Научная статья на тему 'Внедрение технологий адаптивного фитнеса в занятия лечебной физической культурой с детьми, имеющими нарушения осанки'

Внедрение технологий адаптивного фитнеса в занятия лечебной физической культурой с детьми, имеющими нарушения осанки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
704
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНАЯ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ОСАНКА / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ / FITNESS / FITNESS TECHNOLOGY / THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE / SPECIAL / PREPARATORY MEDICAL GROUP / POSTURE / THERAPEUTIC AND PREVENTIVE DANCE / CORRECTION OF DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сайкина Елена Гавриловна, Смирнова Юлия Владимировна

В представленном материале выявлены основные проблемы занятий по лечебной физической культуре с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья на современном этапе. Приведены данные анализа научных исследований по вопросам применения средств фитнеса в работе с занимающимися различных нозологических групп. Дано обоснование внедрения адаптивного детского фитнеса в процесс занятий по лечебной физической культуре. Рассмотрено содержание фитнес-программы коррегирующей направленности «Лечебно-профилактический танец». Раскрыты возможности оздоровительного влияния музыкального сопровождения и танца в сочетании с упражнениями лечебной физической культуры, на физическое и психическое состояние занимающихся. Также выявлена острая необходимость профилактики и коррекции нарушений осанки у современных школьников, в связи с чем предложено применение программы лечебно-профилактического танца. Экспериментально доказана эффективность оздоровительного влияния данной программы на состояние осанки детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF ADAPTIVE FITNESS TECHNOLOGIES IN CLASSES OF PHYSICAL THERAPY WITH CHILDREN WITH POSTURE DISORDERS

In the presented material the main problems of classes in medical physical culture with children with deviations in the state of health at the present stage are revealed. The data of the analysis of research on the use of fitness tools in working with various nosological groups are presented. Given the rationale for the introduction of adaptive children's fitness in the process of classes in medical physical culture. Considered the content of the fitness program correcting focus "Therapeutic and prophylactic dance." The possibilities of health effects of music and dance, in combination with the exercises of therapeutic physical culture, on the physical and mental state of the students are revealed. The urgent need to prevent and correct posture disorders in modern schoolchildren has also been identified, and therefore the use of a program of therapeutic and preventive dance has been proposed. Experimentally proved the effectiveness of the health effects of this program on the state of the posture of children.

Текст научной работы на тему «Внедрение технологий адаптивного фитнеса в занятия лечебной физической культурой с детьми, имеющими нарушения осанки»

Педагогика

УДК: 796.011.3

доктор педагогических наук, профессор Сайкина Елена Гавриловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Смирнова Юлия Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АДАПТИВНОГО ФИТНЕСА В ЗАНЯТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

Аннотация. В представленном материале выявлены основные проблемы занятий по лечебной физической культуре с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья на современном этапе. Приведены данные анализа научных исследований по вопросам применения средств фитнеса в работе с занимающимися различных нозологических групп. Дано обоснование внедрения адаптивного детского фитнеса в процесс занятий по лечебной физической культуре. Рассмотрено содержание фитнес-программы коррегирующей направленности «Лечебно-профилактический танец». Раскрыты возможности оздоровительного влияния музыкального сопровождения и танца в сочетании с упражнениями лечебной физической культуры, на физическое и психическое состояние занимающихся. Также выявлена острая необходимость профилактики и коррекции нарушений осанки у современных школьников, в связи с чем предложено применение программы лечебно-профилактического танца. Экспериментально доказана эффективность оздоровительного влияния данной программы на состояние осанки детей.

Ключевые слова: фитнес, фитнес-технологии, лечебная физическая культура, специальная, подготовительная медицинская группа, осанка, лечебно-профилактический танец, коррекция нарушений.

Annotation. In the presented material the main problems of classes in medical physical culture with children with deviations in the state of health at the present stage are revealed. The data of the analysis of research on the use of fitness tools in working with various nosological groups are presented. Given the rationale for the introduction of adaptive children's fitness in the process of classes in medical physical culture. Considered the content of the fitness program correcting focus "Therapeutic and prophylactic dance." The possibilities of health effects of music and dance, in combination with the exercises of therapeutic physical culture, on the physical and mental state of the students are revealed. The urgent need to prevent and correct posture disorders in modern schoolchildren has also been identified, and therefore the use of a program of therapeutic and preventive dance has been proposed. Experimentally proved the effectiveness of the health effects of this program on the state of the posture of children.

