical development" for preschool children with heavy speech infringements. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical education.], no. 4 (72), pp. 21-24. https://elibrary.ru/zwdblh
6. Khakh S.R., Khazova S.A., Karyagina N.V. (2015). The use of systems of physical training to correct the general speech underdevelopment at preschool children. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universite-ta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and psychology], no. 3 (162), pp. 212-217. https://elibrary.ru/ulwlfz
7. Tolkacheva E.T., Tarasova L.V., Kutsenko Yu.E., Nikitina Yu.Yu. (2016). Physical training of children of 3-6 years with violation of the speech. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta, no 1 (131), pp. 264-266. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p264-266, https://elibrary.ru/vjfvxf
8. Emel'yanova I.D., Podol'skaya O.A. (2021). Correction of psychophysical state of senior preschoolers with speech disorders by means of adaptive physical education. Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury = Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury, no. 6, pp. 70-71. https://elibrary.ru/bqcpyr
9. Bushmanova T.S., Fendel' T.V. (2022). Features of inclusive physical education of preschoolers with general underdevelopment of speech. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury = Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury, no. 5, pp. 79-81. https://elibrary.ru/wxipgu
10. Yakimovich E.P., Belogrivtsev I.Yu. (2013). Correction of the children's speech impairment of 5-6 years old by the method of physical training in conditions of the preschool institution of the comprechensive type. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii [Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology], no. 34-1, pp. 29-33. https://elibrary.ru/rhiraf
Информация об авторе
Ивлева Алена Николаевна, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Российская таможенная академия, Ростовский филиал, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0001-7704-2784 [email protected]
Поступила в редакцию 14.04.2023 Поступила после рецензирования 07.07.2023 Принята к публикации 08.09.2023
Information about the author
Alena N. Ivleva, Senior Lecturer of Physical Training Department, Russian Customs Academy, Rostov Branch, Rostov-on-Don, Russian Federation.
https://orcid. org/0000-0001 -7704-2784 [email protected]
Received 14.04.2023 Approved 07.07.2023 Revised 08.09.2023