Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
Научная статья УДК 796/799
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023-28-2-434-443
ЭБ-фитнес в адаптивной физической культуре как метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Алена Николаевна ИВЛЕВА
ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» 140009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Новозаводская, 11/5 ivleva. alena2015 @yandex.ru
Актуальность. Выявлены особенности 3D-фитнеса в адаптивной физической культуре в качестве одного из методов коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Цель исследования - анализ возможностей использования 3D-фитнеса в рамках адаптивной физической культуры в качестве одного из перспективных направлений коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Был решен ряд задач: кратко охарактеризована взаимосвязь речи и моторики детей дошкольного возраста; дано определение адаптивной физической культуры и 3D-фитнеса как одного из ее направлений; проанализированы возможности использования 3D-фитнеса с целью коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Анализ теоретической и методической литературы, анализ опыта практикующих специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, сравнительно-сопоставительный анализ, а также метод обобщений. Результаты исследования. Выявлено, что упражнения, включающие в себя отдельные направления 3D-фитнеса, например, упражнения с мячом, а также упражнения, направленные на развитие мелкой моторики в сочетании с речевыми упражнениями, представляют собой комплексный подход с точки зрения коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
Выводы. В силу того, что потребность в движении у детей дошкольного возраста очень значительная, упражнения 3D-фитнеса, как правило, воспринимаются детьми с большим энтузиазмом, и коррекция речевых нарушений проходит в игровой форме. Ключевые слова: адаптивная физическая культура, коррекция, речевые нарушения, дети дошкольного возраста, 3D-фитнес, моторика, движения, плоскость
Для цитирования: Ивлева А.Н. 3D-фитнес в адаптивной физической культуре как метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 434-443. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-434-443
434
© Ивлева А.Н., 2023
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023-28-2-434-443
3D fitness in adaptive physical culture as a method
of correction of speech disorders in preschool children
Alena N. IVLEVA
Russian Customs Academy 11/5 Novozavodskaya St., Moscow, 140009, Russian Federation ivleva. alena2015 @yandex.ru
Importance. The features of 3D fitness in adaptive physical culture as one of the methods of correction of speech disorders in preschool children are revealed. The purpose of the research is to analyze the possibilities of using 3D fitness in the framework of adaptive physical culture as one of the promising areas of correction of speech disorders in preschool children. A number of tasks were solved: the interrelation of speech and motor skills of preschool children was briefly characterized; the definition of adaptive physical culture and 3D fitness as one of its directions was given; the possibilities of using 3D fitness in order to correct speech disorders in children of preschool age are analyzed.
Research methods. Analysis of theoretical and methodic literature, analysis of the experience of practitioners working with preschool children with speech disorders, comparative analysis, as well as the method of generalizations.
Results and Discussion. It is revealed that exercises that include separate areas of 3D fitness, for example, exercises with a ball, as well as exercises aimed at the development of fine motor skills in combination with speech exercises, represent a comprehensive approach from the point of view of correcting speech disorders of preschool children.
Conclusion. Due to the fact that the need for movement in preschool children is very significant, 3D fitness exercises are usually perceived by children with great enthusiasm, and correction of speech disorders takes place in a playful way.
Keywords: adaptive physical culture, correction, speech disorders, preschool children, 3D fitness, motor skills, movements, plane
For citation: Ivleva, A.N. (2023). 3D fitness in adaptive physical culture as a method of correction of speech disorders in preschool children. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumani-tarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 2, pp. 434-443. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-434-443
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящий период времени медики и педагоги фиксируют постоянно растущее количество случаев речевых нарушений у детей, причем проявляться эти нарушения могут у детей, которые только начинают говорить. Это связано с множеством причин, анализ которых лежит за пределами данного исследования. Однако необходимо отметить тот факт, что корректировать речевые нарушения детей дошкольного возраста необхо-
димо сразу же, как только они были зафиксированы, поскольку чем позже начат процесс коррекции, тем менее успешным он будет, и тем более тяжело таким детям будет обучаться в школе. В силу того, что в настоящее время постоянно появляются новые направления работы с детьми с речевыми нарушениями, представляется целесообразным более подробно остановиться на одном из направлений, а именно - на 3D-фитнесе как на одном из направлений адаптивной физической культуры. Цель исследования -анализ возможностей использования 3D-
фитнеса в рамках адаптивной физической культуры в качестве одного из перспективных направлений коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для достижения данной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- кратко охарактеризовать взаимосвязь речи и моторики детей дошкольного возраста;
- дать определение адаптивной физической культуры и 3D-фитнеса как одного из ее направлений;
- проанализировать возможности использования 3D-фитнеса с целью коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве материалов исследования были использованы труды различных ученых в области психологии, педагогики, логопедии и адаптивной физической культуры. Среди этих исследований можно назвать работы таких исследователей, как А.Н. Бабенко, Л.Б. Ба-ряева, М.П. Белова, В. Боровская, Т.А. Гарева, М.О. Гуревич, В.П. Дудьев, Ю.А. Конюхова, Н.Н. Кузнецова, Д.М. Лиджиева, Н.Л. Литош, А.Р. Лурия, В.В. Плякина, Н.И. Федорова, И.А. Филатова, Ю.А. Хайрова, С.А. Ше-мякова, А.А. Щеглак и др.