Keywords: fitness, fitness technology, therapeutic physical culture, special, preparatory medical group, posture, therapeutic and preventive dance, correction of disorders.

Введение. Занятия фитнесом вызывают интерес самого широкого круга занимающихся, разных социальных групп, независимо от пола, возраста и состояния здоровья. Идеалы психического и физического здоровья, молодости, красоты, успешности, пропагандируемые в нём, оказывают своё влияние на мировоззрение как здоровых, так и имеющих различные отклонения в здоровье детей и подростков.

Внедрение фитнес-программ и отдельных технологий в детские специальные (коррекционные) учреждения и в занятия лечебной физической культурой могут быть весьма эффективны для решения ряда проблем данного контингента занимающихся.

В последние годы в научных публикациях различных авторов рассматриваются проблемы применения различных фитнес-технологий в работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Физическая реабилитация детей с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата с использованием фитболов широко представлена в работах И.М. Степановой; Т.В. Левченковой; Г.Г. Лукиной; А.А. Потапчук; С.В. Кузьминой и др. [4].

Появившиеся в последние годы научные статьи позволяют говорить о том, что применение фитнес-технологий в сфере лечебной и адаптивной физической культуры детей и подростков успешно содействует решению ее целей и задач. Занятия фитнесом могут давать не только оздоровительный, лечебно-профилактический и коррекционный эффект, но и предоставить занимающимся широкие возможности самоактуализации, самопознания, социализации, что особенно важно для этого контингента занимающихся.

Детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики заболеваний и укрепления состояния здоровья, физического развития детей и подростков на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся.

Всё это требует нового методологического подхода к управлению программно-целевым развитием фитнеса, особенно в детской и подростковой среде. Используя в полной мере огромный социально-оздоровительный потенциал фитнеса в профилактике различных заболеваний, гиподинамии, мы получаем наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного оздоровления детей дошкольного и школьного возраста.

Особого внимания заслуживает тот факт, что существующие программы по лечебной физической культуре тесно взаимосвязаны по своей идеологии с целевыми установками детского фитнеса и, в частности, с фитнес-программами коррекционной направленности.

Изложение основного материала статьи. В последнее время коррекционные программы детскому фитнесу, в которых музыкальное сопровождение, физические упражнения и танец являются основой, стали востребованными среди специалистов по физической культуре, фитнесу и лечебной физической культуре. Следует подчеркнуть, что такие программы обладают комплексным и весьма эффективным воздействием на занимающихся и позволяют совершенствовать ряд жизненно значимых для реабилитации данного контингента занимающихся в медицинских, психомоторных, психологических и социальных аспектах.

Однако следует подчеркнуть, что работа специалиста по детскому фитнесу в таких учреждениях будет иметь, помимо стандартных, и свои специфические особенности, обусловленные характером нарушений в состоянии здоровья ребенка и огромной ответственностью за эффективность применения отобранных

специалистом фитнес-технологий. Следует отметить, что в последнее время в проведении занятий по лечебной физической культуре с детьми наблюдаются различные проблемы.

Во-первых, занятия по лечебной физической культуре проводят в основном медицинские работники, которые не имеют специального физкультурного образования и, к сожалению, не владеют методикой преподавания. Они имеют недостаточный двигательный запас, а арсенал специальных упражнений у них весьма мал. В связи с этим наблюдается определенный шаблон в подборе упражнений и их проведении, все это приводит к однообразию занятий, снижению интереса у детей к выполнению упражнений, что сказывается на их эффективности.

Во-вторых, отсутствие музыкального сопровождения, инновационных физкультурно-оздоровительных технологий, игровых моментов, современного инвентаря и оборудования на занятиях усугубляет поставленные проблемы.