Основными методами исследования послужили следующие: анализ теоретической и методические литературы по теме исследования, анализ опыта практикующих специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, сравнительно-сопоставительный анализ, а также метод обобщений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Своевременное и полноценное овладение речью представляет собой первое и наиболее важное условие формирования и дальнейшего полноценного развития психических функций ребенка. Под своевременностью в данном случае понимается необходимость обучения ребенка речевым навыкам
буквально с первых дней жизни. При этом обучение ребенка речевым навыкам должно быть полноценным, то есть объем языкового материала должен быть достаточен для того, чтобы ребенок постепенно овладевал речью в соответствии с требованиями, предъявляемыми к каждому этапу формирования речевых навыков1.
Далее представляется целесообразным кратко охарактеризовать особенности развития речи ребенка на протяжении первых трех лет, поскольку с четвертого года жизни имеет место уже не формирование речи, а расширение словарного запаса.
К концу первого года жизни ребенка уже можно вести речь о речевом развитии, так как к этому моменту начинают формироваться основы понимания, ребенок начинает осознанно использовать отдельные простые слова.
На втором году жизни ребенка имеет место интенсивное формирование речи. Так, к примеру, процесс формирования взаимосвязи между предметами, действиями и словами идет в 6-10 раз быстрее, чем на протяжении первого года жизни ребенка. К концу второго года жизни ребенка его активный словарь насчитывает порядка 200-300 слов. В этот период времени ребенок с нормой в развитии прекрасно понимает обращенную к нему речь и сам начинает связно говорить. Также необходимо отметить, что к концу второго года речь начинает выступать в качестве основного средства, используемого ребенком в процессе общения.
На протяжении третьего года жизни ребенок уже способен фиксировать внимание на рассказываемых ему историях, картинках и т. д. Словарный запас продолжает расти, причем не только за счет общеупотребительных лексических единиц, но также и за счет словоформ, которые ребенок создает само-
1 Хайрова Ю.А. «Речевой фитнес» как профилактика и коррекция нарушений речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста через специально организованные игровые упражнения. 2022. 6 апр. URL: https://infourok.ru/rechevoj-fitnes-kak-profilaktika-i-korrekciya-narushenij-rechi-u-detej-rannego-i-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-specialno-6051375.html (дата обращения: 09.12.2022).
стоятельно (так называемое словотворчество). К концу третьего года у ребенка растет потребность к самостоятельности, начинает постепенно формироваться самооценка. Все это отражается в речевом поведении, в выборе ребенком лексических и эмоционально-выразительных средств.
Речь представляет собой одну из наиболее важных высших психических функций человека. Соответственно, можно говорить о том, что развитие речи является одним из основных показателей развития ребенка, равно как и одним из условий организации разнообразной деятельности ребенка. Речевые нарушения оказывают огромное отрицательное влияние на ребенка в любом возрасте, однако, наиболее сильно они начинают сказываться в период обучения в школе. Соответственно, обнаруженные речевые нарушения необходимо начинать корректировать как можно раньше.
Д.М. Лиджиева обращает особое внимание на необходимость как можно более раннего начала коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста [1, с. 50].
С.А. Шемякова также обращает внимание на актуальность проблемы раннего выявления речевых расстройств [2, с. 124].
Многочисленные исследования анамнеза детей с различными речевыми нарушениями говорят о том, что такие нарушения всегда идут в комплексе с нарушениями моторики, причем проследить это можно уже у детей раннего возраста, к примеру, такие дети начинают значительно позже своих сверстников удерживать голову, брать игрушки, сидеть, стоять и т. д.; также у этих детей значительно позже, чем у их сверстников с нормой в развитии, формируются локомоторные функции: прыжки, лазание, ходьба и т. д.2 Также отмечается задержка формирования манипуляций с игрушками, трудности в овладении простейшими навыками самообслуживания и т. д.
2 Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 39. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005890792
Н.Н. Кузнецова утверждает, что изучение анамнеза детей с речевой патологией доказывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста [3, с. 48].
Ю.А. Конюхова в своем исследовании доказывает тесную взаимосвязь моторных функций с речевым развитием детей дошкольного возраста [4, с. 100].
В.П. Дудьев в своем исследовании также рассматрвиает некоторые феномены аномалий детского развития, связанные с нарушением психомоторного и речевого развития, и осмысления их в контексте новых представлений о сущности онтогенеза [5, с. 79].
Значительные трудности дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями испытывают в процессе выполнения движений, сопровождающихся словесной инструкцией, причем особенно это справедливо в тех случаях, когда речь идет о серии двигательных актов. Такие дети медленнее, чем их сверстники с нормой развития, воспроизводят двигательные задания в соответствии с пространственно-временными параметрами, у них нередко нарушена последовательность выполнения действий, например, «выпадают» какие-либо составляющие движений. Также типичным может быть названо снижение самоконтроля в процессе выполнения упражнений, застревание на одной позе и т. д.
Вышеперечисленные трудности в двигательной сфере наиболее характерные для детей с речевыми патологиями, у которых диагностирована дизартрия. Однако зачастую встречаются случаи фиксации вышеперечисленных трудностей у детей с иными речевыми нарушениями.
Так, к примеру, Т.А. Гарева анализирует особенности вариабельности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией (в частности, с легкой степенью псевдо-бульбарной дизартрии) и доказывает наличие уровней коморбидности исследуемых расстройств [6, с. 31].
Кроме того, можно говорить о том, что у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями проблемы с движениями можно
наблюдать с точки зрения всех составляющих моторики: общей (крупной), лицевой, артикуляционной, равно как и в тонких движениях кистей и пальцев рук; также наблюдаются трудности с точки зрения регуляции и контроля произвольной двигательной активности3.
В силу вышеизложенного совмещение решения задач речевого и физического воспитания, которые абсолютно необходимы детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями, должно включать в себя обучение новыми видам движений с учетом их коррекционно-речевой составляющей4. Достижение этого возможно в рамках такого нового направления адаптивной физической культуры, как 3D-фитнес.
Под адаптивной физической культурой (АФК) принято понимать совокупность мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде лиц с различными нарушениями развития (в данном случае речевого). Название «адаптивная» служит для того, чтобы подчеркнуть предназначение данной разновидности физической культуры для лиц, у которых диагностированы различные проблемы со здоровьем. Данный факт предполагает, что адаптивная физическая культура направлена на стимуляцию положительных морфофункциональных изменений в организме, формирующих необходимые двигательные координации, а также физические качества и способности человека, вектор которых лежит в направлении жизнеобеспечения, развития и совершенствования организма5.
3 Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. М.: Нац. кн. центр, 2013. С. 22. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006680304
4 Щеглак А.А. Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. 2022. 23 дек. URL: https://mcoip.ru/blog/20-22/11/23/fizicheskaya-kultura-kak-sredstvo-korrekczii-rechevyh-narushenij-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/ (дата обращения: 29.12.2022).
5 Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. М.: Спорт Академ Пресс,
Множество исследователей подчеркивает, что физическая культура и адаптивные виды спорта с каждым годом становятся все популярнее [7, с. 175].
Физическая культура и спорт являются одним из наиболее эффективных средств общения людей с ограниченными возможностями, способствуя приобретению других социальных ролей людьми с ограниченными возможностями и, таким образом, позволяет им реализовать свои потребности в признании, самоутверждении, общении и т. д. [8, с. 100].
В качестве наиболее значимого направления АФК можно назвать формирование двигательной активности, причем с точки зрения взгляда на нее как на один из биологических и социальных факторов воздействия на организм и личность человека, в том числе и ребенка дошкольного возраста.
Как уже было сказано выше, 3D-фитнес представляет собой одно из инновационных направлений адаптивной физической культуры. Представляется целесообразным кратко охарактеризовать данный вид физической активности.