В-третьих, большинство занятий по лечебной физической культуре в коррекционных учреждениях проводятся по авторским, не имеющим научного обоснования программам, в которых отсутствует система занятий. Поэтому, рассматривая пути применения научно-обоснованных, адаптированных к данному контингенту занимающихся фитнес-программ и технологий в системе специального (коррекционного) образования, можно определить, что и в подготовке специалиста по детскому фитнесу для этой сферы появятся соответствующие требования. На это обращают внимание многие авторы, предлагая ввести специализацию по «Адаптивному фитнесу» в структуру подготовки специалистов по физической культуре в высших учебных заведениях [2].

В связи с этим, детский фитнес, обладая большим потенциалом оздоровительного и профилактико-коррегирующего воздействия на занимающихся, должен пополняться научно-обоснованными методиками и технологиями, разработанными специалистами-профессионалами для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, детей-инвалидов, что даст возможность внедрения эффективных специализированных программ и реабилитационных фитнес-технологий в систему лечебной и адаптивной физической культуры.

Фитнес-технологии в лечебной физической культуре могут с успехом использоваться для коррекции и профилактики различных нарушений опорно-двигательного аппарата и, в частности, нарушений осанки, плоскостопия, близорукости глаз и др. во всех ее организационных формах: как в процессе основных физкультурных занятий по лечебной физической культуре, так и в режиме дня и в дополнительных фитнес-услугах (в качестве дополнительных образовательных программ как группового, так и персонального формата занятий).

Известно, что одним из самых распространенных и пролонгированных заболеваний у детей и подростков являются нарушение осанки. Как указывают авторы, количество детей с данными отклонениями в Санкт-Петербурге за последние 30 лет увеличилось в 3 раза [1]. В среднем, четыре ребёнка из пяти имеют нарушения осанки. По результатам исследования многих авторов, увеличилась частота выявления тяжелых форм сколиоза, интенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата, в том числе и ранний остеохондроз, распространённость плоскостопия составляет на сегодня 40% [3].

Следует констатировать, что в последние годы статистика практически не меняется. Осанка во многом определяет нормальное функционирование важнейших органов и систем организма и является одним из главных слагаемых здоровья ребёнка. Её нарушения отрицательно сказываются на работе сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем организма.

В этой связи актуальность проблемы поиска эффективных средств и методов формирования правильной осанки, коррекции и профилактики ее заболеваний, увеличения двигательной активности как значимого фактора интеллектуального, эмоционального и физического развития ребенка, является несомненной.

В процессе поиска современных технологий, способных эффективно решать указанные проблемы, преподавателями кафедры гимнастики и фитнес-технологий РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработана программа по лечебно-профилактическому танцу (ЛПТ) для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, основой которой является танец, музыка и коррегирующая гимнастика. Программа в течение многих лет проходила апробацию и имеет научное обоснование, представленное в научных работах различных авторов и в учебно-методическом пособии, которое выпускается большим тиражом (с 2005-2016гг.) на всю Россию [6].

В программу ЛПТ входят образные танцевальные комплексы упражнений, которые имеют специальную направленность и решают определённые лечебно-профилактические задачи, в том числе, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, оздоровление различных функций и систем организма ребёнка. Программный материал в основном ориентирован на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе. В то же время, комплексы упражнений ЛПТ можно применять в адаптивной физической культуре, при работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с детьми-инвалидами.

Основными средствами ЛПТ являются упражнения общеразвивающей и специальной направленности.

Упражнения общей направленности включают: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц и танцевальные упражнения. Комплексы физических упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовленности занимающихся.

Упражнения специальной направленности включают: упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, гимнастику глаз, упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на фитболах, которые позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс и корректировать имеющиеся нарушения осанки.

Все упражнения ЛПТ объединены в законченные, образные танцевальные композиции, которые выполняются под специально подобранную музыку в определенном темпе и ритме, преимущественно поточным способом. Это служит отличительной чертой данной программы и способствует её высокой эффективности в решении поставленных задач и эмоциональной привлекательности для занимающихся.

Известно, что музыка и танец имеют большое оздоровительное значение и могут применяться в терапевтическом и психотерапевтическом лечении, а также для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного и школьного возраста.