Как известно, человек живет в мире, расположенном в трех измерениях, иначе говоря, в трех плоскостях (англ.: three dimensions), а именно: сагиттальной, фронтальной и горизонтальной. Их можно охарактеризовать следующим образом:
- в рамках сагиттальной плоскости тело человека может быть условно разделено на правую и левую части. Большая часть движений, которые совершаются в данной плоскости - это движения, направленные на сгибание и разгибание. Так, например, когда человек наклоняется или кивает головой - он движется в сагиттальной плоскости;
- фронтальной плоскостью тело человека также условно делится на переднюю и заднюю части. Основные движения в сагиттальной плоскости - это наклоны вперед и назад, отведения, приведения и др.;
2002. С. 37. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/010007-42055
- горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части. Именно в горизонтальной плоскости совершаются движения, связанные с вращением, например, повороты головы, корпуса и т. д.6
Наиболее простой пример движений в рамках 3D - это ходьба, поскольку:
- в горизонтальной плоскости при ходьбе движется позвоночник;
- в сагиттальной плоскости происходит движение ног в суставах: тазобедренных, коленных и голеностопных;
- во фронтальной плоскости движения при ходьбе кажутся менее выраженными, однако, они есть: небольшие наклоны корпуса, а также приведения и отведения в тазобедренных суставах.
В процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, необходимо принимать во внимание закономерности развития психики ребенка, в качестве основной из которых можно назвать несовпадающее по времени созревание различных психических функций. Так, в процессе развития и коррекции более поздних (относительно времени их формирования) психических процессов опираться необходимо на те, которые уже сформировались и созрели. В качестве благоприятной основы для развития речевой деятельности можно назвать эмоции и движения, которые являются значительно более древними свойствами психики человека по сравнению с речью. Соответственно, можно говорить о том, что именно эмоции и движения выступают в качестве основы формирования и последующего развития речевой деятельности, при этом именно эмоции и движения первыми развиваются у детей дошкольного возраста. Таким образом, развитие моторики и эмоций детей формирует предпосылки становления множества психических процессов, в том числе и речи.
Как уже было сказано выше, исследователи давно доказали, что движения ребенка
6 Боровская В. Все, что вы хотели знать про 3D-фитнес. URL: https://newyorkfitspo.ru/blog/vse-chto-vy-hoteli-znat-pro-3d-fitnes/ (дата обращения: 09.12.2022).
обладают теснейшей взаимосвязью с развитием его речи, в частности, с формированием произношения; при этом движениям отводится стимулирующая роль в силу их активного позитивного влияния на развитие и последующее функционирование тех зон коры головного мозга, которые ответственны за речь. Особенно справедливо это для детей дошкольного возраста, у которых речевая моторика только формируется.
Принимая во внимание вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что коррекци-онно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями должна быть выстроена в направлении от движения к речи, что может быть с успехом реализовано посредством 3D-фитнеса, который в данном случае представляет собой сочетание трех составляющих, а именно: эмоциональной, двигательной и речевой. Суть упражнений 3D-фитнеса, направленных на коррекцию речевых нарушений дошкольников, состоит в том, что им можно предложить для подражания разнообразные виды движений в трех плоскостях, равно как и комбинации таких движений. Движения сочетаются с произнесением звуков, сочетаний звуков, слогов, слов, фраз и (на более поздних этапах коррекционной работы) коротких текстов. В качестве обязательного условия таких занятий можно назвать позитивный эмоциональный фон, а также активное использование специалистом по коррекцион-ной работе жестикуляции, мимики, различных интонаций и т. д.
Также необходимо отметить тот факт, что программирование произвольных движений, которые также страдают у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, имеет место посредством включения в работу высших неврологических уровней, причем в процессе производства наиболее сложных движений имеет место использование всех механизмов низшего порядка, куда входят и обычные движения, которые могут быть охарактеризованы как с количественной, так и с
качественной стороны7. При этом в понятие «качество движения» входят такие составляющие, как энергия, сила, точность направления и выполнения, ритмичность и координация. В свое очередь, количественная характеристика движения включает в себя его богатство/бедность, длительность и т. д.
На протяжении развития ребенка все большая часть составляющих программирования произвольных движений постепенно передается от высших («ведущих») неврологических уровней к филогенетически более ранним, то есть «фоновым». Механизм такого рода передачи является физиологической базой автоматизации, причем значительная роль в этом процессе отводится экстрапирамидной системе [9, с. 147].