Следует особо подчеркнуть, что все современные фитнес-технологии неразрывно связаны с музыкой. При этом музыкальное сопровождение само по себе является многогранным и тонким инструментом психофизиологического воздействия на организм человека. Неправильное применение этого средства не только резко снижает его эффект, но зачастую делает его бессмысленным и даже вредным. Музыка по-разному воздействует на организм человека в зависимости от характера музыкального произведения, воспринимаемого через темп, ритм, динамические оттенки, акценты, тембр и другие средства музыкальной выразительности, а также от возраста занимающихся и темперамента [5].

Специфика генезиса нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата такова, что существенное влияние на возникновение заболеваний данного профиля оказывают негативные эмоции, психологическое напряжение, приводящие к мышечному зажиму, в том числе и мышц, служащих корсетом позвоночнику. Помочь в преодолении этих затруднений может грамотно подобранное музыкальное сопровождение.

Танец также имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Танцевальные упражнения не требуют специальных снарядов, длительной подготовки, определённой площадки, они прививают занимающимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, то есть формируют правильную, красивую осанку, умение сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положений звеньев тела, координационную целесообразность движений.

Музыка и танец имеет психотерапевтическое значение. В последнее время направления танцевальной психотерапии, основная цель которой - помочь детям с неустойчивой нервной системой, эмоционально перегруженным, пользуются большой популярностью. Отдельные приёмы танцетерапии также вошли в арсенал средств программы ЛПТ.

Таким образом, музыка и танец, в сочетании с гимнастическими упражнениями и специфическими упражнениями лечебной физической культуры являются, на наш взгляд, тем уникальным сплавом средств, который необходим для укрепления, коррекции и профилактики различных заболеваний организма ребенка, в том числе и одного из самых распространённых - нарушений осанки.

Для обеспечения правильной осанки следует гармонично развивать силу различных мышечных групп, формировать умения напрягать и расслаблять мышцы в покое и в движении, дифференцировать мышечно-суставные ощущения по степени усилий, распределять положения отдельных частей тела в пространстве, содействовать развитию гибкости суставов.

Для решения поставленных задач в программе ЛПТ представлено большое разнообразие упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику и коррекцию её нарушений. Для упорядочения все упражнения разделены на отдельные группы и подгруппы, сходные по воздействию и направленности решения педагогических задач, что позволяет быстрее ориентироваться в их многообразии и рационально использовать их в целях программы ЛПТ на занятиях с детьми.

В зависимости от педагогических задач все упражнения, направленные на формирование и профилактику нарушений осанки, распределены на четыре основные группы. К первой относятся упражнения, направленные на создание представления и формирование правильной осанки. Ко второй -упражнения на укрепление мышц, развитие силы и формирование мышечного корсета. В третью входят упражнения на закрепление и совершенствование навыка правильной осанки. Все три группы упражнений взаимосвязаны, так как формируют навык правильной осанки.

Четвертую группу составляют коррекционные упражнения, направленные на исправление различных нарушений осанки. Для решения определенной педагогической задачи следует выбрать необходимые упражнения, входящие в ту или иную группу упражнений ЛПТ. К ним относятся: упражнения в равновесии; упражнения с предметами (гимнастическая палка, мяч, обруч, скакалка и др.); упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка и др.); упражнения хореографии и танцев; строевые упражнения; упражнения на фитболах; упражнения на дыхание (укрепление межрёберных мышц); упражнения на самовытяжение; подвижные игры, направленные на формирование осанки и прикладные упражнения (бег, ходьба, лазание, висы и др.); упражнения на расслабление, растягивание и самомассаж.

В связи с этим необходимо отметить, что все представленные группы упражнений имеют большое значение для формирования правильной осанки. Они могут использоваться как в различном сочетании, так и в специальных танцевальных комплексах упражнений, представленных в программе для решения определённых задач. При выборе средств ЛПТ необходимо учитывать: совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на организм занимающихся; выделение конкретных лечебно-профилактических задач; возраст занимающихся, принадлежность к медицинской группе (основная, подготовительная, специальная), диагноз заболевания; психомоторное развитие занимающихся.