Развитию вышеперечисленных процессов в рамках коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста способствуют упражнения SD-фитнеса с мячом.
В первую очередь необходимо отметить, что форма мяча - шар, в силу чего только у шарообразных тел можно наблюдать максимально полное соприкосновение с ладонью ребенка, что дает ему полноту ощущения и формы.
Во-вторых, нужно обратить внимание на тот факт, что упражнения с мячом затрагивают, как правило, все три плоскости, в силу чего во время упражнений, включающих в себя бросание или катание мяча, развивается глазомер, координация, ловкость, ритмичность и согласованность движений, совершенствуется ориентация в пространстве, что положительно сказывается на развитии речи [10, с. 45].
Также необходимо акцентировать внимание на том, что, когда ребенок выполняет различные упражнения с мячом, помимо правой (которая, как правило, у большинства людей является ведущей), в работу также включается и левая рука, что положительно сказывается на развитии моторики, причем как мелкой, так и крупной. Кроме того, в
7 Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика: в 2 т. М.: Гос. мед. изд-во, 1930. Т. 2. С. 59. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008994272
процессе упражнений 3D-фитнеса можно применять мячи разных размеров: от самых небольших (например, теннисные мячики), до достаточно крупных: воздушные шарики, небольшие фитболы и т. д. Такого рода упражнения хорошо развивают практически все группы мышц, которые помогают удерживать правильную осанку, то есть которые поддерживают позвоночник в физиологически правильном состоянии. Правильная осанка играет огромную роль не только в укреплении физического здоровья детей дошкольного возраста, но и дает возможность снятия зажимов с мышц шеи, гортани и лица; при этом необходимо отметить, что расслабленные мышцы этих групп - залог правильного и чистого произнесения звуков, слогов и слов.
Важен также цвет мячей, используемых в процессе проведения упражнений из 3D-фитнеса с детьми дошкольного возраста, страдающими от речевых нарушений. Это связано с тем, что ребенок не только учится правильно называть цвета, но также и с различным влиянием разных цветов на психофизиологическое состояние и настроение ребенка [11, с. 304].
Соответственно, можно говорить о том, что мяч представляет собой игровой и спортивный снаряд, уверенное взаимодействие с которым требует от ребенка хорошей концентрации, проворства, внимания и умения ориентировать свое тело в пространстве. Также во время выполнения отдельных упражнений ребенок должен понимать, куда полетит (покатится) мяч, что очень важно для формирования правильной пространственной ориентации, которая у детей дошкольного возраста с нарушениями речи страдает в той или иной мере в большинстве случаев.
Упражнения с мячом в трех плоскостях позволяют сконцентрироваться не только на отработке таких показателей, как сила и точность движений, но и, как уже было сказано выше, позволяют детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями научиться более четко ориентироваться в пространстве, причем в данном случае речь идет не только об
ориентации собственного тела, но и предмета, с которым взаимодействует ребенок (мяч). Для достижения подобного эффекта целесообразно сопровождать упражнения использованием мячей из различных материалов, которые будут иметь разный вес. Безусловно, они не должны быть слишком тяжелыми, поскольку в противном случае ребенку дошкольного возраста будет трудно выполнять упражнения. К безусловным положительным характеристикам такого рода упражнений можно отнести тот факт, что они могут выполняться без задействования обширного пространства.
Необходимо обратить внимание на очень важный аспект применения упражнений из 3D-фитнеса с целью коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста. Для того чтобы такие упражнения принесли максимальную пользу детям с вышеуказанными патологиями, они должны иметь речевое сопровождение, так как только в этом случае у ребенка появится возможность координировать свои движения в рамках определенного ритма. Сила голоса того, кто проводит упражнения, может быть использована для того, чтобы задать амплитуду и выразительность движений в рамках отдельно взятого упражнения или его части. Вышесказанное особенно значимо именно для детей с проблемами речевого развития в силу того, что у них зачастую имеются изменения тонуса мышц. В силу этого применять упражнения, вектор которых лежит в направлении активного напряжения и расслабления различных групп мышц, в особенности в сопровождении речи специалиста (а позднее - и самого ребенка), не просто оправдано, а абсолютно необходимо. Звуковая гимнастика в данном случае оказывает то же самое воздействие, что и вибромассаж: мышцы шеи, лица и гортани расслабляются, позволяя ребенку четче произносить звуки. Кроме того, происходит
ритмизация речи движениями, что ведет к повышению ее четкости и эмоциональности.