Освоение данной программы помогает естественному развитию организма ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, а также профилактике и коррекции различных заболеваний осанки.

Проведенные педагогические эксперименты в разных учреждениях с детьми дошкольного и школьного возраста показывают положительные результата. Статистически достоверный прирост наблюдается в показателях силы мышц спины, брюшного пресса, гибкости, скоростно-силовых качествах, статической выносливости. Также следует отметить результаты осмотра осанки врача-ортопеда. В результате было определено, что в экспериментальных группах (занимающихся в течение года и имеющих различные нарушения осанки) по средним показателям 54% у занимающихся не выявлено нарушений; у 31% детей диагноз снимается частично снят диагноз и только у 15% занимающихся диагноз остается без изменений, видимо двухразовых занятий в течение года для данного контингента недостаточно (Рис. 1) [4].

нет нарушении диагноз

осанки и нарушения осанки плоскостпия и плоскостопия снят частично

диагноз без изменений

□ Экспериментальная группа □ Контрольная группа □

Рисунок 1. Средние показатели изменений состояния осанки и плоскостопия после серии

педагогических экспериментов

Выводы. Разнообразие применяемых средств и многогранность воздействия упражнений программы «Лечебно- профилактический танец» находит самое широкое применение в практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также с детьми-инвалидами, как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных медицинских центрах, фитнесс-клубах, учреждениях дополнительного образования.

Программа лечебно-профилактического танца «Фитнес-Данс» является инновационной, востребованной и пользуется большой популярностью у специалистов по физической культуре, детскому фитнесу (по данным опроса слушателей курсов повышения квалификации). В течение 7 лет в институте дополнительного образования РГПУ им. А.И. Герцена по ней проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Она включена в учебные дисциплины студентов, обучающихся в институте по физической культуры и спорта по направлениям: «Физическая культура», «Физкультурное образование», «Адаптивная физическая культура».

Литература:

1. Лукина Г.Г., Семёнова Т.В. Профилактика нарушений осанки у детей 5-6 лет средствами фитбол-гимнастики // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сборник научно-методических трудов. - СПб.: Белл, 2004. - С. 121-125

2. Панфилов О.П., Борисова В.В., Артамонова Л.Л., Фризен А.В. Специализация «Адаптивный фитнесс» в структуре подготовки специалистов по физической культуре // Подготовка специалистов по физической культуре в условиях модернизации образования: матер. Всерос. науч.- практ. конф., посвящ. 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию фак-та физ. культуры. - СПб.: Стратегия будущего, 2006. - 282 с.

3. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. - СПб.: Речь, 2007. - 464 с.

4. Сайкина Е.Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования детей и подростков в современных социокультурных условиях: монография. - СПб.: Образование, 2008. - 301 с.

5. Смирнова Ю.В. Психорегуляция в занятиях физическими упражнениями с музыкальным сопровождением: монография. - СПб.: Арт-Экспресс, 2017. - 168 с.

6. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес-Данс»: учебное пособие. -СПб.: Детство-пресс, 2016. - 384 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат исторических наук, доцент Сайфутдинова Гузель Борисовна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань),

Казанский федеральный университет (г. Казань);

доктор исторических наук, профессор Титова Татьяна Алексеевна

Казанский федеральный университет (г. Казань)

МУЗЕЙ ВУЗА - КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО

НАСЛЕДИЯ

Аннотация. Музеи являются центрами сохранения, изучения культуры и наследия. Одна из главных задач музеев заключается в актуализации экспозиции в культурном и образовательном значении. Экспозиции музея предназначены для интеллектуального прочтения истории. Музеи вузов представляют собой особый ряд музеев, поскольку они дают информацию для студенческой молодежи и являются образовательным ориентиром для сохранения культурного наследства, связанного с формированием различных видов деятельности и признаны вызывать интерес в первую очередь в профессиональной области. Музей истории Казанского государственного энергетического университета обращается к потребностям студентов, магистрантов и абитуриентов и представляет историю энергосистемы и энергетического образования региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.