ВЫВОДЫ
Мы сделали ряд выводов относительно возможностей 3D-фитнеса в качестве одного из методов коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
1. Считается доказанной взаимосвязь моторики и речевого развития детей дошкольного возраста, причем в данном случае речь идет не только о мелкой моторике, но и о более сложных движениях.
2. Среди направлений коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста можно выделить адаптивную физическую культуру, частью которой является новое направление, а именно, 3D-фитнес, который представляет собой движение в трех плоскостях: сагиттальной, фронтальной и горизонтальной.
3. Различные упражнения, включающие в себя отдельные направления 3D-фитнеса, например, упражнения с мячом, а также упражнения, направленные на развитие мелкой моторики в сочетании с речевыми упражнениями, представляют собой комплексный подход с точки зрения коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста. В силу того, что потребность в движении у детей дошкольного возраста очень значительная, упражнения 3D-фитнеса, как правило, воспринимаются детьми с большим энтузиазмом, и коррекция речевых нарушений проходит в игровой форме.
Необходимо отметить, что поскольку 3D-фитнес представляет собой новое направление адаптивной физической культуры, исследования, касающиеся использования этого направления в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста, должны быть продолжены.
Список источников
1. Лиджиева Д.М. Нарушение речи у детей дошкольного возраста // Молодежь в науке: новые аргументы: сб. науч. работ 4 Междунар. молодеж. конкурса / отв. ред. А.В. Горбенко. Липецк: Науч. партнерство «Аргумент», 2016. Ч. 2. С. 50-53. https://elibrary.ru/wftcgf
2. Шемякова С.А. Актуальные проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений у детей // Инте-гративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 1-1. С. 124-128. https://elibrary.ru/yrdbdb
3. Кузнецова Н.Н. Взаимосвязь между особенностями речевого развития и общей моторикой детей с нарушениями речи // Логопедия. 2015. № 4 (10). С. 47-52. https://elibrary.ru/rnwnvj
4. Конюхова Ю.А. Активизация моторных функций как важное условие речевого развития детей // Pem: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 2. С. 100-108. https://elibrary.ru/ykkbcx
5. Дудьев В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 10 (61). С. 79-83. https://elibrary.ru/kkpqhb
6. Гарева Т.А. Исследование особенностей вариабельности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 6. С. 31-45. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.02, https://elibrary.ru/rbytbg
7. Плякина В.В. Проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры и спорта // Современные проблемы спорта, физического воспитания и адаптивной физической культуры: материалы 7 Междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 85-летию Донецк. нац. ун-та / гл. ред. Ю.А. Доценко. Донецк: Изд-во Донецк. нац. ун-та, 2022. Т. 2. С. 175-181. https://elibrary.ru/brlzhh
8. Бабенко А.А. Адаптивная физическая культура // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г.К. Карпова. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2019. Вып. 2. С. 100-102. https://elibrary.ru/fdnhll
9. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Коррекция нарушений двигательной сферы у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Специальное образование. 2020. № 4. С. 140-156. https://doi.org/10.26170/sp20-04-11, https://elibrary.ru/jjhhaa
10. Белова М.П. Создание игровой мотивации на логопедических занятиях: игровые упражнения и приемы, способствующие поддержанию интереса к занятию // Дошкольная педагогика. 2020. № 5. С. 44-48. https://elibrary.ru/egywbo
11. Федорова Н.И. Адаптивная физическая культура детей с нарушениями речи с использованием средств логоритмики // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 9 (199). С. 303-306. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.202L9.p303-307, https://elibrary.ru/iaaqgo
References
1. Lidzhieva D.M. (2016). Narushenie rechi u detei doshkol'nogo vozrasta [Speech disorders in preschool children]. In: Gorbenko A.V. (executive ed.). Sbornik nauchnykh rabot 4 Mezhdunarodnogo molodezhnogo konkursa «Molodezh' v nauke: novye argumenty» [Proceedings of Scientific Works of the 4th International Youth Competition "Youth in Science: New Arguments"]. Lipetsk, "Argument" Scientific Partnership Publ., pt. 2, pp. 50-53. (In Russ.) https://elibrary.ru/wftcgf
2. Shemyakova S.A. (2017). Current problems of diagnosis and correction speech disorders in children. Inte-grativnye tendentsii v meditsine i obrazovanii [Integrative Trends in Medicine and Education], vol. 1-1, pp. 124-128. (In Russ.) https://elibrary.ru/yrdbdb
3. Kuznetsova N.N. (2015). Vzaimosvyaz' mezhdu osobennostyami rechevogo razvitiya i obshchei motorikoi detei s narusheniyami rechi [The relationship between the features of speech development and general motor skills of children with speech disorders]. Logopediya [Logopedia], no. 4 (10), pp. 47-52. (In Russ.) https://elibrary.ru/rnwnvj
4. Konyukhova Yu.A. (2018). Activation of motor functions as an important condition for speech development of children. Pem: Psychology. Educology. Medicine, no. 2, pp. 100-108. (In Russ.) https://elibrary.ru/ykkbcx
5. Dudev V.P. (2006). Vzaimosvyaz' razvitiya dvigatel'noi i rechevoi funktsional'nykh sistem cheloveka v normal'nom i narushennom ontogeneze [The relationship between the development of motor and speech functional systems of a person in normal and impaired ontogenesis]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo
pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 10 (61), pp. 79-83. (In Russ.) https://elibrary.ru/kkpqhb
6. Gareva T.A. (2021). Studying peculiarities of variability of speech, language and motor processes in children with dysarthria. Science for Education Today, vol. 11, no. 6, pp. 31-45. (In Russ.) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.02, https://elibrary.ru/rbytbg
7. Plyakina V.V. (2022). Problemy i perspektivy razvitiya adaptivnoi fizicheskoi kul'tury i sporta [Problems and prospects of adaptive physical culture and sports development]. In: Dotsenko Yu.A. (ed.-in-chief). Ma-terialy 7 mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii posvyashchennoi 85-letiyu Donetskogo nat-sional'nogo universiteta «Sovremennye problemy sporta, fizicheskogo vospitaniya i adaptivnoi fizicheskoi kul'tury» [Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 85th Anniversary of Donetsk National University "Modern Problems of Sports, Physical Education and Adaptive Physical Culture"]. Donetsk, Donetsk National University Publ., vol. 2, pp. 175-181. (In Russ.) https ://elibrary.ru/brlzhh
8. Babenko A.A. (2019). Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical culture]. In: Karpova G.K. (executive ed.). Materialy 4 Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoi kul'tury i sporta v sovremennykh usloviyakh» [Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference "Actual problems of physical culture and sports development in modern conditions"]. Kursk, University Book closed joint stock company Publ., issue 2, pp. 100-102. (In Russ.) https ://elibrary.ru/fdnhll
9. Baryaeva L.B., Lopatina L.V. (2020). Rehabilitation of motor impairments in preshoolers with minimal dy-sarthric disorders. Spetsial'noe obrazovanie = Special Education, no. 4, pp. 140-156. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/sp20-04-11, https://elibrary.ru/jjhhaa
10. Belova M.P. (2020). Sozdanie igrovoi motivatsii na logopedicheskikh zanyatiyakh: igrovye uprazhneniya i priemy, sposobstvuyushchie podderzhaniyu interesa k zanyatiyu [Creating game motivation in speech therapy classes: game exercises and techniques that help maintain interest in the lesson]. Doshkol'naya pedago-gika [Preschool Pedagogy], no. 5, pp. 44-48. (In Russ.) https://elibrary.ru/egywbo
11. Fedorova N.I. (2021). Adaptive physical culture of children with speech disorders using means of logor-hythmics. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Uchenye Zapiski Universiteta Imeni P.F. Les-gafta, no. 9 (199), pp. 303-306. (In Russ.) https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.202L9.p303-307, https ://elibrary.ru/iaaqgo
Информация об авторе
Ивлева Алена Николаевна, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Российская таможенная академия, Ростовский филиал, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0001 -7704-2784, п^а.а1епа[email protected]
Поступила в редакцию 04.01.2023 Поступила после рецензирования 29.03.2023 Принята к публикации 27.04.2023
Information about the author
Alena N. Ivleva, Senior Lecturer of Physical Training Department, Russian Customs Aacademy, Rostov Branch, Rostov-on-Don, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0001-7704-2784, [email protected]
Received 04.01.2023 Approved 29.03.2023 Revised 27.04.2023